История россии. Новейшая "история россии"

Российский предприниматель в области хлебобулочного производства. Основатель и владелец крупнейших хлебопекарных и хлеботорговых предприятий страны, славившихся разнообразием ассортимента и высоким качеством продукции. (род. в 1824 г. - ум. в 1878 г.)

По переписи 1638 г. в Москве было около 2,5 тыс. ремесленников, причем каждый девятый из них занимался производством хлеба. Ржаной хлеб здесь умели выпекать с незапамятных времен. Делали его из кислого теста на основе специальных заквасок, секреты которых держали в тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекари выпекали огромное множество изделий из пшеничной муки, начиная монастырскими просфорами и кончая знаменитыми ковригами (большой хлеб трех- или четырехугольной формы). По праздникам пекли калачи, пироги и караваи. Начиная с XVI столетия на Руси строили уже специальные общественные пекарни. А в XVI-XVII вв. мастера хлебного дела стали делиться на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков (бараночников), блинников и пряничников. Пряники - изделия из сладкого теста массой от 2 до 4 кг - были излюбленным лакомством на Руси, их дарили на именины, подносили невестам в виде свадебного подарка, угощали детей.

На исходе XVIII в. ив первой половине XIX в. после окончания Отечественной войны 1812 г. в хлебопечении Москвы произошли большие изменения, вызванные бурным строительством города и приростом населения. Много хлебопеков пришли в столицу из Калужской, Московской, Ярославской и Тверской губерний, с целью сколотить собственное состояние. Это были в основном крепостные крестьяне, отпущенные помещиками за высокий оброк на отхожий промысел. Среди них даже наметилась определенная специализация. Так, выходцы с реки Протва занимались выпечкой ржаного хлеба, калачей, баранок и саек. Среди них наиболее известны «протовцы» - Савельев, Г воздев, Морозов и Мишин. Кроме того, были еще «хатунцы» - Савостьянов, Найденов, Тюленев, Челноков, Алексеев, «калязинцы» и «угличане» - Сальников, Новиков, Таланов, Федоров, Мухин и другие. Остальные хлебопеки выпекали пшеничный и пеклеванный хлеб, сдобу.

В обстановке такой небывалой конкуренции начала работу и династия Филипповых, относящаяся к «протовцам». За короткое время она сумела поднять хлебопекарное дело в Белокаменной на такой высокий уровнь, что слово «филипповский» (хлеб, сайки, пирожки и пироги) означало «самый лучший», а булочки «от Филиппова» стали одной из достопримечательностей Москвы. Сам же Иван Максимович Филиппов был признан первым хлебопеком России, а затем и Европы.

Родоначальником знаменитой семьи хлебопеков был бывший крепостной крестьянин села Кобелево Тарусского уезда Калужской губернии Максим Филиппов. Он пришел в Москву в 1806 г. и пристроился разносчиком калачей на рынке. Поднакопив деньжат, начинающий предприниматель выправил себе разрешительные документы на «курень» (пекарню), но тут грянула Отечественная война. Хотя во время пожара 1812 г. документы пропали, на дальнейшее развитие его бизнеса этот факт не повлиял. Постепенно откладывая деньги, Максим смог приобрести собственную пекарню, в которой стал печь калачи и пироги с разной начинкой.

Филипповым впервые были изготовлены так называемые «московские калачи», которые со временем получили широкое распространение по всей России. Тесто для них после замеса выносилось на холод, что придавало готовым калачам особый вкус. Эта продукция продавалась неподалеку от пекарни, в торговых рядах. Дела у предпринимателя шли успешно, и к концу жизни Максим уже владел тремя хлебопекарными заведениями - калачным, булочным и бараночным - занимал заметное место на хлебном рынке города.

Достойным продолжателем дела Максима Филиппова стал его сын Иван, который родился в 1824 г. в деревне Кабаново Малоярославского уезда. К Московской гильдии купечества его причислили согласно указу № 12438 Казенной палаты от 8 декабря 1867 г. Владелец пекарен в Пятницкой, Тверской и Сретенской частях города, купец 2-й гильдии И. М. Филиппов вносил гильдийскую повинность «за право торговли и прочее» в сумме 67 рублей 40 копеек». Согласно воспоминаниям современников, Иван Максимович обладал потрясающим чутьем и незаурядными предпринимательскими способностями, что позволило ему ввести в хлебопекарное дело немало новшеств.

Одним из первых в Москве он возродил исконно русскую технологическую цепочку «поле - прилавок». И если другие хлебопеки традиционно вели продажу своих изделий прямо из пекарен, то И. М. Филиппов впервые организовал при пекарне хлебный магазин. Когда покупатели хвалили его хлеб и спрашивали, почему он только у него такой хороший, предприниматель объяснял: «Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки. А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая».

Еще одним достижением молодого хозяина было расширение ассортимента своей продукции. Помимо хлебобулочных изделий он наладил производство фирменных «филипповских» пирожков с русской национальной начинкой - требухой, кашей, капустой, вязигой и т. п. Да и сам хлеб у него был разнообразный: пеклеванный, бородинский, стародубский, рижский, ситный (каждая буханка подового ситного хлеба весила около 2,5 кг). Кроме того, были французские булочки, копеечные хлебцы (именовавшиеся в быту почему-то «жуликами»), витушки, саечки, обсыпанные маком или крупной солью, сайки простые, выпекавшиеся на соломе, калачи крупные и мелкие, калачи на отрубях, хлебные кольца и многое, многое другое.

О том, как Иваном Максимовичем были «изобретены» сайки с изюмом весьма занимательно и образно написал журналист В. А. Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи». В 1848-1859 гг. «всевластным диктатором Москвы» был генерал-губернатор А. А. Закревский, к завтраку которого каждое утро подавались горячие сайки от Филиппова. Однажды в одной из таких саек оказался запеченный таракан:

«- Эт-то что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал властитель за утренним чаем.

Слуги, не понимая в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

Эт-то что? Таракан? - И сует сайку с запеченным тараканом. - Эт-то что? А?..

Это изюминка-с!

Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил.

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.

И очень просто! Все само выходит, поймать сумей, - говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом».

Скоро слава о «филипповском» хлебе распространилась далеко за пределы Москвы и докатилась до Петербурга. В 1855 г. за отличное качество и широкий ассортимент продукции московский булочник получил звание Поставщика двора Его Императорского Величества. Как пишет Гиляровский, в народе ходила молва о том, что свои калачи Филиппов в особо закрытых липовых коробах «с пылу, с жару, укрытые под особыми пуховичками, важивал прямо с Тверской в Зимний дворец к царскому кофию».

Когда Ивана Максимовича просили раскрыть технологические секреты успеха, он уверял, что хлеб такого качества, какой выпекают его пекари, можно сделать только в Москве. В других городах - вода не та, пекари другие и, самое главное, там нет. Филиппова. Вот почему когда в 1864 г. он открыл свою первую булочную в Санкт-Петербурге, то воду для замешивания теста туда возили в дубовых кадках из Мытищ курьерскими поездами Николаевской железной дороги.

«Король московских булочников» первым организовал замораживание хлеба в промышленном масштабе, чтобы сохранять его свежесть. Зимой, сразу после выпечки хлебные изделия замораживали особым способом и везли в таком виде за тысячи верст. Обозы с «филипповским» хлебом из Москвы отправлялись в Петербург, Барнаул, Иркутск и многие другие города России. Там хлеб оттаивали - тоже особым способом - в сырых полотенцах и как будто только что вынутым из печи подавали на стол, вызывая удивление и восторг у приглашенных на чай.

В своем деле Иван Максимович любил размах. Автор «Москвы и москвичей» писал, что «когда из двора пекарни на Тверской выезжала телега с именинным пирогом, который заказывали ему богатые люди, то приходилось снимать ворота, так как пирог был таких размеров, что не входил в них. Зрелище это было удивительное. Вся Москва сбегалась посмотреть».

По воспоминаниям членов семьи Филиппова, «человек он был необычный». Известно, например, что его кабинет был «оклеен денежными купюрами - “катеньками”. По городу филипповских лошадей все узнавали по тому, что они были подкованы чистым серебром, по-царски. Филиппов был разборчив и пользовался не всяким случаем, где можно деньги нажить. У него была своеобразная честность. Там, где другие булочники и за грех не считали мошенничеством деньги наживать, Филиппов поступал иначе».

Славился знаменитый предприниматель и своей благотворительностью. На праздники он выпекал большие партии хлеба по заказам и отправлял эти «хлебные подарки» арестованным в Бутырскую тюрьму. При этом, как свидетельствовал В. А. Гиляровский, во-первых, он «никогда не посылал завали арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него велся особый счет, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И делал все это он “очень просто”. Не ради выгод или медальных или мундирных отличий благотворительных учреждений».

Кроме того, Иван Максимович был «агентом» первого Сущевского отделения попечительства о бедных в Москве, членом Совета московских детских приютов. Известно, что он поставлял хлебобулочные изделия в Николаевский дом призрения бедных вдов и сирот. Всю жизнь И. М. Филиппов состоял в Московском купеческом обществе, а за год до смерти выбирался гласным городской Думы. За свою благотворительную деятельность и заслуги в деле предпринимательства он был награжден орденом св. Анны 2-й степени и стал потомственным почетным гражданином Москвы.

Умер И. М. Филиппов в 1878 г., оставив своим наследникам 4 пекарни-булочные в Москве и 4 - в Санкт-Петербурге. В опубликованном в газетах некрологе говорилось: «Справедливо гордая своей пушкой, из которой не стреляли, и колоколом, в который не звонят, Москва может похвастаться и своим калачом, печеньем чисто местным, национальным, представителем которого был покойный И. М. Филиппов». Популярность в народе знаменитого булочника была настолько велика, что известный московский поэт Шумахер отметил его смерть четверостишием, которое знала вся Москва и в котором был намек на легендарные филипповские сайки с изюмом:

Вчера угас еще один из типов,

Москве весьма известных и знакомых,

Тьмутараканский князь Иван Филиппов И в трауре оставил насекомых.

Однако в памяти как современников, так и последующих поколений имя Филиппова всегда ассоциировалось с настоящим русским хлебом. Вот несколько выдержек из книги А. П. Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах»:

«С 50-х годов с легкой руки Филиппова русские булочные стали производить разнообразные и доброкачественные товары (известные московские калачи и сдобные сухари).

На булочную Филиппова с 410 рабочими и с оборотом в 1 млн руб приходится более 10 % производства французских хлебов.

Лет 30 назад в булочном производстве преобладали иностранцы, а потом, когда Филиппов открыл в Петербурге свое отделение, он проложил дорогу русскому производству, и немецкие булочники оказались в меньшинстве. Самая крупная пекарня Филиппова продает в год булок и хлебов более чем на 1/2 млн рублей. Она производила самые распространенные в России виды булочных изделий: калачи, сайки, бублики и баранки - исконно русские продукты.»

После смерти И. М. Филиппова дело перешло к его вдове, Татьяне Ивановне, ас 1881 г. его возглавил один из сыновей - Дмитрий.

Дмитрий Иванович Филиппов (1855-1908) оказался достойным продолжателем семейного бизнеса. В конце XIX столетия он начал строительство большого хлебозавода, расширил отцовскую пекарню и открыл на Тверской знаменитую впоследствии «филипповскую» кофейню. В ней были огромные зеркальные окна, мраморные столики, лакеи в смокингах, впечатляющее внутреннее убранство. Известный художник П. Кончаловский и талантливый скульптор С. Коненков оформили общий зал. В кофейне Филиппова-младшего от посетителей не было отбою. Описывая эту достопримечательность Москвы, В. А. Гиляровский отмечал: «Булочная Филиппова всегда полна покупателей. В дальнем углу, вокруг горячих железных ящиков, постоянно стояла толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до старших чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что порой можно было сытно позавтракать.»

В 1911 г. вздании на Тверской Д. И. Филипповым была оборудована комфортабельная гостиница «Люкс» на 550 мест с рестораном. После революции она была переименована в «Центральную» и в 1930-х гг. там размещались деятели Коминтерна и члены зарубежных компаний, которых приютила советская власть. Еще одно филипповское кафе было открыто в 1916 г. на Кузнецком мосту. Стены его были расписаны сюжетами из блоковской «Незнакомки». Но по неизвестной причине дела в кафе шли неважно, и вскоре оно опустело.

Фабрика, выстроенная Д. И. Филипповым на Тверской, представляла собой образец современного производства. Она включала множество отделений: «сахарное, бараночное, пирожно-кондитерское, немецкого, стародубского, рижского, петербургского столового, черного, белого и шведского хлеба, жареных пирогов, калачное и расстегайное». Фабрика имела даже собственную электростанцию. Работавшие на ней специалисты пользовались бесплатными квартирами в общежитии, продуктами, отоплением, освещением и кипятком. Им выдавали спецодежду, стирка которой производилась за счет предприятия. Режимом работы было предусмотрено время для обеда и чаепития, а также посменная работа в праздничные и выходные дни.

В 1905 г. Д. И. Филиппов был владельцем 16 булочных и хлебопекарен, в которых трудилось около 3 тыс. рабочих. Однако революционные события подорвали спокойствие в его фирме. В сентябре 1905 г. рабочие пекарни на Тверской приняли участие в забастовке. Они выступали против снижения зарплаты. В ответ на их требования Дмитрий Иванович заявил, что он согласится на восстановление прежнего жалованья, но при условии, что это же сделают и другие коллеги по отрасли. Митингующие это условие не приняли и стали громить пекарню Чуева, рабочие которой отказались участвовать в забастовке. В результате последовали столкновения с полицией и аресты нарушителей порядка.

В июле 1906 г. ситуация еще больше обострилась. Забастовка продолжалась, и Филиппов, как и другие хозяева булочных, нес убытки. Тогда он решил пойти на уступки рабочим, предложив им праздничный отдых, работу в две смены и повышение зарплаты, вызвав тем самым недовольство других предпринимателей. Однако он не отступил, заняв независимую позицию, основанную на трезвом расчете. В результате его рабочие вернулись на свои места и возобновили выпечку хлеба. Дневной оборот филипповских булочных повысился. Но к тому времени фирма уже задолжала кредиторам около 3 млн рублей. Чтобы спасти семейное дело, Д. И. Филиппов был вынужден объявить себя банкротом. Решением Московского коммерческого суда управление делами было передано администрации, в которую входили служащие фирмы и представители кредиторов.

После смерти Дмитрия Ивановича в 1908 г. дело продолжили три его сына. Фактически главою фирмы стал его неродной сын Николай Иванович Филиппов. По окончании опеки администрации в марте 1915 г. он организовал на правах полного товарищества «Торговый дом бр. Филипповых» с сохранением права торговли под фирмой «Поставщик двора Его Императорского Величества» со складочным капиталом в 1 млн рублей. В этом качестве фирма, имевшая свое производство не только в Москве и Петербурге, ной в Саратове, Туле и в Ростове-на-Дону, просуществовала до 1917 г. и впоследствии была национализирована. Владелец фирмы вынужден был эмигрировать в Бразилию.

Долгие годы булочная Филиппова, как и Елисеевский магазин, без преувеличения была лицом российской столицы. Как это ни печально, но сегодня известной булочной на Тверской 10 не существует. Мутная волна передела собственности накрыла и ее славу, и ее место в московской истории. От некогда знаменитой филипповской империи до сегодняшнего дня сохранились только «хлебные» названия московских улиц и переулков: Калашный, Хлебный и др.

Елена Васильева, Юрий Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Обладатель фамилии Филиппов по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Филиппов образована от имени собственного и относится к распространенному типу русских фамилий.

После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели - обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации. В дальнейшем часто именно отчество становилось родовым именем, постепенно превращаясь в наследуемую от отца к сыну фамилию.

Фамилия Филиппов восходит к имени Филипп , что в переводе с греческого означает «любящий лошадей».

В именнике это имя появилось в честь святого Филиппа, уроженца города Вифсаиды (Галилея). Святой Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно поняв смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за ним. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, к примеру, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Вскоре после этого многие люди стали веровать в Бога.

Скорее всего, основатель рода Филипповых был человеком не из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом. Их представителей уважительно звали полным именем, в отличие от представителей других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известен дворянский род Филипповых, который был внесен в 14 часть Общего гербовника дворянских родов Российской империи.

Уже в XV-XVI веках на Руси, первоначально в среде богатых людей, начали закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначавшие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Филипп, со временем получили фамилию Филипповы.

О точном месте и времени возникновения фамилии Филиппов в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Филиппов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники:Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.).

Филиппов А.В., Володихин Д.М., и др. История России. 1945-2008 гг. М.: Просвещение, 2008.

2-е издание, доработанное и дополненное

МОСКВА «Просвещение» 2008

УДК 372.8:94(470) ББК 74.266.31 И90

Работа выполнена при поддержке некоммерческих организаций Национальная лаборатория внешней политики и Государственный клуб

А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев, Д.М. Володихин, О.Ю. Гаман-Голутвина, П.В. Данилин, Г.А. Елисеев, И.С. Семененко, А.Ю. Шадрин

История России, 1945-2008 гг. : кн. для учителя / [А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.] ; под ред. А.В. Филиппова. - 2-е изд., дораб. и доп. - М. : Просвещение, 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-09-018222-5.

Книга знакомит учителей истории с современными подходами к освещению важнейших вопросов и трактовками основополагающих сюжетов новейшей истории России (1945-2008). Книга выходит в авторской редакции. Предыдущее издание выходило под названием «Новейшая история России. 1945- 2006 гг.» (автор А.В. Филиппов).

УДК 372.8:94(470) ББК 74.266.31

ISBN 978-5-09-018222-5 © Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены

Предисловие (А.И. Уткин, А.В. Филиппов) . . . . 3

ГЛАВА 1. СССР после Второй мировой войны

1. Выбор курса (С.В. Алексеев, А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ......................... 8

2. Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период (С.В. Алексеев, А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ............. 18

3. Внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина (С.В. Алексеев, А.В. Филиппов) ......................... 33

4. Национальная политика. Положение в республиках СССР в последние годы жизни И.В. Сталина (С.В. Алексеев, А.В. Филиппов) ….. 44

5. «Холодная война»: первые схватки (С.В. Алексеев, А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ........ 54

6. Культура и общественные процессы в первые послевоенные годы (И.С. Семененко) ...... 67

7. Повседневная жизнь советских людей (И.С. Семененко) ............................... 76

Информация к размышлению: Споры о роли Сталина в истории (О.В. Гаман-Голутвина) ....... 82

ГЛАВА 2. Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964)

8. Борьба за власть среди наследников Сталина (Г.А. Елисеев, А.В. Филиппов) ........... 97

9. Экономическая политика и курс на «строительство коммунизма» (Г.А. Елисеев, А.В. Филиппов) ................................ 111

10. Провал «оттепели» (Г.А. Елисеев, А.В. Филиппов) ................................ 122

11. Национальная политика. Положение в республиках СССР (А.В. Филиппов).......... 129

12. Внешняя политика: от «духа Женевы» к Карибскому кризису (Г.А. Елисеев, А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ......................... 133

13. «Оттепель» в духовной жизни. Творческая интеллигенция и власть (И.С. Семененко) … 155

14. Из коммуналок в отдельные квартиры: повседневная жизнь в годы «оттепели» (И.С. Семененко) ............................... 166

15. Смещение Н.С. Хрущева (Г.А. Елисеев,

А.Ю. Шадрин, А.В. Филиппов)........... 176

Информация к размышлению: Споры об «оттепели» и роли Н.С. Хрущева в истории (О.В. Гаман-Голутвина)............................ 180

ГЛАВА 3. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

16. Формирование политического курса нового руководства (А.Ю. Шадрин, А.В. Филиппов) 190

17. Экономическая политика: попытки реформ и отказ от коренных преобразований (А.Ю. Шадрин, А.В. Филиппов) .................... 199

18. Внутренняя политика: курс на стабильность. «Геронтократия» (власть стариков) (А.Ю. Шадрин, А.В. Филиппов) .................... 213

19. Республики в составе СССР. Национальная политика (А.Ю. Шадрин, А.В. Филиппов) . . 226

20. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг. (А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ......................... 236

21. Культура и духовный климат во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг. (И.С. Семе-ненко) ................................. 252

22. Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма (И.С. Семененко) ............... 266

Информация к размышлению: Период «застоя» и роль Л.И. Брежнева в отечественной истории (О.В. Гаман-Голутвина) ..................... 278

ГЛАВА 4. Перестройка (1985-1991)

23. Экономическая политика М.С. Горбачева (А.В. Филиппов) ........................ 288

24. Политическая реформа М.С. Горбачева А.В. Филиппов) ......................... 300

25. Национальные движения и межнациональные конфликты (А.В. Филиппов) ......... 309

26. «Парад суверенитетов» и распад СССР (А.В. Филиппов) ........................ 313

27. «Новое политическое мышление» в международных отношениях (А.И. Уткин, А.В. Филиппов) .................................. 334

28. Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг. (И.С. Семе-ненко) ................................. 351

Информация к размышлению: Споры о перестройке и причинах краха СССР. Историческая роль М.С. Горбачева (А.В. Филиппов) ........ 365

ГЛАВА 5. Россия после перестройки

29. Начало реформ. Политический курс Б.Н. Ельцина (Д.М. Володихин, А.В. Филиппов) . . . . 373

30. Кризис двоевластия 1992-1993 гг. (Д.М. Воло-дихин, А.В. Филиппов) ................... 383

31. Новый политический режим (А.В. Филиппов) 394

32. Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне (А.В. Филиппов) ........... 403

33. Формирование «олигархического капитализма» в России (А.В. Филиппов) ............ 408

34. Политический кризис 1998-1999 гг.

(А.В. Филиппов) ........................ 418

35. Внешняя политика Президента Б.Н. Ельцина (А.И. Уткин, А.В. Филиппов) ............. 426

Информация к размышлению: Споры об исторической роли Б.Н. Ельцина (А.В. Филиппов) . . . . 440

ГЛАВА 6. Суверенная демократия

36. Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества (П.В. Данилин, А.В. Филиппов) 449

37. Внутренняя политика в начале XXI в. - восстановление государства (П.В. Данилин, А.В. Филиппов) ......................... 455

38. Курс на суверенную демократию (П.В. Данилин, А.В. Филиппов) .................... 466

39. Восстановление позиций России во внешней политике (П.В. Данилин, А.В. Филиппов) . . . 480

40. Россия в 2007 - начале 2008 г. (А.В. Филиппов) ................................ 494

41. Духовная жизнь российского общества в эпоху перемен (И.С. Семененко) ............. 502

Заключение (А.В. Филиппов) ................ 518

Список литературы........................ 521

Учебное издание

Филиппов Александр Вячеславович

Уткин Анатолий Иванович

Алексеев Сергей Викторович и др.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Зав. редакцией Л.А. Соколова Редактор В.В. Артемов Художественный редактор С.Н. Болоболов Компьютерная верстка и техническое редактирование О.Ю. Мызниковой Корректоры Н.В. Белозерова, Л.С. Вайтман, И.А. Григалашвили, Л.А. Ермолина, О.В. Крупенко, О.Н. Леонова, Н.А. Смирнова, И.Н. Панкова, И.В. Чернова

Налоговая льгота - Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 19.05.08. Формат 60х901/16. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBookCSanPin. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 30,87. Тираж экз. Заказ № .

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

Фамилия Филиппов образована от имени собственного и относится к распространенному типу русских фамилий.

После 988 года каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели – обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами.

Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации. В дальнейшем часто именно отчество становилось родовым именем, постепенно превращаясь в наследуемую от отца к сыну фамилию.

Фамилия Филиппов восходит к имени Филипп, что в переводе с греческого означает "любящий лошадей". Фил – любящий, Ипп – лошадь (ипподром).

В именнике это имя появилось в честь святого Филиппа, уроженца города Вифсаиды (Галилея). Святой Филипп был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно поняв смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за ним. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, к примеру, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Вскоре после этого многие люди стали веровать в Бога.

Покровителем этого имени считается святой мученик Филипп Апамейский. Он проповедовал слово Божие в Греции, Эфиопии и других странах; после мучений был распят на кресте вниз головой.

Скорее всего, основатель рода Филипповых был человеком не из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом. Их представителей уважительно звали полным именем, в отличие от представителей других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известен дворянский род Филипповых, который был внесен в 14 часть "Общего гербовника дворянских родов Российской империи".

Филипповы – московская купеческая семья, основатели знаменитого хлебопекарного производства: "Империя булочников Филипповых". Родоначальник большого хлебного дела – бывший крепостной села Кобелево Калужской губернии Тарусского уезда Максим Филиппов, в 1803 приехал в Москву. На Тверской, напротив Леонтьевского переулка в Москве, высится здание, в котором двести лет назад была булочная, основанная будущим придворным пекарем его императорского величества. В России, в XIX веке словосочетание "булочки от Филиппова" было синонимом качества.

Уже в XV–XVI веках на Руси, первоначально в среде богатых людей, начали закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначавшие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов/-ев, -ин, изначально указывавшие на имя главы семейства. Таким образом, потомки человека, обладавшего именем Филипп, со временем получили фамилию Филипповы.

Значение фамилии Филиппов иногда имеет топонимические параллели – в разных уголках России существовали деревни и села с названием Филипповка и Филиппово, откуда могут быть родом первые носители этой фамилии. На географической карте России есть несколько речек Филипповок, с которыми тоже может быть связано происхождение фамилии Филиппов.

О точном месте и времени возникновения фамилии Филиппов в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Филиппов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Кн. для учителя / А. В. Филиппов. — М. : Просвещение, 2007. — 494 с.Книга знакомит с современными подходами освещения важнейших вопросов и трактовками основополагающих сюжетов новейшей истории России (1945—2006).ОглавлениеПредисловиеСССР после Второй мировой войны
Выбор курса
Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период
Внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
Национальная политика. Положение в республиках СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
«Холодная война»: первые схватки
Культура и общественные процессы в первые послевоенные годы
Повседневная жизнь советских людей
Информация к размышлению: Споры о роли Сталина в историиРеформы Н.С. Хрущева (1953-1964)
Борьба за власть среди наследников Сталина
Экономическая политика и курс на «строительство коммунизма»
Провал «оттепели»
Внешняя политика: от «духа Женевы» к Карибскому кризису
«Оттепель» в духовной жизни. Творческая интеллигенция и власть
Из коммуналок в отдельные квартиры: повседневная жизнь в годы «оттепели»
Смещение Н.С. Хрущева
Информация к размышлению: Споры об «оттепели» и роли Н.С. Хрущева в историиСССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.
Формирование политического курса нового руководства
Экономическая политика: попытки реформ и отказ от коренных преобразований
Внутренняя политика: курс на стабильность. «Геронтократия» (власть стариков)
Республики в составе СССР. Национальная политика
Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.
Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма
Информация к размышлению: Период «застоя» и роль Л.И. Брежнева в отечественной историиПерестройка (1985—1991)
Экономическая политика М.С. Горбачева
Политическая реформа М.С. Горбачева
Национальные движения и межнациональные конфликты
«Парад суверенитетов» и распад СССР
«Новое политическое мышление» в международных отношениях
Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг.
Информация к размышлению: Споры о перестройке и причинах краха СССР. Историческая роль М.С. ГорбачеваРоссия после перестройки
Начало реформ. Политический курс Б.Н. Ельцина
Кризис двоевластия 1992—1993 гг.
Выборы 1993 г. и период перманентного кризиса власти
Сепаратизм и угроза распада России
Формирование олигархического капитализма в России
Кризис 1998—1999 гг.
Внешняя политика Президента Б.Н. ЕльцинаСуверенная демократия
Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества
Внутренняя политика в начале XXI в. — восстановление государства
Курс на суверенную демократию
Восстановление позиций России во внешней политике
Духовная жизнь российского общества в эпоху переменЗаключение