Что такое ритм в поэзии. Разнообразие чередований звуковых элементов

Инструкция

Инструкция

Самая распространенная метрическая , силлабо-тоническая, на ритмичном чередовании ударных и безударных слогов (в каждой стопе строго определенное количество слогов). Двусложные размеры стихосложения этой системы – хорей и ямб. Схематически первый можно обозначить так:
+ - + - + - + -
Причем плюс – ударный слог, минус – безударный. Пример:
«Туча мглою небо ,
Вихри снежные крутя…»
А. Пушкин.
Обратите внимание, что во второй строке последняя стопа неполная, после ударного нет безударного слога.

Трехсложные – дактиль, похожий на ритм вальса:
+ - - + - - + - - + - -
«Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,
Бруни его обучал мягкою кистью водить».
В. Хадасевич.
В обеих строках последние стопы усечены. Иначе на конце должно было бы два безударных слога.

В стопе амфибрахия между двумя безударными слогами:
- + - - + - - + - - + -
«Фадеев Калдеев и Пепермалдеев
Однажды гуляли в дремучем лесу…»
Д. Хармс.
Последняя стопа второй строки усечена (заканчивается на ударный слог).

Анапест строится зеркально дактилю:
- - + - - + - - + - - +
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь…»
А. Вознесенский.
После последних стоп в примере есть «холостые» безударные слоги, их тоже можно усеченными стопами.

В тонической системе количество безударных между ударными слогами может варьироваться. Так, в дольнике (иначе паузник) количество безударных может быть от нуля до двух, в тактовике – от одного до трех, в акцентном стихе, который и в рэпе, количество не ограничено (от трех). Рифма в этих размерах необязательна.

Видео по теме

Источники:

  • размеры стиха схемы

Драм-машина - очень удобный музыкальный инструмент. Ее можно запрограммировать, после чего она будет автоматически играть заданный ритм на виртуальных барабанах. Но что делать в том случае, если драм-машина отсутствует?

Инструкция

Установите на свой компьютер программу Flash Player, желательно последней версии.

Введите в поисковую систему фразу flash drum machine, swf drum machine или online drum machine.

Попробуйте запускать виртуальные драм-машины по очереди. Выберите среди них ту, которая в наибольшей степени пришлась вам по вкусу с точки зрения дизайна, качества звучания, удобства управления. Не запускайте сразу несколько таких апплетов в разных вкладках, иначе работа компьютера может замедлиться.

Научитесь программировать виртуальную драм- . Фактически, ее панель управления представляет собой двумерную матрицу. По ее вертикальной координате сверху вниз расположены номера инструментов, а по горизонтальной слева направо проложены дискреты времени. Количество и того и другого зависит от выбранной вами программы. На их пересечении находятся виртуальные кнопки с фиксацией, каждая из которых может находиться в отжатом или нажатом положении. Маркер циклически пробегает по дискретам времени слева направо, и всякий раз, когда его горизонтальная координата совпадает с горизонтальной координатой нажатой кнопки, звучит инструмент, номер которого соответствует вертикальной координате этой кнопки.

Некоторые драм-машины позволяют задавать громкость звучания инструментов. Для этого одним нажатием на виртуальную кнопку выберите половинную громкость, вторым - полную, а третьим - снова отключите ее. Кнопки, положения которых соответствуют половинной или полной громкости, обычно отличаются друг от друга цветом.

Научитесь пользоваться органами управления драм-машины: регулятором темпа, клавишами запуска и останова.

Онлайновые драм-машины обычно не допускают сохранения готовых ритм ов. Сделайте скриншот страницы, а когда в дальнейшем потребуется воспроизвести такой же ритм , введите его снова - это недолго.

Видео по теме

История создания стихотворения Некрасова «Элегия» весьма своеобразна. Поэт написал его в 1874 году в ответ на упреки историка литературы Ореста Миллера, утверждавшего, что поэт стал повторяться, постоянно обращаясь к описанию народных страданий. Дело в том, что крепостное право было уже давно отменено, и многие считали, что народ живет теперь благополучно и счастливо.

Некрасов начинает «Элегию» к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле. Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде. Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, - отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле. Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу. Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками. Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

Рассмотрены различные системы стихосложения и размеры стихотворений.

Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество - это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
(Владимир Маковский)

Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой .

Договоримся обозначать ударный слог символом "/", а безудрный - "- "

Существует несколько систем стихосложения:

Силлабическая - равное число слогов в строке.
Тоническая - количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество.

Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом. При этом интервалы между ударными слогами в дольнике равны 1-2 слогам.

Так беспо´ мощно гру´ дь холоде´ ла,

Но шаги´ мои бы´ ли легки´ .

Я на пра´ вую ру´ ку наде´ ла

Перча´ тку с ле´ вой руки´ .

(Анна Ахматова)

Акцентный стих - интервал между ударными слогами от нуля до шести слогов

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл.

(Владимир Маяковский)

Верлибр - нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…

(Александр Блок )

Силлабо-тоническая - равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются в определенной последовательности. Порядок чередования ударных и безударных, слогов называется размером или метром (метрической схемой).

Большинство известных Вам стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения.

Стихотворный размер (метр) бывает двусложным, трехсложным, четырёхсожным и т.д. - в зависимости от количества слогов в стопе.

Рассмотрим только основные размеры: двужложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).


Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (- /).

Четырёхстопный ямб:

Опя´ ть стою´ я на´ д Нево´ й,
И сно´ ва, ка´ к в былы´ е го´ ды,
Смотрю´ и я´ , как бы´ живо´ й,
На э´ ти дре´ млющи´ е во´ ды.

- / - / - / - /
- / - / - / - / -
- / - / - / - /
- / - / - / - / -

(Фёдор Тютчев)


Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ -) .

четырёхстопный хорей

Бу ря мгло ю не бо кро ет,
Ви хри сне жные крутя .
То , как зве рь, она заво ет,
То запла чет, ка к дитя .
(А.С.Пушкин )

/ - / - / - / -

/ - / - / - /

Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ - -).

Ду ма за ду мой, волна за волно й –

Два проявле нья стихи и одно й:
В се рдце ли те сном, в безбре жном ли мо ре,
Зде сь – в заключе нии, та м - на просто ре,
То т же всеве чный прибо й и отбо й,
То т же все при зрак трево жно-пусто й.
(Ф.И. Тютчев)

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - / -

/ - - / - - / - - / -

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - /

Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание (- - /).

И цветы , и шмели , и трава , и коло сья,
И лазу рь, и полу денный зно й…
Срок наста нет – Госпо дь сына блу дного спро сит:
«Был ли сча стлив ты в жи зни земно й?»
(И.А. Бунин)

- - / - - / - - / - - / -

- - / - - / - - /

- - / - - / - - / - - / -

- - / - - / - - /

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (- / - ) .

Все си ние, се рые, ка рие гла зки
Смеша лись, как в по ле цветы …
(Н.А. Некрасов)

- / - - / - - / - - / -

- / - - / - - /

Есть же нщины в ру сских селе ньях
С споко йною ва жностью ли ц,
С краси вою си лой в движе ньях,
С похо дкой, со взгля дом цари ц.

(Н. А. Некрасов )

- / - - / - - / -

- / - - / - - /

- / - - / - - / -

- / - - / - - /


Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте - пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.

Пиррихий - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе

Пиррихий в ямбе

Три деви цы по д окно м
Пря ли по здно ве черко м…

(А.С. Пушкин )

/ - / - - - /

/ - / - - - /

Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения.

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Спондей (лишнее ударение) в ямбе

Шве д, ру сский – ко лет, ру бит, ре жет.
(А.С. Пушкин)

/ / - / - / - /

Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. При этом можно говорить о независимости ритма от мелодии. Так каждый человек мог наблюдать вокруг себя тысячи примеров отдельного существования, начиная от биения сердца и заканчивая ударными инструментами, не имеющими звуковысотной составляющей. Мелодии же без ритма быть практически не может.

Вне зависимости от степени профессионализма, каждый музыкант должен считаться с основами ритма, знать специфическую терминологию, а также уметь воспроизводить произведение или музыкальный фрагмент в предложенном ритме. На данной странице разбираются основные понятия и терминология, необходимая для практики.

Ритм, длительности и паузы

Давайте рассмотрим, что такое ритм . Музыкальный термин представляет собой четкую организацию музыки во временном пространстве. Образуется структура из последовательности длительностей и пауз. В таблице указаны длительности, а также их обозначение.

Название длительности

Обозначение при записи

Количество счетов на одну длительность

На нотном стане

Вне нотного стана

Целая

1 и 2 и 3 и 4 и

Половинная

1 и 2 и

Четверть

1 и

Восьмая

или

Шестнадцатая

или

В два раза меньше восьмой

Существует специальная таблица, показывающая соотношение длительностей между собой.


Стоит разобраться с таким понятием, как пауза в музыкальном ритме. Пауза – это временной отрезок в музыке, который заполняется тишиной. Существуют следующие по размеру паузы:

  1. Целая пауза. По длительности равна целой ноте. Обозначается черным, закрашенным прямоугольником над третьей линией нотного стана.
  2. Половинная пауза. Равна половинной ноте. Обозначается черным прямоугольником, располагающимся на третьей линии нотного стана.
  3. Четвертная пауза приравнивается к четверти. Обозначается фигурно практически на весь нотный стан.
  4. Восьмая пауза по длительности схожа с восьмой. По обозначению напоминает прописную букву «ч».
  5. Шестнадцатая пауза равна соответствующей ноте. На письме схожа с предыдущей длительностью, отличием является удвоение хвостика.

Необходимо отметить, что некоторые музыканты воспринимают паузы, как остановки, в результате чего сбиваются с общей ритмической канвы. Пауза – это знак молчания, который играет большую роль в произведении. Настоятельно не рекомендуется съедать паузы за счет другой предшествующей ноты, удлиняя ее длительность. В противном случае, теряется музыкальная мысль. Особенно важно учитывать данный принцип при игре в оркестре, ансамбле или коллективе. Ведь если не будут учитываться паузы, то звуки будут накладываться друг на друга, создавая неблагозвучия.

Основные системы ритмослогов

Существует специальная система ритмослогов, помогающая на практике научиться правильно воспроизводить различные длительности. Данная система была придумана в Венгрии в прошлом столетии и активно используется в музыкальных школах в первые годы обучения музыки, когда закладывается ритмическая основа. Итак, существуют следующие ритмослоги:

  • Целая – Та-а-а-а
  • Половинная – Та-а
  • Четверть – Та
  • Восьмая – Ти
  • 2 шестнадцатые – Ти-ри
  • Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая – та-ай – ти.

Также были разработаны специальные ритмослоги для определения пауз:

  • Целая – Па-у-уза.
  • Половинная – Па-а
  • Четвертная – Па
  • Восьмая – пи

Подобное восприятие длительностей позволяет в несколько раз быстрее освоить даже сложные ритмические фигуры и научиться быстро читать с листа музыкальные произведения.

Упражнение №1. Усвоение ритмослогов

Пропойте мелодию в предложенном ритме, используя ритмослоги.

Сравните с ответом, представленном ниже:

Советы для быстрого освоения ритма и упражения

  1. Ежедневная практика. Как бы это не было банально, но только ежедневная практика может привести вас к хорошему результату. Необходимо работать над ритмом примерно полчаса в день, чтобы добиться прочной базы.
  2. Первое время стоит использовать метроном. На столе или крышке фортепиано отстукивайте предложенный ритм. Выставляйте вначале медленный темп, от 40 до 60 ударов, затем переходите к более подвижным темпам. Старайтесь сразу попадать в сильные доли.
  3. Используйте систему ритмослогов.

Стоит учитывать, что при игре на фортепиано в работу включены две руки. При этом ритм в каждой из рук может быть различным, чтобы заранее проработать технику требуется делать специальные упражнения.

Упражнения на поочередное вовлечение правой и левой руки, создающее перекличку. Верхняя строка для правой руки, нижняя для левой. Отстукивать ритм необходимо в среднем темпе, в котором вы не будете делать ошибки. При появлении ошибок или остановок требуется перейти к более медленному темпу. Стучать можно на столе или крышке фортепиано под метроном.

№1


№2


Более сложными упражнениями являются те, в которых ритмические фигуры отбиваются одновременно двумя руками.

№1


№2


Если вы хотите больше упражнений, то рекомендуем вам познакомиться с учебником Ольги Берак «Школа ритма». Пособие делится на несколько частей по размерам. Вначале идут двухдольные размеры, затем идут трехдольные размеры.

периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Чередование такого рода может прослеживаться на любом уровне художественной структуры: так чередуются трагические и комические сцены (в шекспировской драме), диалогические и монологические сцены (в расиновской драме), сюжетно-повествовательные и описательные части (в поэме, в романе), напряжения и ослабления действия (в рассказе), наглядно-образные и отвлеченно-понятийные отрывки (в лирическом стихотворении). Обычно в этом чередовании одни элементы ощущаются как выделенные (маркированные), другие - как промежутки между ними (см. Сильное место и слабое место): так, неопытные читатели прозы читают сюжетные части текста и пропускают описания или рассуждения, считая их «промежутками», - хотя возможно и противоположное восприятие. Повторяющееся сочетание выделенного элемента и последующего промежутка (сильного и слабого места) образует звено (такт) ритмической структуры. Ритм текста может быть простой (когда повторяются однородные звенья) и более сложный (когда они группируются в более обширные повторяющиеся целые - стопы в стихи, стихи в строфы; сцены в эпизоды, эпизоды в части).

Но художественная функция ритма всегда одинакова - она создает ощущение предсказуемости, «ритмического ожидания» каждого очередного элемента текста, и подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект. Однако, чтобы такое ритмическое ожидание могло сложиться, нужно, чтобы ритмические звенья успели повториться перед читателем несколько раз (не менее трех). На сюжетном, образном, идейном уровне это достижимо обычно лишь в произведениях большого объема (например, в авантюрном романе с нанизыванием эпизодов). Конечно, предсказуемость очередных элементов текста (кульминации, развязки) ощутима и в малых жанрах, но лишь по аналогии с прежде читанными произведениями того же жанра, т.е. это, собственно, уже не ритм.

Поэтому преимущественной областью проявления ритма в произведении остается низший уровень организации текста - звуковой: здесь ритмические звенья короче, проще и уследимее. Наиболее отчетлив звуковой ритм в стихотворной речи, но он ощутим и в прозе: разница между ритмом стиха и ритмом прозы в том, что в стихе ритмический фон, на котором ощущаются ритмические повторы и контрасты, постоянен и единообразен, а в прозе он для каждого куска текста намечается особо. Именно применительно к звуковому строю стиха понятие ритм стало употребляться впервые; на остальные уровни строения текста оно было потом распространено уже метафорически. Здесь, в стихе, стало возможно выделить из ритма - самую общую схему ритмического строения текста. Метр и ритм соотносились (уже в античном стиховедении) как мера стиха вообще и течение (этимологический смысл слова rhythmos) конкретного стихотворного текста, т.е. как набор канонизированных и всех вообще элементов стиха.

Таким образом, понятие стихотворного ритма раздвоилось : в одном значении («Ритм с большой буквы») это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным случаем ее является метр; в другом значении («ритм с маленькой буквы») это реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, и оно само является частным случаем метра - его «ритмической формой» («вариацией», «модуляцией»). Если частоты различных ритмических вариаций в данном стихотворном тексте или группе текстов соответствуют естественным вероятностным частотам для данного языка и метра, то говорят, что этот метрический текст имеет только «первичный ритм», соответствующий метру. Если же эти частоты отклоняются от вероятности, т.е. одни вариации предпочитаются, а другие избегаются, то говорят, что текст имеет «вторичный ритм» в рамках данного метра (иногда называемый «ритмическим импульсом», «ритмической инерцией», «ритмическим образом»). Именно на фоне этого устойчивого метра и ритмической инерции выделяются в стихе редкие ритмические формы - «ритмические перебои», ощущаемые как звуковой курсив, что-то подчеркивающий в смысле текста.

Вообще звуковой ритм, никогда не воспринимается в стихе изолированно , а только в единстве с синтаксическим и семантическим строением текста; в совокупности они создают неповторимую «ритмическую интонацию», индивидуальную для каждого текста. Так как из факторов, создающих эту интонацию, для читателя заметнее всего семантика, то семантические ассоциации окрашивают и звуковой ритм: так иногда говорят о «стремительном ритме», «печальном ритме» и т.п. Научного значения эти импрессионистические характеристики не имеют.

В зависимости от того, какие элементы ритма канонизованы в метре и какие факультативны, различаются разные системы стихосложения: силлабическое (повторяется число слогов в строке), тоническое (повторяется число фонетических слов в строке), метрическое и силлабо-тоническое (повторяются стопы - определенные варианты сочетаний долгих и кратких или ударных и безударных слогов). Когда в средневековой латинской поэзии наряду с традиционными «метрическими» стали писаться стихи, не соблюдавшие канонического метра и пользовавшиеся только неканонизованными элементами стиха (постоянное число слогов, тенденция к упорядоченности ударений, рифма), то эти стихи стали называться «ритмическими»; памятью об этом осталось этимологическое родство слов «рифма» (как самая яркая их примета) И «ритм».

Слово ритм произошло от греческого rhythmos, что в переводе означает - стройность, соразмерность.

Стихотворная речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение ритмичности в протекании речи.

Итак, стих — это речь, ритмически организованная. Если в прозе художественная выразительность речи определяется в конечном счете ее значением (в широком смысле слова), то в стихе одним из важнейших элементов этой выразительности становится само звучание ее.

Ощущение ритмичности вызывается закономерным повторением соизмеримых единиц. Соизмеримость не совпадает с тождественностью и предполагает лишь возможность сравнивать единицы повторения по одному из важнейших для них признаков. Таким образом, эти единицы могут быть чрезвычайно многообразны по своей структуре. А это в свою очередь приводит к тому, что ритмичность не совпадает с монотонностью.

Стихотворный ритм создается закономерным повторением соизмеримых речевых единиц. Для его возникновения необходимо, во-первых, чтобы было ощутимо членение речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были тем или иным способом соизмеримы.

Речь членится на отдельные отрезки при помощи пауз. Паузы вызываются прежде всего необходимостью делать остановки для вдоха. Естественно, что мы стремимся совместить эти паузы с паузами логическими, зависящими от смысла речи. Так возникает простейший ритм речи.

По своей природе стих наиболее близок к эмоционально насыщенной речи. Характерной ее особенностью является интонация оценочного типа — так называемая экспрессивная интонация. Экспрессивная интонация вызывает членение речи на отдельные отрезки и даже слова, которые по значению своему приравниваются к целой фразе. Возникающие при этом паузы часто не зависят от логического строя речи. Так, в стихотворной речи, кроме трех известных видов пауз — законченно-повествовательной? вопросительной и восклицательной, — появляется еще один вид — постоянная пауза. Это пауза, замыкающая каждую стихотворную строку и непосредственно не зависящая от смысла. Возьмем, например, стихи Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера.

Каждая строка здесь отделяется от соседней очень отчетливой паузой. Этим создается ощущение чередования строк.

В том случае, если эта пауза не совпадает с логической, возникает так называемый перенос. Встречаем его, например, в следующих стихах Лермонтова:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет.

В котором я минутами лишь жил.

В этом случае наиболее отчетливо выступает основное свойство конечной паузы как паузы эмоционального, а не логического типа.

Постоянство паузы в конце стихотворной строки служит первым условием возникновения стихотворного ритма. Следует отметить, что ритмообразующая роль этой паузы подкрепляется целым рядом особенностей стиха. Ей предшествует последнее в строке ударение. Это ударение и неударные слоги, следующие за ним, образуют определенное окончание — клаузулу. Клаузула, сопровождаемая звуковым повтором, носит название рифмы. Рассмотрим, например, стихи Пушкина:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Отчетливость паузы после каждой строки усиливается здесь тем, что, во-первых, последнее ударение во всех строках падает на восьмой слог; во-вторых, нечетные строки заканчиваются ударным слогом (мужская клаузула), четные имеют после последнего ударения один безударный слог (женская клаузула), при этом одинаковые клаузулы созвучны. И наконец, эта пауза обозначается здесь и графически — концом стихотворной строки.

Таким образом, постоянными паузами стихотворная речь членится на отрезки - стихотворные строки. Однако этого еще недостаточно для возникновения стихотворного ритма. Стихотворная строка представляет собой относительно самостоятельное смысловое и интонационное целое. Но, для того чтобы выступать в качестве единиц ритма, стихотворные строки должны быть соизмеримыми.

Принципы соизмеримости ритмических единиц русского стиха разнообразны. В зависимости от них в русском языке выделяются несколько систем стихосложения. Но все они подчинены законам языка. Именно этим определяется в русском языке единство стихотворного ритма.

Характерной особенностью русского языка является отчетливое противопоставление в пределах каждого слова ударного слога неударным. Это свойство языка является основой ритмической организации русского стиха. Подтверждением этому может служить вся история русского стиха. Та или иная упорядоченность в расположении ударных слогов служит основой ритмики всех русских стихов.

Следует отметить, что в русском языке есть по меньшей мере три типа ударений, которые в той или иной мере участвуют в создании ритмичности речи. Выше речь шла о словесных ударениях, которые, объединяя вокруг себя безударные слоги, способствуют раздельному произношению слов (словесной расчлененности речи). В стихах встречаются и слоговые ударения. Это те полуударения, которые особенно отчетливы в многосложных словах: «сложноподчиненное», «ультракрасный» и т. п. Полуударения эти чаще всего относительно свободны и способны изменять свое место в зависимости от ритма. Встречаются, наконец, и логические ударения, выделяющие какое-либо слово более сильным произношением. Они способствуют членению речи на фразы.

Но если фразовое членение стиха относится скорее к области интонации, чем ритма, а слоговые ударения по своей природе смыкаются со словесными, то именно упорядоченность расположения словесных ударений служит первоосновой ритмики русского стиха. Соизмеримость ритмических единиц русского стиха определяется, таким образом, системой распределения внутри них ударных и безударных слогов. В зависимости от принципов этого распределения различают несколько систем стихосложения. Упорядоченность в распределении ударных и безударных слогов внутри ритмической единицы может идти по трем линиям: закрепления количества слогов (силлабическая система стихосложения) и закрепления ударных слогов по месту (силлабо-тоническая система) или количеству (тоническая система) их в ритмической единице.

Ритмической единицей русского стиха является стихотворная строка. Система расположения ударных слогов внутри стихотворной строки определяет структуру стиха в целом. Принципы ритмической организации стиха определяются в первую очередь особенностями его ритмической единицы: ее величиной, структурой и, наконец, возможностями объединения этих единиц. Очевидно также, что и своеобразие той или иной стиховой системы следует искать прежде всего в принципах строения ритмических единиц стиха.

Но необходимо подчеркнуть, что стих нельзя просто отождествлять с ритмической речью. Стих — это целостная выразительная система речи, базирующаяся на лексическом и грамматическом строе языка. Он обладает целым рядом только ему присущих элементов, и все они — ритм, рифмы, строфика и т. д. — существуют лишь в единстве и подчинены задаче художественной выразительности. Ею определяются и особенности их строения и их художественные функции. Таким образом, особенности стиха в целом и всех его элементов могут быть поняты лишь в результате выяснения их значения в раскрытии содержания, т. е. их идейно-художественной мотивировки.