Правит ли миром масонская ложа. Россия под властью масонов

Глава 12

МАСОНЫ В РОССИИ

Тема истории масонства в последние годы вызывает острый интерес ввиду ее былой закрытости многие годы в России, а также и потому, что в современной общественной жизни появилось много политических спекуляций по вопросу "всемирного масонского заговора", "жидо-масонства", его всемогущества, проникновения во все страны, влияния на важнейшие политические процессы.
Литература о масонстве в нашей стране долгие годы не издавалась, само оно осуждалось, осмеивалось, считалось явлением, не совместимым с советской политической системой. Начало перестройки, изменение общественно-политического климата в стране породило широкий интерес к "закрытой" ранее теме. Стали переиздаваться работы о мировом и русском масонстве, выходившие в конце XIX - первой трети XX в. Появились публикации и современных исследователей. Основываясь на этой литературе, рассмотрим культурно-исторический феномен масонства.

История зарождения масонства не имеет однозначного объяснения. Одна из легенд связывает его возникновение с израильско-иудейским царствованием Соломона в 900-е гг. до н. э. В другой легенде рассказывается, что в XII в. в Иерусалиме был основан орден тамплиеров (от французского temple - храм). Располагались они в доме, который стоял на месте храма царя Соломона. В начале XIV в. глава храмовников Жак де Мою расширил влияние ордена, создав ложи - Парижскую, Эдинбургскую, Неаполитанскую и Стокгольмскую. Поясним, что орден тамплиеров еще в эпоху

Крестовых походов воспринимался как разбойничий орден, отошедший от христианства, его заветов. Тамплиеры считали себя превыше других. За ними закрепилась дурная слава грабителей, злодеев, убийц. Став, по сути дела, воинствующими безбожниками, тамплиеры отошли от религиозных обетов. Христос стал для них ложным пророком. На мантиях былых крестоносцев появилась буква Т (Тамплиер).
Католическая церковь и папа Климент V осудили отход масонских орденов от христианских традиций и начали инквизиционный процесс. Итогом его стало запрещение масонства и сожжение на костре главы храмовников Жака де Молэ. Так разошлись пути истинных христиан и масонов, служивших "темным силам сатаны". Есть и такая легенда: масонство распространилось на Европу с Востока, так как каменщики считают, что мудрость приходит с Востока. Не случайно, видимо, высшее масонское управление называется "Восток". Кто же такие масоны? Само название "масон" ассоциируется с чем-то таинственным, влиятельным и могущественным. Когда, с какой целью возникли их организации? Какова их история и в чем проявилась их роль в истории? Какое они имеют влияние на политическую и общественную жизнь сегодня?
Слово "масон" происходит от французского francmason и означает "вольный каменщик". Такое название возникло еще в Средние века, когда строители храмов, дворцов и замков, в том числе и каменщики, стали собираться на свои собрания, где обсуждали секреты профессионального мастерства. Этот период называют "оперативным масонством". Постепенно ложи каменщиков превратились в закрытые общества, куда вступали и представители аристократии, состоятельных классов, не имевшие отношения к профессии каменщика, и где, помимо чисто профессиональных вопросов, стали обсуждаться политические. С XVI-XVII вв. масонство становится чисто аристократическим явлением. В 1717 г. четыре лондонских товарищества каменщиков объединились в Большую английскую ложу. Этому примеру последовали затем в Испании, Франции, Германии, Италии, Бельгии. Было у этих объединений предназначение - способствовать обеспечению классовых интересов власть имущих путем проведения внутренней и международной политики буржуазного государства. Они стремились к достижению всем человечеством царства истины и любви, свободы, равенства и братства, "земного рая". Для этого следовало уничтожить монархические, национальные государ-

Рис. Масонские символы: кельма и ватерпас

Ства. Республиканская форма правления с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, идея народовластия - вот что, по мысли масонов, должно заменить монархическое правление.
Однако республиканизм рассматривался ими как промежуточный этап. Их идеал - создание всемирного масонского государства, руководимого мировым масонским правительством. Достичь этой цели, как считали они, можно лишь путем революционной борьбы, путем масонского воспитания человечества. Значит, главное в деятельности масонства - создание сверхнациональной власти, задачей которой будет утверждение мира и согласия между нациями, всеобщего благополучия.
Целью масонских лож стало религиозно-нравственное воспитание собратьев во внецерковной обстановке, при этом старую религиозную мораль они заменили новой - моралью солидаризма. Место Бога у них заменило человечество, мораль которого должна быть внерелигиозна. Выражая подобную идею, один из видных бельгийских масонов Флери в 1881 г. прямо провозгласил: "Долой Распятого!... Его царство кончено! Бог не нужен!". Духовно перестраивая человека, видные масоны неоднократно заявляли, что христианство и масонство абсолютно несовместимы. В масонской символике крест заменили треугольником с оком дьявола, вместо храма Божьего братья должны самосовершенствоваться в ложах.
Эти масонские цели оставались потаенными, так как они предполагали борьбу с исторически сложившимися формами религии и власти в разных странах, со стремлением изменить самосознание народных масс. Все это, естественно, вызывало сопротивление и у власть имущих, и у населения. А потому масоны стали создавать своеобразные конспиративные организации и объединения, веками вырабатывая и используя сложную символику обрядов, жестов, знаков.
Собрания братьев-масонов называются ложами, которые изобретают для себя красивые названия. Вначале существовали три степени посвящения - ученик, подмастерье, мастер. Каждое братство масонов подчиняется вышестоящей Великой ложе. На ежегодных выборах путем тайного голосования избираются руководители лож. В масонстве сложилась строгая дисциплина с подчинением рядовых лож вышестоящим, младших по степени посвящения - старшим. При допуске в ложи соблюдается имущественный и образовательный ценз (раньше был закрыт доступ женщинам). В России, например, нехристиан, главным образом иудеев, в братства в XVIII в. почти не допускали. Новопосвященные в масонство дают клятву с обязательством хранить полное молчание относительно действий ордена.
В России первые масонские ложи появились в 30-х гг. XIX в., что связывают с трениями в среде "благородного" сословия - между группировками аристократии и среднего дворянства. Распространение

Масонства шло медленно. К 1770 г. было всего 17 лож, главным образом в Петербурге, Москве, Риге, Митаве, Архангельске. В екатерининские времена, в 60 -70-е гг., масонство стало приобретать специфические национальные черты, главными из которых можно считать стремление к нравственному развитию российского общества, его "моральному пробуждению". Русские масоны 80-х гг. ХУШ в. интриговали против императрицы и делали ставку на Павла, принятого в масоны в Германии еще в 1772 г. Екатерина II пресекла эту политическую игру, запретив в 1792 г. деятельность лож. Один из наиболее влиятельных масонов Н.И. Новиков был посажен в крепость на 15 лет, другие были сосланы. Павел I, став императором, разрешил масонам собираться, не легализовав их полностью. Официально деятельность масонов была разрешена Александром I лишь в 1810 г.
Масонское движение в России было тогда мало влиятельным. Значительным было представительство их в высших государственных учреждениях, но действовали они разобщено. Начальный период существования масонства в России вполне продемонстрировал его социальное значение как одного из инструментов консервативной вельможной оппозиции самодержавию, которая стояла на почве сохранения монархии и крепостного права, выступая лишь за реформы государственного управления, призванные упрочить преобладание высших слоев дворянства в органах управления за счет некоторого ограничения царской власти. Расцвет масонства пришелся на период Отечественной войны 1812 г. Масоны ратовали за гуманизм и просвещение, провозглашали либерально-демократические идеи, выступали за разработку конституции, превращение России в республику. Основным направлением подпольного масонского влияния стало "обволакивание" масонскими кадрами государственного аппарата России. С момента образования в 1802 г. министерской системы многие ключевые посты (вплоть до 1822 г.) занимали высокопоставленные масоны.
Весьма интересное обоснование распространению масонства в этот период дал известный русский философ Н.А. Бердяев: "Масонство, мистически окрашенное, было очень распространено в Александровскую эпоху и играло большую воспитательную роль. Масонство было первой формой самоорганизации общества. В эту форму выливалась наиболее напряженная духовная жизнь того времени" [Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма (репринтное воспроизводство). - М.: Наука, 1990. - С. 20].
Масонами были А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, генерал А. П. Ермолов. В мае 1821 г. в кишиневскую ложу был принят А. С. Пушкин. Сразу же отметим, что ложа, в которую был записан Пушкин, так и не сорганизовалась, поэт практически масонства не узнал. Именно в масонских ложах зародились вольнолюбивые идеи декабристов. Примерно до 1821 г. масонами была

Пятая часть руководителей декабристов. Но на момент ареста в декабре 1825 г. лишь пять человек из руководства продолжали оставаться масонами. К следствию по делу декабристов были привлечены еще 28 масонов.
Основная часть декабристов от масонства отошла. И произошло это потому, что многие из них не впали в мистицизм, а присмотревшись ближе к масонству, разочаровались в нем и постепенно покинули ложи. Причинами разочарования стали политический консерватизм русских масонов, ничтожные размеры просветительской и благотворительной деятельности. Кроме того, их собрания и ритуалы в ложах отнимали много времени, а потому развитие тайных обществ декабристов пошло по другому пути - организационно самостоятельному. Оппозиционно настроенные в отношении царизма будущие декабристы стали готовиться к вооруженной борьбе с ним.
Следует отметить, что в России была как бы своеобразная мода на масонство. В их ложи вступали люди, верившие в возможность нравственного совершенствования, которым были созвучны либерально-демократические реформистские идеи. Многих привлекали м таинственность, пышность обрядов и званий, возможность оказаться в кругу известных и влиятельных людей, что было важно для успешной карьеры. Были и такие, которые, соприкоснувшись ближе с масонством, разочаровались в нем, расценили его сущность как реакционную и покинули ложи. Например, вышли из лож Карамзин и Радищев, но клятву сохранять тайну они соблюдали.
Опасаясь возможного превращения лож в очаги антиправительственной деятельности, 1 августа 1822 г. Александр I повелел: ни под каким видом ни масонских, ни других тайных обществ ни внутри империи, ни вне ее не составлять. Царский рескрипт обязал всех государственных служащих дать подписку о непринадлежности к масонству. Пришлось каменщикам вновь уходить в подполье.
Почти за вековой период начального существования масонства в России оно не играло значительной роли в общественной жизни. Ложи объединяли очень малую часть дворянства, служившего все-таки опорой царизма и православия. Заметим, что в то время масонство во Франции и Италии было прогрессивным антифеодальным движением. Масонские вдохновители Великой французской революции не могли смириться с королевской властью. Русское масонство таковым не стало, и поскольку ему был свойственен очень умеренный либерализм, то оно восприняло конституционные и республиканские идеи. Обсуждение их в ложах выявило различные мнения о путях достижения целей, определило политический облик и неоднородность российской интеллигенции.

Вновь интерес к масонству в русском обществе проявился в 80-е гг. XIX в. Некоторые русские либеральные деятели, знакомые с ролью масонов в политической жизни европейских государств, вошли в иностранные ложи. Они же стали проводниками идей возрождения масонства в России. Создание масонских лож получило известную популярность среди части либеральной буржуазии в обстановке кризисной ситуации, в период спада первой российской революции.
Появление первой масонской ложи в Москве 15 ноября 1906 г., получившей название "Возрождение", не было случайностью. Также не случайно возникли в эти годы ложи в Петербурге, Киеве, Самаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Одессе, Харькове, Варшаве и других городах. Этот процесс следует рассматривать в тесной связи с развитием классовой борьбы того времени и размежеванием политических сил. Наиболее дальновидные представители либеральной буржуазии отдавали себе отчет в том, что добиться хотя бы конституционного ограничения самодержавия без коалиции с мелкобуржуазными партиями невозможно. Идея оппозиционного объединения либералов и демократов против режима Николая II воплотилась в масонстве французского образца.
Таким образом, можно считать, что группы буржуазных политиков делали ставку на свержение царизма заговорщическим путем, чтобы навязать стране парламентарную республику западного, буржуазного образца.
В масонские ложи входили многие известные адвокаты, литераторы, ученые, промышленники, финансисты. По своим политическим взглядам это были кадеты, меньшевики, эсеры, трудовики. Весьма примечательно, что в одной ложе объединялись представители разных партий. И порой кадет рекомендовал в ложу меньшевика, а меньшевики вербовали эсеров и т.п. "Никакой формальной дисциплины не существовало, - пояснял в интервью один из масонов. - Было только общее желание сговориться и затем действовать в общем направлении" [См.: Старцев В. И. Российские масоны XX века // Вопросы истории. 1988, №10.].
На собраниях лож, судя по мемуарам и интервью бывших масонов, шли обмены мнениями по всем основным вопросам политической жизни страны. Принятые на Западе правила масонского ритуала в России не всегда соблюдались. Заметим, что на основании этого некоторые исследователи не считают русское масонство "регулярным", или истинным. Масоны России больше интересовались политикой, отбросив в сторону мистику и ритуалы, зато строжайшим образом соблюдалась секретность, конс-

Пиративность. И в этом также проявлялась потаенная антицаристская направленность. Масоны пытались издавать свой журнал, специальную литературу, читали лекции в Москве и Петербурге, открывали клубы - конспиративно.
Масонские организации создавались по территориальному признаку и в основном в крупных административных центрах. Были также ложи особого назначения: журналистов и писателей, членов Государственной Думы, военная. Писательница Н. Н. Берберова насчитала в военной ложе 27 человек, принадлежавших к высшему офицерству, в том числе семь морских офицеров. Были созданы национальные ложи: польская, украинская, финская [Хасс Людвиг. Еще раз о масонстве. Россия в начале XX века // Вопросы истории. 1990, №1.].
В 1908-1909 гг. российское масонство полностью оформилось. Оно получило от "Великого Востока Франции" право на дальнейшее самостоятельное развитие. В ноябре 1908 г. был проведен первый русский масонский конвент, который избрал Верховный совет русского масонства. Летом 1912 г. все ложи в стране были объединены под центральным руководством Исполнительного комитета. Первым секретарем комитета стал кадет Н. В. Некрасов, затем его сменил другой видный кадет - А. М Колюбакин. Представители кадетской партии преобладали на высших масонских должностях. С самого начала Верховный совет русского масонства ставил задачу "обволакивания" власти людьми, сочувствующими масонству. По сохранившимся источникам можно судить о том, что в Государственную Думу вошли Степанов, Волков, Чхеидзе, Некрасов, Керенский, Коновалов, которые являлись масонами.
В исторической литературе достаточно много внимания уделено проблеме многопартийности Государственной Думы. Мы читаем о том, как по-разному проявлялась политическая тактика партийных фракций в переломные моменты исторического развития России в начале XX в. Но это лишь то, что было открыто, чего не таили представители буржуазно-демократических слоев населения. Ораторы различных партий- и буржуазных, и мелкобуржуазных, и либерально-демократических - сталкивались во мнениях в Государственной Думе, обличали друг друга. А потом на секретных собраниях масонов - членов Думы шел спокойный обмен мнениями о положении дел, о действиях, намеченных партиями. Сценарии битв, разыгрываемых в Государственной Думе, масоны заранее писали в своих ложах. Они поддерживали друг друга даже в таких мелочах, как аплодисменты при выступлениях, создавая авторитет своим братьям по ложе, хотя были представителями разных партий. Но эта линия масонской связи и поддержки никогда не афишировалась.
Особенно активизировались масоны после вступления России в первую мировую войну, которая самым непосредственным образом затрагивала интересы буржуазии. Тогда все политические партии, кроме большевистской, высказались за дове-

Дение войны до победного конца, встали на сторону правительства. Буржуазия и помещики создали крупные общественные организации для оказания помощи фронту. При этом Центральный военно-промышленный комитет возглавили А. И. Гучков и А. И. Коновалов (оба масоны), а Всероссийский земский союз помощи раненым - Г. Е. Львов (тоже масон). Случайно ли?
Когда летом 1915 г. возник первый серьезный политический кризис, газета "Утро России" выдвинула лозунг создания правительства "национальной обороны" из представителей "общественных элементов". Масон Ковалевский писал 14 августа 1915 г. в "Биржевых ведомостях": "Мы твердо надеемся, что государственный корабль будет вверен кормчим, пользующимся народной любовью и имена которых у всех на устах". Имена же этих "кормчих" были названы в газете "Утро России" уже 13 августа. В статье "Кабинет обороны" лидеров буржуазных партий расставили по министерским постам. Характерно, что ведущие посты предназначались, как это стало известно через много лет, масонам, которые проникли практически во все государственные учреждения и общественные организации.
С началом Первой мировой войны масонство стало еще быстрее разрастаться, привлекая в свои ряды членов из земских союзов, городских Дум, военно-промышленных комитетов, министерств и кооперации. Вербовались, как правило, люди, пользовавшиеся влиянием в тех или иных сферах буржуазного общества. Вспоминая о делах масонской организации, Е. Д. Кускова четыре десятилетия спустя писала меньшевику Н. В. Вольскому: "Движение было огромным... Мы всюду имели своих..." Ко времени Февральской революции 1917 г. вся Россия была покрыта сетью лож [Генри Э. Новые заметки по истории современности. - М., 1976. С. 292.]. Совершенно очевидно, что русское масонство в годы первой мировой войны было чисто политической организацией. Никакого отношения к филантропии и мистике, чем всегда прикрывались масоны в других странах, оно не имело. За ширмой масонской организации стояли люди, стремившиеся захватить власть.
Весной 1917 г. для многих явилось неожиданностью выдвижение на пост главы первого состава Временного правительства довольно серого земского деятеля князя Г. Е. Львова, который вскоре же выступил за принятие "решительных" мер против рабочего и крестьянского движения. Сегодня известно, что Львов был видным руководителем масонов. Когда события Февраля 1917 г. привели к установлению двоевластия, когда стало ясно, что народную революцию не остановить, масоны попытались подчинить своему влиянию революционное движение. Руководство Петроградского Совета и Временное правительство объединила личная масонская связь и общая политика. У них была общая вражда к революционному социализму и совместная контрреволюционная программа. Н. С. Чхеидзе, возглавивший и феврале

1917 г. Петроградский Совет, и его замес-тигель А. Ф. Керенский в течение нескольких дней в Совете официально не ставили вопрос о власти. С 27 февраля они подолгу пропадали в правом крыле Таврического дворца, где при их содействии формировалось Временное правительство. В первом его составе из 11 членов 10 являлись масонами.
Исполком Петроградского Совета, возглавляемый, как стало известно много лет спустя, масонами, передал власть Временному правительству на определенных условиях, которые обходили наиболее жгучие вопросы революции: о войне и мире, о земле и 9-часовом рабочем дне. Можно сделать вывод, что это был своеобразный масонский союз лидеров Совета и Временного правительства, направленный против дальнейшего развития революции.
В исторической литературе позиция меньшевика Чхеидзе и эсера Керенского в этот революционный год оценивается как соглашательская, предающая интересы рабочих, солдат и крестьян, которые должен был выражать и защищать Совет. Новые исторические источники позволяют сегодня утверждать, что это была не соглашательская политика, а согласованная, последовательно буржуазная, проводившаяся по линии масонства. Временное правительство имело как бы своих агентов в Петроградском Совете и через них сдерживало осуществление революционных преобразований. Теперь становится яснее, почему многотысячные демонстрации в Петрограде требовали "Вся власть Советам!", а Петроградский Совет во главе с масоном Чхеидзе и его заместителями (масонами) власть брать не хотели, а лишь помогали Временному правительству во главе с Львовым, а затем Керенским преодолевать политические кризисы. Мог ли один масон пойти против другого?
Всех этих людей связывала не только политическая, но и организационная цепь. Партийная принадлежность и партийная дисциплина уступили место более крепким узам масонской близости. Масоны сформировали Временное правительство, им удалось провести назначение членов своей организации на высшие государственные посты в центре, на местах и за границей. Принадлежность большинства государственных деятелей Временного правительства к масонству оказывала самое непосредственное влияние на их политику, да и на исход революции в целом. Роковую роль в судьбе буржуазно-демократического режима сыграл отказ Временного правительства выйти из мировой войны. Н.Н. Берберова, основываясь на ряде свидетельств, утверждала, что Керенский понимал безнадежность положения Временного правительства, спасти которое мог лишь сепаратный мир с Германией. Но мог ли Керенский пойти на такой шаг? Может быть, он и хотел этого, но вот сделать-то не мог, ибо дал ранее обещание эмиссарам парижских лож не прекращать войны с немцами, не покидать французских социалистов-масонов и английских лейбористов-масонов. Таким образом, можно сделать принципиально важный вывод: масонство Керенского и

Других членов Временного правительства в решающий момент истории связало их с интересами других государств, при этом национально-государственными интересами России им пришлось поступиться.
То же самое можно сказать и по другому важнейшему вопросу революции - аграрному. Известно, что партия эсеров выступала как защитница крестьянских масс, предлагая при этом очень толковые программы изменения системы землепользования в стране. Но министры земледелия в разных составах Временного правительства - эсеры Чернов и Маслов, опять-таки повязанные масонскими обязательствами, так и не отважились провести земельную реформу в пользу крестьян.
Масоны пытались перехватить власть у революционных масс, создали свой теневой кабинет, проводили закулисную политику. Временное правительство популярным у народа не стало. Настроениям революционных преобразований в стране, решениям военного, земельного, рабочего вопросов масонское правительство не могло соответствовать. В 1917 г. затухает и само обанкротившееся масонское движение. В условиях открытой и классовой политической борьбы его деятельность и организации пришли к упадку.
Не смогла верхушка всех без исключения буржуазных партий, несмотря на объединенность в масонской сверхорганизации, повести революционные события за собой, по своему сценарию режиссировать ими. Массовое революционное движение оказалось более действенной силой, чем масонство, насчитывавшее несколько сотен членов. Но каких сотен! Тех, кто был у руля власти. Однако повернуть колесо истории на свою колею они все же не смогли. Но и не учитывать их влияния на политическую историю России XX в. также нельзя.
Некоторые масоны в период гражданской войны выступили против Советской власти. Уже упоминавшаяся нами Берберова, затрагивая деятельность масонов во время гражданской войны, приводит данные о том, что в уфимском правительстве с осени 1918 г. до весны 1919 г. состояло под предводительством Н. Д. Авксентьева 13 человек и только двое из них не были масонами [Старцев В. И. Российские масоны XX века // Вопросы истории. 1989, №6.]. Масоны входили в грузинское меньшевистское правительство, в правительство Юденича, были министрами на Украине, правда, заметной роли они не играли. Оказавшись в эмиграции, русское масонство пыталось активизироваться. Но основные события в России разворачивались уже без них. Им осталось жить воспоминаниями и писанием мемуаров, опубликовать которые они решились лишь через 30-40 лет.
Несмотря на политическое банкротство масонов, крайне реакционные силы России выдвинули версию о революции 1917 г. как "большевистско-жидо-масонском заговоре". В нем они усмотрели основу революционного движения, приведшего к падению царизма, ликвидации русской самобытнос-

Ти и культуры, отвращению народа от православия. Уже в первые годы XX в., ознаменовавшегося мощными выступлениями против самодержавия, они утверждали, что за этим стоят масоны: масоны имеют в своих рядах евреев, поэтому они враги самодержавия и православия, связаны с международным сионизмом; масоны имеют в своих рядах социалистов, следовательно, они связаны с "Интернационалом", который выдумал Карл Маркс.
Интересно, что сами русские масоны, оказавшись после революции в эмиграции, хотели своеобразной реабилитации масонства. Когда Керенский в 1956 г. решил "защитить" Временное правительство, то Кускова написала ему, чтобы он этого не делал. Почему? Да потому, как она считала, что даже через 40 лет после революции, последние русские эмигранты, узнав о масонском составе Временного правительства, могут связать его с "жидо-масонством", Кускова выговаривала Керенскому: "Ваша версия, как Вы сами, вероятно, чувствуете, убийственная для престижа Временного правительства, и ее пока лучше не муссировать, как бы правдива она ни была" [Генри Э. Новые заметки по истории современности. - М., 1976. C. 45.]. Вот ведь как надо тщательно скрывать деятельность масонов во Временном правительстве. Его же политическое и практическое банкротство и падение приписывать масонам-большевикам. Примечательно, что подобную фальсификацию событий непроизвольно опровергали сами же масоны.
Так с чем же связана живучесть версии о "жидо-масонстве"? Объяснение этому, как нам представляется, в том, что евреи, будучи одним из дискриминировавшихся царским правительством народов, активно вступали на путь революционной борьбы. Отсюда и тянется линия к "жидо-масонам", которые подготовили и провели революцию.
Попытки связать "жидо-масонство" с большевиками тем более не состоятельны. В1932 г. в Париже вышла книга "Масонство в русской эмиграции". Ее автор Ф. Степанов (псевдоним Н. Свиткова) без всяких доказательств включил в список масонов В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Я. М. Свердлова, Л. Б. Каменева и др. Однако ни в каких воспоминаниях истинных масонов, устных или письменных, эти имена не встречаются. Этот домысел не может быть принят еще и потому, что выше поименованные деятели освободительного движения в России по своим идейным воззрениям и практике борьбы коренным образом расходились с масонством. Известно, например, насколько непримирим к масонству был Троцкий.
Масоны революцию не готовили. У них была контрреволюционная программа. В их организациях согласовывались взгляды представителей различных партий, вырабатывались рекомендации по линии общей борьбы с самодержавием. Если судить объективно, то оно не могло внести самостоятельного вклада ни в область политики, ни в сферу общественной жизни в России, но в политической истории начала XX в. оно оставило свой след.

Один из современных и наиболее глубоких исследователей темы русского масонства О. А. Платонов, выпустивший в 1995 г. солидную книгу "Терновый венец России. История масонства. 1731-1995", весьма категорично утверждает, что тайные организации масонов носят заговорщицкий характер, ставящей своей целью достижение политического влияния и господства. При этом, замечает Платонов, в отличие от западного масонства, игравшего роль закулисного идеологического и политического лобби, русское масонство имело свои характерные особенности. Сохраняя все черты закулисного лобби, оно в силу своей зависимости от зарубежных масонских орденов было средоточием лиц, лишенных национального сознания, а нередко откровенно антирусской ориентации. В масонстве русская интеллигенция отчуждалась от русского народа, выдумывая разные проекты "обустройства" России на западный лад.
Главное состоит в том, что русское масонство, являясь филиалом западных Великих лож, полностью контролируется и направляется зарубежными центрами. Сколько раз русские масоны вступали в тайный сговор с зарубежными собратьями, чтобы проводить линию "большой масонской правды"! При этом как главную Платонов выделяет мысль о том, что русские масоны по своей сути являлись агентами зарубежных правительств и, выполняя установки зарубежных масонских центров, подрывали национальные интересы России. Масонство стало главной незримой формой духовной оккупации России, формой реализации антирусских импульсов с Запада. Читая книгу О. Платонова, трудно не согласиться с этим выводом [Платонов О. А. Терновый венец России. История масонства (1731-1995). - М., 1995].

Российские масоны не признали Советскую власть, воевали против нее, а потом подались в эмиграцию. Большинство их осело во Франции, поддерживая связь с ложами "Великого Востока Франции" - прародительницами российских лож начала XX в.
В 1922 г. в Советской России масонские ложи были запрещены. Почему же масоны не вписались в советскую действительность, разошлись с новой властью? Интересное толкование этому дал бывший в
1992 г. Великим Магистром "Великого Востока Франции" Жан Пьер Рагаш: "Дело в том, что антимасонство было вмонтировано в саму идею советской системы, которая не могла потерпеть рядом с собой какой-либо организации, не зависящей от тоталитарного государства и действующей абсолютно свободно". И далее месье Рагаш весьма образно прокомментировал, как со-

Ветская власть определяла сущность своей антимасонской политики: "Когда в свое время у Хрущева спросили: нельзя ли будет восстановить в России масонство... о” сказал: "Я не намерен запускать себе вшей под рубаху!” [См.: Масоны в России // Гласность. 1992, 30 января.]. Обратим внимание на эти слова Великого Магистра. Ведь это прямое свидетельство того, что во времена хрущевской "оттепели" зарубежные масоны вели зондаж по поводу расширения влияния мирового масонства на СССР. То же самое происходило и в период горбачевской перестройки.
В нынешнее время международное масонство существует. По разным оценкам, в него входят от 6 до 10 млн братьев. Две трети общего числа масонов мира приходится на США. Американские масоны придерживаются консервативных взглядов, помогая правящим партиям во время избирательных кампаний и продвигая своих руководителей на важные государственные должности.
Время, когда масонство в целом было прогрессивным движением, помогавшим радикальной буржуазии атаковывать феодальное дворянство, деспотические монархии, прошло. Но было бы ошибочно недооценивать роль этого политического объединения. Его руководители применяют в интересах крупной буржуазии всю столетиями испытанную технику завуалированного политического действия.
В 1982 г. мировую общественность буквально ошеломили сведения в прессе об итальянских масонах, когда была раскрыта ложа "П-2". Вот как солидно выглядел список членов ложи. Возглавлял ее бывший фашистский функционер-предприниматель Личо Джелли, а входили в нее влиятельнейшие люди Италии: министры труда, юстиции, внешней торговли, генеральный секретарь министерства иностранных дел, парламентарии, политический секретарь социал-демократической партии, президент объединения итальянских промышленников, президенты банков, начальник генерального штаба вооруженных сил, главы военной разведки и контрразведки, глава службы внутренней безопасности, командующий корпусом карабинеров в Неаполе, директор газеты. Всего по списку числилось 962 человека. Впоследствии оказалось, что еще и не все там перечислены.
Расследование по делу о ложе "П-2" позволило выяснить, что здесь назначали и смещали министров, собирали шпионские сведения о прогрессивных деятелях, планировали заговоры и террористические акции с целью дестабилизации обстановки в стране. Ложа "П-2" представляла собой шпионско-диверсионное гнездо и одновременно теневой кабинет, незримый центр власти. Журналист М. Пекорелли, нарушивший нормы молчания и рассказавший о сотрудничестве итальянских масонов с ЦРУ США, был застрелен "неизвестными лицами".
Мы привели столь пространные сведения об итальянской ложе потому, что подобные разоблачения весьма редки. Вместе с тем они дают возможность предста-

Вить реальную силу масонства в современных структурах власти многих государств, находящихся под неусыпным контролем и влиянием мирового масонства. Вот пример по Англии. Весной 1992 г. здесь открыто и торжественно встретились 10 тыс. "вольных каменщиков", чтобы отметить 275-летие первой Большой ложи. Среди самых видных участников торжества был член королевской семьи - герцог Кентский, который вот уже 25 лет является Великим Магистром Большой ложи. На торжествах открыто говорили о том, что объединенная Большая ложа насчитывает 321 тыс. человек, у нее 8488 местных секций, из них только в Лондоне 1672. Из печати известно, что масоны Англии составляют значительную часть судейского и полицейского корпуса, есть они и среди юристов, врачей, финансистов. Как говорят, в Большую ложу входят супруг королевы Филипп, герцог Эдинбургский, и бывший зампремьера в кабинете М. Тетчер лорд Уайтлоу [См.: Кривополов А. Быль и небылицы о масонах //Известия, 1992, 16 июня.].
На ключевых государственных постах во Франции также находятся масоны, причем даже наблюдается своеобразный всплеск их активности. К началу 90-х гг. их число превысило довоенный уровень. Сегодня они утверждают, что служат демократии, работают для будущего. "Франкмасонство не ставит своей задачей захват власти. Главное для нас, - уверял Великий Магистр влиятельнейшей ложи "Великий Восток Франции" Рагаш, - это обсуждение и всесторонний анализ политических, экономических, социальных и других проблем" [См.: Большаков В. Масоны. Часть I. Разговор с Великим Магистром. // Правда. 1992, 31 января.].
Подавляющее большинство современных ведущих политических деятелей Запада либо являются членами масонских лож, либо безоговорочно принимают правила игры мировой закулисы. Обладая высшими степенями посвящения, они выполняют чисто политические функции и являются ядром правящих систем всех западных стран. Именно они определяют политику государств, разрабатывают перспективы мирового развития, подготавливают и продвигают на высшие посты в правительствах своих единомышленников (иногда даже не масонов). В число своих заслуг масоны ставят борьбу за свободу и демократию, за всемирное согласие. Последнее можно было бы только приветствовать, если бы не одна из идеологических концепций мирового масонства - имеется в виду идеология масонского избранничества, которая основывается на "большой масонской правде", на установлении такого мирового порядка, таком понимании свободы, демократии и согласия, которые не считаются ни с какими другими воззрениями, не учитывают национальных интересов. Цель масонов - установление мирового порядка, при котором решение всех проблем, даже внутригосударственных, будет определяться их господствующими воззрениями, будет находится под их контролем и влиянием.

Как мы уже упоминали, масонство в СССР в 1922 г. было запрещено. Но, по данным XIV конференции масонских высших советов мира, проходившей осенью 1990 г. в Мехико, тайная деятельность все-таки продолжалась [Уменков Е. Масоны среди нас? // Комсомольская правда. 1990, 1 ноября.]. Демократизация политической системы в нашей стране, начавшаяся в середине 80-х гг., провозглашение в 1989 г. политических свобод привели и к возрождению масонства, расширению его влияния на жизнь общества. В книге Платонова Терновый венец России" сообщается, что первой официальной масонской структурой, возникшей в СССР, стала международная еврейская масонская ложа "Бнай Брит". Разрешение на ее открытие было получено лично от М. С. Горбачева по ходатайству одного из руководителей ордена Г. Киссинджера. Первая ложа этого ордена была организована в декабре 1988 г. и к маю 1989 г. в ней состояли 63 члена. К тому же времени были учреждены еще две ложи - в Вильнюсе и Риге, а впоследствии это произошло в Петербурге, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
Особенно активизировались французские масоны, помнящие о том, что до 1917 г. русские масоны были "весьма важным звеном мирового послушания". Они предприняли организационные, политические и даже финансовые меры по возрождению масонства в России. Интерес к созданию "российского филиала" проявила еще одна масонская организация во Франции - вторая по значению в стране: Великая ложа Франции. В ее структуре действует "Ложа Пушкина", в которую входят проживающие во Франции масоны русского происхождения. Великий магистр "Ложи Пушкина" и еще шесть членов прибыли в Москву в 1991 г. накануне августовского путча с багажом, содержавшим все необходимые для процесса посвящения инструменты, - шпаги, угольники, фартуки и т.д. В дни путча багаж тщательно прятали, а после использовали по назначению. По данным еженедельника "Экспресс", 30 августа 1991 г. состоялось посвящение первых членов вновь созданной "Ложи Новикова".
Русская Православная Церковь, ее иерархи неоднократно высказывали недовольство по поводу того, что нынешние российские руководители не препятствуют возрождению масонства. Церковь всегда осуждала масонство, считая его проявлением сатанизма, жаждой господства над другими людьми, обоснованием политики группового эгоизма. Сегодня она озабочена утратой национальной самобытности и приобщением к "общечеловеческим ценностям", стремлением "богоборческих" сил "разложить русское православие". А между тем в Москве в 1993 г. совершенно официально зарегистрировано масонское объединение Великая национальная ложа России, что свидетельствует о более высоком уровне организационной сплоченности российских масонов и даже о создании координирующего органа.

21 июля 1993 г. газета "Правда" напечатала интервью с неким "вольным каменщиком Володей". Не особенно таясь, он сообщил, что русские масоны участвуют в международных масонских делах, что он лично избран в руководство Европейской масонской конференции, которая "границ не признает и лояльность масонскому братству ставит куда выше патриотизма".
Возрождающееся политическое российское масонство получило поддержку "верхов" и действует почти открыто. В конце 1991 г. Б. Н. Ельцин принял в Кремле представителей Мальтийского ордена, издавна считающегося центром всемирного масонства. Мировая закулиса наградила Ельцина званием командора Мальтийского ордена, ему преподнесли тогда жезл и другие знаки различия, а также облачение рыцаря - командора Мальтийского ордена, в котором он и был сфотографирован. Фотография появилась в массовой прессе. Продолжение последовало в августе 1992 г., когда Ельцин подписал Указ 827 "О восстановлении официальных отношений с Мальтийским орденом". Напомним, что эти отношения были разорваны еще в 1822 г. императором Александром I, когда он вернул на Мальту командорские мальтийские регалии, ранее преподнесенные его отцу Павлу I. И вот теперь через 170 лет возобновляются отношения.
Возрождение масонства в посткоммунистической России подтверждает тот факт, что оно получает наибольшее распространение в кризисные моменты развития общества. Надо сказать, что многие политики, принимающие масонские принципы жизни, чувствуют себя неуютно в рамках традиционных масонских лож с их несколько странными ритуалами. А посему российское масонство восприняло такую современную форму, как клубы, фонды, комиссии, деятельность которых тождественна масонским ложам.
20 июля 1994 г. "Независимая газета" опубликовала интереснейшую подборку материалов под многозначимым названием: "Современное масонство. Клубы вместо партий?" В этой публикации говорится, что в конце 1993 г. в России образовалась исполнительная властная вертикаль-от президента до префекта округа. Она совершенно не зависит от политических организаций, представительных институтов и в конечном итоге от граждан, даже Федеральное Собрание не способно как-либо серьезно контролировать власть в стране, даже корпоративные объединения предпринимателей и финансистов не могут оказывать действенного влияния на решения президента и правительства. Старые механизмы лоббирования оказались сломанными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время как у сторонников, так и у противников нынешней власти стала популярной идея "элит-клубаов" в качестве средства влияния на ситуацию в стране, на руководство процессом принятия основных политических решении в России.
Пока элитные клубы "Ротари", "Взаимодействие", "Реалисты", Совет по внешней и оборонной политике и др. - всего лишь место интересных встреч, где можно завя-

Зать новые полезные знакомства. Быть членом влиятельного клуба престижно. Но, как писала "Коммерсант дейли" от 7 сентября 1992 г., "организаторы видят клуб не партией, а просто местом, где делается "реальная политика" и где неформально, запросто могут повидаться друг с другом скромные, но подлинные властители страны, обсудив госдела, повершить судьбы Отечества". Вот таким образом "новые русские" возрождают масонские традиции закулисного влияния на власть. По типу ряда ведущих западных
государств, чтобы не зависеть от легального прихода к власти какой-то конкретной партии или блока партий, российские масоны хотят, чтобы фактическое управление страной осуществлялось тайной группировкой лиц, сконцентрировавших в своих руках большую часть национального капитала.
Масоны говорят, что они работают для будущего. Но будет ли собственное будущее у российских масонов, подверженных западному влиянию и связанных с западными интересами?

Контрольные вопросы

1. В каких исторических условиях и в какой социальной среде возникло масонство?
2. Как изменился статус масонских лож в ХVII в. и какие идеалы они стали проповедовать?
3. Какие цели преследует международное масонство и какие способы использует для их достижения?
4. Расскажите о проникновении масонов в Россию и об основных этапах их деятельности.
5. Почему русская творческая интеллигенция была увлечена масонством? Как трансформировалось ее отношение к этой организации?
6. Расскажите, как проникновение масонства во все сферы жизни русского общества влияло на государственную политику?
7. Какую роль сыграли масоны в ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в России?
8. Почему сведения о масонах в средствах массовой информации и литературе носят противоречивый характер?
9. Как влияют идеи и действия международного масонства на развитие современного общества?
10. В каком направлении в последние годы развивают свою деятельность масоны в Российской Федерации и почему они получают поддержку государственных и общественных структур?

История российского масонства изобилует взлетами и падениями взглядов и влияния на властные структуры различных заговорщиков. Царизм дал хорошую пищу для распространения идеологии масонов. Неплохо им жилось и после Октябрьской революции, учитывая количество евреев у руля власти.
Послевоенный длительный период уменьшил их количество посредством репрессий и эмиграции. Но выходцы из России/СССР пополнили численно состав масонских лож в Европе.

Кратко о влиянии мирового масонства

Европейские ученые смоделировали посредством математического анализа лицо и сущность транснациональных корпораций. Они дают лишь пятую долю мировой выручки. Но с группами аффилированных с ними партнеров владеют большинством компаний реального сектора экономики мира.

Их богатейшие владельцы (семейства Морганов, Ротшильдов, Рокфеллеров) – творцы масонства, а также почти десятка структур, так называемых мировых властелинов. На чьи «пожертвования» на практике осуществляются заговоры против неугодных правительств.

Иван Перфильевич Елагин — основатель первой масонской ложи в России

Масоны в российском правительстве (фамилии)

Вторая жизнь в РФ этого заговорщического сообщества возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эпохой политического и экономического шатания самостоятельной страны воспользовалось мировое масонство. Ему несложно было на свои тайные и завуалированные под помощь средства создавать ложи, кружки, обучать в своих системах новых русских политиков, экономистов.

Последние стали агентами влияния Запада, разлагая страну изнутри. Российские масоны середины прошлого столетия — Бернштейн, Нидермиллер, Лебедев, Грюнберг – в подметки не годились новому пополнению российского масонства. А именно политикам Собчаку, Чубайсу, Явлинскому, Горбачеву (президент СССР, хотя и недолго), Ельцину (президент РФ), академику Абалкину. А также сотням других российских масонов, которых готовили очно и заочно в западных структурах, часто под крылом спецслужб.

Одолевали они Программу деятельности агентов влияния ЦРУ и способы одурманивания масс в нужном направлении. А его в каждом конкретном случае определяли европейские ложи и Мировое правительство. Продвигали через видных масонов. Так называемая приватизация госпредприятий в РФ — только один пример этого. Ее проводники – Чубайс, Явлинский, Гайдар достигли цели: появились миллиардеры на крови и поте более сотни миллионов граждан страны.

Наподобие Бильдербергскому клубу масонов создается российская копия - клуб «Магистериум». Именно в секретном бюллетене клуба появилась статья опасного мирового филантропа Дж. Сороса про сумасшедшие доллары, творящие историю. Подобный фонд «Взаимодействие» содержали крупные госчиновники Е. Гайдар, К. Боровой, Е. Ясин, А. Починок, В.Бакатин и другие агенты влияния в российском правительстве.

Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.

Ку-Клукс-Клан

Почти полтора века назад — 24 декабря 1865 года — в США появилась ультраправая организация Ку-клукс-клан. Тайное сообщество объединяло многих деятелей того времени, в том числе и весьма влиятельных, и успело натворить немало страшных дел.

Клан декларировал идею расового превосходства белых над недавно освобождёнными из рабства неграми. В организацию на первых порах входили в основном участники завершившейся накануне Гражданской войны, недовольные её результатами. Во времена максимальной популярности — после возрождения в 1920-х годах — Ку-клукс-клан насчитывал около 6 миллионов человек.

Деятельность ККК началась с банального запугивания религиозных и наивных негров: члены клана одевались в белые одежды с острым капюшоном и изображали приведений. Однако уже скоро дело дошло до убийств, в том числе массовых. Под горячую руку попадали не только чернокожие, но и те, кто не устраивал ку-клукс-клановцев по различным причинам, от политических до нравственных. Как правило, неугодному сначала посылали по почте особый знак — апельсиновые или дынные зёрна или дубовые ветки, и если он не внимал предупреждению и не покидал город, вскоре наступала расправа.

В первый этап существования ККК его члены убили несколько сотен тысяч человек, причём из них только по политическим мотивам — 130 тысяч. В конце концов решать вопрос пришлось федеральным властям — однако разогнанный в 1871 году Ку-клукс-клан возродился уже через полвека в 1920-х в не менее жутком виде. И сегодня то тут, то там постоянно возникают шайки последователей легендарного клана с совершенно удивительными позициями: так, в возрождённый в США ККК вдруг начали принимать... негров и геев.

Мы вспомнили ещё несколько тайных организаций с мутными целями, объединяющих сильных мира сего.

Бильдербергский клуб

По сути, тайной в этой организации является только повестка обсуждаемых вопросов. Именно этот факт и рождает вокруг ежегодной тусовки влиятельнейших лиц мира массу конспирологических теорий.

Впервые Билдербергский клуб собрался в 1954 году в одноимённом голландском отеле близ Арнема. Сегодня заседания группы посещают около 380 человек, треть из которых американцы, остальные — европейцы и азиаты. Все они входят в число вершителей судеб планеты: политики, бизнесмены, член королевских семей.

Известно, что на заседаниях все эти шишки обсуждают важнейшие мировые проблемы. Внутри запрещено записывать разговоры, а после — общаться с прессой, из-за чего многие непосвящённые считают, что Бильдбергский клуб тайно правит миром.

В клуб никогда не приглашают арабов, латиноамериканцев и африканцев. Русских иногда зовут: в разное время на заседаниях бывали Чубайс, Явлинский и Шевцова. Как правило, из года в год состав участников меняется, но многие попадают на заседания не единожды — как, например, тот же Чубайс.

Истинные цели организации остаются туманными, а её влияние на судьбу мира — всё ещё недоказанным.

Масоны


Пожалуй, самое знаменитое тайное общество в мире. Масонами были многие эпохальные личности, в частности, оба отца-основателя США Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, а также Наполеон Бонапарт и прочие персоны из учебников истории.

«Вольные каменщики» никогда не ставили целью насильственные действия по изменению миропорядка, всё время с момента основания оставаясь просветительской организацией. Масоны свободны в выборе религии и профессии, их ложи — это своего рода клуб по интересам, члены которого поднимают преимущественно философские и моральные вопросы. Ну а все те, кто не входит в элитный список посвящённых, конечно, склонны приписывать масонам ответственность за грехи человечества.

Масонство — пример тайного общества, про которое, тем не менее, всем всё известно. В нём состоят многие знаковые персоны планеты, особенно отличились американские президенты, среди которых масоном был каждый второй. В принципе, записаться в масоны можно даже «с улицы» — если повезёт завязать знакомство с членом ложи каменщиков и успешно пройти архаичные обряды инициации.

«Череп и кости»


Одно из самых влиятельных тайных сообществ в мире, если судить по тем обрывкам информации, что доходят до простых людей. В студенческом закрытом ордене «Череп и кости», основанном в Йельском университете в 1832 году, состояли и состоят главные представители американской элиты — президенты, бизнесмены, политики и общественные деятели.

Общество славится своей неуёмной тягой к символизму и мистике. Заседания проводятся в древнем склепе на территории университета, по углам которого стоят настоящие человеческие скелеты и повсюду разбросаны кости, черепа и прочие соответствующие стилю ордена артефакты. По слухам, приём новых членов сопровождается издевательствами, в том числе — необходимостью поведать все свои сексуальные желания, лёжа в гробу, вытерпеть избиение голышом в грязи, испить крови из черепа и поцеловать ноги действующему члену клана.

Само собой, членам общества приписывают все самые страшные преступления против человечества и обвиняют в реализации планов по переустройству мира. Так, только в администрации Джорджа Буша-младшего насчитывалось около десятка членов ордена, поскольку, согласно уставу, участники должны помогать друг другу на протяжении всей жизни.

«Богемская роща»


Очень странная тусовка в калифорнийском лесу. На протяжении века с лишним каждый июль там собираются сильные мира сего и вовсю развлекаются: живут в палатках и домиках, неумеренно пьют, а в промежутках решают судьбы мира.

Само собой, доступ посторонним туда запрещён. Всего в списках посвящённых — около двух тысяч человек, как правило, это богатейшие люди Америки, в том числе музыканты, актёры и прочие люди искусства. Ходят смутные слухи о непотребствах, происходящих в эти июльские недели на 11 квадратных километрах рощи, но прямых доказательств нет, а на редчайших фото оттуда всё чинно и благородно.

Достоверно известно, что именно в Богемской роще в 1942 году было принято решение о запуске Манхэттенского проекта по созданию атомной бомбы. И это — несмотря на запрет обсуждать любые дела, выраженный в девизе клуба: «Пауки, плетущие паутину, сюда не приезжают».

Российские масоны не признали Советскую власть, воевали против нее, а потом подались в эмиграцию. Большинство их осело во Франции, поддерживая связь с ложами "Великого Востока Франции" - прародительницами российских лож начала XX в.

В 1922 г. в Советской России масонские ложи были запрещены. Почему же масоны не вписались в советскую действительность, разошлись с новой властью? Интересное толкование этому дал бывший в 1992 г. Великим Магистром "Великого Востока Франции" Жан Пьер Рагаш: "Дело в том, что антимасонство было вмонтировано в саму идею советской системы, которая не могла потерпеть рядом с собой какой-либо организации, не зависящей от тоталитарного государства и действующей абсолютно свободно". И далее месье Рагаш весьма образно прокомментировал, как советская власть определяла сущность своей антимасонской политики: "Когда в свое время у Хрущева спросили: нельзя ли будет восстановить в России масонство... о" сказал: "Я не намерен запускать себе вшей под рубаху!" Обратим внимание на эти слова Великого Магистра. Ведь это прямое свидетельство того, что во времена хрущевской "оттепели" зарубежные масоны вели зондаж по поводу расширения влияния мирового масонства на СССР. То же самое происходило и в период горбачевской перестройки.

В нынешнее время международное масонство существует. По разным оценкам, в него входят от 6 до 10 млн братьев. Две трети общего числа масонов мира приходится на США. Американские масоны придерживаются консервативных взглядов, помогая правящим партиям во время избирательных кампаний и продвигая своих руководителей на важные государственные должности.

Время, когда масонство в целом было прогрессивным движением, помогавшим радикальной буржуазии атаковывать феодальное дворянство, деспотические монархии, прошло. Но было бы ошибочно недооценивать роль этого политического объединения. Его руководители применяют в интересах крупной буржуазии всю столетиями испытанную технику завуалированного политического действия.

В 1982 г. мировую общественность буквально ошеломили сведения в прессе об итальянских масонах, когда была раскрыта ложа "П-2". Вот как солидно выглядел список членов ложи. Возглавлял ее бывший фашистский функционер-предприниматель Личо Джелли, а входили в нее влиятельнейшие люди Италии: министры труда, юстиции, внешней торговли, генеральный секретарь министерства иностранных дел, парламентарии, политический секретарь социал-демократической партии, президент объединения итальянских промышленников, президенты банков, начальник генерального штаба вооруженных сил, главы военной разведки и контрразведки, глава службы внутренней безопасности, командующий корпусом карабинеров в Неаполе, директор газеты. Всего по списку числилось 962 человека. Впоследствии оказалось, что еще и не все там перечислены.

Расследование по делу о ложе "П-2" позволило выяснить, что здесь назначали и смещали министров, собирали шпионские сведения о прогрессивных деятелях, планировали заговоры и террористические акции с целью дестабилизации обстановки в стране. Ложа "П-2" представляла собой шпионско-диверсионное гнездо и одновременно теневой кабинет, незримый центр власти. Журналист М. Пекорелли, нарушивший нормы молчания и рассказавший о сотрудничестве итальянских масонов с ЦРУ США, был застрелен "неизвестными лицами".

Мы привели столь пространные сведения об итальянской ложе потому, что подобные разоблачения весьма редки. Вместе с тем они дают возможность представить реальную силу масонства в современных структурах власти многих государств, находящихся под неусыпным контролем и влиянием мирового масонства. Вот пример по Англии. Весной 1992 г. здесь открыто и торжественно встретились 10 тыс. "вольных каменщиков", чтобы отметить 275-летие первой Большой ложи. Среди самых видных участников торжества был член королевской семьи - герцог Кентский, который вот уже 25 лет является Великим Магистром Большой ложи. На торжествах открыто говорили о том, что объединенная Большая ложа насчитывает 321 тыс. человек, у нее 8488 местных секций, из них только в Лондоне 1672. Из печати известно, что масоны Англии составляют значительную часть судейского и полицейского корпуса, есть они и среди юристов, врачей, финансистов. Как говорят, в Большую ложу входят супруг королевы Филипп, герцог Эдинбургский, и бывший зампремьера в кабинете М. Тетчер лорд Уайтлоу.

На ключевых государственных постах во Франции также находятся масоны, причем даже наблюдается своеобразный всплеск их активности. К началу 90-х гг. их число превысило довоенный уровень. Сегодня они утверждают, что служат демократии, работают для будущего. "Франкмасонство не ставит своей задачей захват власти. Главное для нас, - уверял Великий Магистр влиятельнейшей ложи "Великий Восток Франции" Рагаш, - это обсуждение и всесторонний анализ политических, экономических, социальных и других проблем".

Подавляющее большинство современных ведущих политических деятелей Запада либо являются членами масонских лож, либо безоговорочно принимают правила игры мировой закулисы. Обладая высшими степенями посвящения, они выполняют чисто политические функции и являются ядром правящих систем всех западных стран. Именно они определяют политику государств, разрабатывают перспективы мирового развития, подготавливают и продвигают на высшие посты в правительствах своих единомышленников (иногда даже не масонов). В число своих заслуг масоны ставят борьбу за свободу и демократию, за всемирное согласие. Последнее можно было бы только приветствовать, если бы не одна из идеологических концепций мирового масонства - имеется в виду идеология масонского избранничества, которая основывается на "большой масонской правде", на установлении такого мирового порядка, таком понимании свободы, демократии и согласия, которые не считаются ни с какими другими воззрениями, не учитывают национальных интересов. Цель масонов - установление мирового порядка, при котором решение всех проблем, даже внутригосударственных, будет определяться их господствующими воззрениями, будет находится под их контролем и влиянием.