Как купаются чукчи. Чукчи - интересные факты, обычаи, праздники

Многим известны слова у мусульман: «что не смоет вода, то смоет песок!» Интересное изречение. Лично мне кажется, что оно не совсем касается мытья в смысле гигиенической процедуры, но эта фраза послужила причиной для обсуждения с друзьями по поводу, а как моются чукчи , живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

К сожалению с чукчами пообщаться не пришлось в связи с трудностями выхода последних онлайн из тундры. Поэтому пришлось довольствоваться отзывами бывавших в местах их проживания людей. Вот что они пишут о том как моются чукчи (я цитирую):
1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Как моются чукчи? Как хотят так и моются!

Теперь в плане помыться — легче. Появились , миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его — они теряют возможность противостоять холоду.

Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.
***
Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом?) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно — чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.

А КАК МОЮТСЯ ЧУКЧИ, живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Теперь в плане помыться - легче. Появились мобильные бани, миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его - они теряют возможность противостоять холоду.

Как чукчи моются без бани? Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.

Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом?) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно - чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.

На этот и многие другие вопросы о жизни чукчей ответил Умка Кайпанау, морской охотник, оленевод, артист и художник. 4 июня он провел лекцию в Музее Кочевой культуры. Я посещала много различных лекций, но таких неформальных, веселых и насыщенных необычайными фактами ни разу! И это не только мое мнение. Зрители наперебой задавали Умке вопросы и долго не хотели расходиться. Насколько было здорово послушать о быте и традициях чукчей, читайте в моем репортаже.

«Сегодня мы поговорим о том, как живут тундровые чукчи-оленеводы.- начинает лекцию Умка. - Первым делом, вопрос: где же они живут? Все, наверное, слышали строки из песни «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвета в чуме нету». Так вот, забудьте их, друзья: это неправильная песня! В чумах живут ханты, манси, ненцы, якуты, народность тында. А чукчи живут в ярангах, что буквально означает «дом».

За спиной у Умки стоит самая настоящая яранга, которую мы после лекции посетили.

Кстати, его имя переводится как «белый медведь». Все вы помните советский мультфильм. Еще в детстве Умка защитил право носить это имя, когда в схватке победил полярного медведя.

Вообще Умка большой шутник, и во время рассказа то и дело смешит зрителей.

Некоторые зрители не церемонятся и задают каверзные вопросы. Например: «Как моются тундровые чукчи?»

Умка смеется: «Есть много версий на тему «чукча не моется, намазался жиром и доволен». На самом деле, это совсем не так. За пологом в яранге устанавливается кладовка. Растапливается снег, в чане греется вода, и в этой кладовке чукчи моются. Получается нечто вроде бани «по-черному».

Бытует стереотип, и это не секрет, что северные народы обычно неопрятные. Умка парой фраз разубеждает нас.

Вот так, друзья, - чукчи не живут в чумах и они очень чистоплотные.

Потом Умка нарисовал на асфальте китов и рассказал про обычаи, связанные с их добычей.

«У морских чукчей есть живая традиция в честь пойманного кита исполнять национальные танцы и петь. Но это делают не те, кто его поймал – после 30-ти тонн уже, знаете ли, не до танцев. Представьте себе: вы проснулись в 3 утра и вышли в открытое море. Целые сутки вы находитесь там, часто просто забывая поесть из-за азарта и различных походных обстоятельств. Вытащили тушу весом в 30 тонн и, наконец, привезли ее в поселок на радость всему населению. Ваша миссия на этом закончена! Дальше уже действуют те, кто дождался вас с моря. В каждом поселке организованы танцевальные ансамбли, есть певцы, которые могут исполнить традиции предков»

Оказывается есть тундровые чукчи и морские. Умка принадлежит к последним. На мой вопрос в чем отличия, он отвечает: «Тундровые чукчи пониже нас и очень быстро бегают. Они шустрее нас».

А тут Умка показывает, как гарпунят китов.

Мы все увлеченно слушали Умку. Даже те, кто его лекции посещает уже не впервые.

Кстати, во время лекции нас угощали сладостями и ароматным чаем.

После лекции Умка провел небольшой танцевальный мастер-класс: «В каждой танцевальной миниатюре чукчей заключен мини-рассказ. Сейчас мы станцуем танец «Звероводы», которые кормят …песцов»

«Звероводы» просто умирали со смеху, но танцевали.

Тем более, что Умка в шутку изображал очень строгого танцмейстера. У такого не забалуешь:)

После танцев нас пригласили в ярангу. Там тоже было много удивительного. Например, на полу лежала непонятная штука. «А, это позвонок китенка,» - между делом заметил Умка.

Вот полог, в котором спят. Температура там достигает 25 градусов, тогда как в остальной части яранги может быть немногим выше нуля.

А вот так разводят огонь в яранге. «До сих пор так разводим огонь. Потому как в нашем климате спички и зажигалки могут запросто отсыреть!» - поясняет Умка.

После столь насыщенной программы мы наперебой благодарили Умку за интересный рассказ.

Кстати, здесь же в Музее Кочевой культуры мы выступим 19 июня. Будем проводить лекции, мастер-классы по коренным малочисленным народам, будет небольшая концертная программа. Мы это - я, Хадри и Умка.

На этот и многие другие вопросы о жизни чукчей ответил Умка Кайпанау, морской охотник, оленевод, артист и художник. 4 июня он провел лекцию в Музее Кочевой культуры. Я посещала много различных лекций, но таких неформальных, веселых и насыщенных необычайными фактами ни разу! И это не только мое мнение. Зрители наперебой задавали Умке вопросы и долго не хотели расходиться. Насколько было здорово послушать о быте и традициях чукчей, читайте в моем репортаже.

«Сегодня мы поговорим о том, как живут тундровые чукчи-оленеводы.- начинает лекцию Умка. - Первым делом, вопрос: где же они живут? Все, наверное, слышали строки из песни «чукча в чуме ждет рассвета, а рассвета в чуме нету». Так вот, забудьте их, друзья: это неправильная песня! В чумах живут ханты, манси, ненцы, якуты, народность тында. А чукчи живут в ярангах, что буквально означает «дом».

За спиной у Умки стоит самая настоящая яранга, которую мы после лекции посетили.

Кстати, его имя переводится как «белый медведь». Все вы помните советский мультфильм. Еще в детстве Умка защитил право носить это имя, когда в схватке победил полярного медведя.

Вообще Умка большой шутник, и во время рассказа то и дело смешит зрителей.

Некоторые зрители не церемонятся и задают каверзные вопросы. Например: «Как моются тундровые чукчи?»

Умка смеется: «Есть много версий на тему «чукча не моется, намазался жиром и доволен». На самом деле, это совсем не так. За пологом в яранге устанавливается кладовка. Растапливается снег, в чане греется вода, и в этой кладовке чукчи моются. Получается нечто вроде бани «по-черному».

Бытует стереотип, и это не секрет, что северные народы обычно неопрятные. Умка парой фраз разубеждает нас.

Вот так, друзья, - чукчи не живут в чумах и они очень чистоплотные.

Потом Умка нарисовал на асфальте китов и рассказал про обычаи, связанные с их добычей.

«У морских чукчей есть живая традиция в честь пойманного кита исполнять национальные танцы и петь. Но это делают не те, кто его поймал – после 30-ти тонн уже, знаете ли, не до танцев. Представьте себе: вы проснулись в 3 утра и вышли в открытое море. Целые сутки вы находитесь там, часто просто забывая поесть из-за азарта и различных походных обстоятельств. Вытащили тушу весом в 30 тонн и, наконец, привезли ее в поселок на радость всему населению. Ваша миссия на этом закончена! Дальше уже действуют те, кто дождался вас с моря. В каждом поселке организованы танцевальные ансамбли, есть певцы, которые могут исполнить традиции предков»

Оказывается есть тундровые чукчи и морские. Умка принадлежит к последним. На мой вопрос в чем отличия, он отвечает: «Тундровые чукчи пониже нас и очень быстро бегают. Они шустрее нас».

А тут Умка показывает, как гарпунят китов.

Мы все увлеченно слушали Умку. Даже те, кто его лекции посещает уже не впервые.

Кстати, во время лекции нас угощали сладостями и ароматным чаем.

После лекции Умка провел небольшой танцевальный мастер-класс: «В каждой танцевальной миниатюре чукчей заключен мини-рассказ. Сейчас мы станцуем танец «Звероводы», которые кормят …песцов»

«Звероводы» просто умирали со смеху, но танцевали.

Тем более, что Умка в шутку изображал очень строгого танцмейстера. У такого не забалуешь:)

После танцев нас пригласили в ярангу. Там тоже было много удивительного. Например, на полу лежала непонятная штука. «А, это позвонок китенка,» - между делом заметил Умка.

Вот полог, в котором спят. Температура там достигает 25 градусов, тогда как в остальной части яранги может быть немногим выше нуля.

А вот так разводят огонь в яранге. «До сих пор так разводим огонь. Потому как в нашем климате спички и зажигалки могут запросто отсыреть!» - поясняет Умка.

После столь насыщенной программы мы наперебой благодарили Умку за интересный рассказ.