Был первым российским царем. Все цари России по порядку (с портретами): полный список

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров. Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву. После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы. Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева. Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. «Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах. Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору. Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.

Первый царь на Руси родился не в Москве, а в Коломенском. В то время и Москва была маленькая, и Русь тоже невелика. Однако царственный младенец был явно отмечен и храним Богом. Детство его спокойным не получилось. Опекуны трёхлетнего царя - князья братья Шуйские - сотворили во дворце такой кровавый террор, что каждый вечер надо было благодарить Бога, что жив: не отравили, как мать, не убили, как старшего брата, не сгноили в тюрьме, как дядю, не замучили пытками, как множество приближённых отца - князя Василия III.

Наперекор всему первый царь на Руси выжил! И в 16-летнем возрасте неожиданным ударом по боярским устремлениям венчался на царство! Наверняка, говорят историки, ему это подсказал умный митрополит Макарий. Но вполне может быть, что и сам догадался, что стране нужна одна сильная рука, чтобы прекратить междоусобицы и прирастить территории. Торжество самодержавия - торжество Православной веры, Москва - наследница Царьграда. Конечно, и митрополиту идея с венчанием была близка и понятна. Первый царь на Руси получился настоящий: и бояр приструнил, и территории нарастил за 50 лет царствования - сто процентов территорий прибавилось у Российского государства, и Россия стала больше, чем вся Европа.

Царский титул

Царский титул Иван Васильевич (Грозный) использовал гениально, встав на совсем иные позиции в политике Европы. Великокняжеский титул переводился как "принц" или даже "герцог", а уж царь - это император!

После коронации родня царя со стороны матери добилась многих выгод, в результате чего началось восстание, которое показало юному Иоанну реальное положение дел относительно его царствования. Самодержавие - дело новое, многотрудное, с которым Иван Васильевич справился более чем успешно.

Вот интересно, почему первый царь на Руси - Иоанн Четвёртый? Откуда взялась эта цифра? А это уже значительно позже Карамзин писал свою "Историю Государства Российского" и начал отсчёт с Ивана Калиты. А при жизни первый царь в России так и звался - Иоанн I, грамота об утверждении на царство хранилась в специальном золотом ларце-ковчеге, и восседал первый царь на Руси вот на этом троне.

Царь обдумывал централизацию государства, проводил Земскую и Губную реформы, преобразовывал армию, принимал новый Судебник и Уложение о службе, и учредил закон о запрете въезда в страну еврейских купцов. Появился новый герб с орлом, поскольку Иван Грозный - прямой потомок Рюриковичей. И не только их: по материнской линии его недалёкий предок - Мамай, да ещё и бабушка родная - сама Софья Палеолог, наследница Византийских императоров. Есть в кого быть умным, гордым, трудолюбивым. И жестоким тоже есть в кого. Но, конечно, в то время, да ещё и в том окружении без жестокости невозможны были бы те преобразования, которые чётко выполнил первый царь в России. Преобразование армии - два слова, а сколько за ними стоит! Появилось 25-тысячное чего стоило только вооружить их пищалями, бердышами и саблями, а оторвать от хозяйства! Правда, отрывали от хозяйства стрельцов постепенно. Появилась артиллерия числом не менее 2 тысяч пушек. Иван Васильевич Грозный даже налогообложение посмел изменить к великому ропоту боярской думы. Конечно, бояре не просто роптали по поводу ущемлений их привилегий. Они расшатывали самодержавие до такой степени, что вынудили появление опричнины. Опричники образовали войско до 6 тысяч бойцов, не считая почти тысячи доверенных на особых поручениях.

В жилах кровь стынет, когда читаешь о тех пытках и казнях, что вершились по мановению руки государя. Но не только Иван Васильевич Грозный, даже сегодняшние историки уверены, что опричнина возникла не случайно и не на пустом месте. Бояр необходимо было приструнить! К тому же ползущие с Запада ереси настолько расшатывали фундамент православной веры, что трон шатался вместе с сидящим на нём царём и всем Государством Российским. Неоднозначные отношения складывались у самодержавия и с духовенством. До мистики верующий царь отнимал монастырские земли и подвергал репрессиям духовенство. Митрополиту запрещено было вникать в дела опричнины и земщины. В то же время сам царь Иван Васильевич был опричным игуменом, исполняя многие монашеские обязанности, даже на клиросе пел.

Новгород и Казань

Перед новым 1570 годом опричное войско выдвинулось в поход на Новгород по подозрению в намерении предать Русь Польскому королю. Уж потешились опричники на славу. Устроили грабежи с массовыми убийствами в Твери, Клину, Торжке и остальных попутных городах, потом разрушили Псков и Новгород. А в Твери Малютой Скуратовым был задушен митрополит Филипп за отказ благословения этого кровавого похода. Повсюду царь под корень уничтожал местную знать и приказных, можно сказать, целенаправленно, вместе с жёнами, детьми и домочадцами. Этот разбой длился годами, пока не напал на Русь крымский Вот где бы удаль показать молодому опричному войску! Но войско на войну попросту не явилось. Разбаловались опричники, обленились. С татарами - это не с боярами и их детишками воевать. Война была проиграна.

И рассердился тогда Иван Васильевич! Грозный взгляд перевёл на Казань от Новгорода. Тогда и там царствовала династия Гиреев. Упразднил государь опричнину, даже запретил её название, казнил множество предателей и злодеев, трижды ходил на Казань. На третий раз Казань сдалась на милость победителя и через некоторое время стала вполне русским городом. Также от Москвы до Казани по всей земле выстроились крепости русские. Было побеждено и Астраханское ханство, присоединившись к русским землям. Крымскому хану тоже в конце концов перепало: сколько можно безнаказанно грабить Русь и жечь её прекрасные города? В 1572 году 120-тысячное войско крымское было разбито 20-тысячным русским войском.

Увеличение территорий войнами и дипломатией

Потом были ощутимо побиты шведы силами новгородского войска, и заключён выгодный мир на целых 40 лет. Рвался первый царь на Руси к Балтике, воевал с ливонцами, поляками, литовцами, время от времени захватывающими даже новгородские пригороды, и пока (до другого великого Первого царя - Петра) безуспешны были эти попытки. Но заграницу напугал уже не на шутку. Даже установил дипломатию и торговлю с Англией. И начал подумывать царь о земле Сибирской, неизведанной. Но осторожничал. Хорошо, что Ермак Тимофеевич со своими казаками успел разгромить войско до получения приказа царя вернуться к охране Пермских земель, Россия таким образом приросла Сибирью. И уже через полвека русские вышли к Тихому океану.

Личность

Первый царь в России был не только первым царём, но и первым человеком по уму, эрудиции и образованности.

О до сих пор не стихают легенды. Богословие он знал на уровне учёнейших мужей. Положил начало юриспруденции. Явился автором многих прекрасных стихир и посланий (поэт!). Обязал духовенство открывать повсюду школы для обучения детей грамоте. Утвердил многоголосное пение и открыл нечто вроде консерватории в Был прекрасным оратором. А книгопечатание? А Собор Василия Блаженного на Красной площади? Вставал вопрос о канонизации Ивана Васильевича. Но как забыть грабежи, пытки, казни, опалу и попросту убийства опричниной и последователями православных священнослужителей? Ведь с окончанием опричнины она как таковая не кончилась, просто иначе стала называться. Царь каялся, носил вериги, бичевал себя. Огромные деньги жертвовал церкви на помин души казнённых и о здравии опальных. Умер он схимонахом.

Прожил жизнь великую и трагическую. Его имя известно всем, но настоящие события зачастую скрыты или извращены недоброжелателями и не очень честными историками. Имя первого русского царя - Иван IV Васильевич (Грозный).

Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».

Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.

Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство - не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.

Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.

Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.

Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.

Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.

Правда и клевета

События жизни первого венчанного русского царя многие сотни лет подвергались откровенно клеветническим инсинуациям со стороны врагов, предателей и тех, кто писал официальную историю. Одним из их основных постулатов является то, что «все начинания царя закончились провалом». Однако среди значительных реформ Ивана IV бесспорными, и получившими дальнейшее развитие, являются:

Вопреки устоявшемуся мнению, Иван Грозный после себя оставил более развитую страну, чем получил в наследство. Разорению страна обязана очередной боярской смуте, которая произошла после смерти царя.

Большую часть «знаний» об истории люди получают из школьных учебников, художественных фильмов, книг и СМИ, которые без зазрения совести повторяют устоявшиеся мифы. Вот некоторые из них об Иване Грозном:

далеко не однозначен, как и время, в которое он жил. Власть – это бремя, которое необходимо нести, и чем лучше это будет получаться, тем больше будет противодействий. Так происходило и с Иваном IV, когда он «модернизировал» страну. Так происходит и с его наследием на протяжении столетий, когда его дела обливают грязью.

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

ТАЙНЫ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Кто был Первым Царем Руси?

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ?


КТО ПЕРВЫЙ ЦАРЬ

Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. Учебники истории, с выходом труда Карамзина, стали инструментом необъявленной войны против России.
Вполне понятна тяга историков представить свою страну без пятен. Каждая нация хочет приукрасить свои достижения, победы, горечь поражений. Россия отличается и в этом. У наших историков, большей части элиты, интеллигенции - болезненная страсть выворачивать грязное бельё нашей истории, пропагандировать чёрные мифы, зачастую являющихся продуктом ведущейся против нашей страны информационной войны.

В преддверии каждого нового учебного года, правоохранительные органы проводят серьезную работу по выявлению тиражей фальсифицированных школьных учебников. Огромное количество «самодела» подвергается публичному уничтожению. Их ликвидацию связывают с вредом здоровью, которое они могут нанести нашему подрастающему поколению.
Однако никогда не рассматриваются другие, не менее тяжкие последствия для личности школьника. Проблема состоит в том, чтобы защитить их мировоззрение ото лжи словом и по умолчанию. Поскольку деформированное мировоззрение наносит непоправимый ущерб нравственности и душевному здоровью.

Любая наука, по мере накопления новой фактологии, меняется. Зачастую - кардинально. История, в этом ряду, выглядит монументом, который только частично реставрируется. При этом неизменной остаются все её главные элементы.
В 90-е гг. Россия вернула старый государственный герб - двуглавого орла. Разные исследователи предлагают различные трактовки его смысла. Зато он максимально точно передает состояние нынешней концепции истории - двуликого Януса.


Двуликая история

Начатое редакцией нашей газеты историческое расследование (Прошлое порождает будущее; Дед Мороз и Санта Клаус; Тайны крещения; Библия - сборник мифов или исторический документ; Второе пришествие; Там русский дух) выявило ряд подкреплённых документальными свидетельствами и артефактами гипотез, которые НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ официальной историографией, а исторические свидетельства ОБЪЯВЛЯЮТСЯ МИФАМИ И ЛЕГЕНДАМИ.
В то время, как даже за сказочными фигурами Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура. Появление же этих мифических персонажей и связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, связанный с русской историей, до сих пор скрывают.
Скрывают потому, что это - библейский Иисус Христос, история которого ПОЛНОСТЬЮ соотносится с реальной исторической фигурой византийского императора АндроНика Комнина. Имя которого объединяет двух известных в русской истории персонажей: Андрей-Андрос Первозванный и Николай-Ника Святитель (Чудотворец, Угодник).

В опубликованном материале «Там русский дух» выдвигается гипотеза, что есть веские основания искать причину искажения мировой истории, наглядно видимой на примере святыни КЁЛЬНСКОГО собора, гигантской усыпальнице трех Волхвов (Трёх Магов или Святых Царей) в том, что европейцы долгое время были ВАССАЛАМИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Именно поэтому в нынешней истории игнорируются:

Существование документов, подтверждающих историческую достоверность крещения Руси Андреем Первозванным;

Что Андрей Первозванный не только крестил древнюю Русь, но и правил там, т. е. его можно с полным основанием назвать ЦАРЁМ Руси, либо её части;

Во времена Андрея Первозванного РИМ НАХОДИЛСЯ НА СЕВЕРЕ Руси;

Что «Никола - Бог-покровитель всех русских »;

Существуют ДВА ежегодных чествования, весенний праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и «Никола Зимний», и есть только ещё один персонаж в христианстве, которому также отмечают ДВЕ даты (Рождество и Пасха) - Иисус Христос (И.Х.) ;

На православных иконах И.Х. есть надписи: НИКА и ЦАРЬ СЛАВЫ, а в Библии он прямо называется ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ;

Что Волхвы и Богородица на многочисленных изображениях приношения даров родившемуся Христу, а на некоторых изображениях и младенец Иисус имеют на голове КОРОНЫ, а ИМПЕРАТОР Священной Римской империи германской нации Оттон - БЕЗ НЕЁ;

О существовании на Востоке огромного и сильного христианского царства, управлявшееся могущественным монархом, Пресвитером (глава, одновременно, религиозной и государственной власти) Иоаном. В нашей истории также есть реальный персонаж - Иван Калита/Калиф. В русских документах даже XVII в. встречаются фразы: «Того они Папу чтут, как мы Калифу».
А мешает это увидеть только то, что в наших учебниках истории утверждается, что на Русь государственность пришла с Запада, от иноземцев-норманов и значительно позднее европейских стран.

О чём умалчивают школьные учебники

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ? Это вызвало бы, у пытливой общественности, сомнения в любой стране. Но мы не задаём этот вопрос нашим историкам.
В любой европейской стране, от которых наше отечество уже здорово отстало и наверстывало упущенное, как нас уверяют, необходимо копировать их опыт. Первый самодержец, вполне обоснованно должен иметь и первый номер в династической хронологии. Почему у нас опять все никак у людей? На это наши учебники хранят гробовое молчание.
Выдвинутая официальной историографией концепция тут же рушится, если на неё взглянуть глазами не школяра, а взрослого человека. Потому что в России были еще и Василии, с I-го по III-го. Они были правителями ДО Ивана IV.

Не получается и с версией, что нумерация стала традиционной ТОЛЬКО у великих князей московских. Поскольку Иван I и II-й были великими князьями владимирскими . Ответа на этот вопрос в традиционных учебниках нет.
Зато в энциклопедических словарях можно убедиться, что традиция нумерации династических имен начинается со Святослава I, известного по учебникам истории князя-воина, сына Игоря и княгини Ольги. После Владимира I, сына Святослава, устанавливается уже новая традиция, после соответствующего номера называть отчество, например: Святополк II Изяславович, Святослав II Ярославович, Владимир II Всеволодович (Мономах), Всеволод III Юрьевич (Большое гнездо), Иван I Данилович (Калита) и т.д.

Почему-то выпадают из данной традиции самые громкие имена , с которыми связывают, согласно традиционной истории, наиболее значимые для России свершения: Ярослав Мудрый (сын Владимира I), Юрий Долгорукий (сын Владимира II Мономаха), Александр Невский (сын Ярослава II). Особенно загадочной, в этом свете, выглядит фигура Дмитрия Донского (сына Ивана II), великого князя московского, сыном которого был Василий I.
Таким образом, традиции соответствующие европейским королевским дворам существовали на Руси по крайней мере с X-го века. По своим размерам и влиянию великие княжества: Киевское, Владимирское, Новгородское, Московское и др. -, не уступали самым крупным государствам Европы. В то время как значительно более мелкие по территории, могуществу и богатству властители величались королями (королевства Наварское и Бургундское).
Можно сделать вывод, что любой русский великий князь , по европейской традиции вполне соответствовал европейским королям. Подтверждают это также исторические факты, например династические браки.

Жена Ярослава Мудрого, Ингигерда, была королевной Швеции. Сын, Всеволод I Ярославич, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж соответственно за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Внук Ярослава, Владимир II Всеволодович, таким образом, мог реально (а не в качестве исторической легенды) короноваться императором Византии, как законный Мономах. Его женой стала Гита, дочь последнего короля саксов Англии - Гарольда. Такое перечисление можно было продолжить, а ведь династические браки заключаются между равными по статусу.

Что сокрыто за венчанием на царство в русской истории

В официальной истории по этому поводу полная путаница. С одной стороны приводится информация, называемая «исторической легендой», о Владимире Мономахе (1053-1125 гг.). Приводятся данные о следующих сохранившихся сведениях.
Когда-то, германский император предлагал прислать в дар корону, как знак царской власти еще толи деду, толи отцу Ивана IV. Но русские князья рассудили следующим образом: «…негоже им, прирожденным государям, чей род (естественно, согласно легенде) восходит к римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, принимать подачки от императора католика …».

С другой стороны признается, что традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Что торжественное венчание на престол Ивана IV 16 января 1547 г., в Москве, произошло по обряду, придуманному еще его дедом - Иваном III (1440-1505 гг.). Который когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ивановича. Правда, скипетр - жезл, символизирующий государственную власть, почему-то не отдал.
Нам приходится верить и тому, что атрибуты царской власти : шапка Мономаха, бармы, крест на золотой цепи и другие предметы, использовавшиеся в церемонии,- более 400 лет ждали своего часа в княжеских сокровищницах.
Возникает вопрос и к новой истории. Почему первые Романовы, до Петра I, не имели династической нумерации?

Заимствование традиций

Возникают вопросы и по поводу отсутствия следов заимствования, на которых настаивали романовские историки, из зарубежных традиций и в государственной символике. Например, появление двуглавого орла, как символа государственной власти. По первоначальной официальной версии эта эмблема была заимствована у Византийской империи после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Современные исторические исследования опровергают эту версию. Историк Н.П. Лихачев считает, что Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела . На известных науке личных печатях византийских императоров двуглавого орла также не было. А поскольку никогда не было, то и заимствовать было нечего.

К моменту «первого» коронования в России, в Европе подобный обряд уже полностью сложился. Сформировался и набор соответствующих символов власти. Резонно было бы ожидать соответствующее копирование со стороны более «молодой» государственности. Но в России среди регалий царской власти никогда не было меча, в отличие от всех других европейских стран, где он непременно вручался монарху во время коронации.

В европейских обрядах возведения на престол монарх сам произносил клятву, которая его обязывала соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Основной текст клятвы, как и содержание, а также последовательность обряда возведения на престол, не менялся на протяжении веков. С изменениями, происходившими в обществе, происходило только увеличение числа обязательств, принимаемых на себя монархом.
В России при венчании на царство никакой присяги и обещаний подданным не давалось . Можно конечно отнести данные исторические факты на счет традиционной русской дикости. Но существует, на наш взгляд, более заслуживающая рассмотрения версия. По традиции оружие вручалось своим вассалам стоящими выше в иерархиях феодальных государств. Таким образом, вручение меча подразумевало наличие определенной подчиненности. При этом с вассала бралась и клятва о его обязательствах. Отсутствие этого в русских традициях может свидетельствовать, что царя олицетворяли лишь с богом данной властью . Может поэтому, и называли помазанником божьим?

В таком случае российская монархия должна была стоять выше европейских королей. Известны ли такие исторические свидетельства? Да, и некоторые уже были приведены. Существуют и другие свидетельства подобного рода. Известно, что дочь Ярослава Мудрого Анна, во время своей коронации во Франции, пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезенной из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймсском соборе, где до 1825 г. короновались все французские монархи. Все последующие поколения французских королей , как это не поразительно для историков, присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.
Возникает резонный вопрос. Каким образом исторической науке удается не замечать столь очевидных фактов?

Кто написал русскую историю

Первым русским историком считается Татищев (1686-1750). Еще в XIX в. академик П.Г. Бутков об изданной книге «Татищева» писал: «..издана не с подлинника, который потерян, а с весьма неисправного, худого списка… При печатании сего списка исключены в нем суждения автора, признанные (редактором Миллером - авт.) вольными, и сделаны многие выпуски, …нельзя знать, на котором времени Татищев остановился, что точно принадлежит его перу..».

Нынешняя версия русской истории была разработана иностранцами , немецкими историками: Шлецером, Миллером и Байером. Байер - основоположник норманнской теории, Миллер собрал коллекцию КОПИЙ документов (где оригиналы?), Шлецер первым изучил подлинник старейшей рукописи «Радзивилловской летописи», основы ХРОНОЛОГИИ «Повести временных лет». В дальнейшем ничего кардинально нового в русскую историю до романовского периода внесено не было .

Академик Б.А. Рыбакова, на основании анализа текста «Радзивилловской летописи» (без изучения вопроса об имевших место нарушениях нумерации страниц и замене порядка листов) писал, что вводный раздел летописи составлен из отдельных, плохо связанных между собой отрывков. Они имеют логические разрывы, повторы, разнобой в терминологии.
Это согласуется с данными по изучению фотокопии летописи. Первая тетрадь рукописи собрана из отдельных разрозненных листов, с явными следами правки церковнославянской нумерации. В половине случаев эти номера вовсе отсутствуют. Таким образом, требуется соответствующая криминалистическая экспертиза документа и соответствующие новые исследования, подтверждающие его подлинность и историческую достоверность.
Династия Романовых является заказчиком нынешней версии русской истории. Именно они пригласили иностранцев, разработавших соответствующую концепцию до романовского исторического периода. Имя писателя-сентименталиста Карамзина, как и Татищева, было лишь прикрытием иностранных корней.

Они обеспечили этой концепции надежную государственную защиту от оппонентов, таким образом, что это стало не научным, а политическим спором. Вполне естественно связать это с их историей восшествия на царский трон. Новой династии, резонно, потребовалась и новая история. Как минимум для того, чтобы оправдать идеологически ее законное право на русский престол.
Необходимо было скрыть то, что было раскрыто недавно при реставрации старых фресок Благовещенского собора Кремля. Изображение рода Христа, в который включены русские Великие князья - Дмитрий Донской, Иван III, Василий III. РЮРИКОВИЧИ ЯВЛЯЛИСЬ родственниками Иисуса! Поэтому, надписи на иконах ЦАРЬ СЛАВЫ объективно значат - ЦАРЬ СЛАВЯН!

Основатели Рима: Рем и Ромул.
Из «Всемирной Хроники» Хартмана
Шеделя (1493 г.). В руках Ромула -
Скипетр и царская держава с
ХРИСТИАНСКИМ КРЕСТОМ.

Средневековая монета с изображением Иисуса Христа. На лицевой стороне - Иисус Христос, на обороте написано: «Иисус Христос Базилевс», то есть «Иисус Христос Царь».

Сергей ОЧКИВСКИЙ (Москва) - http://expert.ru/users/ochkivskiis/
Эксперт Комитета по эконом. политике, инвест. развитию и предпринимательству Гос. Думы РФ. Член Совета по содействию предпринимательской (инвест.) деятельности и развитию конкуренции в СЗФО