Летописание XVI века. Особенности летописания XVI века

ЛЕТОПИСИ - исторические сочинения X-XVIII веков.

В ко-то-рых по-ве-ст-во-ва-ние ве-лось по го-дам (по «ле-там»; от-сю-да назвfybt) и со-про-во-ж-да-лось хро-но-гра-фи-че-ски-ми, час-то ка-лен-дар-ны-ми да-та-ми, а ино-гда и ука-за-ни-ем на ча-сы, ко-гда про-ис-хо-ди-ло со-бы-тие. Летописи су-ще-ст-во-ва-ли в ря-де ев-ропейских стран, од-на-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли главным образом в Древнерусском государстве, русских зем-лях и кня-же-ст-вах, Русском государстве, а так-же Великом княжестве Ли-тов-ском. По ви-до-вым при-зна-кам они близ-ки западноевропейским ан-на-лам и хро-ни-кам. В Древнерусском государстве Летописи мог-ли на-зы-вать не толь-ко точ-но да-ти-ро-ван-ные за-пи-си о про-ис-хо-див-шем, но и рас-по-ло-жен-ные в хро-но-ло-гическом по-ряд-ке опи-са-ния дея-ний без раз-бив-ки на го-до-вые ста-тьи. Боль-шин-ст-во Летописей, пред-став-ляю-щих со-бой сво-ды пред-ше-ст-вую-щих тек-стов, по-ми-мо по-год-ных за-пи-сей, вклю-ча-ют до-ку-мен-ты (ме-ж-ду-народные до-го-во-ры, ча-ст-ные и пуб-лич-ные ак-ты), са-мо-сто-ятельные литературные про-из-ве-де-ния («по-вес-ти», «сло-ва», жи-тия и другие агио-гра-фические ма-те-риа-лы, ска-за-ния) или их фраг-мен-ты, а так-же за-пи-си текс-тов фольк-лор-но-го про-ис-хож-де-ния. Ка-ж-дую Летопись или ле-то-пис-ный свод при-ня-то рас-смат-ри-вать как са-мо-сто-ятельное цель-ное литературное про-из-ве-де-ние, имею-щее свой за-мы-сел, а так-же струк-ту-ру и идей-ную на-прав-лен-ность. Главное вни-ма-ние в Летописях обыч-но уде-ля-ет-ся пра-ви-те-лям, т. к. от них, по средневековым пред-став-ле-ни-ям, за-ви-се-ли из-ме-не-ния в ис-то-рическом раз-ви-тии, ок-ру-же-нию пра-ви-те-лей, цер-ков-ным ие-рар-хам, вой-нам и конф-лик-там; в Летописях со-дер-жит-ся не-мно-го све-де-ний о ши-ро-ких сло-ях на-се-ле-ния, раз-ви-тии куль-ту-ры, со-всем нет не-по-сред-ст-вен-ных све-де-ний об эко-но-мических от-но-ше-ни-ях. Со-став-ля-лись Летописи обыч-но при дво-рах кня-зей, церков-ных ие-рар-хов , в монастырях. Со-хра-ни-лось свшеы 1000 спи-сков Летописей, от-но-ся-щих-ся к XIII-XVIII векам, древ-ней-ши-ми яв-ля-ют-ся пер-га-мен-ные «Ле-то-пи-сец вско-ре пат-ри-ар-ха Ни-ки-фо-ра» с рос-тов-ски-ми из-вес-тия-ми (по-след-няя четверть XIII века), Нов-го-род-ская пер-вая ле-то-пись стар-ше-го из-во-да (ре-дак-ции) (Си-но-даль-ный спи-сок, 2-я половина XIII века, 2-я четверть XIV века), Лав-рен-ть-ев-ская ле-то-пись (1377), а так-же на-пи-сан-ная на бу-ма-ге Ипать-ев-ская ле-то-пись (1420-е годы). Бо-лее ран-ние ле-то-пис-ные сво-ды ре-кон-ст-руи-ру-ют-ся ис-сле-до-ва-те-ля-ми на ос-но-ве ана-ли-за со-хра-нив-ших-ся па-мят-ни-ков. Ле-то-пис-ные тек-сты клас-си-фи-ци-ру-ют-ся по ви-дам, ре-дак-ци-ям, из-во-дам; по-лу-чи-ли ус-лов-ные на-зва-ния (в за-ви-си-мо-сти от про-ис-хо-ж-де-ния, при-над-леж-но-сти тем или иным ли-цам; по мес-там хра-не-ния) - Лав-рен-ть-ев-ская, Ипать-ев-ская, Ни-ко-нов-ская, Ер-мо-лин-ская, Львов-ская, Ти-по-граф-ская и др. Ес-ли несколько Летописей но-сят оди-на-ко-вые на-зва-ния, к ним до-бав-ля-ет-ся ус-лов-ный но-мер (Нов-го-род-ские 1-5-я, Со-фий-ские 1-я и 2-я, Псков-ские 1-3-я), при-чём ну-ме-ра-ция свя-за-на не со вре-ме-нем их соз-да-ния, а ли-бо с по-сле-до-ва-тель-но-стью пуб-ли-ка-ции, ли-бо с другими об-стоя-тель-ст-ва-ми.

Схе-му древ-ней-ше-го рус-ско-го ле-то-пи-са-ния, раз-де-ляе-мую в це-лом (с оп-ределёнными ого-вор-ка-ми, до-пол-не-ния-ми и из-ме-не-ния-ми) современными ис-сле-до-ва-те-ля-ми, пред-ло-жил А.А. Шах-ма-тов. Со-глас-но его точ-ке зре-ния, на-чаль-ным эта-пом русского ле-то-пи-са-ния был Древ-ней-ший свод, со-став-лен-ный при ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ре в Кие-ве около 1039 года (по М.Д. При-сёл-ко-ву - в 1037 году). В 1073 году он был про-дол-жен и до-пол-нен пред-по-ло-жи-тель-но ие-ро-мо-на-хом Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря Ни-ко-ном Ве-ли-ким; на-ря-ду с другими ис-точ-ни-ка-ми, был ис-поль-зо-ван игу-ме-ном Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря Ио-ан-ном при со-став-ле-нии т. н. На-чаль-но-го сво-да около 1093-1095 годов (ори-ги-наль-ное за-гла-вие - «Вре-мень-ник, иже на-ри-ца-еть-ся ле-то-пи-са-ние Русь-скых князь и зем-ля Русь-ская…»). Текст На-чаль-но-го сво-да, до-пол-нен-ный вы-пис-ка-ми из ви-зантийский хро-ник и ма-те-риа-ла-ми ки-ев-ско-го ве-ли-ко-кня-же-ско-го ар-хи-ва (русско-ви-зантийские до-го-во-ры), лёг в ос-но-ву «По-вес-ти вре-мен-ных лет». Со-глас-но схе-ме Шах-ма-то-ва, её пер-во-на-чаль-ная ре-дак-ция (не сохранилась) бы-ла соз-да-на мо-на-хом Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря Не-сто-ром около 1113 года, пе-ре-ра-ба-ты-ва-лась игу-ме-ном ки-ев-ско-го Вы-ду-биц-ко-го Ми-хай-лов-ско-го монастыя Силь-ве-ст-ром в 1116 году (со-хра-ни-лась в со-ста-ве Лав-рен-ть-ев-ской ле-то-пи-си) и не-из-вест-ным ли-цом, близ-ким к нов-го-род-ско-му князю Мсти-сла-ву Вла-ди-ми-ро-ви-чу, в 1118 году (со-хра-ни-лась в со-ста-ве Ипать-ев-ской ле-то-пи-си). В даль-ней-шем На-чаль-ный свод и «По-весть вре-мен-ных лет», как пра-ви-ло, ис-поль-зо-ва-лись при из-ло-же-нии ис-то-рии Древ-ней Ру-си в ре-гио-наль-ном ле-то-пи-са-нии. В по-след-нее вре-мя воз-ро-ж-да-ет-ся поя-вив-шая-ся ещё в 1850-1860-х годах (М.И. Су-хо-мли-нов, И.И. Срез-нев-ский и др.) кон-цеп-ция о воз-ник-но-ве-нии русского ле-то-пи-са-ния в фор-ме ан-на-ли-сти-че-ских за-ме-ток и их по-сле-дую-щей по-этап-ной нар-ра-ти-ви-за-ции (В.Ю. Ари-стов, Т.В. Ги-мон, А.А. Гип-пи-ус, А.П. То-лоч-ко). По этой кон-цеп-ции, русское ле-то-пи-са-ние воз-ник-ло в Кие-ве на ру-бе-же X и XI веков и ве-лось вплоть до соз-да-ния «По-вес-ти вре-мен-ных лет» в ви-де ко-рот-ких ан-на-лов, по-год-ные за-пи-си ко-то-рых, от-ли-чав-шие-ся крат-ко-стью, фак-то-гра-фич-но-стью, от-сут-ст-ви-ем слож-ных нар-ра-тив-ных кон-ст-рук-ций, раз-ви-ва-лись в на-прав-ле-нии по-вы-ше-ния точ-но-сти (по-яв-ле-ние точ-ных дат) и уве-ли-че-ния объ-ё-ма све-де-ний, рас-ши-ре-ния те-ма-ти-ки и обо-га-ще-ния нар-ра-тив-ны-ми встав-ка-ми и до-пол-не-ния-ми.

«По-весть вре-мен-ных лет» лег-ла в ос-но-ву ки-ев-ско-го ле-то-пи-са-ния, ко-то-рое ве-лось на про-тя-же-нии XII - 1-й тре-ти XIII веков. Важ-ней-шим эта-пом его раз-ви-тия стал Ки-ев-ский свод 1198 года (со-хра-нил-ся в со-ста-ве Ипать-ев-ской ле-то-пи-си), со-став-лен-ный в Вы-ду-бец-ком монастыре. По мне-нию Б.А. Ры-ба-ко-ва, ему пред-ше-ст-во-ва-ли 3 других сво-да, со-став-лен-ные: в Кие-во-Пе-чер-ском монастыре игу-ме-ном По-ли-кар-пом (ох-ваты-вал со-бы-тия 1141-1171 годов); при дво-ре ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-ди-ча (1179); при дво-ре бел-го-род-ско-го и ов-руч-ско-го князя Рю-ри-ка Рос-ти-сла-ви-ча (1190). По мне-нию В.Т. Па-шу-то, ки-ев-ское ле-то-пи-са-ние про-дол-жа-лось до 1238 года. Его отдельные фраг-мен-ты (например, опи-са-ние Калк-ской бит-вы 1223 года) во-шли в со-став Га-лиц-ко-Во-лын-ской ле-то-пи-си (XIII век; воз-мож-но, отдельные ле-то-пис-ные за-пи-си ве-лись в Га-ли-че и Вла-ди-ми-ре-Во-лын-ском с середины XII века), ко-то-рая в конце XIII века бы-ла со-еди-не-на с Ки-ев-ским сво-дом 1198 года. Оба па-мят-ни-ка со-хра-ни-лись в со-ста-ве Ипать-ев-ской ле-то-пи-си.

Нов-го-род-ское ле-то-пи-са-ние воз-ник-ло ме-ж-ду 1039 и 1042 годами как со-кра-щён-ная вы-бор-ка или ко-пия ран-ней ки-ев-ской Летописи (воз-мож-но, Древ-ней-ше-го сво-да), ко-то-рая впо-след-ст-вии не-сис-те-ма-ти-че-ски про-дол-жа-ла по-пол-нять-ся до 1079 года. Около 1093 года соз-дан Нов-го-род-ский свод, ко-то-рый опи-рал-ся на пред-ше-ст-вую-щую нов-го-род-скую тра-ди-цию и ки-ев-ский На-чаль-ный свод (по мне-нию А.А. Гип-пи-уса, Т.В. Ги-мо-на). В середине - 2-й половине 1110-х годов со-став-лен т. н. свод Все-во-ло-да, в ко-то-ром Нов-го-род-ский свод был по-пол-нен вы-пис-ка-ми из ки-ев-ско-го ле-то-пи-са-ния и за-мет-ка-ми о нов-го-род-ских со-бы-ти-ях конце XI - начале XII веков, за-пи-сан-ными в ос-нов-ном по па-мя-ти. В даль-ней-шем по-год-ные за-пи-си в Нов-го-ро-де ве-лись ре-гу-ляр-но. Ис-сле-до-ва-те-ля-ми вы-де-ля-ют-ся нов-го-род-ский вла-дыч-ный свод, со-став-лен-ный Гер-ма-ном Во-ятой во 2-й половине 1160-х годов и про-дол-жен-ный им до 1188 года. Впо-след-ст-вии вла-дыч-ное ле-то-пи-са-ние ве-лось прак-ти-че-ски без пе-ре-ры-вов до 1430-х годов. По мне-нию Гип-пиу-са, Гер-ма-ном Во-ятой так-же соз-дан ле-то-пис-ный свод Юрь-е-ва монастыря, на ос-но-ва-нии ко-то-ро-го около 1195 года в этом мона-сты-ре был со-став-лен но-вый свод.

Важ-ным эта-пом нов-го-род-ско-го ле-то-пи-са-ния ста-ло соз-да-ние Нов-го-род-ской 1-й ле-то-пи-си, до-шед-шей до нас в 2 из-во-дах (ре-дак-ци-ях) - стар-шем и млад-шем (ряд спи-сков с середины XV века). Сле-дую-щий этап нов-го-род-ско-го ле-то-пи-са-ния от-ра-зил-ся в 2 под-бор-ках Нов-го-род-ской Ка-рам-зин-ской ле-то-пи-си, окан-чи-вав-ших-ся 1411 и 1428 годами и со-хра-нив-ших-ся в един-ст-вен-ном спи-ске конца XV - начала XVI веков. Со-ста-ви-тель этих под-бо-рок впер-вые уде-лил вни-ма-ние не толь-ко ме-ст-ным нов-го-род-ским, но и об-ще-рус-ским со-бы-ти-ям. Дан-ная тен-ден-ция по-лу-чи-ла своё раз-ви-тие в Нов-го-род-ской 4-й ле-то-пи-си стар-шей (из-ло-же-ние со-бы-тий до 1437 года; спи-ски 1470-х годов и 1-й четверти XVI века) и млад-шей (до 1447 года; спи-ски с по-след-ней четверти XV века) ре-дак-ций. Её осо-бой пе-ре-ра-бот-кой яв-ля-ет-ся Нов-го-род-ская 5-я ле-то-пись (из-ло-же-ние до 1446 года, спи-сок конца XV века), в ко-то-рой за-мет-на тен-ден-ция вер-нуть-ся пре-имущественно к из-ло-же-нию ме-ст-ных нов-го-род-ских со-бы-тий. Ле-то-пи-са-ние Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки за 1447-1469 годы со-хра-ни-лось в наи-бо-лее пол-ном ви-де в со-ста-ве т. н. Ле-то-пи-си Ав-ра-ам-ки (1-я часть до 1469 года со-зда-на в конце 1460-х - начале 1470-х годов; 2-я часть - в 1495 году); бо-лее крат-кие вер-сии ле-то-пи-са-ния 3-й четверти XV века - в не-ко-то-рых спи-сках Нов-го-род-ской 4-й ле-то-пи-си, а так-же (до 1461 года) в Ле-то-пис-це епи-ско-па Пав-ла (спи-сок 2-й половины XVI века). Не-смот-ря на ут-ра-ту Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-кой не-за-ви-си-мо-сти (1478), ле-то-пис-ная ра-бо-та в Нов-го-ро-де про-дол-жа-лась и в XVI веке. В 1539 году по по-ве-ле-нию ар-хи-епископа Ма-ка-рия со-став-лен ле-то-пис-ный свод, из-вест-ный под названием Нов-го-род-ской ле-то-писи Дуб-ров-ско-го (или Нов-го-род-ской 4-й ле-то-писи по спи-ску Дуб-ров-ско-го) (из-ло-же-ние до-ве-де-но до 1539 года; со-хра-ни-лась в спи-ске конце XVI - начале XVII веков). Ещё од-на Летопись XVI века - Нов-го-род-ская 2-я, до-ве-дён-ная до 1572 года, - по су-ти, не-за-вер-шён-ная за-го-тов-ка, в ко-то-рой со-б-ра-ны вы-пис-ки из различных Летописей без со-блю-де-ния хро-но-ло-гич. по-ряд-ка.

На ру-бе-же XVI и XVII веков со-став-ле-на Нов-го-род-ская Ува-ров-ская ле-то-пись (не-пре-рыв-ный текст до 1606 года, отдельные из-вес-тия 1612, 1645 и 1646 годов), за-клю-чительная часть ко-то-рой (с 1500 года) ос-но-ва-на на не-со-хра-нив-ших-ся нов-го-род-ских ис-точ-ни-ках. Во-зоб-нов-ле-ние ле-то-пис-ной ра-бо-ты в Нов-го-ро-де (1670-1680-е годы) свя-за-но с дея-тель-но-стью пат-ри-ар-ха Ио-а-ки-ма. В это вре-мя соз-да-ны Нов-го-род-ская 3-я ле-то-пись (про-стран-ная ре-дак-ция в пер-во-на-чаль-ном ви-де от-но-сит-ся ко вре-ме-ни ме-ж-ду 1674 и 1676 годами, в окон-чательном ви-де - к 1682 году и, воз-мож-но, несколь-ким по-сле-дую-щим го-дам; крат-кая ре-дак-ция в пол-ном ви-де со-став-ле-на ме-ж-ду 1682 и 1690 годами, в крат-ком - ме-ж-ду 1690 и 1695 годами), а так-же круп-ней-шая как по объ-ё-му, так и по оби-лию и раз-но-об-ра-зию ис-поль-зо-ван-ных ис-точ-ни-ков Нов-го-род-ская За-бе-лин-ская ле-то-пись (из-ло-же-ние до-ве-де-но до 1679 года; со-став-ле-на ме-ж-ду 1680 и 1681 годами). По-след-ним зна-чительным па-мят-ни-ком нов-го-род-ско-го ле-то-пи-са-ния ста-ла Нов-го-род-ская По-го-дин-ская ле-то-пись (со-став-ле-на в 1680-1690-х годах), до-ве-дён-ная до конца XVII века, а в не-ко-то-рых ру-ко-пи-сях про-дол-жен-ная до конца XVIII и да-же начала XIX веков. Осо-бен-но-стью нов-го-род-ских Летописей конца XVII века яв-ля-ет-ся по-яв-ле-ние в них сис-те-ма-тических ссы-лок на ис-точ-ни-ки и да-же отдельных эле-мен-тов кри-ти-ки ис-точ-ни-ка.

Пе-ре-яс-лав-ское ле-то-пи-са-ние воз-ник-ло в 1-й четверти XII века в городе Пе-ре-яс-лавль (Рус-ский), пер-во-на-чаль-но как епи-скоп-ский ле-то-пи-сец (до 1175 года), на сме-ну ко-то-ро-му при-шёл кня-же-ский ле-то-пи-сец, вед-ший-ся как ми-ни-мум до 1228 года.

На ос-но-ве ана-ли-за со-хра-нив-ших-ся Летописей вы-де-ля-ет-ся и до-мон-голь-ское чер-ни-гов-ское ле-то-пи-са-ние, пред-став-ляю-щее собой ле-то-пи-сец князя Свя-то-сла-ва Оль-го-ви-ча, воз-ник-ший в 1140-х годах и про-дол-жен-ный при его сы-новь-ях - Оле-ге Свя-то-сла-ви-че (умер в 1180 году) и Иго-ре Свя-то-сла-ви-че (умер в 1201 году).

В Рос-то-во-Суз-даль-ской зем-ле ле-то-пис-ные за-пи-си про-сле-жи-ва-ют-ся с середины XII века, сис-те-ма-тические ле-то-пис-ные за-пи-си в Северо-Восточной Ру-си ста-ли вес-тись с конца 1150-х годов во Вла-ди-ми-ре. В 1177 году при Ус-пен-ском со-бо-ре со-став-лен пер-вый вла-ди-мир-ский ле-то-пис-ный свод. В по-сле-дую-щих ве-ли-ко-кня-же-ских сво-дах (1193, 1212 и 1228 годы) ме-ст-ные из-вес-тия так-же со-че-та-лись со све-де-ния-ми из ле-то-пис-ных сво-дов Пе-ре-яс-лав-ля (Рус-ско-го). К па-мят-ни-кам вла-ди-мир-ско-го ле-то-пи-са-ния XIII века от-но-сит-ся Рад-зи-вил-лов-ская ле-то-пись, со-хра-нив-шая-ся в 2 спи-сках XV века. (Рад-зи-вил-лов-ский спи-сок про-ил-лю-ст-ри-ро-ван бо-лее чем 600 ми-ниа-тю-ра-ми). В XIII-XV веках по-сто-ян-ная ле-то-пис-ная ра-бо-та ве-лась и в Рос-то-ве, фраг-мен-ты рос-тов-ско-го ле-то-пи-са-ния со-хра-ни-лись в со-ста-ве об-ще-рус-ских сво-дов XV-XVI веков.

К XIII веку от-но-сит-ся на-ча-ло псков-ско-го ле-то-пи-са-ния, что бы-ло свя-за-но со стрем-ле-ни-ем пско-ви-чей при-об-ре-сти не-за-ви-си-мость от Нов-го-род-ской рес-пуб-ли-ки. С начала XIV века ле-то-пи-са-ние ве-лось при Тро-иц-ком со-бо-ре, ру-ко-во-ди-ли им по-сад-ни-ки. Про-то-граф до-шед-ших до нас псков-ских Летописей соз-дан в 1450-х или начале 1460-х годов в ре-зуль-та-те со-еди-не-ния ши-ро-ко-го кру-га ис-точ-ни-ков (псков-ских ле-то-пис-ных за-пи-сей, хро-но-гра-фически ма-те-риа-лов, смо-лен-ско-ли-товского ис-точ-ни-ка и др.). Со-глас-но А.Н. На-со-но-ву, в ре-зуль-та-те его до-пол-не-ния воз-ник-ли сво-ды 1464, 1469, 1481 и конца 1480-х годов. Древ-ней-шая со-хра-нив-шая-ся псков-ская Летопись - Псков-ская 2-я ле-то-пись (из-ло-же-ние до-ве-де-но до 1486 года), пред-став-лен-ная един-ст-вен-ным Си-но-даль-ным спи-ском (середина 1480-х годов), яв-ляв-шим-ся, по мне-нию На-со-но-ва, ко-пи-ей её про-то-гра-фа, а по мне-нию Б.М. Клос-са, - её под-лин-ни-ком. На ос-но-ве сво-да 1481 года воз-ник-ли 2 на-прав-ле-ния в раз-ви-тии псков-ско-го ле-то-пи-са-ния, со-хра-нив-ше-го-ся и по-сле при-сое-ди-не-ния Псков-ской респуб-ли-ки к Русскому государству (1510). Пер-вое из них пред-став-ле-но сво-дом 1547 года (Псков-ская 1-я ле-то-пись), со-ста-ви-тель ко-то-ро-го со-чув-ст-ву-ет московским го-су-да-рям, но об-ли-ча-ет их на-ме-ст-ни-ков; вто-рое - сво-дом игу-ме-на Пско-во-Пе-чер-ско-го монастыря. Кор-ни-лия 1567 года (Псков-ская 3-я лето-пись), от-ра-жаю-щим на-строе-ния бо-яр-ст-ва, оп-по-зи-ци-он-но-го Мо-ск-ве.

По мне-нию А.Н. На-со-но-ва, с конца XIII века и до при-сое-ди-не-ния Твер-ско-го великого княжества к Русскому государству (1485) не-пре-рыв-но ве-лось твер-ское ле-то-пи-са-ние. Од-на-ко твер-ской ле-то-пис-ный ма-те-ри-ал со-хра-нил-ся лишь в ви-де отдельных кус-ков и от-рыв-ков, т. к. был по-гло-щён московским ле-то-пи-са-ни-ем, а час-тич-но, воз-мож-но, на-ме-рен-но унич-то-жен московскими книж-ни-ка-ми. Твер-ской ма-те-ри-ал со-дер-жал-ся в ве-ли-ко-кня-же-ском сво-де 1305 года, став-шем ос-но-вой Лав-рен-ть-ев-ской ле-то-пи-си. Ис-сле-до-ва-те-ля-ми вы-де-ля-ют-ся твер-ские сво-ды 1327, 1409 годов и др. Твер-ские ис-точ-ни-ки ис-поль-зо-ва-лись при со-став-ле-нии Ро-гож-ско-го ле-то-пис-ца 1-й половины XV века (спи-сок середины XV века). Со-хра-ни-лась Твер-ская ле-то-пись (Твер-ской сбор-ник), со-дер-жа-щая фраг-мен-ты твер-ско-го ле-то-пи-са-ния конца XIII - конца XV веков (спи-ски XVII века).

В свя-зи с воз-вы-ше-ни-ем Мо-с-ков-ско-го ве-ли-ко-го кня-же-ст-ва мо-с-ков-ское ле-то-пи-са-ние, пер-во-на-чаль-но (в XIV веке) су-ще-ст-во-вав-шее в ви-де крат-ких за-пи-сей ми-тро-по-личь-е-го дво-ра и се-мей-ной хро-ни-ки мо-с-ков-ских Да-ни-ло-ви-чей, вос-при-ня-ло и раз-ви-ло об-ще-рус-скую ле-то-пис-ную тра-ди-цию. В си-лу по-ли-тического по-ло-же-ния Мо-ск-вы здесь раз-ви-ва-лось как княже-ское, так и ми-тро-по-ли-чье ле-то-пи-са-ние. Пер-вым московским ве-ли-ко-княже-ским сво-дом стал «Ле-то-пи-сец ве-ли-кий рус-ский» (1389). Сле-дую-щим зна-чительным па-мят-ни-ком ле-то-пи-са-ния в Мо-ск-ве ста-ла об-ще-рус-ская по со-дер-жа-нию Тро-иц-кая ле-то-пись (из-ло-же-ние до 1408 года), со-став-лен-ная, по мне-нию В.А. Куч-ки-на, по-сле 1422 года. Один из круп-ней-ших ле-то-пис-ных па-мят-ни-ков 2-й половины XV века - Московский ве-ли-ко-кня-же-ский свод 1479 года, идей-ной ос-но-вой ко-то-ро-го ста-ло обос-но-ва-ние на-следственного пра-ва великих кня-зей мо-с-ков-ских на Нов-го-род. Его бо-лее позд-няя ре-дак-ция - Московский ве-ли-ко-кня-же-ский свод конца XV века. Важ-ным па-мят-ни-ком московского ле-то-пи-са-ния конца XV века яв-ля-ет-ся Си-ме-о-нов-ская ле-то-пись (спи-сок XVI века).

Об-шир-ный круг ис-точ-ни-ков (по-рой уни-каль-ных) при-вле-чён митрополитом Да-нии-лом при соз-да-нии в конце 1520-х годов Ни-ко-нов-ской ле-то-пи-си - круп-ней-ше-го па-мят-ни-ка русского ле-то-пи-са-ния XVI века, впо-след-ст-вии по-лу-чив-ше-го название по од-но-му из позд-них спи-сков, при-над-ле-жав-ше-му патриарху Ни-ко-ну. Ис-то-рия ос-ве-ща-лась Да-нии-лом пре-имущественно с цер-ков-ной точ-ки зре-ния, а за-щи-та иму-ще-ст-вен-ных ин-те-ре-сов Церк-ви вы-дви-га-лась на пер-вый план. В начале 1560-х годов ле-то-пис-ная тра-ди-ция московской ми-тро-по-личь-ей ка-фед-ры про-дол-же-на в «Сте-пен-ной кни-ге», со-став-лен-ной под на-блю-де-ни-ем митрополита Афа-на-сия и про-по-ве-до-вав-шей «сим-фо-нию» цер-ков-ных и свет-ских вла-стей.

Московское ле-то-пи-са-ние ве-лось не-пре-рыв-но до конца 1560-х годов, наи-бо-лее круп-ные па-мят-ни-ки - ос-но-ван-ная на Московском ве-ли-ко-кня-же-ском сво-де конца XV века. Вос-кре-сен-ская ле-то-пись (1-я редак-ция на-ча-та в 1533 году, по-след-няя, 3-я, ре-дак-ция соз-да-на ме-ж-ду 1542 и 1544) и «Ле-то-пи-сец на-ча-ла цар-ст-ва» (в пер-во-на-чаль-ной ре-дак-ции из-ла-гав-ший со-бы-тия 1533-1552 годов и за-тем про-дол-жав-ший-ся до 1556 и 1560 годов). Во 2-й половине XVI века соз-дан Ли-це-вой свод - наи-бо-лее пол-ная эн-цик-ло-пе-дия ис-то-рических зна-ний средневековой Ру-си.

Важ-ней-шей Летописью 1-й тре-ти XVII века стал Но-вый ле-то-пи-сец, ох-ва-ты-ваю-щий пе-ри-од с кон-ца цар-ст-во-ва-ния Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го до 1630 года. Ве-ро-ят-но, он со-став-лен в ок-ру-же-нии пат-ри-ар-ха Фи-ла-ре-та и ос-но-вы-вал-ся на мно-го-численных и раз-но-об-раз-ных ис-точ-ни-ках, вклю-чая официальные гра-мо-ты и до-ку-мен-ты пе-рио-да Смут-но-го вре-ме-ни, различные Летописи и др. Он ока-зал зна-чительное влия-ние на по-сле-дую-щее раз-ви-тие русского ле-то-пи-са-ния, позд-нее соз-да-ны его мно-го-численные про-дол-же-ния и пе-ре-ра-бот-ки.

Ме-ж-ду 1652 и 1658 годами в московском Чу-до-вом монастыре соз-дан пат-ри-ар-ший ле-то-пис-ный свод 1652 года, ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ли зна-чи-тель-но со-кра-щён-ные тек-сты Вос-кре-сен-ской и Ни-ко-нов-ской ле-то-пи-сей, а так-же ис-точ-ник, близ-кий к Но-во-му ле-то-пис-цу; со-ста-ви-те-ля-ми вве-дён в ле-то-пис-ный текст ряд по-вес-тей и ска-за-ний. Про-дол-же-ни-ем ра-бо-ты ле-то-пис-цев Чу-до-ва монастыря стал пат-ри-ар-ший ле-то-пис-ный свод 1670-х годов, а за-тем пат-ри-ар-ший ле-то-пис-ный свод 1680-х годов (ме-ж-ду 1680 и 1688 годами; из-вес-тен в 2 ре-дак-ци-ях 1690-х годов). Свод 1680-х годов стал од-ним из важ-ней-ших ле-то-пис-ных па-мят-ни-ков XVII века, соз-дан-ных на-ка-ну-не от-ми-ра-ния об-ще-рус-ско-го ле-то-пи-са-ния; для его со-ста-ви-те-ля ха-рак-тер-но стрем-ле-ние на ши-ро-ком ис-то-рическом ма-те-риа-ле обос-но-вать кон-цеп-цию «из-бран-но-сти» Русского государства и его са-мо-держ-цев сре-ди всех на-ро-дов и го-су-дарств ми-ра. Ав-тор сво-да от-ра-зил пат-рио-тическую, «го-су-дар-ст-вен-ную,» точ-ку зре-ния на отечественную ис-то-рию.

В XV-XVI веках по-лу-чи-ли ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние крат-кие ле-то-пис-цы, со-став-ляв-шие-ся в мо-на-сты-рях: Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском, Ио-си-фо-Во-ло-ко-лам-ском, Трои-це-Сер-гие-вом, Со-ло-вец-ком, Спа-со-Яро-слав-ском. Раз-ви-ва-лось про-винц. ле-то-пи-са-ние в Во-ло-где, Ве-ли-ком Ус-тю-ге и не-ко-то-рых других го-ро-дах. Зна-чительным свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ют-ся ле-то-пи-си бе-ло-рус-ско-ли-тов-ские, соз-дан-ные на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го в XIV-XVI веках и по-свя-щён-ные его ис-то-рии. В начале XVI века поя-вил-ся но-вый тип ис-то-рического по-ве-ст-во-ва-ния, ко-то-рый пред-став-лен в Рус-ском хро-но-гра-фе (т. н. ре-дак-ции 1512 года) (смотри в статье Хро-но-гра-фы). В XVII-XVIII веках ле-то-пис-ная фор-ма из-ло-же-ния ус-той-чи-во со-хра-ня-лась толь-ко в про-винциальном ле-то-пи-са-нии, а к концу XVIII века пре-кра-ти-ла своё су-ще-ст-во-ва-ние.

В середины XIX века на-ча-лось из-да-ние Летописей в се-рии «Пол-ное со-б-ра-ние рус-ских ле-то-пи-сей» (ПСРЛ).

Летописи яв-ля-ют-ся важ-ней-шим ис-точ-ни-ком по русской ис-то-рии IX-XVI веков, со-дер-жат цен-ный ма-те-ри-ал по ис-то-рии XVII-XVIII веков. В Летописях от-ра-же-на бо-га-тая си-но-ни-ми-ка, со-дер-жит-ся во-ен-ная, цер-ков-ная и ад-ми-ни-ст-ра-тив-ная тер-ми-но-ло-гия, оно-ма-стическая и то-по-ни-мическая лек-си-ка (мно-же-ст-во лич-ных имён, про-звищ, гео-гра-фических на-име-но-ва-ний, на-зва-ний церк-вей, мо-на-сты-рей, име-но-ва-ния лю-дей по мес-ту их жи-тель-ст-ва), фра-зео-ло-гия, упот-реб-ля-ют-ся за-им-ст-во-ван-ные сло-ва и каль-ки с греческого языка. При со-пос-тав-ле-нии лек-си-ки «По-вес-ти вре-мен-ных лет» и позд-них Летописей мож-но про-сле-дить жизнь не-ко-то-рых тер-ми-нов, в ча-ст-но-сти во-ен-ных, вплоть до их от-ми-ра-ния и за-ме-ны но-вы-ми.

Язы-ку Летописей свой-ст-вен-ны как раз-но-об-ра-зие и пе-ст-ро-та, так и не-ко-то-рое един-ст-во, обу-слов-лен-ное ра-бо-той ре-дак-то-ров. Язык Летописей не пред-став-ля-ет со-бой од-но-род-ную сис-те-му. В нём, кро-ме двух сти-ли-стических ти-пов древне-русского литературного язы-ка - книж-но-го (смотри Цер-ков-но-сла-вян-ский язык) и на-род-но-раз-го-вор-но-го, - на-шли от-ра-же-ние ди-алистического от-ли-чия. Отдельные язы-ко-вые чер-ты, например в фо-не-ти-ке и лек-си-ке, ука-зы-ва-ют на их ис-точ-ник раз-ной ре-гио-наль-ной ло-ка-ли-за-ции; грам-ма-тические и син-так-сические яв-ле-ния ло-ка-ли-зо-вать труд-нее.

Лекция 4. Источники по Отечественной истории 16-17 веков

Вопросы:

1. Летописи и хронографы 15-16 веков

2. Законодательные акты 16-17 веков

3. Литературные произведения

4. Воскресенская летопись и Никонская летопись.

Вопрос 1. Летописи и хронографы 15-16 веков

1612-1615 – пискроревский летописец. Сохранился и дошел до нас в единственном списке. В своих изложениях опирался на Никоновскую и Воскресенскую летописи. Автор был московским печатником. Проживал в Н-Новгороде. Относится к 17 веку, так как охватывает события с 1533 по 1615 года. Есть дополнительные предписки. С 1625 по 1945. Помимо Никоновской и Воскресенской летописи используются устные предания как источник, не дошедшие до нас. Несколько записей сделано по личным наблюдениям. Известные исследователи М.Тихомиров говорил, что Пискорёвский летописец – это воспоминания москвича о событиях. Источник носит собирательный характер. Он интересен, прежде всего, оригинальными сведениями. Самым крупным произведением летописным 18 века- новый летописец. Охватывает от конца правления Ивана Грозного до патриаршества Филарета- 1619 год. 20-30 –е годы 17 века- писалась сама летопись. Скорее всего, этот новый летописец создается при Филарете и его окружении. Целью было: попытка дать обоснования воцарения новой династии Романовых. Не смотря на то, что он очень большой, охватывает короткий период, среди историков его считают интересным, информативным источником. В 30-ых годах 17 века, получается что были материала нового летописца были соединены с Никоновской летописью. Сюда вошли сказания о жизни царя Федора Ивановича. Получается, что в новой летописи происходила переработка всех этих текстов. Получилась новая редакция никоновской летописи. Вероятнее всего она написана в Троице- Сергеевом монастыре. Нет четкой направленности. Некоторые историки называют летопись Троицкой, исходя из места написания. Дошла до нас в 7 списках 16-17 веков. В 30-ых года 17 века в западных районах России – Бельский летописец, который дошел до нас в единственном списке. Его появление связывают с кругами местного служилого дворянства. Начало летописца и конец утрачены. Сохранились лишь середины от 1598 до 1632 года. Опирался на устные рассказы, местные летописи, сказания, собственные воспоминания. Один из важных источников по событиям смутного времени. Продолжается вести патриаршее летописание, ведется патриаршим сводом. В который входят так же материалы Новгородский свод, Никоновская летопись, Новый летописец, Троицкая летопись и другие источники. В принципе историки установили, что патриаршая летопись имеет точно церковное происхождение и вышла из ее канцелярии. Она развивала основные идеи: защита православия, союз светских и духовных властей. Это летописание стало своеобразным справочником, учебной литературой.

В конце 17 века появляется Устюжский летописец. название от места написания- город Устюг. В основе лежит русский летописец, дополнен русскими преданиями. Можно охарактеризовать светским произведением. Основное место отводилось описание местных походов. Всячески подчеркивалась преданность жителей Устюга Московскому правительству.

Особое место занимают Сибирские летописи 17 века. Строгановская летопись, Кумбурская, Есиповская летописи. Начинаются с источника «Написание…», которое до нас не дошло. Это повествование о походе Ермаке. Было составлено в конце 16 века. Сохранилась в списках Сибирских летописей. Характеристика Сибирских летописей получила широкое распространение. Соответственно они лишь условно могут относится к летописному жанру.

Спорная летопись в качестве источника Синопсис Иннокентия Гизеля. Была издана в 1674 году типографическим способом. Первая попытка написать единую историю славяно-российского народа. Синопсис был составлен в Киеве и отражал украинную тенденцию объединения с Россией. Сам же синопсис имеет особую черту: собрана из разных летописей. Выдержки из самых различных летописей, источников, которые отходят к западным районам. Само произведение не выходит за рамки архаичных представлений Руси. Есть даже чисто фантастические представления о древнем мире. Гиза вносит совершенно невероятные подробности. Исключает все, что не соответствует его личным взглядам. Этот синопсис получил и на Украине и в России большую популярность. Издавался до 1861 года. Имел достаточно большое хождение.

Появляются хронографы. Пришли на смену летописям. Совершенно иные исторические произведения получают популярность в 17 веке. В них поэтапно слагается всемирная история о сотворении мира. Включали в себя переводы и греческих хроник, древнерусские компиляции, содержали выдержки из священного писания, сведения из русских летописей и т.д. первые византийские хронографы чаще всего – хроники, они только этим отличаются: Георгий Омортола, Г. Синкель и другие авторы. Были известны на Руси еще в 11 веке. Кроме начального свода, который датируется 11 веком, так же входили туда хронографические: Троицкий хронограф, Елинский летописец и другие.

Хроника Георгия Мортола. Сравнение этих хроник дет утвердительное знание. В принципе его характеризуют так: краткий конспект всемирной истории, в центре внимания, прежде всего, священная и церковная история.

Елинская летопись 2 редакции – датируют 15 веком. Дошла до нас в списках 15-16 веков. Доводит хронографический перечень всех фактов до 15 века. По своему содержанию в нее входят разные источники и сборники 15 века. Летописец пользуется богатой источниковой базой. Вторая редакция представляет собой цельный текст, в котором достаточно связное изложение. Все повествование разбито на краткие статьи. Соответствует периоду того или иного царя, императора. Закладывается структура русского хронографа. Самый первый вид хронографа был составлен на рубеже 15-16 веков- хронограф 1512 года. Помимо ведений о всемирной истории, в него так же вошло значительное количество сведений, которые касаются русский истории. Например, Москва – 3 Рим. Это стройное гармоничное сказание. Особо отмечают композиционное составление источника, стилистические особенности. Его составитель стремился создать своеобразную историческую энциклопедию, типа научного труда. Хронограф получил широкое распространением. Имеется более 100 его списков. Был использован даже в более поздних редакциях русского хронографа. Существовала еще русская редакция хронографа, в которой практически отсутствовала вся библейская история. Зато западнорусская редакция обширно излагает историю западноевропейских и западнославянских государств с 11 века до 1527 года. Ориентирована на то, чтобы дать обзор европейских народов. Фактических расцвет относится к 17 веку. В начале 17 века состоится редакция 1617 и 1620 годов. Они разных типов. Начинают вытеснять более ранние хронографы, полностью заменяют летописи. В хронографах 17 века излагаются не только исторические события, но и есть сведения естественно научного характера: могут пересказываться произведения античной литературы, приводятся выдержки из Отечественных произведений, христианских произведений. Даются различные географические данные. Это своего рода средневековые энциклопедии. Современные историки редко прибегают к хронографам. В них так же много материала.

Летописи

В плоть до 14 века летописи являлись основным источником по истории России. С 14-17 века развитие летописи несколько не однороден Этапы совпадают с развитием русских земель. Бли сильны местные летописные традиции. В рамках этого обозначены тенденции к объядинению общего летописания. 15-16 века это новый этоп в истории летописания в этих рамках стали появляться обще русские летопиные своды это время расцвета летописи. В конце 16-17 веков летописи занимаються ХРАНОГРАФАМИ, они постепенно вытесняют летописи. В Летописи запечетляются события русской итории, а в хранографе историия русских земель вписана в обще мировой, европейский контекст. Сначало в твери зарождаеться обще русское летописание происходит это еще в 14 веккее при князе михаиле ярославовиче, включает не только местные сведенья но и события в новгороде резани смоленске, даже и южно русских земельэ. В тверской летописи можно выделить 3 свода 1305 1318 1327 годы. С этого момента традиция обще русского летописания перемещаеться в москву. Труды твери положены в основу московского летописания. В 14-15 веках были очень сильны атимосковские взгляды и находили отраждение в новгородстких(4) и псковских(3) летописях. Открыто обличались преступления Ивана Грозного. За составлением этих летописей стаяло местное дворянство (Пашнин).

1389 году в Москве создается Летописец Великий Русский. Создаеться на базе Тверских летописей, этот свод положен в дольнейшем в основу для составления троицкой летописи, она важна потому как она была первая общая русская митрополичия летопись. Создавалась под влиянием митрополита Куприяна. Зачатки общерусского летописания которые имели начало в 14-15 веков заложило осново основу для официального летописания 16 века. Ключевую роль сыграло создание Симеоновской летописи. Официальная великокняжеская летопись Ивана 3, на страницах которой этот человек прославлялся. Уваровская летопись 1518 года. Стало основой для написания Никоновской и Воскресеноской летописи. Две эти летописи это важный этап в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы. Они как завершающий этап обще русского летописания.

В 20 годы 16 века в Москве при дворе митрополита Даниила был создана Никоновская летопись, её написание приурочено к церковному собору 1531 года. На этом соборе подвергнуты осуждению взгляды нестижателей. Отличительной особенностью летописи стало то что она являлась наиболее полным сводом по истории русского государства. Включил много ценных и уникальных фактов. Поэтому НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Не смотря на то что она была создана в конце 20х годов 16 века она неоднократно пополнялось. События доведены до 1558 года.

Всокресенская летопись Составлена в середины 16 века. Известно 12 списков и 3 редакции. Это официальная летопись по Русской истории первой половины 16 века. По своему значению занимает лидирующие позиции среди других летописей. Впервые на страницах ее начинает преобладать повествовательный стиль который в последствии стал отличительной особенность всех летописей созданных во воторой половине 16 века. Этот повествовательный стиль отразился в Летописце начала царств.

Две эти летописи уже являются примерами вполне оформившейся единой официальной русской летописной традиции. Их содержание строго регламентировано. В отличии от летопись удельного периода официальные летопись между собой уже не дискутировали все они представляют одну четкую систему взглядом. Они только фиксируют события, и говорят о том что власть монарха это очень хорошо. В таком виде летописание просуществовало до 60 годов, 16 века. Опричнина привела к тому что официальная летописная традиция при терпела серьезные изменения, и была необходимость переработать ту идеализацию которая туда закладывалась и летописная традиция постепенно сошла на нет.

Летописец Начало царств созданный в середине 16 века. Создавался при Адашеве. Много посвящено внешней политики Ивана Грозного, четко проявляется антибоярская направленность. Описывает как единственное средство в борьбе за создания единого государства. Следует отметить что в конце 60 годов создается Степенная книга создана в окружении митрополита Макария, в качестве создателей фигурировал протопоп Андрей. Это своеобразная литературно историческое произведение. Сам факт появления было ярким свидетельство изменений в летописании, в рамках степенной книги были объявление не только летописные тексты но и агиорафические произведения, там еще составной частью её стили устные придания. Степенная книга, от слова ступень, авторы разделили историю на 17 ступеней. Каждая ступень ассациируеться с князем, основая идея четко прослеживается, русская история по своей сути это деяния Московских князей. Это переходное произведение которое отражает внутреннию трансформацию.

Лецивой Летописный Свод Ивана Грозного. Это произведение которое объединяет хронограф и летопись. Занимает по объему 10 томов. В них около 16 тыс. иллюстраций. Из 10 три тома - общая история, а остальное - отечественная. Это историческая энциклопедия 16 века. Его редактировал сам Иван Грозный. Это последний общероссийский летописный свод, после него традиция их создания угасла. Во всех последующих летописях уже нет общей картины истории страны. Место летописей занимают другие исторические произведение и в первую очередь это хронографы.

Они заменяют летопись. Первый хронограф написан 1512 году. Сохранилось около 130 списков хронографав. Расцвет жанра относиться к 17 веку. Помимо исторического характера они вбирали очень много важного.. они были энциклопедиями, информация естественно научного характера, цитаты, перепечатки произведений античных авторов, жития святых. Очень четкая структура. Европейская структура до 1453 годом. Очень много в них нравоучительных сюжетов. Причем в каждом разделе помещаются свои выводы.

Летописи это массовый источник известно более 1000 летописей, так же включены произведения и 18 века, эта тема иследована, Монография Массонова ИСТОРИЯ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ 11-18 ВЕКОВ. В М. 1969 год. Их сменили хранографы важный источник по политической истории.

Про иностранцев

Буссов считается что он имел славянские корни, но утверждать это мы не можем, московская хроника начинаться с Бориса Годунова а заканчивается Освобождением Москвы от польских интервентов. Хорошо осведомлен о жизни и быте русских людей. Определенные сведения о Лжедмитрии втором. За 7 лет смуты

Исска Масса галантский торговец с 1601- 1609 торговал через Архангельск его записки отличались большой точностью. Факты заставляют задумываться о переоценке. Он дал автономическое описание Лжедмитрия на теле нашел 21 рану.

Ян Стрейс два года пробыл в России, он объездил вообще весь мир. В Астрахани был разгар восстания Степана Разина, он написал про это.

Адам Ольштагель (Олеарий)был в России два раза был дипломатом, первый раз был в 1633-35 гг. а второй раз в 1643 году. Его оценили в России, царь предложил перейти на службу. В 17 веке его записки издавались и переиздавались 4 раза. Это были актуальные записки. Россию в это время иностранцы открывали для себя.

14-17 века вошло много интересных событий истории России и в это время произошли количественные и качественные изменения в комплексе исторических источников. Много было достигнуто унификация законодательства, рос товарно-денежных отношений увлечения количества актовых материалов, трансформация источников, появление новых жанров литературы. Культура обретает светский характер.

ТЕМА, Источники по истории России 18 века.

1. Законодательные источники и актовые материалы.

    статистические источники

    экономика-географические

    публицистика

    материалы периодической печати

    источники личного происхождения

    записки иностранцев о России.

законодательные источники.

В 18 веке происходят изменения в отечественном законотворчестве они имеют как качественную сторону так и количественную. В 18 веке в отечественных законах проявляются и формируются свойства законодательства нового времени. Начало складываться имперское законодательство. Распространяется философское законодательство. Думали что с помощью законов можно улучшить жизнь. Расширяется тематика, сферы законов. Законодательство инициатива сильно зависло от нестабильности государственной власти.

Основные разновидности законодательных актов:

манифесты - одни из наиболее важных законодательных актов все важные события находили отражения именно в них. 18 февраля 1762 года появился манифест о вольности дворянской.

Указы - наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. В отличии от первых сфера применения более широкой. Регулировались почти все сферы жизни. Указ о наследовании престола 1722 год.

Уставы - это специальные законодательные акты регулирующие какую либо сферу деятельности, торговые, таможенные. Воинский устав 1716 года направлен на усиление дисциплины. Состоит из 4 частей(общее положение, дисциплинарный артикул, строевая подготовка) 1755, 1765 года эти уставы повторяют друг друга. Устав 1782 года «Примечания для пехотной службы » создатель Голлинищев-Кутузов

1796 год суворовский устав «Наука побеждать». (Общие положение, памятка солдатов) морской устав 1720 года написанный Петром первом идет речи о бытности о распорядке.

Регламенты и учреждения - это законодательные источники, определяющие организацию, состав, компетенции и регулирующие деятельность государственных учреждений. Генеральный регламент 1720 года, создан для того что бы он регламентировал деятельность всех коллегий (56 статей). В 1721 году появился духовный регламент, регламентировал деятельность синода. Регламент главного магистрата 1721 определял порядок жизни в городах(25 глав). Учреждения для управления губернией 1775 год, в нем описаны функции губернского управления.

Жалованные грамоты - Екатерина II две грамоты городам и дворянству.

Наказы и инструкции - в нем зафиксированы пожелания помещика к управляющему имением о том как нужно управлять. Появились в 17 веке. А в 18 веке стали наиболее полными появились части параграфы более дробными. Инструкции князя Щербатова для Ярославских имений 1758-69 годы.

Судебно следственные документы - донесения, доносы, материалы допросов, признания. Можно разделить на две группы на материалы официального следствия и документы из среды восставших, Прелестные письма.

Актовые материалы изучены слабее, изучением занимается дипломатика. Активно развиваются частновладельческие, потому что активность частная собственность набирает правовые отношения все это требует более четкой аргументации и продажи. Виды договоров: Крепость(крепости)- акты фиксирующие сделки с недвижимым имуществом. Дарения, Мена, найма, доверенность, подряда и поставки, займа,

вывод: в 18 веке активно развиваются законодательные источники и актовые материалы. Однако в это время, они приобретают черты характерные для источников нового времени. Законодательство принимает имперский вид, актовые источники становятся более разнообразными.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Статистика это новый вид источников, который появился в 18 веке. Она делала первые шаги на пути своего развития. Полноценной картины статистических описаний нет. Часто статистика имеет не точный характер, так как составляют его люди.

Делятся на две категории: 1. первичные(конкретный источник в котором идет учет одной единицы чего-либо(человек, предприятие и т. д.)) и вторичные(создаются на базе первичных источников, уровень выше в них суммируется информация по конкретным единицам)

специальные материалы такие как перепись населения.

Разновидности статистики:

демографическая статистика. Она зародилась в 18 веке. Первая всеобщая перепись населения состоялась в 1897 году в России. А до этого были ревизии - это учет податного населения. Учитывали только мужское население. Первые ревизии все население не охватывали так как это было просто не возможно. Национальные окраины оставались не учетными, так же уклонялись. В 18 веке было 5 ревизий и в первой половине 19 века тоже было 5.

Первая ревизия 1719-1721 годы, вторая 1744 год, третья 1762 год, четвертая 1782, пятая 1795 год. Исходя из дат, можем говорить о том что статистика была не точной. В первых двух не были учтены окраины государства.(Сибирь, Украина, Прибалтика) в последующих они учитывались. Были и те кого пропустили, и большое количество беглых. В рамках первой ревизии беглых было 900 тыс. чел. Мужского пола. На основании ревизий составлялись «Ревизские сказки». Единого формуляра составления их не было он менялся с течением времени. Всегда интересовал возраст, материальное положение. Появлялись дополнения к ревизским сказками окладные книги в которых были уточнены данные и в первую очередь это касалось бедных. Основана на учете податного населения. Подотная единица двор.

Положено начало промышленной статистики. 1724 год дата основания. Две коллегии «Берг» и «Мануфактур» стали осуществлять отчет, как промышленной так и сельскохозяйственной. Разработан специальный формуляр, он с течением времени менялся. Основным показателем являлось количество предприятий. Были и такие отметки как количество изделий, информация о их сбыте.

Сельскохозяйственная статистка, положение дел было еще хуже чем в промышленной, она стала развиваться позже, ей не уделяли большого внимания, с 80х годов 18 века губернаторы были обязаны представлять сведения о посевах хлеба, но вся проблема заключалась в том что не было предусмотрено органов.

Существуют специальные статистические работы, которые основаны на данных. Их существуют всего две в первой половине 18 века это работа Ивана Кирилловича Кириллова «Цветущие состояние Российского Государства» вышла в 1731 году. В ней содержаться сведения о губерниях, городах и монастырях. Михаил Дмитриевич Чулков вторая половина 18 века работа в 7 томах «Историческое описание Российской коммерции». Автор очень известный публицист и этнограф. 1781-1788 годами выходили семь томов, он изложил в них историю развития торговли в России начиная со средневековья. Первый том включает информацию о торговле Русский земель с раннего средневековья по 17 век. Со второго по 5 рассматривается внешняя торговля России в 18 века. В 6 внутренняя торговля 18 века из него можно сделать выводы по специализации районов страны. В 7 томе говорит о категориях товаров, он прослеживает где их продают и по какой цене это происходит. Можно сделать заключение о том в каком состоянии находился внутренний рынок и не смотря на то что работа описательная можно встретить много ценных фактов и статистических сведений.

Вывод: статистические источники предоставляют нам важную информацию по социально-экономической жизни России в 18 веке, они показывают развитие промышленности и сельского хозяйства, а так же позволяют делать выводы о динамике численности населения страны.

Рождаемость была высока, прирост населения до революции был значителен.

географические описания. Рукописи оставленные путешественниками.

Крашенинников путешествовал на Комнчатку. С 1737-1741 года. В 1755 году издал работу «Описание земли Камчатской» издал два тома.

Лепехин путешествие по Поволжью и Уралу. 1768-1774 годы. По итогам свет увидели три тома. Рычков описание Оренбурга.

Публицистика

активно развивается плотно переплетается с политикой. Важна для изучения идеологии, важны для понимания политической борьбы. Феофан Прокопович арихиепископ Новгородский проповеди и послания. Активно пропагандировал Петровские реформы. Торжественная проповедь победы при Полтаве. Правда воли Монаршей. Духовный регламент, определены структура и функции синода.

Посашков Иван Тихонович. «Книга о скудости и богатстве». Выходец из среды зажиточных крестьян. Имел питейный завод. Один экземпляр предназначен для вручения Петру I, в 1724 году. После передачи книги Посашкова арестовали. За мысли изложенные на страницах. В книге 9 глав.

Поленов, щербатов.

Алексендр Николаевич Радищев Путешествие из Питербурга в Москву. Его за эту книгу приговорили к смертной казни. Он обосновал теоретически вред любого самодержавия, сделал выводы. Публицистика представлена 3 направлениями Консерваторы либералы и революционеры.

Переодическая печать.

Газеты и журналы. Первая газета Куранты 2 экземпляра в день доставлялась утром к завтраку Царю.

Выходило 119 различных периодических изданий из них только 3 газеты и 116 журналов.

Значимость газет в том что они появились. Хотя все они были государственными позволяли говорить о том что происходили коренные перемены. Первоначальный все журналы не имели самостоятельного статуса и были приложением к газетам. в 1765 году начал выходить журнал академии наук Ежемесячное сочинение. По различным отраслям науки тут печатались сочинения. Первым был историк Миллер. Просуществовал 10 лет в неизменном виде, после посчитали не целесообразным создавать на такой базе начали публиковать различные журналы по различным сферам науки. Несколько журналов стало публиковать по истории.

«Труды вольного экономического общества» выходил до 1917 года. Анкетные данные по различным направления социально-экономических. Много свединий по развитию экономики по крестьянским промыслам. Ппервый печатны журнал «тродолюбивая пчела» издатель Сумароков. Журнал сатирический. Очерки. Через год журнал был закрыты. Он начал издавать новый частный журнал «Праздное время в пользу потребленное».

Екатерина Вторая она попыталась перехватить инициативу у частных журналов, журнал Всякая всячина, Казельский но он проповедовал «Улыбательную сатиру» суть в том что сатира должна быть мягкой и не трогать суть строя, а затрагивать мелкие недостатки.

Новиков, он начал издавать свои журналы показывал другие проблеммы в 1769 году журнал «Трутень» основной вопрос был вопрос о крепостном праве. В 1770 году журнал закрыт. Начал издавать журнал «Пустамеля», который продолжил работу начатую еще трутнем. Именно в нем в первые появился жанр театральной рецензии. В 1772 начал выходить журнал «Живописец», ярко иллюстрировал тяжелое положение крестьян и их нужды критиковал помещиков, деятельность администрации. Начал издавать первый женский журнал «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», написано легким стилем.

Журнал «Экономический магазин» под редакцией Болотова 17

800 экзепляров собеседник любителей русского слова за ним стояла Екатерина 2. Ярко выраженная антиновиковская направленность. В этом журнале печатался Державин.

Было две группы журналов проправительственые и журналы Новикова. В 1789 году Крылов начал издовать журнал «Почта духов»

в России в 1786 году появился первый провинциальный журнал «Уединены пошехонец »

источники личного происхождения

воспоминания,мемуары, дневники, письма.

Это совокупность источников. Основная функция установление межличностных комуникаций. Специфика:

Дневники. Фиксация событий человека день за днем.

Официальное летописание. Московский летописный свод конца XV в. - это развернутые сообщения о важнейших актах великокняжеской политики, о великокняжеской семье, о строительстве в Москве и других городах и т. п. Почти все оценки, встречающиеся здесь, носят вполне официальный характер, оправдывая действия великого князя московского. Свод дошел до нас как в более или менее полном виде, так и в виде фрагментов за 80-90-е годы XV в., присоединенных к сводам неофициального характера.

С начала XVI в. на Руси существовала уже единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. По справедливому замечанию Я.С. Лурье, в XVI в. летописание велось с большой тщательностью и полнотой, но было сугубо официальным и жестко централизованным. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собой. Они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике.

Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Она была составлена в конце 20-х годов XVI в. в Москве, при дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539). Целью создания летописи стала подготовка к собору 1531 г., на котором подверглись осуждению взгляды «нестяжателен» па церковное землевладение.

Между 1542 и 1544 гг. была составлена Воскресенская летопись - официальная летопись первой половины XVI в. В основу Воскресенской летописи положен Mосковский летописный свод 1508 г.

К концу 50-х годов XVI в. относят появление Летописца начала царств, составленного, видимо, при непосредственном участии Л.Ф. Адашева. Он охватывает небольшой период времени с 1533 по 1556 гг. - и освещает преимущественно две темы: укрепление «самовластия» Ивана IV и присоединение Казани. Основные идеи Летописца близки официальным идеологическим установкам начального периода правления Ивана Грозного. Существенно отредактированные тексты Летописца были использованы при составлении последних двух томов Лицевого свода.

Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию. Эти качества и определяют, прежде всего, характер и трактовку сохранившихся в них сведений и, следовательно, отношение к ним исследователя, изучающего по этим летописям историю конца XV - первой половины XVI в. В таком унифицированном виде общерусское летописание просуществовало до (60-х годов XVI в., пока резкие перемены в годы опричнины не привели сначала к срочной переработке официальной летописи, а затем и к полному ее прекращению.

В начале 60-х годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия - своеобразного литературно-исторического произведения.

Называется книга так потому, что весь ее текст был разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым как бы двигалась история Русской земли. Основная идея - представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Цель создания Степенной книги определила отношение се автора к историческому материалу: он не отличается точностью и достоверностью. Степенная книга оказала большое влияние на последующие исторические и публицистические произведения, хотя источниковедческая ценность приводимых в ней сведений крайне мала.

Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России стал так называемый Лицевой свод Ивана Грозного. Эта «историческая энциклопедия XVI в.» состоит из 10 томов, почти каждая из страниц которого украшена миниатюрами (всего более 16 тыс. миниатюр). Три первых тома посвящены всемирной истории, а последующие семь - русской. Они создавались в царской кпигописной мастерской при соборном храме Покрова Богородицы в Александровской слободе в течение почти целого десятилетия - с 1568 по 1576 г. Будучи единым целым, они освещают историю от сотворения мира до 7075 (1568) г. Причины прекращения работы над Лицевым сводом неизвестны.

Неизвестны и причины прекращения существования летописи как жанра исторического повествования. Лицевой свод стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасла. И хотя в XVII - первой половине XVIII в. продолжали вестись местные и частные записи, внешне напоминавшие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны.

Неофициальное летописание. Наряду с официальным общерусским летописанием существовали летописи, составлением которых занимались частные лица. Такие летописи не имели официального характера и подчас, противостояли великокняжеским сводам. Существование неофициального летописания во второй половине XV в., так же как и великокняжеских летописей того времени, было открыто А.Л.Шахматовым.

Неофициальный характер Кирилло-Белозерского свода 70-х годов XV в. (он не был даже официальным сводом монастыря) позволял его составителям высказывать независимые суждения о политике великого князя, поддерживать опальных политических и церковных деятелей (например, ростовского архиепископа Трифона, московского воеводу Федора Басенка и др.), критически отзываться о ярославских чудотворцах. Следует подчеркнуть, что данный свод, несмотря на его, казалось бы, частный характер, на самом деле был общерусским. Об атом говорят круг источников, использованных его составителями, и широта затрагиваемых в нем тем. Именно благодаря общерусскому характеру он получил большое - хотя, естественно, неофициальное распространение.

Другим примером местного независимого летописания является неофициальный свод 1489 г., составленный при ростовской архиепископской кафедре, точнее, в кругах, близких к ней.

В конце XV - начале XVI в. этот свод был отредактирован в кругах, близких к ростовскому архиепископу Тихону. Возможно, именно в это время в него были включены фрагменты великокняжеской летописи. Одним из источников уже упоминавшегося митрополичьего свода 1518 г. был особый свод 80-х годов XV в. Предположение о его существовании высказал A.M. Насонов. Дата его составления не поддается уточнению (последнее известие датируется 1483 г.). Правда, имеются достаточные основания, чтобы утверждать, что он был составлен в московских церковных кругах, близких митрополиту Геронтию. Этот свод отличается резко критическим отношением к великокняжеской власти. В то же время существуют сомнения относительно того, был ли он официальной митрополичьей летописью, как считал A.M. Насонов.

Неофициальный московский свод 80-х годов XV в. и ростовский свод 1489 г. были последними памятниками независимого летописания. Скорее всего, они составлялись в каких-то монастырях, а не в митрополичьей или архиепископской канцеляриях. Естественно, что их оппозиционность московским властям (особенно московского свода) вызвала противодействие со стороны великого князя. С конца XV в. независимое общерусское летописание (по всяком случае в центре) было прекращено.


Похожая информация.


В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата.

В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская. Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в.

Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил. Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи.

По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.

Справка

Основными источниками для Воскресенской летописи за древнерусский период (до начала XVI в.) стали список Царского Софийской I летописи, в котором была сделана специальная редакторская правка, и Московский великокняжеский свод 1479 г. Особенно ценны известия Воскресенской летописи для периода с 1522 г., на котором обрывается изложение в Никоновской летописи, до 1541 г. Соответствующий фрагмент Воскресенской летописи в середине XVI в. был включен в древнейшие списки Никоновской летописи – Оболенского и Патриарший, из которых он перешел во все позднейшие списки этой летописи. Таким образом, Никоновская летопись излагает события 1522–1541 гг. по Воскресенской летописи.

Особенность Воскресенской летописи еще и в том, что большинство ее списков датируются относительно ранним временем – серединой XVI в. В целом же Воскресенская летопись гораздо традиционнее Никоновской, она в большей степени следует жанру древнерусской летописи. Родственными Воскресенской летописи оказываются официальные исторические сочинения середины XVI в.: "Государев родословец" и "Сказание о князьях владимирских". По-видимому, именно Воскресенскую летопись имеет в виду Даниил Принтц, посетивший Россию в составе посольства германского императора в 1570-е гг. Он пишет, что в русских летописях род Рюриковичей выводится от римских императоров, но эти летописи правительством содержатся в тайне.

В середине XVI в. создается "Летописец начала царства", еще одна официальная летопись светского происхождения. "Летописец начала царства" (таково его самоназвание) достаточно подробно описывает внешнеполитические контакты России, опираясь на посольские документы и материалы Разрядного приказа. Изложение начинается с 1533 г., т.е. непосредственно после смерти Василия III и продолжается в разных списках до 1552, 1556, 1558 и 1560 гг.

"Летописец начала царства", доведенный до 1560 г., был включен в летописную компиляцию, которую в научной литературе назвали Летописным сводом 1560 г. Основными источниками последнего стали тексты Воскресенской и Никоновской летописей. Кроме того, в Свод 1560 г. вошли оригинальные известия за середину XVI в. Этот Свод был привлечен при составлении так называемой Львовской летописи, которая так же, как и ее источник, доводит изложение до 1560 г. Львовской летопись названа по имени ее первого публикатора – известного русского просветителя Н. А. Львова.

Последним памятником общерусского летописания XVI в. стал Лицевой летописный свод, созданный в 1570-х гг. в Александровой слободе – опричной резиденции Ивана Грозного. Лицевой свод – крупнейшая древнерусская иллюстрированная летопись. Она охватывает всю историю человечества от Сотворения мира до середины XVI в., т.е. соединяет хронограф и летопись. По свидетельству историка XVIII в. Μ. М. Щербатова, который ввел Лицевой свод в научный оборот, существовали листы с текстом и миниатюрами, где повествовалось о воцарении Федора Ивановича, т.е. о событиях 1584 г. Почти каждое известие Лицевого летописного свода сопровождается иллюстрацией, причем страница часто представляет собой скорее иллюстрацию с подписью, чем текст с иллюстрацией. Изобразительный ряд здесь явно довлеет над текстом. До настоящего времени сохранилось 10 томов Лицевого свода, которые включают более 16 тыс. миниатюр.

Так называемый Синодальный том, в котором повествуется о царствовании Ивана Грозного, был отредактирован неизвестным, но, без сомнения, высокопоставленным лицом (Д. Н. Алыииц видел в анонимном редакторе Лицевого свода самого Ивана Грозного). Скорописным почерком внесена правка на листы с уже раскрашенными миниатюрами. С учетом этой правки текст был переписан – так появился завершающий том Лицевого свода, известный как Царственная книга. Лицевой свод стал последним памятником общерусского летописания XVI в.

в XVI в. наряду с общерусским существовало и местное летописание: псковское, новгородское, в региональных монастырях.

Наряду с общерусским существовало и местное летописание. В большинстве случаев удается установить конкретное место, где записывались летописные известия. Так, во второй половине XVI в. была составлена Псковская III летопись. Исследователи полагают, что в ее основе лежит Свод 1567 г., составленный на основе Свода 1481 г. (т.е. Псковской I летописи) в Псково-Печерском монастыре игуменом Корнилием или по его инициативе. Сохранился оригинал Псковской I летописи, так называемый Строевский список, датируемый серединой XVI в., в котором основной текст доведен до 1556 г., а далее, до 1567 г., летописные известия приписаны в разное время и разными почерками.

Во время святительства в Новгороде архиепископа Макария (с 1542 г. митрополита Московского) при митрополичьей кафедре на основе Новгородской IV летописи был составлен летописный свод, доводящий изложение до 1539 г. Он впоследствии стал одним из источников Лицевого свода, лег в основу новгородского летописания XVII в., но дошел и в первоначальном виде: его фрагмент читается в гак называемой Архивской летописи, а полный текст – в Новгородской летописи Дубровского. Составление Свода 1539 г. исследователи совершенно справедливо связывают с архиепископом Макарием, а в качестве места его создания называют кафедру новгородских архиереев.

Ярким примером местного летописания является Соловецкий летописец, созданный в конце XVI в. Повествование в нем начинается с призвания Рюрика, но общерусские события излагаются кратко, зато история Соловецкого монастыря, а также события, происходившие на сервере России, передаются в подробностях.

Во второй половине XVI в. летописный жанр переживает кризис. С одной стороны, составляются объемные летописные своды, максимально подробно повествующие о русской истории. С другой стороны, в самом последнем из этих сводов летопись соединяется с миниатюрой и становится вспомогательным средством исторического повествования. Параллельно появляются исторические произведения нелетописного жанра, например, Степенная книга. В 1570-х гг. официальное летописание по неясным причинам прерывается и возобновляется только в XVII в.