Древние гербы городов. Гербы древних русских городов - золотое кольцо

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.

Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия - это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.

Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы - по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или « Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества - у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Что мы имеем?

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Позолоченная бронзовая пряжка с выразительным рельефным княжеским гербом заняла недавно свое место в геральдическом собрании музея Шереметьевых среди прочих экзотических раритетов. Классические пропорции литого овала - 120Х80 мм. - свидетельствують об изысканности вкуса заказчика и мастерстве исполнителя. Вещь сделана добротно, не века. И выражать она была призвана со всей очевидностью чрезвычайно высокий статус носителей пышного герба под княжеской мантией и короной.

Чей же это герб?

Среди княжеских гербов Российской империи подобного не встретить. Многочастный герб, составленный из большого количества эмблем и символов на щите - это европейский, конкретнее - германский признак. Маленькие княжества и их исполненные самомнения суверены обзаводились нередко весьма замысловатыми собственными родовыми и земельными гербами.

Вот к примеру, как выглядят гербы Великого герцегства Мекленбург-Шверин и Саксен-Веймар-Эйзенах.

Гербовник Австро-Венгерской империи помогает определить, что на нашей же пряжке изображен родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значителдьную роль в истории Европы.


Это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.


Первое документально подтвержденное упоминание предков рода Шварценберг датируется 1172 годом. Правда тогда фамилия будущих князей была Зайнсхайм (под этим именем они действовали на европейской арене вплоть до XV века). С XIII века представители семейства начинают активно участвовать в европейской истории. Постепенно семья, происходящая из баварского Шайнсфельда, расширила свои владения в Австрии, Чехии и Швейцарии.

Эркингер из рода Зайнсхайм (1362-1437) получил во владение имение Шварценберг (в переводе с немецкого - Черная гора) и начал именовать себя Зайнсхайм из Шварценберга. Время стерло первую часть имени. В 1420-21 годах сей владелец Черной Горы участвовал в военном походе против гуситов. От императора Сигизмунда за службу получил города Жатец, Кадань и Бероун. В 1429 году Эркингер Зайнсхайм стал «свободным господином из Шварценберга», иначе говоря, получил баронство. Первый барон Шварценберг был дважды женат, имел 14 детей. Все ныне живущие Шварценберги ведут свой род от него.

Родовым гербом тогда служил простой рыцарский щит с бело-серебряными полосами.


Герб рода Зайнсхайм

Этот древний геральдический элемент до сих пор сохранился на всех гербах рода в правой верхней части щита.

В 1599 году его потомок Адольф Шварценберг получил за победу над турками в битве у Раба (сегодняшнего венгерского города Дьор) титул имперского графа; он также обрел право добавить в фамильный герб поле с головой мертвого турка, которому ворон выклевывает глаза. То были времена активного гербового творчества: на родовом знаке уже появился и чисто шварценберговский символ: половина щита с башней на черной горе и тремя золотыми снопами.

Через год, в 1600 году первый граф Шварценберг погиб при осаде Будина. Ландскнехты, которые страдали от недостатка еды и денег, решили сдаться туркам. Адольф воспротивился и был убит. Император Рудольф II организовал Адольфу Шварценбергу пышные похороны в Вене.


Графский титул перешел по наследству к Адаму Шварценбергу (1583-1641), сыну Адольфа. Ему тогда было 17 лет. В 1613 году Адам Шварценберг женился на Маргарите фон Паллант, которая умерла два года спустя, рожая графу второго сына, Иоганна Адольфа. Граф не стал жениться вторично, а вместо этого вступил в рыцарский монашеский орден иоаннитов (Мальтийский орден) и в 1625 году стал его Великим Магистром.

Адам Шварценберг сделал политическую карьеру сначала при дворе герцога Клевского, а после смерти герцога - в качестве советника при дворе Георга Вильгельма, курфюрста Бранденбургского, и даже правил Бранденбургом в должности штатгальтера в 1638-1640 годов в отсутствие Георга Вильгельма. Католик Шварценберг защищал имперские интересы австрийской монархии Габсбургов в лютеранском Бранденбурге, в чем его неоднократно обвиняли политические противники, в частности кальвинист фон Гётцен.

Адам Шварценберг

Внук Адольфа, Ян Адольф (1615-83), был известным дипломатом, служившим в Вене и Голландии. Ян Адольф Шварценберг был весьма образованным, знал несколько языков; ему удалось собрать богатые коллекции произведений искусства, которые стали основой богатства рода. Первым постоянным владением рода в Чехии стало имение Тржебонь (1660); потом последовали Крживоклат и Крушовице, а в 1661 году - Глубока-над-Влтавой. Ян Адольф был хорошим хозяйственником, свои имения модернизировал, ввел выращивание новых культур и поддерживал развитие ремесел. Он также занимался решением социальных проблем и основывал приюты для бедных.
В 1670 году граф Ян Адольф Шварценберг стал имперским князем. Был женат на Марии Жюстине фон Штархемберг, имел от нее семерых детей.

Дочь Яна Адольфа Мария Эрнестина

вышла замуж за Иоганна Кристиана Эггенберга, владельца Чески Крумлова: так Шварценберги породнились с Эггенбергами, что позволило впоследствии претендовать на наследство угасшего рода.

Иоганн Адольф Шварценберг


В 1688 году герб Шварценбергов выглядел следующим образом

Серебряные и голубые полосы в правой верхней четверти герба достались от давнего герба Эркингера из Зайнсхайма, от которого Шварценберги ведут свой род. В левой нижней части герба ворон выклевывает глаз турка в память о победах Адольфа Шварценберга. Три красных острия в левой верхней части герба символизируют доминион (вотчину) Шульц, полученный в качестве приданого в результате женитьбы Фердинанда, 2-го князя Шварценберга, на Марии Анне фон Шульц. И, наконец, в правой нижней части герба расположена горящая ветка, символизирующая доминион Брандыс. В центре герба находятся маленькие изображения еще двух доминионов: справа замок Шварценберг (белая башня на черной горе), слева город Клеггау (три золотых снопа). Княжеская корона над гербом символизирует княжеский титул Шварценбергов.
Скупая имения и концентрируя в своих руках наследство родственников Эггенбергов, в первой четверти XVIII века Шварценберги создали обширную собственную державу в южной Чехии (включая Чески Крумлов, Глубоку-над-Влтавой, Нетолице, Прахатице, Волары, Вимперк, Орлик, Звиков и т.д.), присоединив ее к земельным владениям в Баварии, Австрии и Штирии. В 1723 году Шварценберги обзавелись еще и титулом герцогов крумловских.


Карта владений Шварценбергов составленная в 1710 году.


Знаменательное событие имело место в правление Адама Франтишека (Франца) Шварценберга (1680-1732), внука Яна Адольфа Шварценберга, женатого на Элеоноре Лобковиц. Супруги были заядлыми охотниками, Глубока-над-Влтавой была отличным местом для охотничьих увеселений. Адам Франтишек заботился о процветании своих охотничьих угодий, жестко преследовал браконьеров, издавал различные предписания о ведении лесного хозяйства, что позволило значительно увеличить поголовье оленей в районе Глубоки.
На пятьдесят втором году жизни князь Адам Франтишек погиб в результате несчастного случая на охоте - был застрелен императором Карлом VI. Комиссия по расследованию происшествия выяснила, что несчастный случай произошел из-за того, что охотники по ошибке расположились друг напротив друга, и когда олень выбежал на луг, император сделал выстрел, промахнулся, и пуля попала князю в правую почку. Охота была тотчас же прекращена, князя перенесли в расположенный неподалеку замок Брандыс, и раненым занялся императорский хирург Антонин Хойзингер, однако рана оказалась смертельной, и спустя 12 часов после происшествия князь скончался.



Адам Франтишек Шварценберг

Элеонора Шварценберг с сыном Йозефом Адамом

десятилетний кавалер ордена Золотого Руна Йозеф I Адам Шварценберг

После того, как Карл VI в 1732 году по ошибке смертельно ранил во время охоты князя Адама Франтишка из Шварценберга, он удостоил его сына десятилетнего Йозефа I Адама (1722 - 1782) самой высокой наградой Габсбургов. Переживавший глубокое чувство вины император послал осиротевшему принцу орден Золотого руна. Присвоение Золотого руна ребенку этого возраста и аристократического звания было в то время чем-то из ряда вон выходящим. Обо всех этих событиях в крумловском замке напоминает портрет несовершеннолетнего князя Йозефа, исполняющего интересный символический жест. Награжденный княжеский сын с орденом Золотого руна и в орденском облачении указывает рукой на находящееся на заднем плане пирамидальное надгробие, чем символически дает понять зрителю, что эта огромная почесть должна искупить скорбь о покойном отце

Этот мальчик с картины стал впоследствии четвертым князем Шварценбергом и был женат на Марии Терезе фон Лихтенштейн, тем самым укрепив связи Шварценбергов с родом Лихтенштейн. Князь Йозеф Адам Шварценберг служил тайным советником и гофмаршалом, а затем и главным распорядителем двора императрицы Марии Терезии и ее наследника императора Йозефа II.
Как и многие Шварценберги до него, князь Йозеф Адам заботился о своих слугах и работниках: в 1765 году им был учрежден фонд для выплаты пенсий престарелым служащим, который действовал вплоть до 1950 года, когда средства фонда были переданы в систему государственного пенсионного обеспечения.
При Йозефе Адаме была проведена реконструкция Чески Крумлова в стиле барокко, расписан знаменитый Маскарадный зал, перестроена часовня св. Георгия.

Йозеф Адам Шварценберг

После смерти Иозефа Адама Шварценберга главой рода стал его старший сын Ян Непомук Шварценберг (1742-89). Он велел прокопать канал между Влтавой и Дунаем, чтобы г транспортировать древесину из своих крумловских и вимперкских лесов в Линц и Вену. Совместно с иными аристократами он стоял у истоков возникновения коммерческого банка для стимулирования торговли и промышленности в стране.
В конце XVIII века герб рода Шварценбергов выглядел так

Видимо, княжеских владений и заслуг стало так много, что не представлялось возможным уместить их все на гербе, поэтому герб упростили.


Сыновья Яна Непомука Шварценберга Йозеф Ян Непомук (1769-1833) и Карл Филипп Ян Непомук (1771-1820) разделили род на две ветви - майораты глубокский и орлицкий.

Карл Фи́липп цу Шва́рценберг - Ландграф Клетгау, граф Зульц, князь, австрийский фельдмаршал и генералиссимус времен наполеоновских войн.

В 1787-ом в чине лейтенанта вступил в пехотный полк Брауншвейг-Вольфенбюттеля (позже 10-й пехотный). Участвовал в войне с Турцией, отличился при штурме Шабаца (1788) и был произведен в капитаны. Служил под знаменами Лаудона. В 1789 находился при Главной квартире, проявил большую отвагу в сражениях при Бербире и Белграде. В 1790 воевал на Нижнем Рейне и в Нидерландах, был произведен в майоры. В 1791 переведен в Валлонский полк Латура (позже 14-й драгунский). За отличия в сражении при Жемаппе и Неервиндене 18 марта 1793 произведён в подполковники. После сражения возглавил часть авангарда войск принца Саксен-Кобург-Готтского. В том же году переведен в дислоцированный в Галиции уланский корпус (позже 2-й уланский полк).

С 1794 полковник и командир кирасирского полка Цешвица, 26 апреля 1794 у Шато-Шамбре, действуя на левом фланге, провел знаменитую кавалерийскую атаку, прорвал расположения противника. В этот день австрийцы взяли 3 тыс. пленных и 32 орудия. Отличился в сражении при Флерюсе. В 1795—96 в составе войск Вурмзера и эрцгерцога Карла воевал на Рейне и в Италии. В 1796 отличился при Амберге.

За победу при Вюрцбурге (3 сентября 1796) был произведен в генерал-майоры. В 1797 вновь воевал на Рейне, где командовал армейским авангардом. В 1799 во главе дивизии в авангарде армии эрцгерцога Карла успешно действовал в Германии и Швейцарии. В сражении при Гейдельберге успешно противостоял войскам французского генерала Нея и в сентябре 1800 за отвагу получил чин фельдмаршал-лейтенантa.

С 1800 шеф 2-го уланского полка (который стал именоваться уланским полком Шварценберга). В 1800 в битве при Гогенлиндене против французов командовал дивизией и 1-й линией правого крыла армии, а после поражения прикрывал отход австрийской армии за Энс. В 1805 назначен вице-президентом Гофкригсрата.

В кампанию 1805 во главе дивизии успешно сражался при Ульме, а 14—15 октября 1805 возглавлял правое крыло австрийской армии. После разгрома армии во главе большей части кавалерии (6—8 тыс. чел.) в полном порядке отошел к Эгеру. После Тильзитского мира 1807 назначен послом в Петербурге. Целью было ведение переговоров о поддержке Австрии в будущей войне с Францией.

Вернулся к армии за 2 дня до сражения при Ваграме. За отличия при Ваграме, где он командовал частью кавалерии на левом крыле (а при отступлении австрийской армии командовал арьергардом), произведен в генералы от кавалерии. После заключения Венского мира назначен австрийским посланником в Париже. Вел переговоры о свадьбе Наполеона и австрийской эрцгерцогини Марии Луизы.

Во время Русской кампании Наполеона командовал австрийским вспомогательным корпусом (ок. 30 тыс. человек) в составе Великой армии. Со своими войсками форсировал Буг и остановился в районе Пинска. 12 августа вместе с корпусом ген. Жан Ренье атаковал у Городечно части 3-й армии ген. Тормасова (ок. 18 тыс. чел.), причем ограничился главным образом артиллерийским обстрелом. В России Шварценберг действовал крайне осторожно и сумел избежать больших сражений с русскими войсками.

По политическим причинам Наполеон 2 декабря 1812 исходатайствовал у императора Франца I для Шварценберга маршальский жезл.

В сентябре оттеснен войсками П.В. Чичагова за пределы Российской империи. После разгрома Наполеона в России в активных боевых действиях не участвовал, но прикрывал тыл отступающего французского корпуса Ренье.

В качестве австрийского посла 17 апреля 1813 прибыл во Францию, где пробовал стать посредником в заключении мира между Россией и Францией. После провала миссии покинул Париж и был назначен командующим войсками в Богемии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции в августе 1813 назначен главнокомандующим союзной Богемской армией (ок. 230 тыс. чел.), которая наполовину состояла из австрийцев, а другую половину составляла русско-прусская армия под командованием Барклая-де-Толли.

В августе 1813 в сражении при Дрездене с Наполеоном Богемская армия потерпела поражение и отступила в Богемию, где оставалась до начала октября.

В «Битве народов» при Лейпциге (16—19 октября 1813) объединенные союзные войска (основная часть которых входила в состав бывшей армии Шварценберга, а сам он продолжал считаться главнокомандующим союзными армиями) нанесли решительное поражение Наполеону. Награждён российским орденом Св.Георгия 1-го класса 8 (20) октября 1813 «за поражение Наполеона в трех дневном бою под Лейпцигом 4-го, 6-го и 7-го октября 1813 года».

В кампанию 1814 он создал себе репутацию слишком осторожного полководца. В феврале атаковал Ножан, но был отбит гарнизоном силой всего в 1 200 чел. Предприняв ряд неудачных маневров, Шварценберг упустил инициативу и 17 февраля запросил перемирия, уверяя, что на переговорах в Шатийоне были достигнуты некие договоренности (что не соответствовало действительности). 18 февраля Наполеон разбил при Монтрё войска кронпринца Вюртембергского (потери союзников составили 6 тыс. чел. и 15 орудий). Шварценберг решил отойти к Труа и одновременно приказал Г. Блюхеру идти на соединение с ним к Мери-сюр-Сен.

21 февраля соединение произошло, а на следующий день Шварценберг на военном совете добился решения продолжить отступление (при этом он почти в 3 раза преувеличивал силы противника). При этом 22 февраля он вновь разделил Богемскую и Силезскую армии. Только 26 февраля, уступив давлению императора Александра I и короля Фридриха Вильгельма III, Шварценберг начал осторожное наступление на Бар-сюр-Об и отбросил Ш. Удино.

После удачи Наполеона при Реймсе Шварценберг немедленно остановил наступление на Сену и 17 марта начал отход на Труа. Успешно провел сражение при Арси-сюр-Об и, несмотря на первоначальную неудачу, тем не менее смог выгодно развернуть армию. Его медлительность спасла французскую армию от полного уничтожения.

24 марта под давлением Александра I Шварценберг был вынужден согласиться на немедленное наступление на Париж. 25 марта французы были разбиты при Фер-Шампенуаз, а 28 марта обе союзные армии соединились под Парижем.

31 марта 1814 союзные войска вступили в Париж, а 5 мая 1814 Шварценберг сложил с себя обязанности главнокомандующего.

После возвращения Наполеона во Францию Шварценбергу поручено командование союзными войсками на Верхнем Рейне. Во главе 210 тыс. чел. он должен был выступить из Шварцвальда. Когда его войска начали переправляться через Рейн, они были задержаны у Ле-Суффеля небольшим отрядом генерала Ж. Раппа, а вскоре последовало второе отречение Наполеона. По возвращении в Австрию назначен президентом Гофкригсрата, австрийского Совета по вопросам войны.

В январе 1817 вышел в отставку после инсульта. Во время визита в Лейпциг в октябре 1820 скончался от второго инсульта.

ШВАРЦЕНБЕРГ, Феликс (1800-1852)

Князь - австрийский государственный деятель и дипломат.

В 1824-39 Шварценберг занимал младшие дипломатические посты в Петербурге, Лондоне, Париже и Берлине, с 1839 был посланником в Турине и Парме, с 1844 по 1848 - в Неаполе, а в ноябре 1848 был назначен председателем Совета министров и министром иностранных дел Австрии.

Победа во второй австро-итальянской войне (весной 1849) дала возможность Шварценбергу. совместно с Луи Бонапартом подавить итальянскую революцию, вернуть изгнанных итальянских монархов в их владения и оккупировать, под предлогом охраны папских владений, Болонью и Анкону, то есть проникнуть в глубь центральной Италии.

В Германии Шварценберг пытался использовать стремление к единству для объединения страны под главенством Австрии. В начале 1849 он предложил разделить Германию на шесть округов, управляемых Австрией, Пруссией и четырьмя королевствами (Баварией, Саксонией, Вюртембергом и Ганновером). Франкфуртский парламент, созданный в результате революции 1848 года, Шварценберг предлагал распустить, а в Вене образовать всегерманский военный комитет. План Шварценберга был отвергнут в Берлине, Франкфурте и в мелких германских государствах. В марте 1849 года Франкфуртский парламент принял имперскую конституцию, исключившую Австрию из состава Германии. В ответ на это Шварценберг заявил, что Австрия не признаёт конституции и сохраняет за собой все права, вытекающие из предреволюционных договоров об устройстве Германии.

После подавления венгерской революции политика IIIварценберга в Германии приобрела более активный характер. Когда созванный Пруссией т. н. Эрфуртский парламент принял конституцию, устанавливавшую в Германии прусское господство, Шварценберг пригласил все германские государства прислать к 10-му мая 1850 года во Франкфурт своих представителей на чрезвычайный пленум союзного сейма для выработки проекта всегерманской конституции. Прусское правительство назначило на тот же день, 10-го мая собрание членов прусской унии в Берлине. Многие германские государства порвали с прусской унией и послали своих представителей во Франкфурт .

В сентябре 1850 открылся созванный по инициативе Шварценберга Франкфуртский союзный сейм, немедленно признанный Николаем I. К внешнеполитической изоляции Пруссии Шварценберг угрожал добавить коалицию внутри Германии. Во время варшавского свидания руководителей русского, австрийского и прусского правительств в октябре 1850 Николай I поддержал Австрию. После этого Шварценберг направил Пруссии ультиматум, повлекший за собой подписание Ольмюцского соглашения , по которому Пруссия капитулировала перед Австрией по всем спорным вопросам, касающимся германских дел.

Этот успех Шварценберга был обусловлен прежде всего позицией России. Николай I оказывал Шварценбергу поддержку постольку, поскольку речь шла о реставрации дореволюционных порядков в Германии. Однако великогерманские стремления Шварценберга не встречали у русского императора никакого сочувствия.

Мой ответ на вброс о гербах Украины и России: Украина - вассал Новгорода и должна платить ему дань! 20 апреля, 2014

Начнём с "герба" Украины. Ну, во-первых, "трезубец" или "пикирующий сокол" никакой это не герб Украины и, тем более, не герб Киевской Руси.

Это герб Рюриковичей - древнерусских князей, ведущих свою родословную от Рюрика, князя Новгородского с 862 года, чей родственник Олег в 882 году завоевал Киев. Монеты в Киеве начал чеканить князь Владимир Красное Солнышко (внук Рюрика) в 900-х годах . Естественное, что он не думал ни о каком гербе Киевской Руси, т.к. он элементарно не знал, что есть такое государство (это потом историки придумали), а думал о том, чтобы все знали род Рюриковичей и поэтому разместил а монетах свой родовой герб (как когда-то Юлий Цезарь разместил на монетах свой профиль).

Всё. Тему с гербом Украины можно закрывать. Украина может признавать себя вассалом Новгорода.

Теперь с намёком на то, что Россия позаимствовала герб Орды. Я не знаю, что за монета на фото, но в труде Серебряные монеты Золотой Орды нет не то, чтобы такой монеты. Там ВООБЩЕ нет ни одной монеты с двуглавым орлом! Зато есть монеты с шестиконечной звездой Давида! Значит ли это, что укропропаганда сейчас начнёт делать намёки Израилю или не рискнёт, чтобы не нарваться на санкции финансового лобби и санкции со стороны Моссада?

Откуда же вязлся герб Российской империи? В Википедии всё описано . Надо только добавить, что династия Палеологов, чьим родовым гербом был двуглавый орёл, правила с 1261 года до 1453 года. Т.е. Византия существовала параллельно с Золотой ордой.

Герб Палеологов

Великий князь Иван III, женился на Софье Палеолог (не имевшей прав на константинопольский престол, но имевшей права на герб) в 1467 году, первое же изображение герба датируется 1497 годом, через 17 лет после падения Золотой орды.

И лично мне понятно, зачем это сделал Иван III: это была претензия на воссоздание Византийской империи на землях Руси.

Ведь во время его правления были присоединены к Москве: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов (что там про Украину?) , Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Портрет Ивана III из книги 1575 года.

Шел тут, шел, да и нашел.

После кого-то из умерших стариков этот набор значков выбросили. Прямо целиком, в обложке. Картонная обложка, конечно, несколько пострадала, виден даже след чьего-то ботинка.
Зато сами значки целехоньки, даже заколки не погнуты.


Если кто-то не знает (или забыл), "Золотое кольцо" - это разработанный в советское время туристический маршрут по городам с традиционной русской архитектурой, в основном 15-18 веков (хотя кое-где встречаются и более древние постройки, и более молодые - если они архитектурно интересны). Архитектура представлена церквями, монастырями, реже - боярскими или купеческими палатами, древними укреплениями (кремлями) в разной степени сохранности. "Кольцом" этот маршрут назывался потому, что предлагаемые к посещению города располагались примерно кольцеобразно вокруг Москвы, в современных Московской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Костромской и Ярославской областях. Классически к "Золотому кольцу" относят восемь городов: Сергиев Посад (с 1930 до 991 года - Загорск), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Иваново, Суздаль, Владимир. Москва обычно в список городов "Золотого кольца" не включалась, будучи как бы центром этого кольца.

Сам термин появился благодаря искусствоведу и литературоведу Юрию Александровичу Бычкову, который в 1967 году опубликовал в газете "Советская культура" цикл статей под общим заголовком "Золотое кольцо России".

Однако довольно быстро стало ясно, что ограничиваться только названными восемью городами сложно, поскольку древних городов с интересной историей и архитектурой гораздо больше. Так появился "расширенный" список городов "Золотого кольца", часто дискутируемый. В расширенный список вошли следующие города и поселки Центральной России: Абрамцево, Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кашин, Кидекша, Кинешма, Красное-на-Волге, Муром, Мышкин, Нерехта, Палех, Плес, Покров, Рыбинск, Тутаев, Углич, Шуя, Юрьев-Польский, Юрьевец. Список этот в разных источниках варьируется, в него включают то большее, то меньшее количество городов, и иногда располагают по степени значительности или интереса с точки зрения истории и туризма.

Еще позже появилось понятие "Большого Золотого кольца", в которое включили уже больше сотни различных городов и поселков Центральной России. Конечно же, вместить все города "Большого Золотого кольца" в один маршрут было невозможно, соответственно, была разработана целая сеть маршрутов, различных по сроку поездки и ее насыщенности. Поездки были обычно автобусные, различной продолжительности - от трех-четырех до десяти дней.

С распадом СССР активная туристическая деятельность на маршрутах "Золотого кольца" почти закончилась, архитектурные памятники где-то приходили в упадок и даже разрушались без ухода, а где-то "реставрировались" по-быстрому и подешевле. Однако турфирмы и сейчас предлагают туры по городам "Золотого кольца" - как по классическому списку из восьми главных городов, так и по отдельным областям.

А теперь пора перейти непосредственно к найденному набору значков.

Так выглядит обложка со значками целиком:

1. Москва. Изображение герба Москвы любопытно. Это не изображение герба Москвы Советского времени, но и не изображение дореволюционных вариантов герба. Скорее, это некая вольная фантазия на тему "копейца" древних русских монет или печатей. Напомню, город Москва в классический перечень городов "Золотого кольца" обычно не включался, являясь "центром" этого кольца и началом туристических маршрутов:

2. Загорск (до 1930 и после 1991 года - Сергиев Посад). Город из главного списка "Золотого кольца". Герб изображен достаточно точно, с красным полем в углу щита, в нем должен был располагаться герб Москвы, как признак принадлежности к Московской губернии. Впрочем, на небольшом значке он герб Москвы неразличим:

3. Кинешма. Город, обычно включаемый только в список "Большого Золотого кольца". В наше время относится к Ивановской области, однако до революции относился к Костромской губернии, что и нашло отражение в гербе, пожалованном городу в 1779 году: в верхней части щита расположен золотой корабль в голубом поле (герб Костромы), а в нижней - два свертка полотна, как символ полотняной мануфактуры, имевшейся в городе:

4. Вязники. Тоже включался обычно в "Большое Золотое кольцо". Ныне входит в состав Владимирской области, до революции - в состав Владимирской губернии. В верхней части герба золотой лев в красном поле, в нижней - дерево (вяз) на желтом поле:

5. Муром. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Владимирской области (губернии). В гербе в верхней части снова владимирский лев в красном поле, в нижней части щита - в лазоревом поле три калача, "которыми сей город отменно славится":

6. Плёс. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Ныне город Ивановской области, до революции - Костромской губернии. В верхней части щита - костромской золотой корабль в голубом поле, в нижней - в серебряном (светло-сером) поле река с плёсом, давшим имя городу:

7. Рыбинск. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Ярославской области (губернии). В верхней части щита золотой медведь с секирой в красном поле (герб Ярославля), в нижней - на красном поле река с пристанью и две стерляди в реке. На значке пристани что-то слабо угадываются:

8. Кострома. Город из основного списка "Золотого кольца". Город - центр Костромской области, до революции - Костромской губернии. Герб Костроме был пожалован Екатериной II в 1767 году. На гербе в лазоревом поле плывущая по синим с серебряными гребнями волнам золотая галера - ибо императрица прибыла в Кострому на галере "Тверь":

9. Шуя. Город ныне относится к Ивановской области, ранее принадлежал к Владимирской губернии. Входит в "расширенный" список городов "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в красном поле брус мыла, в память того, что мыловарение было самым древним промыслом города:

10. Ярославль. Город из главного списка "Золотого кольца". Герб города изображен не вполне верно. Должен быть на серебряном (сером) поле черный медведь, в левой лапе держащий золотую секиру (или протазан). Однако медведь изображен тоже золотым:

11. Гороховец. Город Владимирской области (губернии). Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в золотом поле ростки гороха на шестах:

12. Ковров. Город включался обычно в "Большое Золотое кольцо", Владимирской области (и губернии). Герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - в зеленом поле два серебряных зайца с красными глазами и языками. Считают, что наместник Екатерины II граф Воронцов весьма ценил заячью охоту в тех краях:

13. Переславль-Залесский. Входит в главный список "Золотого кольца". Город Ярославской области, ранее - Владимирской губернии. Герб в верхней части щита содержит герб губернского города Владимира, в нижней - две золотые сельди в черном поле, в знак того, что копчение сельди было одним из заметных городских промыслов:

14. Владимир. Город входит в главный список "Золотого кольца". Один из самых интересных и насыщенных памятниками городов Кольца. На гербе Владимира - в красном поле золотой лев, в короне и с крестом в лапах. Лев являлся родовым знаком Владимиро-Суздальских князей:

15. Александров. Город Владимирской области, ранее - губернии. Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб состоит из герба города Владимира в верхней части щита, а в нижней - в красном поле слесарные тиски и две наковальни, "в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы":

16. Углич. Город Ярославской области (ранее - губернии), входит в "расширенный" список "Золотого кольца". В гербе города Углича отражена разыгравшаяся здесь трагедия: при неясных обстоятельствах погиб (был зарезан) малолетний царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. В убийстве царевича угличане сочли виновными двух дьяков, и убили их. Герб содержит в красном поле изображение благоверного царевича Дмитрия с ножом (орудием убийства) в правой руке:

17. Тутаев. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". До 1918 года назывался Романов-Борисоглебск и был образован слиянием в 1822 году двух самостоятельных городов - Романова и Борисоглебска, расположенных по обоим берегам Волги. Герб объединенного города был также получен объединением их первоначальных гербов: "В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими чёрными перевязями; внизу — венок из тринадцати красных роз с зелёными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле чёрного медведя, держащего на плече левой лапой золотую секиру". А вот на значке представлен герб только одного города Романова:

18. Юрьев-Польский. Город Владимирской области и губернии. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Его современное имя несколько дезориентирует, поскольку город не имеет к Польше никакого отношения, зато имеет отношение к "полю" - вторая часть имени была добавлена для того, чтобы отличать его от других городов с именем Юрьев. Его герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - два кузовка, наполненных вишнями, "коими сей город изобилует". Впрочем, на значке кузовки пустые:

19. Галич. Город Костромской области и губернии, включается в список "Большого Золотого кольца". Герб Галича состоит из неравных частей щита. В верхней, большей части на красном поле расположены военные трофеи - доспех, десять знамен, секира и венчающий их Крест Иоанна Крестителя. В нижней, меньшей части на серебряном поле помещены наклоненные врозь два барабана, две литавры и пара барабанных палочек:

20. Суздаль. Город Владимирской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Наряду с Владимиром один из самых интересных городов Кольца. Герб Суздаля - щит, разделенный на два поля, вверху лазоревое, внизу красное, на их фоне сокол в княжеской короне:

21. Ростов Великий. Город Ярославской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Третий из интереснейших городов Кольца. На гербе Ростова - в красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта золотые:

И под конец - общее впечатление от набора.

Идея вроде и неплоха, но вот исполнение её...
Обложка выполнена из низкокачественного картона, вроде того, из которого делали коробки для обуви, полиграфию назвать таковой можно лишь с очень большой натяжкой.
Вызывает некоторое недоумение и состав значков-гербов в наборе. Отсутствует герб города Иваново - восьмого города из главного списка "Золотого кольца", бессистемно включены гербы городов "расширенного" списка и списка "Большого Золотого кольца".
Сами значки небольшие, около 2 см в диаметре, из-за этого изображения гербов весьма условны и упрощены, некоторые гербы приведены с ошибками.
Само исполнение значков довольно грубое, что отчасти объясняется материалом - алюминием, однако часто упрощения нельзя объяснить только этим. Эмали и покрывающий значки лак имеют разные оттенки, что мешает воспринимать набор как единое целое.
В основном использованы изображения гербов, принятые в конце XVIII века, во времена правления Екатерины II, поскольку в советские времена городская геральдика как система отсутствовала.

Выскажу предположения, что наборы вообще комплектовались по принципу "что есть в наличии - из того и набираем". Возможно, в разных наборах и конкретный состав значков был тоже немного разным. Продавались они, видимо, в пунктах туристического маршрута "Золотого кольца" в качестве памятных сувениров.