История России (кратко). Восстание Е.И

М.: 2013. - 448 с.

Учебник крупнейших учёных-историков А.Н. Сахарова и Н.В. Загладина охватывает курс истории человечества с древнейших времён до конца XIX в. на базовом уровне обучения. Особое внимание уделяется роли и месту России в мировой истории, чей самобытный путь развития органично встроен в событийную канву мирового исторического процесса. Вопросы и задания учебника, а также рубрика «Практикум» направлены на развитие основных универсальных учебных действий и отработку навыков проектной деятельности. Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 20 Мб

Смотреть, скачать: 29

Формат: djvu

Размер: 11 ,2 Мб

Смотреть, скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Русское слово" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел I. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ
§ 1. Этапы развития исторического знания 4
§ 2. Основы исторической науки 8
§ 3. Россия во всемирной истории 16
Раздел II. ОТ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 4. У истоков рода человеческого 22
§ 5. Государства Древнего Востока 31
§ 6. Культура стран Древнего Востока 40
§ 7. Цивилизация Древней Греции 46
§ 8. Древнеримская цивилизация 53
§ 9. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 62
Раздел III. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
§ 10. Европа в эпоху раннего Средневековья 70
§ 11. Рождение исламской цивилизации 78
§ 12. Славяне в раннем Средневековье 83
§ 13. Образование Древнерусского государства 91
§ 14. Расцвет Древней Руси 98
§ 15. Социально-экономическое развитие Древней Руси 107
§ 16. Политическая раздробленность Руси 114
§ 17. Культура Руси X - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации 122
§ 18. Католический мир на подъёме 130
§ 19. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии 137
§ 20. Монгольское нашествие на Русь 142
§ 21. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского 148
§ 22. Западная Европа в XIV-XV вв 155
§ 23. Европейская культура, наука и техника в Средние века 163
§ 24. Мир за пределами Европы в Средние века 170
§ 25. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы 174
§ 26. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского 181
§ 27. Междоусобная война на Руси 190
Раздел IV. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV - XVII в.)
§ 28. На заре новой эпохи 194
§ 29. Западная Европа: новый этап развития 201
§ 30. Тридцатилетняя война и первые революции в Европе 209
§ 31. Образование Русского централизованного государства 217
§ 32. Правление Ивана TV Грозного 225
§ 33. Культура и быт России в XIV-XVI вв 236
§ 34. Смутное время на Руси 244
§ 35. Россия при первых Романовых 253
§ 36. Экономическое и общественное развитие России в XVII в 262
§ 37. Россия накануне преобразований 268
§ 38. Культура и быт России в XVII в 274
Раздел V. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 39. Промышленный переворот в Англии и его последствия 280
§ 40. Эпоха Просвещения и просвещённый абсолютизм 286
§ 41. Государства Азии в XVII-XVIII вв 292
§ 42. Россия при Петре I 298
§ 43. Россия в период дворцовых переворотов 303
§ 44. Расцвет дворянской империи 309
§ 45. Могучая внешнеполитическая поступь империи 315
§ 46. Экономика и население России во второй половине XVIII в 320
§ 47. Культура и быт России XVIII в 327
Раздел VI. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVIII-XIX В.
§ 48. Война за независимость в Северной Америке 336
§ 49. Великая французская революция и её последствия для Европы 342
§ 50. Европа и наполеоновские войны 349
§ 51. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. 354
§ 52. Россия и Священный союз. Тайные общества 359
§ 53. Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг 365
§ 54. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 371
§ 55. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США 376
§ 56. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока 382
§ 57. Россия при Николае I. Крымская война 389
§ 58. Воссоединение Италии и объединение Германии 394
§ 59. Россия в эпоху реформ Александра II 400
§ 60. Правление Александра III 406
§ 61. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в 412
§ 62. Власть и оппозиция в России середины - конца XIX в 417
§ 63. Наука и искусство в XVIII-XIX вв 421
§ 64. Золотой век русской культуры 427
Заключение 443

Автор этих строк, посвятивший немало лет изучению массовых источников по аграрной истории России, со временем обнаружил четкие контуры существенного влияния природноклиматического фактора на российский исторический процесс. С выходом ряда публикаций по этой проблеме появились и ученые, в свою очередь обнаружившие проявления этого фактора. В итоге был создан коллектив, предпринявший разработку нового курса российской истории.

В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается резкое повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. Выходит огромное количество книг. Однако многие из них по-прежнему создаются в традиционном плане, молчаливо исходя из отрицания какой-либо существенной роли в развитии российского социума природно-климатического фактора. В то же время современная публицистика с недавних пор довольно часто подчеркивает суровый, холодный климат нашей страны. Правда, дальше констатации этого факта дело не идет. Да и в курсах отечественной истории фиксация суровых природных условий не сопряжена с выявлением особенностей российского исторического процесса.

В предлагаемой вниманию читателей «Истории России с древнейших времен до начала XXI века» в трех книгах предпринята попытка анализа как непосредственных, так и опосредованных проявлений воздействия природно-климатического фактора на исторический процесс в нашей стране.

Общеизвестно, что на заре человечества природа и климат сыграли громадную роль в становлении рас и народов. Мыслители западного Средневековья отчетливо сознавали, что деятельность людей, их жизненные потребности обусловлены средой обитания, а условия географической среды во многом определяли психический склад народов и их исторические судьбы. Влияние природно-климатического фактора ярко прослеживается не только в том случае, когда сопоставляются, с одной стороны, страны Двуречья и Нила, а с другой - страны севера Европы, но и в том случае, когда сравниваются исторические судьбы и темпы развития запада и востока Европы.

Важнейшей особенностью экономики Российского государства всегда был необычайно короткий по времени для земледельческих обществ рабочий полевой сезон. На западе же Европы, благодаря теплым течениям Атлантики и влиянию атлантических циклонов, этот сезон был примерно вдвое длиннее, а «мертвым сезоном», когда львиная доля работ на полях прекращалась, были лишь декабрь и январь. Эта не бросающаяся горожанину в глаза деталь носит между тем фундаментальныйхарактер. так как столь кардинальное различие в производственных условиях функционирования земледельческих обществ радикальным образом влияло на экономическое, политическое и культурное развитие запада и востока Европы. В основных европейских странах благоприятные природно-климатические условия способствовали не только росту совокупного прибавочного продукта в виде высоких урожаев, но и развитию широкого спектра неземледельческих занятий, росту городов, промышленности, культуры и т. д., создавали более комфортные условия быта. При таком типе развития роль государства в создании так называемых всеобщих условий производства была всегда минимальна, а центр тяжести развития был «внизу»: в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве горожанина ремесленника и купца. Феодальной сеньории и городской коммуне была свойственна максимальная активность их административной, социальной и социокультурной функций. В конечном счете отсюда проистекало удивительное богатство и разнообразие форм индивидуальной деятельности, бурное развитие промышленности и торговли, культуры, науки, искусства.

На просторах Восточно-Европейской равнины с ее резко отличными от Запада природно-климатическими условиями ситуация была совсем иной. Преобладание неплодородных почв и необычайная кратковременность рабочего цикла земледельческих работ делали индивидуальное крестьянское хозяйство не только малоэффективным, но и напрямую зависимым в критические моменты производства от помощи крестьянской общины Даже в этих условиях, требующих величайшего напряжения сил и мобилизации всех ресурсов семьи, - русский крестьянин не достигал необходимой степени концентрации труда. Отсюда невысокая агрикультура, низкая урожайность, скудная кормовая база скотоводства, отсутствие удобрений, что в конечном счете приводило к низкому объему совокупного прибавочного продукта в масштабах целостного социума. Подобная ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Однако потребности более или менее гармоничного развития общества вызывали к жизни и в конце концов порождали своего рола компенсационные механизмы, помогавшие преодолеть отрицательное воздействие неблагоприятных условий жизнедеятельности. Одним из таких механизмов была просуществовавшая целое тысячелетие община, выручавшая каждое индивидуальное крестьянское хозяйство в критические моменты производства. Другим механизмом явилось, по завершении объединения русских земель, создание жестких рычагов власти по изъятию необходимого обществу совокупного прибавочного продукта, обеспечивающего в первую очередь функционирование самого государства. Это выразилось в становлении российского самодержавия и неотделимого от него режима крепостного права. Созданное на востоке Европы Русское самодержавное государство, как показано в данном курсе, отличалось целым рядом институциональных особенностей, вызванных опосредованным влиянием окружающей среды. Самой трудной для него была задача создания крупной промышленности. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII–XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. Но, тем не менее, она была создана. Были сооружены оборонительные системы, обеспечивающие освоение южных и юго-восточных пространств страны. Посредством подневольной мобилизации огромных масс народа была создана и необходимая инфраструктура (дороги, гавани, верфи, сама блистательная столица Российской империи). В итоге многовековых усилий держава достигла грандиозных успехов, став сильнейшим европейским государством. Однако итог такого развития был асимметричным, ибо подавляющее большинство населения страны попрежнему продолжало заниматься земледелием, экстенсивный характер которого и низкая урожайность постоянно требовали все новых рабочих рук и роста эксплуатации крестьянства. В XIX столетии европеизация дворянской элиты и разночинной интеллигенции достигла высокого уровня. Географическая близость России и Европы резко усиливала в обществе иллюзии близости путей развития. Между тем вопиющий контраст с Западом - отсталость деревни и огромного большинства населения - будоражил общественную мысль, заставлял ее искать выход из создавшегося положения, в том числе посредством радикальных левых идей. К середине этого века, когда промышленность России достигла внушительного развития, компенсационные механизмы общинного уклада жизни крестьянства и жесточайший режим крепостничества лишились энергии своего поступательного развития. Российское общество было обречено на мучительные поиски новых путей, средств и способов развития, которые дали бы мощный импульс аграрному развитию.

Реформа 1861 г., ликвидировав в основном крепостное право и положив начало буржуазным реформам, дала простор, хотя и ограниченный, капиталистическому развитию страны. Тем не менее аграрный вопрос тяжелейшими веригами лежал на плечах общества. Земля по-прежнему цепко держала огромнейшую часть населения. Парадоксальное аграрное перенаселение старого земледельческого центра сдерживалось организацией массовых переселений на восток страны. В свою очередь, российская промышленность, пережив в 1890-е гг. стремительный подъем, тем не менее, была не в силах поглотить этот «излишек» населения, поскольку по-прежнему общий объем реальной продукции земледелия был далек от необходимой нормы. Прогрессивные попытки П. А. Столыпина создать крупное товарное крестьянское хозяйство за счет ликвидации общины в течение примерно 20 лет не учитывали повседневную острую актуальность архаичной общины в выживании российского крестьянства. Итог известен - три революции начала XX века.

Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме: «Русь сдревнейших времен до конца XII века».

Оборудование:
Название игры, тема, портреты русских князей, карточки с заданием, таблица подсчета и итогов игры. См Приложение 1 .

Эпиграф :

«Родная сторона становится еще более
близкой и родной, когда знаешь ее
историю».
М.И. Калинин

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры. Представление команд (2 команды).

II. Игра .

1. Ступень «Блиц вопрос »:

  • С кем воевали восточные славяне? кочевым народом)
  • Был ли у них верховный Бог? (Перун)
  • Что такое судебный поединок? (Это испытание призванное выявить виновного)
  • В чем значение появление «Русской Правды» на Руси? (Это первый письменный кодекс на Руси)
  • Кто выступает в Киевской Руси в качестве главного судьи? (Князь)
  • Почему Ярослава современники прозвали Мудрым? (Этот князь был очень образован и владел 5 языками, в Киеве организовал книгописный и переводческий центр)
  • Какие народы входили в состав Киевской Руси? (Славянские, финно-угорские, прибалтийские)
  • Какие категории населения были? (Дружинники, бояре, смерды, холопы и т.д.)
  • Какой тип хозяйства преобладал? (Натуральный)
  • Что представляли собой замки? (Деревянные укрепленные пункты)

2. Ступень «Разгадай карту»:
Пронумеруйте (обозначьте) участки пути «из варяг в Греки»:
– Днепр
– Ладожское озеро (Нево)
– Волхов
– Ловать
– Ильмень-озеро
– Балтийское (Варяжское) море
– Черное (Понт) море

3. Ступень «Историческое событие» (Угадай дату)
Крещение Руси? (988г.)
Создание «Русской правды»? (1072г.)
Когда был Любечский съезд князей? (1097г.)
Восстание в Киеве? (1068г.)
Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125г.)
Первое упоминание о Москве? (1147г.)

4. Ступень «Лови ошибку»
Исправь не менее шести ошибок (некоторые встречаются несколько раз) в следующем тексте.
После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замка – смерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты.

5. Ступень «Кроссворд»
1. Владелиц вотчины (боярин). 2. Раб (холоп). 3. коллектив крестьян (община). 4. Крестьянин, несущий военную службу (смерд). 5. Жилище крупного землевладельца (замок) по горизонтали. 5. Феодально-зависимый крестьянин (закуп) по вертикали . 6. наследованное земельное владение (вотчина). 7. Воин князя (оруженник). 8. Глава племени, а затем государства на Руси (князь). 9. Управитель в вотчине (тиун).

6.Ступень «Крылатые выражения»
Объяснить их значение и происхождение.
1. Не все коту масленица – в жизни бывают не только удовольствия.
Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Ее отмечают народными гуляньями, катаньем с гор, играми, потехами, сожжением соломенного чучела зимы, хождением в гости. На масленицу всегда пекут блины, которые, будучи круглой формы, являются символами солнца, возрождением жизни после зимней спячки. Их подают с молоком, сливками, сметаной – любимым лакомством кошек. Сразу после Масленицы наступает Великий пост, во время которого на протяжении шести недель следует воздерживаться от развлечений и жирной пищи.

2. После дождичка в четверг – неизвестно когда или никогда.
Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна – бога грома и молнии. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались неуслышанными и не помогали. Вот тогда и родилось выражение «после дождичка в четверг», оно стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что вряд ли когда исполнится.

3. Проще пареной репы – о несложном деле, не требующем большого искусства.
До конца XVIII, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить не требовалось большого умения – горшок с репой ставился печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела.

4. Пускать красного петуха – устроить пожар.
Петух у славян был олицетворением огня. Возможно, это происходило оттого, что петухи русской породы имели красно-огненное оперение, а перья хвоста при дуновении ветра напоминали языки пламени. У крестьян было поверье, что во время грозы красный петух вместе с молнией соскакивае6т с тучи на крышу соломенной избы и возникает пожар. В реальной жизни нередко пожар случался от преднамеренных поджогов, тогда говорили: «Ему пустили красного петуха».

5. Тютелька в тютельку – совершенно точно, точь-в-точь.
В старославянском языке «тютелька» - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и то же место говорили: «Он попал тютелька в тютельку».

7. Ступень «Человек - загадка»
На стенде портреты Игоря, Ивана Калиты, Олега, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Определите, о ком идет речь?

  • Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите имя мужа. (Игорь)
  • В годы правления этого князя Москва стала духовным центром Руси. (Иван Калита)
  • «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег)
  • Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанес крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый)
  • Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах)

III. Подведение итогов.
Награждение победившей команды. Вручение – лаврового венка и медалей – знатоки истории.

  • Что может нового узнали?
  • Чему научились?
  • Кто оказался лучшим, и что помогло достичь победы?

VI. Анализ – Рефлексия (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Конечно, хорошо провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – напротив своей фамилии в списке цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Список литературы

  1. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 160 с.
  2. История. 5-9 классы: повторительно-обощающие уроки в нетрадиционной формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И.Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.
  3. История России: С древнейших времен дол конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Провсещение,2002 – 256 с.
  4. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод. Пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 400 с.
  5. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.- 208 с.

А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. Отв. ред. А. Н. Сахаров

История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебное пособие

Предисловие

Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя не учитывать, а просто потому, что меняется сам мир, вместе с миром меняемся мы – поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития как всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества. История дает этому многократные примеры. Так, вторая половина XVIII в . и начало XIX в. с революционными потрясениями во Франции и победой легитимизма на Востоке Европы ввели в жизнь идеологию Просвещения, тесно связанную в государственной сфере с идеалами просвещенного абсолютизма, которые отразились и в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, и в концепции С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность», и в их понимании органического, эволюционного, не прерываемого революциями развития цивилизации. Бурное развитие буржуазных отношений во ъторой половине XIX в. вызвало к существованию, с одной стороны, концепции либерального, демократического обновления человечества в соответствии с идеалами гражданского общества, правового государства, а с другой – породило марксизм, ставший идеологией отторгаемых в этом обновляющемся мире низов. Это дало два совершенно различных исторических подхода к прошлому и настоящему. XX век сформулировал свое понимание общественного развития. Русская революция, семидесятилетняя практика сначала революционно-тоталитарного, а позднее тоталитар- но-бюрократического государства породили понимание истории сквозь призму марксизма-ленинизма, адаптированного к практике устроителей новой жизни и менталитету миллионных масс обездоленных, обделенных жизнью людей. Другая часть мира исповедовала и совершенствовала буржуазно-демократические концепции исторического развития, в том числе и России, далекие от резко классовых оценок адептов марксизма-ленинизма. Свое понимание российской истории и образования на территории бывшей империи революционно-тоталитарного, а затем тоталитарно-бюрократического общества дали русская либерально-буржуазная эмигрантская историография, антисталинская революционная эмигрантская общественная мысль, а позднее диссидентское историческое видение. И вся эта оценочная мозаика стала феноменом именно XX века с его страшными войнами, противоборством различных общественных систем, острейшей идеологической непримиримостью. Исторические курсы, написанная история страны, в живейшей степени отражали этот полунаучный, полуидеологический феномен.

На конец XX в. – рубеж XXI в. пришелся в России и странах Восточной Европы еще один общественный излом.

И теперь в новых исторических условиях ученые могут спокойно оглядеться, провести ревизию всего исследовательского багажа прошлого, и с полным пониманием общественной закономерности появления тех или иных концепций, взглядов и даже заведомых фальсификаций истории, попытаться взять из него все действительно научно ценное и отбросить ненужную конъюнктурно-идеологическую шелуху.

Как раз эту цель и ставят перед собой авторы настоящей «Истории России» в трех книгах.

Мы надеемся, что наша «История России» благодарно отразит наиболее сильные, объективно значимые оценки истории нашей Родины, которые содержатся в русской дореволюционной, советской, эмигрантской, диссидентской историографии. Это не значит, что мы за мешанину взглядов; опорой для исторической оценки в первую очередь остается факт, источник, документ. Синтез мировых, в том числе отечественных, концепций истории России покоится как раз на введенных учеными разных школ, разных поколений и стран мощных источниковых, документальных пластах, которые по тем или иным причинам оказались прежде невостребованными.

За последние годы значительный шаг вперед сделали современные российские историки, чьи труды вобрали новую и свежую источниковую базу, оригинальные, освобожденные от прежних конъюнктурных доминант исследовательские подходы, лучшие достижения мировой историографии. Многие из этих работ послужили основой для создания как «Истории России» в целом, так и отдельных ее разделов. Некоторые разработки вошли в состав «Истории России» в их дискуссионных вариантах, что особо оговаривается в тексте издания.

Характерной особенностью настоящей «Истории России» является также освобождение ее от какой-то одной навязчивой идеи, которая якобы доминировала в историй страны. В прошлые века это была идея автократической власти, якобы оплодотворявшая страну и народ, или рассуждения о великой роли православия в истории России. В XX в. таковой стала мысль о примате материального, экономического производства и классовой борьбы в мировой истории, в том числе и истории нашего Отечества. Не отрицая значения ни того, ни другого, ни третьего, создатели трехтомника полагают, что на историю страны воздействует гораздо более богатая и разнообразная палитра факторов, нежели скудный.набор из двух-трех схематических доминант. Причем эти факторы имеют различное значение в разные периоды истории страны. Наряду с уже отмеченными рассмотрено влияние географического фактора на жизнь страны, ее полиэтничность, региональные особенности, внешнеполитические обстоятельства, колонизационные процессы, личностный фактор, влияние духовных начал на эволюцию общества и ряд других специфических обстоятельств, воздействовавших в тот или иной период особенно активно на исторический путь страны. Все это позволяет не только воссоздать историю отдельных классов, но и подойти к эволюции всего общества в целом, со всеми его институтами, в его основных противоречиях и сцеплениях народа как такового, состоящего как из высших, привилегированных слоев населения, из «среднего» сословия, из обывателей, так и из низов общества, которые совместно, сцепленные друг с другом и находившиеся в отдельные периоды в остром антагонизме, созидали историю страны, выдвигаясь порой на ее авансцену, а порой отходя в тень и затухая в своей общественной значимости.

В истории народа, страны, государства все и вся зависимы друг от друга, все связаны вековыми отношени ями, все находились и находятся nqd воздействием одних и тех же исторических факторов. Ни один период в истории страны, ни одна значительная личность не выскакивает неожиданно и неподготовленно, как чертик из табакерки. И даже XX век, принесший России столько радостей и горя, небывалых взлетов и ужасающих исторических провалов, торжества и трагедий целых классов, сословий, групп, обусловлен природой всего общественного развития страны. Гири истории обычно точно взвешивают судьбу и цивилизационную значимость народа. И народ обычно платит за это сполна.

А.Н. САХАРОВ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений

Допущено Министерством образования

Российской Федерации

Москва «Русское слово» 2003

ББК 63.3 (2) С 22

РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,

профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560М.Н. Чернова

Методическое редактирование - канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс

Методический аппарат - Г.И. Старобинская

Художественное оформление - С.Н. Якубовский

Сахаров А.Н.

С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М.; «ТИД «Русское слово-РС», 2003. - 320 с.: ил.

ШВИ 5-94853-057-4 (ч. 1) Ю Ш 5-94853-126-0

В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.

Введение

Что означают слова «история России»? Ведь Россия - это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой - болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом - сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.

С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли - западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.

В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до

сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.

Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых, словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят - «русский народ», «татарский народ» и т. д. Во-вторых, под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения - купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» - это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.

В истории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все - крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия - продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.

В то же время необходимо помнить, что каждый член общества - это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек - часть коллектива с его общими интересами, с другой - он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями,

привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, - это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами

отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.

История - одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии - величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ - и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей - и насилиях над личностью человека и целых народов.

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.

Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» - «древний» и «логос» - «учение») иантропология (от греческих слов «антропос» - «человек» и «логос»).

Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.

Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.

Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» - «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.

С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи - погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,

воспоминания людей, их дневники, а позднее - книги, газеты, ж у р н а л ы, о т р а ж а ю щ и е ж и з н ь эпохи, кино - фотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.

Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик п р о ш л ы х веков, в том числе и прошлого нашей Родины.

1. Раскройте смысл названия данного учебника.

2. Почему история - одновременно и прекрасная и жестокая наука?

3. В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:

а) различные народы вовлекались в круговорот российской истории; ^ :Н&.7 лацил" ^ ^ ^ ^

б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

4. Придумайте предложение, в котором слово «народ»

6. Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.

7. Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г " " . » . "

8. Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой

Родина индоевропейцев. Индоевропейцы - это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытых травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные реки, складывалась древнейшая индоевропейская общность людей.

Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.

От этого времени до нас дошли следы поселений, открытых археологами. На плодородных землях вдоль берегов полноводных рек от Карпатских гор до Поднепровья начали расселяться земледельцы-ското- воды, а далее, на восток, на необозримых степных пространствах вплоть до южных отрогов Уральских гор - скотоводы.

Поселения трипольцев. Примером поселений земле- дельцев-скотоводов могут служить остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье, относящиеся к IV - III тысячелетиям до н. э. Поэтому жителей той поры назвали условнотриполъцами.

Занятия земледелием и скотоводством увеличили хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.

Родословная народов Евразии. С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался

в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтдму их и назвалииндоевропейцами.

В Т У - III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропеицев стала распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики),западноевропейскую (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.),славянскую (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.) ибалтскую (литовцы, латыши и др.).

Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и иранских языках немало общих слов и понятий - бог, хата, боярин, господин, топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях »§ глиняных сосудах - повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам - например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев.

Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перунгромовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.

Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами.

Глиняные статуэтки.

Триполъская культура. III тыс. до н.э.

Костяной ритуальный топорик.

II тыс. до н. э.

Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви - угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера - мордва, удмурты, мари, коми и др. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки тюрок и монголов. Их потомки - калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины. На Северном Урале, между устьями Печоры и Оби, располагались неолитические предки уральских народов, говорившие на так называемых уральских, языках. Население Южной Сибири, Алтая и Саян - древние алтайцы - объяснялось на алтайских языках. На Кавказе говорили на кавказских языках. К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.

Северокавказцы раньше других освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, они разводили крупный рогатый скот и свиней, перешли к скотоводству, первыми освоили колесные повозки.

Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи и сани.

Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, продолжали развивать охоту и рыболовство. Все вместе здешнее население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития.

Место предков славян среди индоевропейцев. Во II тысячелетии до н. э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе.

В 9ередине II ТЫсячелета«идо н. э. обособились германские племена.лгбалты и славяне составили общую

балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы