К российская империя в 19 веке. Российская империя в начале XIX века

1. Социально-экономическое и политическое развитие России при Александре 1.

2. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.

3. Реформы Александра 2 и их значение.

4. Основные особенности развития страны в пореформенный период.

К началу 19 века Россия представляла собой крупнейшую мировую державу, простиравшуюся от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Кавказа и Чёрного моря. Численность населения резко возросла и составила 43,5 млн. чел. Примерно 1 % населения составляло дворянство, также немногочисленно было православное духовенство, купечество, мещанство, казачество. 90 % населения составляли государственные, помещичьи и удельные (бывшие дворцовые) крестьяне. В изучаемый период в социальном строе страны всё отчётливее проявляется новая тенденция- сословный строй постепенно изживает себя, строгое разграничение сословий уходит в прошлое. Новые черты появились и в экономической сфере- крепостничество тормозит развитие помещичьего хозяйства, формирование рынка рабочей силы, рост мануфактур, торговли, городов, что свидетельствовало о кризисе феодально-крепостнической системы. Россия остро нуждалась в реформах.

Александр 1 при вступлении на престол ((1801-1825) объявил о возрождении екатерининских традиций правления и восстановил действие отменённых отцом Жалованных грамот дворянству и городам, возвратил из опалаы из ссылки около 12 тысяч репрессированных лиц, открыл границы для выезда дворян, разрешил подписку на иностранные издания, упразднил Тайную экспедицию, объявил свободу торговли, объявил о прекращении пожалований казённых крестьян в частные руки. Ещё в 90-е гг. при Александре сложился кружок молодых единомышленников, которые сразу после его воцарения вошли в состав Негласного комитета, ставшего фактически правительством страны. В 1803 г. подписал указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землёй за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Хотя практические результаты этой реформы были невелики (0,5 % д.м.п.), основные её идеи легли в основу крестьянской реформы 1861 г. В 1804 г. была начата крестьянская реформа в Прибалтике: здесь были чётко определены платежи и размеры повинностей крестьян, введён принцип наследования земель крестьянами. Особое внимание император уделил реформе органов центрального управления- в 1801 г. создал Непременный Совет, заменённый в 1810 г. Государственным советом. В 1802- 1811 гг. система коллегий была заменена 8 министерствами: военным, морским, юстиции, финансов, иностранных дел, внутренних дел, коммерции и народного просвещения. Сенат при Александре 1 приобрёл статус высшей судебной инстанции и осуществлял контроль за местными властями. Большое значение имели проекты реформ, выдвинутые в 1809-1810 гг. статс-секретарём, заместителем министра юстиции М.М. Сперанским. Государственные реформы Сперанского предполагали чёткое разделение властей на законодательную (Государственная Дума), исполнительную (министерства) и судебную (Сенат), введение принципа презумпции невиновности, признание избирательных прав за дворянами, купцами и государственными крестьянами и возможности низших сословий переходить в высшие. Экономические реформы Сперанского предусматривали сокращение государственных расходов, введение специального налога на помещичьи и удельные имения, прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций и др. Реализация этих реформ привела бы к ограничению самодержавия, отмене крепостного права. Поэтому реформы вызвали недовольство дворян и подверглись критике. Александр 1 отправил Сперанского в отставку и сослал сначала в Нижний, а затем в Пермь.



Необычайно активной и плодотворной была внешняя политика Александра. При нём в состав России оказались включены Грузия (в результате активной экспансии Турции и Ирана в Грузию последняя обратилась за покровительством к России), Северный Азербайджан (в результате русско-иранской войны 1804-1813 гг.), Бессарабия (в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг.), Финляндия (в результате русско-шведской войны 1809 г.). Главным направлением внешней политики в начале 19 в. была борьба с наполеоновской Францией. К этому времени значительная часть Европы уже была оккупирована французскими войсками, в 1807 г. после ряда поражений Россия подписала унизительный для неё Тильзитский мир. С началом Отечественной войны в июне 1812г. император находился в составе действующей армии. В Отечественной войне 1812 г. можно выделить несколько этапов:

1.12 июня- 4-5 августа 1812 г.- французская армия переправляется через Неман (220-160) и движется к Смоленску, где состоялось кровопролитное сражение между армией Наполеона и объединившимися армиями Барклая-де Толли и Багратиона. Французская армия потеряла 20 тысяч солдат и после 2-хдневного штурма вошла в разрушенный и сожженный Смоленск.

1.13 5 августа -26 августа- наступление Наполеона на Москву и Бородинское сражение, после которого Кутузов оставляет Москву.

1.14 сентябрь- начало октября 1812г.- Наполеон грабит и сжигает Москву, войска Кутузова пополняются и отдыхают в Тарутинском лагере.

1.15 начло октября 1812 г.- 25 декабря 1812 г.- усилиями армии Кутузова (сражение под Малоярославцем 12 октября) и партизан движение армии Наполеона на юг было остановлено, он возвращается по разорённой Смоленской дороге; большая часть его армии погибает, сам Наполеон тайно бежит в Париж. 25 декабря 1812 г. Александр опубликовал специальный манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Однако изгнание Наполеона из России не давало гарантий безопасности страны, поэтому 1 января 1813 г. русская армия перешла границу и начала преследование противника- к весне была освобождена значительная часть Польши, Берлин, а в октябре 1813г. после создания антинаполеоновской коалиции в составе России, Англии, Пруссии, Австрии и Швеции в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом армия наполеона потерпела поражение. В марте 1814 г. союзные войска (русская армия- во главе с Александром 1) вошли в Париж. На Венском конгрессе 1814г. территория Франции была восстановлена в дореволюционных границах, а в состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. Кроме того, Россией, Пруссией и Австрией был создан Священный союз для совместной борьбы с революционным движением в Европе.

Послевоенная политика Александра существенно изменилась. Опасаясь революционного воздействия на российское общество идей ФР, более прогрессивного политического строя, установившегося на Западе, император запретил тайные общества в России (1822), создаёт военные поселения 91812), тайную полицию в армии (1821), усиливает идеологическое давление на университетскую общественность. Тем не менее, и в этот период он не отходит от идей реформирования России- подписывает Конституцию Царства Польского (1815), заявляет о намерении ввести конституционный строй во всей России. По его поручению Н.И. Новосильцев разработал Государственную уставную грамоту, в которой содержались остальные элементы конституционализма. С его ведома А.А. Аракчеев подготовил специальные проекты постепенного освобождения крепостных крестьян. Однако, всё это не меняло общего характера политического курса, проводимого Александра1. В сентябре 1825 г. во время поездки в Крым он заболел и умер в Таганроге. С его смертью возник династический кризис, вызванный тайным сложением (ещё при жизни Александра 1) с себя обязанностей престолонаследника великого князя Константина Павловича. Этой ситуацией воспользовались декабристы- общественное движение, возникшее ещё после войны 1812г. и провозгласившее основной идеей приоритет личности человека, его свобод над всем остальным.

14 декабря 1825 г., в день присяги Николаю 1, декабристы подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Этот факт во многом предопределил сущность политики Николая 1, основным направлением которой стала борьба со свободомыслием. Не случайно период его правления - 1825-1855- называют апогеем самодержавия. В 1826 г. было основано 3 Отделение собственной его императорского величества канцелярии, ставшее основным инструментом контроля над умонастроениями и борьбы против инакомыслящих. При Николае оформилась официальная правительственная идеологическая доктрина- «теория официальной народности», суть которой её автор граф Уваров выразил в формуле- православие, самодержавие, народность. Реакционная политика Николая 1 более всего проявились в области просвещения и печати, что наиболее ярко проявилось в Уставе учебных заведений 1828 г., Университетском уставе 1835 г., цензурный устав 1826 г., многочисленные запреты на издание журналов. В числе важнейших мероприятий царствования Николая:

1. реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва, которая состояла во введении самоуправления, основании школ, больниц, выделении лучших земель под «общественную запашку» в деревнях государственных крестьян;

2. инвентарная реформа- в 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки «инвентарей», т.е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять;

3. кодификация законов М.М. Сперанского- в 1833 г. были опубликованы «ПСЗ РИ» и «Свод действующих законов» в 15 томах;

4. финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, основными направлениями которой стали превращение серебряного рубля в главное платёжное средство, выпуск кредитных билетов, свободно обмениваемых на серебро;

5. введение в строй первых в России железных дорог.

Несмотря на жёсткий правительственный курс Николая 1, именно в годы его правления в России складывается широкое общественное движение, в котором можно выделить три основных направления- консервативное (во главе с Уваровым, Шевырёв, Погодин, Греч, Булгарин), революционно-демократическое (Герцен, Огарёв, Петрашевский), западники и славянофилы (Кавелин, Грановский, братья Аксаковы, Самарин и др.).

В области внешней политики Николай 1 считал главными своими задачами своего царствования расширение влияния России на положение дел в Европе и мире, а также борьбу с революционным движением. С этой целью в 1833 г. вместе с монархами Пруссии и Австрии он оформил политический союз (Священный), на несколько лет определивший расстановку сил в Европе в пользу России. В 1848 г. он порвал отношения с революционной Францией, а в 1849 г.- приказал русской армии подавить венгерскую революцию. Кроме того, при Николае 1 значительная часть бюджета (до 40 %) тратилась на военные нужды. Главным направлением во внешней политике Николая стал «восточный вопрос», приведший Россию к войнам с Ираном и Турцией (1826-1829) и международной изоляции в начале 50-х гг., закончившийся Крымской войной (1853-1856). Для России решение восточного вопроса означало обеспечение безопасности южных границ, установление контроля над черноморскими проливами, укрепление политического влияния на Балканский и Ближневосточный регионы. Поводом к войне послужил спор между католическим (Франция) и православным (Россия) духовенством о «палестинских святынях». В действительности речь шла об укреплении позиций этих стан на Ближнем Востоке. Англия и Австрия, на поддержку которых рассчитывала Россия в этой войне, перешли на строну Франции. 16 октября 1853 г. после ввода Россией войск в Молдавию и Валахию под предлогом защиты православного населения ОИ, турецкий султан объявил войну России. Англия и Франция выступили союзниками ОИ. (18 ноября 1853 г. последнее крупное сражение эпохи парусного флота- Синопское, октябрь 54- август 55- осада Севастополя) Из-за военно-технической отсталости, бездарности военного командования Россия проиграла эту войну и в марте 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, по которому Россия теряла острова в дельте Дуная и Южную Бессарабию, возвращала Турции Карс, а в обмен получала Севастополь и Евпаторию, лишалась права иметь на Чёрном море военный флот, крепости и арсеналы. Крымская война показала отсталость крепостной России и значительно понизила международный престиж страны.

После смерти Николая в 1855г. на престол вступил его старший сын Александр 2 (1855-1881). Он сразу же амнистировал декабристов, петрашевцев, участников польского восстания 1830-31 гг. и объявил о начале эры реформ. В 1856 г. он лично возглавил Особый секретный комитет для отмены крепостного права, позднее дал указание об учреждении губернских комитетов для подготовки местных проектов реформы. 19 февраля 1861 г. Александр 2 подписал «Положения о реформе» и «Манифест об отмене крепостного права». Основные положения реформы:

1. крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещика (их нельзя было дарить, продавать, покупать, переселять, закладывать, однако их гражданские права были неполными- они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, телесные наказания;

2. вводилось выборное крестьянское самоуправление;

3. собственником земли в имении оставался помещик; крестьяне получали установленный земельный надел за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз. Государство уплачивало помещику 80 % суммы, 20 % платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были возвращать долг государству с %. До выкупа земли крестьяне считались временнообязанными по отношению к помещику и несли старые повинности. Собственником земли была община, выйти из которой до уплаты выкупа крестьянин не мог.

Отмена крепостного права сделала неизбежными реформы в других сферах российского общества. Среди них:

1. Земская реформа (1864)- создание бессословных выборных органов местного самоуправления- земств. В губерниях и уездах создавались распорядительные органы- земские собрания и исполнительные органы -земские управы. Выборы в уездные земские собрания проходили 1 раз в 3 года на 3-х избирательных съездах. Избиратели делились на три курии: землевладельцев, горожан и выборных от сельских обществ. Земства решали местные проблемы- ведали открытием школ, больниц, строительством и ремонтом дорог, оказанием помощи населению в неурожайные годы и т.д.

2. Городская реформа (1870)- создание городских дум и городских управ, решающих хозяйственные вопросы городов. Возглавлял эти учреждения городской глава. Право избирать и быть избранным ограничивалось имущественным цензом.

3. Судебная реформа (1864) - сословный, тайный, зависимый от администрации и полиции суд заменялся на бессословный, гласный состязательный, независимый суд с выборностью некоторых судебных органов. Виновность или невиновность подсудимого устанавливали выбиравшиеся от всех сословий 12 присяжных заседателей. Меру наказания определяли назначенный правительством судья и 2 члена суда, а к смертной казни мог приговорить только Сенат или военный суд. Были учреждены 2 системы судов- мировые (создавались в уездах и городах, мелкие уголовные и гражданские дела) и общие- окружные суды, создававшиеся в пределах губерний и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. (политические дела, должностные преступления)

4. Военная реформа (1861-1874)- отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность (с 20 лет- все мужчины), срок службы сокращён до6 лет в пехоте и 7 лет во флоте и зависел от степени образованности военнослужащего. Реформировалась и система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Кроме того, были реформированы военно-учебные заведения, проведено перевооружение, отменены телесные наказания и др. В результате российские военные силы превратились в массовую армию современного типа.

В целом, либеральные реформы А 2, за которые он был прозван царём-Освободителем, носили прогрессивный характер и имели огромное значение для России - способствовали развитию рыночных отношений в экономике, росту уровня жизни и образованности населения страны, увеличению обороноспособности страны.

В период правления А 2 большого размаха достигает общественное движение, в котором можно выделить 3 основных направления:

1. консервативное (Катков), выступавшее за политическую стабильность и отражавшее интересы дворянства;

2. либеральное (Кавелин, Чичерин) с требованиями различных свобод (свободы от крепостного состояния, свободы совести, общественного мнения, книгопечатания, преподавания, гласности суда). Слабость либералов заключалась в том, что они не выдвинули главный либеральный принцип- введение конституции.

3. революционное (Герцен, Чернышевский), основными лозунгами которого были введение конституции, свобода печати, передача крестьянам всей земли и призыв народа к активным действиям. Революционеры в 1861 году создали тайную нелегальную организацию «Земля и воля», в 1879 г. расколовшуюся на 2 организации: пропагандистскую «Чёрный передел» и террористическую «Народная воля». Идеи Герцена и Чернышевского стали основой народничества (Лавров, Бакунин, Ткачёв), однако организованные ими хождения в народ (1874 и 1877 гг.) оказались неудачными.

Таким образом, особенностью общественного движения 60-80-х гг. была слабость либерального центра и сильные крайние группировки.

Внешняя политика. В результате продолжения начатой ещё при Александре 1 Кавказской войны (1817-1864) к России был присоединён Кавказ. В 1865- 1881 гг. в состав России вошёл Туркестан, закреплены границы России и Китая по Амуру. А 2 продолжал попытки отца решить «восточный вопрос», в 1877-1878 гг. вёл войну с Турцией. В вопросах внешней политики он ориентировался на Германию; в 1873 г. заключил с Германией и Австрией «Союз трёх императоров». 1 марта 1881 г. А2. Был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала бомбой народовольца И.И. Гриневицкого.

В пореформенный период происходят серьёзные изменения в социальной структуре российского общества и экономике страны. Усиливается процесс расслоения крестьянства, формируются буржуазия, рабочий класс, растёт численность интеллигенции, т.е. стираются сословные перегородки и происходит складывание общностей по экономическому, классовому признаку. К началу 80-х гг. в России завершается промышленный переворот- началось создание мощной экономической базы, производится модернизация промышленности, её организация на капиталистических началах.

А3 при вступлении на престол в 1881 г. (1881-1894) сразу же заявил об отказе от реформаторских идей, однако первые его мероприятия продолжали прежний курс: был введён обязательный выкуп, уничтожены выкупные платежи, разработаны планы созыва Земского собора, учреждён Крестьянский банк, отменена подушная подать (1882), предоставлены льготы старообрядцам (1883). В то же время А3 разгромил «Народную волю». С приходом к руководству правительством Толстого (1882) произошла смена внутриполитического курса, который стал основываться на «возрождении незыблемости самодержавия». С этой целью был усилен контроль за печатью, предоставлены особые права дворянству в получении высшего образования, учреждён Дворянский банк, приняты меры по консервации крестьянской общины. В 1892 г. с назначением на должность министра финансов С.Ю. Витте, программа которого включала жёсткую налоговую политику, протекционизм, широкое привлечение иностранного капитала, введение золотого рубля, введение государственной монополии на производство и продажу водки, начинается «золотое десятилетие русской промышленности».

При А3 происходят серьёзные изменения в общественном движении: усиливается консерватизм (Катков, Победоносцев), после разгрома «народной воли» значительную роль стало играть реформаторское либеральное народничество, распространяется марксизм (Плеханов, Ульянов). Русские марксисты в 1883 г. в Женеве создают группу «Освобождение труда», в 1895 Ульянов организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а в 1898 г. в Минске была основана РСДРП.

При А 3 Россия не вела больших войн (Миротворец), но всё-таки значительно расширила свои границы в Средней Азии. В европейской политике А 3 продолжал ориентироваться на союз с Германией и Австрией, а в 1891г. подписал союзный договор с Францией.

deadline

Рецензия – 25 апреля 23. 00
Творческая работа – 7 мая 23.00

Лекция 2.Российская империя в конце XIX-начале XX в.

Лекция 2.Российская
империя в конце XIXначале XX в.
Социально-экономическое
положение
Политическое развитие
Империи (1894-1913 гг.)

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

Первая всеобщая перепись
населения Российской
Административное деление – 97 губерний.
империи
1897 г.
Перепись зарегистрировала в Российской империи
125 640 021 жителя. К 1913 г. – 165 млн чел.
В городах проживало 16 828 395 человек (13,4 %).
Крупнейшие города: Санкт-Петербург - 1,26 млн, Москва -
1 млн, Варшава - 0,68 млн.
Уровень грамотности составил 21,1 %, причем среди мужчин
он был существенно выше чем среди женщин (29,3 % и
13,1 %, соответственно).
По вероисповеданию: православные - 69,3 %, мусульмане
- 11,1 %, католики - 9,1 % и иудеи - 4,2 %.
Сословия: крестьянство - 77,5 %, мещане - 10,7 %,
инородцы - 6,6 %, казаки - 2,3 %, дворяне - 1,5 %,
духовенство - 0,5 %, почетные граждане - 0,3 %,
купцы - 0,2 %, прочие - 0,4 %.

Народности России (1907-1917) ИФЗ П.П. Каменский

Сословная структура общества

Дворянство
Духовенство
Гильдейское купечество
Мещане
Крестьяне
Однодворцы
Казаки

Классовая структура общества

Буржуазия- 1,5 млн. чел
Пролетариат – 2,7 млн. чел. К 1913 г. –
18 млн. чел
Интеллигенция как особый слой в
социальной структуре общества –
725 тыс. чел

Важно:

На рубеже XIX-XX вв. социальная деление
общества представляло собой переплетение
сословной и классовой структур. Складывались
группы противоречий: дворянство-буржуазия,
буржуазия-рабочие, власть –народ,
интеллигенция – народ, интеллигенция –
власть. Национальные проблемы.
Проблема социальной мобильности.
Маргинализация. Урбанизация. Социальная
мобильность.

Основные проблемы национальной политики

Наличие нескольких конфессий (ислам,
буддизм, католицизм, лютеранство)
Политика русификации в отношении
украинского, белорусского, польского и
др. народов – рост национализма
Еврейский вопрос – «черта оседлости»,
дискриминация в различных сферах
деятельности
Сложная обстановка в исламских районах
Империи

Рубеж XIX-XX вв.

Переход от традиционного к
индустриальному обществу
Преодоление социокультурной
отсталости
Демократизация политической жизни
Попытка формирования гражданского
общества

10. Особенности экономического развития России

Особенности
экономического развития
Более поздний переход к капитализму
России
Россия – страна второго эшелона
модернизации
Неравномерное освоение территории
Различный уровень экономического и
социокультурного развития
многочисленных народов империи
Сохранение самодержавия, помещичьего
землевладения, национальных проблем

11. Особенности экономического развития России

Особенности
экономического развития
Быстрые темпы развития, сжатые сроки складывания
фабричного производства. Низкая производительность труда.
России
Система фабричного производства складывалась без
прохождения предшествующих стадий ремесла и мануфактуры.
Рост объема промышленной продукции в 1860-1900-е гг. – 7
раз.
Кредитная система представлена крупными коммерческими
банками
Многоукладность экономики
Для России характерен не вывоз (Китай, Иран), а ввоз капитала
Высокая степень концентрации производства и рабочей силы
Монополизм
Вмешательство государства в хозяйственную жизнь
Слабое включение аграрного сектора в процесс модернизации

12. Реформы С.Ю. Витте

УКРЕПЛЕНИЕ РОЛИ
ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ /
Укрепление частного
предпринимательства
1895 г. – винная
монополия
1897- денежная реформа
Политика протекционизма
Привлечение
иностранного капитала
Строительство железных
дорог

13. Рубеж XIX-XX вв.

За 1890-е гг. введено в строй 5,7 тыс. новых
предприятий
Развитие новых промышленных районов – Южный
(угольно-металлургический) и Бакинский (нефтяной).
1890-е гг. – промышленный бум. Строительство
Транссибирской магистрали, КВЖД.
1900-1903гг. – экономический кризис. Закрытие 3 тыс.
крупных и средних предприятий.
Страны-инвесторы: Франция, Англия, Германия, Бельгия
Монополизация промышленного производства и
капитала.
Промышленный подъем 1909-1913 гг.

14.

15.

16. Реформы П.А. Столыпина

Разрушение общины
Указ от 9 ноября 1906 г.
Реорганизация
Крестьянского банка
Скупка им помещичьих
земель и перепродажа их
в руки крестьянства
Переселение
крестьян на окраины
Указ о военнополевых судах

17. Проекты реформ П.А. Столыпина

Преобразование крестьянских
волостных судов
Национальное и вероисповедное
равноправие
Введение волостных земств
Закон о начальных
училищах(обязательное начальное
обучение) (с 1912 г.)
Закон о страховании рабочих (1912 г.)

18. Государственное управление России в начале XX в (до 1905 г.).

Император
Государственный Совет –
законосовещательная инстанция
Сенат – орган надзора за законностью
деятельности действий
правительственных лиц и учреждений
Синод
Министерства. Кабинет министров.

19. Самодержавие и общественная жизнь в начале XX в.

1901 г. Политика «полицейского
социализма» С.В. Зубатова. Создание
профессионального движения рабочих,
преследующего экономические цели.
Рабочим нужен «царь, который за нас»,
царь, который «введет восьмичасовой
рабочий день, повысит заработную
плату, даст всякие льготы».
Г.Гапон. «Собрание русских фабричнозаводских рабочих Санкт-Петербурга»
1904 г.

20. Самодержавие и общественная жизнь в начале XX в.

Святополк-Мирский П.Д.
Министр внутренних
дел с августа 1904 г.
«Развитие самоуправления
и призыв выборных в
Петербург для обсуждения
как единственное
средство, которое может
дать возможность России
правильно развиваться».
Осень 1904 г. – «осенняя
весна».

21. Либеральное движение

Банкетная кампания 1904 г.
«Мы считаем безусловно необходимым, чтобы весь
государственный строй был реорганизован на
конституционных началах... и чтобы немедленно
же, до начала избирательного периода была
объявлена полная и безусловная амнистия по всем
политическим и религиозным преступлениям».
До начала января 1905 г. в 34 городах прошло 120
подобных «банкетов», на которых побывало около 50
тыс. человек.

22. Политические партии России в н. XX в.

23. «Кровавое воскресенье»

«Престиж царя здесь
убит - вот значение
дня». М. Горький.
«Последние дни
настали. Брат
поднялся на брата...
Царь отдал приказ
стрелять по иконам»
М. Волошин

24. Репин И.Е. 17 октября 1905 года. (1907)

25. «Манифест 17 октября 1905 г.»

населению дарована гражданская
свобода «на началах действительной
неприкосновенности личности, свободы
совести, слова, собраний и союзов»
к выборам в Государственную Думу
привлекаются широкие слои населения
все законы обязательно утверждаются в
Думе, а «выборным от народа»
обеспечивается «возможность
действительного участия в надзоре за
закономерностью действий» властей.

26. Избирательный закон 11.12.1905 г.

Четыре избирательные курии от помещиков, городского
населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав
выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся,
безземельные крестьяне, батраки и некоторые
«инородцы». Система представительства в Думе была
разработана следующим образом: земледельческая
курия направляла одного выборщика от 2 тыс. чел.,
городская - от 7 тыс., крестьянская - от 30 тыс.,
рабочая - от 90 тыс. чел. Правительство,
продолжавшее надеяться, что крестьянство будет
опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в
Думе. Члены Государственной думы избирались сроком
на 5 лет.

27.

28. Открытие Государственной Думы и Государственного совета 27 апреля 1906 г.

29. Государственная Дума Российской империи

30. Государственная Дума Российской империи

Дума Время работы
Председатель
I
27 апреля 1906 г. –
8 июля 1906 г.
Кадет С.А.Муромцев
II
20 февраля 1907 г. –
2 июня 1907 г.
Кадет Ф.А.Головин
III
1 ноября 1907 г. –
9 июня 1912 г.
Октябристы – Н.А.Хомяков (ноябрь
1907-март 1910),
А.И.Гучков (март 1910-март 1911),
М.В.Родзянко (март 1911-июнь 1912)
IV
15 ноября 1912 г. –
25 февраля1917 г.
Октябрист М.В.Родзянко

31.

32. Литература

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей
Юльевич Витте и его время. СПб:
Дмитрий Буланин, 1999.
Литература о С.Ю. Витте: URL:
http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/r
efer2.ssi
Зырянов П. Н. Пётр Столыпин:
Политический портрет. М., 1992.

Сословный строй. В эпоху царствования Александра I дворяне обладали правами и привилегиями, законодательно зафиксированными еще при Екатерине II в «Жалованной грамоте дворянству» от 1785 года. (Полное ее название - «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».)

Благородное сословие было свободно от воинской службы, от государственных податей. Дворян нельзя было подвергать телесному наказанию. Судить их мог только дворянский суд. Дворяне получили преимущественное право владеть землей и крепостными. Им принадлежали богатства недр в их имениях. Они имели право заниматься торговлей, открывать фабрики и заводы. Имения их не подлежали конфискации.

Дворянство объединялось в общества, делами которых ведало дворянское собрание, избиравшее уездных и губернских предводителей дворянства.

Все остальные сословия таких прав не имели.

В начале XIX века численность населения в империи достигала почти 44 млн человек. Крестьянство составляло более 80% всего населения, 15 млн крестьян были крепостными.

Крепостное право сохранялось в своем неизменном виде. От крепостной зависимости по указу о вольных хлебопашцах (1803) было освобождено лишь около 0,5% крестьянства.

Остальные крестьяне считались государственными, т. е. принадлежали государству. На севере России и в Сибири они составляли основную массу населения. Разновидностью крестьянства являлось казачество, расселенное главным образом на Дону, Кубани, в низовье Волги, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Александр I отказался от практики, широко распространенной при его отце и бабушке. Он перестал раздавать государственных крестьян в качестве награды или подарка своим приближенным.

В начале XIX века менее 7% населения Российской империи проживало в городах. Самым крупным из них был Петербург, население которого в 1811 году составляло 335 тыс. человек. Население Москвы составляло 270 тыс. человек.

Города оставались основными пунктами торговли и промышленности. Торговля сосредоточилась в руках купечества, делившегося на три гильдии. Наиболее значительные дела вели купцы первой гильдии. Ими были и подданные Российской империи, и иностранцы.

Экономическое развитие. Крупными центрами торговых операций являлись ярмарки, важнейшая из которых, Макарьевская, располагалась близ Макарьева монастыря под Нижним Новгородом.

Выгодное географическое положение, удобные пути сообщения привлекали сюда ежегодно большое число торговцев из всех частей России и из-за границы. В начале XIX века на Макарьевской ярмарке насчитывалось более трех тысяч государственных и частных лавок и складов.

В 1816 году торг был перенесен в Нижний Новгород. Вплоть до 1917 года Нижегородская ярмарка оставалась самой крупной в России. На ней определялись торговые цены на целый год вперед.

В начале XIX века более 60% крепостных крестьян платили барину оброк деньгами. Оброчная система способствовала распространению промыслов. После окончания сельскохозяйственных работ крестьяне или уходили на заработки в города, или ремесленничали на дому.

Постепенно складывалась территориальная специализация по производству промышленных товаров. В одном месте производилась пряжа, в другом - деревянная или глиняная посуда, в третьем - меховые изделия, в четвертом - колеса. Особо предприимчивым и способным удавалось откупиться от барина, выйти из крепостной зависимости, получить вольную. Семьи кустарей и ремесленников дали немало крупных предпринимателей - основателей и владельцев известных российских заводских и фабричных фирм.

Потребности экономического развития вели к расширению промышленного сектора экономики. Хотя сохранение крепостничества и строгий административный контроль за общественными занятиями сдерживали частную инициативу, число мануфактур, фабрик и заводов множилось. Крупные помещики создавали в имениях мастерские и предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции и добыче полезных ископаемых. В большинстве своем это были небольшие заведения, на которых работали крепостные.

Скульптура "Водоноска"

Самые крупные промышленные предприятия принадлежали государству (казне). На них работали или государственные крестьяне (приписанные), или вольнонаемные рабочие.

Наиболее интенсивно в начале XIX века развивалась текстильная промышленность, в первую очередь - хлопчатобумажное производство, выпускавшее недорогие изделия, рассчитанные на широкий спрос. В этой отрасли широко использовались различные механизмы.

Так, в находящейся под Петербургом казенной Александровской мануфактуре действовало три паровых двигателя. Производство продукции увеличивалось ежегодно на 10-15%. В 1810-е годы мануфактура выпускала более половины всей пряжи в России. Работали там вольнонаемные рабочие.

В 1801 году в Петербурге возникли литейный и механический заводы. Это было крупнейшее машиностроительное производство России до революции 1917 года, выпускавшее паровые котлы и оборудование для отечественных фабрик и заводов.

В российском законодательстве появились положения, регулировавшие новые формы предпринимательской деятельности. 1 января 1807 года был издан царский манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий».

Он давал возможность учреждения компаний и фирм на основании слияния капиталов отдельных лиц. Эти компании могли возникать лишь с разрешения верховной власти (все уставы акционерных компаний обязательно утверждались царем). Их участникам можно было теперь не приобретать купеческие свидетельства, не «приписываться к гильдии».

В 1807 году в России действовало 5 акционерных компаний. Первая, «Водолазная компания», специализировалась на перевозке пассажиров и грузов по Финскому заливу.

В первой четверти XIX века начали действовать еще 17 компаний, занятых торговлей, страхованием, перевозками. Акционерная форма организации капитала и предпринимательской деятельности являлась очень перспективной, позволявшей собрать значительный суммарный капитал. В дальнейшем, по мере развития промышленности и торговли, акционерная компания стала важнейшим элементом экономики России. Через несколько десятилетий количество действовавших компаний измерялось уже сотнями.

Вопросы и задания

  1. Дворянство называли благородным сословием. Объясните почему. Кем и когда были подтверждены сословные права и привилегии дворян? В чем они состояли?
  2. Что нового внес в жизнь России указ о вольных хлебопашцах?
  3. Проанализируйте следующие факты:
    • в южных степях и в Заволжье формировались районы по производству товарного хлеба;
    • началось применение машин в помещичьих хозяйствах;
    • в 1818 г. Александр I принял указ, разрешавший всем крестьянам, в том числе и крепостным, учреждать фабрики и заводы;
    • в 1815 г. в России появились пароходы.

    Сделайте все возможные выводы.

  4. Какие новые формы предпринимательства появились в России в начале XIX в.?
  5. Что такое территориальная специализация? Как ее появление свидетельствовало о развитии экономики?

Управление Российской империей. К концу XIX в. самодержавие, как казалось, стояло прочно и нерушимо. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточились в руках императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим законодательным органом, как и раньше, оставался Государственный совет, наделенный законо­совещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных царем, и министров. В большинстве своем это были известные царедворцы и сановники, многие из которых были в весьма преклонных летах, что позволяло салонной публике именовать их не иначе как госсоветовские старцы. Законодательной инициативы Государственный совет не имел. На его заседаниях лишь обсуждались законопроекты, вносимые монархом, но разработанные министерствами.

Главным органом исполнительной власти являлся Комитет министров. Его возглавлял Председатель, функ­ции которого были весьма ограниченны. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министров. Это не был консолидированный орган управления, координирующий деятельность отдельных ведомств. Комитет являлся собранием административно независимых друг от друга сановников. Каждый министр имел право прямого доклада императору и руководствовался его распоряжениями. Министр назначался исключительно монархом.

Император считался главой суда и судебного управления, а весь суд осуществлялся от его имени. На конкретное судопроизводство компетенция монарха не распространялась, ему принадлежала роль высшего, и последнего, арбитра.

Надзор за судом и администрацией монарх осуществлял через Правительствующий Сенат, наблюдавший за к-м, чтобы распоряжения верховной власти исполнялись ил местах, и разрешавший жалобы на действия и распоряжения всех властей и лиц до министров включительно.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. Существовали административные единицы, включавшие несколько губерний, - генерал-губернаторства, обычно учреждаемые на окраинах. Губернатор назначался царем по представле­нию министра внутренних дел.

В состав Российской империи с 1809 г. входила и Финляндия (Великое княжество Финляндское), главой которой являлся император и которая имела широкую внутреннюю автономию - собственное правительство (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.

На правах вассальных образований в состав России входили и два среднеазиатских государства - Бухарское ханство (эмират) и Хивинское ханство. Они находились в полной политической зависимости от России, однако во внутренних делах их правители имели автономные права.

Власть губернатора была обширна и распространялась почти на все области жизни губернии.

Народное образование и здравоохранение входили в систему центрального государственного управления.

Города имели самоуправление в виде городских дум и управ. На них были возложены административно-хозяйственные задачи - транспорт, освещение, отопление, канализация, водопровод, благоустройство мостовых, тротуаров, набережных и мостов, а также заведование учебными и благотворительными делами, делами местной торговли, промышленности и кредита.

Право принимать участие в городских выборах обу­словливалось имущественным цензом. Его имели лишь те, кто владел в данном городе недвижимостью (в крупных центрах - стоимостью не менее 3 тыс. руб., в небольших городах этот порог был значительно ниже).

Четыре города (Петербург, Одесса, Севастополь, Керчь -Бникале) были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчиненными центральной власти.

Губернии делились на уезды а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей, и дальнейшее деление имело уже специальное назначение: волость - для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

К концу XIX в. земское самоуправление было введено в 34 губерниях Европейской России, а в остальных районах делами ведали правительственные органы. Земские органы занимались главным образом хозяйственными делами - строительством и содержанием в должном порядке местных дорог, школ, больниц, благотворительных заведений, статистикой, кустарной промышленностью, организацией поземельного кредита. Для выполнения своих задач земст­ва имели право устанавливать особые земские сборы.

Земское управление состояло из губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов - губерн­ских и уездных земских управ, имевших свои постоянные канцелярии и отделы.

Выборы в земства проводились раз в три года по трем избирательным съездам - землевладельцев, горожан и крестьян. Уездные земские собрания выбирали своих представителей в состав губернского земского собрания, которое и формировало губернскую земскую управу. Во главе уездных и губернских земских управ стояли выборные председатели. Они не только руководили деятельностью этих учреждений, но и представляли земства в государственных органах управления (губернских присутствиях).

На вопрос Помогите! Российская империя в первой половине 19 века. заданный автором Недосол лучший ответ это 1.Общественные движения в России в первой четверти XIX в.
Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.
Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение ввозить книги из-за границы, принятие нового цензурного устава (1804) - все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И. П. Пнин, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, А. П. Куницын, создавшие в Петербурге Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1825). Находясь под сильным влиянием взглядов Радищева, они переводили сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения.
Сторонники различных идейных направлений стали группироваться вокруг новых журналов. Популярностью пользовался “Вестник Европы”, издававшийся Н. М. Карамзиным, а затем В. А. Жуковским.
Большинство русских просветителей считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и, кроме того, помня об ужасах якобинского террора, рассчитывали достичь своей цели мирным путем, через просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания.
Основная масса дворянства и чиновничества была настроена консервативно. Взгляды большинства нашли отражение в “Записке о древней и новой России” Н. М. Карамзина (1811). Признавая необходимость перемен, Карамзин выступал против плана конституционных реформ, поскольку России, где “государь есть живой закон”, нужна не конституция, а пятьдесят “умных и добродетельных губернаторов”.
Огромную роль в развитии национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Страна переживала огромный патриотический подъем, в народе и в обществе ожили надежды на широкие преобразования, все ждали перемен к лучшему - и не дождались. Первыми разочаровались крестьяне. Героические участники боев, спасители Отечества, они надеялись получить свободу, но из манифеста по случаю победы над Наполеоном (1814) услышали:
“Крестьяне, верный наш народ - да получат мзду свою от Бога”. По стране прокатилась волна крестьянских выступлений, количество которых в послевоенный период возросло. Всего по неполным данным за четверть века произошло около 280 крестьянских волнений, и примерно 2/3 из них - в 1813-1820 гг. Особенно длительным и ожесточенным было движение на Дону (1818-1820), в которое было вовлечено более 45 тыс. крестьян. Постоянными волнениями сопровождалось введение военных поселений. Одним из крупнейших было восстание в Чугуеве летом 1819 г.
2. Внешняя политика России в 1801 - начале 1812 г.
После вступления на престол Александр I начал придерживаться тактики отказа от политических и торговых договоров, заключенных его отцом. Внешнеполитическая позиция, выработанная им вместе с "молодыми друзьями", может быть охарактеризована как политика "свободных рук". Россия пыталась, сохранив свое положение великой державы, выступить в роли арбитра в англо-французском конфликте и, добившись уступок, связанных с плаванием в Восточном Средиземноморье российских судов, снизить военную напряженность на континенте.

Ответ от хворостина [мастер]
1) Теория официальной народности - государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»
Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность» .
Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений.
За́падничество - сложившееся в 1830-х - 1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
Западники
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин.
К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Славянофи́льство - литературно - философское течение общественной мысли , оформившееся в 40-х годах 19-го века , представители которого утверждают особый тип культуры, возникший на духовной почве православия, а также отрицают тезис западников о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии .
Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
2)
P.S. к первому вопросу еще бы декабристы подошли