Игра иксов с игреками: как мотивировать разные поколения. X Y Z - теория поколений

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко

Действия в составе команды учат подростков сразу множеству полезных навыков – вниманию, собранности, ответственности. Ведь от действий одного человека зависит результат и хорошее настроение целой группы. А возможность понаблюдать за поведением и реакциями детей в момент игры даст много полезной психологической информации о них классному руководителю.

Юрий Гурин,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург

Икс и игрек

Игра на развитие умения действовать в команде

Описание и характеристики игры

Это коллективная стратегическая игра, успех в которой возможен только в случае подчинения интересов отдельных игроков интересам команды. Попытки «тянуть одеяло на себя» неизбежно приведут к проигрышу.

По-видимому, игра разработана в Западной Европе. Петербургские педагоги познакомились с ней несколько лет назад, на семинаре, который проводили коллеги из Бельгии. Описание игры составлено с учетом опыта ее использования в лицее № 590 г. Санкт-Петербурга.

Основные цели игры: развитие навыков работы в команде, умения находить оптимальную стратегию коллективных действий.

Возраст участников – с 11-ти лет.

Инвентарь : ручки, листы бумаги.

Приблизительное количество участников : от 8 до 30-ти.

Приблизительное время игры : 40 минут.

Система подсчета баллов

По специальной системе (она приведена на доске или на специальном плакате, причем до начала игры эти записи должны быть закрыты), можно будет посчитать, сколько баллов заработает каждая группа. Эта система довольно хитрая. Дело в том, что количество баллов, которые получат группы в команде, зависит от получившейся в туре комбинации слов «Икс» и «Игрек». Всего таких комбинаций 5.

Ситуация 1– 4 «Х»

Все группы получают по «–1» баллу.

Ситуация 2 – 3 «Х» и 1 «Y»

Группы «Х» получают по «+1» баллу, группа «Y» получает «–3» балла.

Ситуация 3 – 2 «Х» и 2 «Y»

Группы «Y» получают по «–2» балла, группы «Х» – по «+2» балла.

Ситуация 4 – 4 «Y»

Все группы получают «+1» балл.

Ситуация 5 – 1 «Х» и 3 «Y»

Группа «Х» получает «+3» балла, группы «Y» – по «–1» баллу.

Между раундами запланирован небольшой перерыв, во время которого будут объявлены текущие результаты игры, а «фирмам» будет разрешено провести «общее собрание».

Задача каждой «фирмы» – набрать как можно больше баллов. Баллы «фирмы» складываются из баллов, которые заработают «отделы» этой «фирмы».

Ход игры

1-й этап. Формирование команд и объяснение правил игры

Участников игры (удобно проводить игру с целым классом) нужно поделить на две команды, которые будут считаться «фирмами». Можно придумать командам – «фирмам» оригинальные названия. Каждую «фирму», в свою очередь, нужно разбить на 4 группы – «отделы». Таким образом, класс делится на 8 примерно равных по количеству игроков групп. В каждой группе должен быть свой капитан.

Желательно разместить участников игры так, чтобы у каждой группы было свое «рабочее место» (можно, например, посадить ребят за одну парту или на стулья, которые поставлены в круг).

Ведущий должен объяснить участникам, что игра состоит из 8 туров, которые разбиты на два раунда. В первом раунде – 5 туров, во втором – 3.

В каждом туре группы получат время для того, чтобы подумать и выбрать одно слово из двух – «Икс» или «Игрек». Это слово капитан группы должен будет написать на листе бумаги. Каждая группа делает свой выбор самостоятельно, совещаться с другими «отделами» своей «фирмы» нельзя. За нарушение этого правила присуждаются штрафные баллы.

2-й этап. Первый раунд

Итак, группы занимают свои места, и игра начинается. Ведущий объявляет первый тур и дает группам 30 секунд на обсуждение. Представители групп совещаются, принимают решение, и капитаны записывают свои слова («Икс» или «Игрек») на листах. Ведущий и его ассистенты подходят к группам и фиксируют результаты тура. Затем ведущий озвучивает комбинации, которые получились у команд. Например: «В первой команде – ситуация 2 – три «Икса» и один «Игрек», а во второй – ситуация 3 – два «Икса» и два «Игрека».

Сразу вслед за этим начинается второй тур. Затем так же проходят третий, четвертый и пятый туры игры. Перерывов между турами нет, переговоры между группами запрещены.

3-й этап. Перерыв

После 5-го тура ведущий объявляет текущие результаты – количество баллов, набранных группами, и суммарные результаты команд. Команды могут провести общие собрания, проанализировать итоги первого раунда и разработать тактику игры во втором раунде.

Ведущий должен следить за тем, чтобы обсуждение проходило только между группами. Времени на обсуждение дается немного – 1,5–2 минуты.

4-й этап. Второй раунд

Во втором раунде проходят 6-й, 7-й и 8-й туры игры. Время на размышление сокращается до 20 секунд.

5-й этап. Подведение итогов игры

После завершения 8-го тура ведущий объявляет итоговые результаты – количество баллов у каждой группы и суммарные баллы команд, делая акцент именно на командных достижениях. Можно кратко проанализировать тактику команд в течение игры, указать на ошибки отдельных групп.

Нетрудно заметить, что максимальные результаты команды получают в ситуации 4. Но далеко не всегда группы действуют разумно, согласованно и дисциплинированно и поэтому приходят к правильному решению не сразу или так и не находят его. Иногда некоторые группы начинают стремиться к личным достижениям, отчасти желая выделиться, отчасти считая, что таким образом они помогают своей команде. Бывает, что группа не желает работать на команду по личным мотивам, например, из-за неприязненных отношений между игроками или, наоборот, подражая своим приятелям из других групп.

Поэтому роль ведущего в этой игре очень важна. В ходе всей игры он должен действовать гибко и осмотрительно. Не стоит подсказывать ребятам правильный вариант, тем более в начальной стадии игры, ведь в этом случае сразу пропадет интрига, и игра станет неинтересной. Иногда нужно даже специально «напустить тумана», например, отметить после первых туров «успех» отдельных групп, которые будут лидировать в личном (в нашем случае – групповом) зачете.

В основе игры лежит приведенная выше система подсчета баллов, она хорошо сбалансирована, и менять ее не рекомендуется. А вот с количеством и продолжительностью туров, раундов и перерывов можно обращаться не так трепетно. Все эти характеристики можно, а иногда и нужно изменять. При этом следует учитывать время, отведенное на игру, уровень участников игры и даже текущие игровые результаты. Можно, например, провести три раунда по 3 тура в каждом или добавить к двум раундам, описанным выше, третий, состоящий из 2 туров (всего в этом случае получится 10 туров).

Действия ведущего должны определяться особенностями участников игры (следует учитывать возраст и уровень развития ребят), а также текущей игровой ситуацией.

После завершения игры можно предложить ребятам обсудить итоги и выработать правила успешной работы в команде – что нужно и чего нельзя делать. Ученики нашего лицея, например, пришли к следующим выводам.

Для успеха общего дела нужно:

Учитывать интересы других;

Стараться понимать других;

Согласовывать свои действия с другими;

Решать вопросы сообща.

Для успеха общего дела нельзя:

Делать во вред другим;

Действовать не подумав;

Подставлять других;

Обманывать;

Идти на поводу;

Быть равнодушным.

Иксъ (иноск.) неизвѣстный (намекъ на алгебр. знакъ и формулы). Ср. Каждый день вынимаю я изъ шкатулки... мое выкупное свидѣтельство (и думаю), мнѣ ли оно принадлежитъ, или какому то иксу, котораго я даже назвать по имени не могу. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

игрек - y i grec. букв. греческое И. 1. Название предпоследней буквы во фр. алфавите. 2. Неизвестная искомая величина в математике, обозначаемая этой буквой, наряду с буквами x, z. Уш. 1934. Это задача собственно алгебраическая... ее с иксом и игреком… …

ИПСИЛОН или ИГРЕК (?, у) 25 я буква немецкого и 24 я латинского алфавитов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. игрек (фр. i grec греческое и) предпоследняя буква латинского алфавита (у); в математике… …

Икс I. (иноск.) неизвестный (намек на алгебр. знак и формулы) Ср. Каждый день вынимаю я из шкатулки... мое выкупное свидетельство (и думаю), мне ли оно принадлежит или какому то иксу, которого я даже назвать по имени не могу. Салтыков. Сборник.… …

Латинская буква, которой обозначается в математике неизвестная или искомая величина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКС буква латинского алфавита, употребляемая обыкновенно в математике для… … Словарь иностранных слов русского языка

икс - а, м. X. 1. Название третьей с конца буквы латинского и французского алфавита. В сравн. Всмотритесь пристально в этот табурет вида Х, и признайтесь что до нынешняго столетия никогда еще не было дойдено до того чтобы сидеть в одно время между… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

I. (иноск.) неизвестный (намек на алгебр. знак и формулы) Ср. Каждый день вынимаю я из шкатулки... мое выкупное свидетельство (и думаю), мне ли оно принадлежит или какому то иксу, которого я даже назвать по имени не могу. Салтыков. Сборник. Дети… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

игрек - а, м. 1) Название предпоследней буквы латинского алфавита: y, y. 2) мат. Символ для обозначения неизвестной или переменной величины (наряду с x, z). Уравнение с игреком. 3) В литературном произведении: условное обозначение неизвестного или… …

икс - а, мн. и/ксы, ов, м. 1) Название третьей от конца буквы латинского алфавита: X, x 2) мат. Символ для обозначения неизвестной или переменной величины (наряду с y, z). Уравнение с иксом. 3) В литературном произведении: условное обозначение… … Популярный словарь русского языка

Н или М? N or M? Жанр: Роман

Книги

  • Икс или игрек? , Агата Кристи. Уже хорошо знакомые читателям сыщики-любители Томми и Таппенс Бересфорд опять оказываются замешаны в историю со шпионами. На этот раз действие происходит во времяВторой мировой войны. Сильно… электронная книга
  • Икс или игрек? , Кристи, Агата. Сыщики-любители Томми и Таппенс решают едва ли не самую сложную в их жизни задачу. В затерянном на пустынном побережье Англии пансионе, где обитают старушки, отставные полковники да старые…

Одно время родителя постоянно подсовывали мне книжку "Поколение Икс " Дугласа Коупленда. Попробовал, но как-то не зацепило, не было узнавания. А у родителей - было, ведь книга писалась про их поколение, они видели знакомую эпоху, своих сверстников за бугром. Я же - представитель "некст дженерейшн", раннего Поколения Игрек , они же миллениалы или эхо-бумеры. Как отличить моложавого иксера от зрелого игрека? Есть один верный способ. Игреки либо не помнят жизнь в Совестком Союзе, либо их еще тогда не было на свете.

У отечественного поколения Икс есть фиксация на СССР, по крайней мере у солидной его части. Оно все мерит в советских союзах. Иксеры либо пребывают в Союзе, либо от него бегут, либо борются с его пережитками, либо возрождают его былое величие. Их любымый вопрос: "Хорошо ли жилось в советское время?", который они готовы обсуждать бесконечно. Любую тему разговора они могут перевести на Советский союз. Все современные политики у них похожи на Сталина, Брежнева, Хрущева и Троцкого. Это встроенный стандарт, эталон, реперная точка, матрица действительности.

Мне эта единица измерения кажется, мягко говоря, архаичной. Союза, на минутку, нет уже как двадцать пять лет. Вот представьте себе, чтобы в какой-нибудь канадец завел разговор с соплеменниками фразой: "Вы знаете, эта ситуация очень похожа на Канаду 1922-1991 годов!". На него бы посмотрели, как на дурачка, а приятель Билли после украдкой бы спросил: "А почему именно этот временной период, Джон?". Примечательно, в Канаде меньше социальных и прочих потрясений, развитие происходило плавно, эволюционно, то есть, по идее, сравнение дожно быть еще более уместно и точно.

В постсоветской России, даже на самый поверхностный взгляд, произошло огромное количество преобразований. Изменился государственный строй, идеология, экономическая структура, территориальная организация. Я уж не говорю о глобальных мировом изменениях, например технологической революции превратившего индустриальное общество в постындустриальное, цифровой революции. Напрочь поменялась геополитическая расстановка сил, международные отношения, торговля. Современные Китай, Индия, Европа, Германия, Франция - совсем другие страны, чем полвека назад. Даже если представить фантастический сценарий пребывания Союза в стасисе три десятелетия, сам факт метаморфозы всего остального не дает ему оставать прежним Совком.

Поколению Икс все эти аргументы до лампочки, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что у иксеров ассоциации находятся в области ощущений. Происходящее сейчас вызывает у них чувства , похожие на те, что были в советские времена . На мой взгляд, дело тут не в Союзе. Дело в том в физиологическом устройстве мозга и памяти в частности. Ты вырос в определенной среде, в ней прошла твоя молодость, время, когда восприятия наиболее остро, ты пережил и впитал в себя этот опыт и пользуешься им дальше по жизни. Кадый день ты выхватываешь отдельные элементы из действительности, со словами "О, вот это я уже испытывал!". Это совершенно нормально, уверен, автор тоже будет трындеть в свои шестьдесят: "Внучки, этот ваш планетарный хайв майнд - это ж, как интернет моей молодости!", а внуки будут закатывать глаза: "Опять он вспомнил свой долбаный интернет...".

В тоже время, я уверен, что для познания действительности советских впечатлений недостаточно. Несуществующая уже четверть века страна с другим госдураственным, политическим и экономическим строем - это просто очень плохой контроль. Хватит измерять мирового удава трупами советских мамонтов. Почему бы, для разнообразия, ввести новые эталоны? Как насчет "Россия 90-х?" или же, еще лучше, "Россия двухтысячных"? А может, до кучи, добавить еще и другие страны? И даже не США, Кубу и Прибалтику, а те страны, с которыми у СССР не было истории активного идеологического противостояния / дружбы? Азию приплести, Австралию, Африку? Открыть форточку, проветрить помещение, а?

Мы живем в динамическом, постоянно изменяющимся мире, сложным и насыщенном событиями. Он никогда не будет прежним. Давайте попробуем быть здесь и сейчас и составлять свой путь по множеству ориентиров, взамен одного привычного.

19 февраля 2017, 18:53

"На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной... Кто ты будешь такой? "

Сегодня я расскажу о теории поколении Х, Y, Z

В 1991 вышла книга, которая по-сути предсказала теракт 11 сентября и финансовый кризис 2008 года в США.

Бывший вице-президент США Альберт Гор назвал книгу «Поколения» самой вдохновляющей книгой об истории: «Если США спокойно доживут до 2015, то их работа окажется забытой, но если они правы, то они займут место среди великих американских пророков»

Идея в том, что поколения, имеющие одинаковый исторический опыт в начале жизни, формируют коллективный портрет и живут согласно похожим жизненным сценариям. Ценности формируются к 11-12 годам под влиянием исторических событий (война, полет человека в космос, перестройка и др.).

Поколения X и Y это те, кому сейчас от 31 до 45 лет, вторым от 21 до 30 лет. Поколение школьников и в некоторой степени 20х относят к Z.

Ниже я дам характеристику каждому поколению, а Вы попытайтесь соотнести их с собой. В конце устроим голосовалку)

Итак, средняя базовая продолжительность "поколений" - около 20 лет.

Однако точных границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует. Люди могут относиться к разным поколениям в зависимости от среды взросления, социальных, образовательных и технологических возможностей, а также трендов. Кто-то рос один, а у кого-то есть младшие или старшие братья или сестры, - это тоже накладывает отпечаток.

Исследователи выделяют пограничные зоны - это период плюс-минус три года от "официальной" даты появления нового поколения.

Людям, родившимся в этой зоне, близки ценности обоих поколений, что дает им большую гибкость и приспособляемость. Это так называемые "пограничники"

Поколение X (Generation X) - этот термин был впервые использован Джейн Деверсон в 1964 году в исследовании британской молодёжи, которое выявило поколение подростков, которые «спят друг с другом до свадьбы, не верят в Бога, не любят королеву, не уважают родителей и не меняют фамилию, когда выходят замуж».

Обычно "иксы" рождались прмерно с 1963/65 годов по 1982/84.

Основная отличительная черта - они очень самостоятельны, так как выросли в условиях автономности – им никто не указывал, когда, где и что делать. Они сами приходили из школы, разогревали обед, гуляли. Их так и называли - "дети с ключом на шее".

Родители были слишком заняты на работе и эти дети учились занимать себя сами. Иксы дни напролет оставались в одиночестве.

Им досталось мало родительского тепла, зато - много подарков. Поэтому, став взрослыми, они образовали "потребительский бум", скупая все, что движется.

Самостоятельность идет рука об руку с автономностью. Они надеются только на себя. и неохотно делятся информацией (информация - это ценность). Они досконально вникают во все, чем занимаются, а также стремятся налаживать полезные связи.

Generation X - поколение разуверившихся во всем - в своих родителях, социальных институтах, общественном устройстве... Они больше прагматики, чем романтики.

Основные признаки Поколения Х

1) повышенные интеллектуальные способности, глобальная информированность, техническая грамотность, стремление учиться в течение всей жизни;

2) прагматизм и надежда только на себя; автономная работа; стремление скрыть информацию; выживаемость в критических ситуациях.

3) недовольство властью, недостаток доверия руководству и огромная политическая индифферентность;

Иногда их называют "Поколение Странников" - они рождаются во время социальных идеалов и духовных исканий.

Странники растут незащищенными детьми, достигают совершеннолетия в качестве отчужденных молодых людей, становятся прагматичными взрослыми лидерами и встречают старость после этого периода с большим запасом жизненных сил.

На это поколение очень повлияла Афганская и чеченская война, завершение Холодной войны, начало эры персональных компьютеров и появление Интернет. Они любят свои компьюте­ры, природу и фаст-фуд из Макдональс (даже если не говорят об этом:)

Миллениалы или Поколение Y

В США поколение «игрек» связывают с подъёмом рождаемости, который начался в 1981-1982 году, а в России к нему относят поколение рождавшихся с 1983 по конец 1990-х .

Вообще, начало нового поколения - вопрос спорный. Так что "пограничникам", рожденным с 1981 по 1985 год придется себя идентифицировать самостоятельно:)

Основные признаки Поколения Y

Поколение «игрек» не торопится принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения (их родители рано женились, рано разводились, рано выходили на работу).

Они склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме.

Их называют «поколением Питера Пэна », - им близка концепция вечной молодости.

Поколение Y выросло в тепличных условиях: у них всегда были еда, игрушки, деньги. "Игреки" привыкли, что все их желания выполняются, они несколько идеалистичны и даже непрактичны, но что больше всего расстраивает "иксов" - они плохо адаптированы в окружающем мире.

Взаимоотношение поколений Х и Y можно проиллюстрировать этим диалогом:

- привет, яйцо!

- я курица...

Зачастую Y не могут раскрыть свои таланты - им нужен опытный наставник. В этом плане "иксы" и "игреки" способны развивать друг друга: "иксы" приземляют "игреков", а "игреки" показывают старшим, как жить здесь и сейчас.

Y называют «поколение обманутых надежд »: от жизни ожидалось больше, чем они получили к тридцати. Их характеризует увеличение вовлечённости в жизнь коллектива.

Они особенно часто жалуются на нехватку обратной связи и информации на работе, и в семейном кругу. Им нужны нюансы, они хотят понимать, над чем стоит еще поработать, а где и так все хорошо, им важно делиться тем, что они испытывают.

Беби-бумеры и Иксы сетуют, что Y читают мало книг, а сами Игреки используют для развития совсем другие форматы – путешествия, общение, видео, гаджеты.

Для Миллениумов важными являются забота об окружающем мире, интеграция в мировое пространство. Они часто оспаривают принятые правила и отличаются «горизонтальным» видением общественных контактов. Они считают, что эффективна - именно команда, которая возможно вообще не нуждаются в лидере.

В то время как беби-бумеры и "Иксы" придерживаются иерархической парадигмы социальных взаимодействий.

Основная претензия гиперответственных "иксов" к Y– легковесность последних, стремление все попробовать, не задерживаясь подолгу на одной работе, излишняя эмоциональность.

Представители поколения «игрек» будут часто менять места работы. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро. Отсюда ещё одно название поколения «Y» - поколение трофеев , так как они хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают использовать гибкое рабочее время.


Ценностями поколения становится то, что в дефиците. Во времена детства беби-бумеров книги были редкостью – и они для них крайне важны.

"Иксы" дают детям возможность учить иностранные языки – в их время это был пропуск в мир успеха, а "Игреки" считают важным учить потомков искусству коммуникации.

Х и Y - так называемые "цифровые иммигранты ", так как родились, когда еще не было многих современных технологий. А их дети - поколение Z - уже первое по-настоящему цифровое поколение .

После миллениалов уже выросли «молодые, длинноногие и политически грамотные». Их еще называют "Generation MeMeMe" - поколение "ЯЯЯ" или поколение Z .

Они растут в эпоху Интернета и расцвета социальных медиа и даже не помнят времени без Интернет в непосредственном доступе...

На их мировоззрение оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий.

Помешанные на технофетишах, делающих комичные селфи в туалетах и лифтах, они приносят маты для ночевки под дверью Apple Store’ов...

В цифровом мире они - местные, а не иммигранты. Их называют Digital Natives.

На счет дат их рождения существует существенный разброс. Многие склоняются, что это люди рожденные с 1993/98 года по 2014 , при чем чаще всего упоминается 1996 и 2010 год как пограничные даты.

В целом, они еще школьники, но уже приближаются к 20 годам.

Z очень лояльны к брендам и придерживаться определенных на протяжении всей жизни. В долгосрочной перспективе, это джек - пот для бизнеса моды...

Хотя они больше склонны к риску и редко пристегивает ремни безопасности, но имеют более низкие показатели подростковой беременности, злоупотребления наркотиками и алкоголем по сравнению с Y.

Поколение Z называют поколением Художников .

Ихчрезмерно оберегают взрослые, занятые кризисом, они достигают совершеннолетия социализированными приспособленцами в пост-кризисном мире, становятся взрослыми лидерами, ориентированными на активную деятельность и превращаются в рассудительных пожилых людей.

На поколении Z скажется гиперопека. После школы они занимаются в кружках или с репетиторами. В итоге "зеты" испытывают дефицит общения со сверстниками. В гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях людей. Зато семья для них будет большой ценностью: это единственное, что безопасно в их мире.

Следующее за Z поколение - Generation Alpha - "люди Альфа" - уже среди нас. Они родились примерно после 2010-2011 года в семьях X и Y. Их родители будут людьми, которые решились на потомство после тридцати. Прогнозируют, что люди Альфа будут более уравновешенные, позитивные и менее агрессивные.

Поживем - увидим...