Николаевская летопись 16 века. Историческое повествование и русское летописание XVI века и их ососбенности

РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ И МИЛЛЕРОВСКО-РОМАНОВСКАЯ ВЕРСИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ.

1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ НАПИСАНИЯ ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ИСТОРИИ.

Хороший обзор истории написания русской истории дает В.О.Ключевский , с.187-196. Эта история мало кому известна и очень интересна. Мы приведем ее здесь, следуя Ключевскому.

1.1. XVI-XVII ВЕКА И УКАЗ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА.

Известно, что современная версия русской истории восходит к XVIII веку и ее авторами являются Татищев, Миллер и Шлецер. Что же было известно о Киевской Руси до них? Оказывается, - практически ничего. Между тем, в XVI-XVII веках на Руси уже интересовались своей древней историей.

В.О.Ключевский пишет: "Мысль о коллективной разработке нашей истории возникла задолго до Шлецера... В этом отношении особенно выдается у нас XVI век: это была эпоха оживленного летописания... Тогда составлялись обширные летописные своды, с подробными оглавлениями, генеалогическими таблицами русских и литовских государей... В летописном повествовании становятся заметными проблески исторической критики; в него пытаются внести методический план, даже провести в нем известную политическую идею... Предпринимается обширный летописный свод, начинающийся легендой о венчании Владимира Мономаха венцом византийского императора" , с.188

Видимо, в это время была создана версия русской истории, начинающаяся с Владимира Мономаха. К тому, как создавалась эта версия, мы еще вернемся в последующих главах. Здесь же отметим, что в эту версию, по-видимому, еще не входила ранняя Киевская Русь. То есть, история ДО Владимира Мономаха.

Затем наступает перерыв до середины XVII века, когда: <<Указом 3 ноября 1657 года царь Алексей Михайлович повелел учредить особое присутственное место, Записной приказ, а в нем сидеть дьяку Кудрявцеву и "записывать степени и грани царственные с великого государя царя Федора Ивановича", то есть продолжать Степенную книгу, прерывающуюся на царствовании Иоанна Грозного. Начальник нового приказа должен был вести это дело с помощью двух старших и шести младших подъячих...

Эта, как бы сказать, историографическая комиссия устроилась трудно и далеко не по царскому указу. Ей отведено было помещение в тесной и гнилой "избенке", где притом рядом с историографами сидели арестанты со сторожившими их стрельцами. Младшие подъячие совсем не были назначены, а в выдаче бумаги Посольский приказ решительно отказал. С большими хлопотами были сопряжены поиски источников... [Кудрявцев] обращался в один, в другой приказ, но получал ответ, что никаких книг, кроме приказных дел, нет, хотя после там оказались очень пригодные для дела рукописи и документы...

В конце 1658 года сам царь обратил внимание своего историографа на важное хранилище исторических памятников, на Патриаршую библиотеку... Кудрявцев достал опись этого книгохранилища и по ней отметил надобные ему рукописи. Но... царское повеление опять осталось неисполненным... Патриарший приказ ответил, что с требуемыми сведениями о патриархах, митрополитах и епископах, с царствования Федора Ивановича в том приказе "записки не сыскано". Другие приказы, несмотря на настойчивые доклады Кудрявцева, не дали и такого ответа...
Сдавая свою должность в начале 1659 года, Кудрявцев не оставлял почти никаких ощутительных плодов своих 16-ти месячных историографических усилий, "по ся места в Записном приказе государеву делу и начала не учинено нисколько", как выразился его преемник. В приказе даже НЕ ОКАЗАЛОСЬ СТАРОЙ СТЕПЕННОЙ КНИГИ, которую ему поручено было продолжать, И ТАМ НЕ ЗНАЛИ, ЧЕМ ОНА ОКАНЧИВАЛАСЬ И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ЕЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ. Но и второй дьяк ничего не сделал>> , с.189-190.
Из всего этого ясно видно следующее.

1) Алексей Михайлович Романов - ПЕРВЫЙ царь, от времен которого сохранились прямые указания "начать писать историю". Это было в середине XVII века.
2) Люди, исполнявшие его приказ, не нашли в столице источников по истории России ДАЖЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ СТО ЛЕТ.
3) Странно, что знаменитая Степенная книга исчезла.
4) Условия работы, созданные этой первой историографической комиссии загадочным образом не соответствовали ее статусу. Царский указ практически саботировался!

Видимо, прав был В.О.Ключевский, когда писал, что "в тогдашней Москве к такому делу... не были готовы ни умы, НИ ДОКУМЕНТЫ" , с.190. Значит, ДОКУМЕНТЫ ПОЯВИЛИСЬ ПОЗЖЕ. ИЛИ БЫЛИ ИЗГОТОВЛЕНЫ?

Недаром Кудрявцев ничего не мог найти. По-видимому, указ Алексея Михайловича и был тем толчком, который побудил начать изготовление документов. Поэтому в конце XVII века они уже "появились". Ключевский так прямо и пишет: "ПОСЛЕ там оказались очень пригодные для дела рукописи и документы" , с.189-190.

Конечно, Ключевский здесь говорит вроде бы лишь об источниках конца XVI - начала XVII веков. То есть о документах эпохи непосредственно предшествовавшей Алексею Михайловичу. И приходит к выводу, что документы этой эпохи появились уже ПОСЛЕ Алексея Михайловича. Но тогда естественно предположить, что если комиссия не могла найти документов XVI-XVII веков, то тем хуже обстояло дело С БОЛЕЕ РАННИМИ ЭПОХАМИ. Например, возникает закономерный вопрос. Существовал ли в эпоху дьяка Кудрявцева упомянутый выше "обширный летописный свод", описывавший историю, начиная от Владимира Мономаха, а также "Царственная Книга", описывающая время Грозного? Может быть, и они были написаны, или существенно отредактированы, уже после Кудрявцева?

По-видимому, здесь мы счастливым образом нащупываем самое НАЧАЛО СОЗДАНИЯ подавляющего большинства "древних" русских летописей. А известная Повесть Временны"х Лет в то время, вероятно, даже не была еще написана. См. ниже. Сегодня очень трудно сказать - какие подлинные исторические свидетельства легли в основу всех этих будущих "древнейших" летописей. Конечно, такие свидетельства в то время еще существовали, но, скорее всего, большинство из них до нас не дошло. Сегодня мы судим о русской истории до-романовской эпохи, всматриваясь в нее сквозь искаженную призму хроник, написанных или отредактированных после дьяка Кудрявцева.

Забегая вперед, скажем, что до нас все же дошли кое-какие древние документы XV-XVI веков. Акты, тексты договоров, печатные книги, церковные источники и т.п. Но, как мы увидим, при пристальном прочтении из них встает совсем другая картина русской истории. Она сильно отличается от той, которая появилась на свет после указа Алексея Михайловича и работ историков XVIII века - Татищева, Байера, Миллера, Шлецера, и которая сегодня преподается в школах. Об этом - ниже.

1.2. XVIII ВЕК: МИЛЛЕР.

После дьяка Кудрявцева Ключевский переходит, минуя Татищева, сразу к Миллеру, начавшему работу по русской истории при Елизавете Петровне. Зададимся вопросом: а почему, собственно, Ключевский не упоминает Татищева? Ведь тот жил еще при Петре I, то есть раньше Елизаветы Петровны. Все мы знаем с детства, что именно Татищев был первым русским историком. Откуда же такое пренебрежение к нему? Оказывается, однако, что Ключевский совершенно прав.

Дело в том, что книга Татищева "История Российская с самых древнейших времен до царя Михаила" была ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНА ЛИШЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ТАТИЩЕВА И НЕ КЕМ НИБУДЬ, А МИЛЛЕРОМ. См. ниже. Таким образом, первая версия русской истории была обнародована именно немцем Миллером.

Ключевский пишет: "Перенесемся в другую эпоху, к первым годам царствования императрицы Елизаветы. При Академии Наук усердно трудился над русской историей приезжий ученый Герард Фридрих Миллер. Он почти десять лет ездил по городам Сибири, разбирая тамошние архивы, проехал более тридцати тысяч верст и в 1743 году привез в Петербург необъятную массу списанных там документов" , с.191. Миллер считается одним из основателей нашей исторической школы, вместе с Байером и Шлецером. Итак, что же мы видим?

1) МИЛЛЕР БЫЛ ПЕРВЫМ, кто издал полную версию русской истории в том виде, как она существует сегодня.
2) Очень странно, что исторические документы, - и даже не сами документы, а их рукописные копии, сделанные им самим, - Миллер почему-то привозит "из Сибири". Означает ли это, что в Москве, в Петербурге, да и вообще в центральной России он не мог найти старых летописей? Не повторяется ли снова история с указом Алексея Михайловича, когда его дьяк не мог найти в столице исторических источников?

3) Начиная с Миллера версия русской истории практически не менялась. Поэтому дальнейшие ее переизложения, выполненные Карамзиным, Соловьевым, Ключевским и многими другими, с этой точки зрения нас мало интересуют. По сути дела, они всего лишь пересказывали Миллера.

1.3. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Имеющаяся сегодня версия древней русской истории создана в середине XVIII века на основании источников, написанных или отредактированных в конце XVII - начале XVIII веков. По-видимому, время от конца XVII до середины XVIII века - это и есть эпоха создания древней русской истории. Начиная от создания первоисточников и кончая полной версией. Другими словами, сегодняшняя версия русской истории была написана в эпоху Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. После выхода в свет "Истории" Н.М.Карамзина эта версия стала известна в обществе. До этого с ней был знаком лишь узкий круг лиц. Постепенно ее внедрили в школьный курс.

Наш анализ показывает, что эта версия русской истории ошибочна. Об этом мы расскажем в последующих главах.

Источник - А4. ХРОН 4. Новая хронология Руси. Носовский и Фоменко



Новости Партнеров

Официальное летописание. Московский летописный свод конца XV в. - это развернутые сообщения о важнейших актах великокняжеской политики, о великокняжеской семье, о строительстве в Москве и других городах и т. п. Почти все оценки, встречающиеся здесь, носят вполне официальный характер, оправдывая действия великого князя московского. Свод дошел до нас как в более или менее полном виде, так и в виде фрагментов за 80-90-е годы XV в., присоединенных к сводам неофициального характера.

С начала XVI в. на Руси существовала уже единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. По справедливому замечанию Я.С. Лурье, в XVI в. летописание велось с большой тщательностью и полнотой, но было сугубо официальным и жестко централизованным. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собой. Они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике.

Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Она была составлена в конце 20-х годов XVI в. в Москве, при дворе митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539). Целью создания летописи стала подготовка к собору 1531 г., на котором подверглись осуждению взгляды «нестяжателен» па церковное землевладение.

Между 1542 и 1544 гг. была составлена Воскресенская летопись - официальная летопись первой половины XVI в. В основу Воскресенской летописи положен Mосковский летописный свод 1508 г.

К концу 50-х годов XVI в. относят появление Летописца начала царств, составленного, видимо, при непосредственном участии Л.Ф. Адашева. Он охватывает небольшой период времени с 1533 по 1556 гг. - и освещает преимущественно две темы: укрепление «самовластия» Ивана IV и присоединение Казани. Основные идеи Летописца близки официальным идеологическим установкам начального периода правления Ивана Грозного. Существенно отредактированные тексты Летописца были использованы при составлении последних двух томов Лицевого свода.

Никоновская и Воскресенская летописи представляют вполне оформившуюся единую русскую официальную летописную традицию. Эти качества и определяют, прежде всего, характер и трактовку сохранившихся в них сведений и, следовательно, отношение к ним исследователя, изучающего по этим летописям историю конца XV - первой половины XVI в. В таком унифицированном виде общерусское летописание просуществовало до (60-х годов XVI в., пока резкие перемены в годы опричнины не привели сначала к срочной переработке официальной летописи, а затем и к полному ее прекращению.

В начале 60-х годов XVI в. только что составленный новый список Никоновской летописи (Патриарший) был использован для создания Степенной книги царского родословия - своеобразного литературно-исторического произведения.

Называется книга так потому, что весь ее текст был разбит на 17 «степеней» (ступеней), по которым как бы двигалась история Русской земли. Основная идея - представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Цель создания Степенной книги определила отношение се автора к историческому материалу: он не отличается точностью и достоверностью. Степенная книга оказала большое влияние на последующие исторические и публицистические произведения, хотя источниковедческая ценность приводимых в ней сведений крайне мала.

Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России стал так называемый Лицевой свод Ивана Грозного. Эта «историческая энциклопедия XVI в.» состоит из 10 томов, почти каждая из страниц которого украшена миниатюрами (всего более 16 тыс. миниатюр). Три первых тома посвящены всемирной истории, а последующие семь - русской. Они создавались в царской кпигописной мастерской при соборном храме Покрова Богородицы в Александровской слободе в течение почти целого десятилетия - с 1568 по 1576 г. Будучи единым целым, они освещают историю от сотворения мира до 7075 (1568) г. Причины прекращения работы над Лицевым сводом неизвестны.

Неизвестны и причины прекращения существования летописи как жанра исторического повествования. Лицевой свод стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасла. И хотя в XVII - первой половине XVIII в. продолжали вестись местные и частные записи, внешне напоминавшие летописи, они уже не могут дать и не дают общей картины истории страны.

Неофициальное летописание. Наряду с официальным общерусским летописанием существовали летописи, составлением которых занимались частные лица. Такие летописи не имели официального характера и подчас, противостояли великокняжеским сводам. Существование неофициального летописания во второй половине XV в., так же как и великокняжеских летописей того времени, было открыто А.Л.Шахматовым.

Неофициальный характер Кирилло-Белозерского свода 70-х годов XV в. (он не был даже официальным сводом монастыря) позволял его составителям высказывать независимые суждения о политике великого князя, поддерживать опальных политических и церковных деятелей (например, ростовского архиепископа Трифона, московского воеводу Федора Басенка и др.), критически отзываться о ярославских чудотворцах. Следует подчеркнуть, что данный свод, несмотря на его, казалось бы, частный характер, на самом деле был общерусским. Об атом говорят круг источников, использованных его составителями, и широта затрагиваемых в нем тем. Именно благодаря общерусскому характеру он получил большое - хотя, естественно, неофициальное распространение.

Другим примером местного независимого летописания является неофициальный свод 1489 г., составленный при ростовской архиепископской кафедре, точнее, в кругах, близких к ней.

В конце XV - начале XVI в. этот свод был отредактирован в кругах, близких к ростовскому архиепископу Тихону. Возможно, именно в это время в него были включены фрагменты великокняжеской летописи. Одним из источников уже упоминавшегося митрополичьего свода 1518 г. был особый свод 80-х годов XV в. Предположение о его существовании высказал A.M. Насонов. Дата его составления не поддается уточнению (последнее известие датируется 1483 г.). Правда, имеются достаточные основания, чтобы утверждать, что он был составлен в московских церковных кругах, близких митрополиту Геронтию. Этот свод отличается резко критическим отношением к великокняжеской власти. В то же время существуют сомнения относительно того, был ли он официальной митрополичьей летописью, как считал A.M. Насонов.

Неофициальный московский свод 80-х годов XV в. и ростовский свод 1489 г. были последними памятниками независимого летописания. Скорее всего, они составлялись в каких-то монастырях, а не в митрополичьей или архиепископской канцеляриях. Естественно, что их оппозиционность московским властям (особенно московского свода) вызвала противодействие со стороны великого князя. С конца XV в. независимое общерусское летописание (по всяком случае в центре) было прекращено.


Похожая информация.


В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах и в монастырях при изложении событий близкого к ним времени вынуждены были почти буквально передавать официальное великокняжеское (с середины XVI в. —царское) летописание.

Единое общерусское летописание XVI в. было представлено рядом сменявших друг друга сводов. Таковы свод 1508 г. (заключительная часть которого отразилась в Софийской первой летописи по списку Царского), свод 1518 г. (текст за конец XV — начало XVI в. в Софийской второй, Львовской и Уваровской летописях), свод 1534 г. (окончание Воскресенского списка Софийской второй летописи).

В 20-х гг. XVI в. была составлена летопись, охватывавшая, в отличие от большинства сводов, не всю русскую историю с древнейших времен, а лишь время трех московских великих князей (Василия II, Ивана III и Василия III) — Иоасафовская летопись.

В 20-х гг. начинается также составление самой обширной по размеру русской летописи, получившей у историков наименование Никоновской; первоначальная редакция этой летописи (список Оболенского) была создана, по-видимому, при дворе известного церковного деятеля (с 1526 г. — митрополита) Даниила, но стала основой официального великокняжеского летописания.

В 1542 г., в период малолетства Ивана IV и «боярского правления», был составлен новый летописный свод — Воскресенская летопись. Следующие этапы истории летописания относились уже ко времени политического могущества Ивана IV.

Около 1555 г. был составлен «Летописец начала царства», охватывавший время от смерти Василия III до казанской победы 1552 г., составление этого памятника может быть, по-видимому, связано с деятельностью сподвижника Грозного — Алексея Адашева.

В середине XVI в. «Летописец начала царства» был переработан и включен в состав второй редакции Никоновской летописи (Патриарший и другие списки), доведенной до 1558 г.

В 60-х гг. была создана наиболее официальная, многотомная, богато иллюстрированная редакция Никоновской летописи — Лицевой свод; изложение этого грандиозного свода (включавшего не только летописное повествование, но, в своей начальной части, также и библейские и хронологические тексты) было внезапно прервано на 1567 г.

Следами какой-то срочной и ответственнойпереработки Лицевого свода была особая, не доведенная до конца (текст ее обрывается на 1553 г.) редакция его последнего тома, дошедшая до нас в составе «Царственной книги». Причиной этого прекращения ведения Лицевого свода, а вместе с тем и всего царского летописания, были, очевидно, какие-то резкие политические перемены в период опричнины, делавшие невозможным сколько-нибудь последовательное и стабильное объяснение политической истории последнего периода.

Наряду с общерусским летописанием, унифицированным с начала XVI в. и прекратившимся в 60-х гг., на Руси продолжало существовать летописание местное — в Новгороде и особенно в Пскове (Псковская первая летопись — свод 1547 г. и Псковская третья летопись — свод 1567 г.).

Псковское летописание XVI в. заслуживает внимания не только как исторический источник, но и как литературное явление. Как и в летописях XV в., живые детали и публицистические выпады вторгаются здесь в традиционное повествование.

Так, рассказ о присоединении Пскова в 1510 г. начинается в Псковской первой летописи (своде 1547 г.) с плача по Пскову: «О славнейший в градех великий Пскове, почто бо сетуеши, почто бо плачеши? И отвеща град Псков: Како ми не сетовати, како ми не плакати? Прилетел на мене многокрильный орел... и землю нашу пусту сотвориша».

Но далее этот лирический плач переходит в сатирическое описание деятельности московских воевод и ее последствий: «И у намесников и у их тиунов и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начаша в них ходити... И тые намесники, их тиуны и люди пиша изо пскович крови много; а кои иноземцы жили во Пскове, и те разыдошася во своя земля..., только одны псковичи осташа, ано земля не раступитца, а уверх не взлететь».

Еще более откровенным был публицистический характер рассказа о событиях 1510 г. в Псковской третьей летописи (своде 1567 г.);пародируя слова своего земляка, сторонника Москвы Филофея, о Москве как «третьем Риме», которому предстоит «расти и младети и разширятися до окончания века», летописец писал о новом Московском государстве: «Сему бо царству рашширятися и злодейству умножитися».

В официальном московском летописании XVI в. мы не найдем таких сатирических элементов, какие обнаруживаются в летописях предшествующего времени; основной тон повествования — хроникально-деловой или торжественно панегирический.

Однако и официальные летописцы XVI в. могли быть художниками — особенно в тех случаях, когда им приходилось описывать живые и по-настоящему драматические события. К числу наиболее живых сцен в летописании XVI в. могут быть отнесены рассказы о смерти Василия III в 1533 г. и о болезни Ивана IV в 1553 г.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Летописи

В плоть до 14 века летописи являлись основным источником по истории России. С 14-17 века развитие летописи несколько не однороден Этапы совпадают с развитием русских земель. Бли сильны местные летописные традиции. В рамках этого обозначены тенденции к объядинению общего летописания. 15-16 века это новый этоп в истории летописания в этих рамках стали появляться обще русские летопиные своды это время расцвета летописи. В конце 16-17 веков летописи занимаються ХРАНОГРАФАМИ, они постепенно вытесняют летописи. В Летописи запечетляются события русской итории, а в хранографе историия русских земель вписана в обще мировой, европейский контекст. Сначало в твери зарождаеться обще русское летописание происходит это еще в 14 веккее при князе михаиле ярославовиче, включает не только местные сведенья но и события в новгороде резани смоленске, даже и южно русских земельэ. В тверской летописи можно выделить 3 свода 1305 1318 1327 годы. С этого момента традиция обще русского летописания перемещаеться в москву. Труды твери положены в основу московского летописания. В 14-15 веках были очень сильны атимосковские взгляды и находили отраждение в новгородстких(4) и псковских(3) летописях. Открыто обличались преступления Ивана Грозного. За составлением этих летописей стаяло местное дворянство (Пашнин).

1389 году в Москве создается Летописец Великий Русский. Создаеться на базе Тверских летописей, этот свод положен в дольнейшем в основу для составления троицкой летописи, она важна потому как она была первая общая русская митрополичия летопись. Создавалась под влиянием митрополита Куприяна. Зачатки общерусского летописания которые имели начало в 14-15 веков заложило осново основу для официального летописания 16 века. Ключевую роль сыграло создание Симеоновской летописи. Официальная великокняжеская летопись Ивана 3, на страницах которой этот человек прославлялся. Уваровская летопись 1518 года. Стало основой для написания Никоновской и Воскресеноской летописи. Две эти летописи это важный этап в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы. Они как завершающий этап обще русского летописания.

В 20 годы 16 века в Москве при дворе митрополита Даниила был создана Никоновская летопись, её написание приурочено к церковному собору 1531 года. На этом соборе подвергнуты осуждению взгляды нестижателей. Отличительной особенностью летописи стало то что она являлась наиболее полным сводом по истории русского государства. Включил много ценных и уникальных фактов. Поэтому НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЭТО ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Не смотря на то что она была создана в конце 20х годов 16 века она неоднократно пополнялось. События доведены до 1558 года.

Всокресенская летопись Составлена в середины 16 века. Известно 12 списков и 3 редакции. Это официальная летопись по Русской истории первой половины 16 века. По своему значению занимает лидирующие позиции среди других летописей. Впервые на страницах ее начинает преобладать повествовательный стиль который в последствии стал отличительной особенность всех летописей созданных во воторой половине 16 века. Этот повествовательный стиль отразился в Летописце начала царств.

Две эти летописи уже являются примерами вполне оформившейся единой официальной русской летописной традиции. Их содержание строго регламентировано. В отличии от летопись удельного периода официальные летопись между собой уже не дискутировали все они представляют одну четкую систему взглядом. Они только фиксируют события, и говорят о том что власть монарха это очень хорошо. В таком виде летописание просуществовало до 60 годов, 16 века. Опричнина привела к тому что официальная летописная традиция при терпела серьезные изменения, и была необходимость переработать ту идеализацию которая туда закладывалась и летописная традиция постепенно сошла на нет.

Летописец Начало царств созданный в середине 16 века. Создавался при Адашеве. Много посвящено внешней политики Ивана Грозного, четко проявляется антибоярская направленность. Описывает как единственное средство в борьбе за создания единого государства. Следует отметить что в конце 60 годов создается Степенная книга создана в окружении митрополита Макария, в качестве создателей фигурировал протопоп Андрей. Это своеобразная литературно историческое произведение. Сам факт появления было ярким свидетельство изменений в летописании, в рамках степенной книги были объявление не только летописные тексты но и агиорафические произведения, там еще составной частью её стили устные придания. Степенная книга, от слова ступень, авторы разделили историю на 17 ступеней. Каждая ступень ассациируеться с князем, основая идея четко прослеживается, русская история по своей сути это деяния Московских князей. Это переходное произведение которое отражает внутреннию трансформацию.

Лецивой Летописный Свод Ивана Грозного. Это произведение которое объединяет хронограф и летопись. Занимает по объему 10 томов. В них около 16 тыс. иллюстраций. Из 10 три тома - общая история, а остальное - отечественная. Это историческая энциклопедия 16 века. Его редактировал сам Иван Грозный. Это последний общероссийский летописный свод, после него традиция их создания угасла. Во всех последующих летописях уже нет общей картины истории страны. Место летописей занимают другие исторические произведение и в первую очередь это хронографы.

Они заменяют летопись. Первый хронограф написан 1512 году. Сохранилось около 130 списков хронографав. Расцвет жанра относиться к 17 веку. Помимо исторического характера они вбирали очень много важного.. они были энциклопедиями, информация естественно научного характера, цитаты, перепечатки произведений античных авторов, жития святых. Очень четкая структура. Европейская структура до 1453 годом. Очень много в них нравоучительных сюжетов. Причем в каждом разделе помещаются свои выводы.

Летописи это массовый источник известно более 1000 летописей, так же включены произведения и 18 века, эта тема иследована, Монография Массонова ИСТОРИЯ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ 11-18 ВЕКОВ. В М. 1969 год. Их сменили хранографы важный источник по политической истории.

Про иностранцев

Буссов считается что он имел славянские корни, но утверждать это мы не можем, московская хроника начинаться с Бориса Годунова а заканчивается Освобождением Москвы от польских интервентов. Хорошо осведомлен о жизни и быте русских людей. Определенные сведения о Лжедмитрии втором. За 7 лет смуты

Исска Масса галантский торговец с 1601- 1609 торговал через Архангельск его записки отличались большой точностью. Факты заставляют задумываться о переоценке. Он дал автономическое описание Лжедмитрия на теле нашел 21 рану.

Ян Стрейс два года пробыл в России, он объездил вообще весь мир. В Астрахани был разгар восстания Степана Разина, он написал про это.

Адам Ольштагель (Олеарий)был в России два раза был дипломатом, первый раз был в 1633-35 гг. а второй раз в 1643 году. Его оценили в России, царь предложил перейти на службу. В 17 веке его записки издавались и переиздавались 4 раза. Это были актуальные записки. Россию в это время иностранцы открывали для себя.

14-17 века вошло много интересных событий истории России и в это время произошли количественные и качественные изменения в комплексе исторических источников. Много было достигнуто унификация законодательства, рос товарно-денежных отношений увлечения количества актовых материалов, трансформация источников, появление новых жанров литературы. Культура обретает светский характер.

ТЕМА, Источники по истории России 18 века.

1. Законодательные источники и актовые материалы.

    статистические источники

    экономика-географические

    публицистика

    материалы периодической печати

    источники личного происхождения

    записки иностранцев о России.

законодательные источники.

В 18 веке происходят изменения в отечественном законотворчестве они имеют как качественную сторону так и количественную. В 18 веке в отечественных законах проявляются и формируются свойства законодательства нового времени. Начало складываться имперское законодательство. Распространяется философское законодательство. Думали что с помощью законов можно улучшить жизнь. Расширяется тематика, сферы законов. Законодательство инициатива сильно зависло от нестабильности государственной власти.

Основные разновидности законодательных актов:

манифесты - одни из наиболее важных законодательных актов все важные события находили отражения именно в них. 18 февраля 1762 года появился манифест о вольности дворянской.

Указы - наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. В отличии от первых сфера применения более широкой. Регулировались почти все сферы жизни. Указ о наследовании престола 1722 год.

Уставы - это специальные законодательные акты регулирующие какую либо сферу деятельности, торговые, таможенные. Воинский устав 1716 года направлен на усиление дисциплины. Состоит из 4 частей(общее положение, дисциплинарный артикул, строевая подготовка) 1755, 1765 года эти уставы повторяют друг друга. Устав 1782 года «Примечания для пехотной службы » создатель Голлинищев-Кутузов

1796 год суворовский устав «Наука побеждать». (Общие положение, памятка солдатов) морской устав 1720 года написанный Петром первом идет речи о бытности о распорядке.

Регламенты и учреждения - это законодательные источники, определяющие организацию, состав, компетенции и регулирующие деятельность государственных учреждений. Генеральный регламент 1720 года, создан для того что бы он регламентировал деятельность всех коллегий (56 статей). В 1721 году появился духовный регламент, регламентировал деятельность синода. Регламент главного магистрата 1721 определял порядок жизни в городах(25 глав). Учреждения для управления губернией 1775 год, в нем описаны функции губернского управления.

Жалованные грамоты - Екатерина II две грамоты городам и дворянству.

Наказы и инструкции - в нем зафиксированы пожелания помещика к управляющему имением о том как нужно управлять. Появились в 17 веке. А в 18 веке стали наиболее полными появились части параграфы более дробными. Инструкции князя Щербатова для Ярославских имений 1758-69 годы.

Судебно следственные документы - донесения, доносы, материалы допросов, признания. Можно разделить на две группы на материалы официального следствия и документы из среды восставших, Прелестные письма.

Актовые материалы изучены слабее, изучением занимается дипломатика. Активно развиваются частновладельческие, потому что активность частная собственность набирает правовые отношения все это требует более четкой аргументации и продажи. Виды договоров: Крепость(крепости)- акты фиксирующие сделки с недвижимым имуществом. Дарения, Мена, найма, доверенность, подряда и поставки, займа,

вывод: в 18 веке активно развиваются законодательные источники и актовые материалы. Однако в это время, они приобретают черты характерные для источников нового времени. Законодательство принимает имперский вид, актовые источники становятся более разнообразными.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Статистика это новый вид источников, который появился в 18 веке. Она делала первые шаги на пути своего развития. Полноценной картины статистических описаний нет. Часто статистика имеет не точный характер, так как составляют его люди.

Делятся на две категории: 1. первичные(конкретный источник в котором идет учет одной единицы чего-либо(человек, предприятие и т. д.)) и вторичные(создаются на базе первичных источников, уровень выше в них суммируется информация по конкретным единицам)

специальные материалы такие как перепись населения.

Разновидности статистики:

демографическая статистика. Она зародилась в 18 веке. Первая всеобщая перепись населения состоялась в 1897 году в России. А до этого были ревизии - это учет податного населения. Учитывали только мужское население. Первые ревизии все население не охватывали так как это было просто не возможно. Национальные окраины оставались не учетными, так же уклонялись. В 18 веке было 5 ревизий и в первой половине 19 века тоже было 5.

Первая ревизия 1719-1721 годы, вторая 1744 год, третья 1762 год, четвертая 1782, пятая 1795 год. Исходя из дат, можем говорить о том что статистика была не точной. В первых двух не были учтены окраины государства.(Сибирь, Украина, Прибалтика) в последующих они учитывались. Были и те кого пропустили, и большое количество беглых. В рамках первой ревизии беглых было 900 тыс. чел. Мужского пола. На основании ревизий составлялись «Ревизские сказки». Единого формуляра составления их не было он менялся с течением времени. Всегда интересовал возраст, материальное положение. Появлялись дополнения к ревизским сказками окладные книги в которых были уточнены данные и в первую очередь это касалось бедных. Основана на учете податного населения. Подотная единица двор.

Положено начало промышленной статистики. 1724 год дата основания. Две коллегии «Берг» и «Мануфактур» стали осуществлять отчет, как промышленной так и сельскохозяйственной. Разработан специальный формуляр, он с течением времени менялся. Основным показателем являлось количество предприятий. Были и такие отметки как количество изделий, информация о их сбыте.

Сельскохозяйственная статистка, положение дел было еще хуже чем в промышленной, она стала развиваться позже, ей не уделяли большого внимания, с 80х годов 18 века губернаторы были обязаны представлять сведения о посевах хлеба, но вся проблема заключалась в том что не было предусмотрено органов.

Существуют специальные статистические работы, которые основаны на данных. Их существуют всего две в первой половине 18 века это работа Ивана Кирилловича Кириллова «Цветущие состояние Российского Государства» вышла в 1731 году. В ней содержаться сведения о губерниях, городах и монастырях. Михаил Дмитриевич Чулков вторая половина 18 века работа в 7 томах «Историческое описание Российской коммерции». Автор очень известный публицист и этнограф. 1781-1788 годами выходили семь томов, он изложил в них историю развития торговли в России начиная со средневековья. Первый том включает информацию о торговле Русский земель с раннего средневековья по 17 век. Со второго по 5 рассматривается внешняя торговля России в 18 века. В 6 внутренняя торговля 18 века из него можно сделать выводы по специализации районов страны. В 7 томе говорит о категориях товаров, он прослеживает где их продают и по какой цене это происходит. Можно сделать заключение о том в каком состоянии находился внутренний рынок и не смотря на то что работа описательная можно встретить много ценных фактов и статистических сведений.

Вывод: статистические источники предоставляют нам важную информацию по социально-экономической жизни России в 18 веке, они показывают развитие промышленности и сельского хозяйства, а так же позволяют делать выводы о динамике численности населения страны.

Рождаемость была высока, прирост населения до революции был значителен.

географические описания. Рукописи оставленные путешественниками.

Крашенинников путешествовал на Комнчатку. С 1737-1741 года. В 1755 году издал работу «Описание земли Камчатской» издал два тома.

Лепехин путешествие по Поволжью и Уралу. 1768-1774 годы. По итогам свет увидели три тома. Рычков описание Оренбурга.

Публицистика

активно развивается плотно переплетается с политикой. Важна для изучения идеологии, важны для понимания политической борьбы. Феофан Прокопович арихиепископ Новгородский проповеди и послания. Активно пропагандировал Петровские реформы. Торжественная проповедь победы при Полтаве. Правда воли Монаршей. Духовный регламент, определены структура и функции синода.

Посашков Иван Тихонович. «Книга о скудости и богатстве». Выходец из среды зажиточных крестьян. Имел питейный завод. Один экземпляр предназначен для вручения Петру I, в 1724 году. После передачи книги Посашкова арестовали. За мысли изложенные на страницах. В книге 9 глав.

Поленов, щербатов.

Алексендр Николаевич Радищев Путешествие из Питербурга в Москву. Его за эту книгу приговорили к смертной казни. Он обосновал теоретически вред любого самодержавия, сделал выводы. Публицистика представлена 3 направлениями Консерваторы либералы и революционеры.

Переодическая печать.

Газеты и журналы. Первая газета Куранты 2 экземпляра в день доставлялась утром к завтраку Царю.

Выходило 119 различных периодических изданий из них только 3 газеты и 116 журналов.

Значимость газет в том что они появились. Хотя все они были государственными позволяли говорить о том что происходили коренные перемены. Первоначальный все журналы не имели самостоятельного статуса и были приложением к газетам. в 1765 году начал выходить журнал академии наук Ежемесячное сочинение. По различным отраслям науки тут печатались сочинения. Первым был историк Миллер. Просуществовал 10 лет в неизменном виде, после посчитали не целесообразным создавать на такой базе начали публиковать различные журналы по различным сферам науки. Несколько журналов стало публиковать по истории.

«Труды вольного экономического общества» выходил до 1917 года. Анкетные данные по различным направления социально-экономических. Много свединий по развитию экономики по крестьянским промыслам. Ппервый печатны журнал «тродолюбивая пчела» издатель Сумароков. Журнал сатирический. Очерки. Через год журнал был закрыты. Он начал издавать новый частный журнал «Праздное время в пользу потребленное».

Екатерина Вторая она попыталась перехватить инициативу у частных журналов, журнал Всякая всячина, Казельский но он проповедовал «Улыбательную сатиру» суть в том что сатира должна быть мягкой и не трогать суть строя, а затрагивать мелкие недостатки.

Новиков, он начал издавать свои журналы показывал другие проблеммы в 1769 году журнал «Трутень» основной вопрос был вопрос о крепостном праве. В 1770 году журнал закрыт. Начал издавать журнал «Пустамеля», который продолжил работу начатую еще трутнем. Именно в нем в первые появился жанр театральной рецензии. В 1772 начал выходить журнал «Живописец», ярко иллюстрировал тяжелое положение крестьян и их нужды критиковал помещиков, деятельность администрации. Начал издавать первый женский журнал «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», написано легким стилем.

Журнал «Экономический магазин» под редакцией Болотова 17

800 экзепляров собеседник любителей русского слова за ним стояла Екатерина 2. Ярко выраженная антиновиковская направленность. В этом журнале печатался Державин.

Было две группы журналов проправительственые и журналы Новикова. В 1789 году Крылов начал издовать журнал «Почта духов»

в России в 1786 году появился первый провинциальный журнал «Уединены пошехонец »

источники личного происхождения

воспоминания,мемуары, дневники, письма.

Это совокупность источников. Основная функция установление межличностных комуникаций. Специфика:

Дневники. Фиксация событий человека день за днем.