История возникновения физиогномики. Понятие классических пропорций

А. Г. Сечин

АНТИЧНАЯ ФИЗИОГНОМИКА КАК СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Н. А. Яковлева

Статья посвящена теме интерпретации произведений изобразительного искусства посред-ством античной физиогномики, которая рассматривается как инструмент, своего рода матрица, обобщающая действительность по законам логики и риторики. Результатом этого обобщения являются типические образы, в частности типический маскулинный образ, яркими примерами воплощения которого в пластике были изображения Александра Великого работы Лисиппа.

The article is devoted to the theme of interpretation of works of the fine arts by means of ancient physiognomies which is considered as a tool, some kind of a matrix generalizing the reality under laws of logic and rhetoric. A result of this generalization is typical images including a typical masculine image which was embodied, in particular, in Lysippus" portraits of Alexander the Great.

Физиогномика, которая учит распознавать характер человека по его внешности, возникла в античном мире как практическое знание, но впоследствии благодаря Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) приобрела статус науки. С именем великого древнегреческого философа связывают самый ранний из дошедших до нас физиогномических трактатов (конец IV или начало III в. до н. э.). Обычно его именуют «Физиогномикой» Псевдо-Аристотеля, так как сочинение самого мыслителя в полном виде не сохранилось, и до нас дошло краткое изложение двух пособий по физиогномике, вышедших из его школы. Все последующие подобные сочинения: Полемона Лаодикей-ского (II в. н. э.), Адамантия (IV в. н. э.) и латинского анонима (IV в. н. э.), - несут в себе черты явного влияния Аристотеля, хотя и различаются в деталях. Трактат Аристотеля постулирует главный физиогномический принцип распознавания характера живого существа (человека, зверя и т. п.) по его внешности, ибо явленное в видимости не противопоставляется его сущности, но составляет с ней единство - эйдое (eidOz), т. е. целостный объемно-пластический внешний облик, задающий способы чувствова-

ния и мышления, а также линию поведения этого существа.

Хотя «Физиогномика» Псевдо-Аристотеля и другие упомянутые сочинения на данную тему были известны с эпохи Возрождения, они долгое время представляли интерес в основном для специалистов в области классической филологии. В 1893 г. Р. Фёрстер опубликовал научное издание античных физиогномических трактатов1, которое дало импульс широким поискам физиогномических описаний в античной литературе и их изучению как феномена литературного текста относительно типологии субъекта2. В классической филологии сформировался взгляд на древнюю физиогномику с точки зрения используемых ею методов обобщения многообразного эмпирического материала, результатом действия которых является ряд физиогномических типов3. Это сделало актуальной проблему осмысления физиогномики как способа типизации в литературе и изобразительном искусстве. Но если в литературоведении прогресс в решении данной проблемы очевиден4, то в отношении изобразительного искусства результаты представляются весьма скромными, хотя давно замече-

но, что античные физиогномические трактаты - «это бесценный... источник для реконструкции семиотики эллинистического портрета или византийской иконы»5. Наше исследование призвано отчасти восполнить этот пробел.

В настоящее время ученые выделяют три физиогномических метода обобщения действительности: анатомический, зоологический и этнологический. Анатомический метод ищет признаки того или иного характера в строении тела и особенностях облика человека, таким образом опираясь на его врожденную и неизменную природу (^и<гг£). Здесь обращает на себя внимание противопоставление мужского начала жен -скому в широком смысле этих определений, а не в узком значении принадлежности к одному из полов. Зоологический метод учитывает внешнее сходство человека с животным определенного вида, поскольку животные одного вида обладают определенным характером. Следует отметить, что значение слова «характер», которое пришло в современные европейские языки из древнегреческого, ранее отличалось от того, что вкладывается в него сейчас. Его смысл претерпел значительные изменения уже на протяжении античности, постепенно подвергаясь процессу интериоризации - движения от внешнего к внутреннему6. Во времена Аристотеля и в эллинистическую эпоху характер (характер) - это черта, знак, примета, присущая человеку или животному по природе, от рождения и указывающая на его внутренние качества. Наконец, этнологический метод основан на различии рас и этносов, а свойственные им черты характера обусловлены разными средами обитания. На основе указанных трех способов обобщения можно выделить соответственно гендерную физиогномику, зоофизиогноми-ку и этнофизиогномику.

В литературных текстах основной формой физиогномической характеристики является иконический (е1кои1ку£) портрет -сжатое бессоюзное описание внешности конкретного человека, которое в антично-

сти известно со времен Гомера и выполняло в художественных текстах двоякую фун-кцию: 1) благодаря своей реалистичной форме придавало вымышленному образу большую убедительность; 2) через внешность выражало характер персонажа7. Иконические портреты под воздействием обозначенных выше методов обобщения в определенных условиях превращались в топосы (толо1), иными словами, общие места (ко1ио1 голо!), которые прикладывалось к персонажу уже в готовом виде, что теснейшим образом связывает физиогномику с античной риторической традицией. Это особенно очевидно в отношении сочинений биографического жанра, где иконические портреты стали неотъемлемой частью одной из постоянных рубрик жизнеописания - внешнего облика героя. Благодаря такой трансформации иконический портрет переставал быть портретом, а ста -новился скорее образом - элементом художественной формы. Итак, физиогномы, занимаясь типизацией этих единичных явлений, вырабатывали своеобразный субстрат художественных образов - типы.

По нашему мнению, физиогномические топосы имеют свои пластические корреляты в античном изобразительном искусстве, где в данном случае речь должна идти уже об иконических образах. Исходя из приведенных выше дефиниций эйдоса и характера, иконический образ - это физиогномическое описание эйдоса живого существа как набора его характеров. Следовательно, иконический тип - это образ, обладающий физиогномическими признаками - характерами, общими для какой-либо группы живых существ.

Рассмотрим процесс физиогномической типизации на примере ярко представленного в античных трактатах и литературных текстах мужского, или маскулинного, типа. В животном мире, согласно античной физиогномике, наиболее ярким воплощением маскулинности был лев (о Леаи). Довольно подробное физиогномическое описание льва в трактате Псевдо-Аристотеля закан-

чивается следующим красноречивым пассажем: «В отношении души он благороден и щедр, великодушен, честолюбив, милостив, прям и привязан к тем, с кем живет»8. Кроме того, физиогномическими признаками львиной природы, т. е. львиными характерами, как правило, отмечены люди мужественного склада. Эта корреляция вводится часто употребляемым в «Физиогномике» выражением «это соотносится со львами» (аиасреретси елмтои^ Аеоитаф, хотя следует заметить, что оборот «это соотносится с мужественным [классом]» (аиасреретш ежм ту арреи [уеиоС]) не менее популярен. В обоих случаях идет речь о благородном и бесстрашном существе, что позволяет объединить в один класс льва и мужественного человека - класс, который мы называем маскулинным типом, или ти-пическиммаскулинным образом. В античной литературе и изобразительном искусстве этот тип представлен метафорой человека-«льва».

Аристотель неоднократно обращался к этой метафоре в самых разнообразных своих сочинениях. Широко известен пример из его «Риторики», призванный показать разницу между такими фигурами речи, как сравнение и метафора: «Так, когда поэт говорит об Ахилле: "он ринулся, как лев", это есть сравнение. Когда же он говорит: "лев ринулся" - это есть метафора: так как оба обладают храбростью, то поэт, пользуясь метафорой, назвал Ахилла львом»9. В заключительной главе «Первой аналитики» Аристотель формулирует физиогномическую логику вновь на примере льва, по существу разъясняя при этом ее знаковую природу: тот, кто имеет большие конечности, храбр; каждый лев имеет большие конечности, следовательно, все львы отличаются храбростью10. Следовательно, данный признак, или характер, задает некую новую общность существ, объединяющих львов и людей с большими конечностями в класс, или тип, который физиогномика трактует как маскулинный.

Физиогномическая логика Аристотеля позволяет привлечь для анализа античных

иконических образов современную семиотику и тесно связанную с нею общую риторику. В семиотике портрета существует представление об тоническом знаке, который, по мнению Ч. С. Пирса, отражает физическое сходство изображения с моделью11. У. Эко недавно предложил иное, более сложное толкование этого понятия. Иконические знаки отнюдь не исчерпываются лишь визуальным сходством с моделью, но содержат в себе также ее мыслимую характеристику, которая понятна зри -телю, и, таким образом, видимое должно корреспондировать с мыслимым на понятном публике языке12. Чтобы быть понятыми, художники используют без труда и тотчас узнаваемые, известные широкому кругу зрителей и потому убедительные визуальные метафоры - эквиваленты топосов в литературе, прежде всего в риторике, и рефе-ренциалъных метафор, содержащихся в физиогномических трактатах. «Художник выбирает их и из искусства, и из опыта, чтобы информировать определенную публику - своих образцовых [моделируемых] зрителей - о личности модели, ее стремлении и праве на бессмертие»13. Физиогномика обладала для этого прекрасными возможностями, в том числе предлагая целый арсенал признаков маскулинного типа - метафоры мужественного человека-«льва»: хорошо расчлененные конечности и тело; слегка впалые глаза; нахмуренный лоб; соразмерный квадрат во лбу; волосы надо лбом, обращенные вверх и назад (аиаитоЛг]). Следует иметь в виду, что в пластических искусствах, учитывая специфику простран-ственности, перечисленные визуальные коды метафоры находят свое материальное воплощение. Таким образом, физиогномика играла роль своего рода матрицы для кристаллизации типов как в литературе, так и в изобразительном искусстве.

В античности парадигма человека-«льва» нашла свое образцовое воплощение в изображениях Александра Великого (356323 гг. до н. э.) работы скульптора Лисип-па. В греческом социуме маскулинный тип

находил свое наиболее яркое выражение в виде героя, например Ахилла, у которого он, скорее всего, и был заимствован Александром14. О македонском царе известно, что он и в жизни стремился играть роль любимых героев, в частности Ахилла15. Есть мнение о том, что Александр так активно и целеустремленно использовал для этого костюм, грим, этикет, что уже сам мог бы считаться произведением искусства16. И от придворных художников он требовал выражения своей «львиной» сущности вовне, причем так, чтобы его изображения были верно прочитаны публикой.

Это нашло отражение как в словесном описании внешности и характера молодого царя, так и в его многочисленных изображениях. Наряду с достаточно общими чертами физиогномического облика молодого героя: юностью, красотой, «хорошо расчлененным телом», - были и чрезвычайно характерные знаки его львиной натуры, из которых наиболее широкий резонанс в качестве визуального кода получила так называемая аиасттоЛт] - хохолок волос, вздымающийся надо лбом17.

В настоящее время круг произведений, которые возводят к статуям Александра работы Лисиппа, обычно включает в себя

скульптурные головы четырех типов: Эр-бах, Дрезденского, «Шварценберг», Азара, а также полнофигурное изображение царя вроде луврской статуэтки Фукэ18. С Лисип-пом эти статуи - в основном мраморные римские копии - связывают благодаря сравнительному стилистическому и иконографическому анализу, подкрепленному сведениями из древних письменных источников. Доблесть (аретц) и другие добродетели Александра, его мужественность (арреиюта), наконец, львиность (Аеоитсо5г]^ = Аесои + егдоС) его натуры требовали соответствующего внешнего выра-жения, признаки которого в пластических произведениях позволяют описать себя терминами, определениями и конструкциями из физиогномических трактатов.

Таким образом, между античной физиогномикой и пластическими искусствами действительно существовала тесная взаимосвязь, которая позволяет интерпретировать сохранившиеся древние произведения изобразительного искусства посредством физиогномических описаний, опираясь при этом на богатый набор референциальных метафор, присутствующих в концентрированном виде в античных физиогномических трактатах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Scriptores Physiognomonici Gaeci et Latini: In 2 vol. / Rec. R. Foerster. Lipsiae: Teubner, 1893. В 1981 г. трактат латинского анонима был переиздан: Anonyme Latin. Traitft de physiognomonie / Texte etabl., trad. et commenffi par J. Andm. Paris: Socifitft d"ftdition «Les Belles Lettres», 1981.

2 Misener G. Iconistic Portraits // Classical Phililogy. 1924. Vol. 19. P. 97-123; Evans E. C. Physiognomics in the Ancient World. Philadelphia: American Philosophical Society, 1969.

3 Andru J. Introduction // Anonyme Latin. Traiffi de physiognomonie... P. 12-15; Barton T. S. Power and Knowledge: Astrology, Physiognomics, and Medicine under the Roman Empire. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1994. P. 115-128.

4 Нахов И. M. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе: К постановке проблемы // Живое наследие античности. М.: Издательство МГУ, 1987. С. 69-88; ИлюшечкинВ. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 441-465. В последней статье дан подробный обзор зарубежных исследований на данную тему.

5 Аееринцее С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. С. 392. Прим. 59.

6 МихайловА. В. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990. С. 43-72.

7 Misener G. Op. cit. P. 97, 103-104.

8 Ps.-Arist. Phsgn. 5. 809b 41.1-26.

9 Arist. Rhet. III. 40. 1406 b. 20-23.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

10 Arist. Anal. pr. II. 27. 70 b 6-39.

11 БелМ., БрайсенН. Семиотика и искусствознание / Пер. с англ. Е. и Г. Ревзиных // Вопросы искусствознания: Журнал по истории и теории искусств. 1996. № 9 (2/96). С. 533-534.

12 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. По-гоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 154-180.

13 Stewart A. Faces of Power: Alexander"s Image and Hellenistic Politics. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1993. P. 69.

14 ТрофимоваА. А. Жизнь мифа в античном искусстве: судьба Ахилла // Шлиман. Петербург. Троя. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, 19 июня - 18 октября 1998 года. СПб.: АО «Славия», 1998. С. 187-189.

15 Stewart A. Op. cit. P. 78-86.

16 Hölscher T. Ideal und Wirklichkeit in den Bildnissen Alexanders des Großen. Heidelberg: Winter, 1971. S. 36-42.

17 См., например: Kiilerich B. Physiognomics and the Iconography of Alexander // Symbolae Osloenses. 1988. Vol. 63. P. 51-66.

18 Vorster Chr. Die Bildnisse Alexanders des Grossen // Die Geschichte der antiken Bildhauerkunst: 2. Klassische Plastik / Hrsg. von P. C. Bol. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2004. S. 409-412.

Мы судим о человеке по первому впечатлению от его внешнего вида, и накопленный нами жизненный опыт часто позволяет нам совершенно верно по тем или иным чертам внешности определять особенности характера. Наблюдения взаимосвязи между внешностью человеком и его характером положили начало физиогномики — системы знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как прирождённые, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения.

В узком понимании, физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей, безотносительно к выразительным движениям. Мимику лица рассматривает физиономика, позволяя делать выводы об эмоциональных проявлениях человека. Также отдельно выделяют кинесику , изучающую совокупность телодвижений человека в процессе общения, френологию , обнаруживающую связи психики человека и строения поверхности его черепа и проч.

Физиогномика трактует характер по чертам лица в три этапа:

  1. Яркие, особенные черты, как проявление основной специфики характера.
  2. Выступающие части, рассказывающие о возможностях человека.
  3. Симметрия и асимметрия, как выражение индивидуальных особенностей личности.

Асимметрия лица человека связана с неравномерным развитием полушарий головного мозга и особенностями строения черепа. Наличие асимметрии нормального человеческого лица можно доказать, создав изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин. Два дополнительных портрета абсолютно симметричны и этим значительно отличаются от оригинала.

Основные представления физиогномики зародились в древности. В каждой культуре накапливались свои наблюдения: у древних бедуинов — кийяфа, у мусульман — фирасат, в Китае — сянфа (сяншу, сяньжэньшо) и т.д. Особенно почитали физиогномику на Востоке, считая её полноправной отраслью медицины, полагая, что весь жизненный путь человека можно прочитать по его лицу.

На Западе первыми физиогномистами были Теофраст и Гиппократ, а также Аристотель , которому приписывается первый систематический трактат в этой области — physiognomica .

В Средневековье исследования физиогномики пополнились наблюдениями философа Иоанна Скоттаи художника и учёного Леонардо да Винчи .

Физиогномика не утратила своего значения и сегодня. Современными исследованиями подтверждается связь внутреннего психологического содержания человека с внешними особенностями строения лица. Физиогномика тесно связана с психологией, она помогает наиболее полно составить психологический портрет человека. Ниже приводятся некоторые данные современной физиогномики:

  • Глаза зеркало души — расскажут о творческих и духовных качествах. Обладатели больших глаз чувствительны, имеют задатки лидера. Выпуклые глаза говорят о медлительности и лени. Глубоко запавшие глаза — у сердитых, недоброжелательных людей, склонных к хитрости и обидам, физиогномика объясняет такие негативные проявления характера тем, что этому типу глаз предначертаны жизненные неудачи.
  • Лоб говорит об уме человека, его философии, идеологии, нравственности и морали. Широкие, высокие лбы с открытыми углами и ровными морщинами чаще всего встречаются у интеллектуалов и талантливых людей. Очень высокий лоб при длинном лице выдаёт жёсткого, недоброго человека, склонного к насилию. Короткий и узкий лоб свидетельствует о небольшом уме и сильной воле, а также о трудолюбии и домовитости.
  • Подбородок измеряет твёрдость характера и сексуальность. Если он широкий — это признак сильного нрава (вспомните мультипликационных суперменов), слабоочерченный — свидетельствует о мягкости, а тяжёлая челюсть — о неконтролируемых страстях. Чуть раздвоенный подбородок характерен страстным людям и ловеласам.
  • Нос с видетельствует о воле и активности. Прямой нос умеренной толщины и длины — признак нежности, уживчивости и трудолюбия, с горбинкой — у людей возвышенных, расположенных к умственному труду и постоянных в сердечных отношениях. Чуть вздёрнутый нос говорит о беспечности, природной весёлости и душевной простоте, а слишком вздёрнутый — о смелости и склонности к риску. Кривой нос выдаёт коварство и лицемерие обладателя.
  • Рот рассказывает о чувственности и любви, а также о внутренней энергии человека. Большой рот может указать на смелость или лживость, маленький — на боязливость, сжатые губы — на твёрдость и решительность, а отвисшая челюсть — на глупость или серьёзные нарушения здоровья.

Однако стоит упомянуть, что все признаки окончательно формируются к сорока годам , до этого времени можно только предполагать предрасположенности человека к тем или иным чертам характера.

Физиогномика — уникальный инструмент анализа черт лица с расшифровкой индивидуальных особенностей человека. Умение правильно считывать с внешности внутреннее состояние, характер и склонности может помочь в различных ситуациях взаимодействия в социуме: при первом личном знакомстве, при подборе персонала, на важных переговорах и т.д.

Практиковать наблюдение за характерными чертами можно в любое время и где угодно: в автобусе, на работе или на улице. Начать можно с себя, посмотрев в зеркало. Привыкание наблюдать за лицами и ассоциировать их черты с определёнными формами поведения, заметно повышает навыки социального общения.

Физиогномика (physis - природа, природные задатки; gnomonikos - сведущий, проницательный) - ныне забытая наука, основанная на предположении о том, что определенные черты лица говорят об определенных особенностях характера и душевных качествах.

Основателем физиогномики является швейцарский пастор, поэт и мыслитель Иоганн Каспар Лафатер (учитель врача-анатома Ф. И. Галля, автора френологии). Его теория заключается в следующем: человек - существо животное, моральное и интеллектуальное - вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре, но наиболее выразительными являются череп и лицо человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека выражаются линиями рта подбородка. Центральный орган лица - глаза, с окружающими их нервами и мускулами. Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиогномика должна распасться также на три отдела. Сам Лафатер определял физиогномику как постоянно присущий субъекту склад лицевых черт и мускулов. Физиогномика, по его мнению, должна разделяться на две отрасли: физиогномический (изучение лица в состоянии покоя) и патогномический (изучение лица при волнении). Также он выделял патогномику и физиогномику в движении.

Лафатер изучал психологические особенности человека на прихожанах на исповеди, и сопоставлял полученные данные с особенностями черт их лиц. Таким образом, он изучил тысячи известных ему лиц, и на основании этого материала сделал выводы о связи формы профиля и внутреннего склада человека. В результате своих наблюдений Лафатер обнаружил ряд интересных признаков. Например, определенные складки на лице выражают досаду, выпяченная нижняя губа - признак скупости, широкое расстояние между глазами и бровями указывает на пытливый ум, воинственность определяется острым контуром носа и губ и т. д. Также он полагал, что красивые люди высоконравственный, а уродливые - безнравственны. Эти замечание являются весьма интересными, но из-за отсутствия научных методов наблюдения не представляют научной ценности. Лафатер был мыслителем, а не ученым, и не удивительно, что изложение основ его науки часто прерывались различными лирическими отступлениями: то он поучает читателя, то бранит врагов физиогномики, а иногда даже предавался отчаянию при мысли о непознаваемости человеческой природы.

Триумф физиогномики произошел после того, как Лафатер создал фонд из 600 таблиц, зарисовав огромное количество лиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал «библией физиогномики». Пример физиогномической иллюстрации Лафатера (мимика).

Он предельно точно воспроизводил пропорции и особенности строения лица, не зная научной анатомии. Также Лафатер сформулировал 100 правил физиогномики и опубликовал одноименную книгу. Его наука пользовалась огромной популярностью повсеместно, в том числе и в России. Отовсюду люди привозили к нему детей, возлюбленных, знакомых, присылали портреты и маски.

Лафатер был убежденным христианином и не понимал, как можно жить дышать без веры в Бога. Хотя он и продолжал проповедовать и писать, постепенно физиогномика все же стала главной целью его жизни. Лафатер поражал способностью правильно расшифровать мимику наблюдаемого им человека. При этом он предостерегал своих единомышленников от слепого подражания, так как «физиогномическое чутье - это дар божий». Хоть этот дар, по его словам, и присутствует в каждом человеке, присутствует он все же в разной степени. Сам же Лафатер практически не ошибался, делая предположения об особенностях личности людей, и почитатели называли его провидцем. И всё было бы замечательно, если бы каждый мог, как Лафатер, определять характер и предсказывать судьбу, основываясь на его теории. Но так как этого не происходило - не получалось закономерностей, а были лишь случайные совпадения. Критика физиогномикой теории Лафатера основывалась на ряде его ошибок, недопустимых для серьезного исследователя, а именно: предметом его наблюдений были не все черты лица в их взаимодействии, а лишь его нижняя часть и так называемый лицевой профиль; не было систематического метода наблюдения и изучения; объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора. В итоге физиогномику начали забывать и даже высмеяли как лженауку.

Другим исследователем в области физиогномики, чья теория также потерпела фиаско, был Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр криминалист. Всю жизнь он работал тюремным врачом и пытался описать портрет «преступного человека». Ломброзо анализировал внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казнённых преступников. Основываясь на своих исследованиях, он предположил, что преступники не только отличаются по внешнему виду от нормальных людей, но и несут в себе рудиментарные признаки первобытного человека. Среди них он выделил: неправильное строение черепа, асимметрию лица, притуплённую чувствительность, неспособность краснеть, склонность к татуировке и т.д. Аномалии в психике этих людей выражаются в мстительности, тщеславии, гордости, слабости рассудка, неразвитости нравственных чувств, особенностях речи и даже особом письме, напоминающем иероглифы древних.

В своей книге «Человек преступный» (1876) он пишет, что «убийцы большей частью брахицефалы (короткоголовые, с большим поперечным диаметром головы) с мощными челюстями, длинными ушами и стекловидными глазами; воры - долихоцефалы (длинноголовые, продольные размеры головы значительно превосходят поперечные) с маленькими глазами; мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом».

В 1892 году состоялся Брюссельский международный уголовно антропологический конгресс, на котором выяснилась несостоятельность понятия преступного человека как особого типа, и всех положений, которые выводятся из этого понятия. Таким образом, учение Ломброзо не нашло дальнейшего применения. Конечно, было бы очень легко и удобно опознавать преступников по форме бровей или носа. Но опыт криминалистов показывает, что преступления совершаются людьми самой разной внешности, иногда даже вполне приятной и располагающей. Тем не менее, у Ломброзо есть несколько неоспоримых заслуг. Например, рассматривая уголовное дело как отрасль физиологии и патологии, он впервые перенес уголовное законодательство в область естественно научных дисциплин.

Хотя традиционная физиогномика Лафатера до сих пор считается шарлатанством, старинная идея связи лица и характера не может быть полностью отвергнута. Сегодня существуют научные доказательства, подтверждающие связь между чертами лица, телом и некоторыми психическими функциями. Главный вывод, который можно сделать, обобщая всю историю физиогномики: накоплен огромный эмпирический материал, включающий связи между чертами лица и особенностями характера человека. Существенную часть этого материала составляют результаты наблюдений Лафатера, ведь детальность и точность его физиогномических портретов позволяют им не утрачивать своей ценности и в наши дни.

Физиогномика (от греч. physis - «природа», в данном контексте - «внешний облик, дарованный природой», и gnomon - «мысль», «способность познавать») - не имеющее научного обоснования учение, согласно которому, проанализировав внешние черты и выражение лица и особенности строения тела можно получить информацию о душевных качествах и состоянии здоровья индивидуума.

Эмоциональное восприятие лица человека, идентификация и интерпретация его внешности имели место во все времена. Это отражено в различных фольклорных произведениях, а также в сведениях, которые использовали в своей практике гадатели и знахари. Искусство чтения лиц бедуины называли кийяфа, древние славяне - человидчеством, мусульмане - фирасат, китайцы - сяньженьшо или сянфа, японцы - нинсо и т.д.

Результаты наблюдений, позволяющие выявить взаимосвязь внешнего облика человека и его душевных качеств, были использованы в произведениях древних философов и писателей. Впервые термин «физиогномика» встречается в трудах «отца медицины» Гиппократа и греческого философа Аристотеля.В наши дни выделяют такие виды физиогномики:

Этнологическая (от греч. ethnos - «народ» и logos - «учение») - занимается изучением связи внешнего облика человека с условиями проживания (окружающий ландшафт, климат, температурный режим и т.д.). Описана в труде Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» и в работах греческих философов Ксенофонта, Цицерона, Платона;

Астрологическая (от греч. astrum - «звезда», logos - «учение») - акцентирует внимание на связи между небесными объектами (звездами, планетами, знаками Зодиака) и частями лица. Отражена в работах итальянского философа и врача Д. Кардано и натурфилософа и естествоиспытателя, немецкого врача К.Г. Каруса;

Геометрическая, основана на трудах Э. Ледо (Франция). Этот физиолог выделяет и характеризует 5 геометрических типов лиц (треугольное, четырехугольное, овальное, круглое и конусообразное), каждый из которых к тому же подразделен на 3 класса (чистый или основной, длинный и короткий);

Мимическая, последователи которой (такие как П. Кампер, Ч. Белл и Г. Дюшен, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский) утверждают, что на лице человека запечатлены не столько черты его характера, сколько выражаемые им эмоции и чувства;

Патологическая, концентрирующая внимание на диагностике возможных заболеваний (физических либо психических) по внешнему виду человека. Например, немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер утверждал, что люди атлетического телосложения склонны к эпилепсии, а нормостеники (индивиды, относящиеся к пикническому типу) чаще страдают от психозов и депрессий;

Этологическая (от гр. еtos - «обычай», «привычка» и logos - «учение») - изучает различные типы поведения человека тех или иных ситуациях (делая акцент на жестикуляции, мимике и т.д.).

В русский язык слово «физиогномика» пришло из греческого языка. На этот счет не существует единого мнения. Одни исследователи (в частности И.А. Сикорский) считают, что слово «физиогномика» действительно был заимствован из греческого языка, причем данный термин является сокращением от «физиогномоника» (physiognomonica), употреблявшегося в значении «внешние признаки, использующиеся для распознавания».

Согласно другой версии, первоначально в русском языке появилось слово «физиономия», заимствованное из французского (фр. physionomie - «облик», «выражение лица») и некоторое время использовалось как синоним слова «физиономика» для обозначения искусства распознавания особенностей характера человека по чертам лица. И лишь со временем словом «физиономия» стали называть лицо, а вместо «физиономики» стали употреблять термин «физиогномика».

И, наконец, бытует мнение, что слово «физиогномика» ввел в обиход русский писатель, поэт, историограф Н.М. Карамзин, упомянувший в своем произведении «Письма русского путешественника» труд богослова, поэта и писателя из Швейцарии И.К. Лафатера «Физиогномические фрагменты» и, тем самым, пробудивший интерес русских авторов к данной отрасли знаний. Однако следует учесть, что и гораздо раньше писатели (особенно прозаики и драматурги), желая ярче выявить те или иные черты характера персонажа, придавали своим героям определенные внешние черты и особенности мимики, поз и жестикуляции.

Предметом изучения физиогномики является лицо человека. В разные периоды времени термину «физиогномика» придавали различное значение. В древности предметом физиогномики (или физиогномоники) являлось все человеческое тело (учитывалось выражение лица, состояние кожи, пропорциональность частей тела и т.д.), которое позиционировалось как физиологическая основа характера и душевных качеств индивидуума. Причем зачастую для обоснования той или иной точки зрения исследователи тех времен приводили в пример характерные морды животных.

В наши дни физиогномика разделилась на несколько областей познания. Жесты и мимика являются предметом изучения кинесики (от гр. kinesis - «движение»); движение глаз во время общения изучает окулесика. Физиогномика же действительно сузила круг интересов, и занимается преимущественно интерпретацией тех или иных черт человеческого лица. Причем внутри данной дисциплины выделились отдельные направления. Например, линии лба изучает метоскопия.

Связь строения поверхности черепа (по мнению австрийского анатома и врача Й.Ф. Галля, отражающее строение мозга, гипертрофированность или недоразвитость участков которого является причиной проявления определенных психических свойств индивидуума) и качеств характера человека пытается обнаружить френология (от гр. phren - «дух», «рассудок» и lоgos - «слово», «учение»). Эта псевдонаука была весьма популярна в начале XIX в. и практически забыта после того, как с развитием нейрофизиологии ученые доказали несостоятельность выводов Й.Ф. Галля.

Физиогномика принимает во внимание только черты лица и врожденные отметины. Механические же повреждения не учитываются. Ошибочное мнение. Конечно, в первую очередь при анализе черт лица учитывают их форму, размер и расположение, а также обращают внимание на цвет кожи, родинки и родимые пятна, выпуклости и вмятины. Однако во внимание принимаются еще и прыщи, бородавки, шрамы и ушибы, следы пластических операций (ринопластики, блефаропластики, липофилинга, ботокса и т.д.) и косметических процедур (например, выщипывания бровей), а также линии и морщины, образовавшиеся рядом с ними или непосредственно на месте ушиба, шрама и т.д.

Самые красивые лица, предрекающие счастливую судьбу человека - идеально симметричные. Это не совсем так. Во-первых, идеально симметричные лица встречаются чрезвычайно редко, доказательством тому служит исследование, в процессе которого лицо человека разделялось пополам, и к каждой из полученных половин добавляли ее зеркальное отражение. В результате получали не две копии испытуемого, а изображение 2 разных людей, совершенно не похожих на облик, который являлся объектом исследования. Во-вторых, не всегда абсолютно симметричные лица считаются наиболее красивыми - наоборот, небольшая асимметрия расценивается окружающими как выражение индивидуальности, в то время как идеально симметричный облик кажется заурядным и неинтересным. И, наконец, физиогномисты по-разному оценивают симметричное лицо. Одни утверждают, что обладатели симметричных лиц отличаются крепким здоровьем, успешны, привлекательны для противоположного пола. Другие же наоборот, считают, что асимметрия (в приделах физиологической нормы) - признак успешности и энергетической силы, а максимальная симметричность черт свойственна людям лишь на пороге смерти.

Изучая внешность собеседника, представители разных народностей акцентируют внимание на различных участках его лица. Это действительно так. Согласно исследованиям, европейцы наибольшее внимание уделяют визуальному изучению глаз и рта нового знакомого, азиаты же сосредоточенно разглядывают область носа собеседника. Причем правы и те, и другие - ученые утверждают, что генетически заложенная в человеке информация наиболее ярко отображается в области уголков рта (к которому столь внимательны европейцы) и кончика носа (который первым делом изучают жители азиатских стран).

Вертикальная морщина, находящаяся в центре лба - знак тяжелой судьбы и бедности. Это не совсем так. Упомянутая линия, именующаяся у физиогномистов Китая «висячей иглой», действительно позиционируется как предзнаменование проблем в супружеских отношениях и ситуаций, представляющих угрозу для личной безопасности человека, на лбу которого имеется такой знак. Однако, во-первых, бедность такая линия не предрекает. Наоборот, говорит об интеллектуальности и успешности человека - чаще всего «висячую иглу» можно видеть на лбу выдающихся актеров и политиков. Во-вторых, при наличии компенсирующих черт (классической формы нос, глаза, брови) воздействие «висячей иглы» может быть сведено к минимуму.

Три вертикальные линии между бровями - знак того, что человек может занять высокое положение в обществе. Смотря как выглядят эти линии. Если они ровные - вышеприведенное утверждение верно. Однако если упомянутые линии искривлены - человек, скорее всего, имеет некоторые психические отклонения, склонен к насилию и противоправным действиям.

Если лоб пересечен одной четкой горизонтальной линией - человек проживет благородную и счастливую жизнь. Да, это так. Но следует внимательно проанализировать место расположения линии. Чем ближе она находится к бровям - тем больше риск для человека в юном возрасте попасть в неприятную ситуацию.

Физиогномика может помочь составить мнение о будущем партнере. По мнению физиогномистов, некоторые линии на лице действительно могут свидетельствовать о темпераменте индивидуума и о том, насколько счастлив он будет в браке. Например, морщинки, которые отходят от внешнего уголка глаза и именуются «рыбьим хвостом» или «гусиными лапками», изобличают человека любвеобильного, не склонного хранить супружескую верность, к тому же хитрого и удачливого в бизнесе.

Эти же линии (в случае, если они ярко проявились уже к 20-летнему возрасту, и некоторые из них загибаются кверху) свидетельствуют о том, что браки в жизни данного индивида будут довольно частыми (как и разводы). Несчастный же брак предрекают 3 вертикальные линии, расположенные под глазами человека, а также расширенная посередине и слегка приплюснутая спинка носа, горизонтально пересеченная мелкими морщинками (эта особенность строения носа является к тому же признаком грядущих материальных трудностей).

Кроме того, физиогномисты рекомендуют обратить внимание на уши будущего партнера. У натуры сладострастной, склонной к супружеской неверности уши, скорее всего, будут плоскими, небольшими, их внутренний ободок будет вывернут наружу. А женщина, обладающая похожими на мужские крупными ушами со слабо развитой мочкой и нечетким рельефом, скорее всего, склонна к однополой любви.

Изучение глаз и интерпретация взгляда человека может дать немало информации о нем. Действительно, глаза могут рассказать не только о характере и темпераменте, но и об интеллектуальных способностях, жизненном опыте, приобретенных и наследственных заболеваниях. Например, если верхние веки у человека постоянно набухшие - человек потерял цель в жизни, энергичность и амбициозность.Однако физиогномисты утверждают, что информацию такого рода лучше всего получать от человека, переступившего 40-летний рубеж, поскольку именно с этого возраста личностные признаки, запечатлевающиеся в глазах, обретают устойчивость.

У интеллектуала взгляд всегда ясный, такой человек весьма активен, постоянно в движении. Не обязательно. Во-первых, умный человек чаще всего отличается непоколебимым спокойствием (как эмоциональным, так и духовным), потому может производить впечатление весьма неактивного и даже сонного. Он вполне может проигрывать в скорости реакции кому-то более расторопному, зато его окончательные выводы в основном верны, в то время как более активный и подвижный оппонент отнюдь не всегда оценивает ситуацию правильно, и действует безошибочно.

Во-вторых, чистый и ясный взор не обязательно является признаком одаренности. Многие гениальные поэты, композиторы, художники смотрели на мир глазами рассеянного мечтателя. Кроме того, даже самый талантливый человек может переживать моменты усталости, депрессии, страдать от каких-либо физических недомоганий - в такие моменты его взгляд становится тяжелым, тупым и мутным, однако это вовсе не является свидетельством интеллектуальной несостоятельности индивидуума.

Чем длиннее нос - тем темпераментнее человек. Физиогномисты действительно считают, что длинный нос является признаком гордого, темпераментного, деятельного, авторитетного и весьма сексуально активного индивидуума. Отвисший же кончик носа (именуемый «висячим галлом», причем имеется ввиду т.н. «чернильный орешек» - нарост, возникающий на листьях растений под действием бактерий, грибков и т.д.), по их мнению, указывает на гиперсексуальность личности, занимающей высокое положение в обществе. В то же время данный признак изобличает человека, потенциально способного на предательство.

Нависший лоб и выступающая нижняя челюсть - внешние признаки преступника. Данное мнение высказывал криминалист Чезаре Ломброзо (Италия). Однако современные исследователи признали несостоятельность данной гипотезы, основываясь на анализе внешнего облика многочисленных преступников. Некоторые нарушители закона (особенно мошенники и насильники) обладают весьма приятной внешностью, общительны и открыты - именно потому люди доверяют им, не подозревая, что такой милый и привлекательный человек намерен посягнуть на их деньги или честь.

Чем больше череп (и размеры мозга соответственно) - тем одареннее человек. Прямой зависимости между упомянутыми параметрами не прослеживается, как утверждают ученые-краниологи (краниология - от греч. kranion - «череп» и logos - «учение»). Обычно вес мозга взрослого человека составляет 1400-1600 гр. Мозг талантливого русского писатели И. Тургенева весил несколько больше - 2012 гр, мозг не менее талантливого и известного писателя-француза Анатоля Франса - 1180 гр, а мозг Эйнштейна - 1230 гр.

Светловолосые люди - спокойные добряки. Белокурые (а также русые и темно-русые) люди действительно чаще всего отличаются добросердечным нравом, робостью и стеснительностью, склонностью к фантазированию. Однако их желание спрятаться от жестокой реальности в некоторых случаях проявляется либо в виде депрессивности, беспокойности и социопатии, либо в виде агрессивности и наглости по отношению к окружающим.

В физиогномике применяют несколько различных методик оценки черт лица. Это действительно так. Множество способов анализа внешности человека подразделяют на 2 большие группы:

Микроанализ, целью которого является определение качеств личности человека по его внешности;

Макроанализ (макроперспектива) - методы, позволяющие в процессе анализа внешности индивидуума определить, какие значимые события и в какой момент времени могут произойти в его жизни, а также выявить потенциально возможный уровень успешности человека в профессиональной деятельности, личной жизни и т.д.

В процессе диагностики такого рода лицо человека «районируется», т.е. разделяется на несколько исследуемых частей различными способами. Например, при диагностике состояние здоровья, в пластической хирургии используется топографическое деление лица. Причем для изучения каждой из выделенных частей используют разные методы: иридодиагностика концентрирует внимание на состоянии глаз человека, волосы - предмет изучения трихологии, аурикулодиагностика проводится по ушной раковине и т.д.

Астрологи разделяют лицо человека на 7 частей, каждая из которых находится под влиянием определенной планеты или знака Зодиака (например, нос находится во власти Марса и Весов, подбородок - сфера влияния Сатурна и Рыб и т.д.). Кроме того, используют также вертикальное (на левую и правую стороны) и горизонтальное (на 3 равных части) деление лица и т.д.

Изучив несколько трактатов по физиогномике можно легко определить характер и нрав собеседника. Ошибочное мнение. Во-первых, как и в любой другой сфере, касающейся межличностного общения и, тем более, определение явных или скрытых качеств характера визави (особенно если он их старательно скрывает), в физиогномике даже большое количество информации, почерпнутой из книг, не заменит личный опыт. Во-вторых, следует учитывать, что анализ некоторых черт лица целесообразно проводить лишь у людей, достигших определенного возраста (некоторые черты четко определяются лишь после 40 лет). В-третьих, даже опытный физиогномист не застрахован от ошибок, порождаемых субъективным восприятием окружающих, воспитанием, особенностями культуры, верованиями и т.д.

Например, неправильно оценивают характер собеседника из-за эффекта красоты (красивые люди, по мнению окружающих, добры, мудры, здоровы, честны и т.д., хотя в действительности данное мнение отнюдь не всегда оказывается правильным), эффекта стереотипизации (проявляется в случае, если человек при первом знакомстве вел себя неподобающе) и т.д.

И, наконец, посредством усиленной работы над собой человек может улучшить черты характера, хотя внешние признаки останутся практически неизменными и опять же могут служить источником заблуждений. Ярким примером тому может служить легенда о Сократе: когда физиогномист заподозрил наличие у философа дурных наклонностей, тот ответил, что в юности действительно обладал не самым лучшим характером. Однако в процессе самопознания и работы над собой ему удалось улучшить свой нрав.

В Китае физиогномика издавна почиталась как наука. Первые упоминания об искусстве определения характера человека и предсказания его судьбы по внешнему облику (сяншу, сянфа и сяньженьшо) обнаружены в трактате Цзочжуань, датированном V веком до н.э., причем упомянутые «искусства» считались одной из отраслей медицины. Однако уже в III веке до н.э. некоторые философы (например, Сюнь-цзы) подвергали сомнению практичность и состоятельность данной науки.


Физиогномический тип, разумея под этим выражением не только черты лица, но и впечатление, вызываемое общим строением тела и характером некоторых телодвижений с астрологической точки зрения, определяется следующими обстоятельствами, приводимыми мною в порядке их значения:

  1. пребыванием в I-м доме определенных планет;
  2. натурой хозяина I-го дома;
  3. натурами планет, бросающих аспекты на Ascendens;
  4. натурой Знака Зодиака, на который приходится Ascendens;
  5. натурой Хозяина всего гороскопа;
  6. остальными гороскопическими данными.
В этом кратком очерке физиогномики нам нет возможности заняться влиянием Зодиакальных Знаков. Мы будем говорить только о тех особенностях (анатомических, физиологических и отчасти астральных и ментальных), которые определяются планетными влияниями, приведенными под номерами 1, 2, 3 и 5.
Влияния эти всегда (или почти всегда) смешанные; чтобы говорить о них, искусственно представляют себе семь чистых планетных типов, теоретически соответствующих влиянию только одной планеты на субъекта.

Вот как Традиция характеризует эти "Планетные Типы".

Тип Сатурна

Характерными чертами этого типа являются: высокий рост; отменное развитие скелета; бледность лица, часто принимающего землистые оттенки; сухость и шероховатость кожи; черные густые волосы, выпадающие отчасти в зрелом возрасте, не оставляя, однако, лысин и плешей. Сатурниане обыкновенно сгибают колени при ходьбе; они передвигаются медленно, опуская притом взоры к земле. Головы имеют удлиненной формы, со впалыми щеками, длинными ушами, тонкими заостренными носами и большим ртом, окаймленным тонкими губами, из которых нижняя заметно выступает. Зубы у Сатурниан белые и недолговечные; десны бледные; борода черная, негустая. Нижняя челюсть весьма массивна и выдается вперед; Адамово яблоко очень развито. Грудь покрыта волосами; плечи высокие; руки узкие и костлявые. Ножные сухожилия и вены очень заметны.

Сатурниане склонны к усталости от движения; они рано дряхлеют. Из неприятных случайностей им свойственны: падения с переломом костей и всяческие вывихи. Из болезней им присущи: нервные заболевания, параличи, ревматизм, болезни ног, зубов, ушей и геморрой.
Сатурниане отличаются недоверчивостью во всем; независимостью суждений, при некоторой, однако, наклонности к суевериям.
Из профессий им подходят: занятия математикой, юриспруденцией, сельское хозяйство, горное дело.
Они любят черный цвет в одежде; скупы; ищут одиночества и склонны к меланхолии.

Тип Юпитера

Люди среднего роста со свежей, розоватого оттенка кожей, с хорошим цветом лица, умеренно-полные; обладают большими веселыми глазами, широкими дугообразными бровями, каштанового цвета волосами, прямым носом умеренных размеров, довольно большим ртом, мясистыми губами (верхняя закрывает нижнюю), большими зубами (особенно выступают резцы), полными щеками, удлиненным подбородком с ямочкой, плотно прилегающими к голове ушами, изящной шеей и мощным затылком.
Отличаются чистым звонким голосом, наклонностью к раннему облысению. Легко потеют (в особенности лоб).

Проявляют самонадеянность, любовь к празднествам, официальностям, шумным пирам и беседам. Большие гастрономы и знатоки напитков; охотники до официальных выступлений; горды; любят покровительствовать другим; работая, всегда рассчитывают на вознаграждение в той или другой форме. Отличаются живым темпераментом; подчас вспыльчивы, иногда тщеславны, но, в общем, проявляют добросердечность; дорожат религиозными и семейными традициями, всегда приветливы и легко приобретают и удерживают друзей.
Типичнейшие болезни Юпитериан: прилив крови к мозгу и апоплексические удары.
Из Юпитериан выходят хорошие администраторы, убежденные церемониймейстеры, хорошие председатели больших собраний.

Тип Марса

Марсиане обладают ростом выше среднего, крепким телосложением, небольшой широкой головой, высоким лбом, круглыми румяными щеками при смуглом тоне лица; рыжими волосами, растущими щеткой; большими искрящимися, часто наливающимися кровью глазами; бакенбардами темнее волос на голове; большим ртом с тонкими губами и широкой нижней челюстью; небольшими широкими зубами желтоватого оттенка; сильно выдающимся подбородком, покрытым короткой и жесткой бородкой; клювовидным искривленным носом, маленькими торчащими ушами и очень широкой и выдающейся грудью. Часто имеют красное пятно на подъеме правой ноги.
Голос их повелительный; движения резки; ходят большими шагами; любят одеваться в красное ; отличаются неустрашимостью; большие любители всякого оружия и всякого шума и гама; расточительны; охотно ведут трактирную жизнь; любят мясо впросырь и крепкие напитки; легко обижаются; сильно раздражаются; способны придти в ярость и склонны к насильственным действиям.

Из профессий Марсианам подходят военная служба, театрально-декоративное дело, хирургия, пожарное дело.
Болезни, им свойственные, суть: всевозможные воспалительные процессы (больше всего воспаление легких; болезни крови; болезни шейных сосудов).
Вследствие своих природных наклонностей Марсиане более других типов подвержены опасности получения ран, контузий и т.п.
Пародию на чистый тип Марса мы имеем в фигуре традиционного Полишинеля.

Тип Солнца

Люди Солнечного типа обладают красивой наружностью, средним ростом, желтовато-смугловатым цветом лица, пышной бородой, длинными тонкими, чаще всего белокурыми с золотистым оттенком, волосами; низким, но выпуклым лбом; большими красивыми, с влажным блеском глазами, выражающими или мягкость характера, или крайнюю строгость; мясистыми щеками, тонким прямым носом, длинными дугообразными охватывающими глаза бровями, ртом средних размеров, умеренными губами, не вполне белыми зубами, круглым выдающимся подбородком, средних размеров ушами и длинной мускулистой шеей. Они широкоплечи и отличаются изяществом несколько удлиненных конечностей, в частности очень изящными тонкими ступнями. Голос их очень чист; в походке сквозит благородство, часто наряду с неуклюжестью.

Солнечный тип очень ценит уважение ближних, склонен к вспыльчивости, которую, впрочем, легко умеряет; всем кажется очень симпатичным, но не умеет приобретать надежных друзей.
Мужчины Солнечного типа часто обманываются собственными женами и покидаются собственными детьми. Они любят ходьбу пешком, чтение; религиозны, доверчивы, горды и склонны к самомнению, одеваются оригинально, но изящно, любят драгоценности и украшения. Очень склонны к занятиям Оккультизмом.

По профессии чаще всего изобретатели в области техники, хорошие комментаторы и промышленники, а еще чаще – артисты.
Из болезней этому типу свойственны: сердечные заболевания, заболевания глаз и обильные кровотечения.

Тип Венеры

Люди этого типа очень похожи на Юпитериан, отличаясь от них красотой и нежностью сложения. Обладают беловато-розоватой прозрачной кожей; малы ростом; отличаются красивым маленьким полненьким лицом, полными щеками с ямочкой на одной из них и прекрасным, хотя небольшим, круглым лбом. Имеют пышные брови; чудную шевелюру черного или каштанового цвета, изящный нос с закругленным кончиком и расширенными ноздрями, большие, веселого темного цвета глаза, толстый розовый ротик с припухлостью на правой половинке нижней губы, хорошо окрашенные десны и белые, правильной формы зубы. Подбородок у них кругленький, жирненький, с ямочкой; уши маленькие и мясистые. Шея по большей части полная и белая. Венериане сутуловаты, узкогруды; венерианки также, что не мешает им обладать некоторой мясистостью грудей при типичной отвислости их, так изящно выступающей на античных статуях Венеры. Маленькие ножки довершают ансамбль типа, любящего яркие цвета в одежде, прелиминеры в любви и т.п., что не мешает им иногда быть безукоризненного поведения и даже отличаться наивностью.

Судят и изобретают Венериане лучше всего по первому впечатлению. Они обожают цветы и духи, являются любителями тонкой гастрономии, в музыке отдают преимущество мелодии перед гармонией, ненавидят ссоры и брань, отличаются любезностью и приветливостью; легковерны до крайности и до крайности же сострадательны и милостивы.
Из болезней этому типу присвоены венерические и женские.

Тип Меркурия

Этот тип характеризуется малорослостью при пропорциональном сложении, чем-то детским во внешности, удлиненным симпатичным бледным, слегка желтоватым лицом, притом легко краснеющим, богатой темной вьющейся шевелюрой, мягкой кожей, высоким лбом, коротким типичным подбородком, покрытым скудной темной растительностью, узкими длинными срастающимися бровями, впалыми, беспокойными, но проницательными глазами, длинным прямым носом с закругленным кончиком, тонкими губами (верхняя толще нижней и выдается вперед), миниатюрными зубами, могучей шеей, широкими плечами, хорошо сформированной грудью и крепким, но гибким спинным хребтом. Кости рук и ног очень тонки, но изящно сформированы. Голос слабоват. Отличаются от природы живостью, проворством, ловкостью и сметливостью.

В обращении Меркуриане мягки; в торговле изобретательны на всевозможные спекуляции; склонны к соперничеству. Веселого нрава; любят шутки, отличаются домоседством и чадолюбием. По профессии – ораторы, профессоры, врачи, астрологи. Склонны к занятиям Магией. Умело занимаются торговлей. Хорошо управляют чужими делами, но не заслуживают неограниченного доверия.
Женщины этого типа малосимпатичны. Они отличаются кокетством, скороспелостью, лукавством и склонностью к предательству и обману.
Из патологических явлений этому типу свойственны: болезни печени и желчного пузыря и некоторые расстройства нервной системы.

Лунный тип

Тип этот характеризуется высоким ростом, круглой, слишком широкой в скулах, головой, белым матовым (редко красноватым) цветом лица, дряблостью мускульной системы и крайней скудностью растительности. Люди Лунного типа длинноволосы, чаще всего блондины, коротконосы, обладают небольшим ртом, толстыми губами, длинными широкими несколько неправильной формы желтоватыми зубами, бледными высокими деснами, большими круглыми прозрачными выпуклыми, немного слезящимися глазами зеленовато-голубоватых тонов, малозаметными, но сходящимися белокурыми бровями, широким жирным подбородком, плотно прилегающими к голове ушами, довольно длинной красивой белой шеей, широкими плечами. Грудь у мужчин мясистая; у женщин груди очень мало развиты. Лунному типу свойственны еще вздутый живот и тонкие ноги с узловатыми коленями.

Представители и представительницы этого типа очень непостоянны, легко поддаются настроениям, легкомысленны, отличаются эгоизмом, холодностью, леностью, наклонностью к меланхолии, отсутствием любви к семейной жизни и жаждою путешествий, преимущественно морских. Картина довершается их любовью к наркотикам, постоянным беспокойством за собственное здоровье, любовью к фантастическому направлению в искусстве, приверженностью к чтению романтической литературы, легкой вдохновляемостью; наклонностью к мистицизму, способностью к ясновидению, пророческим снам; любовью к применению животного магнетизма и постоянным исканием общества зрелых и опытных людей.

Лунный тип дает много поэтов, много оккультистов младших степеней Посвящения, много путешественников и искателей приключений. Встречаются в среде его представителей и высокие мистики.
Болезни Лунного типа суть: водянка, расстройства зрительного аппарата, вплоть до слепоты; расстройства почек и пузыря (конечно, и весь класс подагрических заболеваний) и всевозможные болезни матки.


Конечно, мудрено встретить человека, подходящего совсем точно под один из описанных типов. Мы почти всегда встречаем смешение типов, однако с преобладанием определенных планет, природу которых мы и должны учитывать. При решении вопросов о способностях субъекта, о выборе им профессии и т.п. оккультисту интереснее всего знать, как распределяются между типами способности к отдельным отраслям эзотеризма и склонности к тем или другим его практическим применениям.

Конечно, на высоких ступенях круга посвященных желательно иметь дело с синтетическим типом, вобравшем в себя инфлуксы всех семи Вторичных Причинностей и гармонично их в себе распределившем. Это не помешает нам сделать несколько конкретных указаний.

В учителях эзотеризма необходимы Сатурн, Меркурий и Венера. Желательно присутствие Солнца: подчас уместен Марс.
Для старших деятелей по масонству важны Юпитер, Венера и Марс.
Магу нужны Сатурн, Меркурий и Марс.
Теургу нужны Солнце и Венера.
Каббалисту-теоретику, как и кабинетному астрологу, необходимы Сатурн с Меркурием.
Ясновидящие, психометры, гадалки и т.п. всегда обладают основательной Луной.
Для опытов с медиумами, истеричками, сенситивами и т.п. желательнее всего иметь дело с пациентами типа чистой смеси Венеры с Луной, а за неимением таковых – чистого типа Венеры. Последние очень податливы на всякого рода внушения.

В Посвятительных Цепях среди представителей младших степеней Посвящения всегда замечается обилие молодых людей с преобладающим Лунным влиянием. Вначале они недурно повинуются Учителям, делают хорошие успехи, но почти всегда впоследствии отбиваются от Посвятительных Цепей в силу присущей Лунному типу податливости на посторонние влияния.
Относительно чистого или почти чистого Солнечного типа скажу, что ему очень подходят Жреческие занятия без осложнения таковых Учительством.
Чистому Юпитеру очень подходят занятия историей Эзотеризма.