Что такое съезд князей. Состоялся любечский съезд русских князей

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ - при-ня-тый в на-учной ли-те-ра-ту-ре тер-мин для обо-зна-че-ния пе-рио-дических. кня-же-ских встреч-со-ве-тов - од-но-го из клю-че-вых по-ли-тических ин-сти-ту-тов в Древнерусском го-су-дар-ст-ве , русских зем-лях и кня-же-ст-вах в XI - начале XV веков.

Основные функ-ции Княжеских съездов: ор-га-ни-за-ция вла-сти внут-ри ро-да Рю-ри-ко-ви-чей (вы-бор ки-ев-ско-го кня-зя, раз-дел и ус-та-нов-ле-ние по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния вла-де-ний; при-ми-ре-ние отдельных кня-зей, уре-гу-ли-ро-ва-ние кон-флик-тов кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций), а так-же про-ве-де-ние внеш-не-по-ли-тических ак-ций, уре-гу-ли-ро-ва-ние внеш-не-по-ли-тических во-про-сов, в ча-ст-но-сти, с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (в ко-че-вом ми-ре бы-то-вал ти-по-ло-ги-че-ски иден-тич-ный ин-сти-тут пе-рио-дических встреч ха-нов и ной-о-нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра-ви-те-ля-ми.

Княжеские съезды бы-ли со-ве-та-ми пра-вя-щей ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей (или от-дель-ных её «до-мов»), ка-ж-дый пред-ста-ви-тель ко-то-рой об-ла-дал по-тен-ци-аль-ным пра-вом на власть и воз-мож-но-стью об-ра-тить-ся к об-ще-му для всех со-брать-ев «кня-жо-му пра-ву». В XI - 1-й тре-ти XIII веков про-во-ди-лись со-глас-но ус-той-чи-вой про-це-ду-ре и при со-блю-де-нии ус-то-яв-шей-ся об-ряд-но-сти. Кня-зья встре-ча-лись в за-ра-нее ус-лов-лен-ном или оп-ре-де-лён-ном са-мой си-туа-ци-ей мес-те, за-тем на-чи-на-лось «стоя-ние на ко-нях» на-про-тив друг дру-га, пе-ре-го-во-ры че-рез по-слов; в слу-чае их бла-го-при-ят-но-го ис-хо-да на-чи-на-лась са-ма встре-ча. Ино-гда для это-го по-да-вал-ся специальный знак - «би-линч» (от тюркского - знак, при-ме-та). Кня-зья за-час-тую встре-ча-лись вне городских стен (в шат-рах), в не-боль-ших го-ро-дах и сё-лах, ре-же - в сто-ли-цах кня-жеств (Кие-ве , Чер-ни-го-ве, Вла-ди-ми-ре, Рос-то-ве). Мес-та для княжеских съездов вы-би-ра-лись с осо-бым смыс-лом; например, чер-ни-гов-ские Оль-го-ви-чи в XII веке не-од-но-крат-но со-би-ра-лись в селе Оль-жи-чи (воз-мож-но, их ро-до-вое вла-де-ние). Фор-му-ла ле-то-пи-си «сесть с брать-я-ми на еди-ном ков-ре» (как пред-ло-жил князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах князю Да-ви-ду Иго-ре-ви-чу на Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года), по всей ви-ди-мо-сти, яв-ля-лась не толь-ко ме-та-фо-рическим обо-зна-че-ни-ем кол-лек-тив-но-го со-ве-та, но и от-ра-жа-ла ре-аль-ную «по-ход-ную» об-ста-нов-ку съез-да. Ре-чи кня-зья про-из-но-си-ли в со-от-вет-ст-вии с пе-ре-го-вор-ным эти-ке-том, ко-то-рый пре-ду-смат-ри-вал ис-поль-зо-ва-ние ус-той-чи-вых ри-то-рических и пра-во-вых фор-мул. Ме-ж-ду-кня-же-ская ди-пло-ма-тия до середины XIII века. но-си-ла пре-иму-ще-ст-вен-но изу-ст-ный ха-рак-тер, за-тем ча-ще ста-ли упот-реб-лять-ся письменные гра-мо-ты, фик-си-ро-вав-шие до-го-во-ры. По дос-ти-же-нии кон-сен-су-са ка-ж-дый князь це-ло-вал крест, что скре-п-ля-ло до-го-вор: кня-зья предъ-яв-ля-ли кре-сты клят-во-пре-ступ-ни-кам или ли-цам, их пред-став-ляв-шим, в слу-чае на-ру-ше-ния клят-вы. Княжеские съезды не-ред-ко со-про-во-ж-да-лись или за-вер-ша-лись пи-ром и вза-им-ны-ми по-дар-ка-ми.

В ис-то-рио-гра-фии вы-ска-зы-ва-лись различные взгля-ды по во-про-су о ро-ли лиц не-кня-же-ско-го дос-то-ин-ст-ва, при-сут-ст-во-вав-ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре-ков и его по-сле-до-ва-те-ли счи-та-ли, что на Княжеские съезды на рав-ных вы-сту-па-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и другие пред-ста-ви-те-ли феодальной эли-ты, пре-ж-де все-го боя-ре и епи-ско-пы. Дру-гие ис-сле-до-ва-те-ли (в ча-ст-но-сти, Я.Н. Ща-пов) при-шли к вы-во-ду, что в боль-шин-ст-ве съез-дов XI-XII веков уча-ст-во-ва-ли кня-зья и ино-гда их пред-ста-ви-те-ли (по-слы, со-вет-ни-ки), но не ду-хов-ные ли-ца. Боя-ре и дру-жин-ни-ки ча-ще все-го вы-сту-па-ли на пе-ре-го-во-рах как со-вет-ни-ки, по-слы или те-ло-хра-ни-те-ли кня-зя; при этом они, ве-ро-ят-но, об-ла-да-ли пра-вом «со-ве-ща-тель-но-го го-ло-са». Си-туа-ция прин-ци-пи-аль-но из-ме-ни-лась во 2-й пололвине XIII - начале XV веков, ко-гда княжеские съезды окон-ча-тель-но транс-фор-ми-ро-ва-лись в со-ве-ты феодальной зна-ти.

Пер-вый на-дёж-но за-фик-си-ро-ван-ный в ис-точ-ни-ках княжеские съезды со-сто-ял-ся в 1026 году в Го-род-це (ско-рее все-го, в городе Го-ро-дец-Ос-тер-ский, ны-не Ос-тёр), где за-клю-чи-ли мир ки-ев-ский князь Яро-слав Вла-ди-ми-ро-вич Муд-рый и чер-ни-гов-ский князь Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич. На этой встре-че бы-ли под-ве-де-ны ито-ги мно-го-лет-ней вой-ны за власть сы-но-вей ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, а дос-тиг-ну-тые до-го-во-рён-но-сти ста-ли пре-це-ден-том мир-но-го уре-гу-ли-ро-ва-ния ме-ж-ду-кня-же-ских от-но-ше-ний (ссыл-ки на ус-ло-вия ми-ра ис-поль-зо-ва-лись в по-ли-тических пе-ре-го-во-рах русский кня-зей да-же в 1195 году). На съез-де в Выш-го-ро-де (1072 год) осу-ще-ст-в-ля-лось, по пред-по-ло-же-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, со-став-ле-ние и ре-дак-ти-ро-ва-ние Рус-ской прав-ды. В конце XI - начале XII веков княжеские съезды ста-ли про-во-дить ча-ще, что бы-ло свя-за-но как с ре-ше-ни-ем клю-че-вых во-про-сов по-ли-тической жиз-ни Древнерусского государства так и с уси-лив-шей-ся по-ло-вец-кой опас-но-стью. Осо-бое ме-сто за-нял Лю-беч-ский съезд 1097 года, по-сле не-го про-шли Ви-ти-чев-ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо-лот-ча (1101 год), До-лоб-ские съез-ды (1103 и 1111 годы), к это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся съезд на реке Же-лянь, за-пись о ко-то-ром вхо-дит в ком-плекс граф-фи-ти Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве.

На Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года, со-б-ран-ном для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та во-круг Те-ре-бовль-ско-го и Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ско-го кня-жеств, воз-ник-ше-го по-сле Лю-беч-ско-го съез-да, ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич и нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой мир. 30 августа на встре-чу явил-ся князь Да-вид Иго-ре-вич, ини-циа-тор на-па-де-ния на те-ре-бовль-ско-го князя Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-ча в 1097 году. Од-на-ко пе-ре-го-во-ры за-шли в ту-пик, по-сле че-го все кня-зья де-мон-ст-ра-тив-но от-да-ли-лись от Да-ви-да Иго-ре-ви-ча, встав от-дель-но «на ко-нях» со свои-ми дру-жи-на-ми. Кня-зья, вме-сте об-су-ж-дая его судь-бу, не до-пус-ка-ли его к се-бе, лич-но к не-му боль-ше не об-ра-ща-лись, а ре-ше-ние съез-да со-об-щи-ли ему че-рез сво-их при-бли-жён-ных. Да-вид Иго-ре-вич стал «от-ре-чён-ным», то есть кня-зем-из-го-ем, по-те-рял пра-во ре-чи на съез-де. На том же съез-де Ва-силь-ко Рос-ти-сла-вич был ли-шён Те-ре-бов-ля и дол-жен был ос-тать-ся на по-пе-че-нии бра-та - Во-ло-да-ря Рос-ти-сла-ви-ча - или ки-ев-ско-го кня-зя (бра-тья Рос-ти-сла-ви-чи не под-чи-ни-лись это-му ре-ше-нию и от-стоя-ли свои вла-де-ния). Ре-ше-ния съез-да 1100 года под-твер-ди-ли по-ли-ти-ко-юри-дическую нор-му кня-же-ско-го пра-ва, со-глас-но ко-то-рой «муж» от-ве-ча-ет за пре-сту-п-ле-ние «го-ло-вой», а князь - во-ло-стью. На До-лоб-ском съез-де 1103 года Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, Свя-то-полк Изя-сла-вич и их со-вет-ни-ки-дру-жин-ни-ки при-ня-ли ре-ше-ние ор-га-ни-зо-вать по-ход про-тив по-лов-цев вес-ной, ко-гда ко-чев-ни-ки ос-лаб-ле-ны по-сле зи-мов-ки. К по-хо-ду при-сое-ди-ни-лись и другие русские кня-зья. На До-лоб-ском съез-де 1111 года Свя-то-полк Изя-сла-вич и Вла-ди-мир Мо-но-мах вновь на-стоя-ли на вне-уроч-ном (вес-ной, в раз-га-ре по-сев-ной) по-хо-де на по-лов-цев, ко-то-рый сно-ва за-вер-шил-ся раз-гро-мом ко-чев-ни-ков. На До-лоб-ских съез-дах сло-жи-лась но-вая во-енная док-три-на русских кня-зей, пред-по-ла-гав-шая от-каз от обо-ро-нительной так-ти-ки и ор-га-ни-за-цию даль-них по-хо-дов для унич-то-же-ния по-ло-вец-ких ко-че-вий.

В XII - 1-й тре-ти XIII веках тра-ди-ция про-ве-де-ния княжеских съездов со-хра-ни-лась. Про-во-ди-лись и мас-штаб-ные съез-ды стар-ших кня-зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре-чи пред-ста-ви-те-лей отдельных кня-зей, кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По-ми-мо соб-ст-вен-но княжеских съездов, русские кня-зья ре-гу-ляр-но про-во-ди-ли съез-ды со-вместно с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (ка-ж-дой вес-ной и при сме-не ки-ев-ско-го кня-зя). Впер-вые в «По-вес-ти вре-мен-ных лет» по-доб-ный съезд упо-ми-на-ет-ся в 1054/1055 годах, ко-гда мир за-клю-чи-ли пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич и по-ло-вец-кий хан Бо-луш.

По-сле мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия княжеские съезды про-во-ди-лись в Северо-Восточной Ру-си вплоть до начала XV века. В ис-то-рио-гра-фии они из-уче-ны не-до-ста-точ-но, от-сут-ст-ву-ет их пол-ный пе-ре-чень, не про-ве-де-на ре-кон-ст-рук-ция про-це-ду-ры. На них в ка-че-ст-ве пол-но-прав-ных уча-ст-ни-ков при-сут-ст-во-ва-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и пред-ста-ви-те-ли бо-яр-ст-ва, цер-ков-ные иерар-хи, та-тар-ские пос-лы (не-ред-ко кон-тро-ли-ро-ва-ли ор-га-ни-за-цию и ход княжеских съездов от име-ни ха-нов Зо-ло-той Ор-ды) и др. А.Н. На-со-нов от-ме-тил ти-по-ло-гическую бли-зость княжеских съездов это-го вре-ме-ни и монгольских ку-рул-та-ев. Предс-та-ви-тель-ные княжеские съезды про-шли в 1296 году во Вла-ди-ми-ре, в 1300/1301 годах в Дмит-ро-ве, в 1340 году в Мо-ск-ве; в но-ябре 1374 года в Пе-ре-яс-лав-ле, в мар-те 1375 года (на них вы-ра-ба-ты-ва-лась об-щая по-зи-ция русских кня-зей по от-но-ше-нию к Ма-маю). Од-ним из по-след-них за-фик-си-ро-ван-ных в ле-то-пи-сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос-ле Ку-ли-ков-ской бит-вы 1380 года .

Ин-сти-тут княжеского съезда, на-ря-ду со схо-жи-ми польскими ин-сти-ту-та-ми, стал про-об-ра-зом ари-сто-кра-тических сей-мов в Великом княжестве Ли-тов-ском. Тра-ди-ция со-вме-ст-но ре-шать важ-ней-шие внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы во-пло-ти-лась в дея-тель-но-сти со-ве-щательных ор-га-нов - Бо-яр-ской ду-мы, а позд-нее - Зем-ских со-бо-ров и др.

Иллюстрации:

Ви-ти-чев-ский съезд 1100 года. Ми-ни-а-тю-ра Рад-зи-вил-лов-ской ле-то-пи-си. XV век. Биб-лио-те-ка РАН (Санкт-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.

съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя; Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль. Л. с. провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Л. с. не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Л. с. Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964.

Г. С. Горшков.

  • - антимарксистская идея, направленная на ликвидацию революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1923. реж. Григорий Болтянский, опер. Петр Ермолов...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1-го крестового похода. Никея Никея, современный город Изник на северо-западе Турции, занимала выгодное географическое положение...

    Католическая энциклопедия

  • - ответвление автомобильной дороги для связи между дорогами в разных уровнях - петлица на път...

    Строительный словарь

  • - 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2...

    Политология. Словарь.

  • - собрание представителей каких-либо организаций или групп населения, деятелей в какой-либо области и т. д. ; в ряде организаций С. - высший орган...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ; мн. съе/зды, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЪЕЗД, -а, муж. 1. см. съехаться. 2. Собрание представителей каких-н. организаций, групп населения. С. народных депутатов России. С. демократической партии. С. композиторов, кинематографистов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - съезда, муж. 1. только ед. Действие по гл. съехаться-съезжаться. Большой съезд гостей. 2. Собрание представителей большой общественной организации. Верховным органом ВКП является съезд ВКП. Устав ВКП...

    Толковый словарь Ушакова

  • - а, м. 1. Действие по глаг. съезжаться. Басов пришел за час до того, как начался гостей. Саянов, Лена. || устар. Встреча какой-л. группы людей, общества. Окна были сильно освещены...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - Съезд крыши. Жарг. мол. Шутл. Умопомрачение, состояние, близкое к сумасшествию. ФЛ, 43-44; Мокиенко 2003, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Любечский съезд 1097" в книгах

1097

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [с иллюстрациями] автора Рожнова Татьяна Михайловна

1097 ИРЛИ. Архив Маркутье. Ф. 246. № 35.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских депутатов. - Петроградский Совет и

Из книги Перед бурей автора Чернов Виктор Михайлович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские впечатления. Подрывная работа больш

Из книги Страницы моей жизни автора Кроль Моисей Ааронович

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в

1097 – Любечский съезд

Из книги автора

1097 – Любечский съезд Умирая в 1093 г., Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца – такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих».

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а

Любечский съезд князей 1097 г.

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Любечский съезд князей 1097 г. Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.По подъемному

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД Перед смертью Ярослав Мудрый поделил русскую землю между своими сыновьями, тем самым положив начало феодальной раздробленности. Старшему сыну Изяславу Ярослав дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу - Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль

1097 Любечский съезд князей

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому

Любечский съезд 1097

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЮ) автора БСЭ

В истории России, как, впрочем, и любой другой страны, есть немало мрачных страниц, когда кровопролитные становились причиной великих бедствий для народа и создавали благоприятные условия для захватчиков разных мастей. Именно в такой ситуации Русь оказалась в конце 11 века по причине распрей между Олегом Святославичем, Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем, конец которым был призван положить съезд князей в Любече.

Предыстория

Чтобы понять, что происходило на Руси в период с 1093 по 1097 годы, необходимо начать рассказ с описания войны трех сыновей Святослава Ярославича за наследство. В частности, Олег Святославич, призвав на помощь половцев, смог отобрать у своего двоюродного брата — Владимира Мономаха — Чернигов, который ранее был стольным городом его отца. Далее князь взял Рязань и, убив в бою муромского правителя Изяслава, захватил его столицу, а также Суздаль и Ростов. Такой поступок даже в те времена рассматривался как величайшее преступление, и против Олега ополчились все представители рода Мономахов, которым удалось отвоевать свои вотчины. Но внешняя угроза, нависшая над страной, заставила непримиримых врагов задуматься над тем, чтобы хотя бы на время забыть о противоречиях и не ослаблять Русь междоусобными войнами.

Участники княжеского съезда в Любече

Инициатором сбора наиболее известных удельных правителей того времени стал Владимир Мономах — внук и Византийского императора Константина IX. Этот князь еще в ранней молодости проявлял недюжинный ум и умение идти на компромисс. В частности, в 1093 году, имея возможность взойти на Киевский престол, он уступил его Святополку, чтобы избежать войны, а в 1094-м добровольно оставил Чернигов, так как понимал, что не сможет в одиночку противостоять Олегу Святославичу и половцам. Кроме того, он был чрезвычайно амбициозным человеком с далеко идущими политическими планами.

Среди приглашенных на съезд князей в Любече были внуки Ярослава Мудрого Давыд Игоревич, а также Давыд и Олег Святославичи. Кроме того, из Теребовля был вызван его правнук — Василько Ростиславич.

Год 1097: съезд князей в Любече

Необходимость совещания наиболее влиятельных правителей страны назрела давно. Однако Владимиру Мономаху никак не удавалось уговорить Олега Святославича приехать в Киев, так как тот опасался нападения. Наконец было решено провести съезд князей в Любече. Этот замок также принадлежал Мономаху, однако там давно никто не жил. Как свидетельствуют хроники тех лет, князь Владимир выступил перед братьями и призвал их забыть вражду и встать на защиту Родины от общего врага - половцев.

Результаты съезда в Любече

После бурных обсуждений князья перераспределили княжества следующим образом:

  • Сятополку Изяславичу достался Киев с Пинском и Туровом;
  • Владимир Мономах получил Смоленск, Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро;
  • Давыд Игоревич должен был управлять Владимиром-Волынским с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу вместе с братом Володарем отдали Теребовль, Перемышль и Червень;
  • Давыд и Олег Святославичи стали править в Чернигове, а также в Северской земле, Рязани, Муроме и в Тмутаракани.

Таким образом, съезд князей в Любече провозгласил принцип наследования русскими князьями земель, принадлежащих их отцам, и его важнейшим результатом стало образование на Руси нового политического строя, основанного на сложившемся крупном феодальном землевладении, сосредоточенном в руках разных ветвей

Последующие события

К сожалению, съезд русских князей в Любече не смог привести к установлению прочного мира на Руси, так как Давид Игоревич тайно послал гонца к Святополку с сообщением о якобы готовящемся захвате киевского престола Владимиром Мономахом и Василько Ростиславичем. Этот коварный поступок принес немало бед нашей стране. Дело в том, что поверивший навету Святополк пригласил Василько в Киев, заключил в темницу и ослепил. Причем сохранились свидетельства, что Ростиславича предупреждали о готовящейся западне. Однако он ответил, что князья в Любече “крест целовали”, поэтому он не верит, что ему может угрожать опасность. Результатом действий Святополка и Давида Игоревича стала новая междоусобная война, продлившаяся до 1110 года.

Съезд в Уветичах

Летом 1110 года собрались князья Владимир Мономах, Святополк, Давыд и Олег Святославич и “сотворили мир между собой”. Затем они призвали Давида Игоревича на суд, лишили Владимира-Волынского княжества, но заверили, что не собираются ему мстить. Кроме того, Святополк отдал ему Дубну и Черторижск, а Святославичи подарили крупную сумму денег. Так как были учтены интересы всех сторон, междоусобная война прекратилась.

Таким образом, цель съезда князей в Любече, которая заключалась в достижении прочного мира на Руси, не была достигнута из-за амбиций некоторых его участников.

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.