Сознание и язык в философии краткое содержание. Выражение языком общественного сознания - начало

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка.

Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

Сущность и виды языка

“Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей. Язык - явление социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П. Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т.д. К тому же язык представляет собой определенную систему, " структуру", со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака”.

“Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии”.

Появление и развитие сознания связано с возникновением и развитием языка. Язык – система знаков, с помощью которой происходит коммуникация, хранение и трансляция информации. Язык – это любая знаковая система, система жестов, образов, слов и т.п. Знак – это предмет, который замещает или представляет другой предмет, процесс или явление. Например, дым – знак огня, фотография – знак какого-либо положения дел в реальности, высокая температура – знак болезни, красные розы – знак любви и т.п.

Язык возникает в общении и в совместной деятельности людей, а основной для этого становится разнообразная коммуникация у животных: жестовая, обонятельная, зрительная и, конечно, звуковая. Большинство антропологов придерживаются мнения, что древние обезьяны и непосредственные предшественники человека австралопитеки общались с помощью жестов. Язык жестов соответствовал развитию наглядно-действенного мышления, когда внешние манипуляции с предметами составляли содержание мыслительного процесса. Но у языка жестов были серьезные ограничения. Во-первых, жесты невозможно разглядеть в темноте или в условиях ограниченной видимости. Во-вторых, жесты воспроизводятся с помощью рук, а когда руки заняты, общаться невозможно. В-третьих, жест трудно разделить на составные части, поэтому с его помощью невозможно выразить сложные мысли и описать разнообразные ситуации. Все это привело к тому, что на смену жестам и зрительной коммуникации постепенно пришли звук и речь.

Общение с помощью звуков постепенно развивало у предков человека наглядно-образное мышление, ведь материальным носителем информации теперь были не тело и движения рук, а звук. Общение с помощью звуков было уже у австралопитеков, они использовали около сотни звуковых сигналов. Но членораздельная речь появилась только у Homo erectus, т.е. у человека прямоходящего, примерно 2 млн лет назад. Эти предки человека уже использовали отдельные слова для обозначения предметов, а иногда и более сложные конструкции. В эпоху неандертальца 250 тыс. лет назад коммуникация с помощью звуков совершенствуется. У неандертальцев меняется анатомия гортани, что позволяет им издавать сложные звуки, можно сказать, что это уже была речь. Неандертальцы использовали не только отдельные слова, но и сложные предложения, в их языке была обширная лексика и простейшая, но все же грамматика. Становление языка и речи завершилось в верхнем палеолите 30–10 тыс. лет назад, когда у древних людей окончательно сформировалась способность к наглядно-образному мышлению.

Язык выполняет две функции: обозначающую и коммуникативную. Знаки языка замещают предметы, явления, события, мысли и используются как средство взаимодействия и общения людей. Общение или коммуникация состоит из двух связанных процессов – выражения мыслей и их понимания. Человек выражает себя не только в речи, но и в поступках, художественных образах, картинах и т.п. Это тоже языки, но они применимы только в некоторых замкнутых сферах и требуют дополнительных, иногда даже профессиональных знаний для своего понимания. Речь, в отличие от них, универсальна и доступна всем людям, она используется везде и повсюду и даже в качестве переводчика с других "частных" языков (жестов, образов и т.п.). Речь – особый тип языка, связанный с особым типом знаков – со словами. Общение с помощью слов свойственно только человеку, животные используют другие знаки: движения, запахи, звуки, но ни одно животное не может общаться с помощью слов, т.е. неспособно к речи. Речь может быть письменной и устной, однако это не меняет ее природы. В отличие от других языков, с помощью которых люди общаются друг с другом, речь всегда связана с мышлением. Эмоции, ощущения и переживания можно выражать в жестах, мимике, образах, но мысль воплощается и выражается только в слове, ее неясность порождает путаницу в выражении, и напротив, ясное слово свидетельствует о ясном мышлении.

Мышление не только выражается, но и формируется в языке. Конечно, этого нельзя сказать о логике и абстрактном мышлении, они одинаковы для всех народов, говорящих на самых разных языках. Но обыденное мышление, которое выражает этнические, исторические, культурные особенности того или иного народа, во многом складывается под воздействием языка. Люди, говорящие на разных языках, по-разному переживают и оценивают. В языке зафиксированы фундаментальные, жизненно важные образы, готовые оценки и восприятия реальности, которые в определенной заданной форме передаются другим поколениям людей. Например, существует два основных синтаксических типа языков, в которых зафиксировано два разных способа отношения к реальности. Различие этих подходов выражается особенностями фраз "я делаю" и "со мной происходит". В первом случае человек предстает как активный деятель, во втором – как пассивное существо, не контролирующее события. Русский язык согласно этой типологии тяготеет к пассивным безличным конструкциям, хотя и активные в нем имеются, но в повседневном общении их употребляют гораздо реже. Английский язык, напротив, тяготеет к активным языковым конструкциям, хотя в нем есть и пассивный залог.

Одним из основных и существенных признаков, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, является способность языка обслуживать общество. Мы с уверенностью можем сказать, что язык обслуживает общество не так, как все другие общественные явления, такие как, например идеология, бизнес и т.д. Кроме того вопрос о том, как именно язык обслуживает общество, остается открытым по сей день.

Наиболее важная, на наш взгляд, особенность языка, сближающая его с другими общественными явлениями, но одновременно кардинально отличающая его от них, состоит в том, что язык абсолютно во всех сферах человеческой деятельности обслуживает общество.

Следовательно, язык не может быть отождествлен ни с одним из других общественных явлений. Под языком нельзя понимать форму культуры или идеологию того или иного общества. Эта особенность языка, главным образом, вытекает из особенности одной из его главных функции, а именно, быть средством общения.

Выражение языком общественного сознания

Во-первых, главнейшим признаком языка как общественного явления является его способность отражать и выражать сознание общества в целом. Бесспорно, другие явления, которые обслуживают общество, также могут отражать общественное сознание, но, важно отметить, что отличительное свойство языка состоит в том, что он по своей сути является единственным средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.

Во-вторых, необходимо отметить, что проблема отражения общественного сознания в языке часто поднимается в специальных лингвистических работах, а также в курсах по общему языкознанию. Несмотря на это, проблема остается открытой и актуальной по сей день. Можно отметить, что существует множество четких определений сущности общественного сознания, также существует достаточное количество расплывчатых определений этой важнейшей философской категории. Общественное сознание неизбежно смешивается с такими понятиями как мышление, идеологиями т. п. В этом заключается основная проблема данного вопроса.

Благодаря общественному характеру языка, который создан обществом, мышление человека неизбежно приобретает общественный характер. Каждый разумный человек мыслит теми же категориями, какими мыслят окружающие его люди, пользуется теми же понятиями, какими пользуются все говорящие на данном языке. Язык, таким образом, превращается в одно из главнейших условий существования всего человеческого общества.

Следует подчеркнуть, что не все содержание человеческого опыта в последствие становится достоянием общества. Для процесса познания являются более существенными именно такие результаты человеческого мышления, которые верно и точно отражают мир, окружающий человека, иначе говоря, объективную реальность. Можно предполагать, что на протяжении всей истории человечества, в процессе естественной борьбы индивидов за существование сознательно, а в большинстве случаев и совершенно стихийно, отбиралось и обобщалось то, что было жизненно необходимо и практически полезно.

Общественный характер мышления можно выявить на любом этапе социального развития. Именно благодаря общественному характеру мышления осуществляется духовная и культурная связь между разными историческими этапами .

Мышление отображает объективную реальность на основе и по средствам практики. Практика общества, прежде всего, неразрывно связана с деятельностью отдельной личности, индивидуальной практикой.

На мой взгляд, неверно предполагать то, что система некоторых материальных средств языка представляет полное и точное отображение всего того, что находится в общественном сознании. Следует отметить то, что понятийная сфера является более мобильной, нежели сфера средств материального выражения "Язык... - справедливо замечает Г. О. Винокур, - обладает способностью сохранять свою раз возникшую материальную организацию в качестве пережитка очень долгое время после того, как закончился породивший его этап культурного развития... Унаследованные от прошлого структуры очень легко приспособляются к новым условиям" .

В связи с проблемой взаимоотношения языка и общественного сознания нам следовало бы указать на некоторые идеи решения данной проблемы, сформулированные различными учеными.

Язык изображается как творец действительности, которая формирует человеческое сознание. Одним из самых ярких и известных представителей этой теории является известный немецкий языковед первой трети XIX в. Вильгельм Гумбольдт .

Язык, по Гумбольдту, заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и формирования мироощущения и мировоззрения. Язык есть внешнее проявление духа народа, язык народа – это его дух, энергия. Бесспорно, строение языков у разных народов различно, потому что отличны их духовные особенности; язык, какую бы форму он ни принимал, всегда есть духовное воплощение индивидуально-народной жизни. Как предметы внешнего мира, так и возбуждаемая внутренними причинами деятельность одновременно воздействуют на человека множеством своих признаков. Однако разум стремится к вычленению в предметах общего, он расчленяет и соединяет и свою высшую цель видит в образовании все более и более объемлющих единств. Посредством субъективной деятельности в мышлении образуется объект. Весь язык в целом находится между человеком и воздействующей на него внутренним и внешним образом природой. Так как восприятие и деятельность человека зависят от его представлений, то его отношение к предметам целиком обусловлено языком .

Идеи Гумбольдта получили поддержку ряда других ученых молодого поколения, из которых наиболее видным представителем является Лео Вейсгербер . Так же, как и Гумбольдт, Вейсгербер объявляет язык мысленным «промежуточным миром», который является результатом взаимодействия мира вещей и мира сознания. По Вейсгерберу, язык является тем, что охватывает все явления, связывая их в единое целое. Язык сам создает окружающий мир. Язык есть образ, картина мира, мировоззрение народа. Различие языков объясняется различием самих взглядов на мир, и, естественно, для людей различных национальностей мир выглядит различно. Слова не предполагают отдельные предметы, а упорядочивают многообразие предметов под определенным углом зрения общества. Все зависит от мировоззрения, от точки зрения на мир. Наиболее удачное определение языка, пишет Вейсгербер, гласит, что язык (немецкий, английский) - это процесс вербализации мира, осуществляемый языковым коллективом (немецким, английским). Язык классифицирует и упорядочивает материал, добытый в результате воздействия внешнего мира на органы чувств человека, которые дают искаженное представление об окружающем мире. Языковые приемы образуют языковый образ мира, понятийную сторону языка .

В самой тесной связи со взглядами Вильгельма Гумбольдта и его последователей находится также гипотеза Сепира - Уорфа.

Язык, по мнению Э. Сепира, служит руководством к объективному восприятию социальной действительности. Факты свидетельствуют о том, что реальный мир в значительной мере бессознательно строится на языковых нормах данного общества. «Мы видим, слышим или иным образом воспринимаем действительность так, а не иначе потому, что языковые нормы нашего общества предрасполагают к определенному отбору интерпретаций...» .

Эти взгляды далее получили свое развитие в работах Б. Уорфа. «Наш лингвистический детерминированный мыслительный мир не только соотносится с нашими культурными идеалами и установками, но захватывает даже наши, собственно, подсознательные действия в сферу своего влияния и придает им некоторые типические черты» . На такой вопрос, как: «что было первичным - нормы языка или нормы культуры?» Уорф отвечает следующим образом: «В основном они развивались вместе, постоянно влияя друг на друга. Но в этом взаимовлиянии природа языка является тем фактором, который ограничивает свободу и гибкость этого взаимовлияния и направляет его развитие строго определенными путями» .

Существует значительное очень богатое разнообразие теорий психологического направления, рассматривающих сущность языка. По мнению Г. Штейнталя, индивидуальная психика является источником языка, а законы языкового развития - психологическими законами. Подобно Штейнталю, В. Вундт считал язык фактом психологии народов, или «этнической психологии». Всякое выражение в основе своей художественно. Отсюда лингвистика, как наука о выражении, совпадает с эстетикой.

Другая теория была разработана Фердинандом де Соссюром . Соссюр исходит из различения трех аспектов языка: языка-речи, языка как системы форм и индивидуального речевого акта - высказывания. Язык есть система нормативно тождественных форм. Язык не является деятельностью говорящей личности. Высказывание, наоборот, индивидуально. Система языка является внешним для всякого сознания фактом, от этого сознание не зависящим.

Диалектический материализм учит, что законы отражения носят объективный характер, т. е. действуют независимо от сознательных побуждений людей, независимо от того, знают или не знают люди эти законы .

Этот тезис находится в полном соответствии с указанием К. Маркса, который рассматривал процесс мышления как «естественный процесс». «Так как процесс мышления сам вырастает из известных условий, сам является естественным процессом, то действительно постигающее мышление может быть лишь одним и тем же, отличаясь только по степени, в зависимости от зрелости развития и, в частности, развития органа мышления. Все остальное вздор» .

Язык - средство выражения идеального. Языковые знаки отличаются от образов. Знаки передают значение вещей и явлений действительности, выступая их своеобразными знаменателями. На планете известно более 3000 языков + исскуственные языки науки : математические и химические формулы; графики; художественно-образный язык искусства ; система сигналов; мимика и т. д. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь - это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. д., кот. осуществляется с помощью языка. Язык - это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное богатство всего общества, т. е. язык исполняет роль механизма социальной наследственности. Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается - мысли. И это сознание зависит от уровня культуры слушающего. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлениям к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление. Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание (различаются стили мышления разных народов). Но влияет и также в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм. Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души невозможно выразить обычным языком. Для этого нужна поэзия, музыка, искусство, и другие не рациональные формы проявления человеческого сознания. Можно выделить следующие функции языка: 1) номинативная (способность языка обозначать мир вещей и процессов); 2) познавательная (помогает участвовать в познавательном процессе); 3) коммуникативная (средство общения).

18. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер. Общественное сознание существует над личностью в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания, в языке, в науке, философии, творении искусства, т.е. в духовной жизни общества. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие. Общественное сознание существует в исторически сложившихся и изменчивых формах. Ими являются: политические и правовые взгляды; мораль; наука; религия; искусство; философия. Каждая из них, будучи отражением общественного бытия, имеет свою специфику и выполняет определенную роль в общественной жизни и развитии общества. Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданном обществом естественном и искусственном языке, творениях духовной культуры, нормах и взглядах социальных групп и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием, т.к. общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня. Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного итого же процесса; в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. Сознание может и искажать бытие, и задерживать его развитие. В структуре общественного сознания следует также различать его уровни в виде обыденного и теоретического сознания, а также их составляющие - общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание - осознание повседневных потребностей людей, оно не проникает в сущность вещей и включает в себя всю сумму эмпирических знаний. Теоретическое сознание реализуется в форме научных идей, теорий, законов. Обыденное и теоретическое сознание тесно взаимосвязаны, границы между ними меняются: идеи, возникшие как сугубо теоретические, могут быть использованы в массовом масштабе через какое-то время, тем самым становясь повседневностью. Общественная психология - это массовое, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Идеология - система взглядов, идей, отражающих социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы определенных социальных групп. Внутри общественного сознания происходят стихийные взаимодействия между всеми уровнями и формами, которые поддаются влиянию и могут изменяться.

19. Познание как философская проблема. Концепции обоснования знания в истории философии и современных гносеологических учениях.

Проблема познания является одной из философских проблем, это центральная проблема в любом философском учении. Раздел познания в философии называется гносеологией. С середины XIX в. в англоязычных странах используется поня-тие эпистемология. Проблему познания рассматривают как с сенсуалистических, так и с рационалистических позиций. Сенсуалистическое направление связано с развитием концепции эмпирического, опытного знания (Бэкон, Гоббс, Локк). Рационалистическое - связано с разработкой роли и значения разума в познании мира (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель). Бэкон признавал необходимость наблюдения и опыта для получения знания. Но опыт может дать истинное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” - привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Декарт ставил на 1-е место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Другим направлением в конце 19-начале 20 вв. стало иррационалистическое (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор). Шопенгауэр уменьшил роль разума за счет эмоций и оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональный моменты (интуиция). В попытке ответить на вопрос о познаваемости мира существуют 3 направления: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Агностицизм - не признает либо возможности человека познавать мир, либо познаваемость самого мира, или же допускает ограниченную возможность познания. Оптимизм - оптимистически смотрит на настоящее и будущее познание. По мнению оптимистов, мир познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания. Скептицизм - все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Субъективно-идеалистическое направление - обратило внимание на активную роль субъекта в познании, указав, что без субъекта нет объекта. Объективно-идеалистическое направление - процесс сознания связан с верой и часто рассматривается как божественное откровение тайн бытия. Вопросы, связанные с процессом познания становятся актуальными в Новое время. В это время европейская философия развивает все направления познания, которые связаны, прежде всего, с наукой, с практическим применением. Принципиальное отличие познания Нового времени: 1) исследует природные процессы, «машину мира»; 2) применяет другие методы исследования - экспериментальные; 3) ориентируется на практику, усовершенствование процессов производства. Благодаря этому формируется новый вид знания - объективный, сущностный, во многом благодаря тому, что преодолевается человеческий субъективизм. Философия в процессе исследования процесса познания постепенно пришла к следующим выводам: 1) познание - результат активного преобразования объекта человеком; 2) практика - основа познания; 3) проблемы практической деятельности остаются важнейшим фактором, определяющим направление научного поиска; 4) формируются парадигмы, которые определяют направление научного поиска; 5) основным видом познания становится наука. Т.о. можно наглядно проследить поступательное развитие познания от чувственного к научному в историческом процессе развития общества.

20. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания.

Процесс познания - это субъектно-объектный процесс. Субъектом познания выступает носитель сознания - человек. Субъект никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность со всеми её страстями, интересами, чертами характера, силой воли или безволия и т.д. Если субъект - научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, противоречия, общие цели, единство действий и т.п. Часто под субъектом познания имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности. Объект в отношении к субъекту - это не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта и наоборот. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является творцом истории, сам создает необходимые условия своего существования. => Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. Прежде чем стать объектом он должен быть предварительно создан, сформирован. Т.о. в социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. Предметная структура деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представлены в качестве искусственных органов человеческой деятельности, с другой, они могут рассматриваться в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «для чего нужна та или иная деятельность». Цель отвечает на вопрос «что должно быть получено в деятельности». Человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Наука ориентированна на предметное объективное исследование действительности. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру, и все рассматривает только сквозь призму этой структуры. Субъективную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но в особом ракурсе и с особой точки зрения.

21. Специфика и основные формы чувственного познания.

Чувственное познание - отражение фактов при помощи форм чувственного познания (ощущения , восприятия , представление). Ощущение - основано на телесной организации человека. Тело - окно сознания во внешний мир. Телесная структура человека существенным образом отличается от телесной структуры животных: способность прямохождения, мозг, строение органов обоняния, осяза-ния, вкуса, зрения. Развитие органов чувств - результат эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Человек может развивать в себе остроту чувств ощущения. Ощущение - простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества, свойства, стороны материальных предметов и явлений, цвета, запахи, вкусы, звуки. Ощущения - переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека, воспроизведение отдельных сторон предмета. Между актом воздействия предмета на органы чувств и возникновением образа практически не существует временного промежутка. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания - восприятие. Восприятие целостный образ предмета, отражение совокупности его сторон, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств. В появлении восприятия участвуют память, мышление, опыт. Образу свойственно не совпадать с объектом, а лишь ему соответствовать. В результате ощущения и восприятия возникает субъективный образ объективного мира. Представление - способность хранить чувственные образы и воспроизводить их вновь. Роль чувственного отражения огромна. Органы чувств являются единственным каналом, который связывает человека с внешним миром. Представления - это образы тех предметов, которые воздействовали на органы чувств человека и восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Представления - чувственный образ ранее воспринимавшегося объекта, или образ, созданный творческой деятельностью мышления. Опирается на память и воображение. Память - свойство нервной системы, связанное со способностью хранить и воспроизводить информацию о прошлом. Воображение - способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся (мечтания, грезы, сновидения). Ощущения, восприятие, представления являются субъективными образами объективного мира. Они красочны, многообразны. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью любого познания, но не дает возможности понять внутреннюю сущность предмета или явления. Сущность не лежит на поверхности и не может быть, поэтому воспринята через органы чувств. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Т.о. чувственное познание - взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.

22. Специфика и формы рационального познания.

Рациональное познание - это взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется с помощью понятий, суждений, умозаключений. Рациональное познание (дискурсивное) базируется на анализе этого материала, который дают нам органы чувств. Чувственное познание не даёт нам возможности понять сущность предметов - это задача рационального, дискурсивного познания, абстрактного мышления, которое существует благодаря языку. Понятия - результат обобщения предметов некоторого класса по совокупности отличительных признаков. Образование понятия - сложный диалектический процесс, включающий сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними) и обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе их общих, наиболее существенных признаков, отвлечения от второстепенных). Понятия выражают не только предметы, но и их свойства и отношения между ними (в каждой науке есть свой понятийный аппарат). Суждение : включает понятия, но не сводится к ним, представляет собой особую форму мышления. Это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Во всяком суждении различают предмет мысли, и предмет суждения - то, что говорится о субъекте. Всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь. На базе понятий и суждений формируются умозаключения - рассуждения, в ходе которых логически выводятся новые суждения. Умозаключение - содержит в своем составе суждения и понятия, но не сводится к ним, а предполагает ещё их определенную связь. Это форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Вместе с понятиями, суждениями и умозаключениями преодолевается ограниченность чувственного познания. Умозаключения незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития. При помощи абстрактного мышления у человека появляется способность к отрицанию общего в предметах, к отражению существенного в предметах, а также способность к конструированию на основе познания сущности. Рационализм - размышления, логическое построение, иррационализм - это интуиция.

23. Способы постижения реальности: обыденное познание, миф, религия, художественное познание, философия, наука.

Истина как процесс представляет собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной к истине абсолютной. Относительная истина характеризует неполноту, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Это истины, нуждающиеся в уточнении, дополнении, углублении, конкретизации, дальнейшем развитии. Абсолютная истина концентрирует в себе то, что является безусловным, не может быть опровергнуто или уточнено в будущем, что составляет элементы незыблемого знания в общем объеме относительного знания. «Вечные» истины являются своеобразными вариациями абсолютной истины, т.е. твердо установленные, точно зафиксированные, не подлежащие сомнению факты. Попытки признавать существование только относительных истин получили название релятивизм. Стремление оперировать только абсолютными истинами вобрал в себя догматизм, который не учитывает специфические условия места, времени, действия выдвигаемых положений. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. Научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическое выражение. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит от человека. Истину характеризует такое свойство как конкретность. Она отражает объект или какую-нибудь его сторону в определенных условиях места и времени. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не сущ. Истина всегда конкретна. Принимая за истинное то, что на самом деле не соответствует реальности - заблуждение. Это есть непреднамеренное несовпадение нашего понимания объекта самому этому объекту. Заблуждения уводят в сторону от истины, мешают её постижению, но с другой стороны они нередко способствуют созданию проблемных ситуаций => дальнейшего развития науки. Ложь - сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Ложь не в состоянии вырасти в истину, служить её достижению. Критерии истины . Приверженцы рационализма считали критерием истины само мышление (Спиноза , Декарт , Лейбниц). Кант: всеобщего материального критерия истины не может быть, само существование такого критерия противоречиво. Но признает формально-логический критерий истины. Соловьев: центральным в установлении истины является моральный аспект, её критерий предполагает добросовестную работу мышления. Верифицируемость - (ХХ век неопозитивисты) процесс установления истины в результате их эмпирической проверки. Исследование роли практики как критерия истины наблюдается в марксизме. Для того чтобы сравнить имеющийся образ с самим объектом, необходимо практически воздействовать на него, в случае обнаружения изменений, которые мы прогнозировали, можно считать исходные представления истинными. Формально-логический критерий истины предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости, полноты и взаимозависимости аксиом.


Чем бы ни занимался человек, он непрерывно говорит и даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно говорить точно так же, как ходить или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью ска-зать, является ли он врожденной способностью или мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание чело-веком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется воз-можностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые ус-ловия и средства преодолеть ограничения своего психосоматиче-ского опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизнен-ные, познавательные и коммуникативные потребности.

Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как сред-ство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как при-спосабливаться к окружающей среде, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния со-знания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.

Каждый из нас с момента рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм обще-ния людей. Он использует их в целях передачи своих мыслей дру-гому в форме письменной или устной речи. Когда речь построена по правилам языка, то она становится понятной другому человеку. Наша речь - это наша индивидуальная способность употребления языка как связной совокупности социально-значимых средств об-щения. «Дар речи» (выражение выдающегося ученого-языковеда Ф. Соссюра) - это способность, «произрастающая» из психиче-ских и телесных глубин человека, имеющая выраженную биогене-тическую зависимость и использующая язык. Не вдаваясь в под-робности различения речи и языка, укажем на общность их связей, укорененных в истории, культуре, обществе, общении людей, в чело-веческой психике и теле. Сопряженность языка и сознания, его роль в актах сознания заставляет нас, скорее, говорить о речесозна тельной деятельности человека. Воплощенный в речи, язык фун-кционирует в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке, в принятии решений, хранении, воспроизведении и передаче своего опыта дру-гим поколениям людей. Тело, его органы, психика и сознание «про-питаны» свойствами речи.

Знаком называют взаимосвязь означающего (в форме письма, рисунка или звука) и означаемого (значения слова или понятия). Языковой знак соотносится, как правило, со словом, в форме которо-го усматривают минимальную единицу языка. Способность любого знака обозначать какое-то явление, свойство, отношение обычно называют его значением, или понятием. Например, с понятием о камне ассоциируется предмет со свойствами твердости, тяжести, формы и др. Совокупность свойств, образующих понятие о камне или значение слова «камень», никак не связана с произвольной по-следовательностью буквенных знаков или произносимых звуков к-а-м-е-н-ь, которые его выражают. Это понятие могло быть выра-жено каким угодно знаком - означающим, о чем свидетельствуют его написания и произношения в различных языках. Тем самым мы замечаем, что связь между знаком и значением, означающим и означаемым произвольна, т.е. она ничем не детерминирована ни со стороны знака, ни стороны значения. Знак и значение взаимно определимы: знак - всегда то, что имеет значение, а значение - это то, что обозначается знаком, выражается в его письменной, изоб-ражаемой или звуковой форме.

Надо заметить, что сам термин «знак» имеет длинную историю от античной философии до сегодняшнего компьютерного модели-рования.

Уже Платон отличает способность языка представлять предметы через отношение подобия между означающим и означае-мым от способности языка действовать на основе соглашения, дого-воренности. Произвольность знака отчетливее намечается у сто-иков. Под означающим они подразумевали то, что воспринимается, а под означаемым - то, что понимается. Семиотические свойства языка, выражавшие его способности обозначения явлений, стали предметом философских исканий средневековых мыслителей от Ав-густина до Фомы Аквинского. Свойства знака привлекают своей искомостью, универсальностью и разнообразием возможностей его употребления. Одни знаки отличаются от других по тому, как они обозначают предметы. Поэтому знаки всегда пытались раскласси-фицировать. С каждым видом знака ассоциировалась та роль, кото-рую он играл в жизнедеятельности человека.

Одной из первых современных классификаций знаков считается разделение знаков на три основных вида, предложенное Ч. Пирсом.

Он выделил «иконические знаки», «знаки-индексы» и «знаки-симво-лы». Иконический знак обладает сходством с тем, что он обознача-ет; знак-индекс может играть роль признака (дым - признак кос-тра) или симптома (жар - симптом высокой температуры); знак-символ действует на основе договоренности о том, что он будет обозначать.

Наиболее распространенные классификации знаков, как прави-ло, сводятся к разделению их на неязыковые и языковые, или на естественные и искусственные. Так, Гуссерль делит знаки на «зна-ки-указатели» и «знаки-выражения». Первые из них он относит к неязыковым знакам, представляющим или замещающим какие-либо предметы. Эти знаки не выражают сознание и не могут служить средством общения. Вторые знаки являются языковыми знаками, которые выражают акты сознания и служат средством общения людей. Существуют классификации знаков более общего вида. В них все знаки разделяются на естественные и искусственные; при-чем искусственные знаки, в свою очередь, делятся на языковые и неязыковые. Кроме того, языковые знаки подразделяются на есте-ственные языки (например, национальные) и искусственные (на-пример, языки науки), а неязыковые знаки - на сигналы, символы и другие знаки. Свойства искусственных языков математики симво-лической логики, химии и т.п. производны от знаковых особеннос-тей естественных языков человеческого общения.

Любой вид знака, независимо от того, в какую классификацию он включается, предполагает отношение между означаемым и означа-ющим. Правда, сам характер этих взаимоотношений варьируется в зависимости от разных свойств, которые в них проявляются. Так, действие естественных знаков-признаков основано на фактической детерминации означающего означаемым. Тогда как сходство озна-чающего и означаемого, например, в знаках-рисунках, поддержива-ется уже определенными соглашениями. А произвольный характер национальных языков или знаков-символов определяется главным образом конвенциональными (договорными) условиями. Например, под словом «стол» подразумевается соглашение о том, что оно бу-дет выполнять функцию знака тех предметов, за которыми можно сидеть. Знак «+» выражает конвенциональное правило-символ ариф-метической суммы чисел или (если он красного цвета) - символ медицинской помощи. Если мы сталкиваемся, например, со знаками-аллегориями, то они могут быть выражены в форме художественного образа-символа (например, «Обрыв» - название романа И.А. Гонча-рова - является аллегорическим символом душевной драмы, жизненного «обрыва» героини). Знаки-жесты рук, пальцев, мимика лица, позы тела, пантомимы и т.п. обладают вторичными знаковыми свой-ствами и могут выполнять роль способов общения людей (например, «стрелять глазами» - жест человека, который стремится привлечь к себе чье-то внимание; «морщить лоб» - жест человека, думаю-щего над чем-то или недовольного кем-то). Знаки-сигналы содержат информацию, которая фиксирует отношения непосредственной зави-симости между своим

источником и носителем (например, передача информации средствами радио- или телеграфными сигналами).

Таким образом, различия знаков (с какими бы классификациями знаков мы не сталкивались) относительны. Между знаком и тем, что он обозначает, не может быть никакой причинной связи. Про-сто знак может обладать элементами сходства с обозначаемым пред-метом, но может и не иметь никакого сходства с ним. Отсутствие сходства с обозначаемым предметом превращает знак в незамени-мое орудие обобщения предметных свойств и отношений. Значе-ние любых видов знака «прочитывается», когда сформулированы правила или условия договора относительно тех функций, которые он должен выполнять, когда носители языка определяют характер подобия в отношениях обозначения. Произвольность языкового знака может корректироваться желаниями людей уподобить его свойства каким-либо предметам, и наоборот, степень сходства означающего и означаемого уменьшается или усиливается в зависимости от того, какие правила-конвенции приняты в данном сообществе людей. Знание, закрепленное в значении слова-знака, воспринимается и расшифровывается благодаря языковым способностям человече-ской памяти.

Память людей содержит в себе элементы логических, энцикло-педических, лексико-семантических и прагматических способнос-тей. Логические способности воплощены в особенностях дедуктив-ного или индуктивного вывода, а также в умении оперировать соот-ветствующими знаками. Энциклопедические способности выражают наши знания языка. Лексико-семантические навыки основываются на использовании всевозможных приемов синонимии, полисемии, омонимии, а также на применении метафоры, метонимии и других смысловых фигур языка. Прагматические навыки обусловлены на-шим языковым опытом, который позволяет использовать язык дан-ной культуры с учетом ее исторических, социальных и других жиз-ненных ограничений и в соответствии с нашими целями, потребно-стями, желаниями, интересами. С помощью языка мы фиксируем, запоминаем, храним, воспроизводим и передаем из поколения в по-коление знания, приобретенные в нашей жизни, обмениваемся зна-ниями, которые накоплены в разных культурах.

Произвольные качества языка наделяют его не только неограни-ченным числом степеней свободы в общении людей, но и превраща-ют язык в незаменимое средство выражения разнообразных актов или состояний нашего сознания: мыслительных, чувственных, эмо-циональных, волевых, мнемических, а также производных от них актов и состояний убежденности, веры, сомнения, страха, вины и многих других. Использование языка в целях общения и выражения созна-ния сопряжено с речью в ее устной и письменной формах. При этом, как мы уже отмечали в предшествующем параграфе, внутрен-няя форма речи существенно отличается от внешней. Слушающий или адресат получает речевой стимул, какой-то фрагмент знания в форме устного, звучащего или письменного слова. Он затрачивает усилия, необходимые для расшифровки сообщения на фоне конк-ретных ситуаций общения и бытия. Каждое слово, словосочетание или высказывание обозначают предметы, действия, свойства, отно-шения. Обозначая их, язык как система знаков замещает предмет-ный мир, его свойства и отношения. Например, слово «кошка» соот-носится с определенным видом животных. С его же помощью мы фиксируем действие этого животного - «кошка бежит», выделяем конкретное свойство - «кошка серая», соотносим поведение кошки в определенной ситуации - «кошка бежит по лестнице» и т.д.

Речь является индивидуальным актом обращения человека к языку как социальному и культурному явлению. Она предполагает комбинаторную способность говорящего человека, его умение пользо-ваться языком для выражения чувственных образов, мыслей, эмо-ций, воли, памяти. Речь обеспечивается ресурсами органов речи че-ловека, позволяющими артикулировать и произносить звуки и зву-косочетания. Свободное комбинирование знаков и выстраивание их в нужные последовательности - высказывания, сделанные в устной или письменной форме, - есть основное назначение речи. Именно поэтому говорят, что без речи нет языка, хотя справедливо и обратное: без языка невозможно судить о речевой способности человека. Потребности общения людей диктуют соблюдение в речи формальных и нормативных предписаний языка: орфографических (написание), фонологических (произношение), синтаксических (орга-низация предложения), семантических (значения слов и других эле-ментов языка) и прагматических (особенности использования язы-ка в конкретных ситуациях). Речеоформление актов или процессов сознания осуществляется средствами фонологии, синтаксиса, семанти-ки и прагматики языка. Язык и речь обеспечивают выразитель-ность сознания совместными усилиями.