Чем отличаются понятия индивид и индивидуальность. На чем основан личный опыт

Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.

Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

  • Индивид – отдельно взятый человек. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
  • Личность – человек, обладающий качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
  • Индивидуальность – человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.

Признаки, характеризующие личность:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей :

  • внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
  • качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
  • способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук : философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способностью создавать орудия производства, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. (Столяренко Л.Д.)

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. (А.В. Петровский)

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека , определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем…(Р.С. Немов)

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора .

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественныхотношений . Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные взаимодействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества . … Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития .

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир , но и она сама , что проявляется в ее чувстве «Я» , которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь.Быть личностью – постоянно строить себя и других,владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность» . Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента , свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

Индивид - Человек как индивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики - возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (асимметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность - основная форма развития. Личностные свойства человека - жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность - это его глубинное измерение.

Исходя из определений, можно представить все следующим образом: Индивид - это нечто, почти неизменимое, нечто наше природное, то над чем мы почти не властны.

Личность уже формируется нами, без нашего осознанного вмешательства и все же. Как она формируется? По моим представлениям весь наш жизненный опыт и составляет её. Ситуации, в которых мы некогда были, и которые мы поняли и осознали наши действия и действия других лиц, на основе собственных выводов, к которым мы приходим на основе другого опыта, мы формируем некоторое мнение о мире, о людях, и о себе. Именно на основе этих выводов мы, как из кирпичиков, строим нашу личность, неосознанно, но над этим мы властны.

Индивидуальность же полностью подвластна нашему сознанию. Мы сами строим себя как индивидуальных людей. Чаще всего слово индивидуальность проскальзывает в разговорах вроде: «Я индивидуальность и поэтому буду делать все по своему. Захочу, буду пить и курить, захочу татуировку сделаю.» И не важно что в компании у этого человека все пьют курят и львиная доля в тату. Нет. Он индивидуальность и хочет это подчеркнуть. Суть то самой индивидуальности человека в том чем он отличается от других людей. Тут не нужно создавать себе различия или искать их. Человек с богатым внутренним миром сам по себе индивидуален. Такого человека можно сравнить с интересным романом. А вот первого, что говорил о сигаретах и выпивке, с маленьким рассказиком, наполненным клише и очевидными поворотами сюжета. Причем произведение настолько плохо и неинтересно что ты жалеешь о том что вообще потратил время на его чтение. В том время как интересный роман всегда оставит хорошие впечатления и тебе захочется его перечитывать раз за разом.

Давайте для удобства немного пофантазируем. Представьте себе небольшой участок земли, примерно как у вашей бабушки на даче. Это природная основа индивида. И вот вы решили построить там дом. Первым делом нужен фундамент. Так вот тот самый фундамент это наш темперамент и психологические задатки. Фундамент делали не вы. Вы не знали как, но вам помогли родители. И вот вы понемногу начинаете понимать как строить дом дальше, Вот вы уже вместе с родителями и друзьями строите дом, кирпичик за кирпичиком. Это не быстрый процесс. И он полностью зависит от вас. Ведь дом ваш и вы сами решаете когда завершить его постройку. Возможно ваш дом уже давно построен, а возможно до сих пор строится, но не так упорно как раньше. Но вот уже не мало построено и пора бы начать обстановку в доме. Тут есть несколько путей. Либо вы вообще не занимаетесь обстановкой дома, либо смотрите как у родителей и друзей и делаете что-то похожее на это(этим и занимаются почти все, по той же причине почему и фундамент не делали: знаний нет), либо полностью сами занимаетесь обстановкой. Читаете нужные книги, смотрите телепередачи, и не просто берете что-то оттуда, нет, сначала спрашиваете себя: «А нужно ли Мне это?». В любом из трех случаев формируется ваша индивидуальность.

Но есть и разница. Если сравнить эти три дома то вот что мы увидим. Первый дом похож на бетонную коробку во дворе трава по пояс и бездомные животные доедают хозяина.

Второй дом хоть и выглядит приличней, но не сказать что лучше. Сам дом разукрашен в разные цвета словно на него просто краски с разных сторон накидали. Во дворе разные цветы и деревья растут рядом и там же авто ремонтируется, а рядом шашлык и собаки подгорает. Смотрится это смешно и отвратительно одновременно.

И третий дом. Здесь стоит заметить что может быть несколько вариантов. К примеру сначала он ничем не отличался от второго, но потом опомнился и переделал все сам. Дом может быть невзрачным но уютным. Стандартным таким домиком. Может быть красиво расписанным снаружи и с хорошей клумбой. Но вот внутри голые стены и одиночество. Так же это может быть красивый современный умный дом. Или просто невзрачный дом снаружи но очень богатый внутри. Каждый его делает по своему. Разница лишь в том кто сколько времени и сил в это вложил.

Приведем пример наших «домов». Два друга. С самого детства они дружат. Учатся в одной школе. Влад и Дима. (для сохранения анонимности имена изменены). Оба закончили 9 классов и пошли учиться на программистов. Что такого странного спросите вы? А почти ничего. Если бы не одно но. Дима никогда не говорил о том куда пойдет учится после 9. Зато Влад всегда об этом говорил. Как то раз я стоял с ними и разговаривал. Тогда-то и завел разговор о том куда они собираются после 9 класса. Дима пожал плечами. А вот Влад сразу сказал, что идет на программиста. Посмею заметить что после этого Дима всегда отвечал на вопрос о будущем образовании так же как и тогда ответил Влад. Так к чему это я? Влад активная индивидуальность. Он сам решил куда ему стоит идти. (Я искренне надеюсь, что сам, спросить у него времени не было, да и сейчас не является возможным). А вот Дима пассивная. Ему было все равно куда. Но как только появилась возможность пойти учиться с другом он не раздумывая принял её. Если возвращаться к нашим домам то Дима как раз владелец второго дома. А Влад третьего.

Владельцы первого обычно не часто встречаются. Такие по большей части постоянно и безвылазно сидят дома и сходят с ума от того что не общаются с внешним миром даже через интернет. Как сами понимаете с такими встречаться не доводилось.

Существует большое количество слов, похожих друг на друга, но имеющих разное значение. Многих начинающих психологов и людей, которые любят эту науку, интересует определение терминов, которые похожи на понятие «человек»: индивид, личность, одно и то же или есть существенные различия? Речь об этом и пойдет в статье.

Человек

Любому психологу важно понимать, в чем заключается отличие личности от индивида, знать их определения, уметь ориентироваться в данных понятиях. Чтобы полностью вникнуть в различия, необходимо сначала узнать, кто же такой человек. По определению, которое можно вспомнить со времен школы, человек - существо, которое стоит на высшей ступени эволюции, субъект исторической и общественной деятельности и общения. Понятие применяют, когда имеют в виду общие, имеющиеся у всех качества и способности.

Человек - существо биологическое и социальное. Антропогенез - наука о его происхождении, которая изучает процесс его появления и дальнейшего развития. Говоря о биологической имеют в виду его природу, которая находит проявление в анатомии и физиологии. Социальная характеристика человека - его место в общественной жизни, связь с обществом, его разум, ответственность, способность к труду.

Индивид

Итак, в чем состоит отличие личности от индивида? Индивид - единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами - конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.

Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):

  1. Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.
  2. Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутри него. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).
  3. Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.

Личность

Человек обучается, развивается, приобретает определенные навыки и качества. В этом заключается основное отличие личности от индивида: первое - это социальная сущность второго. Изначально словом «личность» называли маски, надетые древнегреческими актерами во время спектакля. Оно трактовалось как внешний образ, который использует человек во время исполнения своей роли. Так и сейчас: личность - отражение социальной принадлежности индивида.

Личности - ниша, занимаемая человеком, его общественная позиция. Зависит от возраста, пола, семейного положения, а также профессии. Один человек может иметь несколько статусов. Они бывают постоянными (женщина, дочь, жена, мать) и временными (пассажирка автобуса, покупательница, студентка). Этим характеризуется следующее отличие личности от индивида - индивидом человек рождается, а личностью становится на протяжении жизни.

Индивидуальность

Существует еще одно понятие, которое легко спутать с другими. Индивидуальность - свойство, отличающее каждого отдельно взятого человека. Проявляется в общении, поведении, профессиональной и социальной деятельности. Это совокупность тех свойств индивида, которыми наделен человек. Это уникальный, особенный человек с оригинальным набором психических, социальных и физиологических особенностей.

По мнению российского психолога и педагога В. И. Слободчикова, индивидуальность - отдельный оригинальный мир, который развивается без вмешательства других людей. Благодаря ей человек проявляет себя во всех сферах жизни, становится участником исторических и гражданских событий, воплощает в себе характеристики всего человеческого рода.

Удивительно, насколько многогранно может быть обычное, на первый взгляд, понятие «человек». Индивид, личность, индивидуальность - похожие, но неодинаковые слова, которые следует различать, если вы решили профессионально заняться психологией.

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.