Политическая реакция николая 1. Реакционная политика Николая I

30-летнее царствование (1825-1855) брата Александра I, императора Николая Павловича, или Николая I, явилось апофеозом самодержавной России, высшей ступенью традиционного общества в его поздней, относительно цивилизованной и притом военно-полицейскобюрократической форме. Сам император Николай Павлович представляет наиболее сильную и колоритную личность из поздних русских императоров (со времен смерти его бабушки Екатерины Великой и до революции), с железной волей, царственным обаянием и блестящими манерами, олицетворявшими (наряду с ослеплявшим иностранцев своим великолепием императорским двором) внешний блеск великой империи, превосходный актер, умевший надевать множество масок, притом педантично точный, суровый солдафон, фанатик идеи легитимного самодержавия.

Основное содержание внутренней политики Николая I сводится к следующему:

Несомненные позитивы:

1. Кодификация законов (представлявших ранее бесформенное нагромождение), выполненная М.М. Сперанским, и упорядочение работы государственного аппарата.

2. Развитие технического образования, основание первых в России технических вузов.

3. Денежная реформа министра финансов Е. Канкрина с переходом на серебряный стандарт рубля, укрепившая его стабильность.

4. Облегчение положения государственных крестьян (реформа П. Киселева).

5. Покровительство национальной культуре (Пушкину, Глинке и др.).

«Обнуленный» позитив - 6. Неоднократные попытки приступить к отмене крепостного права посредством созывавшихся 7 раз секретных комитетов, нереализованные из-за сопротивления дворянства и косности высшей бюрократии.

Противоречивые черты:

7. Политическая реакция после подавления восстания декабристов, с которого началось царствование Николая, и усмирения Польского восстания 1831 г. Реакция выразилась в первую очередь в подавлении любого инакомыслия, ужесточении цензуры и политических репрессий. Возобновилось применение смертной казни, ранее не применявшейся 50 лет (со времен Пугачевского бунта и до путча декабристов). Когда же «крамола» не подпадала под уголовную статью, изобретались иные меры воздействия, яркий пример - дело П. Чаадаева. Западник, друг Пушкина, разошедшийся с ним политически, т. к. Пушкин стоял на патриотических позициях, Чаадаев в 1836 г. опубликовал по недосмотру цензора статью с огульной критикой российской истории, культуры, религии и традиций; вместе с тем она не содержала формулировок, которые прямо подводили бы автора под суд. Тогда Чаадаев был объявлен психически больным. Так Николай I выступил «новатором» в методике репрессий и намного предвосхитил в этом поздних советских лидеров, отправлявших в психбольницы диссидентов.



Особенно усилилась реакция в последние годы царствования Николая, после революционных событий 1848 г. в странах Европы. В частности, был резко ограничен прежде свободный выезд за границу (в основном только для дипломатов) - по сути дела, впервые воздвигнут «железный занавес» между Россией и Европой, так что и в этом Николай далеко опередил руководителей СССР.

8. Создание тайной политической полиции - Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и подчиненного ему корпуса жандармов (1826, первый шеф - генерал граф А.Х. Бенкендорф), прозванных «голубыми мундирами», для борьбы с революционным и иным оппозиционным движением. Она имела огромные полномочия (вплоть до проверки личных писем) и была подчинена лично императору и следила за всеми подданными империи.



9. Поворот от петровской идеологии «учиться у Европы» к националистическому курсу, выраженному в девизе «Православие, самодержавие и народность» (формула, изобретенная министром просвещения графом С. Уваровым) и охранявшему консервативные устои русской жизни. Причиной такого поворота, как и «железного занавеса», послужило опасное для монархии влияние революционных и либеральных тенденций Запада, начавшееся со времен Французской революции. С одной стороны, эта идеология была отчасти предвосхищена Отечественной войной с Наполеоном и направлена на возрождение патриотического самосознания, во многом утраченного верхними слоями общества в результате повального и некритического увлечения всем западным и особенно французским со времен Петра. (В частности, Николай обязал дворян говорить при дворе по-русски, т. к. многие из них уже забыли родной язык). С другой стороны, отгораживание от Европы «железным занавесом» хотя и не достигало такой степени конфронтации, как во времена «Москвы - Третьего Рима», поскольку диктовалось уже не религиозным фанатизмом, а вполне прагматическими мотивами (в частности, сохранились научно-технические и деловые контакты с Западом, обучение молодежи иностранным языкам), но все же способствовало частичной консервации страны.

В общем и целом большинство историков сходятся в признании николаевской эпохи временем упущенных возможностей по модернизации страны - и не только по причине личного консерватизма императора, но и косности правящей бюрократии и дворянства, - ведь это они в итоге «спустили на тормозах» все инициативы царя по вопросу об отмене крепостного права. Отвергая ложный однозначно негативный стереотип в отношении Николая I, созданный либеральной и революционной историографией (начиная с А. Герцена) и закрепившийся в советскую эпоху, следует признать и другое. При всех незаурядных личных качествах Николая - безусловно самого крупного и колоритного из русских императоров после Петра и Екатерины, и при всех позитивных новациях они все же имели частный характер. За покорявшим людей царственным имиджем Николая и внешним блеском его империи, начиная с ослепительного придворного великолепия и кончая армией, вымуштрованной палочной дисциплиной до акробатического искусства на парадах, и за внешне идеальным бюрократическим механизмом крылись изжившие себя сословно-крепостнические пережитки, а главное - растущее экономическое, техническое и военное отставание от Европы, в которой уже произошел промышленный переворот, господствовали машинное производство, железные дороги, паровой флот и нарезное оружие, тогда как у нас все эти процессы находились еще в начальной и крайне замедленной стадии, поскольку тормозились нехваткой свободных рабочих рук в условиях крепостного права. Все это дало повод упоминавшемуся революционному публицисту А. Герцену, при всей его тенденциозности, весьма удачно назвать николаевскую Россию «империей фасадов».

Основными направлениями внешней политики Николая I стали:

1) экспансия на Восток и Юг;

2) борьба с революционным движением в Европе, результатом которой стало превращение России в «жандарма Европы» (образное выражение К. Маркса), что еще более усилило враждебность со стороны передового европейского общественного мнения и ее международную изоляцию, приведшую к драматической развязке в Крымской войне.

Хроника основных событий внешней политики такова:

1828-1829 - присоединение Восточной Армении и Северного Азербайджана в результате победоносных войн с Турцией и Персией (Ираном).

1831 - Польское национально-освободительное восстание и его подавление.

1834-1859 - истребительная война за покорение Северного Кавказа (во многом аналогичная недавней войне в Чечне) с племенами горцев во главе с Шамилем (закончилась победой уже после смерти Николая).

1849 - военная интервенция в Венгрию и подавление революции в ней, спасшее от развала и гибели Австрийскую монархию, что обернулось позднее против самой России.

Печальным итогом царствования Николая явилась Крымская война (1853-1855), ставшая результатом его стремления к окончательному сокрушению и разделу некогда грозной для Европы, а к тому времени одряхлевшей мусульманской Османской (или Оттоманской) империи (Турции). Вопреки расчетам Николая, на ее защиту выступили Англия и Франция (и даже спасенная им от развала Австрия заняла враждебную позицию). В этом проявилась международная изоляция России, внешнеполитические амбиции которой давно вызывали общее недовольство. Несмотря на победы над турками (в частности, разгром турецкого флота при Синопе) и длившуюся почти год героическую оборону Севастополя от англичан и французов под руководством адмирала П.С. Нахимова, война закончилась поражением и (уже после смерти Николая, по условиям мирного договора 1856 г.) потерей Россией Черноморского флота.

Крымская война наглядно и беспощадно обнажила экономическую и военно-техническую отсталость России от ведущих стран Европы. По выражению А. Тютчевой, «вся великолепная фантасмагория царствования Николая развеялась как дым», что стало причиной его преждевременной смерти (еще до окончания войны). Ореол непобедимости самодержавно-крепостнической России рассеялся. В результате поражение в Крымской войне стало решающим толчком к Великим реформам следующего царствования.

Введение

1.2 Крестьянский вопрос

2.1 Формирование революционно-демократического направления
2.2 Деятельность Белинского и Герцена в 40-е годы
2.3 Славянофилы и их противники
2.4 Общественное движение в России и революция 1848 г.
Заключение

Введение

Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения крестьянского вопроса. Сам Николай считал реформы, в том числе и крестьянскую, назревшим делом, которую желало общество. Следует отметить, что в период 1837-1842 гг. под руководством П.Д.Киселева было проведена реформа Государственных крестьян. Однако Николай так и не решился отменить крепостное право.

Второй важный вывод состоял в том, дворянство перестало быть опорой режима. Еще Павел I и Александр I выступали против дворянского преобладания, созданного в русском обществе в XVIII веке. Отсюда стремление Николая I опереться на бюрократию, чиновничество. Годы правления Николая I ознаменовались усилением самодержавия, усложнением всех звеньев государственного аппарата, дальнейшим численным ростом и укреплением позиций бюрократии. В этой связи следует отметить губернскую реформу, проводившуюся в 30-е годы XIX века, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства». Чиновник превратился в главную фигуру в провинции, оттеснив на второй план сословную знать. Перекладывание исполнительной власти на плечи чиновничества привело к его резкому количественному росту. Особое место в системе власти играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, В ней имелось несколькоотделений. Среди них важное место занимало III Отделение, при котором находился корпус жандармов.

Основная мысль николаевского царствования сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое». В этой связи можно указать на ужесточение цензурного режима и ряд мер в сфере образования и просвещения, например, ликвидация автономии университетов. В период правления Николая I Россия вела войны с Турцией и Ираном, продолжались военные действияна Северном Кавказе против горцев. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну (1853-1856 гг.), которая имела для страны далеко идущие последствия.

1. Режим Николая I: политическая реакция и реформы. Начало кризиса николаевской империи.

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы над восставшими декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай I.

Николая специально не готовили к управлению такой огромной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточного серьезного образования. Его интересовало, прежде всего, военное дело. Однако нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством.

Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Он прославился бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими движениями не только в России, но и в Европе.

Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

Дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего госу­дарства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его. Император Николай I во все свое царствование помнил "своих друзей 14-го декабря" (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам, участвуя в допросах и следствии, Николай имел воз­можность вдуматься в обстоятельства дела.

Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Ни­колай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства. Подозревая дворян в стремлении к политическому господству в госу­дарстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При Николае I была очень уси­лена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для мини­стерств.

Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни. Покарав декабристов, им­ператор Николай I пришел к выводу, что правительство само должно было произвести исправление и законным путем начать реформы.

С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Комитет возглавил председатель Государственного совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М. Сперанский, конституционные "мечтания" ко­торого давно исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли симпатии царя.

Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года. Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи "разделения властей", однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ве­домств, так и со стороны центральных органов власти.

Разработанный комитетом проект закона "о состояниях" носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить поло­жение петровской "Табели о рангах" о получении дворянского звания по выслуге. Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предла­галось ограничить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г. революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напу­гали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных реформ.

Чтобы руководить важными делами, император считал необходи­мым иметь собственную канцелярию. Началось превращение Собст­венной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти (I отделение).

Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него испрашивались и получались отступления от законов или изме­нения в них по разным поводам "в порядке верховного управления".

В непосредственное заведование своей канцелярии взял Николай и высшую полицию и учредил для этого знаменитое III отделение во главе с генералом Бенкендорфом. В связи с III Отделением был уч­режден отдельный корпус жандармов с разделением всей страны на пять (а затем до восьми) жандармских округов. Новые учреждения эти выставлялись как благодетельные для "благонамеренных" обыва­телей и рассчитывали на их поддержку.

Инструкция IV отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями. В 1836 г. возникло еще и V отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами (затем было учреждено особое министерство).

Составление законодательного кодекса было поручено М. М. Сперанскому. Первоначально Сперанский поставил перед собой весьмасерьезную задачу: собрать все законы и на этой основе создать новое действующее законодательство. Однако Николай 1 усложнил задачу: собрать все известные законы, издать их в хронологическомпорядке и выбрать из них действующие законы.

Сперанский провел огромную работу по выявлению, сбору и публикации всех законов. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов "Полного собрания законов Российской империи", в которое вошло все законодательство, начиная с "Соборного уложения" 1649 г. до 1825 года, и 6 томов законов, принятых при Николае I (с 1825 по 1830 г.). Затем ежегодно публиковались тома принятых законов. Из этой массы законодательных актов Сперанский произвел отбор и классификацию действующих законов. В 1833 г. было опубликовано 15 томов "Свода законов", в котором законы были расположены по тематико-хронологическому принципу.

Принято считать, что попытка Николая усовершенствования государственного управления потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах.
1.2 Крестьянский вопрос

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалосьлежать "под сукном",ибо сам НиколайI не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка. При обсуждении в Государственном Совете законопроекта об "обязанных крестьянах" (в 1842 г.) император Николай I заявил: "Нет сомнения, что крепостноеправо в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь - было бы злом, конечно, еще более гибельным"

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отме­нял указ 1803г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы... помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю... а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил толь­ко рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было осво­бождено несколько более 27 тысяч крестьян.

В 1837-1838 гг. для управления "государственными имуществами" (включая казенных крестьян) было учреждено особое Мини­стерство государственных имуществ; министром был назначен гуманный генерал граф П. Д. Киселев. Он настойчиво стремился к всестороннему улучшению их положения.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд кресть­ян: производило размежевание земель, отводило дополнительные на­делы для малоземельных, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для уст­ройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной за­висимости.

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу графа Е. Ф. Канкрина, который возглавлял министерство финансов с 1824 по 1844 гг. В 1839-1843 гг. граф Е. Ф. Канкрин произвел формальную девальвацию (официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, сереб­ру...) ассигнаций (бумажные деньги), установив, что 350 рублей ассигнациями равняются 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги - "кредитные билеты", ценность которых обеспечи­валась собранным министром финансов металлическим разменным фондом.

Экономическое развитие страны заставляло правительство покровительствовать промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию капиталистических отношений. Насажде­ние промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок - все эти меры поощрения экономического развития проводились с учетом интересов помещике» и нужд самодержавия.

Военные расходы и затраты на растущий аппарат управления требовали увеличения денежных поступлений. Отсюда и принятие поощрительных мер для предпринимателей, издание покровитель­ственных тарифов. Консервативная по своим истокам политика тормозила, конечно, развитие новых процессов в экономике. Но они, тем не менее, медленно, но верно пробивали себе дорогу, углубляя кризис всей социально-экономической системы.

1825–1855 гг. – царствование Николая I. Реакционная политика. Аракчеевщина – организация военных поселений.
Николай I с начала своего правления вступил в конфронтацию с видными дворянскими родами. В то же время он сумел завоевать симпатии светского общества. Причиной была надежда дворян на изменение атмосферы последних лет правления Александра I и возможное продолжение преобразований.
Вторая четверть XIX столетия характеризуется нарастанием кризиса крепостнической системы, которая тормозила развитие производственных сил. В то же время уже более определенно обозначились процессы распада старых форм хозяйствования. По мере складывания внешнего рынка и расширения внешней торговли, в экономике возрастал удельный вес промышленности.
1826 г. – по указу Николая I были образованы II и III отделения императорской канцелярии. II отделение занялось законодательством империи. Составление законодательного кодекса было вверено М. М. Сперанскому.
1827 г. – появилось распоряжение о приеме детей крестьян только в начальные школы.
1828 г. – уездные училища были оторваны от гимназий, учиться в которых получили возможность только дети дворян и чиновников. Новый устав ликвидировал университетскую самостоятельность. Число обучающихся в университете ограничилось 300 студентами.

1832 г. – министр народного просвещения С. С. Уваров предложил положить в основу всей внутренней политики правительства лозунг: «Самодержавие, православие, народность!» , который лег в основу теории официальной народности.
1833 г. – выпущено два издания: «Полное собрание законов Российской империи» (1832 г.) и «Свод законов Российской империи» (1833 г).
1835 г. – создание комитета по вопросу об отмене крепостного права, но решение этой проблемы было рассчитано на десятилетия.
1853–1856 гг. – .
Когда отгремели европейские революции 1848–49 гг., Николай I решил упрочить стратегическое положение своей империи. В первую очередь император хотел решить проблему черноморских проливов. По действовавшим тогда соглашениям, русский военный флот мог проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. Кроме того, Николай I стремился укрепить политическое влияние России на Балканском полуострове. Он хотел использовать освободительную борьбу балканских народов против турецкого ига.
Конфликт в Палестине возник между православным и католическим духовенством в связи с вопросом о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Палестина тогда входила в состав Османской империи. Под давлением Франции турецкий султан решил вопрос в пользу католиков. Это вызвало недовольство в Петербурге. Воспользовавшись спором из-за святынь, Николай I усилил нажим на Турцию. Для переговоров в Константинополь был послан любимец Николая I – А. С. Меньшиков. Но он своим поведением только обострил ситуацию.

Николай I попытался заручиться поддержкой Англии, но получил отказ. После этого он продолжил нажим на Турцию, требуя от султана признать его покровителем всех православных, живущих в Турции. В подкрепление этих слов были введены русские войска на территорию Молдавии и Валахии, находившихся в вассальной зависимости от Турции. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, турецкий султан в октябре 1853 г. объявил России войну.
Основной удар Турция наметила нанести в Закавказье. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота. Турецкая эскадра, стоявшая в Синопской бухте и готовившаяся произвести десантирование, была в упор расстреляна русской эскадрой, состоявшей всего из 8 кораблей, которая, несмотря на заградительный огонь береговых батарей, проскочила в бухту. Эскадрой командовал вице-адмирал . вошел в как последнее сражение эпохи парусного флота. В последующие несколько месяцев русские войска нанесли туркам ряд поражений в Закавказье. Спасла Турцию от неминуемой гибели англо-французская эскадра, которая в январе 1854 г. вошла в Черное море.

В марте 1854 г. русские войска перешли Дунай. Русское правительство отвергло ультиматум Англии и Франции о выводе своих войск из Молдавии и Валахии. Тогда Англия и Франция объявили войну России. Союзникам не удалось создать общеевропейскую коалицию против России. Но Австрия сосредоточила свои войска на границе дунайских княжеств. Русские войска были вынуждены отойти сначала за Дунай, а затем за Прут. Раздосадованный Николай обвинил в неблагодарности австрийского императора Франца Иосифа.
Тем временем англо-французская эскадра появилась в Балтийском море, блокировала Кронштадт и Свеаборг, но не решилась их атаковать. Английские военные корабли вошли в Белое море. На исходе лета был сожжен русский город Кола на Мурманском побережье. Тогда же англо-французская эскадра появилась перед Петропавловском-Камчатским. Небольшой русский гарнизон под командованием В. С. Завойко оказал героическое сопротивление: дважды сбрасывал в море неприятельский десант и вынудил противника уйти.
С лета 1854 г. на побережье Болгарии стала сосредотачиваться англо-французская армия. В ходе решительных действий она высадилась на пустынные пляжи в районе Евпатории и сразу же двинулась на Севастополь. 8 сентября 1854 г. 60-тысячная армия союзников встретилась на рубеже реки Альмы с 35-тысячной русской армией под командованием Меньшикова. Огонь англо-французской эскадры позволил союзникам обойти русские войска с фланга и продолжить движение на Севастополь. Главная база русского Черноморского флота не имела сухопутных укреплений, но, воспользовавшись передышкой, связанной со смертью командующего англо-французской армией, гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений.
Утром 5 октября войска союзников начали бомбардировку Севастополя, которая нанесла большие потери защитникам города. Но все же им не удалось подавить русскую артиллерию. И потому штурм вслед за бомбардировкой не состоялся. 13 октября русская армия перешла в наступление под Балаклавой. В этом сражении был разбит отборный полк легкой кавалерии, в котором служили представители древнейших родов Англии. Но русское командование не использовало успех под Балаклавой. Через несколько дней произошло новое сражение под Инкерманом. Большие потери русским войскам причиняло новейшее нарезное стрелковое оружие союзников. Русские пули из гладкоствольных ружей не долетали до неприятеля. Сражение под Инкерманом закончилось поражением. Война приобрела затяжной характер. Союзники постепенно наращивали свои силы, регулярно получая по морю боеприпасы и подкрепление. Для русской армии проблема боеприпасов становилась еще острее. Русским артиллеристам приходилось отвечать одним выстрелом на три-четыре неприятельских. После поражения под Инкерманом стало ясно, что поражение России в этой войне неминуемо.

18 февраля 1855 г. умер Николай I. Последним его распоряжением было отстранение от командования Меньшикова и назначение на его место М. Д. Горчакова. Замена главнокомандующего не внесла перелом в ход войны, зимой союзники вынуждены были немного отступить под Севастополем. Но весной бомбардировки города возобновились. 6 июня союзники двинулись на штурм. Но штурм был отбит с большими потерями для нападавших. Редели и ряды защитников Севастополя. В конце июня погиб Нахимов. 24 августа началась очередная бомбардировка, а 27-го союзники вновь пошли на штурм. На этот раз им удалось захватить Малахов курган. Русские войска оставили всю южную сторону Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Так закончилась 349-дневная оборона Севастополя. Более успешно действовали российские войска в Закавказье. В ноябре 1855 г. они взяли Карс, однако это уже не могло существенно улучшить общее стратегическое положение России, война ею была безнадежно проиграна. Англо-французский флот продолжал блокировать побережье на Балтике, в Черном море и на Дальнем Востоке, подвергая бомбардировкам прибрежные районы. Десанты с этих эскадр взяли Бомарзунд на Аландских островах, Керчь и Кинбурн в Причерноморье. В конце 1855 г. Австрия предъявила России ряд жестких требований, угрожая вступить в войну на стороне коалиции. Новый император Александр II пригласил на совещание виднейших сановников. Почти все они сошлись во мнении, что война неизбежно ведет к банкротству. К концу 1855 г. военные действия фактически были прекращены, и в самом начале 1856 г. российский царь Александр II принял решение о заключении перемирия.

В феврале 1856 г. в Париже открылся конгресс для выработки мирного соглашения. На конгрессе разгорелась напряженная дипломатическая борьба, продолжавшаяся свыше месяца. 30 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор, официально завершивший Крымскую войну.
Россия отказалась от своего требования о передаче православных подданных Османской империи под особое покровительство российского царя, согласилась гарантировать совместно с другими державами независимость и целостность Османской империи. Плавание торговых судов по Дунаю стало свободным. Черное море объявлялось нейтральным. России и Турции запрещалось иметь на нем военный флот и военно-морские базы. Россия возвращала Турции Карс и южную часть Бессарабии, а союзники отдавали России Севастополь и другие захваченные ими российские города. Таким образом, война продемонстрировала всю пагубность российского самодержавия, когда волей одного человека, сосредоточившего в своих руках неограниченную власть, в кровавый конфликт вовлекаются многие страны, неся значительные людские и материальные потери.
Главной причиной неудач России в Крымской войне была отсталая феодально-крепостническая экономика, оказавшаяся не в состоянии выдержать тяжесть продолжительной войны. Отсюда и другие причины: плохое оснащение и вооружение армии и флота, неумелое и нерешительное руководство в боевых действиях. Крымская война обострила кризис феодально-крепостнического строя в России и ускорила осознание правящими кругами неизбежности реформ.

Сергей Сергеевич Иванов
Наталия Олеговна Трифонова
История России IX–XXI веков в датах

Введение

Царствование императора Николая I (1825-1855) справедливо расценивается как "апогей самодержавия". Оно началось с расправы над декабристами и завершилось в трагические дни обороны Севастополя во время неудачной Крымской войны 1853-1856гг.

Главной целью внутренней политики императора было укрепление и сохранение существующего строя. Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: "Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни".

Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени".

В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Целью данной работы является изучения внутренней политики самодержавия при Николае I, а в частности вопросы бюрократизации административного аппарата и общественно-политические движения.

Глава 1. Усиление реакции при Николае I.

1.1.Усиление реакции при Николае I. Царская канцелярия.

При восшествии на престол и после расправы над декабристами новый император Николай I опубликовал Манифест (июль 1826 г.); в котором намечались пути развития русской государственности и ряд идей которого был определенно заимствован из программ и проектов самих декабристов и сформулирован под влиянием П. М. Карамзина (его записка «О древней и новой России» была представлена еще Александру I в 1811 г.) .

Актуальные проблемы государственного переустройства были изложены в особой записке: необходимо даровать «ясные законы» , сформулировать систему скорого судопроизводства, укрепить финансовое положение дворянства, развивать торговлю и промышленность на основе устойчивого законодательства, улучшить положение земледельцев, упразднить торговлю людьми, развивать флот и морскую торговлю и т. д. Декабристские требования указывали императору на наиболее явные и назревшие нужды в государстве, консервативные идеи Карамзина - на наиболее приемлемыепути их решения.

Тем не менее, в первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это, прежде всего М.М. Сперанский, П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов, указов и «положений», которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.

По распоряжению Николая работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего, были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась более сложная часть работы: были отобраны, расположены по определенной схеме и отредактированы все действующие законы. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому с помощниками приходилось «дописывать» закон, на основании норм зарубежного права. К концу 1832 года закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи». «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, - гласила статья 1 «Свода законов». - Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам БОГ повелевает». Кодификация законов играла огромную роль в становлении внутренней политики Николая.

В первые годы своего царствования Николай не уделял особое внимание крестьянскому вопросу. Постепенно к нему стали приходить мысли что крепостной вопрос таит в себе угрозу новой пугачевщины.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым Шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев.

Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Помещики были недовольны реформой Киселева, их недовольство и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реакционная политика Николая больше всего проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как он предполагал, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем, просвещение и печать, использовались как важнейшие средства идеологического воздействия. Один за другим сыпались запреты на издание журналов. В 1837 году устанавливается проверка произведений, уже прошедших цензуру. В сфере образования, усилился контроль, за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы.

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император , не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Вконтакте

Основные направления внутренней политики Николая 1, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов , произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Реформы Николая 1

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай 1 предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных :

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая 1, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ : приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае 1 было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая 1

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае 1 – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая 1 самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.