Проект по логопедии (группа) на тему: Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ. Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на разв


Практическое значимость работы: представленная система игровых заданий, проектов может использоваться логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической и общеобразовательной работы по развитию детей. Актуальность: Работа по развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.


Задачи: - рассмотреть современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением (ФФН); - систематизировать и расширить систему игровых приемов работы по формированию фонематического слуха и восприятия, учитывая особенности развития детей с ФФН; - развивать у детей осознанный интерес к родному языку и его законам, направляя их внимание на внешнюю, звуковую сторону речи на основе дидактических игр и упражнений; - формировать коррекционно-логопедическую компетенцию родителей и педагогов по вопросу развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста путем реализацией проекта «Фонетика для дошкольников». Цель: совершенствование системы коррекционно- логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.


Теоретическое изучение фонематического восприятия у детей с ФФН С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, М.Е.Хватцев, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его воспри­ятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи


1 этап - узнавание неречевых звуков. 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 3 этап - различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап - дифференциация слогов. 5 этап - дифференциация фонем. 6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН


Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению « Звуковое лото »«Выбери картинки с нужным звуком»


Дидактические игры проводятся дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики,от индивидуально - психологических особенностей детей. «Звуковые колеса» «Определи первый звук в слове» »» «Поющие звуки»«Звуковые шары»


Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Фонетика для дошкольников» План мероприятий проекта «Фонетика для дошкольников» 1. Вечер загадок «Поющие звуки» (загадки - отгадки на гласные звуки). 2.Конкурс «Сделай букву сам» (изготовление объемных букв родителями с детьми). 3.Интегрированное занятие «День рождения буквы Ш». 4.Практикум для родителей «Фонетический серпантин» (игры на фонематическом материале. Консультация для родителей «Развиваем фонематическое восприятие». 5. Информация в уголок для родителей: « Фонетика – это…»; « Шпаргалка для родителей»; « Развиваем фонематический слух» Игротека «Калейдоскоп Звуков». Индивидуальные представления детьми выбранных звуков




1. Систематизация и пополнение базы дидактических игр по развитию фонематического слуха и восприятия. 2. Положительная динамика в коррекции речевых нарушений. 3. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов прогимназии и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе. Результаты работы

Лексика и грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речи многие исследователи (, и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Анализ данных позволяет установить, что у детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие всех функций фонематической системы.

Мой практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, сочетаний звуков, слогов и слов. Без длительных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (соединение звуковых элементов в единое целое) дети с нарушениями речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Что же такое фонематический слух – это «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Филичева).

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Филичева).

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

    упражнения в различении неречевых звуков; упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений разных по высоте, силе и тембру голосом; упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком; упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Я хочу поговорить о последних двух этапах в развитии фонематического восприятия с помощью дидактических игр и упражнений.

Остановимся на упражнении по различению детьми правильно и неправильно произносимых логопедом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой речи, а потом в собственной речи. Это наиболее простая форма фонематического восприятия.

Упражнения:

“Недовольный гном”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного гнома.

“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

Другой вариант:

Взрослый показывает и называет картинку с изображением банана, а потом объясняет, что сейчас будет называть картинку правильно и неправильно, а дети должны хлопнуть (топнуть, поднять сигнальную карточку), если слово взрослый произнесет слово правильно.

Примеры используемых игр и упражнений

“Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

“Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;

дудка, будка, будка, будка и т. д.

“Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

“Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне – мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

“Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...?
На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам – все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...?
С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, венок , моток и т. д.

Большой процент детей, обращающихся к логопеду, имеют диагноз «стертая форма дизартрии» и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации (различения) звуков. Поэтому работа над звукопроизношением требует от логопеда определенных усилий и ведется на протяжении длительного периода.

На этом этапе требуется не только научить различать звуки на слух. Но и запоминать и воспроизводить (произносить) ряды звуков и слогов.

Следует отметить, что в упражнениях используются те звуки, которые ребенок произносит правильно. Обязательно подключаем игровые персонажи.

К нам в гости прилетели инопланетяне. Мы должны выучить их язык, повторите за ними:

Та-Та-та – Я дзодзик.

Па-по-пу – здравствуйте.

Па-та-ка – Как дела?

Но-по-то – Мы прилетели с далекой планеты и т. д.

Что мы делаем, выполняя эти упражнения. Учим воспроизводить:

Слоговой ряд со сменой ударного слога;

Слоговые сочетания с одним согласным и разными гласными звуками (используем звуки, резко отличающиеся артикуляционным укладом);

Слоговые сочетания с согласными близкими по акустико-артикуляционными укладами.

В это время активно проводится работа по уточнению произношения сохранных звуков и закреплению их в речи, затем начинается работа по постановке, автоматизации в различных позициях (в открытом, закрытом слоге и со стечением согласных), а затем в уточнении восприятия на слух и в речи. В работе над уточнением звука на слух или различением выделяют определенные этапы:

    дифференциация в ряду звуков; дифференциация в ряду слогов; дифференциация в ряду слов; дифференциация в предложениях.

Например:

Игры и упражнения по уточнению восприятия детьми звука [л].

    «Построй забор», «Выложи дорожку», «Повесь яблоки», «Укрась пальчики» ит. д.,

если услышишь звук, слог, слово, предложение со звуком [л].

Работа по дифференциации звуков:

Близких по акустико-артикуляционным признакам;

По глухости – звонкости;

По твердости – мягкости

ведется по тем же этапам (звук, слог, слово, предложение).

Например:

Знакомя детей со звонкими и глухими согласными, можно объяснить им, что при произнесении звонких согласных звуков «горлышко дрожит», и предложить положить руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «горлышко не работает», что тоже проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук.

Рассмотрим этапы работы по различению согласных звуков [п] и [б]. Объяснение начинает с этапа описанного выше.

Задание .

Детям раздаются карточки и дается задание поднимать карточку с колокольчиком, если они услышат звук [б], и с зачеркнутым колокольчиком, если услышат звук [п]. Аналогично проводится упражнение в различении этих звуков в слогах, словах.

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, бу–бу–бо, па–па–ба и т. д.) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: бу–бу–бо, па– па–ба, ба–па–ба и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Игра «Закончи слово».

Педагог произносит начальные слоги, а ребенок заканчивает их слогом ба или па: гу, ли, ры, шу, ла, Лю, тру, шля.

Игра «Подарки».

Сегодня День рождения у мальчика Бори и девочки Поли. Им подарили много подарков, поможет их разобрать. Картинки со звуком [б] отдадим мальчику Боре, а со звуком [п] девочке Поле.

Игра «Скажи наоборот».

Педагог бросает мяч и называет слова со звонким и глухим согласным звуком, ребенок ловит мяч, если в слове звонкий согласный, а если глухой, то мяч отбивает.

Другой вариант.

Педагог бросает ребенку мяч и произносит слово, содержащее звонкий согласный, ребенок ловит мяч, возвращает его педагогу и произносит слово, содержащее парный глухой согласный, или наоборот.

Аналогично строится работа по дифференциации близких по акустико-артикуляционным признакам звуков и твердых и мягких согласных.

Игра «Веселые путешественники»

Педагог раскладывает картинки, содержащие в названиях звуки [c] и [ш]. Затем ставит изображения машины и автобуса и просит детей рассадить животных, в названии которых есть звук [с] в автобус, а со звуком [ш] в машину.

Другой вариант.

Дети рассаживают животных со звуком [ш] в автобус, а со звуком [c] в машину. Затем рассказать, какие животные едут в автобусе, а какие в машине. «В машине едет собака». «В автобусе едет кошка».

Игра «Разноцветная мозаика».

Педагог раскладывает перед детьми картинки с твердым и мягким согласным [в] и [в’]. К картинкам с твердым звуком надо прикрепить синюю прищепку, а к картинкам с мягким согласным зеленую.

Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как формированию навыков звукового анализа и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.

Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов . Педагог раздает детям длинные и короткий полосочки и предлагает поднять короткую тогда, когда услышат короткие слова и наоборот (дом, молоко, гусеница, кит, мяч, эскалатор, Чебурашка, мак, магнитофон, мир). Можно проводить подвижные игры: присядь, когда услышишь короткое слово и поднимись на носочки, когда услышишь длинное слово.

Затем учим детей передавать ритмический рисунок слова , именно неумение воспроизводить ритмический рисунок приводит к тому, что слова у детей с нарушением речи долго не находят своего послогового выражения.

Вначале, учим детей выполнять задание по подражанию . Ребенок (отстукивает, отхлопывает, оттопывает) ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (па-па, ма-ма, ки-но, ва-та, Во-ва, ка-ша, но-ги, бо-бы, ду-га, ды-ня) по подражанию, а затем вместе с взрослым и самостоятельно . После двусложных слов переходим к трехсложным словам (мо-ло-ко, ра-ду-га, ма-ши-на, ко-ры-то, ка-на-ва) и только потом к односложным типа (кот, дым, мак, топ, бак). Важно научить детей сочетать один хлопок с односложным словом.

Усложняя работу над слоговой структурой слов упражняем:

В делении на слоги слов со стечением согласных (тап-ки, пал-ка, бан-ка), помня что деление происходит на стыке морфем ;

В проговаривании стечений согласных, включая звуки, которые ребенок может произносить.

· С общим стечением двух согласных звуков и разными гласными(пта-пто-пту-пты, тма-тмо-тму-тмы, фта-фто-фту-фты и т. д.)

· Со сменой позиции согласных звуков в их стечении (пта-пто-тпа-тпо).

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

а) анализ и синтез гласных звуков ау, уа, иа;

б) выделение начального ударного гласного звука из слов типа (утка, арка, иглы, ослик, осы, обруч);

в) выделение начального безударного гласного из слов типа (арбуз, индюк, улитка, азбука, эскимо);

г) выделение конечных гласных из слов типа (мак, кит, топ, пол, суп, дом);

д) анализ и синтез обратных слогов (ак, ип, ут, эм, он);

е) анализ и синтез прямых слогов (па, ту, по, мы);

ё) выделение начальных согласных из слов типа (нос, кот, кум, нам, мак);

ж) определение места любого звука в слове (начало, середина, конец);

з) полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность, характеристика звука).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с карточками и т. д.

Игра «Кто полетит на луну»

Педагог раскладывает перед детьми картинки птиц и животных. Помещает на доску изображение космического корабля. На луну отправятся только те животные и птицы, в названии которых есть звук [к].

Игра «Парочки» («Составь цепочку», «Замкни кольцо»).

Педагог раздает детям по одной картинке, предлагает рассмотреть и определить последний звук. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплекта. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой картинки. Составляются пары.

Другой вариант.

Дети с педагогом стоят в кругу, руки ладошками вверх и положены на соседа. Педагог называет первое слово, выделяя последний согласный, и хлопает своей ладошкой по ладошке соседа. Сосед называет слово со звука, на который заканчивается слово педагога (лоб-банка-автобус-санки-индюк).

Введение
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачичкин, Л. Ф. Чистов, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия анализа и синтеза для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Среди всех речевых дефектов нарушение фонематического восприятия анализа и синтеза является наиболее распространённым. По данным исследования Т.Б. Филичевой, среди 5128 дошкольников в разных регионах России было выявлено 1794 ребёнка с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза, что составляет 34,98% общего числа детей. По результатам обследования учителя – логопеда СОШ №4 выявлено 37% детей с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза. Результаты обследования детей в МКДОУ «Детский сад «Буратино» показали, что нарушения этого же характера имеют большое количество детей, что составляет 50% в старших и подготовительных группах. Нарушение фонематического восприятия часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда над формированием фонематического восприятия анализа и синтеза остаётся актуальным.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Практика показывает преимущества наглядного моделирования в работе с детьми:
материал интересен воспитанникам;
наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;
имеет ситуацию успеха;
вызывает положительные эмоции.
Многие педагоги (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В. К. Воробьева) считают: что для полноценного усвоения звуковой стороны речи посредством использования наглядного моделирования, работа будет эффективна тогда, будут соблюдены следующие педагогические условия:
1. Формирования интереса к речевой деятельности и наглядному моделированию;
2. Организация субъект – субъектного взаимодействия педагогов и детей;
3. Организация взаимодействия ДОУ и семья.
На основании выше изложенного определена основная цель проекта - развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, через наглядное моделирование, у детей с общим недоразвитием речи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Разработать проект для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза с детьми с общим недоразвитием речи.
2. Использовать наглядные методы и средства, побуждающие детей к процессу развития речи.
3. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование;
4. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи.
Реферативная часть
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению ребенка.
Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов и знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. В основе наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели дает возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач.
Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Развитие умения дешифровки модели.
3. Формирования навыка самостоятельного моделирования.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико – грамматического строя.
2. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и, особенно для определения путей их преодоления и коррекции.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемые результаты:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения в подгрупповые и индивидуальные занятия, игры и задания по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза на основе наглядного моделирования;
- полноценное освоение звуковой стороны речи, фонематического восприятия анализа и синтеза;
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей.
Проектная часть
Реализация проекта «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа: 1этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – проектно-организованный, 3 этап – практический, 4 этап – итоговый.
Этапы реализации
1этап – диагностико-мотивационный
Задачи:
1. Выявить уровень развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
2. Создать условия для активного участия в проекте детей, родителей.
Дата проведения Работа с детьми
- Диагностирование детей с общим недоразвитием речи.
-Анализ полученных результатов.
Работа с родителями
- Сообщение родителям об итогах проведения диагностирования.
- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми во время консультативных часов.
2 этап – проектно-организационный

Разработать проект «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование».

Разработка этапов проекта

Разработка комплекса игровых заданий по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза с использованием наглядного моделирования

Разработка перспективного плана с родителями

Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материал, изготовление схем, картинок - символов, макетов; создание мультимедийных презентаций)

3 этап – практический

1. Реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

2. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза.

Подготовительный этап включает в себя следующие разделы:

Раздел № 1: «Развитие слухового восприятия»

Раздел № 2: «Развитие слуховой памяти»

Основные задачи данного этапа:

Формировать фонематическое восприятие на материале не речевых звуков;

Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки;

Учить различать слова близкие, по звуковому составу;

Учить различать слоги и затем фонемы родного языка.

Основной этап включает в себя следующие разделы:

Раздел№ 1: «Обучение простым формам фонематического анализа»

Раздел № 2: «Обучение сложным формам фонематического анализа»

Раздел № 3: «Формирования навыка синтеза звука»

Раздел № 4: «Формирование фонематических представлений»

Цель данного этапа:

формирование у детей навыков фонематического восприятия анализа и синтеза с помощью наглядного моделирования.

Первый год работы

Сентябрь

Родительское собрание «По итогам обследования детей в старшей логопедической группе»

Консультация на тему: «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребёнка, разработка дидактического материала по звукопроизношению для занятий в домашних условиях»

Выставка пособий по наглядному моделированию: «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза»

Ширма «Звуки и их характеристика»

Мультимедийная презентация: «Вспомогательные схематические средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка фонематических процессов»

Ширма-выставка: «Звуки, слоги и слова»

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»

Игра «Что? Где? Когда?».

Работа с родителями

Второй год работы

Сентябрь

Родительское собрание «По итогам обследования детей в подготовительной логопедической группе»

Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников через наглядное моделирование»

«Акция от логопеда» - конкурс «Звуки, как мы их видим»

Выставка дидактического и методического пособия на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

«В помощь родителям»

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»

Ширма-выставка: «Звуки и буквы. Слово и предложение»

(с использованием схем)

Викторина для родителей и детей «Я звуки знаю лучше всех»

Май Мультимедийная презентация: «Дружим со звуками и буквами»

В течение года Индивидуальные консультации «На огонек»

IV этап – итоговый

Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.

9. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

10. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

13. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

14. Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская Справочник дошкольного логопеда – Р-н-Д 2009

« Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Разработала: Учитель – логопед Приказчикова Е. А. Рузаевка 2012 г. Инновационный проект "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий"


Актуальность выбранной темы определяется возрастающим количеством детей, имеющих нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - логопедом, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.


Концептуальность проекта: Новизной моей работы является создание системы игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН, применяемой на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).


Теоретическая база проекта: Теоретической основой исследования явились работы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Гвоздева А. Н., Левиной Р. Е., Чевелевой Н.А., Гриншпун Б.М., Селиверстова В.И., Ткаченко Т. А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В. и других ведущих специалистов в области логопедии, подтверждающие, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, слоговой структуры слова, словаря, артикуляции и дикции. Л.Ф. Спировой Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.Н. Сазоновой уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей, так как, фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.


Теоретическая база проекта: Профессор Б.Г.Ананьев указывал на связь ошибок в чтении и письме, трудности в освоении школьниками грамматики с несформированностью фонематического восприятия в дошкольном возрасте. В последнее десятилетие проблема детской игры находится в центре внимания многих исследований. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребёнка по ориентации в мире действий, отношений, задач и мотивов человеческой деятельности (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А.Венгер). Одним из путей оптимизации соотношения учебной нагрузки с другими видами деятельности является процесс интеграции. Данная точка зрения подтверждается работами Л.И.Балашовой, М.Н.Берулавы, Г.Ф.Гегеля, В.В.Краевского, Т.С.Комаровой. Использование различных форм интеграции особенно эффективно в период предшкольного образования. Профессором Р.Е.Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям предшкольного возраста, который указывает на то, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексиии – нарушению процесса чтения. В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).


Педагогическая идея проекта: Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: учителей – логопедов, воспитателей, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому я планирую использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН.


Педагогическая идея проекта: В настоящее время мне представляется особенно важным создать систему игровых приемов развития фонематического восприятия у детей с ФФН, отвечающую особенностям их развития и найти возможные варианты использования игровых приёмов работы по развитию фонематического восприятия на всех этапах всех видов логопедических занятий. Поэтому работа с дошкольниками с ФФН по формированию фонематического восприятия является подготовительным этапом для перехода детей в школу.


Оптимальность и эффективность средств: Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на три основных этапа:



Предполагаемый результат проекта: Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.


Диагностика формирования фонематического восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи


Обоснование результативности проекта: Я пришла к выводу, что разработанный мной проект по формированию фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является эффективным и дал хорошие результаты. Диагностика показала, что при систематической работе с детьми с ФФН, к концу учебного года фонематический слух оказывается сформированным.


Результативность проекта: Оценку знаний детей по результатам работы над опытом осуществляла по следующим критериям: высокий уровень – ребенок проявляет инициативу в общении, привлекает к общению детей, замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Речь чиста, грамматически правильна. Ребенок умеет определять место звука в словах, количество звуков в слове, дифференцировать звуки по мягкости–твердости, глухости–звонкости, различает свистящие–шипящие, быстро и правильно придумывает слова на заданный звук, подбирает слова к их графическому изображению, владеет всеми средствами фонематического анализа и синтеза; средний уровень – ребенок проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем, грамматические ошибки редки. Речь правильная, чистая, может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Ребенок самостоятельно определяет место звука в слове, количество звуков в словах, умеет составлять слова из последовательно данных звуков. Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности, вызывает затруднения; низкий уровень – ребенок в общении малоактивен. Различает понятия «слово» и «звук». Заданный звук из слова выделят с помощью взрослого. Допускает ошибки при делении слов на слоги, звуковом анализе односложных слов, затрудняется в придумывании слов на определенный звук.


2010 – 2011 учебный год 2009 – 2010 учебный год Развивающий эффект проводимых занятий, дал позитивные результаты.

Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Введение……………………………………………………………………….. 3

    Актуальность данной темы …………………………………………… 3

Основная часть. Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников.

    Роль дидактической игры в развитии речи ребенка. ………………… 4

    Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...... 5

    Этапы в работе по формированию фонематического восприятия….. 7

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формировании фонематического восприятия……………………………… 9

Заключение…………………………………………………………………… 16

Список литературы………………………………………………………….. 17

1.Актуальность данной темы

Данная работа посвящена проблеме формирования фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста посредством системы

дидактических игр и игровых приемов.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от уровня сформированности фонематического представления у

ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его

успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей с речевой

патологией испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков

речи из-за недоразвития фонематического восприятия.

Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и игровые приемы и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при сохранном физическом слухе и интеллекте.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.

Цель реферата – описать систему дидактических игр и игровых приемов, направленных на формирования фонематического восприятия у

детей, используемые в логопедии.

Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников

    Роль дидактической игры в развитии речи ребенка

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком.

В создании современной системы дидактических игр, способствующих развитию речи, большая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру.

В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

3.Развитие фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

4. Этапы в работе по формированию фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

1-й этап – узнавание неречевых. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.

2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т.д.). На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3-й этап – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т.д. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям также предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные).

4-й этап – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно и разнозвучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто), слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).

5-й этап – дифференциация звуков.На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.

6-й этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков, где дети учатся определять место гласного звука в руду других звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. Реализация деятельности по вышеуказанным этапам проходит при комплексном взаимодействии с узкими специалистами.

Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия должна проводиться поэтапно: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти у дошкольника.

5.Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия

Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, включает в себя следующие направления:

1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.

2. Игры на развитие речевого слуха.

3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.

4. Различение близких по звуковому составу слов.

5. Дифференциация слогов.

6. Дифференциация звуков.

7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

8. Характеристика звуков.

Игры, направленные на развитие слухового внимания, узнавание неречевых звуков

Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих

«Узнай по звуку»

Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.)

Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

Игры на развитие речевого слуха

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.

«Три медведя» .

Ход игры : взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

«Угадай, кто это»

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.

Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука

«Как правильно сказать?»

Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.

Описание игры. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

«Будь внимателен»

Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов

«Незнайка запутался»

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

Мак, бак, так, банан; - сом, ком, индюк, дом;

Лимон, вагон, кот, бутон; - мак, бак, веник, рак;

Совок, гном, венок, каток; - пятка, ватка, лимон, кадка;

Ветка, диван, клетка, сетка; - каток, моток, дом, поток и т.д.

«Доскажи словечко»

Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему …(штанишки).

В праздники, на улице, в руках у детворы

Горят, переливаются воздушные…(шары).

Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,а зовут его…(Петрушка!)

Все ребята со двора малышам кричат: («Ура!»)

В этой речке утром рано утонули два…(барана).

В реке большая драка: поссорились два…(рака).

«Хорошо послушай»

Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложны

Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

«Живые слоги»

Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Игры, направленные на дифференциацию звуков

Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и» . Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

«Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

«Найди свою картинку»

Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,

ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить:

Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза

«Поймай звук»

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)

«Веселый поезд»

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

Игры на определение последовательности звуков в слове

Игры, направленные на определение характеристики звуков

«Разноцветные мячи»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

«Покажи кружок нужного цвета»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.

Описание игры. Первый вариант.

Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.

«Назови братца»

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Оборудование: мяч.Описание игры. Первый вариант.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Таким образом, дидактические игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача логопеда заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками .

Заключение

В последние годы исследователи часто обращаются к проблеме фонематического восприятия у дошкольников. Это не случайно, ведь освоение чтения и письма требует четкого соотнесения звука и буквы, четких слуховых дифференцировок, умения анализировать речевой по- ток на составляющие единицы. Следовательно, высокий уровень развития фонематического восприятия является предпосылкой успешного освоения грамоты в дальнейшем, особенно для детей, имеющих нарушения речи.

Таким образом, без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко- слоговой состав слов. Описанный поэтапный комплекс игровых упражнений на занятиях способствует достаточной сфомированности

фонематического восприятия. Применение на практике такой системы дидактических игр значительно повышает уровень готовности к школьному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию.

Данный реферат будет полезен логопедам, воспитателям речевых групп и родителям дошкольников с ОНР.

Список литературы

    Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005г

    Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников – Санкт–Петербург. 2005.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для

    Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина – М., 1970.

    Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

    Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.

    Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверсотов В.И. – М., 1981

    Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт–Петербург. 2000.

    Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез.

    Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

    Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.

    Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. –СПб., 1997.

    Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.

    Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994г

    Словарь «Термины и понятия логопедии» // «Логопедия» (Под ред. Л.С. Волковой)

    Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.