Что значит коммуникация. Определение коммуникации

Начну свой цикл статей о коммуникации с самого главного. Коммуникация очень важна в нашей жизни. Можно сказать, что без коммуникации невозможно существование ни одной из сфер нашей жизнедеятельности.
Что же такое коммуникация?

Само слово «коммуникация» произошло от латинского слова «communicatio», что означает «сообщение», «передача». Есть разные научные определения этого термина. Наиболее понятное простому человеку определение дал, на мой взгляд, С.В. Бориснев: под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Проще говоря, коммуникация – это общение в разных его проявлениях.
И если бы не было общения, чтобы мы с вами делали? Сложно представить себе мир без коммуникаций. Ведь даже если мы не будем разговаривать, то сумеем общаться с помощью жестов, мимики, символов и т.д. А это тоже разновидности общения.

Общаться можно не только при помощи слов и речи. Коммуникация включает в себя и речевые, и неречевые формы взаимодействия. Можно выделить и письменную коммуникацию.
Получается, что жизни без общения просто нет. Если кто-то готов это опровергнуть, пожалуйста, с удовольствием выслушаю вашу точку зрения.

Однако общение общению рознь. Один говорит грамотно, красиво, слова так и журчат ручейком, и плавно переливаются. А другой общается рваными предложениями, грубыми словами, проглатывает окончания и норовит обидеть. С каким человеком мы дальше захотим продолжить отношения? Ответ очевиден.

Поэтому в коммуникации важно не только само наличие факта общения, а именно стиль общения и его содержание. То, что мы говорим, может различаться в зависимости от того, к кому мы обращаемся, где происходит процесс общения.
Согласитесь, о том, что у вас заболела собака, и перестал работать вентилятор, на деловом совещании вы явно говорить не станете. Это тема для домашней обстановки или встречи с близкими друзьями.

Однако одну и ту же мысль мы можем по-разному передать в общении, исходя из того, с кем мы сейчас разговариваем. Например, о том, как работает проигрыватель, другу вы буквально на пальцах это покажете, не пренебрегая словами: вот так; ну, а это сюда; а потом еще разик нажать и т.д. Но на презентации этого же проигрывателя вы явно построите свою речь по-другому и объяснение ваше уже будет более лаконичным, плавным и серьезным.

Из этого следует вывод, что в жизни встречаются разные сферы общения:
— Деловое
— Дружеское
— Манипулятивное
— Письменное
— Внутреннее (когда человек разговаривает сам с собой, думает)
— Публичное
— Общение в интернете

В любой сфере и виде общения есть свои особенности, зная которые можно эффективно управлять процессом общения, направляя его в то русло, которое нужно вам.

Результаты, которые вы получите, применяя навыки уверенного и эффективного общения, будут вас очень радовать. Вы сможете:
— Выгодно себя подать
— Расположить к себе
— Вызвать доверие
— Убедить других
— Добиться желаемого
— Достичь взаимопонимания с собеседником
— Научить чему-то другого человека
— Повысить свою уверенность и настроение

Кажется, что общаться – просто. Ведь мы каждый день разговариваем между собой. Но чтобы в жизни достигать результатов, и быть эффективным, надо и общаться продуктивно. А для этого необходимо тренировать свои коммуникативные навыки. А, значит, нужно как можно больше общаться. Однако без знания того, как именно надо общаться в разных ситуациях, можно «наломать дров». Именно для изучения и применения основных коммуникативных навыков и существуют тренинги общения.

Читать книги про общение, конечно, тоже полезно. Но с книгой вы не можете разговаривать. Вернее сможете, но только в одну сторону. Книга вам ничего не ответит, и стерпит все ваши оскорбительные и неэффективные слова. Обратную связь, которая так необходима при обучении общению, вы сможете получить, только непосредственно пробуя свои силы во взаимодействии с другими людьми. Это происходит на тренинге.

В отличие от реальной жизни, на тренинге ошибка не приведет к какому-то плачевному результату от неправильно сказанных слов. Участники смотрят на себя со стороны в разных ситуациях коммуникации. Они понимают, что делают не так, какой разговор привел к данным последствиям. На тренинге все легко исправить. Это тренировка. Но тренировка эта происходит в очень приближенных к естественным условиях. Это как в жизни, где есть право на ошибку. И ее можно исправить, и переиграть ту же ситуацию еще раз.

Поэтому тем, кто чувствует свою слабость в каком-то виде коммуникации, будет полезно посетить один из тренингов общения.

Обратите внимание на наши тренинговые программы:

Статьи по теме:

Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

План

1. Коммуникация: понятие и виды

2. Результаты воздействия массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание

3. Современные тенденции в развитии массовой коммуникации

4. Социологические аспекты Интернет

Коммуникация: понятие и виды

Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т. д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.

Истоками изучения коммуникации послужили различные направления психологии, лингвистики, идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирования социального знания как часть социальной деятельности людей.

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация - передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что, было монополией одного или нескольких. Коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть.

Коммуникация- это передача информации, идей, оценок или эмоцией от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Коммуникация- социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. ТО есть для коммуникации существенен переход от говорения одного к действиям другого.



Последнее определение наиболее подходит для выражения сущности такого социального феномена, как коммуникация. В нём улавливается главное в коммуникации однолинейная направленность информационного воздействия. Коммуникация- это субъект - объектное отношение. Однако не всегда этот процесс можно квалифицировать как побуждение другого к выполнению действия. Например, паралингвистический уровень коммуникации (мимика, жесты и т.д.) даёт достаточно информации о субъекте коммуникативного акта, но далеко не всегда может расцениваться как побуждение к действию.

Понятие коммуникации существует на двух уровнях - на уровне обыденного и уровне научного представления об этом явлении. На обыденном уровне под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода. Например, выражение: "коммуникативный человек"- характеристика того, кто легко идет на контакт с людьми, находит с ними взаимопонимание, кто сам открыт для контактов и общения. Некоторые научные определения коммуникации, при которых она не отдаляется от общения, базируются именно на обыденном представлении. Исходя из этого, определяются как сам коммуникативный процесс, так и его участники:"коммуникационное действие- завершенная" операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Субъектами вступавших в коммуникацию, могут преследоваться три цели:

1)реципиент желает получить от комуниканта некоторые привлекательные для него смыслы;

2)коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;



3)комуникант и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами.

Исходя из этого определения коммуникации, выделим три формы коммуникативного действия:

1)подражание- уподобление чему-нибудь или кому-нибудь, присущее первичному уровню социализации (передача традиций и обычаев);

2)диалог- форма взаимодействия равноправных субъектов коммуникации;

3)управление- форма воздействия субъекта на объект.

Данная модель показывает, что при рассмотрении коммуникации только как диалог, во-первых, происходит смешение понятий " коммуникация" и "общение", так как диалог- это характеристика общения, а управление- характеристика коммуникации в строгом смысле слова; во-вторых, при этом в самом понятии коммуникации происходит смешение двух уровней её определения - обыденного и научного, так как подражания не может быть отнесено к коммуникации как таковой и является свойством индивида, способствующим адаптации его в среде существования.

Смешение понятий "коммуникации" и "общение" являются довольно распространенными в научной литературе. Это происходит из-за того, что перевод английского слова communication включает несколько смыслов и может означать передачу, сообщений сведений, информацию, связь, средства связи, а также общение.

Американский политолог Г. Лассуэл в 1948 г. предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммутатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория;

5) с каким эффектом? - эффективность.

Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).

Всесторонне исследовались и особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Так, обнаружено, что Я-включенность в содержание коммуникации (близость ее содержания наиболее значимым для аудитории проблемам) снижает эффективность убеждения: у людей в областях, наиболее близких им, существуют наиболее обоснованные и проверенные опытом мнения, изменить которые крайне сложно. Активное ролевое проигрывание изначально неприемлемой позиции способствует ее принятию в будущем.

Важным является степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, вероятно, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам. Влияние группы проявляется и в том плане, что мнения, которые люди сообщают публично, труднее изменить, чем те, которые широко не афишировались. Замечено также, что поддержка даже одного человека ослабляет давление большинства на индивидуальное мнение.

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

1. Межличностная коммуникация – это непосредственный, «лицом к лицу», контакт людей. Онапредполагает известную, психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос-ответ, просьба-отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.

2. Групповая коммуникация – это процесс общения людей в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.

3. Массовая коммуникация - это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т. д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передала знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся:

· позиция группы или позиция отдельных ее членов;

· селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями.

В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг. массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, что говорит человек (тема), нежели на его конкурентную позицию по данной теме. Другими словами: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Воздействует массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса.

В настоящее время для объяснения механизмов влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание предложены в многочисленных теориях. Наиболее популярные из них:

· теория использования и удовлетворения , в которой подчеркивается, что человек выступает в качестве активного фильтра информации, а не ее пассивного получателя. Ее недостатки: она игнорировала негативные результаты влияния массовой коммуникации в обществе, а также постулировала чрезмерную рациональность человека, его способность сознательно выбирать то, что ему необходимо.

· теория зависимости, центральное положение которой таково: реципиент (получатель информации) зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои коммуникации и достигать различных целей.Степень влияния СМИ на аудиторию варьируется и зависит от состояния самого общества(социальные изменения и конфликты влияют на переоценку ценностей и норм и порождают потребность в дополнительной информации) и самих СМИ (от их количества и близости к нормам и ценностям объекта воздействия).

Синтезируя рассмотренные подходы, можно описать процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и массовое сознание. Социальные институты и СМИ формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

от лат. communicatio - сообщение, связь) - взаимодействие двоих или более людей, заключающееся в обмене информацией (синоним - общение). Способность к коммуника- ции определяет нормальное развитие зрелой личности, патология коммуникативных возможностей неизбежно ведет к патологии личности и наоборот .

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИКАЦИЯ

лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К.

До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К."). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных системах с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм.

Тема К., интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.), лингвистов (Ф. Соссюр и др.) и семиотиков (Ч. Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством, в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек - машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно категории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных.

При анализе и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном -). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у К. Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Ю. Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) методологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия "К." в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализаций, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. К. (несущую в этимологии индоевропейский корень "mei" - меняться, обмениваться) следует отличать и от диалога, поскольку его целевой причиной является слияние личностей, участвующих в нем, и от общения, ибо последнее имеет дело прежде всего с общими механизмами воспроизводства социального опыта и порождения нового. Между тем, вопросы, связанные с К., исторически поднимались и развивались в рамках проблематики диалога и общения.

Классическая линейная модель коммуникативного акта подразумевает адекватную передачу информации от адресанта к адресату. В соответствии с этой моделью адресант кодирует некоторую информацию знаковыми средствами той знаковой системы, которая используется в данной форме К. Для усвоения информации от адресата требуется обратная процедура представления содержания - декодирования. Линейная модель коммуникации обладает по крайней мере двумя существенными недостатками: во-первых, она исходит из возможности непосредственного получения информации, а во-вторых, она неизбежно субстантивирует содержание. Такой трактовке К. противостояла феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Б. ВальденАельс, А. Шютц, Бергер, Лукман и др.), развивавшая идеи интерсубъективности и жизненного мира. В современной феноменологии подчеркивается, что традиционная диалогика, восходящая к Платону, распространенная еще во времена Гердера и Гумбольдта в понятии "сообщение" и пронизывающая нашу научную и всенаучную повседневность, предполагает как само собой разумеющееся участие в целом. Но всеобщее, выражающееся в сообщении, с необходимостью приводит к существованию кого-то, кто говорил бы от его имени, что влечет за собой логоцентризм. Тем самым общее в диалоге лишает своего противника всякой возможности возразить и заставляет его в конечном счете замолчать. По мнению Б. Вальденфельса, Э. Гуссерлю принадлежит первая попытка мыслить интерсубъективность, не полагаясь на предустановленный коммуникативный разум. В своем анализе феноменологического опыта Гуссерль предлагает исходить не из совместного опыта, но из опыта Чужого, хотя при этом все же пытается доказать, что Чужой конструируется на почве Собственного. Для решения этого вопроса феноменология предлагает два методических подхода: эйдетическую и трансцендентальную редукцию. В эйдетической редукции Чужое включается в архитектонику "сущностных структур", поднимающуюся над Собственным и Чужим. Чужое как Чужое остается за скобками, следовательно, К. с ним оказывается невозможной. Трансцендентальная редукция включает редукцию в некоторый "смысловой горизонт", простирающийся от Собственного до Чужого, что заставляет в конечном итоге умолкнуть последнего. Вальденфельс находит возможным объединение позиций феноменологии (Мерло-Понти) и этнометодологии (Леви-Стросс), и доказывает, что К. между Собственным и Другим осуществима на территории интеркультурного опыта, не опосредованного неким всеохватывающим третьим, где Собственное постоянно поверяется Другим, а Другой - Собственным. Необходимо принять Чужое в качестве того, на что мы отвечаем и неизбежно должны ответить, т. е. как требование, вызов, побуждение, оклик, притязание и т. д. "Всякое всматривание и вслушивание было бы отвечающим всматриванием и вслушиванием, всякие речь или действие были бы отвечающим поведением".

Диалогический характер К. и опосредованность ее социальностью была уже предвосхищена М. Бахтиным. Согласно последнему, любое высказывание является ответом, реакцией на какое-либо предыдущее и, в свою очередь, предполагает речевую или неречевую реакцию на себя. Он отмечал, что "сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива". Сходные соображения развивал Л. С. Выготский: "Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания". Коммуникативную функцию знаковый материал сохраняет даже в тех случаях, когда используется лишь как средство для построения логических конструкций. Знаки сохраняют коммуникативный потенциал даже тогда, когда организуют сознание субъекта, не выходя за его пределы и выполняя экспликативную функцию. Такая внутренняя самоорганизация сознания, по Выготскому, происходит в результате интериоризации внешних знаковых процессов, которые, уходя в глубь субъекта, принимают форму его "внутренней речи", образующей основу вербального мышления. Вместе со знаковой коммуникацией в сознание субъекта проникает диалог других размышляющих субъектов, что способствует рождению у него размышления.

Создатель теории коммуникативного действия Ю. Хабермас продолжил линию Дж. Мида и Э. Дюркгейма, подходы которых сменили парадигму целенаправленной деятельности, продиктованную контекстом философии сознания, на парадигму коммуникативного действия. Понятие "коммуникативного действия" Хабермаса открывает доступ к трем взаимосвязанным тематическим комплексам: 1) понятию коммуникативной рациональности, противостоящей когнитивно-инструментальному сужению разума; 2) двухступенчатой концепции общества, которая связывает парадигму жизненного мира и системы; 3) наконец, теории модерна, которая объясняет сегодняшние социальные патологии посредством указания на то, что коммуникативно-структурированные жизненные сферы подчиняются императивам ставших самостоятельными, формально организованных систем действия.

Рациональными, по Хабермасу, можно назвать, прежде всего, людей, которые располагают знанием, и символические выражения, языковые и неязыковые коммуникативные и некоммуникативные действия, которые воплощают в себе какое-то знание. Наше знание имеет пропозициональную структуру, т. е. те или иные мнения могут быть представлены в форме высказываний. Коммуникативная практика на фоне определенного жизненного мира ориентирована на достижение, сохранение и обновление консенсуса, который покоится на интерсубъективном признании притязаний, могущих быть подвергнутыми критике. Все используемые в социально-научных теориях понятия действия можно свести к четырем основным: 1) понятие "теологического действия", которое подразумевает, что актер достигает своей цели, выбирая сулящие успех средства и надлежащим образом применяя их; 2) понятие "регулируемого нормами действия"; 3) понятие "драматургического действия", соотносящегося с участниками интеракции, образующих друг для друга публику, перед которой они выступают; 4) понятия коммуникативного действия "соотносятся с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, которые вступают (с помощью вербальных или экстравербальных средств) в межличностное отношение. Актеры стремятся достичь понимания относительно ситуации действия с тем чтобы согласно координировать планы действия и сами действия". В этой модели действия особое значение приобретает язык. При этом, полагает Хабермас целесообразно использовать лишь те аналитические теории значения, которые сосредоточиваются на структуре речевого выражения, а не на интенциях говорящего.

По Хабермасу, общество следует постигать одновременно как систему и как жизненный мир. Концепция, опирающаяся на такой подход, должна представлять собой теорию социальной эволюции, которая учитывает различия между рационализацией жизненного мира и процессом возрастания сложности общественных систем. Жизненный мир предстает горизонтом, в рамках которого уже всегда находятся коммуникативно действующие. Этот горизонт в целом ограничивается и изменяется структурными изменениями общества.

Хабермас отмечает, что теория капиталистической модернизации, реализуемая средствами теории коммуникативного действия, относится критически как к современным социальным наукам, так и к общественной реальности, которую они призваны постигать. Критическое отношение к реальности развитых обществ обусловлено тем, что они не используют в полной мере тот потенциал научения, которым располагают в культурном отношении, а также тем, что эти общества демонстрируют "неуправляемое возрастание сложности". Возрастающая сложность системы, выступая как некая природная сила, не только крушит традиционные формы жизни, но и вторгается в коммуникативную инфраструктуру жизненных миров, уже подвергшихся значительной рационализации. Теория модерна непременно должна при этом учесть то, что в современных обществах увеличивается "пространство случайности" для интеракций, освобожденных от нормативных контекстов. Своеобразие коммуникативного действия становится практической истиной. В то же время, императивы ставших самостоятельными подсистем проникают в жизненный мир и на путях мониторизации и бюрократизации принуждают коммуникативное действие приспосабливаться к формально-организованным сферам действия даже тогда, когда функционально необходим механизм координации действия через взаимопонимание.

В неклассической философии К. рассматривается в аспекте продвижения к принципиально неизвестному результату. К системному комплексу условий для К., по Ж. Деррида, примыкает письмо, которое он называет архиписьмом. Архиписьму имманентно непонимание и искажение, оно существует не для манифестации уже имеющихся идей. Поэтому не может быть К. до конца чистой и успешной, не искажающей восприятия истины, как и не может быть истины без лжи и заблуждения. Поиск Деррида устремлен к корневым чувственным основаниям знака, его фактуре, его архиприродному самопроизвольному источнику. Классическое определение знака через оппозицию означаемое/означающее - плод центрированной геометрической модели знака эпохи рационализма, в которой первый член оппозиции всегда рассматривается как более существенный и ценный. Деррида же исходит из принципиального отсутствия означаемого, трансцендентного языку, отрицает тождество между мышлением и бытием. Письмо представляет собой бесконечное взаимодействие цепочек, означающих, следов, замещающих отсутствующее означаемое. Знаки при этом не имеют, безусловно, прямого и фиксируемого соответствия с обозначаемой предметностью, не обладают статусом присутствия и действуют самостоятельно в отсутствии сознания автора. Деррида подчеркивает, что К. не обращена к сознанию автора как источнику значений, скорее она порождает эти значения в его уме и автор сам конструируется в процессе письма. Письмо освобождает речь от узости сигнальной функции посредством письменного запечатления речи в графике и на поверхности, чья сущностная характеристика - быть бесконечно передаточным.

Одновременно письмо открывает доступ к коммуницированию с Иным, ибо данный подход к письму позволяет обнаружить в нем маргинальные смыслы, ранее находившиеся в подавленном состоянии. Тем самым открываются дополнительные каналы в К. с прошлым.

К., по Ж. Делезу, происходит на уровне событий и вне принудительной каузальности. При этом имеет место скорее сцепление непричинных соответствий, образующих систему отголосков, повторений и резонансов, систему знаков. События - это не понятия, и приписываемая им противоречивость (присущая понятиям) есть результат их несовместимости. Первым теоретиком алогичных несовместимостей, полагает Делез, был Лейбниц, ибо то, что он назвал совозможным и несовозможным, нельзя свести лишь к тождественному и противоречивому. Совозможность не предполагает в индивидуальном субъекте или монаде даже наличия предикатов. События первичны по отношению к предикатам. Два события совозможны, если серии, формирующиеся вокруг сингулярностей (см. "Сингулярность") этих событий, распространяются во всех направлениях от одной к другой; и несовозможны, если серии расходятся в окрестности задающих их сингулярностей. Схождение и расхождение - всецело изначальные отношения, покрывающие изобильную область алогичных совместимостей и несовместимостей. Лейбниц применяет правило несовозможности для исключения одного события от другого. Но это несправедливо, когда мы рассматриваем чистые события и идеальную игру, где расхождения и дизъюнкция как таковые утверждаются. Речь идет об операции, согласно которой две вещи или два определения утверждаются благодаря их различию. Здесь имеет место некая позитивная дистанция между различными элементами, которая связывает их вместе как раз в силу различия (как различия с врагом не отрицают меня, а утверждают, позволяя быть собранным перед ним). Теперь несовозможность - это средство К. В этом случае дизъюнкция не превращается в простую конъюнкцию. Делез называет три различных типа синтеза: коннективный синтез (если..., то), сопровождающий построение единичной серии; конъюнктивный синтез (и) - способ построения сходящихся серий; и дизъюнктивный синтез (или), распределяющий расходящиеся серии. Дизъюнкция действительно бывает синтезом тогда, когда расхождение и децентрирование, задаваемые дизъюнкцией, становятся объектами утверждения как такового. Вместо исключения некоторых предикатов вещи ради тождества ее понятия, каждая вещь раскрывается навстречу бесконечным предикатам, через которые она проходит, утрачивая свой центр - т. е. свою самотождественность в качестве понятия или Я. На смену исключения предикатов приходит К. событий. Делез предлагает различать два способа утраты личной самотождественности, два способа развития противоречия. В глубине противоположности коммуницируют именно на основе бесконечного тождества, при этом тождество каждого из них нарушается и распадается. На поверхности, где размещены только бесконечные события, каждое из них коммуницирует с другим благодаря позитивному характеру их дистанции и утвердительному характеру дизъюнкции. Все происходит посредством резонанса несоизмеримостей - точки зрения с точкой зрения; смещения перспектив; дифференциации различий, - а не через тождество противоположностей.

Такому пониманию "машины" К., ориентированной на постороннее сотворение нового, противостоит концепция координации практик габитусом П. Бурдье. Она подразумевает строго ограничивающую порождающую способность, пределы которой заданы историческими и социальными условиями, отсекающими создание непредсказуемого нового. Теория практики выдвигает тезис, во-первых, о том, что объекты знания не пассивно отражаются, а конструируются, и, во-вторых, принципы такого конструирования являются системой структурированных и структурирующих предрасположенностей или габитусом, который строится в практике и всегда ориентирован на практические функции. Среда, ассоциируемая с определенным классом условий существования, производит габитусы, т. е. системы прочих прио6peтенных предрасположенностей, выступающих в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, объективно приспособленные для достижения определенных результатов, но не предполагающие сознательной нацеленности на эти результаты. Развивая лейбницевскую логику взаимного влияния событий, Бурдье под габитусом понимает такой имманентный закон, который является предпосылкой не только для координации практик, но также для практик координации. Поправки и регулирования, которые сознательно вносят сами агенты, предполагают владение общим кодом. Попытки мобилизации коллектива, согласно теории практики, не могут увенчаться успехом без минимального совпадения между габитусом мобилизующих агентов (пророков, лидеров и т. д.) и предрасположенностями тех, кто узнает себя в их практиках или речах, и, помимо всего того, без группообразования, возникающего в результате спонтанного соответствия предрасположенностей. Необходимо принимать во внимание объективное соответствие, устанавливаемое между предрасположенностями, которые координируются объективно, поскольку упорядочиваются более или менее идентичными объективными необходимостями. Для определения отношения между групповым габитусом и индивидуальным габитусом (который неотделим от индивидуального организма и социально определен и признан ими, легальный статус и т. д.) Бурдье предлагает считать групповым габитусом (который есть индивидуальный габитус постольку, поскольку он выражает или отражает класс или группу) субъективную, но не индивидуальную систему интернализированных структур, общих схем восприятия, концепций и действий, которые являются предпосылками всякой объективации и осознания, а объективная координация практик и общее -мировоззрение могли бы быть основаны на абсолютной безличности и взаимозаменяемости единичных практик и убеждений.

Отличия между индивидуальными габитусами заключаются в своеобразии их социальных траекторий, которым соответствуют серии взаимно несводимых друг к другу хронологически упорядоченных детерминант. Габитус, который в каждый момент времени структурирует новый опыт в соответствии со структурами, созданными прошлым опытом, модифицированным новым опытом в пределах, задаваемых их избирательной способностью, привносит уникальную интеграцию опыта, статистически общего для представителей одного класса (группы), а именно интеграцию, управляемую более ранним опытом. Ранний опыт несет особое значение, поскольку габитус имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрицанием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию, если таковая представляется случайно или по принуждению, но в особенности уклонением от такой информации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ни одна культура не существует изолированно. Коммуникация и общение, которые в русскоязычной научной литературе обычно не рассматриваются в качестве синонимов, являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Эдвард Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми .

Коммуникация (от лат. commumicatio – общение, сообщение; соттитсо – делаю общим) – общение, обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, процесс передачи информации от человека к человеку. Главный и единственный субъект коммуникации – человек.

В широком смысле коммуникация – это обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов . В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле.

В английском толковом словаре понятие "коммуникация" имеет несколько семантически близких значений:

  • 1) акт или процесс передачи информации другим людям (или живым существам);
  • 2) системы и процессы, используемые для общения или передачи информации;
  • 3) письмо или телефонный звонок, информация письменная или устная;
  • 4) социальный контакт;
  • 5) электронные процессы, которыми информация передана от одного человека или места к другому, особенно посредством проводов, кабелей или радиоволн;
  • 6) наука и деятельность по передаче информации;
  • 7) способы, с помощью которых люди строят отношения друг с другом и понимают чувства друг друга и т.д.

В русском языке термин "коммуникация" имеет эквивалент "общение" и является синонимом термина "общение".

Разные науки по-разному подходят к определению понятия коммуникации. Так, в англоязычной лингвистической литературе термин "коммуникация" понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.

В свою очередь слово "общение" обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. Для лингвистов общение – это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях, и здесь разницы между общением и коммуникацией нет.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но не синонимичные понятия. Здесь термин "коммуникация", появившийся в научной литературе в начале XX в., используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного (когнитивного) или аффективно оценочного характера .

Несмотря на то что зачастую общение и коммуникация рассматриваются как синонимы, данные понятия имеют и определенные различия. За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией дополнительное и более широкое значение – информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной, трудовой и творческой деятельности, реализуемый при помощи преимущественно вербальных средств коммуникации.

Другими словами, общение рассматривается как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделяется способам формализации сообщения, при этом большая часть существующих определений сводится к идее передачи информации от автора к адресату.

В отличие от него, коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Человек нс может существовать без коммуникации и вне коммуникации, поскольку она представляет собой непрерывный процесс, включая отношения между людьми и события, происходящие вокруг нас, а также в других направлениях и формах.

Сравнивая понятия общения и коммуникации, отметим, что общим являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком).

Тем не менее понятия "общение" и "коммуникация" можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимообусловленные. Без общения на разном уровне невозможна коммуникация, равно как и коммуникацию можно воспринимать как продолжение диалога, протекающего в разных сферах. Коммуникация охватывает самые различные сферы, включая образование, общественно-политическую деятельность, управление, консультирование (в том числе медицинское), социальную работу, журналистику, международные отношения.

Сегодня в науке распространено универсальное (широкое) понимание коммуникации как способа связи любых объектов материального и духовного мира.

Исследованием процесса коммуникации занимался американский социолог и политолог, основатель теории пропаганды Гарольд Дуайт Лассуэл (1902–1978). Лассуэл – один из основателей современной политологии, профессор Йельского университета. В 1948 г. он предложил собственную модель коммуникации, разработанную на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Эта модель, или формула, включает пять основных элементов-вопросов: "Кто сообщает?" – "Что сообщает?" – "По какому каналу сообщает?" – "Кому сообщает?" – "С каким эффектом сообщает?"

Формула Г. Лассуэла воспроизводит составные элементы, последовательность и функциональные характеристики коммуникационного процесса (рис. 1.2). Она универсальна, так как отражает не только структуру коммуникационного процесса, но и структуру его исследования. Тем не менее модель коммуникации Лассуэла критикуют за ее линейность, однонаправленность, отсутствие обратной связи, в то время как процесс коммуникации – более сложный, порой нелинейный.

Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей (группами и социальными институтами и т.п.) по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

  • Грушевицкая Т. Г.. Попков В. Д„ Садохии А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. С. 33.
  • Там же. С. 34.
  • Сокол И. А. Соотношение понятий коммуникации и общения // Материалы VII международной научно-практической конференции "Личность – слово – социум". 11–12 апреля 2007 г. Минск: Паркусплюс, 2007. С. 61.
  • Lasswel Н. D., Smith В. /.., Casey К. D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton: Princeton University Press, 1946. P. 435.