Когда надо обратиться к. Диагностика на основе общего впечатления от речи

Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.

— Смотрите, а на елке сыски висят.

...Мы с Мишкой так и покатились.

Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»...

— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит...

— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!

...Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался...

Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

В. Драгунский «Заколдованная буква »

Картавить разрешается

Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5-5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.

Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»... К 4-5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.

На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает... Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.

Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.

В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»

Не теряйте гласные!

Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.

Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.

Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.

Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

А у нас сегодня кошка

родила вчера котят…

С. Михалков «А что у вас?»

Кто припас словарный запас?

Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения - это тоже повод обратиться к логопеду.

Три года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, - мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.

Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.

Игры, тренирующие речь

У кого ловкие чуткие пальчики - у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3-4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.

Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку - пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.

Зрительную память тренируем так.

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Справа от дома - ели, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.

Теперь тренируем слуховую память.

Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…

А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…

Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?

Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.

Личное мнение

Елена Цыплакова:

Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова - режиссер популярного сериала. - Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь - это очень важно.

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами - изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»? Обо всем этом рассказывает логопед Родительской школы «Драгоценность» Любовь ВОРОНЦОВА.

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы - все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах - и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов - все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе - и прививки), серьезные стрессы - все это вещи общеизвестные. Хуже другое - среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем - привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни - время эмоционального контакта ребенка с миром. И мир в данном случае - это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить - куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это - еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом!

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка - слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами - и их называния. И тут опять же необходимо деятельное - и эмоциональное! - участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает, ставит в видеоплеер диск - нет, не с боевиком, конечно! - со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если в период формирования речи (а это - примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) - личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда - с бабушкой или кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной - «про жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас. Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь - внимание! - «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков - лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего - «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата - копать!» «Машина - биби!») .

Это обычно происходит в период от 1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут - важный момент! Огромная группа риска - дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И - как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения - и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро - и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но - без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые - но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой - очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны - просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет - период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения - все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков - вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

Вообще-то в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного - пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

Неправильно выговаривает какие-то звуки;

Переставляет слоги в словах;

Неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

Не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

Речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается - это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут - и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.

Записала Ольга ИЛЬИНА

Когда обращаться к логопеду?

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?

Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду?

Для того чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает развиваться речь самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат. Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором.

А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам. Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

Возможные причины проблем с речью:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность»
  • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
  • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

  • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
  • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
  • выработка речевого дыхания;
  • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
  • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!


Логопед – специалист, который занимается устранением всевозможных дефектов речи. Но как понять, стоит ли к нему обратиться, или же ребёнок разговаривает нормально для своего возраста? Узнайте это, чтобы речь вашего чада была правильной.

Почему нарушается речь?

Причины нарушений речи у ребёнка могут быть самыми разнообразными. Это патологическое развитие беременности и возникшие в период вынашивания осложнения, родовые травмы, ухудшение слуха, наследственная предрасположенность, неправильный прикус и аномалии строения челюстно-лицевого аппарата, длительное и постоянное сосание пальца, соски или иных предметов, недостаточность внимания, так называемая педагогическая запущенность (родители не участвуют в развитии ребёнка), врождённые, инфекционные или травматические поражения отвечающих за речь отделов головного мозга и так далее.

Важно знать! Чем раньше выявлены причины нарушений, тем больше шансов на восстановление нормальной речи.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно. И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто. Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Явные нарушения речи

Итак, когда и в каком возрасте обращаться к логопеду? В таблице рассмотрены нарушения, возникающие в разные периоды роста и развития ребёнка, при которых необходима помощь специалиста.

Возраст ребёнка Нарушения
Начиная с 5-7 месяцев до года Малыш не гулит, не произносит никаких звуков, не реагирует на своё имя и обращения к нему, ближе к году не повторяет простые слоги.
От года до полутора лет Ребёнок не повторяет и не произносит простые слова из одного слога («баба», «мама», «дядя», «папа») или совсем не разговаривает.
1,5-2 года Малыш молчит, не проявляет интерес к речи взрослых, свои желания и потребности объясняет жестами, мычанием или простыми звуками.
2,5 года Ребёнок не говорит фразы из двух слов (пусть упрощённых и несколько изменённых), не выполняет простые просьбы, такие как «принеси игрушку», «иди сюда».
3 года Ребёнок внезапно заговорил после длительного молчания, но большую часть слов произносит неверно или, вообще, «лепечет» на своём языке. Малыш не может корректно воспроизводить простейшие ритмичные слоги («тук-тук, тук-тук, тук-тук»), не выполняет артикуляционные движения (не высовывает язык, не складывает губы трубочкой, не задерживает улыбку на пять секунд), часто заменяет слова жестами при общении, не выполняет состоящие из трёх частей простые просьбы («иди сюда, возьми мяч и принеси его мне»). Насторожить должно повышенное слюнотечение во время попыток разговаривать.
3-3,5 года Малыш продолжает упрощать произносимые слова, не склоняет их, не различает звуки в словах с похожим звучанием (крыса и крыша, почка и бочка).
4-5 лет Ребёнок говорит нечётко, его речь смазана, многие звуки произносятся неверно, малыш не умеет соединять слова и строить предложения, не стремится к общению, редко разговаривает, ничего не рассказывает.
Школьный возраст (6-8 лет). Ребёнок не воспроизводит произнесённые учителем буквы, слоги и слова, не может повторять длинные слова, не отвечает на заданные вопросы, во время письма пропускает буквы и тем более слоги и части слов, испытывает трудности при пересказах, чтении и разучивании стихотворений.

Совет: начать коррекцию речи следует как можно раньше, так как помочь маленькому ребёнку гораздо проще, чем взрослому.

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать , лепить, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.

Какие могут быть поводы для волнения?

Нет повода для беспокойства, если:

Физическое развитие малыша соответствует возрасту;

У ребенка нет никаких неврологических заболеваний;- ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит;- ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.

Обратите внимание на развитие ребенка, если:

в 1,5 года

Простых слов, например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы, например «иди сюда», «сядь»;

в 2 года

Ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;

в 2,5 года

Активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поле зрения;

Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);

в 3-3,5 года

Ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

В его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

Он не повторяет за Вами слова;

Говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их;

Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

в 4 года

У ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов); - не может запомнить четверостишье;

Совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

в 5-6 лет

Все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

Ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке; - допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития речи «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.

Итак, сначала вам потребуется:

Диагностика для выявления причин патологии развития речи;- диагностика слуха (обследование у сурдолога);- для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии речи?

Чем раньше вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком, тем быстрее будет положительный результат.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

Логопеды — помогают "поставить" звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.

Когда обращаться к логопеду?

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов).

Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.

В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Какие нарушения речи исправляет логопед?

Нарушения фонетической стороны устной речи.

Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.

Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.

Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.

Нарушения чтения.

Нарушения письма.

Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше), в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.