Уровни социальной структуры личности. Понятие и социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

Прежде чем индивид станет личностью в собственном смысле слова, ему предстоит пройти длительный процесс социализации. Несмотря на широкое распространение термина «социализация», он не получил однозначной трактовки. Более того, порой применяются и синонимичные ему понятия. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека), взросление (социо-психологическое становление человека в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).

Процессы социализации изучаются и в рамках социальной психологии, и в социологии, что, безусловно, определяет свою специфику в трактовке данного процесса в этих науках.

Понимание процесса социализации связано с идеей развития личности, при этом последняя рассматривается как становящийся активный социальный субъект. «Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» . Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, социальному опыту, с помощью которых он обретает способность участвовать в жизни общества.

Однако человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, убеждения, ценностные ориентации. Другими словами, воспроизводство социального опыта невозможно без активного участия самого человека, что предполагает и дальнейшее развитие данного опыта. Поэтому человек в социализации выступает одновременно и объектом, и субъектом общественных отношений. При усвоении социального опыта человек предстает в роли объекта воздействия; однако это воздействие проходит при личном участии самого человека, где он уже обнаруживает себя в качестве субъекта.

Итак, по своему содержанию социализация – это процесс становления личности, который начинается с момента рождения человека. Как отмечалось, обычно выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение и самосознание. Вхождение человека в эти сферы характеризуется постоянным расширением и усложнением социальных связей, в которые он вступает. Так, в социализации происходит освоение все новых и новых видов деятельности, ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного выбранного вида, т. е. идет процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности. Общение в контексте социализации также рассматривается в плане его расширения и углубления. Что касается самосознания, то его развитие означает становление в человеке образа своего «Я» , понимаемого как определение собственной идентичности, некоторой целостности.

Социализация личности протекает под воздействием многих условий и факторов, как социально-контролируемых, направленно-организуемых, так и стихийных, спонтанных. В общем плане она – атрибут образа жизни личности и может рассматриваться как его условие и результат.

Выделяются и определенные стадии процесса социализации. Поскольку эта тема подробно исследовалась в фрейдизме, постольку именно в этом направлении сложилась традиция определения стадий социализации. В настоящее время достаточно общепринято в социологии и социальной психологии выделение таких стадий социализации, как детство, отрочество и юность. Что касается определения дальнейших этапов, то вопрос остается до сих пор дискуссионным. Для разрешения возникшего затруднения в социологии стал применяться подход, в котором стадии социализации выделяются в зависимости от отношения человека к трудовой деятельности. Отсюда социализация включает дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии. Дотрудовая стадия охватывает период в жизни человека до начала его трудовой деятельности. В свою очередь данная стадия распадается на раннюю социализацию (от рождения ребенка до его поступления в школу) и стадию обучения (обучение в школе и других учебных заведениях).

Трудовая стадия социализации распространяется на период зрелости. На этой стадии личность не только усваивает опыт, но и активно воспроизводит его. Послетрудовая социализация связана с продолжением данного процесса и после прекращения активного участия человека в трудовой деятельности.

В связи со стадиями процесса социализации в социологии выделяются агенты и институты социализации. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Образования, в которых происходит трансляция социального опыта, получили название институтов социализации. Институты социализации – учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это семья, дошкольные детские учреждения, школа, прочие учебные и воспитательные учреждения, трудовой коллектив, референтные группы, не имеющие асоциальной направленности и др. Социализация понимается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, в результате которого вырабатывается определенная жизненная позиция личности.

В социологической литературе много внимания уделяется вопросам политической и правовой социализации. В отечественной социологии под политической социализацией понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения идеологических, политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества.

Что касается правовой социализации, то она рассматривается как процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. В процессе правовой социализации происходит овладение способами поведения, соответствующими нормам права. «Правовая социализация личности – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом» .

Итак, социализация – освоение индивидом социальных требований и функций в качестве непременного включения в социальную общность.

Среди других процессов, где личность выступает в роли объекта общественных отношений, выделяются социальная и ролевая идентификация. В процессах социальной идентификации происходит отождествление индивида с той или иной социальной группой, осознание им своей принадлежности к данной общности, приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, разделяемые конкретной социальной группой. В ролевой идентификации имеет место принятие индивидом общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям субъекта.

Одна из главных целей социализации и идентификации – приспособление, адаптация человека к социальной реальности. Но вместе с тем существуют и отрицательные последствия такого приспособления и одно из них – конформизм. Он означает пассивное принятие существующего порядка вещей, мнений и т. д. В социологии различают конформизм как социальное явление, когда говорят об известном единообразии в обществе, о нивелировке личности, и как определенное (конформное) поведение человека, которое обусловлено боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции и принятием им позиций и мнений группы под ее давлением. Конформность имеет место там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. При этом различают внешнюю комформность (мнение группы принимается индивидом чисто внешне) и внутреннюю (когда индивид действительно усваивает мнение большинства).

Естественное приспособление личности к жизненным обстоятельствам нельзя смешивать с приспособленчеством, что является основой ее конформного поведения.

При исследовании процессов социализации личности важное значение имеет выявление референтных групп. Референтные группы – это группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм и ценностей или сравнения с ними. Большое значение данная тема имеет в социологии права, поскольку необходимо выявить и изучить референтные группы, которые имеют асоциальную направленность и активно влияют на процесс формирования негативных особенностей становящихся личностей.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни и т. д. Вступая в новый цикл, человек попадает под влияние двух процессов: десоциализации и ресоциализации. Отучение от прежних правил поведения, ролей, разделяемых ценностей и норм называется десоциализацией, а следующий за ним этап обучения новым нормам, ролям, правилам поведения – ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация – две стороны процесса взрослой, или продолженной, социализации. Десоциализация может быть настолько глубокой, что приводит к разрушению основы личности и тогда процесс ресоциализации оказывается невозможным. Однако глубокой может быть не только десоциализация, но и ресоциализация.

Отметим, что агенты и институты социализации выполняют не только функцию, связанную с обучением индивида культурным нормам и образцам поведения, но и функцию контроля, т. е. того, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены нормы и роли. При этом вознаграждение и наказание являются эффективными приемами и социального контроля, и социализации в целом.

Важное значение в социологии придается проблемам исследования личности как субъекта общественных отношений. Фиксирование позиции личности в качестве субъекта этих отношений осуществляется в таких понятиях, как «нормативное сознание», «ценностные ориентации», «мотивация», «социальные установки», «социальное поведение» и пр. Уже на стадии усвоения социального опыта проявляются активность, индивидуальные особенности индивида. «Положения о том, что поведение человека социально детерминированно и что сам он является объектом социальных отношений, т. е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют только часть проблемы взаимодействия человека и общества» .

Соответственно другая часть проблемы касается воздействия человека на общество, что предполагает рассмотрение его в роли субъекта общественных отношений.

Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком мира.

Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый опыт его общения, где он выступает в качестве субъекта. В дальнейшем человек расширяет круг своего общения, активно воздействуя на других людей в этом процессе.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, своей индивидуальностью. В кризисных ситуациях такая личность сохраняет собственную жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, что указывает на ее целостность и устойчивость.

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

Наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов. и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Элементы социальной структуры личности.

Индивидуальностьʼʼ. Подходы к изучению.

Понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку для понимания сущности социальных явлений крайне важно понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет ос­нову понимания жизни всœей социальной группы или общества. В ходе изучения личности необхо­димо дать ответы на вопросы о формировании личности, месте, зани­маемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от них. Качество жизни, существование цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинœемся в понимании себя и других. Социология отвечает на вопрос, как строятся отношения между личностью и обществом, что предопределяет поведение человека.

Как всœе материальные объекты, общество включает в себя в качестве исходного элемента отдельно взятого человека. Человек - это общее родовое понятие, отличающее разумное существо от всœех остальных предметов природы, био­социальная категория. Отдельно взятый человек в его природ­ной характеристике выступает как предмет исследования медицинских наук (анатомии, физиологии) и психологии. Единичный представитель какой-либо социальной общности в социологии принято понимать как индивид . Он означает недели­мую дальше частицу общества, ʼʼсоциальный атомʼʼ. Отдельный человек рассматривается не только как еди­ничный представитель рода человеческого, как родовое понятие, но и как член какой-то социальной группы.

Вместе с тем человек выступает и как носитель социаль­ных качеств и свойств, определœенное сочетание которых и определяет его как личность ; именно в данном понятии человек и выступает в качестве исходного элемента социальной структуры. Итак, сегодня в социологии понятие ʼʼличностьʼʼ употребляется в двух значениях: 1) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность - источник социальной жизни, ее реальный носитель, деятель. Здесь используются социальные характеристики, показывающие ее принадлежность к какой-либо социальной группе (личность рабочего, студента͵ бизнесмена и др.).

Между поня­тиями ʼʼличностьʼʼ и ʼʼиндивидуальностьʼʼ есть сходство, но есть и различия. Понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ обычно сопрягается с такими эпитетами, как ʼʼяркаяʼʼ, ʼʼтворческаяʼʼ. Индивидуальность определяют как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на разных уровнях: биологическом, психологи­ческом, социальном и др.
Размещено на реф.рф
Индивидуальность - не просто ʼʼатомар­ностьʼʼ человека, скорее характеристика его единичности и своеобра­зия. В индивидуальности ценится самобытность, в личности - относительная автономность. Автономность личности высоко ценили выдающиеся филосо­фы, к примеру, И.Кант имел в виду под этим качеством способ­ность человека благодаря определœенным жизненным принципам быть ʼʼгосподином себе самомуʼʼ.

Личность - интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им мате­риальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической ор­ганизации индивида - одно из условий формирования личности, но ее сущность определяют социальные факторы. В личности переплетаются и единичные, неповто­римые, присущие только ей, и общезначимые черты. Личность как активный элемент социальной системы осуществляет свободу выбора, создает проекты своей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общест­венных отношений. В свою очередь, объективная социальная действительность обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. Основные концепции личности. Концепция З.Фрейда. З.Фрейд (1856-1939) считал, 90% деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и лишь 10% содержат в себе приобретенные знания. Черты био­логического наследия дополняются врожденными витальными потребностями человека (потребности в пище, активности, безопасности и т.д.). Социальное возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с появлением классов, социальное поведение человека становится более сложным. 3.Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество - как систему запретов, табу. Бессознательные (сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности их удовлетворения из-за социальных нормативных ограничений, человек вынужден посто­янно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Фрейд создал трехуровневую модель личности: 1) низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и ʼʼродовыми воспоминаниямиʼʼ; 2) средний слой (Я, или Эго); 3) верх­ний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее агрессивные слои - Оно и Сверх-Я. Οʜᴎ ʼʼатакуютʼʼ психику человека, благодаря чему он посто­янно находится в конфликте с социальным окружением. По мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, в связи с этим вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция. Поведенческая концепция рассматривает деятельность как систему реакций на различные стимулы. Как считают Б.Скиннер , Дж.Хоманс , поведение человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, индивид в любой социальной группе борется за свои интересы. В случае если его поведение поощряется, то и он будет лоялен по отношению к окружающим и к социальной системе; если он не получает признания, то будет вести себя по-иному. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получать поощрения, ᴛ.ᴇ. поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, проводя прямую аналогию между поведением человека и животного.

В качестве стимулов может использоваться любое ʼʼблагоʼʼ: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, лояльность властей и т.д. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время, чем чаще человек испытывал вознаграждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. Добровольное взаимодействие между партнерами существует до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, ᴛ.ᴇ. что его ʼʼвкладʼʼ в ситуацию меньше, чем получаемое им вознаграждение.

Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского ( 1896-1934) сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В корне личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является деятельность. Она рассматривается в структурном и функциональном аспектах: структурный выясняет строение деятельности, определяет ее элементы, функциональный концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность.

Итак, изучение деятельности личности сводится к следующему: 1) определœение доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.); 2) выяснение принципа осуществления деятельности - вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная; 3) изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; 4) исследование уровня осуществления каждого из видов дея­тельности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не ис­черпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления.

Статусно-ролевые концепции личности. Ролевые теории личности (Дж.Мид , Р.Линтон , Р.Дарендорф ) исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций-ролей в системе социальных взаимодействий. Человек в процессе деятельности взаимодействует с различными социальными группами. Практически не бывает такого положе­ния, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе: человек является членом семьи, коллектива предприятия, общественной организации. В каждой группе он занимает разное положение по отношению к другим членами группы. К примеру, директор предприятия, придя в спортивное общество, займет там низкое положение. Социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. Социальная организация общества должна быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами как членами общества, гражданами государства.

Для анализа степени включения индивида в различные группы и положения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в них, используется так же понятие ʼʼсоциальная рольʼʼ. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определœенный социальный статус: можно назвать статус детей, статус солдат, чиновников и т.д. Человек может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, роль - действием в рамках этой совокупности. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение: человек приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Все социальные статусы можно подразделить на два базовых типа: предписанные (наследуемые признаки – раса, пол, социальное происхождение)и достигаемые статусы и роли (образование, заслуги, должность).Наиболее полно отражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением понятие ʼʼсоциальный статус личностиʼʼ .

Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием ʼʼсубъект деятельностиʼʼ. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд воспринимается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, ᴛ.ᴇ. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определœенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение (ʼʼближнееʼʼ - родственники, друзья, знакомые и т.д. и ʼʼдальниеʼʼ - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, в связи с этим социализация должна быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.

Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на базе объединœения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас , развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе . Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделœены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определœенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций должна быть выделœена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это ʼʼжизнен­ная позиция личностиʼʼ . Она фиксирует устойчивую направленность личности на определœенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является выработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э.Фромм выделяет несколь­ко типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительный , рыночный .

В современной социологии получила широкое распространение типология личности исходя из ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всœего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии выделяют также модальный , идеальный и базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, к примеру, всœесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или ʼʼновый человекʼʼ Э.Фромма. Базисный тип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определœенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определœенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, напротив - препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определœенных социальных групп: тип ʼʼчеловека организацииʼʼ, ʼʼмодельной лич­ностиʼʼ, основной тип личности и др.
Размещено на реф.рф
Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу ʼʼТипы людей и бизнесʼʼ. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть базовых типов личностей: теоретический , экономический , политический , социальный , эстетический и религиозный . За основу выделœения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.

Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителœей, как Н.А.Бердяев , И.А.Ильин , Н.К.Михайловский , В.В.Розанов , А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн , В.С.Соловьев , С.Л.Франк , и др.
Размещено на реф.рф
В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определœен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента͵ руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности.

В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей соци­альной средой, но не адаптировалась к новой. Сегодня происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Ста­новление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личнос­ти окончательно еще не сформировались. Определœенное распро­странение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой инфор­мации и судебные инстанции отмечают факт широкого распро­странения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяже­лыми последствиями для общества.

Тема 4. Лекция 2. Социализация личности. (2 часа).

Элементы социальной структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Элементы социальной структуры личности." 2017, 2018.