Тренинг по истории егэ. Создание Государственного совета

Главная > Документ

ТРЕНИНГ «Российская империя при Александре I »

1. Работа с хронологией. Заполните таблицу.
«Семеновская история»
Союз благоденствия
Союз спасения
Дарование конституции Польше
I

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

Совет в Филях (точная дата)

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Тилъзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом): -

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, ко-торые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

А.А. Аракчеев

А.П. Тормасов

Д.В. Давыдов

Даву, Мюрат, Ней

Дорохов, Сеславин, Фигнер

К.Ф. Рылеев

Курин, Четвертаков, Кожина

М.Б. Барклай де Толли

М.И. Кутузов

М.М. Сперанский

Н.М. Муравьев

Н.Н. Раевский

Новосильцев, Строганов, Чарторыйский

П.И. Багратион

П.И. Пестель

Ф. Лагарп

3. Работа со схемой. Заполните схему «Основные органы власти при Александре I ». Подчеркните те из них, которые возникли при Александре I .

Законосовещательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Местная власть

4. Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения Рос-сии в начале XIX в.: Финляндия, Бессарабия, Грузия, Северный Азербайджан, Централь-ная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий на-кануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и фран-цузских войск во время войны 1812 г., место Бородинской битвы, Тарутинского ма-невра, Малоярославец, реку Березину.

5. Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Министерства -

2. Вольные хлебопашцы -

3. Разделение властей -

6. Работа с источниками.

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастли-вого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое на-значение, а Чичагов, назначенный главноко-мандующим, начал действовать уже насту-пательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы непри-ятеля и преградить ему дорогу». (Из воспо-минаний штабного офицера 3-й армии.)

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старин-ные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с ма-лолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.)

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тог-да не ручаюся, что, может быть, должен ид-ти и стать позади Можайска, где все сии до-роги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузо-ва Александру I.)

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море ог-ня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны реду-ты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и пе-редохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)

5. «Сей день есть один из знаменитей-ших в сию кровопролитную войну, ибо по-терянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, долж-но быть генеральное сражение...» (Из доне-сения М.И. Кутузова.)

6. «Вставай Русс! - смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохота-ли, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, поч-ти везде двойное количество неприятеля гу-бит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Ме-шетича.)

7. «Я, заметя большую убыль и рас-стройство в батальонах после столь крово-пролитного сражения и превосходства сил

неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежа-щую. По вернейшим известиям, к нам до-шедшим, и по показаниям пленных, непри-ятель потерял убитыми и ранеными 42 ге-нерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое на-кануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьян-ские избы везде были ими переполнены, ре-ка была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые броси-лись в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)

9. «В четвертом часу пополудни фран-цузская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, от-нятый князем Багратионом, остался за на-ми, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)

7. Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы исто-рика В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубо-кие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопро-тивления им?

«Александр вступил на престол с запа-сом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водво-рять свободу и благоденствие в управляе-мом народе, но не давал отчета, как это сде-лать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, ка-ким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препят-ствия; не привыкнув одолевать затрудне-ний, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Не-привычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать ру-ки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уста-вал раньше, чем принимался за работу».

ОТВЕТЫ ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией.

«Семеновская история»

Союз благоденствия

Союз спасения

Бородинская битва (точная дата)

Венский конгресс, создание Священного союза

Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)

Дарование конституции Польше

Дворцовый переворот и убийство Павла I

Деятельность Северного и Южного обществ

Заграничные походы русской армии

Изгнание Наполеона из России (месяц)

декабрь 1812

Начало создания военных поселений

Образование Негласного комитета

Окончательное включение Восточной Грузии в состав России

Пребывание французов в Москве (месяцы)

сентябрь - начало октября 1812

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

август 1812

Совет в Филях (точная дата)

Создание Государственного совета

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом

Тильзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Последовательность важнейших событий внутриполитической истории:

8-13-24-28-23-15-7-12-3-2-1-9

Последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории:14-25-26-27-6-21-4-22-16-11-10-5

Работа с персоналиями.

Исторический дея-тель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

А.А. Аракчеев

Фаворит Александра I пос-ле окончания наполеонов-ских войн

1. Проводил реакционный курс, созда-вал военные поселения

А.П. Тормасов

Военачальник

1. Командовал Третьей русской армией в начале Отечественной войны

Д.В. Давыдов

Военачальник, поэт

1. Организатор первого армейского пар-тизанского отряда

Даву, Мюрат, Ней

Маршалы Наполеона, уча-стники похода в Россию

Дорохов, Сесла-вин, Фигнер

Командиры армейских Партизанских отрядов

К.Ф. Рылеев

Поэт, участник Северного декабристского общества

Курин, Четверта-ков, Кожина

Командиры крестьянских партизанских отрядов

М.Б. Барклай де

Военачальник, военный министр

1. Командовал Первой русской армией в начале Отечественной войны

М.И. Кутузов

Военачальник

1. Командовал русской армией в войне с Францией в 1805 г.

2. Командовал русскими войсками в Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., разбил турок под Рущуком.

3. По требованию общества назначен командующим русской армией после Смоленского сражения, победитель в войне 1812 г.

М.М. Сперанский

Реформатор

1. Разработал проект реформ, осущест-вил некоторые из них.

2. Отправлен в отставку в начале 1812 г.

Н.М. Муравьев

Декабрист, член Северного общества

Н.Н. Раевский

Военачальник

1. Оборонял центральную позицию в Бородинской битве

Новосильцев, Строганов, Чарто-рыйский

Члены Негласного комитета

П.И. Багратион

Военачальник

1. Командовал Второй русской армией в начале Отечественной войны.

2. Оборонял левый фланг в Бородин-ской битве, смертельно ранен

П.И. Пестель

Декабрист, один из лидеров Южного общества

Ф. Лагарп

Швейцарец, воспитатель Александра I

3. Работа со схемой.

1 - император; 2 - Государственный со-вет; 3 - министерства; 4 - Сенат; 5 - губерна-торы.

5. Работа с понятиями.

1. Министерства - отраслевые органы управления, основанные на принципе еди-ноначалия.

2. Вольные хлебопашцы - крестьяне, от-пущенные на волю с землей (за выкуп) по указу 1803 г. и образовавшие новое со-словие.

3. Разделение властей - принцип органи-зации власти, при котором ее различные «ветви» имеют четкое разделение функций и взаимно сдерживают друг друга.

4. Законосовещательный орган власти -

орган власти, наделенный правом обсуждать законопроекты, но не принимать законы.

6. Работа с источниками.

2 (Смоленск) -* 3 (подготовка к Боро-динской битве) -*■ 9 (бой за Шевардинский редут) -* 6 (бой за Багратионовы фле-ши) -*7

Тренинговая работа на уроках истории и обществознания в малых группах.

Одной из эффективных форм обучения является образовательный тренинг. Эта новая форма в настоящее время достаточно редко используется в школьной практике.

Тренинговая работа на уроках в первую очередь направлена на выработку различных умений, навыков и активизацию познавательной деятельности обучающихся. Это и развитие речи, познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания…), и развитие различных общеучебных и специальных умений: умения извлекать информацию из предметной и

изобразительной наглядности, по отдельным деталям определять, какую информацию может нести предмет или изображение и развитие исторической интуиции, эмпатии (умения чувствовать и понимать исторического героя, сопереживать ему, пытаясь приблизиться к той обстановке, атмосфере, в которой он жил). Такая работа проводится посредством разнообразных игр и упражнений , собранных в единый комплекс , нацеленный на выполнение, конкретных дидактических задач,- такой комплекс мы и называем тренингом.

Тренинг позволяет моделировать ситуацию исследовательского поиска, когда, работая с историческими источниками (предметами старины, картинами, фотографиями и др.), школьники на основе обнаруженных ими отдельных мельчайших подробностей извлекают информацию и, подобно историку или археологу, реконструируют по отдельным фрагментам целое.

Такая информация позволяет расширить, детализировать и конкретизировать исторические представления школьников и познакомить их в общих чертах с увлекательным процессом исследования прошлого.

Итак, предлагаем серию тренингов, которые могут быть использованы как на уроках, так и на занятиях кружка по истории.

Тренинг 1 (по работе с изображениями исторических деятелей)

На доске вывешивается портрет или картина с изображением исторических деятелей.

1. Внимательно рассмотрите картину. По выражению лица определите эмоциональное состояние изображённого(ых) на картине человека (людей).Какие чувства он(и) испытывает(ют)?

Карточка для детей.

Чувства и состояния, которые может испытывать человек: гнев, злость, стыд, страх, раздражение, тревога, отчаяние, тоска, скука, обида, вина, радость, ликование, сопереживание, зависть, горе, печаль, удовлетворение, интерес, любовь, ненависть, презрение, любопытство, боль, умиление, апатия, утомление, усталость, задумчивость, отрешённость, голод…

2. Могли ли бы вы доверять этому человеку, рассказать ему какой-то свой секрет? Мог ли он стать вашим другом? Почему? Что в его облике заставляет вас так к нему относиться?

3. В парах изобразить какие-либо чувства: гнев, любовь, злость. Класс должен отгадать, какое чувство разыграно.

4. Далее участникам тренинга (или группам) раздаются карточки, где перечисляются различные характеристики личности и описания внешних черт человеческого облика. Участникам предлагается выбрать из предложенных те характеристики, которые, по их мнению, подходят к изображённой личности. Затем выбранные характеристики обсуждаются. Учитель комментирует.

5.Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

Тренинг 2 (по работе со старинными семейными фотографиями)

Тренинг может проводиться в связи с изучением темы «Моя родословная. Семейное древо».

Учащимся заранее даётся задание: принести, если у кого-то сохранились, старинные чёрно-белые фотографии, на которых изображена большая семья, расспросить у родителей об этих фотографиях: кто изображён, когда сделаны.

1. Рассмотреть имеющиеся фотодокументы, выслушать рассказы о них.

Показать детям известные исторические картины (например, А.П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке») или фотографии (например, семья Николая II ) известных в истории семей. Рассматривая, акцентировать внимание детей на том, как располагались члены семьи: в центре самые значимые - мать и отец, дедушка и бабушка; очень маленькие дети - на руках, старшие дети – на заднем фоне, средние по возрасту дети и любимые домашние животные – сбоку или спереди на полу.

2. Сделать фотографию (картину) «семьи прошлого века».

Все участники тренинга должны расположиться «для фотографирования» , как будто они являются членами большой семьи. Каждому участнику придумать имя члена небольшую историю этого члена семьи: кто он, чем занимается, черты характера и т. п. Если участников много, их можно разделить на две группы (в среднем в такой группе может быть около 10 человек). Фотографировать можно условно, но лучше, если есть возможность, по-настоящему сфотографировать получившуюся «семью» , а потом подписать выбранные имена.

3. Обратная связь. Каждый участник делится впечатлениями о прошедшем тренинге: Что понравилось? Что не понравилось? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

Тренинг 3 (по работе с историческими личностями)

Этот тренинг целесообразно проводить в конце года, когда уже накоплен определённый материал по различным историческим персонам, на нём происходит обобщение знаний учащихся, но в то же время учащиеся узнают много новой информации о каждом историческом герое.

1. Заблаговременно участникам предлагается выбрать исторического героя, к которому они испытывают какие-либо чувства (не обязательно положительные), не равнодушны (на стене помещён плакат с именами различных исторических деятелей, но выбирать можно, и не пользуясь списком). При этом важно, чтобы учащиеся сами осуществляли выбор, а не учитель или родители навязывали роли. Это позволит ребёнку подняться в своём личностном развитии, пройти определённую полезную психологическую работу.

Учащимся необходимо написать на карточке выбранное имя, прикрепить карточку к одежде.

2. По кругу каждый рассказывает, как осуществлялся выбор, почему выбран именно этот человек, какие чувства, ассоциации он вызывает.

3. Знакомство: представиться (от лица выбранного исторического героя) и сказать о «себе» несколько слов.

4. Далее предлагается продолжить знакомство, задавая вопросы друг другу, а «исторические герои» отвечают, при этом не требуется быть исторически точным в ответе на вопросы, нужно вообразить, как мог бы ответить тот или иной исторический герой. В этом упражнении ведущий тоже может задавать вопросы, чтобы «подкинуть» историко- – психологическую информацию, характеризующую личность того или иного исторического героя.

5. Ведущий задаёт вопросы:

Кто правил государством?

Кто участвовал в военных действиях?

Кто жил за границей?

Кто болел душой за Отечество?

Кто владел заводом или фабрикой?

Кто был награждён орденами?

Кто видел торжество своих идей и замыслов? и др.

6. «Поиск друзей». Походить внутри круга, поздороваться со всеми, найти исторических друзей, объединиться в группы.

7. «Поиск общего». Предлагается обнаружить то общее, что объединяет исторических героев, входящих в определённую группу.

8. Обратная связь. Каждый участник делиться впечатлениями. Что понравилось? Что нет? Чему я сегодня научился? Что нового узнал?

Из опыта работы ГБОУ гимназии №45 Отделения надомного обучения.

Учитель истории и обществознания Воскресенская Наталья Евгеньевна.

Ч. 1

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.


№ п/п

Событие

Дата

1.

Восстание древлян

2.



3.

Гибель Святослава

4.

Крещение Руси

5.

Любечский съезд

6.



7.



8.



9.



10.

Призвание варягов

11.

Разгром Хазарского каганата

12.



­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)


Исторический

деятель


Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?


Анна

1.

Аскольд и Дир

1.

Байер, Миллер и Шлецер

1.

Борис и Глеб

1.

Владимир I

1.

Владимир II Мономах

1.

Игорь

1.

Иларион

1.

Кирилл и Мефодий

1.

Нестор

1.

Олег

1.

Ольга

1.

Рюрик

1.

Святополк Окаянный

1.

Святослав

1.

Ярополк

1.

Ярослав Мудрый

1.

Ярославичи

1.

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:


  1. Волжскую Болгарию;

  2. город Доростол;

  3. город Итиль (столицу Хазарского каганата);

  4. город Киев;

  5. город Константинополь;

  6. город Корсунь;

  7. город Новгород;

  8. границы ДРГ при Владимире I

  9. границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

  10. границы ДРГ при князе Олеге;

  11. границы ДРГ при Ярославе Мудром;

  12. Дунайскую Болгарию;

  13. наиболее вероятную прародину славян;

  14. район расселения варягов;

  15. район расселения вятичей;

  16. район расселения древлян;

  17. район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

  18. район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

  19. район расселения полян;

  20. район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.


  1. Барщина __________________________________________________.

  2. Вервь _____________________________________________________.

  3. Волхв _____________________________________________________.

  4. Вотчина ___________________________________________________.

  5. Закуп _____________________________________________________.

  6. Зернь _____________________________________________________.

  7. Идол ______________________________________________________.

  8. Капище ___________________________________________________.

  9. Митрополит _______________________________________________.

  10. Мозаика ___________________________________________________.

  11. Оброк _____________________________________________________.

  12. Рядович ___________________________________________________.

  13. Скань _____________________________________________________.

  14. Фреска ____________________________________________________.

  15. Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…».

3. «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого ученого-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали?

«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом... Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве... Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».


проверочный контроль
Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1. К X веку относится:


  1. крещение Руси;

  2. призвание варягов;

  3. написание «Повести временных лет»;

  4. съезд князей в Любече.
A2. Первым князем, подчинившим большинство восточно-славянских племен, был

  1. Рюрик;

  2. Святослав;

  3. Олег;

  4. Игорь.
A3. Полюдьем назывался(ась, ось):

  1. народное собрание у древних славян;

  2. объезд великим князем подчиненных племен с целью сбора дани;

  3. работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

  4. сбор народного ополчения для организации отпора кочевникам.
A4. Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано:

  1. межплеменной рознью древлян и словен ильменских;

  2. попыткой киевского князя вторично взять дань с древлян;

  3. нежеланием древлян принимать христианство;

  4. насильственным набором древлян в дружину князя Владимира.
A5. Прочтите отрывок из сочинения историка ХХ века и укажите, о ком идет речь.

«При нем, как говорит летописец, "вера христианская нача плодитися и расширятися". Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».


  1. Владимир Мономах;

  2. Владимир Святой;

  3. Святослав Игоревич;

  4. Ярослав Мудрый.
A6. В каком веке произошли все названные события – убийство Бориса и Глеба; окончательный разгром печенегов; начало вторжений половцев в русские земли?

  1. IX век;

  2. X век;

  3. XI век;

  4. XII век.
A7. В какой войне русы были вынуждены с почетом отступить после упорной обороны города, но их предводитель погиб при возвращении из похода?

  1. война князя Святослава с Византией в Дунайской Болгарии;

  2. поход князя Игоря на Царьград;

  3. разгром князем Святославом Хазарского каганата;

  4. поход Владимира Мономаха против половцев.
A8. Как называется древнейшая часть «Русской правды»?

  1. «Закон русский»;

  2. «Правда Владимира Святого»;

  3. «Правда Ярослава»;

  4. «Устав Владимира Мономаха».
A9. Какое из приведенных ниже понятий связано с языческими верованиями славян?

  1. «барщина»;

  2. «вервь»;

  3. «вотчина»;

  4. «капище».
A10. Крещение Руси привело к...

  1. быстрому исчезновению всяких следов языческих верований;

  2. подчинению княжеской власти православной церкви;

  3. превращению Руси в зависимое от Византии государство;

  4. росту международного авторитета Древнерусского государства;
A11. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX века и укажите, чье правление характеризует автор.

«Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы».


  1. Рюрик;

  2. Олег;

  3. Игорь;

  4. Святослав.
A12. Князь Владимир Святой создал систему оборонительных укреплений от набегов...

  1. варягов;

  2. печенегов;

  3. половцев;

  4. хазар.
A13. Автором «Повести временных лет» был...

  1. Владимир Мономах;

  2. Иларион;

  3. Нестор;

  4. Никон.
A14. Согласно летописи, князь Владимир принял крещение в городе...

  1. Киев;

  2. Константинополь;

  3. Корсунь;

  4. Новгород.
A15. Главой русской церкви после крещения стал...

  1. великий киевский князь;

  2. архиепископ;

  3. митрополит;

  4. патриарх.
A16. Первые русские святые – это

  1. Аскольд и Дир;

  2. Борис и Глеб;

  3. Владимир Святой и Анна;

  4. Кирилл и Мефодий.
A17. В результате похода князя Олега на Константинополь...

  1. был заключен выгодный для Руси торговый договор;

  2. Византия уступила Руси Дунайскую Болгарию;

  3. князь и его дружина приняли крещение;

  4. столица Византии была разграблена.
A18. Что из перечисленного является частью процесса становления феодального строя?

А) возникновение барщины и оброка;

Б) появление закупов и рядовичей

В) появление первых летописей

Г) раздача великим князем земель и превращение их в вотчины

Е) украшение храмов мозаиками и фресками

Укажите верный ответ.


  1. АДЕ;

  2. БВГ;

  3. АВЕ;

  4. АБГ.
A19. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о чем идет речь.

«Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне...».


  1. реформа налогообложения;

  2. покорение восставших племен;

  3. раздача вотчин;

  4. подготовка к крещению.
A20. Прочтите отрывок и укажите, при каком правителе (правителях) был составлен документ, из которого этот отрывок взят.

«Убьеть мужъ мужа, мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову».


  1. при Владимире Святом;

  2. при Ярославе Мудром;

  3. при Ярославичах;

  4. при Владимире Мономахе.
A21. В ходе войны с Византией Святослав...

  1. подчинил вятичей;

  2. лично встретился с императором;

  3. прибил щит к воротам Царьграда;

  4. принял крещение.
A22. К числу преобразований в управлении, проведенных Владимиром I, относится...

  1. использование своих сыновей как наместников;

  2. предоставление варягам привилегий на русской службе;

  3. создание старшей дружины как совета при князе;

  4. усиление роли веча.
A23. Владимир Мономах правил в...

  1. 1019-1054 гг.;

  2. 1054-1113 гг.;

  3. 1113-1125 гг.;

  4. 1125-1132 гг.
A24. Категория зависимого населения по «Русской правде»:

  1. «закупы»;

  2. «вотчинники»;

  3. «волхвы»;

  4. все вышеназванные.
A25. Одним из основных товаров, вывозимых из Древней Руси, был(и,а)...

  1. древесина;

  2. зерно;

  3. меха;

  4. ткани.
A26. Для внешней политики Владимира I было характерно стремление

  1. избавиться от выплаты дани варягам;

  2. обезопасить русские земли от набегов печенегов;

  3. подчинить Древнерусскому государству Византию;

  4. уничтожить Хазарский каганат.
A27. Что было одной из причин образования Древнерусского государства?

  1. потребности налаживания торговли с Византией;

  2. приглашение варягов на службу славянским племенам;

  3. распространение христианства;

  4. укрепление родоплеменного строя.
A28. Прочтите отрывок из «Повести временных лет», и укажите, что последовало за описанными событиями.

«В тот год сказала дружина Игорю "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем князь с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью...»


  1. древляне обратились за помощью к хазарам;

  2. дружина Игоря перебила старейшин древлян;

  3. земля древлян была присоединена к Древней Руси;

  4. Игорь был убит древлянами.
A29. Прочтите отрывок из документа, выберите относящееся к нему высказывание.

«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером... У них есть царь, называемый каган русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и Булгарию и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян»


  1. имеет чисто фантастический характер;

  2. относится к XI веку;

  3. подтверждает аргументы сторонников норманнской теории;

  4. рассказывает о борьбе славян с Хазарским каганатом.
A30. Софийские соборы были построены в

  1. Киеве;

  2. Новгороде;

  3. Полоцке;

  4. всех перечисленных выше городах.
A31. Прочтите отрывок из произведения византийского историка и укажите, когда могло происходить то, что в нем описывается.

«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в... Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются данниками росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев».


  1. при Рюрике;

  2. при Олеге и Игоре;

  3. при Святославе;

  4. при Владимире.
A32. В каком году произошло объединение Киева и Новгорода в рамках одного государства?

  1. 862 год;

  2. 882 год;

  3. 907 год;

  4. 911 год.
A33. Кто из названных лиц не являлся потомком Рюрика?

  1. Владимир Мономах;

  2. Владимир Святой;

  3. Олег Вещий;

  4. Святослав Игоревич.
A34. Понятия «скань» и «зернь» связаны с(о)...

  1. становлением древнерусской государственности;

  2. развитием ремесла в Древней Руси;

  3. формированием феодального строя;

  4. распространением христианства.
A35. Обязательным элементом вотчины был(о,а)

  1. военная дружина для охраны границ;

  2. использование труда холопов;

  3. наличие промысловых угодий и лесов;

  4. передача по наследству.
A36. Результатом вступления Владимира Мономаха на киевский престол стало

  1. временное прекращение княжеских междоусобиц;

  2. окончательный разгром половцев;

  3. подчинение древлян власти киевского князя;

  4. превращение Киева в столицу государства.
A37. Какие племена относятся к восточной ветви славян?

А) вятичи

Б) словене ильменские

В) словенцы

Г) поляки

Д) поляне

Е) мурома

Укажите верный ответ.


  1. АДЕ;

  2. АБД;

  3. ВГЕ;

  4. ВГД.
A38. Прочтите отрывок из западноевропейской хроники и объясните, почему глава Древнерусского государства именуется в ней столь необычно.

«Король Генрих послал... к некоему королю в греческих краях , чтобы тот дал ему в жены свою дочь. Назад во Францию тот отправил их с большими дарами и с дочерью».


  1. Русь тогда находилась в зависимости от Византии;

  2. Русь приняла от Византии восточное христианство;

  3. Русь много торговала с Византией;

  4. на Руси жило много выходцев из Византии.
A39. Призвание варягов, согласно летописному рассказу, связано с(о)

  1. желанием избавиться от власти хазар;

  2. неспособностью славян самостоятельно защитить себя;

  3. распрями между новгородцами;

  4. страхом перед варяжским вторжением.
A40. Одной из основных задач, решавшихся Ярославичами, был(а)

  1. борьба с претензиями митрополитов на верховную власть;

  2. организация борьбы с половцами;

  3. подготовка к вторжению в Византию;

  4. подчинение всех восточнославянских племен.

ЧАСТЬ 2


Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв.

B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, . Например: БВАГ .

А) крещение новгородцев

Б) крещение Владимира I

В) крещение киевлян

Г) поход Владимира I на Корсунь

B2. Установите соответствие между странами – соседями Руси, и религиями, которые в них господствовали в Х в.. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: 1В2А3Б4Г .

B3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите древнерусского князя, к которому относится эта характеристика.

«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием, равнялся суровою воинскою жизнью с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но..., образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».

B4. Установите соответствие между князьями Древней Руси и народами и государствами, которым эти князья нанесли крупные военные поражения, имевшие важные последствия для дальнейшего хода событий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: 1В2А3Б4Г .

B5. Прочтите отрывок из «Русской правды», назовите, на какую общественную структуру возлагала обязанность данная статья.

«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а убийцу не ищут, то виру (штраф) за него в размере 80 гривен платить той.., на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру (князю) в 40 гривен».

B6. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите, о ком идет речь.

Он представлен в летописях «князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка, подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода. Но к этим чертам характера в предании прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею».

B7. Установите соответствие между названием народа (племени, союза племён), и районом его проживания. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: 1В2А3Б4Д .

B8. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название места, где произошло описываемое событие.

«Собрались... для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей..." И на том целовали крест».

B9. Установите соответствие между правителями Древней Руси и их вкладом в становление Древнерусского государства. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: 1В2Д3Б4Г .

B10. Прочтите отрывок из статьи современного историка и напишите прозвание человека, о котором идет речь.

«В шестнадцать лет он стал князем Чернигова, одного из самых древних и сильных городов на Руси, затем сменил отца не переяславском "столе", приняв на свои плечи всю тяжесть обороны южной границы, а на склоне жизни, в шестидесятилетнем возрасте, в зените воинской славы, был позван в стольный Киев, стал великим князем. Но везде, где бы он ни княжил, он оставался воителем за землю Русскую, неутомимым ратоборцем».

Женат был на английской принцессе Гите, дочери короля Гарольда, павшего в Гастингской битве с завоевателями-норманнами. Сын их, Юрий Долгорукий, будет родоначальником династии владимиро-суздальских князей».
ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

Из «Повести временных лет».

«А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».

C1. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

C2. Почему в Киеве произошли беспорядки? В каких значениях летописец употребляет слово «киевляне»?

C3. Почему князь Владимир сначала отказывался стать киевским князем, но потом согласился?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности князя Олега (Вещего).

C5. Сравните биографии и политическую деятельность князя Игоря и его сына Святослава. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из объектов.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию (крещение Руси) и ответьте на вопросы.

Почему князь Владимир сделал выбор именно в пользу принятия восточного христианства от Византии? Почему Владимир начал войну с государством, от которого решил принять новую веру?

C7. Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.


№ п/п

Событие

Дата

1.

Восстание древлян

945

2.

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

1113

3.

Гибель Святослава

972

4.

Крещение Руси

988

5.

Любечский съезд

1097

6.

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

882

7.

Окончательный распад Древнерусского государства

1132

8.

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

1068

9.

Поход Олега на Константинополь

907

10.

Призвание варягов

862

11.

Разгром Хазарского каганата

965

12.

Усобица среди сыновей Владимира

1015-1019

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7


2. Работа с персоналиями

Исторический

деятель


Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Анна

вт. пол. Х в.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые



Владимир I

годы правления: 980-1015



1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)


Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента


Игорь

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани


Иларион

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

Нестор

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

1. Автор «Повести временных лет»

Олег

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией



Ольга

Х в.

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду



Рюрик

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба



Святослав

Х в.

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная



Ярополк

Х в.

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии


Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I).

4. Работа с понятиями


  1. Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

  2. Вервь – крестьянская община у древних славян.

  3. Волхв – языческий жрец у древних славян.

  4. Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

  5. Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

  6. Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

  7. Идол – скульптурное изображение языческого божества.

  8. Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

  9. Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

  10. Мозаика – картина из цветных стеклышек.

  11. Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

  12. Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

  13. Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

  14. Фреска – живопись по сырой штукатурке.

  15. Холоп – раб.
5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

1.

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

2.

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

3.



Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

4.

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

5.

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

6.

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

7.

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

8.

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

9.

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

10.

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.


проверочный контроль

Часть 1

А1–1
А3–2
А5–4
А7–1
А9–4
А11–2
А13–3
А15–3
А17–1
А19–1
А21–2
А23–3
А25–3
А27–1
А29–3
А31–2
А33–3
А35–4
А37–2
А39–3

Часть 2


В1. ГБВА

В2. 1В2Б3Г4А

В3. Святослав

В4. 1Г2А3Д4В

В5. Вервь (или община)

В7. 1Г2А3Д4Б

В9. 1Д2Г3В4А

В10. Мономах

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )


С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )
ч. 1

Цели занятия:

  • Показать взаимосвязь между двумя эпохами: эпохой Возрождения и нынешней реальностью, через анализ социокультурной ситуации, через выявление ценностных ориентиров преобладавших и преобладающих в эти периоды.
  • Закреплять знания ребят по обществознанию: основные сферы жизни общества, бинарная сущность человека.
  • Развивать коммуникативные компетенции у учащихся для приобретения ими опыта сотрудничества. Развивать умение отстаивать свою точку зрения и соотносить свою позицию с мнением других, умение строить монолог, конструктивный диалог и полилог, способность запрашивать и получать помощь. Развивать учебно-познавательные и общекультурные умения.
  • Построение универсальной модели социально-эффективной, общественно-значимой и успешной личности.
  • Настраивать на вдумчивое отношение ребят на место и значимость человека, его личностных качеств в историческом процессе.
  • Способствовать формированию у учащихся убеждений о собственной значимости в жизни общества, формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Показать примеры влияния перемен в социальной, экономической, политической сферах жизни общества на мировоззрение, мироощущение и жизненные приоритеты людей.
  • Развитие умения выстраивать причинно-следственные связи.
  • Развитие умения сопоставлять собственную точку зрения с мнением других.
  • Выявление сущностных отличий во взглядах на человека Ренессанса через анализ и сравнение мнений мыслителей Средневековья и эпохи Возрождения о предназначении человека на земле.
  • Развитие навыка работы в микрогруппе, умения отстаивать своё мнение, приходить к общему решению.
  • Выстраивать модель человека Возрождения через его ценностную характеристику.
  • Закрепление представлений посредством описания.
  • Развитие умения абстрагироваться.
  • Провести аналогию между эпохой Возрождения и Современным миром через ценностную характеристику человека, личности.

Основные вопросы:

  • Специфика и характерные черты эпохи Возрождения.
  • Основы мировоззрения людей Ренессанса и Средневековья.
  • Ценностные ориентиры человека эпохи Возрождения.
  • Ценностные ориентиры современного человека.
  • Роль личности в истории.

Словарь урока: ценность, титан, нобилет, пополанство, аскетизм, парадигма, патрициат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети рассаживаются в круг.Им раздаются информационные листы со словарём и материалами к уроку, тетради для записей, маркеры для работы, ручки.

II. Энергизатор “Какой я?”

Учащиеся встают в круг. Каждый кидает одному из круга мяч, называя своё имя и характеристику себе, которая начинается с первой буквы имени (например, Валя – весёлая, Ульяна – умная)

III. Открытие занятия

Слово учителя. Cсегодняшняя встреча с вами является завершающей в серии занятий посвящённых яркой странице истории человечества – странице получившей название эпохи Возрождения или Ренессанса. Все исследователи согласны с тем, что Ренессанс состоялся и, выведя Европу из Средневековья, определил собой её дальнейшую историю. Однако он отсутствует в периодизации, которой пользуется научная историография. Здесь до 1600 г. длятся Средние века, затем сразу начинается Новое время. Но мало кто сомневается в том, что с началом великого поворота искусства к человеку, от которого ведёт отчет эпоха Возрождения, европейское человечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие одежды, что это был поистине значимый поворот, вехой в истории человечества. И где как не на уроках обществознания можно говорить о значимости такого рода события, анализировать роль человека в историческом процессе, проводить аналогии между современным миром и веками прошлыми, рассуждать о перспективах общественного развития.
В этой связи стоит обозначить цель сегодняшнего тренинга: в ходе анализа, сопоставления объективных и субъективных причин изменений, происходивших во времена Ренессанса и в настоящее время провести аналогии, связи между ними. Сделать попытку создать в результате совместного рассуждения универсальную модель социально эффективной личности, успешной и значимой в обществе, ответить на вопрос: “Какой он, человек мира, человек истории, способный влиять на жизнь общества, направлять его на прогрессивные изменения?”. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас сегодня задумался над своими жизненными приоритетами, а со временем, пришёл к осознанию собственной значимости.

Принципы работы в кругу. (Чтение принципов помещённых на доске).

  • Каждый имеет право на личное мнение
  • Безоценочность
  • Важно уметь слушать и слышать
  • Доброжелательность и уважение к мнению других
  • Отвергая, предлагай
  • Не говорить “Не знаю”

IV. Моделирование навыка

Упражнение 1. “Ассоциации”

Раздать учащимся по 5 полосок бумаги форматом 10 Х 5 см.

Задание 1: На каждой полоске записать ассоциацию, которая возникнет после того как учитель произнесет слово.

Учитель каждый раз произносит одно и то же слово ВОЗРОЖДЕНИЕ.
После того как ученики записали свои ассоциации, они зачитывают их по кругу без комментариев. Затем они оставляют данные ассоциации в общей коробке,затем наугад выбирают по 5 других полосок, оставляют их у себя на стульях.

Задание: Пройдите по кругу, ещё раз прочтите ассоциации, выберите из предложенных ассоциаций ту, которая, на ваш взгляд наиболее ёмко или значимо для вас отражает представления об эпохе Возрождения. Каждый представляет кругу своё мнение.

Cлово учителя (обобщение) : Эпоха Возрождения – время зарождения капиталистических отношений, развитие мировых торговых связей, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.

Упражнение 2 “Вопрос по кругу”

– Какое место в истории занимает эпоха Возрождения?

Ребята высказываются по кругу.

Слово учителя. Многие историки связывают возникновение новой культурной парадигмы с кардинальными изменениями общественных отношений в Европе во всех сферах жизни общества. Перечислите основные сферы.

– Родиной Возрождения является Италия. Во многом это было связано с ростом городов-республик (городов-коммун), ростом их промышленности, их политической самостоятельности в результате освобождения от власти феодалов, Поскольку на уроках обществознания мы неоднократно говорили о взаимосвязи всех сфер, то в данном случае мы можем увидеть как изменения в социальной, политической, экономической сферах могли повлиять на духовную сферу жизни общества.

Упражнение 3

Учащиеся делятся на 4 микрогруппы (по 3 чел), рассчитавшись на: “дученто, треченто, кватроченто, чиквеченто”.
Каждая микрогруппа получает набор карточек “Сдвиги в общественных отношениях в Итальянских городах-коммунах в XIV– ХVвв.” (см. Приложение 1 ). В ходе обсуждения ребята заполняют таблицу, отвечают на вопрос “Какие изменения в мироощущении могли произойти вследствие данных преобразований, что менялось в...”:

Итог обсуждения (на доске) записывается в столбик.

V. Энергизатор “Фруктовый салат”

VI. Тренировка навыка

Слово учителя. Итак, в мироощущении, миропонимании людей происходили глубокие перемены, характерные для всего Ренессанса, произошедшие, прежде всего, в сознании людей, связанные с духовным ростом, так необходимым для того времени.
Художественное творчество теперь становится универсальным языком, позволяющим познать тайны “божественной природы”.
Закономерно, что время придавшее центральное значение “богоравному” человеческому творчеству, выдвинуло личностей, которые – при обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целой эпохи в культуре (личностей – “титанов”, как их романтически именовали позднее).

ЦИТАТА: “Возрождение – это эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”.

Ф. Энгельс

Упражнение 4 (резервное) “Биографии”

Детям раздаются описание жизни известных деятелей эпохи, угадать о ком идёт речь.

Упражнение 5 “Два трактата”.

Раздатются карточки с текстами – фрагментами двух трактатов. Один, отражающий взгляд средневековой церкви на место и предназначение человека (отрывок из трактата папы Иннокентия III), другой – мнение известного гуманиста (Поджо Браччоллини) на ценность человека (см. Приложение 2 ).

Задание: Сравните два отрывка, в чем, по-вашему, существенные отличия данных фрагментов?

Ребята высказывают своё мнение по кругу.

Поблагодарить и подвести итог:

1-й отрывок из трактата папы Иннокентия III, который призван укрепить в народе “непогрешимые” догматы католической церкви. Здесь ярко выражена мысль о ничтожестве человека, неспособного якобы познать даже простую истину, осуждается его стремление к знаниям и откровенно проповедуется аскетизм.
Во втором изложено мнение гуманиста Поджо Браччолини об истинной ценности человека и выражен протест против притязания знати на особую роль в обществе. Он отстаивает новую, по своему характеру, культуру, выступавшую за свободу человека и признававшую за ним только его собственные заслуги.

По сути они отражают взгляды на человека из двух эпох – Средневековой и Возрождения.

Упражнение 6 “Развести высказывания”

Данное упражнение продолжает работу на сравнение взглядов на человека средневекового и человека Ренессанса.

Разделить учащихся на пары. На отдельных вырезках раздать учащимся мнения, изречения, характеризующие человека средневекового и человека эпохи Возрождения (см. Приложение 3 ). За 3–5 мин ребятам необходимо развести изречения на 2 столбика.Затем соседние пары сравнивают мнения, обосновывают свою точку зрения.

Вывод: Данные умонастроения отражают взгляды гуманистов, которые выступали в сфере философии, филологии, права литературы против феодально-церковного миропонимания. Как вы помните, гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию. Основной нравственной нормой гуманисты считали virtu – доблесть, добродетель, которой должен обладать каждый человек (но не церковью внушаемая добродетель, а наоборот – неукротимая энергия, стремление к действию, ловкость и сноровка, смелость и даже дерзание, проявляемые в преследовании своих целей).

Упражнение 7 “Жизненные ценности”

Каждому из учащихся необходимо за 1–2 минуты записать по 5 ценностей важных для человека эпохи Возрождения.
После выполнения разделить на микрогруппы по 3 человека. Каждая микрогруппа после обсуждения отбирает только 3 ценности.
Ответы ребят фиксируются на полосках бумаги форматом 8Х20 см. Затем ученики размещают предложенные ценности на схеме человека (Леонардо да Винчи “Пропорции человеческого тела” – Приложение 4 ), отвечая на вопросы:

  • Что ценно и важно для ума?
  • Что ценно и важно для души?
  • Что ценно и важно для дела?
  • Что ценно и важно для?

Таким образом на доске появляется “Модель человека эпохи возрождения”.

Упражнение 8 (резервное)

Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”. После просмотра ученики по кругу отвечают на вопрос “Кто из героев более всего подходит к эпохе Возрождения?”
По итогам высказываний задание.

– Дайте определение “ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ”. Каждый фиксирует определение в тетрадь, затем по кругу зачитывают.

VII. Энергизатор

VIII. Закрепление навыка

Упражнение 9 “Подмена”

Задание: Попробуйте заменить слова “Человек эпохи Возрождения” на слова “Современный человек”. Будет ли определение соответствовать действительности? Что по-вашему останется неизменным? Что следует убрать или добавить?

Высказывания по кругу.

Задание: Можете ли Вы себя назвать современным человеком исходя из этого определения?

Упражнение 10 (резервное) “Модель человека”

Слово учителя: Все СМИ, вся современная общественность отмечает сложность нынешних времён. Задумываются над вопросом куда приведут перемены происходящие в нашем обществе. Нужен ли? Оправдан ли? Риск, связанный с разрывом с покорностью судьбе?

– Прежде чем говорить о субъективных чертах личности современного человека, давайте обозначим объективные факторы, которые в настоящее время влияют на каждого из нас.

Задание: Из предложенных стихотворений выберите одну-две строчки, характеризующие современность, современный мир. Затем объединившись в группы по 6 человек выберите 4 признака нынешней эпохи из тех, что нашли в стихах. После обсуждения запишите на листах бумаги и поместите эти признаки вокруг схемы “Современный человек”.

Упражнение 11

– Итак, в этих условиях приходится действовать человеку 21 века. Однако, как вы думаете, какие ценности мы должны выдвигать сегодня на первый план, чтобы способствовать направлению исторического процесса в русло позитивных переме, чтобы мы могли говорить о возрождении духовности в наше время?

Итоги обсуждения записываются на полосках бумаги и помещаются на схему современного человека(на самого человека).

IX. Рефлексия

Каждый ученик по кругу высказывается, продолжая фразу:

  • “Я думаю, что современный человек…”
  • “Я знаю, что современный человек…”
  • “Я надеюсь, что современный человек…”