Как ассирийцы оказались в восточной армении. Айсоры - потомки древних ассирийцев? пораскинь-ка мозгами, если все "бегут", как пиарят анковцы, из Армении, то почему этот Пашинян с недобрым взглядом, и его соратники до сих пор не покинули страну

О традициях и национальном своеобразии ассирийцев-айсоров как неотделимой части армянской истории, а также и наших сограждан – в Армении их проживают более 7 тысяч – рассказали Марина и Гамлет Мирзояны в noev-kovcheg.ru.

Более двух тысяч лет армяне и айсоры живут рядом. Судьба их очень схожа. В древности, в дохристианское время, они, как утверждают, воевали между собой, но в христианский период своей истории они всегда относились друг к другу дружественно, по-братски.

«Во время Русско-турецкой войны 1827 года, когда русские войска вступили в Персию, айсоры, в числе 100 дымов, просили о позволении переселиться в пределы России. Получив на это разрешение, они в 30-х годах оставили навсегда Персию, провинцию Урмия. Переселились айсоры под предводительством своего вождя Алаверды Тумаева, который, как рассказывают старожилы, оказал большую услугу русским войскам в качестве проводника и поставщика съестных припасов. Вышедшие из Персии айсоры сначала поселились в Нахичеванском уезде, а через три года отправились в Шушинский уезд. Здесь они жили в деревне Тартар около 10 лет, но потом, вследствие появившегося дифтерита, оставили эту деревню и переселились в Эриванский уезд, сначала в деревню Агалезалу, потом Дугун, наконец, в 40-х годах навсегда уже поселились в селе Койласар».

Эти строки взяты из записей смотрителя-учителя Койласарского сельского нормального двухклассного училища Павла Эйвазова, датированных 1882 годом. Эйвазова (1854 – 1919) вполне можно назвать ассирийским просветителем. В течение многих лет он был старостой сельского храма и исполнял обязанности причетника - псаломщика. Известен как этнограф. В своем труде «Некоторые сведения о селе Койласар и об айсорах» Павел Эйвазов первым дал описание ассирийцев, живших в селе Койласар, и собрал материал по этнографии и фольклору.

«Кала-асор» - огороженная крепость

Село Койласар (ныне Димитров, находится в Гарнибасарском участке Эриванского уезда (ныне в Араратской области), расположено на низменной местности, которая начинается от города Эривани и оканчивается у Араратских гор. Село Койласар называлось прежде «Кала-асор», что значит «огороженная крепостью». Действительно, село было огорожено толстыми и высокими стенами с 20 башнями по углам и посреди стен. В 1882 году население села состояло из айсоров (444 души) и армян (235 душ).

Айсоры, или ассирийцы, своими родоначальниками считают Нимврода и Асура, потомков Ноя, из которых первый положил основание Древнему Вавилону, а второй – городу Ниневии. Их язык сходен с древнееврейским: евреи и айсоры свободно понимают друг друга. Ассирийцы называют себя сиро-халдеями, а соседние народы называют их айсорами или асорами, персы же – назранами.

Церковные праздники в Койласаре

Айсоры Койласара отмечают все большие праздники Православной Церкви, но особенно почитают Рождество Христово, Крещение, Пасху, Вознесение, Сошествие Святого Духа, праздник святых мучеников Кирика и Иулитты (церковь, построенная в Койласаре в 1849 г., была названа в их честь) и Пресвятой Богородицы. Праздник мученика Кирика и мученицы Иулитты (мать и сын, не отрекшиеся от веры и принявшие мученическую смерть во время гонений на христианство в III веке: святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей) как местный храмовый отмечается 28 июля.

Накануне Пасхи айсоры красят несколько сот яиц мареною и свои руки хной. В положенное время заходят в церковь слушать обедню, по выходе из церкви молодые айсоры стреляют из ружей, старики ходят по домам, поздравляют друг друга с праздником. В этот день едят арису (пшеничную кашу с курицей, уваренной до тягучего однородного состояния), а женщины, собираясь вместе, танцуют. На этот праздник девы, вышедшие замуж, возвращаются на семь дней в родительский дом, а по уходе получают в подарок или хорошую одежду, или одну корову.

Дом с «тандуром»

Каждый житель Койласара имел дом, состоящий из одной комнаты и кладовой; при доме находится хлев для скотины и саманник. Здания эти покрыты толстыми бревнами, поддерживаемыми несколькими бревенчатыми столбами. Строятся они низко, четырехугольниками с двумя или тремя постоянно открытыми отверстиями в потолке и с «тандуром» посередине. Койласарцы, обратив внимание на неудобство старых жилищ, стали заменять их новыми, более просторными постройками: все эти здания, как и церковь Кирика и Иулитты, построены из сырого кирпича и составляют украшение села.

Пол в жилище земляной и накрывается рогожами, плетенными из широколиственной травы; на рогожи настилают паласы, войлоки, ковры, а по сторонам кладут продолговатые, цилиндрической формы подушки, набитые ватой. Пол служит местом сидения, сна и еды. Пища варится в горшках и бывает разнообразна: ширва (вегетарианский суп), бозбаш (суп из нута и баранины), чукиртма (суп на бульоне из домашней птицы), кюфта, толма из виноградных листьев, плов, дохва (мясное блюдо), маши (блюдо из фасоли), сышпуры (острое кисломолочное блюдо), джаджик (блюдо из творога), кутли (блюдо из молотого мяса), бушала (рисовая каша)…

Койласарские айсоры занимаются по преимуществу земледелием. С половины апреля они оставляют свои дымные жилища, выходят на поле, пашут, сеют ячмень, пшеницу, хлопок, табак, арбузы и дыни, фасоль, горох, лук, чеснок и перец и заботятся об орошении их. Айсоры употребляют в пищу пшеничный хлеб, а ячмень продают. Значительная часть местной земли занята виноградными садами. Из винограда айсоры приготовляют изюм, сироп, вино и водку.

Гостеприимство айсоров

В физическом отношении айсоры довольно хорошо развиты и отличаются крепким здоровьем. Лицо у айсора круглое, глаза черные, лоб широкий, голова небольшая, с черными волосами, грудь развитая, голос грубоватый, цвет лица смуглый. Айсоры отличаются прямотой характера и доверчивостью. Достаточно айсору на вопрос «Правда ли?» сказать: «Мижит и амин» («Правда и верь»), чтобы он поверил. Проходя мимо старшего – будь то айсор, армянин, кавказский татарин или еврей, айсор сделает непременно поклон, причем айсору скажет: «Шламалух» – «Мир тебе», а другим «Алла сахласин» – «Да сохранит Бог».

Айсоры гостеприимны и щедры до нерасчетливости, сострадательны к нищим и нуждающимся. У них нет ненависти к своим соседям других национальностей: они принимают участие в общественных увеселениях, праздниках, свадьбах, похоронах своих соседей-армян и мусульман, равным образом приглашают их и к себе в подобных случаях. Во время нужды, требующей помощи, айсоры и армяне общими силами поддерживают друг друга.

В семейном быту у айсоров сильно развита любовь между членами семьи, особенно любовь к отцу и матери. Отец считается главою семейства, ему подчиняются все члены семьи беспрекословно; мать – ближайшая его помощница.

Свадьба – радость на весь мир

Перед свадьбой хозяин собирает всех почетных людей из всего села и советуется с ними об устройстве своей свадьбы. После этого в первый день утром рано режут быка, причем около зарезанного животного танцуют родственницы жениха под зурну и барабан. Затем одна из родственниц с пучком душистых сухих трав в руке и один из родственников с вином и музыкой ходят по домам и приглашают всех на свадьбу; женщина подает приглашенным по травке, желая и им такой радостной минуты, а мужчина на блюдечке – стаканчик вина. Принятие вина служит признаком согласия явиться на свадьбу.

На второй день выводят утром невесту из родительского дома в дом ее кума, где она остается до следующего дня. При выводе ее зурна играет грустные мелодии, выражая этим горе невесты, расстающейся навсегда с родителями. До вывода одевают ее предварительно в брачную одежду, обводят три раза вокруг «тандура», потом подводят к отцу и матери, у которых она целует руки и ноги в знак благодарности и просит со слезами родительского благословения, а те в свою очередь целуют ее и благословляют. Затем она целует всех своих братьев, сестер и родственников. Обычай этот обыкновенно сопровождается плачем родителей и самой невесты.

Вышедшую из родительского дома невесту сажают на лошадь и везут к дверям состоятельных родственников, которые делают ей обыкновенно те или другие подарки. При этом жених с несколькими своими товарищами, которые называются «мусаибы», стоит на кровле дома, мимо которого должна проехать невеста; здесь он при громких криках «ура» и ружейных выстрелах, в новой одежде и с красными перьями в шапке пьет вино с «мусаибами». При приближении невесты жених снимает три яблока и, перекрестившись ими, кидает их в невесту. Толпа мужчин и женщин, сопровождающая невесту, бросается за первым яблоком, так как оно считается священным. После этого невеста слезает с лошади и заходит в дом кума, а жених с «мусаибами» возвращается в свой дом, и там идет пир.

На третий день невесту с женихом ведут в церковь, где совершается над ними венчание, а родственники жениха танцуют пред молодыми по дороге и в ограде церкви до окончания венчания. При выходе новообвенчанных из церкви раздаются выстрелы при громких криках «ура», и невеста отправляется в дом жениха. По окончании ужина начинаются танцы, в которых принимают участие жених и невеста, а до этого времени они стоят в доме у одной стены для того, чтобы все заходящие поздравляли их. Этими последними танцами, собственно говоря, и оканчиваются свадьбы.

Рождение и смерть

При родах айсоры относятся с заботливостью к родильнице: держат ее в тепле. Ночью перед родами собираются родственницы и знакомые около страдающей, говорят и шутят с нею, чтобы она незаметно провела время до родов. В случае, если роды трудные, то суеверные айсоры разводят огонь и заставляют родильницу прыгать через него; в случае же, если дитя задерживается в утробе матери, то родильницу обыкновенно берет на себя какая-либо здоровая женщина и несколько раз встряхивает ее. Когда дитя выходит на Божий свет, то его закутывают в тряпки, чтобы оно, как говорят айсоры, было в будущем богато и жило хорошо.

Похороны также сопровождаются суеверными обрядами. Некоторые из местных айсоров не позволяют плакать по умершим, дабы на том свете не смочить его места слезами и тем не беспокоить его. Вынеся покойника из жилища, кладут его тут же, около дома, для того чтобы женщины простились с ним навсегда. После этого, когда собравшиеся родственницы зарыдают, покойника поднимают, чтобы нести на кладбище, причем женщины остаются на месте, а мужчины сопровождают гроб до самого кладбища. На третий, седьмой день и на первую Пасху по смерти покойника совершаются поминки.

В 40-х годах XIX века айсоры из Персии, кроме Койласара, поселились и в селениях Двин-Гель (ныне Верин Двин), Арзни и Шайрияр (ныне Нор-Артагерс) Эриванского уезда, приняв православие. В настоящее время православная вера сохранилась только среди ассирийцев села Димитров (село Койласар). Церковь этого села осталась в Русской Православной Церкви, в то время как церкви сел Верин Двин и Арзни вошли в несторианскую Ассирийскую Церковь Востока.

Арзни и Верин Двин являются самыми крупными ассирийскими селами не только в Армении, но и в регионе. Только в селе Верин Двин проживают свыше 1400 ассирийских семей. В селе Нор-Артагерс ассирийцы проживают совместно с армянами и езидами, в Димитрове – только с армянами. Кроме того, значительные группы ассирийцев проживают в Ереване, Абовяне, Бюракане, Арташате, Армавире, Арарате и Ванадзоре (по данным главы ассирийской общины Арсена Микаелова, на июнь 2011 г. в Армении числилось 7000 ассирийцев). Численность ассирийцев в России составляет от 14.000 (по данным переписи 2002 г.) до 70.000 человек (по ассирийским источникам); в мире же – около 1.230.000 человек (по некоторым данным, их число составляет от 3 до 4,2 млн чел.).

Более 2-х тысяч лет эти два народа живут рядом. Судьба их очень схожа. В древности, в дохристианское время, они, как будто бы, воевали между собой, но в христианский период своей истории они всегда относились друг к другу дружественно, по-братски. Армяне высоко оценивают культуру сирийцев в раннем средневековье. Проживая бок о бок в городах и селах на востоке Османской империи и в северо-западной Персии, они имеют много общего в быте, в нравах, в обрядности. На протяжении всего доклада я буду употреблять слова ассирийцы и сирийцы в едином значении, поскольку в сознании армян это - один народ.
История взаимоотношений этих народов таит в себе много интересного для обоих народов.
Армянские источники, в которых мы можем найти многочисленные свидетельства по истории ассирийцев на разных ее этапах, являются важнейшими сведениями для освещения определенных периодов ассирийской (сирийской) истории. Армянские ученые проявляли большой интерес в деле изучения истории и культуры сирийцев и осознавали их важность для истории армянского народа и его культуры. Поэтому уже первые их историки М.Хоренаци (отец армянской истории), П.Бузанд, Агафангел, Л.Парпеци, Корюн, И.Драсханакертци, К.Гандзакеци и др. ассирийцам уделяют в своих трудах много внимания. В новое и новейшее время к истории взаимоотношений этих народов обращаются историки и филологи армяне по национальности, проживающие в России и в странах Европы. В России в конце 19 и в начале 20 вв. выходят труды - Г. Халатьянца «Армянский эпос в истории Армении М. Хоренского», М. Тер-Мовсесяна «История перевода Библии на армянский язык», в Германии труд Е.Тер-Минасянца «Армяно-сирийские церковные отношения». В Советское время в 60-е годы в Советской Армении эту замечательную традицию продолжают Г. Мелконян «История государства Адиабена и Армения», «Сирийские источники по истории Армении», «Из истории армяно-сирийских отношений», и фундаментальное исследование знатока армянских рукописей раннего средневековья и знатока сирийского языка доктора филологических наук Левон Тер-Петросяна «Древнеармянская переводная литература».
Армяне, жившие веками рядом с нами и среди нас сохранили для нас очень много важных сведений, важных деталей нашей истории. Так, например, интересным для нас является сохраненный в армянском языке этноним –asori- (ассириец, сириец). Долгое время в русском языке нас называли словом айсор. Это то самое слово asori которое попало в русский язык из армянского. Там, где в армянских источниках заходит речь об ассирийцах или сирийцах, то в сознании армянских исследователей, да и не только исследователей, но и самого армянского народа – речь идет о едином народе.
Далее мы кратко изложим в хронологическом порядке труды некоторых армянских историков и исследователей.
Уже с давних времен, вступая в тесные отношения со своими ближайшими соседями на юге, жителями Месопотамии и Ассирии, армяне испытывают влияние их культуры. «… на религию древних армян оказали влияние и сирийцы. Из их божеств в древнеармянский пантеон вошли Баршамин, Нанэ, Астхик, Анаит. Из сирийского же языка происходит слово «курм» - жрец», пишет академик М.Абегян в своем труде «История древнеармянской литературы» (1948 г., стр.14).
В мифах армянского народа, связанные с начальной историей и религией армян, также говорится о ближайших соседях – ассирийцах. Подобные мифы приводит в своей истории М. Хоренаци. В мифе об Хайке «сохранено воспоминание о влиянии, оказанном ассирийской цивилизацией, культурой, религией на армян…» (См.: Абегян М., «История древнеармянской литературы» стр.21-22). В мифе об Араме упоминается война между урартским царем Арамом и ассирийским царем Салманасаром II. Одним из любимых мифов армянского народа и по сей день является миф об «Ара Прекрасном и Шамирам», история любви ассирийской царицы и армянского царя настолько популярна и известна в Армении, что два эти персонажа неразлучны в сознании народа. Сегодня в Айраратской равнине есть даже две горы – гора Ара и гора Шамирам. В 20 в. созданная классиком армянской литературы Н.Зарьяном трагедия «Ара Прекрасный и Шамирам» является одним из любимых произведений армянского читателя, а монолог Шамирам является одним из шедевров армянской драматургии.
Анания Ширакаци (VII в) в мифе о Вахагне расказывает, что последний «украл холодной зимой у родоначальника ассирийцев Баршама солому, на обратном пути обронил ее. От чего образовался Млечный путь, до сих пор называемый у армян «дорогой соломокрада». Миф этот бытует и поныне» (Там же, стр.27). (Абегян, стр. 27) Интересно отметить, что и у ассирийцев Млечный путь называется «урха д-гинавы – дорога воров».
Христианство приходит в Армению с Востока через сирийцев и греков. Об этом пишут армянские историки. Тесные отношения с соседями – сирийцами, порождают первоначальное знакомство армян с Библией, с христианской литературой, которая к этому времени имелась у сирийцев и подвигает армян к тому, чтобы иметь письменность и христианскую литературу на собственном языке. О влиянии сирийцев на создание армянской письменности пишет не только отец армянской истории М.Хоренаци, но и другие историки.
В 387 г. н.э., когда Восточная Армения подпала под власть Персии, на ее территории греческий язык был вытеснен сирийским языком. Деловая документация на этой армянской территории велась в это время как на персидском, так и на сирийском языках. Собственно и церковным языком после принятия армянами христианства были сирийский и греческий. Почти в течении целого столетия в армянских церквах служба велась на сирийском и греческом языках. Христианство и христианская проповедь связывало армян с сирийской и византийской культурами. Что касается самого появления христианства в Армении то, оно «… проникло в Армению через посредство сирийцев и греков; сами служители церкви еще частично были сирийцами и греки, которые вступали в пределы Армении как проповедники и сохраняли свой родной язык ». (Там же, стр.51)
С созданием Св. Маштоцем в V в. армянского алфавита, Библия – первый, самый древний и ценнейший памятник армянскго народа была переведена на армянский язык. Изучения армянских рукописей показало, что первый перевод армянской Библии был сделан с сирийского, с Пешитты, которая в IV в. употреблялась армянами в церкви.
Вот что пишут армянские историки о происхождении армянского алфавита: Что же мы находим у армянских историков об этом периоде касательно сирийцев?
1. «Армяне в начале V в. через посредство сирийского священника Авеля – получают армянский алфавит от сирийского епископа Даниила. Св. Саак и Месроп некоторое время обучают ему учеников и приходят к заключению о несостоятельности этого даниилова алфавита ».(Корюн 17; Хоренаци III, 52; Парпский 38-39).
2. «Месроп лично едет в Сирию к Даниилу с нуждой получить у него дополнение алфавита, но нового ничего не получает. Тогда он сам изобретает новый алфавит, или пополняет старый». (К. 18-19, Х. III, 53).
3. «Месроп находит Саака Великого занятым переводом с сирийского языка за неимением греческого». (Х. III, гл.54).
После перевода Библии армяне переводят лучшие произведения сирийских и греческих отцов церкви. Начинается период переводческой деятельности в древнеармянской литературе. Переводятся не только деяния сирийских и греческих отцов церкви, но и труды их историков. Переводческая деятельность создавшая древнеармянскую литературу в V в., позже была названа учеными как золотой век армянской литературы. Переводы с сирийского были сделаны намного раньше, чем с греческого, а влияние сирийского языка отразилось в армянском языке, куда вошло около 400 сот сирийских слов. В V в. после католикоса Саака два армянский католикоса были сирийцам.
Килийкийский период (XII-XIII вв.). Непосредственная близость Киликии к Сирии и проживание сирийцев в Киликии способствуют переводам многочисленных памятников сирийской литературы. Были переведены на армянский язык с сирийского десятки речей Иакова Серугского, «Хроники» Михаила Сирийца, «толкования к псалмам» Даниила Салахского, житие Ефрема Сирина, мученичества отшельника Барсумы и полководца Сергия. Помимо христианской литературы, в этот период переводятся и научные труды: «Сирийско-римский судебник», медицинские и анатомические исследования Абусаида и Ишоха, пособие по ветеринарии «Лечебник лошадей» Фараджа Сирина.
Иногда и сирийцы вовлекались в переводческую деятельность. Изучив армянский язык, они выполняли подстрочные переводы с сирийского. О подобных сотрудничествах говорят памятные записи в рукописях: «Сие слово переведено с сирийского на армянский рукою монаха сирийца Михаэла, а отредактировал и по возможности приноровил его к нашему языку епископ Нерсес…». (Из перевода Мученичества Сергия)
Благодаря армянским переводам до нас дошли многие ценные памятники сирийской литературы, прдставляющие огромный интерес и большую ценность для мировой культуры и христианства, оригиналы которых сегодня утрачены. «Церковная история» Евсевия Кесарийского, переведенная с сирийского на армянский в V в., сохранила многие отрывки отсутствующие в оригинале. Армянский перевод дословен в переводе с сирийского.
Армянские переводчики питали большой интерес к «пророку сирийцев» Ефрему Сирину и к его произведениям. Многие сирийские оригиналы произведений блаженного монаха утрачены, но сохранились в армянских переводах. Это - «Сборник гимнов», «16 никомидийских элегий», «Толкования Диатессарона Татиана», краткие толкования книг Бытия, Исхода, Чисел, Левит, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Царств и Паралипоменон, отрывки толкований «Книги Иова», «Деяний Апостолов», а также ряд речей, молитв и наставлений.
Левон Тер-Петросян пишет о большом интересе армянских деятелей церкви к Сирину: «Ефрем Сирин является крупнейшим авторитетом восточной патристики, учение которого представляет идеологию коренного арамеязычного христианства, не подвергшегося еще греческому влиянию, и, второе, произведения Сирина имеют большое значение для текстологической критики Библии, в частности Нового Завета, т.к. они созданы раньше, чем дошедшие до нас древнейшие списки греческих и сирийских библейских текстов» (См.: Левон Тер-Петросян «Древнеармянская переводная литература» стр.36).
Сохранились переводы и других памятников сирийской литературы. Большой интерес для сирийцев представляют «Пастырское послание» Айиталахи Эдесского, речи Зиновия Амидского, большая часть всупления к сборнику «Восточные мученики», житие Маруты Майферкатского, мученичества Йаздандухт и Бардишо, вступление к «Хронике» Михаила Сирийца и «Толкование Иоанна» Нонна Диакона. Сирийские оригиналы этих памятников были утрачены.
В V в. на армянский язык был переведен один из лучших образцов художественной литературы древнего мира и пользующийся огромной популярностью у средневекового читателя «История о Хикаре (Акире) Премудром» – морально-этическое произведение рассказывающее о мудром советнике ассирийского царя Синахериба Хикаре.
Многие армянские источники подтверждают церковную близость, братские взаимоотношения между армянской и сирийкой церковью. С периода арабского владычесства начинаются тесные отношения между сирийской яковитской (монофизитской) церковью и армянской, которые продолжаются по сей день.
К. Гандзакеци дает весьма интересные сведения об несторианстве в Армении и об «сирийцах – весьма красноречивых людях» (См.: Киракос Гандзакеци, История Армении, стр.52), которые в VI в. прибыли в Армению и распространяли несторианство. Последнее были резко осуждено и подвергнуто гонению, но среди армян были такие, которые несторианство восприняли и даже перевели их труды. Сами труды не сохранились, т.к. были уничтожены, а заглавия этих трудов настолько искажены, что трудно найти их следы в сирийской литературе.
Общеизвестны сведения о христианах чингизидах. В армянских источниках об монгольском владычестве и христианах монголах пишется следующее: «Был у него(у монголо-татарского хана Батыя) сын по имени Сартах, воспитанный кормилицей-христианкой; вступив в возраст, он уверовал в Христа и был крещен сирийцами, которые вырастили его. Он во многом облегчил положение церкви…». (Там же, стр.219)
Удивительным является и следующее сообщение об Иоане Златоусте «…вначале кое-кто презирал его за то, что разговорнгым языком его был не греческий, ибо по отцу он был сирийцем». (Там же, стр.52)
Много близкого, схожего в обрядности и в быте у этих народов было всегда на протяжении всей их истории. Особенно это стало заметным в 19 в. и в 20-го века, когда было издано много этнографических работ об этих народах. По этим этнографическим материалам видно, что эти два христианских народа, находясь в окружении ислама, живя бок о бок были братски дружны, вступали в брачные отношения очень много переняли друг у друга, как в обрядах так и в образе жизни, фольклоре. Сегодня можно без преувеличения назвать героическим подвигом книгу Е.Лалаяна «Айсоры Ванского вилайета», с ее уникальными фотографиями, замечательным этнографическим текстом исследователя, давшего нам представление описания жизни и быта ассирийцев во второй половине 19 в.
Армянская история, армянские историки и филологи, занимавшиеся изучением ассирийской (сирийской) литературы и культуры, содержат очень много интереснейших сведений по истории ассирийцев (сирийцев).
Резюмируя все сказанное, мы можем сказать, что в трудах армянских историков и исследователей имеется очень много сведений по истории и культуре ассирийцев и они могут быть и должны быть использованы ассирийцами при написании своей истории.

Российский политический эксперт Андрей Епифанцев продолжает свои обращения к общественности в связи с "геноцидом армян". "Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомится с текстом очередного обращения, размещенном на Facebook.

Одной из важных частей мифологизации любой исторической трагедии, выдающей себя за геноцид, является ретуширование собственных действий и собственных ошибок, приведших к жестоким действиям соперника. Т.е. - почему другая сторона вдруг стала проявлять такие акты жестокости? Почти, подчеркиваю, почти во всех случаях такие действия и такие ошибки народа-жертвы присутствуют. Но для того, чтобы выглядеть безусловной жертвой их тщательно затушевывают и просто демонизируют врага, делая упор на его природной жестокости, ненависти к "иным", природной агрессии и проч.

В армянском случае это выглядит следующим образом: Смотрите, Турция находится в самой большой и тяжелой войне со времени своего создания. Она проигрывает на всех фронтах, враги наступают, в стране голод, потеря управления. Ситуация катастрофическая. Какое решение она принимает для спасения? "Полностью уничтожить армянский народ", - отвечает нам официальная армянская версия геноцида. Это как-то не вяжется с пониманием. Туркам что, в такой ситуации больше нечем заняться? На что армянская версия говорит о природной склонности турок к жестокости, о ненависти к армянскому народу, об имманентном желании стереть его с лица Земли и т.д. Для человека предвзятого это может звучать убедительно. Для других - нет.

Когда говоришь им об армянском восстании, о том, что причиной репрессалий было то, что армяне массово вели организованное партизанское движение, захватывали города, вырезали и изгоняли всех мусульман, провозгласили независимую Армению, о том, что турки в принципе приняли решение о депортации армян из зоны, близкой к возможной полосе наступления России, только после поражения Турции в Сарыкамышской операции армяне начали вырезать отступавшие обессиленные и дезорганизованные турецкие отряды, о том, что Турция была обязана на это реагировать и т.д, они отвечают: "Это не так! Турки убивали армян из ненависти. Ну хорошо, допустим нас убивали потому что Турция отвечала на наши военные действия против нее. Но ассирийцев-то за что? Это маленький народ. Они-то ничего не делали! Их убивали просто за то, что они были христиане. А значит и нас лишь за это же и тогда это - геноцид".

Вот за что. По той же самой причине. Ассирийцы точно также всем народом поднялись против Турции. Проиграли и понесли свою часть ответственности за это.

Это письмо генерала Ага Петроса (Путруса), одного из военных предводителей ассирийцев в Первую мировую войну американскому дипломату Ричарду Вошборну Чайлду. Одно из многих посланий Ага Петроса к западным политикам, написанных в надежде найти выход из ситуации, в которой оказался его народ в результате Первой мировой.

Его Превосходительству Ричарду Вошборну Чайлду

Как официальный представитель ассиро-халдейского народа я имею честь самым серьезным образом представить на рассмотрение вопрос об этой христианской нации лично Вашему Превосходительству.

Столетия за столетием вплоть до настоящего времени ассиро-халдеи имели независимое самоуправление в районе между озером Урмия, озеро Ван и Мосул, "СТРАНЕ ИХ ПРЕДКОВ". Хотя номинально территории был включены в состав Оттоманской империи, турки никогда не использовали суверенных прав над нашим народом, таких как сборы налогов и рекрутирование солдат. Более того, туркам не дозволялось там жить, и наш народ не говорил на турецком языке.

В начале Великой войны ассиро-халдеям было официально обещана "НЕЗАВИСИМОСТЬ" представителями стран Антанты, если те возьмутся за оружие на их стороне. Мы сделали это, поверив обещаниям и сражаясь на стороне Антанты в течение всей войны, потеряв людей и имущества в процентном отношении ко всей численности народа более, нежели любая другая нация. Самой простой и безопасной политикой для нас было бы помогать их (Антанты) врагам, но мы наоборот избрали более трудный путь с гибельными (для нас) результатами. "ПОЭТОМУ МЫ СЕЙЧАС НАЦИЯ БЕЗ ДОМА".

Во имя Господа и Человечности я взываю к Вашему Превосходительству в интересах беспомощных женщин и детей поддержать, используя Ваше влияние, ни более ни менее - существование (целого) Народа.

Я имел честь двумя днями ранее послать вам для ознакомления копию моего меморандума, адресованного Конференции в Лозанне. Все, о чем мы просим - право жить в мире в нашей собственной стране. Ваше Превосходительство может положительно рассмотреть чаяния ассирийских христиан Малой Азии - получить на Лозаннской конференции "НЕЗАВИСИМОСТЬ В ИХ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ, КАКУЮ ОНИ ИМЕЛИ ДО ВОЙНЫ".

В заключении, во имя моего беспомощного народа, во имя его будущего благосостояния, я хотел бы попросить Вас предоставить мне персональную встречу для обсуждения этого вопроса когда Вам будет удобно.

Покорный слуга Вашего Превосходительства.

Подпись.

Главнокомандующий Ассиро-халдейскими силами.

Это элементарные, базовые знания. Я не удивляюсь, когда такие вопросы - Ассирийцев за что? - мне задают армянские блогеры, там достаточно низок уровень общих знаний, промытость мозгов, ангажированность, некритическое отношение к фактам… Это все понятно. Но ведь то же самое говорят и армянские политологи. Очень известные! Доктора наук, постоянно выступающие в СМИ и создающие информационную повестку. Буквально пару дней назад тот же вопрос задал мне один известный армянский политолог, долгое время работавший в Москве заместителем главного редактора крупного информационного агентства и пару лет назад вернувшийся в Ереван… Неужели они тоже не знают настолько базовые моменты матчасти? Это поражает…

Более 2-х тысяч лет эти два народа живут рядом. Судьба их очень схожа. В древности, в дохристианское время, они, как будто бы, воевали между собой, но в христианский период своей истории они всегда относились друг к другу дружественно, по-братски. Армяне высоко оценивают культуру сирийцев в раннем средневековье. Проживая бок о бок в городах и селах на востоке Османской империи и в северо-западной Персии, они имеют много общего в быте, в нравах, в обрядности. На протяжении всего доклада я буду употреблять слова ассирийцы и сирийцы в едином значении, поскольку в сознании армян это - один народ.

История взаимоотношений этих народов таит в себе много интересного для обоих народов.

Армянские источники, в которых мы можем найти многочисленные свидетельства по истории ассирийцев на разных ее этапах, являются важнейшими сведениями для освещения определенных периодов ассирийской (сирийской) истории. Армянские ученые проявляли большой интерес в деле изучения истории и культуры сирийцев и осознавали их важность для истории армянского народа и его культуры. Поэтому уже первые их историки М.Хоренаци (отец армянской истории), П.Бузанд, Агафангел, Л.Парпеци, Корюн, И.Драсханакертци, К.Гандзакеци и др. ассирийцам уделяют в своих трудах много внимания. В новое и новейшее время к истории взаимоотношений этих народов обращаются историки и филологи армяне по национальности, проживающие в России и в странах Европы. В России в конце 19 и в начале 20 вв. выходят труды - Г. Халатьянца «Армянский эпос в истории Армении М. Хоренского», М. Тер-Мовсесяна «История перевода Библии на армянский язык», в Германии труд Е.Тер-Минасянца «Армяно-сирийские церковные отношения». В Советское время в 60-е годы в Советской Армении эту замечательную традицию продолжают Г. Мелконян «История государства Адиабена и Армения», «Сирийские источники по истории Армении», «Из истории армяно-сирийских отношений», и фундаментальное исследование знатока армянских рукописей раннего средневековья и знатока сирийского языка доктора филологических наук Левон Тер-Петросяна «Древнеармянская переводная литература».
Армяне, жившие веками рядом с нами и среди нас сохранили для нас очень много важных сведений, важных деталей нашей истории. Так, например, интересным для нас является сохраненный в армянском языке этноним -asori- (ассириец, сириец). Долгое время в русском языке нас называли словом айсор. Это то самое слово asori которое попало в русский язык из армянского. Там, где в армянских источниках заходит речь об ассирийцах или сирийцах, то в сознании армянских исследователей, да и не только исследователей, но и самого армянского народа - речь идет о едином народе.

Далее мы кратко изложим в хронологическом порядке труды некоторых армянских историков и исследователей.
Уже с давних времен, вступая в тесные отношения со своими ближайшими соседями на юге, жителями Месопотамии и Ассирии, армяне испытывают влияние их культуры. «… на религию древних армян оказали влияние и сирийцы. Из их божеств в древнеармянский пантеон вошли Баршамин, Нанэ, Астхик, Анаит. Из сирийского же языка происходит слово «курм» - жрец», пишет академик М.Абегян в своем труде «История древнеармянской литературы» (1948 г., стр.14).

В мифах армянского народа, связанные с начальной историей и религией армян, также говорится о ближайших соседях - ассирийцах. Подобные мифы приводит в своей истории М. Хоренаци. В мифе об Хайке «сохранено воспоминание о влиянии, оказанном ассирийской цивилизацией, культурой, религией на армян…» (См.: Абегян М., «История древнеармянской литературы» стр.21-22). В мифе об Араме упоминается война между урартским царем Арамом и ассирийским царем Салманасаром II. Одним из любимых мифов армянского народа и по сей день является миф об «Ара Прекрасном и Шамирам», история любви ассирийской царицы и армянского царя настолько популярна и известна в Армении, что два эти персонажа неразлучны в сознании народа. Сегодня в Айраратской равнине есть даже две горы - гора Ара и гора Шамирам. В 20 в. созданная классиком армянской литературы Н.Зарьяном трагедия «Ара Прекрасный и Шамирам» является одним из любимых произведений армянского читателя, а монолог Шамирам является одним из шедевров армянской драматургии.
Анания Ширакаци (VII в) в мифе о Вахагне расказывает, что последний «украл холодной зимой у родоначальника ассирийцев Баршама солому, на обратном пути обронил ее. От чего образовался Млечный путь, до сих пор называемый у армян «дорогой соломокрада». Миф этот бытует и поныне» (Там же, стр.27). (Абегян, стр. 27) Интересно отметить, что и у ассирийцев Млечный путь называется «урха д-гинавы - дорога воров».

Христианство приходит в Армению с Востока через сирийцев и греков. Об этом пишут армянские историки. Тесные отношения с соседями - сирийцами, порождают первоначальное знакомство армян с Библией, с христианской литературой, которая к этому времени имелась у сирийцев и подвигает армян к тому, чтобы иметь письменность и христианскую литературу на собственном языке. О влиянии сирийцев на создание армянской письменности пишет не только отец армянской истории М.Хоренаци, но и другие историки.
В 387 г. н.э., когда Восточная Армения подпала под власть Персии, на ее территории греческий язык был вытеснен сирийским языком. Деловая документация на этой армянской территории велась в это время как на персидском, так и на сирийском языках. Собственно и церковным языком после принятия армянами христианства были сирийский и греческий. Почти в течении целого столетия в армянских церквах служба велась на сирийском и греческом языках. Христианство и христианская проповедь связывало армян с сирийской и византийской культурами. Что касается самого появления христианства в Армении то, оно «… проникло в Армению через посредство сирийцев и греков; сами служители церкви еще частично были сирийцами и греки, которые вступали в пределы Армении как проповедники и сохраняли свой родной язык ». (Там же, стр.51)

С созданием Св. Маштоцем в V в. армянского алфавита, Библия - первый, самый древний и ценнейший памятник армянскго народа была переведена на армянский язык. Изучения армянских рукописей показало, что первый перевод армянской Библии был сделан с сирийского, с Пешитты, которая в IV в. употреблялась армянами в церкви.

Вот что пишут армянские историки о происхождении армянского алфавита: Что же мы находим у армянских историков об этом периоде касательно сирийцев?
1. «Армяне в начале V в. через посредство сирийского священника Авеля - получают армянский алфавит от сирийского епископа Даниила. Св. Саак и Месроп некоторое время обучают ему учеников и приходят к заключению о несостоятельности этого даниилова алфавита ».(Корюн 17; Хоренаци III, 52; Парпский 38-39).
2. «Месроп лично едет в Сирию к Даниилу с нуждой получить у него дополнение алфавита, но нового ничего не получает. Тогда он сам изобретает новый алфавит, или пополняет старый». (К. 18-19, Х. III, 53).
3. «Месроп находит Саака Великого занятым переводом с сирийского языка за неимением греческого». (Х. III, гл.54).

После перевода Библии армяне переводят лучшие произведения сирийских и греческих отцов церкви. Начинается период переводческой деятельности в древнеармянской литературе. Переводятся не только деяния сирийских и греческих отцов церкви, но и труды их историков. Переводческая деятельность создавшая древнеармянскую литературу в V в., позже была названа учеными как золотой век армянской литературы. Переводы с сирийского были сделаны намного раньше, чем с греческого, а влияние сирийского языка отразилось в армянском языке, куда вошло около 400 сот сирийских слов. В V в. после католикоса Саака два армянский католикоса были сирийцам.

Килийкийский период (XII-XIII вв.). Непосредственная близость Киликии к Сирии и проживание сирийцев в Киликии способствуют переводам многочисленных памятников сирийской литературы. Были переведены на армянский язык с сирийского десятки речей Иакова Серугского, «Хроники» Михаила Сирийца, «толкования к псалмам» Даниила Салахского, житие Ефрема Сирина, мученичества отшельника Барсумы и полководца Сергия. Помимо христианской литературы, в этот период переводятся и научные труды: «Сирийско-римский судебник», медицинские и анатомические исследования Абусаида и Ишоха, пособие по ветеринарии «Лечебник лошадей» Фараджа Сирина.

Иногда и сирийцы вовлекались в переводческую деятельность. Изучив армянский язык, они выполняли подстрочные переводы с сирийского. О подобных сотрудничествах говорят памятные записи в рукописях: «Сие слово переведено с сирийского на армянский рукою монаха сирийца Михаэла, а отредактировал и по возможности приноровил его к нашему языку епископ Нерсес…». (Из перевода Мученичества Сергия).

Благодаря армянским переводам до нас дошли многие ценные памятники сирийской литературы, прдставляющие огромный интерес и большую ценность для мировой культуры и христианства, оригиналы которых сегодня утрачены. «Церковная история» Евсевия Кесарийского, переведенная с сирийского на армянский в V в., сохранила многие отрывки отсутствующие в оригинале. Армянский перевод дословен в переводе с сирийского.

Армянские переводчики питали большой интерес к «пророку сирийцев» Ефрему Сирину и к его произведениям. Многие сирийские оригиналы произведений блаженного монаха утрачены, но сохранились в армянских переводах. Это - «Сборник гимнов», «16 никомидийских элегий», «Толкования Диатессарона Татиана», краткие толкования книг Бытия, Исхода, Чисел, Левит, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Царств и Паралипоменон, отрывки толкований «Книги Иова», «Деяний Апостолов», а также ряд речей, молитв и наставлений.
Левон Тер-Петросян пишет о большом интересе армянских деятелей церкви к Сирину: «Ефрем Сирин является крупнейшим авторитетом восточной патристики, учение которого представляет идеологию коренного арамеязычного христианства, не подвергшегося еще греческому влиянию, и, второе, произведения Сирина имеют большое значение для текстологической критики Библии, в частности Нового Завета, т.к. они созданы раньше, чем дошедшие до нас древнейшие списки греческих и сирийских библейских текстов» (См.: Левон Тер-Петросян «Древнеармянская переводная литература» стр.36).

Сохранились переводы и других памятников сирийской литературы. Большой интерес для сирийцев представляют «Пастырское послание» Айиталахи Эдесского, речи Зиновия Амидского, большая часть всупления к сборнику «Восточные мученики», житие Маруты Майферкатского, мученичества Йаздандухт и Бардишо, вступление к «Хронике» Михаила Сирийца и «Толкование Иоанна» Нонна Диакона. Сирийские оригиналы этих памятников были утрачены.

В V в. на армянский язык был переведен один из лучших образцов художественной литературы древнего мира и пользующийся огромной популярностью у средневекового читателя «История о Хикаре (Акире) Премудром» - морально-этическое произведение рассказывающее о мудром советнике ассирийского царя Синахериба Хикаре.

Многие армянские источники подтверждают церковную близость, братские взаимоотношения между армянской и сирийкой церковью. С периода арабского владычесства начинаются тесные отношения между сирийской яковитской (монофизитской) церковью и армянской, которые продолжаются по сей день.

К. Гандзакеци дает весьма интересные сведения об несторианстве в Армении и об «сирийцах - весьма красноречивых людях» (См.: Киракос Гандзакеци, История Армении, стр.52), которые в VI в. прибыли в Армению и распространяли несторианство. Последнее были резко осуждено и подвергнуто гонению, но среди армян были такие, которые несторианство восприняли и даже перевели их труды. Сами труды не сохранились, т.к. были уничтожены, а заглавия этих трудов настолько искажены, что трудно найти их следы в сирийской литературе.

Общеизвестны сведения о христианах чингизидах. В армянских источниках об монгольском владычестве и христианах монголах пишется следующее: «Был у него(у монголо-татарского хана Батыя) сын по имени Сартах, воспитанный кормилицей-христианкой; вступив в возраст, он уверовал в Христа и был крещен сирийцами, которые вырастили его. Он во многом облегчил положение церкви…». (Там же, стр.219)

Удивительным является и следующее сообщение об Иоане Златоусте «…вначале кое-кто презирал его за то, что разговорным языком его был не греческий, ибо по отцу он был сирийцем». (Там же, стр.52)
Много близкого, схожего в обрядности и в быте у этих народов было всегда на протяжении всей их истории. Особенно это стало заметным в 19 в. и в 20-го века, когда было издано много этнографических работ об этих народах. По этим этнографическим материалам видно, что эти два христианских народа, находясь в окружении ислама, живя бок о бок были братски дружны, вступали в брачные отношения очень много переняли друг у друга, как в обрядах так и в образе жизни, фольклоре. Сегодня можно без преувеличения назвать героическим подвигом книгу Е.Лалаяна «Айсоры Ванского вилайета», с ее уникальными фотографиями, замечательным этнографическим текстом исследователя, давшего нам представление описания жизни и быта ассирийцев во второй половине 19 в.

Армянская история, армянские историки и филологи, занимавшиеся изучением ассирийской (сирийской) литературы и культуры, содержат очень много интереснейших сведений по истории ассирийцев (сирийцев).
Резюмируя все сказанное, мы можем сказать, что в трудах армянских историков и исследователей имеется очень много сведений по истории и культуре ассирийцев и они могут быть и должны быть использованы ассирийцами при написании своей истории.

АССИРИЙЦЫ – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ХРИСТИАНСКИХ НАРОДОВ МИРА. Они стояли у истоков цивилизации и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Многочисленные источники и исследователи Древнего Востока отмечают, что после падения Ассирийского царства ассирийский народ был не полностью истреблен, он продолжал жить на территории своей исторической родины. Как отмечает ассирийский историк Б.Г. Арсанис, на протяжении 2500 лет несторианские горы – от Диарбекира до Урмии, от Мосула и Арбиля до Котура – стали прибежищем для ассирийцев.

Накануне Первой мировой войны на территории Хакярского санджака Ванского и Мосульского вилайетов Османской империи, Урмийского Магала Персии проживало более 1 млн ассирийцев, представляющих единый народ со своей обжитой территорией, культурой, языком, исторически сложившимися традициями самоуправления. Но лишь небольшая часть ассирийцев, проживавших на этих территориях, спасаясь от турецкого ятагана, в годы Первой мировой войны вместе с армянами добралась до Армении. 700 тысяч ассирийцев подверглись Геноциду – страшным зверствам, гонениям лишь потому, что были христианами и оставались верны великим христианским идеалам и ценностям и своим братьям по вере и судьбе – армянам.

В апреле 2012 года в Ереване, в самом центре столицы (напротив памятника М. Налбандяну), был воздвигнут памятник невинно убиенным в 1915-1918 гг. в Османской Турции ассирийцам. Для каждого ассирийца этот памятник в Ереване символизирует добрую волю, уважение армянских властей, всех граждан Армении к судьбе ассирийского народа. Памятник ассирийцам – невинным жертвам турецкого геноцида, как колокол, призывает каждого ассирийца с любовью и благодарностью относиться к народу, на земле которого он воздвигнут. Через несколько месяцев мы все вместе будем отмечать столетие Геноцида армян, ассирийцев и греков.

Ассирийский – один из семитских языков. До середины ХIХ в. в качестве литературного ассирийцы использовали старый сирийский язык. В 40-е годы ХIХ в. был разработан новый литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В дальнейшем ассирийский литературный язык изменялся с учетом фонетически более архаичного мосульского диалекта и замены многочисленных арабских, курдских, тюркских заимствований исконно ассирийской лексикой. Письменность, которая используется ассирийцами, говорящими на ассирийском языке, создана около 1840 г. на основе несторианской разновидности сирийского письма, являющегося разновидностью финикийско-арамейского квазиалфавитного письма.

НА ТЕРРИТОРИЮ АРМЕНИИ АССИРИЙЦЫ ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ ИЗ РАЙОНА ОЗЕРА Урмия после русско-персидской войны 1827-1828 гг. По ходатайству русского дипломата и драматурга А.С. Грибоедова и по именному указу императора России Николая I около 100 ассирийских семей переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. К концу ХIХ в. ассирийцы уже компактно проживали в нескольких селах Армении. Ассирийцы Армении являются приверженцами Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока, возникшей в Междуречье в I в. н.э. Сейчас Ассирийскую Церковь Востока возглавляет Католикос – патриарх Мар Хананья Дынха II, резиденция которого расположена в Мортон-Граве штата Иллинойс (США).

Обосновавшись в Армении, ассирийцы прежде всего построили христианские церкви Мар тума (Святой апостол) Фома в селе В. Двин, Мат Марьям в с.Арзни, Мар Курьякус в с. Димитров. Хочется особо отметить, что настоятелем церкви Мар тума (В.Двин) является уроженец этого села Никадим Юханаев, который с отличием окончил факультет богословия ЕГУ, после чего продолжил учебу в семинарии Ассирийской церкви Востока в Ираке. В марте 2014 г. он был рукоположен в священники и отправлен в Армению, чтобы окормлять духовной пищей своих соотечественников.

В октябре этого года в Армении находился глава Ассирийской Православной Церкви патриарх Антиохии и всего Востока Маран Мор Игнатиус Ефрем Второй. Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили Цицернакаберд, где воздали дань памяти жертв Геноцида армян. У Вечного огня предводители двух церквей–сестер отслужили панихиду за упокой армянских и ассирийских мучеников.

А 13 октября сего года Католикос Всех Армян Гарегин II и Патриарх Антиохии и всего Востока Мор Игнатиус Ефрем II посетили паству общины В.Двин Араратского марза. Прихожане Ассирийской церкви Мар тума во главе со священником Никодимом Юханаевым, администрацией села, школы, руководством ассирийской ассоциации “Атур” торжественно приняли отцов церквей-сестер.

Очень хорошо, красочно и правдиво рассказывает об истории, жизни и деятельности ассирийцев в Армении документальный фильм Лины Якубовой “Ассирийцы Армении”. К сожалению, она очень рано ушла из жизни. Радует, что в нашей республике создано гражданское общество, в котором приняты толерантность, уважение к энтической, культурной и языковой самобытности любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству. В основе этого менталитет армянского народа, которому во все времена были присущи милосердие и гуманность.

В АРМЕНИИ СОЗДАНЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ потенциала национальных общин, члены которых являются полноправными гражданами Армении. Власти республики делают все от них зависящее, чтобы ассирийцы, проживающие в Армении, чувствовали себя комфортно, сохраняли свою национальную идентичность и культурную самобытность, изучали родной язык. В школах общин, где компактно проживают ассирийцы, ведется обучение ассирийскому языку. В Армении проживают около 7 тыс. ассирийцев. Руководят ассирийскими общинами сами же ассирийцы – Арман Ионанов, Людмила Петрова, Вениамин Венисаминов.

В 1995 г. в общеобразовательной школе общины Верин Двин по инициативе писателя и публициста Павла Хиноева создан армяно-русско-ассирийский научно-культурный центр “Арбела”. В настоящее время центром руководит директор школы Аида Лазарева. Научно-культурный центр “Арбела” совместно с институтами востоковедения и истории НАН РА проводит научные конференции и другие мероприятия, которые способствуют еще большему сближению христианских народов, – армян, русских и ассирийцев, повышению уровня знаний учащихся.

С 1987 г. в Армении действует ассирийская общественная ассоциация “Атур”, руководителем которой является Арсен Михайлов. Мэрия Еревана выделила ассирийской ассоциации помещение в центре Еревана. “Атур” проводит большую работу по установлению и укреплению дружественных и культурных связей с ассирийскими общинами и организациями других стран. С 2007 г. по Армянскому радио ведется ежедневная информационная программа на ассирийском языке.

Я горжусь тем, что являюсь гражданином Армении. Для нас, ассирийцев, это не вторая, а единственная родина, и все мы – граждане нашей страны должны сделать все возможное для ее процветания. Каждый год 1 апреля ассирийцев Армении с их национальным Новым годом – Хабнисан – сердечно поздравляет президент страны Серж Саргсян. А мы, ассирийцы, в свою очередь глубоко признательны президенту и правительству республики за их доброе и уважительное отношение к нашему народу.

Пользуясь случаем, в преддверии Нового года хотел бы рассказать читателям “Моста” о том, каким был этот праздник для наших далеких предков, живших в Месопотамии (современный Ирак). Как уже было сказано, Новый год в древней Ассирии отмечался 1 апреля и был одним из главных религиозных и национальных праздников – праздником возрождения природы. Он связан с двумя древними мифами: мифом о создании мира и мифом о богине Иштар и ее возлюбленном Таммузе.

БОГИНЯ ЛЮБВИ И ПЛОДОРОДИЯ ИШТАР УБЕДИЛА СВОЕГО БРАТА – БОГА СОЛНЦА ШАМАША одобрить ее брак с пастухом Таммузом. Этот брак состоялся и стал гарантом изобилия и плодородия на земле. Далее из этого мифа мы узнаем, что Иштар сошла в преисподнюю – “землю без возврата” – страну Куру, откуда никто не может вернуться на землю, даже бог, если он не оставит себе замену на земле. К сожалению, нам не известны причины путешествия Иштар в Куру, есть только версия, что она собиралась возвратить на землю некоторых людей.

Иштар проходит семь ворот преисподней и не может вернуться обратно, причем прохождение через ворота было связано с потерей части одежды или украшений, сначала – короны, затем – серег, драгоценного ожерелья, браслетов с запястий и щиколоток… При этом Иштар теряла свои магические силы. Правила в подземном царстве богиня Эрешкигаль – сестра Иштар. Они были непримиримы, как день и ночь. Иштар предстает перед Эрешкигаль почти нагая. Королева преисподней ликует. А на земле во время этих событий все увядает, без богини плодородия земля перестает дарить людям свои плоды.

Боги, узнав о трудностях Иштар, помогли ей вернуться на землю с помощью воды жизни, которая восстановила силы богини. Но Иштар должна была найти себе замену и отправить ее в преисподнюю вместо себя. По многим городам пролетела Иштар и везде видела людей в трауре, они думали, что богиня любви погибла. Достигнув дома мужа, Иштар увидела, что он нисколько не опечален ее гибелью – он носит чистые светлые халаты и ведет сытую беззаботную жизнь. Гнев ослепил Иштар, и она распорядилась отправить Таммуза в преисподнюю. Министр Эрешкигаль – Намтар так и сделал. Многие оплакивали смерть Таммуза и молили Иштар вернуть его на землю. Но и сама богиня оплакивала смерть любимого мужа. И, когда гнев Иштар окончательно утих, она попросила совет богов вернуть Таммуза к жизни, но боги согласились лишь наполовину удовлетворить просьбу Иштар. Поэтому Таммуз пребывает шесть месяцев в мире живом – тогда радуется Иштар и земля расцветает любовью и плодородием, а шесть месяцев он проводит в подземном царстве, и в это время Иштар предается печали. Согласно мифу, Таммуз возвращается на землю 1 апреля (nissan), и приходит весна, а с возвращением Таммуза в преисподнюю начинается осень.

Этот красивый миф, сохранившийся на клинописных ассирийских табличках, был записан за несколько тысячелетий до нашей эры. Из-за естественных повреждений некоторые части записи были утрачены. Но история любви и предательства, смерти и возрождения по-прежнему волнует наши сердца. И как знать, быть может, как это происходит в мудрой природе, когда-нибудь некогда великая Ассирия возродится, а наш многострадальный народ вновь обретет свою благословенную землю.