Презентация литература 2 ой половины 19 века. Презентация на тему: "Культура и литература второй половины XIX века

Презентация на тему "Литературный процесс второй половины XIX века" по литературе в формате powerpoint. В презентации для школьников рассмотрена историческая ситуация второй половины 19 века, на фоне которой развивалась русская проза, драматургия, поэзия. Автор презентации: Солодченкова Ю.К.

Фрагменты из презентации

Историческая ситуация

  • 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
  • Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.
  • Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.

Общественные течения, журнальная и издательская деятельность

« У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разбивается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год

Общественные течения
  • Россия должна пойти по западноевропейскому пути развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.
  • Решительное отрицание господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения.
  • Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.
  • Россия должна идти по социалистическому пути развития, минуя капитализм через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.
Журналы

Русскую литературу называют «журнальной».

Литературно-художественные направления.

  • Реализм - направление, стремящееся к изображению действительности.
  • Натурализм - точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности.
  • Импрессионизм - воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.
  • Символизм - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.

Проза

  • глубокий психологизм,
  • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
  • высокий уровень литературного языка.

Драматургия

  • А.В.Сухово-Кобылин
  • А.К.Толстой
  • А.Н.Островский
  • А.П.Чехов
Литературная борьба
  • «Современник»
  • «Библиотека для чтения»
  • «Русское слово»
  • «Русский вестник»
  • «Отечественные записки»
«Современник»
  • 1836 г.– основан А.С. Пушкиным
  • 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
  • В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев и Н.А Некрасов.
  • 1860 г. – раскол в редакции «Современник»
  • 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.
  • 1866 г. – закрытие «Современника»

Политическая В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. социальная культурная Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.


Главные исторические события XIX века 1812г. – война с Наполеоном 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России 19 февраля 1861г – отмена крепостного права 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.) 1877 – 1878г.г – Русско-турецкая война 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками


ЛитератураЛитература I половина XIX века.. Литература I половины XIX века отличается необыкновенной ёмкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики. Эта литература кратких, но перспективных в своём дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, ещё сжатую в них, ещё пока не развернувшуюся.Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка. В литературе этого периода большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Отсюда жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века.(Пушкин). Произведения невелики по объёму, но значительны по образной силе, которая в них заключена.


I половина XIX века - золотой век русской литературы А. С. Пушкин Н. В. Гоголь К. Н. Батюшков А. Н. Майков А. А. Григорьев Е. А. Баратынский П. А. Вяземский К. Ф. Рылеев А. В. Кольцов И. А. Крылов В. А. Жуковский М.Ю.Лермонтов Расцвет русской поэзии А. С. Грибоедов




НаукаНаука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные. С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.


ТеатрТеатр I половина XIX века Фонвизин «Недоросль»; Грибоедов «Горе от ума»; Гоголь «Ревизор», «Женитьба»; Шекспир, Мольер Мелодрамы, водевили 60% А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века


МузыкаМузыка М. И. Глинка (1804 – 1857) родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии, песни. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П.И. Чайковский Оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», ««Орлеанская дева», «Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички» Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония 6, романсы и др.


«Могучая кучка» М. А. Балакирев () организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский () А. П. Бородин () Н. А. Римский-Корсаков () Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над музыкальными произведениями. Основные произведения: Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи () Военный инженер. Основные произведения: оперы «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.




ЖивописьЖивопись В. Г. Перов () «Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Проводы покойника», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»),психологические «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» портреты. Главная задача – сделать наглядной ситуацию, довести свой рассказ до зрителя.


И. Н. Крамской (1837 – 1887) «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова, М.Салтыкова- Щедрина, И. Шишкина. «Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!» В 1863 г 14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870 г «Товарищество передвижных выставок».




К. А. Савицкий () « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы» В. И. Якоби () «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов () «Знахарь», «Земство обедает»


В. Е. Маковский () «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв () «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв () «Неравный брак»


А. К. Саврасов («Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге () Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого


И. Е. Репин И. Е. Репин () Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.


В. Д. Поленов («Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад»


Художники-передвижники 48 выставок за пятьдесят три года. Таков внушительный итог деятельности Товарищества передвижных художественных выставок – самой многочисленной, активной и влиятельной художественной организации в истории русского искусства. На протяжении долгих лет – с 1870 по 1923 год – она объединяла лучшие творческие силы страны. Передвижникам удалось познакомить со своим искусством огромное число зрителей. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе Великого поста, в конце февраля – начале марта, в Петербурге, затем к Пасхе экспозиция переезжала в Москву, а оттуда уже отправлялась в странствия по России. Художники-передвижники: Г.Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Е. Маковский, И. Е. Репин, И. Н. Крамской и другие Художники-передвижники правдиво воспроизводили действительность; объясняли действительность; произносили приговор над действительностью; учили жить, мыслить, бороться. В. М. Максимов Всё в прошлом.


ЖурналистикаЖурналистика «Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом, звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А.Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова (изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.


Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя тир недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда.


Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Салтыкова - Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов.


«Прекрасное есть жизнь» Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы консерваторылибералы революционные демократы II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев (Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский), романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).


Социальные течения Славянофилы- сторонники самобытного русского пути. Выступали и против крепостного права, и против форм западноевропейской парламентской демократии, ратовали за восстановление прежних старорусских устоев.(С. Аксаков) Западники- сторонники европейского пути развития России. Два лагеря: революционно – демократический (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) и либеральный (А. Краевский, А. Дружинин, М. Катков)


Общественно-литературные течения Революционно-демократическое Н.А. Добролюбов М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов «Гражданская» литература» Литература есть непосредственное воспроизведение действительности. публицистичность; документальность; новый герой.



Литература второй половины XIX века, продолжая традиции, заложенные А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, отличается самобытностью, отказом от подражательности; наличием противоборствующих течений, тесным образом связанных со сложившейся исторической ситуацией. Особенности литературы нового периода:



ЛИТЕРАТУРА II половины 19 века. Расцвет реализма в мировой литературе. Новые направления и течения

Цель: знакомство с процессами, происходившими в западноевропейской и русской литературе данного периода, представителями реализма в различных странах, новыми направлениями и их представителями



  • Во II половине 19 в. приобрела огромный вес и значение в социальной и культурной жизни России.
  • Она стала источником духовного совершенства и ареной идейных битв.
  • Крымская война 1853-1856 годов, отмена крепостного прав в 1861 году, становление капитализма находили живой отклик в творчестве русских писателей

ДЕМОКРАТЫ

ЛИБЕРАЛЫ

Овал нарисовать


  • Выступали за постепенное реформирование жизни без революций и потрясений.
  • М.Н. Катков в журнале «Рус -
  • ский вестник» пропагандировал
  • английский путь социальных и
  • экономических реформ.

  • Проводили идею крестьянской революции.
  • Вождем революционеров – демо
  • кратов стал журнал «Современ –
  • ник» во главе с Н.Г. Чернышев –
  • ским. Противостояние этих лагерей отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети»

  • «Тургеневская» рисовала человека, зае –
  • денного средой.
  • «Щедринская» изображала саму эту среду.

ТУРГЕНЕВСКАЯ

ЩЕДРИНСКАЯ




  • Изображает судьбы русского дворянства.
  • Он открыл в литературе осо
  • бый тип героя: мягкого, со –
  • вестливого, но пассивного –
  • «Обломов», одаренного, но
  • безвольного романтика
  • «Обрыв».

В первых же произведениях – «Детство»,

«Отрочество», «Юность»,

кавказских и севастополь –

ских рассказах проявился

мощный талант. Масштаб –

ность романа «Война и мир»

семейная драма «Анны

Карениной» помогали осмыс

лить социальные и нравственные

вопросы современности.




  • Во Франции и Англии сложился уже в
  • 20 – 30 х годах 19 века.
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
  • 1.Жанровое и стилевое богатство
  • 2.Расширение круга тем
  • 3.Преобладание философско – интеллек
  • туального начала
  • 4.Духовно-личностная проблематика
  • 5.Конкретное изображение органически соединяется с обобщенно-символическим
  • 6.Усиление психологизма.

  • Его творчество – иллюстрация перемен.
  • Главный объект внимания –
  • действительность. Но на сме-
  • ну ярким личностям пришли
  • обыкновенные люди, а мир страстей
  • Стендаля и Бальзака уступает место
  • «миру цвета плесени», где самым приме –
  • чательным событием сановится супруже –
  • ская измена, как в романе «Мадам Бовари»

  • Как метод сложился в 1850 х годах, испо
  • ведовал культ природы. Философская
  • основа – позитивизм, который апеллиро –
  • вал к науке и требовал фактографии.
  • Законы природы проэцировались на социальную жизнь. Поведение человека мотивировалось «физиологией». Главное внимание точному описанию реальности.

  • Дж Элиот
  • Э.Золя
  • Гаупт
  • Бр. Гонкуры

  • Dekadentia – упадок. Термин вошёл в лит.
  • в 1880 х годах. Характерные черты – тоска, меланхолия, бесконечная усталость, тяга к красоте, неприятие действительности. Такое настроение было вызвано ощущением кризиса христианских ценностей, утратой традиционной нравственности вследствие развития естественных наук и материалистических взглядов

  • Наиболее видный предста
  • витель декаданса. Призы –
  • вал не заниматься «бытом
  • трущоб и нуждами бедно –
  • сти», выдвинул тезис о
  • «чистом искусстве, об ис –
  • кусстве ради искусства»
  • («Портрет Дориана Грея»)

  • Появляется в 1860 х годах. Теоретически обосновал направление французский поэт Жан Мореас.
  • В основу положено учение ПЛАТОНА о «мире идей и мире вещей»
  • На месте худ. образа символисты утвер – ждают СИМВОЛ, несущий смысл туман – ный, смутный, не поддающийся точной расшифровке.

  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • ВЕРЛЕН БОДЛЕР
  • РЕМБО МАЛЛАРМЕ

  • Задача – отражение предельно точного впечатления, вызванного тем или иным фактом.
  • В литературе импрессионизму свойствен ны фрагментарность, отрывочность пове ствования, внимание к деталям, нюансам
  • Характера, преобладание ощущений
  • зыбкости, недосказанности, неопределён
  • ности




  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века? Какие школы существовали в литературе реализма в России? Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе? Назовите предствителей каждого направления.
  • Какие общественно-политические процессы повлияли на развитие русской литературы второй половины 19 века?
  • Какие школы существовали в литературе реализма в России?
  • Какие направления и течения существовали в западно-европейской литературе?
  • Назовите предствителей каждого направления.

Начало второй половины ХIХ века ознаменовалось в России мощным общественным подъемом, который требовал от литературы, и прежде всего от поэзии, нового содержания и новых художественных форм, способных отразить сложные социальные противоречия действительности. Конец ХIХ столетия ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующих общественно - политических порядков.


В XIX веке завершился классический период русской поэзии. Мысленно охватывая ее безбрежное море, нельзя не восхищаться поразительным многообразием вопросов и проблем, которые затрагивали в своих произведениях русские поэты, стремившиеся в проникновенно – глубоких и эмоционально – взволнованных стихотворениях сохранить и утвердить веру в вечные духовные ценности, в нетленность общечеловеческих идеалов христианства, напомнить о высшем смысле жизни и высоком предназначении человека, проникнуть в тайны человеческого духа раскрыть непознанные и неизведанные движения сердечной жизни. И хотя каждый из поэтов делал это по-своему, старался по-особому отразить и осмыслить окружающий мир, мысли и чувства своих современников, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга поэтов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. И в своем проекте я хочу передать все чувства поэтов, их стихотворения о родине, природе, и рассказать немного о них.


Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 г. В имении Овстуг Орловской губернии, в дворянской семье. В 1821г. окончил словесный факультет Московского университета со степенью кандидата. Прожив за границей с краткими перерывами почти 22 года, Тютчев никогда не терял связью с родиной.


Есть в светлости осенних вечеров Умильная таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветер порою, Ущерб, изнеможенье и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.


Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет, обретши, ропщет и бунтует Безверием палим и иссушен, Не выносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры…но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! -Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Стихотворение Ф.И. Тютчева «Наш век» написано 11 июля 1831 года. В этом стихотворении личность поэта выступает закамуфлировано, является выражением обобщенно- личного значения, кроме того, нагромождение отрицаний приводит к тому,


И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орлове, в дворянской семье. Воспитывался сначала дома, а затем учился в московских частных пансионах. В 1833 г. Тургенев поступил в Московский университет, но через год перевелся в Петербургский университет, который окончил со степенью кандидата. Свой творческий путь Тургенев начал как поэт, в период гг. Его стихи и поэмы печатались в разных журналах и были тепло встречены критикой и читателями.


Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Стихотворение выдающегося русского писателя и поэта И. С. Тургенева «В дороге» (1843), которое впоследствии было положено на музыку и стало известным романсом.


Произведение «Дворянское гнездо» было написано Тургеневым в 1859 году. «Дворянское гнездо» остается одним из светлых произведений писателя. Несмотря на крушение надежд на личное счастье героя, Лаврецкого, остается надежда на светлое будущее для других. Образ Лизы Калитиной – «тургеневской девушки» – затмевает всю окружающую ее среду и становится символом России.


Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817г. в Петербурге в дворянской семье. В 1834 г. был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных дел. Несколько лет провел за границей, а по возвращению в Россию служил при царском дворе. Во время Крымской войны вступил в армию, но в сражения не участвовал, он заболел тифом. Стихи Толстой начал писать еще в детстве, и его первые литературные опыты одобрил В.А. Жуковский.


Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли многострунная. Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…


А.А. Фет родился октябре- ноябре 1820 г. В Селе Новоселки Мцеского уезда Орловской губернии. Стихи начал писать очень рано. Еще учась в университете, в 1840г. Выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон», куда вошли преимущественно подражательные произведения. В 50-е г.г. Фет активно печатался В «современнике», «Отечественных записках» и др. журналах. Умер в Москве в 1892г.


Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.


Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.


А.А. Григорьев родился 20 июля 1822 г. В Москве, в семье чиновника. В 1842 окончил юридический факультет Московского университета, затем уехал в Петербург и поступил на службу, но вскоре оставил ее и посвятил себя литературной деятельности. стихи и критические статьи стали появляться на страницах петербургских журналов во второй половины 40 –х гг. Главной темой творчества Григорьева является конфликт романтически настроенной личности с миром меркантилизма и жизненной прозы.


Нет, не рожден я биться лбом, Ни терпеливо ждать в передней, Ни есть за княжеским столом, Ни с умиленьем слушать бредни. Нет, не рожден я быть рабом, Мне даже в церкви за обедней Бывает скверно, каюсь в том, Прослушать августейший дом. И то, что чувствовал Марат, Порой способен понимать я, И будь сам бог аристократ, Ему б я гордо пел проклятья… Но на кресте распятый бог Был сын толпы и демагог.


Поэт - человек с творческой душою, Он болен от своих переживаний, чувств, Он болен своей работою, ее красотою, Которая из смены поколений не сходит с уст. Он передает нам все свои мечты, Всю картину былых времен, Он передает нам героев чрезмерной красоты. Героев из измененных имен. А кто бы знал, как хочется читателю Узнать всю правду о героях знаменитых произведений. Но не сможем обратится мы к писателю, И со скорбью просим у него извинений. Поэт – это человек с творческой душою. Зачем ты ушел из жизни так рано? Хочу чтобы ты поговорил со мною. Увы, ты погиб, оставив за собою своих сочинений не мало. Ты бог, ты царь, ты гений. Ты человек с потрясающим умом Не знаешь перед врагом покорений. Одни друзья, поклонники, читатели кругом. Ты спи спокойно мой поэт. Боготворить тебя всю жизнь я буду Все помнят о тебе, сомнений нет, А я никогда о тебе не забуду.



Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ № 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

Слайд 3

Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:
крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

Слайд 4

Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

Слайд 5

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)
Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

Слайд 6

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Слайд 7

Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
Основная цель: споры о путях развития России.

Слайд 8

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ
Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

Слайд 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

Слайд 10

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ
Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

Слайд 11

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

Слайд 12

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ
Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

Слайд 13

Философия Западной Европы
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Слайд 14


Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Слайд 15

Литературно – художественные направления
Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.