Меры александра 3 решения крестьянского вопроса. Александра III отказался от продолжения либеральных реформ, начатых его отцом

Слайд 2

  1. Попытки решения крестьянского вопроса;
  2. Политика в области просвещения и печати;
  3. Начало рабочего законодательства;
  4. Укрепление положения дворянства;
  5. Национальная и религиозная политика.
  • Слайд 3

    Персоналии

    Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.
    В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
    После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия".

    Слайд 5

    Попытки решения крестьянского вопроса (1881 год)

    • Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов;
    • Прекращено временнообязанное состояние крестьян;
    • Снижение выкупных платежей на 1 рубль.
  • Слайд 6

    1882 год

    • Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян;
    • Учрежден Крестьянский банк;
    • Была облегчена аренда государственных земель;

    рис. Бунге Н.Х. министр финансов.

    Слайд 7

    1889 год

    • Принят закон о переселенческой политике;
    • Разрешение на переселение давало только МВД;
    • Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности;
    • Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия.
  • Слайд 8

    1893 год

    • Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины;
    • Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины;
    • Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами;
    • Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
  • Слайд 9

    Политика в области просвещения и печати

    • "Временные правила о печати"
    • Было закрыто 9 изданий.
    • «Голос» А.А. Краевского
    • «Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    рис. А.А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

  • Слайд 10

    1884 г., 1887 г.

    • «Новый университетский устав";
    • Ликвидирована автономия университетов;
    • Циркуляр «О кухаркиных детях" о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".
  • Слайд 12

    Начало рабочего законодательства

    • 1882 г. Издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами
    • 1885 г. Издан закон, за прещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин.
  • Слайд 13

    1886 г.

    Изданы законы:

    • О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими;
    • Об ограничении штрафов;
    • О запрете на оплату труда бартером;
    • О введении расчетных книжек;
    • Об ответственности рабочих за участие в стачках.
  • Слайд 14

    Укрепление положения дворянства

    • Открытие дворянского банка;
    • Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств;
    • Закон о земских участковых начальниках;
    • Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды;
    • Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками.
  • Слайд 15

    1890 г., 1892 г.

    • Издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»;
    • Земское самоуправление стало низовой ячейкой государственной власти;
    • Новое городовое положение;
    • Повышался избирательный ценз, закреплялась практика вмешательства властей в дела самоуправления.
  • Слайд 16

    Национальная и религиозная политика

    Главная задача национальной и религиозной политики:

    • Сохранение единства государства;
    • Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам;
    • Преследованиям подвергались буддисты.
  • Слайд 17

    1882 г., 1891 г., 1887 г.

    • Суровым было отношение к приверженцам иудаизма.
    • Евреям было запрещено селиться вне городов.
    • Им было запрещено приобретать имущество в сельской местности.
    • Был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии.
    • Установлена процентная норма студентов – евреев.
  • Слайд 18

    • Полякам-католикам ыл закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и Западном крае.
    • В неприкосновенности остались мусульманская религия и мусульманские суды.
  • Посмотреть все слайды

    Александра III отказался от продолжения либеральных реформ, начатых его отцом. Он взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики.

    Внутренняя политика:

    Александру III было известно, что его отец незадолго до гибели одобрил проект министра внутренних дел Лорис-Меликова. Этот проект мог стать началом создания основ конституционной монархии. Новому императору оставалось лишь формально утвердить его на специальном совещании высших чиновников. Совещание состоялось 8 марта 1881 года . На нем сторонники проекта составляли большинство, однако император неожиданно поддержал меньшинство. В результате проект Лорис-Меликова был отвергнут.

    В апреле 1881 года царь обратился к народу с манифестом, в котором изложил главную задачу своего правления: сохранение самодержавной власти.

    После этого Лорис-Меликов и еще несколько либерально настроенных министров подали в отставку.

    Однако царь не сразу отошел от курса преобразований. Министром внутренних дел был назначен сторонник реформ Н.П.Игнатьев. Министром финансов стал умеренный либерал Н.Х.Бунге. Новые министры продолжили реформу местного самоуправления, начатую Лорис-Меликовым. Для обобщения поступавшего из земств материала была создана специальная комиссия, куда вошли сенаторы и представители земств. Однако их работа вскоре была остановлена.

    В мае 1882 года Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить царя созвать Земский собор. Эпоха бурных реформ закончилась. Начиналась эпоха борьбы с «крамолой».

    В 80-х годах политический строй Российской империи стал приобретать черты полицейского государства. Возникли Отделения по охранению порядка и общественной безопасности – «охранки». Их задачей была слежка за противниками власти. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять любой район страны на «исключительном положении». Местные власти могли высылать без решения суда нежелательных лиц, передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов, закрывать учебные заведения. Началось укрепление положения дворянства и наступление на местное самоуправление.

    В июле 1889 года издан закон о земских участковых начальниках. Он отменял выборные и бессословные должности и учреждения: мировых посредников, уездные учреждения по крестьянским делам и мировой суд. В губерниях были созданы земские участки, во главе которых ставились земские начальники. Эту должность могли занимать только дворяне. Земский начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, рассматривал мелкие судебные дела вместо мирового судьи, утверждал приговоры волостного крестьянского суда, разрешал земельные споры и т.д. Фактически, в своеобразном виде, возвращалась дореформенная власть помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость от земских начальников, которые получили право без суда подвергать крестьян наказаниям, в том числе телесным.

    В 1890 году издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земское самоуправление стало частью государственного управления, низовой ячейкой власти. Это уже трудно было назвать самоуправляемой структурой. Усилились сословные начала при избрании земств: землевладельческая курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось, а имущественный ценз снижался. Зато резко повышался имущественный ценз для городской курии, а крестьянская курия практически лишилась самостоятельного представительства. Таким образом, земства фактически стали дворянскими.

    В 1892 году вышло новое городовое положение. Официально закреплено право властей вмешиваться в дела городского самоуправления, резко повышен избирательный ценз, а городские головы объявлены состоящими на государственной службе. Тем самым, была фактически выхолощена суть и городского самоуправления.

    Политика в области просвещения.

    В области просвещения власти стали проводить недвусмысленную политику, направленную на то, чтобы «низы» не имели доступа к полноценному образованию. Это тоже было одним из способов борьбы с «крамолой».

    В 1884 году в университетах почти вдвое выросла плата за обучение. Запрещены любые студенческие организации. Введен новый университетский устав, по которому университеты лишались автономии.

    В 1887 году вышло распоряжение министра народного просвещения Делянова, получившее название закона о «кухаркиных детях». Его смысл состоял в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоев общества. Повышалась плата за обучение. Вводились ограничения на право поступления в гимназии. Делалось все для того, чтобы в них не поступали дети кучеров, лакеев, кухарок, которых «вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

    Свой вклад в школьное дело внес и ярый консерватор, обер-прокурор Синода и член Комитета министров К.П.Победоносцев. Он выступил против земских школ, считая, что детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ, где единственным учителем был приходской священник.

    В 1886 году по настоянию Победоносцева были также закрыты Высшие женские курсы.

    Политика в области печати.

    Начались притеснения прессы.

    В 1882 году образовано Совещание четырех министров, наделенное правом запрещать выход любого печатного органа. В нем первую скрипку играл Победоносцев.

    В 1883-1885 гг. по решению Совещания четырех министров было закрыто 9 изданий. Среди них оказались популярные журналы «Голос» Краевского и «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.

    В 1884 году впервые в России произведена «чистка» библиотек. Были сочтены «недопустимыми» 133 названия отдельных книг.

    Попытки решения крестьянского вопроса.

    В декабре 1881 года принят закон об обязательном выкупе крестьянских наделов. Закон прекращал временнообязанное состояние крестьян. Облегчен выкуп земли крестьянами. Выкупные платежи снижались.

    Следующая реформа постепенно отменяла подушную подать.

    В 1882 году приняты меры для смягчения малоземелья крестьян. Учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты для покупки крестьянами земли. Облегчена аренда государственных земель.

    В 1889 году принят закон о переселениях. Переселенцы получали значительные льготы: освобождались на 3 года от податей и воинской повинности, а в последующие 3 года платили подати в половинном размере, получали небольшие денежные пособия.

    В 1893 году принят закон, ограничивший возможность выхода крестьян из общины. Другой закон сузил права общины на переделы земли и закреплял наделы за крестьянами. Срок передела не мог составлять менее 12 лет. Запрещалось продавать общинные земли.

    Начало рабочего законодательства.

    В 1882 году запрещен труд детей младше 12 лет. Рабочий день детей ограничен 8 часами (вместо прежних 12-15 часов). Для надзора за исполнением закона введена специальная фабричная инспекция.

    В 1885 году запрещен ночной труд для женщин и несовершеннолетних.

    В 1886 году вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей и рабочих. Он ограничивал размер штрафов, а все штрафные деньги поступали теперь в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим рабочим. Введены специальные расчетные книжки, в которых оговаривались условия найма рабочего. Вместе с тем предусмотрена суровая ответственность рабочих за участие в стачках.

    Россия стала первой в мире страной, где осуществлялся контроль за условиями труда рабочих.

    Экономическое развитие в 80-х гг. XIX века.

    При Александре III правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

    В мае 1881 года пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н.Х.Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства.

    В 1887 году Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И.А.Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась.

    Правительство продолжило политику повышения таможенных пошлин.

    В 1891 году учрежден новый таможенный тариф. Теперь повышенными сборами стала облагаться и ввозимая продукция машиностроения, а не только сырье, как было раньше.

    Вышнеградский многое сделал для привлечения в страну иностранного капитала. Этому способствовали в том числе и высокие таможенные пошлины: иностранные компании открывали свои заводы и фабрики в России, чтобы их товары были конкурентоспособными в цене. В результате появлялись новые производства, новые рабочие места и новые источники пополнения государственного бюджета.

    В 1892 году министром финансов был назначен С.Ю.Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу, которая предусматривала:

    Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение госмонополии на производство и продажу водки;

    Дальнейшее увеличение таможенных пошлин для защиты развивающейся российской промышленности от иностранной конкуренции;

    Денежную реформу с целью укрепления рубля;

    Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

    Программа, одобренная Александром III, успешно претворялась в жизнь и после его смерти.

    Внешняя политика.

    Основные задачи русской внешней политики в 80-90 гг:

    Укрепление влияния на Балканах;

    Добрососедские отношения со всеми странами;

    Поиск союзников;

    Установление мира и границ на юге Средней Азии;

    Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

    Балканское направление.

    После Берлинского конгресса усилилась роль Германии и Австро-Венгрии на Балканах. В то же время влияние России в этом регионе было подорвано.

    Поначалу все неплохо складывалось для России. В Петербурге разработали конституцию для Болгарии, освободившейся от турецкого ига. Глава Болгарии принц Александр Баттенберг назначил руководителем правительства Л.Н.Соболева, русские военные занимали важные министерские посты, создали из народного ополчения Болгарии современную армию, самую сильную на Балканах. Но после переворота, совершенного князем Александром, начали возникать противоречия между Россией и Болгарией. Александр III потребовал восстановить конституцию. Это, а также чрезмерное и не совсем умелое вмешательство российских чиновников во внутренние дела страны, сделали князя непримиримым врагом России. Затем Россия не поддержала восстание болгар в Восточной Румелии и их стремление присоединить провинцию, подчиненную Турции, к Болгарии. Эти действия не были согласованы с русским правительством, что вызвало гнев Александра III. Император потребовал строго соблюдать решения Берлинского конгресса. Эта позиция России вызвала широкую волну антирусских настроений на Балканах. В 1886 году дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. Ослабло также влияние России в Сербии и Румынии.

    Поиск союзников.

    В 1887 году отношения между Германией и Францией накалились до предела. Война казалась неминуемой. Но Александр III, используя родственные связи, удержал германского императора от нападения на Францию. Это вызвало гнев германского канцлера Отто фон Бисмарка, который ввел жесткие экономические санкции против России: запретил предоставление кредитов, повысил ввозные пошлины для российских товаров в Германию. После этого началось сближение России с Францией, которая предоставила России крупные кредиты.

    В 1891 году Франция и Россия договорились о взаимопомощи и взаимодействии в случае военной угрозы для одной из сторон.

    В 1892 году подписана военная конвенция между Россией и Францией. Создан русско-французский союз, который стал противовесом Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

    Благодаря этим действиям русского правительства удалось избежать войны России с Автро-Венгрией и Германии с Францией. На длительный период в Европе утвердился мир.

    Азиатское направление.

    В 1882 году русские войска взяли Ашхабад. Полукочевые туркменские племена были покорены. Образована Закаспийская область.

    В 1895 году окончательно установлена граница между Россией и Афганистаном. На этом расширение границ Российской империи в Средней Азии закончилось.

    Дальневосточное направление.

    Оторванность этого региона от центра и незащищенность морских границ России на Дальнем Востоке привели к тому, что американские и японские промышленники хищнически грабили природные богатства края. Столкновение интересов России и Японии было неминуемо. С помощью Германии в Японии была создана сильная армия, во много раз превосходившая по численности русские войска на Дальнем Востоке. Япония стала усиленно готовиться к войне с Россией. России необходимо было принимать меры по защите от угрозы с Востока. Экономические и военные причины заставили русское правительство начать сооружение Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги.

    Александр III и его время Толмачев Евгений Петрович

    Аграрно-крестьянский вопрос

    Аграрно-крестьянский вопрос

    Одним из самых сложных и грозных вопросов, с которым столкнулся Александр III уже в первые месяцы своего правления был аграрный. Российская общественность, и особенно пресса, искали ответы на многочисленные проблемы, связанные с «устройством крестьян». В изданиях мелькали признания, что в ряде губерний крестьяне получили меньший, чем при крепостном праве, надел. Отмечалось, что выкупные платежи, как правило, значительно превосходят рыночную стоимость земли. Говорили о разорении деревни, пролетаризации крестьянской массы, перед которой бессильна община (102, с. 341).

    При поддержке царя министр финансов Н. X. Бунге, в союзе с министром внутренних дел Н. П. Игнатьевым и министром государственных имуществ М. Н. Островским предпринял целый ряд подготовленных ещё при М. Т. Лорис-Меликове мер к «поднятию пошатнувшегося благосостояния крестьян».

    В числе них надо прежде всего назвать два указа, принятых 28 декабря 1881 г.: 1) «О выкупе наделов остающимися ещё в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на великороссийском и на малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года» (220, т. 1, № 577) и 2) «О понижении выкупных платежей…» (220, т. 1, № 576).

    Чтобы уяснить смысл первого закона, следует напомнить, что к 1880 г. в 29 губерниях великороссийских и 3 малороссийских, на которые распространялись указанные местные положения о поземельном устройстве бывших помещичьих крестьян, переведено на выкуп было уже более 85% крестьян, однако остальные 15% находились ещё во временнообязанном положении и платили своим помещикам оброк. Согласно Положениям 19 февраля 1861 г., по истечении 20 лет, т. е. сфевраля 1881 г., предстояла переоброчка - изменение размеров платимого крестьянами оброка. Но в условиях революционной ситуации на рубеже 70-80-х гг. XIX в. правительство пошло на некоторые уступки крестьянам. Было принято решение перевести всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп (при этом были задействованы те условия выкупа, которые применялись при проведении выкупа по одностороннему требованию помещика согласно закону, т. е. правительство выплачивало помещикам только 4 / 5 выкупной суммы, которую взыскивало затем в течение 49 последующих лет с крестьян. Другой уступкой явилось сложение накопившихся по выкупным платежам 20 млн руб. недоимок и понижение размеров самих выкупных платежей (см. следующий документ).

    По второму указу в 29 великорусских губерниях снижение устанавливалось исходя из размеров годовой выкупной суммы с надела, т. е. если за средний по этим губерниям душевой надел в размере 3,3 дес. крестьянин платил в год 8 руб., то с 1881 г. с него требовалось уже 7 руб. В трёх малороссийских губерниях, где надел предоставлялся в расчёте не на мужскую душу, а на крестьянский двор, годовой размер выкупных платежей понижался на 16%. Если в 1880 г. общая сумма выкупных платежей за год составляла 44 млн руб., то по закону 28 декабря 1882 г. она должна была составить уже 32 млн руб., т. е. на 27,2% меньше.

    Кроме указанных двух законов к мерам по поднятию благосостояния относятся также выработанные, хотя и не опубликованные во всеобщее сведение, правила о переселении крестьян на пустопорожние земли 10 июля 1881 г., оказавшиеся впрочем довольно непрактичными, «вследствие установленного ими порядка разрешения переселений».

    Однако с начала 80-х гг. усилилось стихийное переселенческое движение из густозаселённых малоземельных губерний Европейской России в Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию, на Северный Кавказ. В переселенческой политике царское правительство руководствовалось интересами помещиков и буржуазии. Занимающийся проблемами деревни чиновник Министерства государственных имуществ К. Ф. Головин, «разбитый параличом и ослепший, несомый на руках, как куль», не придавал значения крестьянским переселениям, а публицист из крупных помещиков П. А. Дементьев (Тверской), «отнёсся к ним вообще негативно». Только после голода 1891-92 гг. эта мера, «предложенная в либеральной и народнической печати, стала серьёзно обсуждаться и в консервативной» (102, с. 347).

    По инициативе Александра III 18 мая 1882 г. был учреждён Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.). Банк выдавал ссуды на покупку земельных участков как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Через его посредство в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн десятин земли в 45 губерниях Европейской России. С самого начала к идее создания Крестьянского банка как к сомнительному мероприятию отнеслись К. П. Победоносцев, граф П. А. Шувалов, К. Ф. Головин и др. Неудивительно, что в год десятилетия Крестьянского банка «Русское обозрение» назвало его вредным учреждением, порождённым «антиземлевладельческим течением в обществе» (102, с. 346).

    Важно подчеркнуть, что при вступлении Александра III на престол у крестьян вновь возродились надежды на скорый передел земли, сложение податей и недоимок. 27 марта 1881 г. министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов разослал губернаторам секретный циркуляр, предписывая действовать крайне осторожно «в принятии мер к успокоению умов», доносить «о каждом отдельном случае» крестьянских слухов. Сменивший вскоре его на этом посту граф Н. П. Игнатьев 3 июня 1881 г. разослал новый секретный циркуляр, рекомендуя «уничтожить несбыточные надежды и ожидания крестьян». Но слухи продолжали распространяться. Александр III во время своей коронации 21 мая 1883 г. выступил с речью перед собранными на коронацию 630 волостными старшинами с опровержением крестьянских надежд на передел земли. «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства, - сказал венценосец, - и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобном. Эти слухи распускаются вашими врагами. Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна». Речь Александра III была опубликована в «Правительственном вестнике» 24 мая 1883 г.

    В 1883 г. Н. X. Бунге внёс в Государственный совет представление о постепенной отмене подушной подати, начиная с 1884 г. Недобор в бюджете в связи с отменой подушной подати министр финансов предусматривал компенсировать за счёт введения других налогов, взимаемых с различных доходов. Окончательно подушная подать с податных сословий, введённая ещё Петром I, была отменена законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.). Одновременно её отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путём перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1 / 3 и косвенных налогов в два раза.

    В 80-х - начале 90-х гг. внимание правительства было обращено на всё возрастающий рост числа крестьянских семейных разделов. По сводкам Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х гг. их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. В результате крестьянские наделы постепенно мельчали. Проницательный Д. А. Толстой видел в этих разделах «великое зло, ведущее к обеднению населения».

    Принятый 18 марта 1886 г. закон должен был стать серьёзным барьером семейным разделам и порождаемому ими, по официальной терминологии, «духу своеволия и распущенности». Укрепляя старые начала «патриархальности», закон видел в крестьянской семье рабочую ячейку, «союз родственников, подчиняющихся главенству старшего члена и трудящихся в общую пользу». Если раньше для раздела достаточно было согласия большинства сельского схода, то теперь большинство было увеличено до 2/3 и основным становилось согласие на раздел родителя или старшего в семье (большака).

    Жизнь показала, что этот закон не смог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, которые продолжали возрастать, причём более 9/10 разделов происходило самовольно, без санкции общины и местных властей.

    Одной из важных проблем в аграрно-крестьянской политике правящей России оставалась крестьянская поземельная община. В среде правительственных чиновников и в прессе не было единодушия во взглядах на общину. Некоторые из них объясняли косность и низкий уровень агрокультуры общинными пережитками - круговой порукой, земельными переделами, излишней регламентацией, сковывающей инициативу земледельцев. Многие понимали, что общинные порядки являются серьёзным препятствием росту производительности сельского труда. Другие же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне, разрушение которого ослабило бы аппарат государственной власти. Уже в 1883 г. Д. А. Толстой поставил вопрос о воспрепятствовании переделам земли в крестьянских общинах. Однако этот, как и ряд других возбуждённых им вопросов, пришлось доводить до конца его преемнику И. Н. Дурново. Новый министр внутренних дел был сторонником консервации общинного землепользования. Дурново предпринял ряд мер направленных на укрепление крестьянской общины, как оплота против «язвы пролетариатства». Закон 8 июня 1893 г. ограничил право крестьян на земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причём с согласия не менее 2/3 домохозяев, земского начальника и уездного съезда. Частные земельные переделы запрещались. Земельные переделы были поставлены под контроль земских начальников. Закон 14 декабря 1893 г. «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещал закладывать крестьянские надельные земли, ограничивал сдачу надела в аренду и продажу его только пределами своей общины. Этим же законом отменялась 165 статья «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Досрочный же выкуп надела разрешался лишь при условии согласия 2 / 3 схода. Жизнь показала, что сходы обычно такого разрешения не давали.

    Все вышеприведённые юридические акты являлись лишь отдельными, разрозненными звеньями консервативной политики в области законодательства о крестьянах. В конце правления Александра III крепостники готовы были поставить вопрос об общем пересмотре всего крестьянского законодательства.

    Определённый вклад в аграрно-крестьянскую политику внесли министр государственных имуществ (май 1881 г. - январь 1893 г.) М. Н. Островский и министр земледелия и государственных имуществ (январь 1894 г. - май 1905 г.) А. С. Ермолов. Островский старался упорядочить оброчные статьи, установить выгодный для казны и народного хозяйства порядок отдачи их в аренду. При нём в 1888 г. принят закон об охране лесов, заметны были и его заботы о сельскохозяйственном образовании. По наблюдению С. Ю. Витте, Островский «… был человек умный, образованный, человек культурный в русском смысле, но не в смысле иностранном, не в смысле заграничном. О земледелии он не имел никакого понятия (прежде чем получить это место, он был товарищем государственного контролёра, государственный контроль он знал очень хорошо). М. Н. Островский имел некоторое влияние на императора Александра III благодаря своему уму или, вернее говоря, благодаря здравому рассудку, определённости и политической твёрдости характера. Направления он был весьма консервативного» (84, т. 1, с. 307). Островский выступал сторонником консервативной линии К. П. Победоносцева и графа Д. А. Толстого, принимал активное участие в разработке и проведении политики правительства 1880-90 гг.

    А. С. Ермолов проявлял заботу о развитии сельскохозяйственного образования, о поддержании кустарной промышленности, об улучшении казённых минеральных вод, о культивировании казённых участков на черноморском побережье Крыма. Содействовал учреждению опытных станций, многочисленных выставок. Добивался уменьшения железнодорожных тарифов на провоз сельскохозяйственной продукции, развития системы сельскохозяйственного кредита, предоставления ссуд на мелиорацию и ирригацию.

    По оценке Витте, «Ал. Серг. Ермолов - прекрасный человек, очень образованный, умный, но человек без характера; у него гораздо более способностей писать, нежели делать. Потому Ермолов как министр земледелия был очень слаб… Он никак не мог развернуть широко программу помощи всем русским землевладельцам и преимущественно крестьянам… Это милейший… человек, но человек, который собственно ничего сотворить не может, так что я прозвал его «божьей коровкой», а лица, относящиеся к А. С. Ермолову неблагожелательно, называют его «навозным жуком»… Ермолов - честнейший и благороднейший человек, но тип образованного, либерального и маловольного чиновника, из каждой ноты коего течёт либеральный мёд, так хорошо приготовлявшийся в последние десятилетия в Царскосельском лицее» (там же, с. 342-343).

    Из книги Императорская Россия автора

    Крестьянский вопрос Как и всегда, главным в России оставался крестьянский вопрос, решение которого становилось решением и других сложных вопросов внутренней политики. Для Николая I был несомненным фактом тот экономический, политический и моральный ущерб, который

    Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

    Крестьянский вопрос Как в начале царствования, так и в конце его не было более важной проблемы, чем крепостное право. Во время VIII ревизии населения (1833) было зафиксировано 11,5 млн душ крепостных крестьян мужского пола. Это составляло 44,9% всего населения страны и 53% всех

    автора

    Крестьянский вопрос Дельцы, вдумывавшиеся в положение государства, останавливали тревожное внимание на крестьянстве. Тотчас по смерти Петра прежде других заговорил о бедственном положении крестьян нетерпеливый генерал-прокурор Сената Ягужинский; потом в Верховном

    Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

    Крестьянский вопрос Понятно, что остзейская эмансипация не могла быть желательным образцом для разрешения крепостного вопроса в коренных областях России. Благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян,

    Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

    Крестьянский вопрос Я заметил, что новое правительство, действуя в консервативном духе и бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел смелость приступить и к крестьянскому

    Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

    § 129. Крестьянский вопрос Видя заботы Екатерины об устройстве дворянского и городского сословий, естественно предположить, что и крестьянское сословие так или иначе привлекало к себе внимание императрицы. Действительно, в бумагах Екатерины сохранились проекты

    Из книги Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века автора Скрынников Руслан Григорьевич

    Глава 3 Крестьянский вопрос Нормы Юрьева дня, определявшие порядок выхода крестьян от феодальных землевладельцев, длительное время служили одним из главных регуляторов экономической жизни деревни. Особое значение этот регулятор приобретал в годы неурожая и голода. В

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении.Начало царствования Александра I ознаменовалось

    Из книги История Чехии автора Пичета В. И.

    § 3. Крестьянский вопрос Одним из последствий разгрома Чехии была гибель среднего и мелкого дворянского землевладения. В руках крупных землевладельцев сосредоточилось 60 % всех деревень, тогда как у короля осталось только 4 %, а у духовенства - 10 %.После окончания

    Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

    1.3. Крестьянский вопрос Временное правительство понимало важность решения крестьянского вопроса. Но чтобы совершить аграрный переворот, требовались особые воля и сила, которыми оно не обладало. Нужно было сделать это быстро, но и спешить было нельзя, потому что

    Из книги Николай I без ретуши автора Гордин Яков Аркадьевич

    Крестьянский вопрос После пугачевщины, тяжко травмировавшей сознание как рядового дворянства, так и высшей власти, любому разумному человеку было ясно, что вопрос крепостного права есть роковой вопрос внутренней политики России. Война 1812 года, в которой

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    2. Крестьянский вопрос 2.1. Крестьянское движение. Нерешенность аграрного вопроса привела в начале XX в. к росту крестьянских выступлений. Если в последние 5 лет XIX в. прошло менее 100 волнений в деревне, то за первые 4 года XX в. отмечено 670 волнений, в том числе массовых.Весной

    Из книги Россия в середине XIX века (1825-1855 гг.) автора Коллектив авторов

    Экономика и крестьянский вопрос Россия значительно отставала от стран Западной Европы в модернизации, в развитии промышленности. В Англии промышленный переворот начался еще в 60–70 годах 18 века, когда изобрели прядильную машину Аркрайта и паровую машину Уайта. В России

    автора Воробьев М Н

    5. Крестьянский вопрос И еще несколько слов о крестьянском вопросе. 20 февраля 1804 года были даны «Правила для крестьян Лифляндской губернии». По этим правилам:воспрещалось продавать и закладывать крестьян без земли;крестьянам предоставлялись личные гражданские права,

    Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

    8. Крестьянский вопрос Второй вопрос, который стоял перед императором Николаем: вопрос крестьянский. Николай думал о «крестьянском вопросе», как он его называл: в этом направлении последовательно работало десять комитетов. Один из самых высокопоставленных

    Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

    2. Крестьянский вопрос Второй реформой стала попытка разобраться с крепостным правом. У нас все говорят о Николае как о крепостнике, но это совершенно не так. Крепостное право, которое зародилось в XV столетни, получило свое классическое выражение в XVII столетии; в XVIII веке

    Внутренняя политика:

    Александру III было известно, что его отец незадолго до гибели одобрил проект министра внутренних дел Лорис-Меликова. Этот проект мог стать началом создания основ конституционной монархии. Новому императору оставалось лишь формально утвердить его на специальном совещании высших чиновников. Совещание состоялось 8 марта 1881 года. На нем сторонники проекта составляли большинство, однако император неожиданно поддержал меньшинство. В результате проект Лорис-Меликова был отвергнут.

    В апреле 1881 года царь обратился к народу с манифестом, в котором изложил главную задачу своего правления: сохранение самодержавной власти.

    После этого Лорис-Меликов и еще несколько либерально настроенных министров подали в отставку.

    Однако царь не сразу отошел от курса преобразований. Министром внутренних дел был назначен сторонник реформ Н.П.Игнатьев. Министром финансов стал умеренный либерал Н.Х.Бунге. Новые министры продолжили реформу местного самоуправления, начатую Лорис-Меликовым. Для обобщения поступавшего из земств материала была создана специальная комиссия, куда вошли сенаторы и представители земств. Однако их работа вскоре была остановлена.

    В мае 1882 года Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить царя созвать Земский собор. Эпоха бурных реформ закончилась. Начиналась эпоха борьбы с «крамолой».

    В 80-х годах политический строй Российской империи стал приобретать черты полицейского государства. Возникли Отделения по охранению порядка и общественной безопасности – «охранки». Их задачей была слежка за противниками власти. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять любой район страны на «исключительном положении». Местные власти могли высылать без решения суда нежелательных лиц, передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов, закрывать учебные заведения. Началось укрепление положения дворянства и наступление на местное самоуправление.

    В июле 1889 года издан закон о земских участковых начальниках. Он отменял выборные и бессословные должности и учреждения: мировых посредников, уездные учреждения по крестьянским делам и мировой суд. В губерниях были созданы земские участки, во главе которых ставились земские начальники. Эту должность могли занимать только дворяне. Земский начальник контролировал общинное самоуправление крестьян, рассматривал мелкие судебные дела вместо мирового судьи, утверждал приговоры волостного крестьянского суда, разрешал земельные споры и т.д. Фактически, в своеобразном виде, возвращалась дореформенная власть помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость от земских начальников, которые получили право без суда подвергать крестьян наказаниям, в том числе телесным.

    В 1890 году издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земское самоуправление стало частью государственного управления, низовой ячейкой власти. Это уже трудно было назвать самоуправляемой структурой. Усилились сословные начала при избрании земств: землевладельческая курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось, а имущественный ценз снижался. Зато резко повышался имущественный ценз для городской курии, а крестьянская курия практически лишилась самостоятельного представительства. Таким образом, земства фактически стали дворянскими.

    В 1892 году вышло новое городовое положение. Официально закреплено право властей вмешиваться в дела городского самоуправления, резко повышен избирательный ценз, а городские головы объявлены состоящими на государственной службе. Тем самым, была фактически выхолощена суть и городского самоуправления.