Всемирная история краткий курс. Шпаргалка по всемирной истории. Кудрявцева И.А


Название : Краткий курс - История государства и права зарубежных стран.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с общегосударственным образовательным стандартом по дисциплине "Государство и право зарубежных стран".

Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".


История государства и права зарубежных стран - общественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исторических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С другой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты существующих с древности правовых систем, что характеризует ее как юридическую дисциплину.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и методы истории государства и права зарубежных стран 7
2. Древний мир. Образование протогосударств 8
3. Государство и право Древнего Египта 10
4. Древние государства Месопотамии 12
5. Государство и право Древней Индии 15
6. Государство и право Древнего Китая 17
7. Зарождение государства и права в античном мире 19
8. Государство Древней Греции: Афины 21
9. Государство Древней Греции: Спарта 24
10. Развитие афинского права 26
11. Возникновение государства в Древнем Риме 27
12. Становление Римской республики, ее падение и переход к империи 29
13. Расцвет Римской империи 32
14. Римское право: Законы XII таблиц. Деятельность римских юристов 34
15. Публичное и частное римское право. Правовое регулирование имущественных отношений 36
16. Становление государства франков 39
17. Раннефеодальные правовые системы Средневековья 41
18. Сеньориальная монархия средневековой Франции. Реформы Людовика IX 43
19. Сословно-представительная монархия Франции. Генеральные штаты 45
20. Французский абсолютизм XVI-XVIII вв. 47
21. Развитие правовой системы Франции в Средневековье 48
22. Средневековое государство Германия 50
23. Право средневековой Германии. -Саксонское зерцало-, «Прусское уложение», «Каролина- 52
24. Реформы Генриха II в феодальной Англии 54
25. Великая хартия вольностей 1215 г 56
26. Особенности абсолютизма в Англии XV-XVI вв 5
27. Формирование прецедентного права Англии. "Свитки тяжб" 59
28. Средневековое государство Византия: от расцвета к гибели 61
29. Византийское право. Свод законов великого Юстиниана, Эклога, Василики
30. Становление государственности у арабов. Халифат 64
31. Развитие в Средневековье государств Китай и Япония 65
32. Средневековая Индия 68
33. Направления развития права средневекового Востока 70
34. Мусульманское право 73
35. Возникновение буржуазного государства в Англии 75
36. Билль о правах 1689 г 76
37. Парламентская монархия в Англии в Новое время 77
38. Британские колонии 79
39. Право Англии в рамках капиталистического развития Нового времени 81
40. Буржуазная революция во Франции 1789-1794 гг 83
41. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции
42. Государственный строй Франции - от республики к империи Наполеона 86
43. Парижская коммуна 1871 г 88
44. Утверждение Третьей республики во Франции 90
45. Колониальные завоевания Французской империи 91
46. Правовая система Франции Нового времени. Кодификация Наполеона 92
47. Объединение германских государств в Новое время. Северо-Германский союз 95
48. Конституция Германской империи 1871 г 97
49. Эволюция немецкого права Нового времени. Германский гражданский кодекс 1896 г 99
50. Декларация независимости США 1776 г. Война за независимость в английских колониях 101
51. Основные положения Конституции США 1787 г 102
52. Гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг 104
53. США на рубеже XIX-XX вв 106
54. Развитие права в борьбе за независимость США 107
55. Становление буржуазного государства Японии 109
56. Государство Китай в Новое время. Укрепление династии Цинов 111
57. Правовая система китайской империи Цин 113
58. Борьба за независимость государств Латинской Америки 114
59. Становление и развитие правовых семей в период Нового времени 116
60. Тенденции развития Соединенных Штатов Америки в Новейшее время 118
61. Основные черты американского федерализма XX в.: рост бюрократического аппарата и роли правоохранительных органов 120
62. Характеристика правовой системы современных США.. 121
63. Великобритания: история государства в Новейшее время 124
64. Эволюция прецедентного права современной Великобритании 126
65. Третья французская республика в XX в. и ее падение 129
66. Французская Конституция 1946 г. Четвертая французская республика 131
67. Становление Пятой республики во Франции после Второй мировой войны
68. Правовая система Франции XX в 134
69. Италия в Новейшее время 136
70. Конституция 1919 г. и создание Веймарской республики в Германии 139
71. Гитлеровская Германия. Фашистская диктатура 140
72. Образование Федеративной Республики Германия 142
73. Объединение ФРГ и ГДР 144
74. Развитие германского права Новейшего времени 146
75. Государства Центральной и Восточной Европы в Новейшее время 148
76. Развитие Японии до и после Второй мировой войны 150
77. Падение монархии в Китае. Образование Китайской Народной Республики
78. Развитие правовой системы Китая после образования КНР 154
79. Страны Латинской Америки в Новейшее время 156
80. Кризис колониальной системы и образование новых независимых государств в начале XX в. 158

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Краткий курс - История государства и права зарубежных стран - Никифорова Н.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Всеобщая история - это история всего человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени. Задача всемирной истории как науки заключается в том, чтобы познать взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.

Всеобщая история есть история зарубежных стран и народов. Многими историками не делается различий между всеобщей и всемирной историей. Всеобщую историю обычно разделяют на национальную (этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран, государственных образований и народов, вторая объединяет историю связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран или народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» весьма подвижно и не совпадает с устойчивым понятием «географический регион». В рамках всеобщей истории изучаются: история древнего мира, медиевистика (история средних веков и раннего Нового времени), новая и новейшая история стран Европы и Америки, история южных и западных славян (славянове́дение), история стран ближнего зарубежья, а также история стран других регионов.

Значительное внимание историки древнего мира уделяют закономерностям развития античной цивилизации Греции и Рима, а также связанных с ними варварских обществ Северной Африки и Евразии. Одной из кардинальных проблем, стоящих перед антиковедением, включая отечественную науку, является становление и развитие полиса - основной социально-экономической, политической, культурной и хозяйственной составляющей жизни древней Греции. Не менее важна проблема греческой колонизации Средиземноморья и Причерноморья . Началом античной цивилизации принято считать появление царств Ахейской Греции, сложившихся на Балканах и в бассейне Эгейского моря около ХХХ в. до н.э. Гибель этих раннеклассовых обществ в XII в. до н.э. приписывают природным катаклизмам и приходом с севера дорийских племен. Их расселение на материке в XII-XI вв. до н.э. ознаменовало рубеж эпохи бронзы и железного века и стало прологом к новому этапу развития, а затем и расцвету древнегреческого общества и культуры. Начинают складываться первые гражданские коллективы, в которых всей полнотой политических прав пользовалась знать в лице родовой аристократии. В исторической науке этот процесс связывают с образованием и становлением полисов, которые стали основой жизни не только в древней Элладе, но и во всем античном мире.

Одной из массовых форм миграции греческого населения стала Великая греческая колонизация VIII - V вв. до н.э. Очаги греческой жизни и культуры возникли на огромном пространстве от Испании и Северной Африки до Ближнего Востока и северного побережья Черного моря. Под влияние греков попали племена степных и лесостепных районов Причерноморья, предгорьев Карпат, Северного Кавказа, Закавказья. Расселение эллинов на огромных пространствах и их контакты с варварскими народами способствовали прогрессу мореплавания, торговли, ремесла, военного дела, вели к относительной стабилизации внутриполитического положения в самой Греции. Формирование полисов в Греции и в колониях вызвало к жизни такой феномен политической власти как демократия, т.е. власть большинства.

Полисная жизнь, в целом замкнутая, не была однородной. Полисная структура развивалась и эволюционировала, так как зависела от постоянно изменявшихся форм и видов землевладения. Свободные члены гражданских коллективов полисов разорялись, многие из них лишались не только средств производства, но и источников существования, а зажиточная верхушка, напротив, обогащалась. Это приводило к образованию избыточного населения, которое оказывалось вне общественного производства и было вынуждено искать источники доходов на стороне. Создавались условия для развития наемничества и новых миграций. Эти явления, ставшие особенно заметными в IV в. до н.э., историки нередко связывают с так называемым процессом «кризиса полиса». Полисная структура начала истощаться, многие государства полисного типа, которые занимали в Греции ведущее положение, быстро теряли свои позиции. Этим воспользовалась Македония, которая установила гегемонию в Элладе и возглавила процесс распространения греко-македонской культуры на Восток.

После завоеваний Александра Македонского и падения Персидской империи -последнего оплота деспотической власти «восточного» типа, греческий полис распространился на огромное пространство от Восточного Средиземноморья до Центральной Азии. Этот период античной истории принято называть эллинизмом , начало которого фиксируется смертью Александра Македонского в 323 г. до н.э. Эллинистический период в истории Европы и Азии оценивается в науке по-разному: большая часть зарубежных исследователей склонна характеризовать его как культурно-исторический феномен. Отечественная наука выработала, как представляется, наиболее оптимальную точку зрения на сущность этого исторического явления. Его оценивают не как этап, связанный с кризисом рабовладельческой социально-экономической формации, а как этап в развитии рабовладельческого способа производства, который обусловлен взаимовлиянием греческих и восточных традиций в экономике, политике, культуре.

Перед историками, которые занимаются изучением древнего Рима, также стоят еще не решенные и подчас спорные вопросы. Из социально-экономических аспектов, достаточно хорошо и подробно разработанных в отечественной науке, выделяются проблема рабства и соотношение гражданской общины и государства, развитие крестьянства и его обезземеливание. Не менее важным аспектом истории Рима являются проблемы патрициев и плебеев, клиентелы. В настоящее время историков древнего мира интересует проблема распространения римского влияния на широком пространстве античной ойкумены - то, что в современной науке называется термином глобализация. Существенное место в изучении данной проблемы занимает вопрос о романизации. Но и в центре римской истории, как ее понимает современная наука, остается община. Проблема общины возникает в период создания государства, она играет большую роль в эпоху Республики и Империи. Как и в Греции, община играет значительную роль в период борьбы римского плебса и родовой знати после падения власти царей. Не совсем ясна роль общины и civitas , т.е. гражданской общины в эпоху империи. С укрепление Римской державы, превращением ее в мировую, самостоятельность гражданской общины уменьшается. Расслоение и уничтожение свободного крестьянства в Риме, создание среднего и крупного латифундиального (поместного) хозяйства, концентрация земли, распространение римского гражданства на всю Италию подрывали традиционные общинные устои. На смену гражданской общине приходят города, становившиеся оплотом центральной власти. Особенно показательна роль общины в позднеантичный период, когда в недрах распадавшейся империи в условиях варварского завоевания Рима и провинций зарождались новые отношения поземельной зависимости.

Историки древнего мира не отрицают рабовладельческой сущности греко-римской цивилизации, хотя и не настаивают на преобладании труда рабов в общественном производстве. В античном обществе существовало немало прочих групп населения, включая общинников и граждан, которые играли важную роль в процессе производства. В Риме и отчасти в Греции граждан наделяли землей и ремесленными мастерскими, давали возможность участвовать в общественных работах, предоставляли разные субсидии, аренду и т.п. И только в том случае, если потребность в труде возрастала, а сограждане не могли удовлетворить этот спрос, привлекали дополнительно рабов и пленных, обращенных в рабов.

Существенный вклад в изучение истории Древнего мира внесли такие исследователи как Жан-Франсуа Шампольон, Теодор Моммзен, Авдиев В.И., Блаватский В.Д., Дьяконов И.М., Кнорозов Ю.В., Латышев В.В., Машкин Н.А., Ростовцев М.И., Струве В.В., Тураев Б.А. и др.

Мы коснулись только общих вопросов, некоторые из которых подробно разработаны в науке, а другие требуют новых подходов и исследований. В кратком очерке невозможно выделить все проблемы, которыми занимаются историки древности. Поэтому мы ограничились только общими концептуальными вопросами, которые позволяют выделить общее и особенное в развитии древневосточных обществ и античной греко-римской цивилизации.

Персоны:

Гердер Иоган Готфрид ; Дьяконов Игорь Михайлович ; ; Крестовые походы ; Международная защита национальных меньшинств ; Национально-государственное строительство ; Национально-государственные конфликты ;


Всемирная история : Учебник для ВУЗов . Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 496 с. ISBN 5-238-00198-3/5-238-00189-4 ~90.10.21/000

История - обязательная учебная дисциплина во всех вузах. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, нельзя быть образованным человеком, не зная истории. Знание истории интеллектуально и политически развивает человека, позволяет сформировать его мировоззрение и в конечном счете формирует в каждом из нас гражданина. В учебнике обобщено историческое развитие человеческого общества от первобытной эпохи до настоящего времени с выделением разделов: Первобытная эпоха, Древний мир. Средневековье, Новое время и Новейшее время.
Для студентов высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

К ЧИТАТЕЛЮ
ВВОДНАЯ ГЛАВА
ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА

ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.1. Варианты периодизации древнейшей истории
1.2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему
1.3. Разложение первобытно-общинного строя

ДРЕВНИЙ РИМ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2.1. Эпоха ранней Древности (конец IV –конец II тыс. до н.э.)
2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец II –конец I тыс. до н.э.)
2.3. Эпоха поздней Древности

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ
3.1. Античная Греция (III тыс. до н.э.-30 г. до н.э.)
3.2. Античный Рим (VIII в. до н.э.-V в. н.э.)

ГЛАВА 4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
4.2. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
5.1. Общая характеристика западноевропейского Средневековья(V-XVIIвв.)
5.2. Раннее Средневековье(V-X вв.)
5.3. Классическое Средневековье (XI-XVвв.)
5.4. Позднее Средневековье (XVI–нач. XVII вв.)

ГЛАВА 6 РУСЬ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
6.1. Киевская Русь (IX-ХII вв.)
6.2. Становление цивилизации в Русских землях (XI-XV вв.)
6.3. Формирование и возвышение Московского государства (ХIII-XV вв.)

ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
7.2. Индия (VII-XVIII вв.)
7.3. Китай (III-XVII вв.)
7.4. Япония (III-XIX вв.)
7.5. Арабский халифат (V-XI вв. н.э.)

НОВОЕ ВРЕМЯ

ГЛАВА 8 ЕВРОПА: ПЕРЕХОД К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
8.1. Последствия Великих географических открытий
8.2. Нидерланды
8.3. Англия
8.4. Франция
8.5. Германия

ГЛАВА 9 РОССИЯ В XVI-XVII вв.
9.1. Россия в XVI веке
9.2. XVII век в истории России

ГЛАВА 10. ЕВРОПА В XVIIIВ
10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
10.2. Великая французская революция
10.3. Экономическое развитие стран Европы в XVIII в

ГЛАВА 11 РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ
11.1. Россия при Петре I
11.2 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в
11.3. Просвещенный абсолютизм в России

ГЛАВА 12 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОПЫ В XVIIIВ
12.1. Международные отношения в Европе
12.2. Колониальная система европейских держав
12.3. Война за независимость в английских колониях Северной Америки

ГЛАВА 13. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В XIX В
13.1. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
13.2. Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
13.3. Формирование индустриальной цивилизации

ГЛАВА 14. РОССИЯ В XIX В
14.1. Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в
14.2. Россия эпохи Николая I
14.3. Россия во второй половине XIX в

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ЧАСТЬ I. ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И XX ВЕК

ГЛАВА 15. МИРОВЫЕ ВОЙНЫ XX ВЕКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
15.1. Первая мировая война
15.2. Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
15.3. Вторая мировая война

ГЛАВА 16. КРУПНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ. ФЕНОМЕН ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
16.1. Экономические кризисы первой половины XX в
16.2. Экономические кризисы второй половины XX в

ГЛАВА 17. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ И ИХ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗВИТИИ

ГЛАВА 18. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА
18.1. Образование мировой системы социализма
18.2. Этапы развития мировой системы социализма
18.3. Распад мировой системы социализма

ГЛАВА 19 ТРЕТЬЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
19.1. Этапы современной НТР
19.2. Переход к постиндустриальной цивилизации

ГЛАВА 20 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
20.1. Интернационализация экономики
20.2. Три мировых центра капитализма
20.3. Глобальные проблемы современности

ЧАСТЬ II. РОССИЯ В XX В

ГЛАВА 21. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
21.1. Революции в России начала XX в
21.2. Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г.- VI. 1941г.)
21.3. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

ГЛАВА 22. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX СТОЛЕТИЯ
22.1. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Развитие экономики СССР в 50-60-е гг
22.2. Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
22.3. Распад СССР. Посткоммунистическая Россия. Трудности перехода к рыночной экономике

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

8-е изд.- Р. н/ Д: 2012. - 136 с.

Данное пособие составлено па основе действующих программ обучения истории в школе. Содержит краткое систематизированное изложение основных фактов и событий всеобщей истории с древнейших времен до наших дней.

Пособие позволяет быстро повторить изученные темы курса при подготовке к контрольным работам, семинарам, зачетам и выпускному экзамену.

Формат: pdf

Размер: 5,8 Мб

Скачать: drive.google

Оглавление
5 КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 3
ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР 3
Происхождение человека 3
Периодизация первобытной истории (основанная на различиях
в материале и технике изготовления орудий труда) 3
Религия в первобытном
мире 4
ПЕРЕХОД от ПЕРВОБЫТНОСТИ к ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
Новый каменный век и «неолитическая революция» 5
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 5
Цивилизация Древнего
Египта 5
Образование Древнеегипетского государства 5
Структура общества 6
Основные даты по истории Египта 6
Возникновение цивилизаций 6
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПЕРЕДНЕЙ Азии 7
Древнее Вавилонское царство 7
Расцвет Вавилонского царства (18 в. до н.э.) -
время правления царя Хаммурали (1792 - 1750 гг. до н.э.) 7
Финикия 7
Древнееврейское
государство Палестина 8
Религия древних евреев - иудаизм 9
Персидская держава 9
Ассирийская держава 10
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Южной и Восточной Азии 11
Древняя Индия 11
ГОСУДАРСТВО в ДРЕВНЕМ КИТАЕ 11
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 13
Природа и население Древней Греции 13
Древнегреческие города-государства 13
Древние Афины 13
Реформы Солона (594 г. до н.э.) 14
Древняя Спарта 14
Крит и Микены 14
Греческая колонизация 15
Возвышение Афин и расцвет демократии в Афинах
(V в. до н.э.) 15
Возвышение Македонии. Подчинение Эллады 16
Греко-персидские войны (490-449 гг. до н.э.) 16
Создание и распад державы Александра Македонского 17
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО РИМА 17
Управление в Риме в царский период 18
Управление в Римской республике 18
Эллинизм 18
Могущество и гибель Римской республики. Пунические войны 19
Завоевание Римом Восточного Средиземноморья 19
Восстание Спартака (74-71 гг. до н. э.) 19
Падение республики в Риме 20
Последствия римских завоеваний 20
Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике 20
Римская империя - мировая держава.
Власть римских императоров 21
Культура Римской империи 21
Превращение Рима в мировую державу 22
Возникновение и распространение христианства
в Римской империи 23
Кризис хозяйства и управления
в Римской империи в III в. н. э 23
Поздняя Римская империя 24
Падение Западной Римской империи 24
6 КЛАСС. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 25
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КАК ПЕРИОД ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 25
Периодизация средневековья 25
Франкское государство и его завоевания 25
Центральное управление при Меровингах 26
Рождение средневековой Европы. Мир варваров 26
Варварские королевства в V-VIH вв 26
Феодализм и классы средневекового общества 27
Империя Карла Великого (768-814 гг.) 27
ЭПОХА викингов 28
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ и Востоком 29
Католическая церковь и духовенство 29
Церковная иерархия 29
КРЕСТОВЫЕ походы 31
Протест против господства католической церкви:
ереси и еретики 31
Средневековый город и горожане 33
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАД В XI-XV ВЕКАХ 33
Франция в XI-XIII веках 33
Генеральные штаты 34
Англия в XI-XIII веках 35
Столетняя война (1337-1453 гг.) 35
Франция и Англия в XIV-XV вв 36
Жакерия во Франции 37
Война Алой и Белой Розы (1455-1485 гг.) 37
Восстание Уота Тайлера в Англии 38
Германия в XII-XV веках 39
Итальянские государства в XI-XV вв 39
Арабский халифат и его распад 40
Сословно-представительные учреждения Германии 40
7 КЛАСС. НОВАЯ ИСТОРИЯ 41
Европа: от средневековья к новому времени.
Возрождение и гуманизм в Европе 41
Великие географические открытия 41
Реформация в Европе 42
Крестьянская война в Германии (1524-1525 гг.) 43
Контрреформация и религиозная война 43
Реформация в Швейцарии 44
Социально-экономическое развитие
западноевропейского общества в 1-ой половине XVII в 45
Рождение новой европейской цивилизации
Нидерландская революция XVI в 45
Английская революция XVII в 47
Вторая гражданская война (1648-1649 гг.)
Провозглашение республики 49
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII в 49
Формирование мировоззрения нового времени.
Идеи европейского Просвещения XVIII в 49
Североамериканские колонии Англии
и Южные колонии Новой Англии в XVII-XVIII веках 50
Американская революция XVIII века.
Образование США- 51
Конституция США 1787 г. 51
Установление конституционной монархии во Франции 53
Основные политические течения и виднейшие
деятели революции 53
Якобинский клуб (1791 г.) 54
Якобинский блок (1793 г.) 54
Падение монархии. Якобинская диктатура 55
Промышленный переворот в Англии 55
Конституция 1795 г. 56
8 КЛАСС. НОВАЯ ИСТОРИЯ (XIX - НАЧАЛО XX В.) 57
Промышленная революция XIX в. Развитие техники
в XIX - начале XX в. Изменения в экономике
промышленно развитых стран Запада XIX в 57
Европа в эпоху наполеоновских войн 1799-1815 гг.
Франция: от республики к империи.
Завоевательные войны Наполеона 57
Промышленная революция и изменения в обществе 59
Завоевательные войны Франции во время империи Наполеона 1 59
Страны континентальной Европы после наполеоновских войн:
между реакцией и революцией. Венский конгресс. Феодально-монархическая реакция 60
Территориальные изменения в Европе 61
Франция, Германия и Австрийская империя в период реакции.
Вторая реставрация Бурбонов 61
Германия в годы реакции 62
Пруссия и Австрийская империя в годы реакции 63
Освободительное движение в Италии 63
Революционно-освободительное движение 1830-х гг.
в Европе. Июльская революция 1830 г. во Франции 64
Революции середины XIX в. в странах континентальной Европы.
Февральская революция 1848 г. и установление
Второй республики во Франции 65
Революция 1848-1849 гг. в Германии 65
Революция 1848-1849 гг. в Австрии 67
Революция 1848-1849 гг. в Италии 67
СТРАНЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в 69
Объединение Италии 69
Государственное устройство Италии 69
Объединение Германии 69
Объединение Германии «железом и кровью» 69
Государственное устройство Германской империи
(по Конституции 1871 г.) 70
Основные события объединения Италии 70
Франция: от монархии к демократической республике 71
Парижская коммуна. Мероприятия
Парижской коммуны 71
Франция в конце XIX - начале XX века. Особенности социально-
экономического развития страны 72
США и ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В XIX - НАЧ. XX в 73
Особенности промышленного переворота в США 73
США в первой половине XIX в.
Гражданская война 1861-1865 гг. 74
Историческое значение второй буржуазной
революции в США 75
Быстрый экономический прогресс США 75
Великобритания в XIX - нач. XX в 75
Подъемы чартистского движения 76
Рабочее движение в Англии 76
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА в XIX - НАЧ. XX в 77
Образование независимых государств в Латинской Америке 77
СТРАНЫ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ в КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в 78
Османская империя 78
Основные периоды войны за независимость 78
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОСТОКА в XIX-НАЧАЛЕXX в 79
Традиционные общества Востока в XIX - начале XX в.
Япония 79
Китай 79
Индия 80
СТРАНЫ ЗАПАДА в КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕXX в 81
Новые тенденции в развитии стран Запада 81
Политическое развитие стран Европы в конце XIX - начале XX в. 81
9 КЛАСС. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 83
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914-1918 годы) 83
Начало первой мировой войны 83
Основные фронты и ход военных действий
в 1914-1915 гг 83
На переломе войны. Основные фронты и ход военных
действий в 1916-1917 гг. 84
Последние годы войны 84
ЕВРОПА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны 85
Версальская система и начало новой эпохи 85
Лига Наций (1919-1946 гг.) 85
Планы великих держав 86
От новых РЕВОЛЮЦИЙ к СТАБИЛИЗАЦИИ в ЕВРОПЕ 87
Революция в Германии 87
Основные события Ноябрьской революции 87
Революция в Венгрии 87
МИР в ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (КОНЕЦ 20-Х - 30-Е годы) 89
Экономический кризис в США. «Новый курс» 89
Установление тоталитарных и авторитарных диктатур
в Европе. Приход к власти фашистов в Германии 91
Левые силы Европы 92
Установление фашистского режима в Италии 93
Народный фронт во Франции 93
Народный фронт и гражданская война в Испании 95
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Начало агрессии
фашистских государств в Европе 95
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 97
Начало второй мировой войны 97
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
1945-СЕРЕДИНА 80-х годов 99
«Холодная война» 99
Раскол послевоенного мира на Запад и Восток 101
От разрядки к новому противостоянию. Международные
отношения в конце 70-х - 1-ой половине 80-х годов 101
СТРАНЫ ЗАПАДА во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXX СТОЛЕТИЯ 103
Послевоенные изменения в экономике и политике стран
Запада 103
США после второй мировой войны. Превращение США
в сверхдержаву и лидера Западного мира 103
Социально-экономическое развитие стран Запада
в 60-80-е годы 104
Политические события в США во второй половине XX в 105
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
в ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В 105
Великобритания. Экономическое положение и политическое
развитие Англии в послевоенный период 105
Франция. Послевоенное развитие страны 107
Германия. Послевоенное развитие Германии 109
Экономическое развитие Англии в 50-е гг. 111
Италия. Политическая ситуация в Италии после
освобождения от фашизма 111
Левые силы Италии 112
Япония. Положение Японии после капитуляции.
Конституция 1947 г. 113
СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 115
Изменения в странах Латинской Америки после второй мировой
войны 115
СТРАНЫ Восточной ЕВРОПЫ во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в 115
Восточноевропейские страны после окончания второй мировой
войны 115
Политические кризисы 50-60-х гг. 116
Кризис социализма и революции конца 80-х гг. в странах Восточной Европы 117
СТРАНЫ Азии и АФРИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны 117
Страны Востока на пути модернизации. Египет 117
Индия 118
СОЦИАЛИЗМ в СТРАНАХ Азии и АФРИКИ 119
Китайская Народная Республика 119
Международные отношения после окончания
«холодной войны» 119
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 121
Глобализация общественного развития на рубеже нового тысячелетия 121
Международная интеграция
и Европейский Союз 121
ТРИ МИРОВЫХ ЦЕНТРА КАПИТАЛИЗМА: США, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, Япония 123
США 123
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА 123
ЯПОНИЯ 125
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008 ГОДА 127

В процессе познания историк всегда выбирает масштаб и ракурс изучения предмета. Такой выбор предполагает определённую интерпретацию исторического прошлого.

В историографии имеется немало опытов написания «больших» историй, которые, по замыслу их авторов, охватывают различные аспекты человеческого бытия в мировом историческом пространстве и времени.

С глубокой древности, когда складывались основы историописания, и вплоть до настоящего времени учёные не оставляют надежд представить историю человечества в целостном виде. Грандиозность задач и заведомая невозможность выполнения такого проекта отнюдь не могут служить препятствиями для тех, кто решился писать всеобщую (мировую) историю.

Идеи создания истории всего человечества нашли свое выражение в трудах античных авторов. Однако поиски для неё единых оснований, в конечном счете, приводили к написанию истории народов Средиземноморья, «образцовым» центром которого был эллинский мир.

Именно по его меркам рассматривалась жизнь «варварской» окраины.

В европейской средневековой культуре опыты создания всеобщей истории были связаны с намерениями христианских учёных (Евсевия Кесарийского, Аврелия Августина, Рихера Реймского и др.) обосновать идею непрерывности и целостности прошлого, настоящего и будущего человеческого рода на основе Ветхого и Нового Завета. В таком виде всеобщая, или мировая, история представала как процесс движения народов от варварства (язычества) к христианству. Центром христианской истории по Божественному плану был «богоизбранный» народ, прошлое же «варваров», или «иноверцев», всецело подчинялось логике всеобщей истории с присущим ей универсальным миропорядком.

В новое время, по мере формирования рационалистической научной картины мира, схемы всеобщей истории, предлагавшиеся последователями гуманистов в конце XVI–XVII в. (например, Боденом, Боссюэ, Рейли и др.) и философами в XVIII в. (Вольтером, Монтескье, Гиббоном и др.), подразумевали существование целостного всемирно-исторического процесса на иных основаниях – через развитие мирового духа или прогресс универсального разума. В таких концепциях центром человечества становилась Европа, в соответствии с «образцовым» историческим опытом которой рассматривалось прошлое народов других регионов. Этот европоцентристский принцип написания всеобщей истории (несмотря на его критику самими исследователями) в изменённом виде был унаследован профессиональной историографией XIX – первой половины XX в.

В XIX в. в Европе завершались процессы становления национальных государств. В связи с этим стала рассматриваться возможность создания единой всеобщей истории, своеобразного конечного продукта труда ученых, который был бы написан в результате тщательной научной разработки и обобщения национальных историй. Такую позицию, например, занимал Леопольд фон Ранке, который видел в написании всеобщей истории осуществление идеала (Божественного плана); этот идеал оказывался достижим посредством всеобъемлющего исследования взаимоотношений наций, языков, гражданских институтов, религий, причин и последствий войн и пр.

На рубеже нового и новейшего времени концепции всеобщей истории стали утрачивать привлекательность. Отчасти это было связано с общественными ожиданиями и потребностями в разработке концепций национально-государственных и локальных историй.

Однако были и другие, внутренние причины, побуждавшие ученых по мере профессионализации историографа постепенно смещать исследовательские интересы в другие сферы. В их числе – возрастание специализации исторического знания, формирование таких самостоятельных областей, как политическая, экономическая, социальная, культурная история. объяснительный аппарат дисциплины прочно вошли понятия культура» и «цивилизация», с помощью которых оказалось возможным рассмотреть историю человечества в новом масштабе и других ракурсах.

Применение культурно-исторического подхода к национальной, региональной и локальной истории в работах Я. Буркхардта, К. Лампрехта, Й. Хейзинги, Н. И. Кареева, Л. П. Карсавина других известных историков-профессионалов второй половины XIX – первой трети XX в. заметно повлияло на концепции всеобщей истории. Представления историков о содержании динамике всемирно-исторического процесса заметно усложнилась.

Важное значение для преобразования содержания и облика всеобщей истории имела разработка концепций локальных цивилизаций как сложных обществ, обладающих протяженностью историческом времени и пространстве (Н. Данилевский, Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс и др.). Такие концепции содействовали ослаблению принципов европоцентризма и линейного прогресса в «больших» теориях истории человечества. В середине XX в. концепции всеобщей истории были заметно обновлены и подкреплены общественными теориями модерниза экономического роста. Роль образца исторического, социально-политического, культурного развития в них по-прежнему выполняли страны Запада. Однако в новых попытках написания всеобщей истории прослеживалось стремление не только включить в мировые процессы исторический опыт не западных регионов, но и представлять его неотъемлемой частью целого. Всеобщая история строилась на основаниях модернизационной схемы, гласно которой общество имело три формы: до-индустриальную традиционную), индустриальную, постиндустриальную. Во второй половине XX в., когда произошли качественные изменения в мировой экономике, политике и культуре, а также в самом понимании науки, информации, природы общественного и гуманитарного познания, идеи написания всеобщей истоки стали уступать место новым теориям всемирной (миросистемной) истории (Ф. Бродель, И. Валлерстайн, У. Макнил и др.). Общественная критика линейного хода всемирно-исторического процесса и универсальных общественных законов, в соответствии с которыми историки писали «большие» истории человечества, содействовала пересмотру самих представлении о всемирности, роли европейских и западных «образцов» для других регионов и народов мира.

В концепциях новой всемирной (миросистемной) истории, в корне отличающихся от привычных схем линейного развития и прогресса, утверждаются принципы взаимозависимости различных историко-культурных миров.

В то же время осознание мировым сообществом экономического, политического, информационного единства современного мира (выражаемого в процессах глобализации) породило потребность в написании глобальной истории, концепция которой отличалась от сложившихся универсалистских концепций всеобщей и национально-государственной истории. Вместе с тем поборники глобальной истории, используя многие построения «миро-системщиков», не стремятся, тем не менее, акцентировать внимание на идее поликультурности. В глобальной истории эта идея подчинена поиску черт единства, сходства различных народов, живущих в разных регионах Земли. Стремление увидеть большое в малом дает специалистам в области макроистории возможность по-новому интерпретировать содержание привычных понятий «Европа», «Латинская Америка», «Африка», «христианский мир», «исламский мир», «человечество» и др., их роли во всемирном историческом процессе.

История и литература

Что может быть общего у исторических сочинений и произведений художественной литературы? Разве только то, что те и другие существуют в виде письменных текстов, у которых есть свои авторы и читатели. Принципиальное же отличие – в задачах, которые стоят перед историком и автором художественного произведения. Задача историка состоит в том, чтобы создать объективную картину прошлого. Он вынужден ограничиваться сохранившимися документальными источниками. Самое важное для автора художественного произведения – успешно реализовать свой творческий замысел и заинтересовать им своего читателя. Для этого ему не обязательно во всем следовать тому, что принято считать истинным или реальным.

Такой взгляд на отношения истории и литературы является расхожим. Он может устроить любого, кто привык думать, будто с момента появления письменной культуры человечество имело приблизительно одинаковые представления о том, чем реальность отличается от вымысла и, соответственно, чем задачи исторического описания отличаются от задач художественного изложения.

Однако так было не всегда. Приведённый нами расхожий взгляд соответствует только тому сравнительно недолгому периоду в развитии научного и гуманитарного знания, который относится ко второй половине XIX в. Именно тогда утвердилось представление об истории как науке, реконструирующей прошлые события. Приверженцы этой науки не хотели иметь ничего общего с литературой или, в лучшем случае, рекомендовали историкам писать свои работы на ясном и понятном для всех

В начале XX в. произошли изменения в понимании характере исторического знания. Все отчетливей звучала мысль о том, что в деле реконструкции прошлого нельзя во всем полагаться только на документальные источники. Их материала зачастую недостаточно, чтобы представить полную картину эпохи, которая интересует историка. Так что во многом ему приходится действовать на свой страх и риск, доверяясь исключительно своей интуиции. Кроме того, после произошедшей в гуманитарной мысли структуралистской революции (60-е гг. XX в.) пришло осознание того, что письменный текст является альфой и омегой исторического исследования. Это означает, что изучение прошлого начинается с интерпретации письменных текстов исторических источников. Конечный продукт такой интерпретации также представляет собой письменный текст – историческую статью или монографию. Создавая его, исследователь, подобно писателю, вынужден использовать тот набор художественных средств и риторических приёмов, которые имеются в распоряжении у современной ему литературной культуры. С этой точки зрения, историческое сочинение можно рассматривать как литературное произведение особого рода, специфическое назначение которого заключается в том, чтобы убедить своих читателей в действительном характере представленных в нём событий.

Таким образом, отношение между историей и литературой гораздо более тесное, чем это может показаться. Автор любого прозаического произведения (особенно исторического романа или реалистической новеллы) не должен пренебрегать знанием исторических деталей. Историк же, в свою очередь, окажется не в состоянии дать сколько-нибудь целостное представление о прошлом, если не сумеет воспользоваться современными ему литературными приемами.

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьёзных литературных навыков. Однако ни у древних греков, ни у римлян не существовало понятия художественной литературы в его современном значении.

Считалось, что все виды словесного творчества (устного или письменного, поэтического или прозаического) представляют собой разные типы мимесиса (гр. mimesis – подражание). Поэтому отличие историка от поэта состояло главным образом не в том, что первый был обязан говорить правду, а второму позволялось эту правду приукрасить. С самого начала им приходилось иметь дело с разными объектами для подражания. Как говорил в «Поэтике» Аристотель, «историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозой (ведь и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его все равно останется историей), – нет, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой – о том, что могло бы быть... Ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном. Общее есть то, что по необходимости или вероятности такому-то характеру подобает говорить или делать то-то. А единичное – это, например, то, что сделал или претерпел Алкивиад» .

Древние историки уделяли большое внимание сбору и проверке единичных фактов, полагая, что история – это хранительница примеров, собранных для оказания читателям моральной и жизненно-практической помощи. Однако этим задачи истории не ограничивались. Занятие историей признавалось частью риторического искусства. Сбор и проверка фактов составляли лишь предварительную стадию в работе историка, искусство же его проверялось тем, как он умеет эти факты использовать. Лукиан в сочинении «Как следует писать историю» говорил, что главной заботой историка должно стать придание выразительности материалу. Историк должен обдумывать не что сказать, а как сказать: его задача состоит в том, чтобы верно распределить события и наглядно их представить.

В античности не существовало видимых противоречий между установками на правдивое описание фактов прошлого и их связное и наглядное изложение в тексте исторического сочинения. Когда же все-таки они возникали, то решались в пользу наглядности. Пример тому – Цицерон, который считал, что первый закон истории – ни под каким видом не испытывать лжи, затем – ни в коем случае не бояться правды, а также не допускать пристрастия и злобы. Тем не менее, когда его друг, историк Лукцей, пожелал написать историю его консульства, Цицерон, заботясь о создании выразительного рассказа, посоветовал ему «пренебречь законами истории».

До конца XVIII в. история оставалась частью риторического искусства.

Когда Вольтер, выдающийся историк эпохи Просвещения, в одном из писем излагал замысел своего сочинения о правлении Людовика XIV, можно было подумать, что он следовал рекомендациям Лукиана: ставя своей целью создать великую картину событий и удержать читательское внимание, он, с одной стороны, видел историю как трагедию, которой требуются экспозиция, кульминация и развязка, а с другой – оставлял на её широких полотнах место для занимательных анекдотов. С началом XIX в. историю, как и литературное творчество в целом, перестали считать частью риторики. Однако она не утратила своих художественных качеств. На смену одним изобразительным приемам пришли другие. Историк больше не старался занять привилегированную внешнюю позицию по отношению к предмету своего сочинения и читателям, воздерживался от моральной оценки героев. Более того, он стремился вообразить себя участником событий. Мелкие подробности и незначительные факты, с которыми историки Просвещения мирились с «неизбежным злом», в трудах историков эпохи романтизма становились преимущественными объектами описания. В работе Эффект реальности» французский философ и литературный критик второй половины XX в. Ролан Барт дал анализ изобразительных средств, которыми пользовались историки романтической школы и писатели-реалисты XIX в., и доказал факт взаимопроникновения и взаимообогащения исторического и литературного творчества.

Тесная связь этих видов творчества сохранялась и в последующее время. Трудно не заметить стилистического сходства между многотомными трудами историков-позитивистов и романами-эпопеями в духе О. де Бальзака или Л. Толстого. В первой половине XX в. историки «школы "Анналов"», по словам М. Блока вместо «состарившейся и прозябавшей в эмбриональной форме повествования» позитивистской историографии предложили свой проект многослойной аналитической и структурной истории. Приблизительно в то же время писатели-модернисты Джойс, Ф. Кафка, Р. Музиль создают роман нового типа, Особенности композиции которого не позволяют читателю обнаружить в нём единую сюжетную линию. Эти романы не имеют ярко выраженных начала, середины и конца и «живут» только в процессе бесконечного их перечитывания. Но уже во второй половине XX в. проблема взаимодействия истории и литературы получила свое теоретическое осмысление в работах «новых интеллектуальных историков».