Имя исследователя на современной карте лисянский. Юрий лисянский известный российский мореплаватель

Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

Биография

Родился в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

В 1793-1799 годах был на стажировке в Англии.

В 1803-1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812). За свои заслуги получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

В 1807–1808 годах командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции.

В 1809 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Опубликовал на основе путевых записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году, позже лично перевёл её на английский язык и в 1814 году издал в Лондоне.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Постановлением Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Память о Юрии Лисянском

  • В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:
    • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
    • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
    • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
    • залив в Александровском архипелаге (1908);
    • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
    • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;
    • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
    • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец. Скульптор К.В.Годулян
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

    Почтовая марка России, 1998 год

    Почтовая марка Украины, 1998 год

    Памятная монета ЦБ РФ

Литература

  • Лупач В. С. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский: [Очерк]. - М.: Гос. изд. геогр. лит., 1953. - 47 с. - 100 000 экз.
  • Северов П. Ф. Мореплаватель из города Нежина // Морские были: Рассказы: Для сред. и ст. шк. возраста. - Переизд. - Киев: Веселка, 1982. - 271 с. - 50 000 экз.
  • Фирсов И. И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 285 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1018 ). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02451-6.
  • Штейнберг Е. Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. - Воениздат, 1948.

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ, 1773-1837, участник первого русского кругосветного путешествия, известный сотрудник знаменитого адмирала Крузенштерна, родился 2 Августа 1773 года. Воспитанник Морского корпуса с 1783 г., Лисянский 20 Марта 1786 г, был произведен в гардемарины. Во время Шведской войны был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Готландском сражении; в 1789 г. был произведен в мичманы и участвовал, в этом году и в следующем, во всех крупных морских боях со шведами. В 1793 г. произведен в лейтенанты и командирован в Англию для службы «волонтером» на судах Английского флота. Здесь он участвовал в морских cpaжeнияx с французами и плавал около берегов Африки, Азии и Америки. По возвращении в Россию, Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты 27 Марта 1798 г. и назначить командиром фрегата «Автропл». В 1805 г., за 18 морских кампаний, получил орден св. Георгия 4 класса . В этом же году издал переведенную им с английского книгу Клерка «Движение флотов». Командуя шлюпом «Нева», отправился вместе с Крузенштерном (шлюп «Надежда») в кругосветное путешествие, с целью достичь морем берегов Российско-Американских колоний; при этом он заходил на острова Тенериф и св. Екатерины, в Бразилии. В 1804 г., обогнув мыс Горн, Лисянский, на Сандвичевых островах, отделился от шлюпа «Надежда» и взял самостоятельный курс на о. Кадьяк, потом отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо - Американских колоний, Баранову, в возвращении взятого и разоренного г. Новоархангельска. В 1805 г., на возвратном пути, открыл острова Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне опять соединился с «Надеждой». Обогнув мыс Доброй Надежды, после 142-дневного плавания, Лисянский пришел в Портсмут, а оттуда 26 июня 1806 г. возвратился в Кронштадт и был произведен в капитаны 2 ранга. В 1809 г., 8 Января, Лисянский был уволен от службы. В 1812 г. он издал описание своего кругосветного плавания, обнаружив выдающуюся наблюдательность. Заглавие книги: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах», с приложением обстоятельного и точного Атласа. Позднее свое сочинение Лисянский перевел на английский язык и издал в Лондоне в 1814 году. Книги эти в настоящее время довольно редки, а имя путешественника предано незаслуженному забвению. Насколько помнят еще Крузенштерна, настолько же мало известен, вне круга специалистов, спутник и его сотрудник Лисянский.
Ю. Ф. Лисянский умер в Петербурге, в чине капитана 1 ранга, 22 февраля 1837 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(С портрета, пастелью, из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Ордена Российской империи (3)

Юрий Лисянский первым проплыл из Китая в Англию без остановок

Адмирала Ивана Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки Александра Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой/Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой». Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда») осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева»).

Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 года, было в большой мере автономным.

Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США), первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!

Карта с нанесенным маршрутом кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского

Родился будущий русский мореплаватель и путешественник Юрий Лисянский в 1773 году в Киевской губернии, в семье священника, протоиерея Нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Грезивший сызмальства о море мальчик был отправлен с 1783 года на учебу в Морской кадетский корпус, где и подружился с Крузенштерном, своим ровесником. В 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Сэмюэля Грейга. На фрегате во время русско-шведской войны 1788-1790 годов 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях: Гогландском, а также при Эланде и Ревеле.

В 1789 году был произведен в мичманы, а в 1793 году уже в чине лейтенанта был направлен с Балтфлота волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию, где стажировался 4 года и даже поучаствовал в боях королевского флота против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки.

Памятник Юрию Лисянскому в Нежине

Лисянский путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, на американском корабле побывал в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, этнографически изучал колониальные поселения в Южной Африке и многие географические объекты.

В 1800 году вернулся в Россию капитан-лейтенантом с трехлетним стажем, обогащенный опытом и знаниями в областях навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики, естественных наук, получил должность командира фрегата «Автроил» на Балтфлоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях Лисянский был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Началом подготовки к 1-й русской кругосветной экспедиции считают июль 1799 года, когда Российско-американская компания, занимавшаяся торговым освоением территорий Русской Америки, Курильских и других островов, высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. Чиновники препятствовали осуществлению проекта силами русских моряков, полагая, что следует нанять англичан для первой кругосветки под флагом России. Однако новый военно-морской министр адмирал Николай Мордвинов не просто поддержал проект Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания не один, а два корабля для увеличения выживаемости экспедиции.

Закупку кораблей в Англии осенью 1802 года осуществил капитан-лейтенант Лисянский (вместе с корабельным мастером Разумовым). Приобретенный 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн был переименован в «Надежду» (командовать назначен капитан-лейтенант Крузенштерн), а 14-пушечный шлюп «Темза» (370 тонн) – в «Неву» (капитан-лейтенант Лисянский).

Шлюпы «Нева» и «Надежда»

Через полстолетия после этой экспедиции гидрограф Николай Ивашинцов назвал подготовку Крузенштерном и Лисянским кораблей и команд к путешествиям образцовой. Однако в первом же жестоком шторме трагедию предотвратили только мужество и искусство русских моряков. Корабли пришлось конопатить заново в порту Фалмут в Ла-Манше.

14 ноября 1803 года в Атлантическом океане два российских шлюпа под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны сблизили свои корабли, стоя на мостиках в парадных мундирах при шпагах. Над экватором трижды грянуло «ура!», а матрос шлюпа «Надежда» Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков с вступлением в Южное полушарие.

Специалисты отмечают, что ни одна из морских наций, бороздивших океаны прежде русских, не обнаружила того, что открылось русским исследователям Лисянскому и Крузенштерну: никем до них не были описаны экваториальные течения.

В феврале 1804 года «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку у знаменитого мыса Горн и вышли в Тихий океан. Лисянский направился к острову Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли снова соединились и проследовали к Гавайскому архипелагу. В тумане они потеряли друг друга: шлюп «Надежда» направился к Камчатке, а «Нева» Лисянского – к берегам Аляски. С 1 июля 1804 года она более года находилась у берегов Северной Америки, где Лисянский и штурман Даниил Калинин обследовали о-в Кадьяк и часть островов архипелага Александра, открыв при этом острова Крузова и Чичагова.

Музейный макет шлюпа «Нева»

По просьбе правителя русских поселений в Америке Александра Баранова Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападений, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

Надо отметить, что описания многих кругосветных путешествий, совершенных западноевропейскими мореплавателями, составлены были обычно в тоне высокомерного презрения к «диким», которых европейцы считали неизмеримо ниже себя в расовом отношении. Такая точка зрения, естественно, выражалась и в ряде насилий и грабежей местного туземного населения, которыми так прославились, например, испанские и португальские конкистадоры. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук погиб во время одного из таких вооруженных столкновений. Но ничего подобного не происходило во время русских кругосветных путешествий! Лисянский и Крузенштерн подали благородный пример гуманизма другим русским кругосветным путешественникам. «Конечно, – писал потом Федор Литке, столкнувшийся с противодействием со стороны местных жителей на Сенявинских островах, – мы могли бы удержать дикарей в почтительном от нас расстоянии. Для сего оставалось одно средство – дать им почувствовать силу нашего огнестрельного оружия. Но средство сие почитал я слишком жестоким и готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценою крови».

Остров Лисянского. Гавайское название – Папаапохо

В августе 1805 года Лисянский вышел на «Неве» с острова Ситка с грузом пушнины в Китай и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути тот самый «свой» гавайский остров, а также риф Нева и риф Крузенштерна. 4 декабря 1805 года в Макао «Нева» вновь соединилась с «Надеждой». Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь, через Южно-Китайское море и Зондский пролив вышли в Индийский океан, достигнув юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды корабли снова потеряли друг друга из виду до самого конца похода.

Крузенштерн на о-ве Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с противником, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген.

Лисянский же решился на безостановочный переход до Англии, полагая, что «столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали». Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня (удивительно короткий по тем временам срок!) без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута, где публика восторженно встретила экипаж Лисянского.

Крузенштерн и Лисянский среди туземцев

22 июля (5 августа) 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 3 года первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» прибыл двумя неделями позже. Однако слава русского кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на 3 года раньше Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). За заслуги Лисянский получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию. Показательный факт: офицеры и матросы шлюпа подарили капитану на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Во время странствий Лисянский собирал личную коллекцию: утварь, одежду, оружие, а также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. Была отлита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803–1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Григория Лангсдорфа, Иоганна Каспера Горнера, Вильгельма Готлиба Тилезиуса и других.

Современный фрегат «Надежда»

В период похода Лисянский вел астрономические определения широты и долготы посещаемых пунктов и наблюдения за морскими течениями; он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии. Лисянский исправил многочисленные неточности в морских описаниях и картах.

Итак, первое в истории российского флота кругосветное плавание завершилось полным триумфом, который был обусловлен в немалой степени неординарными личностями командиров Крузенштерна и Лисянского, отношения которых – дружеские и доверительные – решающим образом содействовали успеху дела.

Роли Лисянского в первой русской кругосветке следует отдать должное, располагая и современными данными. Исследователи Военно-морской академии в 1949 году установили, что из 1095 дней плавания лишь 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» провела в одиночестве. Корабль Лисянского из 45083 миль путешествия 25801 милю прошел самостоятельно. Можно смело говорить, что шлюпы «Надежда» и «Нева» провели, по сути, два почти независимых кругосветных плавания.

Ледокол «Юрий Лисянский» в порту приписки, Санкт-Петербург

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков: в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно больше экспедиций англичан и французов, вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели прошли кругосветки на парусниках дважды и трижды. Симптоматично: легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда». Отто Коцебу, один из сыновей писателя Августа Коцебу, возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815-1818 и в 1823-1826 годах. Он стал рекордсменом по первооткрывательству, нанеся на карты более 400 островов в тропической полосе Тихого океана.

В 1807-1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Участвовал в боевых действиях против Англии и Швеции. В 1809 году получил чин капитана I ранга и пожизненный пансион, единственное средство к существованию.

В 36 лет, вполне рано, каперанг Лисянский вышел в отставку. Поскольку Адмиралтейство отказалось финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского», возмущенный автор уехал в деревню и в 1812 году за собственный счет издал в Петербурге свое 2-томное «Путешествие», а затем также на свои собственные средства «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию». Нет пророка в своем отечестве, но Лисянский получил большое признание за рубежом, собственноручно переведя свой труд на английский и выпустив в Лондоне (1814). Годом позже он вышел на немецком.

Скончался знаменитый мореплаватель 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств, в Александро-Невской лавре. Памятник на его могиле представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном, с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева» (скульпторы Василий Безродный и Карл фон Леберехт).

Могила Юрия Лисянского в некрополе Александро-Невской Лавры

Верно говорят, что хорошее древо дает хороший плод. Сын флотоводца-кругосветчика Платон Лисянский (1820-1900) дослужился до адмиральского звания, был мореплавателем, адъютантом вице-адмирала Андрея Лазарева (1849) и вице-адмирала Великого князя Константина Николаевича (с 1853). Был гуманистом и крупным благотворителем: основал приют в честь Святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге и другие приюты.

Спущенный на воду в 1965 году на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге ледокол, названый чуть позже «Юрий Лисянский», служит флоту до сих пор. Даже наше беспамятное время, на удивление, иногда прозревает: с октября 2008 года компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию новый авиалайнер А320 «Юрий Лисянский».

Лисянский, Юрий Фёдорович

Основные события

Кругосветное плавание

Вершина карьеры

Капитан І ранга

Орден св. Георгия 4-го класса

Юрий Фёдорович Лисянский (13 августа 1773, Нежин - 6 марта 1837, Петербург) - первый российский кругосветный мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809), исследователь Тихого океана. В качестве командира шлюпа «Нева» совершил первое русское кругосветное плавание (1803–06)

Биография

Детство

Родился 2 августа 1773 г. в Нежине. Воспитывался в морском кадетском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины.

Служба

В 1788 г., участвовал в войне со Швецией, в ходе которой был в крейсерстве у Гельсингфорса и на корабле «Подражислав» сражался в Гохландском морском бое. Став в 1789 г. мичманом, находился почти во всех основных битвах со шведами на море до окончания войны в 1790 г. В 1793 г. Лисянский стал лейтенантом и в том же году, по велению императрицы Екатерины II, отправлен в числе 16-ти морских офицеров в Англию служить в британском флоте для продолжения образования.

Четыре года совершенствуясь в мореходном деле, участвовал в битвах англичан против республиканской Франции. Особенно был отмечен при захвате в плен французского корабля «Элизабет», хотя и был при этом контужен, сражался с пиратами у берегов Северной Америки.

Ездил по США, некоторое время находился в штате Филадельфия, где имел возможность видеть известного президента США Джорджа Вашингтона, после этого был в Вест-Индии, где охранял английские караваны у побережья Южной Африки и Индии. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, получил звание капитан-лейтенант и назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 г., по совокупности заслуг, за 18 морских кампаний, ему был вручен орден святого Георгия 4-го класса.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания с указанием путей «Невы» и «Надежды»

В 1803 году, Лисянский съездил в Лондон, по поручению Российско-Американской компании, для покупки двух шлюпов, которые были приведены им в Кронштадт. Оба шлюпа были назначены в кругосветную экспедицию под руководством его однокашника и друга по Морскому корпусу Крузенштерна. Летом 1803 года оба корабля «Нева» и «Надежда» были готовы к плаванию. Их путь начался с кронштадтского рейда, после чего оба шлюпа - «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. первый раз в истории российского флота пересекли экватор.

Затем, потеряв из-за тумана «Надежду», «Нева» летом 1804 года пришла к острову Кадьяк, после чего больше года ходила у берегов Северной Америки. Мореплаватели оказали помощь начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову и местным поселенцам в возвращении и восстановлении взятого и разоренного тлинкитами города Новоархангельска, провели научные наблюдения и работы по гидрографии.

Возвращаясь они открыли новые, ещё не нанесенные на карты острова, которые получили названия о.«Лисянского» и о.«Крузенштерна».Примечательно, что остров имени Лисянского, был назван так по желанию команды «Невы». Летом 1805 Лисянский отправился на «Неве» с грузом пушнины в Китай и, уже в ноябре зашел в порт Макао, где встретился с Крузенштерном и его «Надеждой». Впрочем, вскоре после отправления кораблей к мысу Доброй Надежды, они вновь пошли раздельно и опять из-за сильного тумана.

Следуя самостоятельно, Лисянский первым в истории мирового мореплавания сумел провести судно без захода в порты и стоянок от берега Поднебесной до британского Портсмута. Летом 1806 «Нева» под командованием Лисянского, раньше «Надежды» Крузенштерна вернулась в Кронштадт.

В путешествии, Лисянский заново проверил карты Гаспарского и Зондского проливов, внес уточнения в очертания Кадьяка и ещё нескольких островов, у северо-западного побережья Аляски.

Лисянский и экипаж «Невы» стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Крузенштерн привел «Надежду» в Кронштадт, только через две недели.

За кругосветное плавание, Лисянский получил звание капитана 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3 000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10 000 руб.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

После кругосветки

В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

В отставке

Могила Лисянского

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.» (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Семья

Один из сыновей Лисянского - Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892)

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

  • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
  • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
  • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
  • залив в Александровском архипелаге (1908);
  • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
  • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;

    Марка посвященная Лисянскому

  • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
  • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец.
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).
  • Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

    Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

    Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

    Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

    В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

    Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

    Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

    Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

    По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.