Развитие русской технической науки и русская инженерная школа на рубеже XIX-XX в.в. История

Пример настоящего русского инженера и патриота. Показатель, что мы потеряли и к чему надо стремиться

Владимира Григорьевича Шухова называют по-разному. Но в начале ХХ века только так - Первый инженер России. Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПОДРАЖАНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБРАЗЦОВ и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова , Менделеева , Казакова , Кулибина .

Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего, Марковникова . Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. «Человек – фабрика » называли его при жизни, потому что он один, всего лишь с несколькими помощниками, смог совершить столько, сколько по силам десятку НИИ.

Итак, неполная "азбука" Шухова, изобретенная, рассчитанная и созданная им. Все мы знаем эти технические создания. Но мало кто знает, к сожалению, что впервые они созданы они русским и в России!


А – всем знакомые авиационные ангары;

Б – баржи нефтеналивные, батопорты (огромные гидротехнические затворы);

В – воздушно-канатные дороги, так популярные на горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии; первые в мире свободно висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов; водонапорные башни; водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже;

Г – газгольдеры (газохранилища);

Д – доменные печи, высотные дымовые трубы из кирпича и металла;

Ж – железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу и другие реки;

З – землечерпалки;

К – котлы паровые, кузнечные цехи, кессоны;

М – мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины;

Н – нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км!!! Он был построен в Баку: «Балаханы – Черный город»;

П – пакгаузы, специально оснащенные порты;

Р – первые в мире цилиндрические радиобашни, в том числе всем известная -Шуховская в Москве;

Т – танкеры, трубопроводы;

Ш – шпалопрокатные заводы;

Э – элеваторы, в том числе «миллионники» в Саратове и Козлове.

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ ОБ ЭТОМ, уважаемые читатели??? ЗДЕСЬ НЕТ СИНОНИМОВ. Каждая «буква» включает множество вариантов и типов. Каждая из них могла бы стать предметом национальной гордости любого народа.

Ведь, например, весь нефтяной Азербайджан смог в принципе подняться, и держится сейчас только благодаря изобретениям русского Инженера Владимира Григорьевича Шухова! Да что там Азербайджан, российская промышленность поднялась из разрухи в 20-30-ые годы во многом благодаря его изобретениям и инженерным разработкам. Он никуда не эмигрировал и презирал эту мысль. Он всегда был только с Россией! Шухов блестяще владел тремя иностранными языками, считал для себя невозможным сидеть в присутствии женщины; он сделал сотни изобретений, но запатентовал только 15 из них – было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ, потому что работал и работал на практику, на жизнь, которая постоянно подбрасывала ему задачи.

Кстати, первыми, кто украл патент Шухова на нефтеперегонную установку были американцы. Ведь эта установка открывала новую эру в переработке нефти и получения из нее бензина и всех остальных составляющих. Американскими «изобретателями» такой установки называли себя некто Бартон, Даббс, Кларк, Холл, Ритман, Эбил, Грей, Гринстит, Макком, Айсом . О патентах Шухова Америка «не вспоминала».

Вторыми, кто украл его изобретения, были немцы. А когда Шухов, возмущенный бесцеремонным воровством его уже реализованных в России идей нефтяных резервуаров, написал некому немецкому инженеру Штиглецу письмо, то получил милый ответ: «Вряд ли известному инженеру Шухову будет особенно важно признание за ним и этого вопроса ». Вот так цивилизованные страны поступают с русскими изобретателями, когда им очень нужно. Но все-таки потрясли Шухова в этом смысле американцы. И не какие-то заокеанские прохиндеи, а вполне солидные богатейшие люди.

В 1923 голодном году в Россию к Шухову приехала комиссия Синклера – конкурента Рокфеллера (знакомая фамилия) по нефтяному бизнесу. Официальная цель комиссии – выяснить действительный приоритет изобретения крекинга, то есть той самой нефтеперегонки. Синклер был недоволен, что Рокфеллер присвоил право им пользоваться только для своей компании. Шухов в беседе, как говорится, на пальцах, с документами доказал свой приоритет. Знаете, что сделали «уважаемые» американцы? Они в конце беседы вынули из портфеля пачки своих долларов и положили перед Шуховым сумму в $50000.

В общем, решили, что русский гениальный инженер тут же распластается перед их деньгами. Шухов побагровел и ледяным голосом сказал, что его устраивает зарплата, которую он получает от российского государства, и господа могут забрать деньги со стола. (А вы поступили бы также в этой ситуации? Решите сами для себя).

Михаил Хазин

На фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в. расцвет русской инженерной школы был особенно заметным. Лучшие представители этой школы получили европейскую и даже мировую известность. Под влиянием решетчатых инженерных конструкций типа металлических ферм формировалась стилистика русского авангарда - конструктивизм . Висячие покрытия, арочные конструкции,сетчатыеоболочки и башни-гиперболоиды Шухова стали сенсацией.

Эти конструкции явились завершающей и высшей точкой развития металлических конструкций XIX века. Машинизация промышленности в России, как и во всем мире, сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Обладая огромными природными богатствами и территорией, Россия являлась одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.

В 1866 году было создано Русское Техническое общество , ставившее перед собой широкие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Оно принимало участие в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. По его инициативе в начале 70-х годов в Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический.

Здесь популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, читали публичные лекции, устраивали отдельные выставки машин и приборов . В конце XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты. Все это стимулировало поднятие общественного престижа инженерной профессии.

Согласно статистическим данным 1901-1917 годов, за этот период было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за предшествующие 35 лет. Создавались массовые профессиональные инженерные кадры во второй половине XIX века, Россия переживает бум мостостроительства . Россия в этот период обогнала многие промышленно развитые страны. Это было связано с особенностями промышленного расцвета нашей страны и с возникшей необходимостью прокладывания новых дорог, строительства большого количества многопролетных решетчатых мостов.

Такой социальный заказ эпохи вызвал появление в России сильной инженерной школы. Инженеры-мостовики в силу того значения, которое придавалось железнодорожному строительству, рассматривались в среде строителей как некая инженерная элита. Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове.

В конце XIX века в России было построено в общей сложности около двухсот сооружений по этому принципу: водонапорные башни, опоры линий электропередач, пожарные и сигнальные башни.

Среди тех, кто непосредственно занимался техническими проблемами , выделяются в начале XX века две личности - Петр Страхов и Яков Столяров . Преподаватель Московского технического училища Страхов в 1905 году выступил с докладом в Политехническом обществе при училище на тему "Техника и красота жизни ", который также опубликовал в "Бюллетенях Политехнического общества за 1905-06 гг."

Взгляды Столярова отражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволила бы им профессионально работать в сфере инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона. Русская инженерная школа была передовой в техническом отношении, дала миру в начале XX века немало изобретений в области машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. И хотя здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии, где возник Веркбунд, поставивший многие чисто профессиональные вопросы дизайна, или в США, где шла напряженная практическая, по сути дела, дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования, но зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.

Промышленные предприятия России в конце XIX - начале XX века почти целиком находились во власти иностранцев. Подчеркивая засилие иностранных специалистов, экономист прошлого века профессор П.К. Худяков писал: “До тех пор, пока промышленность будет в руках нетехников и в особенности иностранцев, самостоятельного, правильного и прочного развития у нее не может быть”.

О той же особенности русской промышленности пишет и М. Горький в своем очерке о всемирной выставке 1896 г.: “ Прежде всего машинный отдел поражает отсутствием в нем русских фамилий, факт, уже не однажды отмеченный печатью. Производителями русских машин и работниками на поприще этой отрасли русского труда являются французы, англичане, немцы и затем поляки. Русские же фамилии совершенно не заметны в массе таких, как Лильпоп, Бромлей, Поле, Гампер, Лист, Борман, Шведе, Пфор, Реппган и так далее”.

С целью преодолеть сильную зависимость русской промышленности от иностранных специалистов, русское правительство в конце XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы высшего технического образования. В разработанном “Проекте общего нор­маль­ного плана промышленного образования в России” отражена та ситуация, которая связана с засилием иностранных специалистов: “Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне технические руководители в больших промышленных заведениях и мастера, заведующие отдельными частями производств, большею частию суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключительных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским, желающим приобрести в мастерской практические познания, могущие сделать их способными заменить иностранцев”.

Промышленность России делилась в это время на два сектора: отечественный и концессионный. Предприниматели-иностранцы не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их квалификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.

Положение русских инженеров, которые не пользовались ни правительственной поддержкой, ни монополией профессии (т.е. на долж­ности, которые по своему характеру требовали научно-технической подготовки), ни особым сочувствием общества, оставалось в конце XIX - начале XX вв. сложным. Многие промышленники не осознавали необ­ходимости широкого применения квалифицированного труда, не видели его преимуществ перед практическим опытом. Поэтому на производстве часто преобладали практики, особенно из числа иностранцев. Они были основными конкурентами русских инженеров. Свое мнение откровенно высказал инженер И.П. Бардин: “Обычный мастер старого времени был самым противным существом. Это был человек, который знал дело детально, но не был способен к глубокому анализу. В лучшем случае он сообщал кое-кому секреты своего умения, обычно же он никому ничего не говорил, считая их своим капиталом. Такими мастерами был забит весь Дон и Урал”. Инженер же, при всей слабости практического умения, обычно за два месяца осваивал производство, а затем начинал двигать его вперед, активно используя свои научные знания. Не случайно столь успешно развивалась конкуренция отечественных инженеров с практиками и иностранцами в сахарной промышленности, в ситцевом производстве, паровозостроении, мостостроении и других отраслях. Примером этому может служить хотя бы такой факт. Когда граф А. Бобринский устраивал образцовые свеклосахарные заводы в Киевской губернии, для управления пригласил истинно русских инженеров, поскольку они прошли испытания успешнее иностранных специалистов. И через несколько лет русская свеклосахарная промышленность вышла на второе место в Европе, после Австрии. А по уровню использования квалифицированного труда она заняла первое место: инженеры и техники составляли 15% от числа служащих, в то время как в других отраслях их число не превышало 2-3%.

Добросовестные иностранцы высоко ценили высокую подготовку русских технических специалистов. Инженер М.А. Павлов писал, к примеру, в своих воспоминаниях, что немецкий техник Зиммерсбах, с которым они вместе работали на одном из отечественных заводов, вернувшись в Германию, стал активно пропагандировать технические нововведения Павлова, но с их помощью сам вскоре получил ученую сте­пень. Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России занимались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище, Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский корпус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт корпуса горных инженеров, Строительное училище главного управления путей сообщений и публич­ных зданий.

К концу XIX века в России сформировалась система подготовки инженерных кадров, которую условно можно разделить:

    традиционные технические вузы;

    политехнические институты;

    техникумы (средние-технические учебные заведения);

    союзы, общества и сообщества инженеров.

Одним из старейших и наиболее престижных технических учебных заведений России был Горный институт, основанный еще в 1773 г. Екатериной II и преобразованный в 1804 г. в Горный кадетский корпус. Туда принимались дети горных офицеров и чиновников, знавшие ариф­метику, чтение и письмо по русскому, французскому и немецкому языкам. Кроме того, за собственный счет принимались дети дворян и фабрикантов. Выпускники института отрабатывали по специальности 10 лет и лишь тогда получали аттестат.

Использование горных инженеров дозволялось только на тех должностях, которые относились к распорядительной части. Они могли назначаться и на должности начальников горных заводов. Положение горных инженеров в обществе было оговорено и в табеле о рангах: “...гражданские чины вообще уступают место военным,” исключение сос­тав­ляют горные инженеры, “которые по праву чинов военных имеют старшинство над чиновниками гражданскими или классными одинакового с ними чина... Горные чиновники... уравниваются с чинами военными и пользуются всеми их преимуществами” (Свод законов Российской империи, 1857., т.3, с. 201).

Дисциплина и суд здесь исполнялись тоже по военным законам. Имея право на военный чин, однако не производились в следующий чин без предоставления описания выполненных ими работ в течение двух лет. Законодательство определяло и строгий порядок, касавшийся получения жалования, столовых и квартирных денег, пенсий, пособий, наград, увольнения в отпуск и в отставку, вступления в брак, ношения формы и т.д. Законом 1833 г. регламентировалась и служебная карьера: предписывалось при освобождении вакансий замещать их служащими этого же пред­приятия, что препятствовало текучести кадров и стимулировало хорошую работу инженера.

Кроме Горного института, превилегированное положение также имел Институт инженеров путей сообщения, открытый с Санкт-Петербурге в 1810 г. и преобразованный в 1823 г. в военизированное закрытое учебное заведение, 1847 г. - в кадетский корпус, куда доступ имели лишь дети по­том­ственных дворян. Только в 1856 г., на специальные классы, впервые был открыт доступ детям недворянского происхождения. Выпускники инсти­тута также были обязаны отработать по специальности 10 лет.

Гражданских инженеров для управления фабриками готовил Петербургский практический технологический институт. Отбор кандидатов для учебы осуществляли на местах городские думы из числа купцов третьей гильдии, мещан, цеховых, разночинцев. Устав говорил, что это обра­зование прилично людям среднего состояния. Институт имел два отделе­ния: механическое и химическое. Окончившие полный курс с удов­летворительными оценками выпускники получали звание технологов второго разряда и выходили из податного состояния; окончившие с “ успехом” - технолога первого разряда и звание почетного личного гражданина. Выпускники института не имели права поступать на граж­данскую службу и получать чины. Только к концу XIX в. выпускники Технологического института добились права поступать на гражданскую службу, т.е. получать чины не более 10-го класса в зависимости от успеваемости.

Звание “инженер-технолог” могло быть присвоено заведующему фабрикой, если он этого просил, но не ранее 6 лет по выпуску из института, в случае представления аттестата о работе, засвидетельствованного Уезд­ным Предводителем дворянства.

Промышленный устав не предусматривал образовательного ценза для владельцев фабрик и заводов, хотя предоставлял право фабрикантам, в случае процветания предприятия, получить звание инженера. Устав не устанавливал правовых норм, регулирующих отношения между техни­ческими специалистами и владельцами предприятий, и ставил инженеров в полную зависимость от хозяев.

В конце XIX - начале XX вв. промышленность России предъявила спрос на новую технику, нарождающиеся отрасли требовали иного технического оснащения. В практическую жизнь входили новые крупные научные идеи. Для подготовки технических специалистов наряду с традиционными институтами стали создаваться политехнические институты, специально предназначенные готовить инженеров для различных промышленных предприятий. Развитие науки и техники, дифференциация инженерной деятельности со всей серьезностью поставили вопрос о необходимости разделения сфер деятельности инженера. Выпускник традиционного вуза был уже не в состоянии освоить массу информации по созданию технических структур и разработке новых технологий. Назрел вопрос реорганизации технического образования. Появляется новый тип заведения – политехнических институт. Старейшим политехническим институтом России был Львовский, основанный в 1844 г. как техническая академия. Затем были открыты политехнические институты в Киеве - 1898 г., Петербурге - 1899 г., Донской в Новочеркасске - 1909 г.

Важную роль в политехническом образовании России сыграли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И. Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические школы - Харьковский технологический институт, Киевский политехнический институт и механическое отделение Петербургского политехнического института обязаны своим возникновением Кирпичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подготовка настоящих инженерных кадров идет не “от книги к человеку”, а от “человека к человеку”. Языком инженера он называл черчение.

Дипломированный инженер в России - звание высокое и обязываю­щее. Так, выдающийся русский инженер, “отец русской авиации” Н.Е. Жу­ковский только на 65 году жизни был удостоен звания инженер. “... принимая во внимание выдающиеся научные труды в области частной и прикладной механики заслуженного профессора, действительного статс­кого советника Н.Е. Жуковского, на заседании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковского, почетного звания инженера-механика”, - записано в протоколе Ученого совета Императорского московского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана).

Важное место в развитии инженерной профессии занимает открытие в 1906 г. в Петербурге Женских политехнических курсов. Это была реакция на растущую нехватку специалистов, с одной стороны, и на всплеск движения за эмансипацию женщин - с другой. Под натиском женщин от­кры­вались возможности их участия во все новых сферах деятельности. Техника была одним из последних бастионов, куда путь женщине оставался закрытым.

Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную проблему. Учитывая характер инженерной деятельности – постоянный поиск решения технических и технологических задач с учетом новых достижений науки и техники, а также контроль за соблюдением требований производства, вызвали необходимость иметь в звене – изобретательство – проектирование – создание технической структуры – эксплуатация – управление производством новой фигуры – помощник инженера (младший технический специалист). Основной функцией этих специалистов было – осуществление надежной квалифицированной связи между инженером (занимающимся инновационной деятельностью) и рабочим, реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга был создан новый тип технических учебных заведений – техникум.

Высшее техническое образование в России заложило хорошие тра­диции. Ее ведущие вузы давали широкую и глубокую теоретическую подготовку, тесно увязанную с задачами практики. Однако подготовке кадров в государственном масштабе уделялось недостаточно внимания. Даже для отсталой промышленности царской России инженерных кадров не хватало и широко использовались иностранные специалисты.

Вследствие относительной малочисленности и разброса по периферийным предприятиям русские инженеры долгое время страдали от разобщенности. Только в начале XX в., с промышленным развитием страны, их общественное положение меняется. Созданная система высшего образования, а к 1914 г. в России насчитывалось 10 университетов, около 100 высших учебных заведений, в которых обучались около 127 тысяч человек, позволила быстро формироваться отечественным школам и осо­бенно школам технического знания. На весь мир заявила о себе школа ме­ха­ники (Чебышев П.Л., Петров Н.П., Вышеградский И.А., Жуковский Н.Е.), математики и физики, химии и металлургии, мостостроения и транспорта. Особенно сильное воздействие на процесс единения инженер­ного корпуса оказала революция 1905-1907 гг. и первая мировая война. Ощущая потребность в профессиональном и духовном определении среди инженерного корпуса, в социальном плане, возникают профессиональные группы.

В это время в России были созданы:

Политехническое общество при МВТУ;

Общество горных инженеров;

Общество гражданских инженеров;

Русское металлургическое общество;

Общество электротехников;

Технологическое общество;

Русское техническое общество и др.

Основной целью этих обществ было:

Создание сильной независимой русской промышленности, не усту­паю­щей иностранной.

Так, русское техническое общество, возникшее еще в 1866 г., зани­малось технической пропагандой, распространением технических знаний и практических сведений, развитием технического образования, осуществ­ляло помощь научным изысканиям, премировало лучшие научные и технические разработки, устраивало технические выставки, исследовало заводские материалы, изделия и способы. Оно учредило техническую библиотеку, химическую лабораторию, технический музей, помогало изоб­рета­телям, содействовало сбыту малоизвестных изделий. Русское техни­ческое общество стремилось связать науку с производством, а рабочих вооружить технической грамотой.

С помощью русского технического общества Д.И. Менделеев провел исследования упругости газов, Н.Е. Жуковский - опыты по сопротивлению жидкой среды, Н.П. Петров - изучение смазочных масел. Общество поощ­ряло предпринимателей за полезное для России расширение производства, улучшение качества изделий, механизацию работ, освоение нового производства.

В лице русского технического общества русское инженерство увидело тот орган, который мог защитить их профессиональный интерес не только в обыденной жизни, но и на государственном уровне. А объединительные тенденции способствовали формированию определенных стереотипов поведения, выработке норм и этики профессиональной деятельности, повышению общей культуры.

Задачи, которые приходилось решать российским инженерам в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только технического знания и мышления, но и экономического, социологического, юриди­ческого, политического, этического, а стало быть и философского мышле­ния. Его отсутствие вело к тому, что инженеры не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире функции инженера необходимо рас­сматривать гораздо шире, чем это было раньше, что с развитием машин­ного производства функции инженера лежат в самом центре государст­венного механизма.

Сформированная в России система подготовки инженерных кадров, начало которой было положено Петром I, позволила России занять достойное место в мировой инженерной школе. Всему миру стали известны выдающихся русских инженеров: В. Г. Шухова и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова и многих других.

Характеризуя положение инженеров в обществе России накануне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности постоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их положении.

Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инженеры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог составляла 2.4 - 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем и получали про­цен­ты с прибыли. На частных дорогах, как правило, оплата была еще выше.

Высоко оплачивался и труд горных инженеров. Если начальс­т­вующий состав получал 4 - 8 тыс. рублей в год, то средние чины - 1.4 - 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслугу лет.

Значительно более низкой была заработная плата инженеров, занятых в промышленности. Положение работавших там специалистов зависело от степени конкуренции с практиками и иностранными специалис­тами. Средний заработок инженера в 1915 г. составлял 1.5 - 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная плата в Юго-Западном крае.

Если сравнивать материальное положение инженера и рабочего средней квалификации, то можно отметить, что инженер зарабатывал примерно в 5-6 раз больше рабочего. Подтверждением этого может служить герой романа Н.Г. Гарина-Михайловского “Инженеры”, который в первый же год своей работы после окончания института зарабатывает 200-300 рублей в месяц, т.е. примерно в 10 раз больше рабочего. Нижние инженерные должности (например, мастер) оплачивались в 2-2.5 раза больше рабочего.

Таким образом, мы видим, что материальное положение инженеров дореволюционной России было таково, что приближало их по уровню доходов к наиболее обеспеченным слоям общества.

Конец XIX - начало XX вв. в России ознаменовались бурным ростом промышленного производства, внедрением в производство новых техноло­гий, машин и механизмов, а также созданием системы высших учебных заведений, породившей отечественные школы русской инженерной мысли. На арену общественной деятельности выходят профессиональные группы инженеров, объединенные общей идеей дальнейшего технического развития промышленного производства, культурного развития отечества, освобож­дения России от полуграмотных и не всегда заинтересованных в техни­чес­ком прогрессе иностранных специалистов.

К 1917 г. профессиональные организации инженеров становятся особенно сплоченными и приобретают значительный вес в социальной структуре.

Инженеры все в большей мере проникались осознанием своей мораль­ной миссии - технического и социального развития страны, у них появилось чувство самоуважения - “профессиональная честь”. Инженеры готовы были возглавить производство, управление экономическими процессами. В 1915-1916 гг. авторитет инженеров возрастал в глазах правительства, предста­вителей промышленности, в народе.

Престиж инженеров в обществе постоянно рос. Это было вызвано целым рядом причин:

Профессия заводского инженера была новой и достаточно редкой.

Д. Гра­нин в романе “Зубр” приводит воспоминания старого инженера-путейца о том, что его профессия воспринималась как диковинка, что-то вроде теперешнего космонавта;

Капиталистическое развитие экономики властно требовало постоян­ного притока технических специалистов. А система технического образо­вания отличалась консервативностью и не обеспечивала нужного стране количества инженеров. Таким образом, профессия “инженер” была не толь­ко уникальной, но и дефицитной;

В многомиллионной массе безграмотного населения инженеры явля­ли собой группу, по своему общему культурному уровню намного превос­ходившую тех, с кем ей приходилось интенсивно общаться, т.е. круг своего ближайшего общения. Дипломированные инженеры относились к интел­лектуальной элите общества. Это были “сливки” интеллигенции. Такому положению способствовал характер технического образования тех лет, которое отличалось универсализмом и отличной общеобразовательной подготовкой;

В то же время постоянно нарастающий дефицит инженеров демок­ра­тизировал состав студенчества и делал профессию не просто блестящей, но и доступной перспективой практически для всех слоев городского населения;

Доходы инженеров, ставившие их подчас в один уровень со власть имущими, также привлекали взоры простых людей, рабочих, повышая престиж инженера в массовом сознании.

Были и другие факторы высокого авторитета инженеров, связанные с развитием профессиональных союзов, клубов, сообществ, атрибутики и символики. Все это породило образ инженера “золотого века” как бога­того, много знающего человека, от которого зависит будут или не будут работать машина, завод, вся индустрия.

Выстраданный инженерами процесс консолидации, к сожалению, был надолго прерван после октября 1917 года.

Создание “школы” русского инженерства. Инженерное дело

России в начале XX века

Промышленные предприятия России в конце XIX - начале XX века почти целиком находились во власти иностранцев. Подчеркивая засилие иностранных специалистов, экономист прошлого века профессор П.К. Худяков писал: “До тех пор, пока промышленность будет в руках нетехников и в особенности иностранцев, самостоятельного, правильного и прочного развития у нее не может быть”.

О той же особенности русской промышленности пишет и М. Горький в своем очерке о всемирной выставке 1896 г.: “ Прежде всего машинный отдел поражает отсутствием в нем русских фамилий, факт, уже не однажды отмеченный печатью. Производителями русских машин и работниками на поприще этой отрасли русского труда являются французы, англичане, немцы и затем поляки. Русские же фамилии совершенно не заметны в массе таких, как Лильпоп, Бромлей, Поле, Гампер, Лист, Борман, Шведе, Пфор, Реппган и так далее”.

С целью преодолеть сильную зависимость русской промышленности от иностранных специалистов, русское правительство в конце XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы высшего технического образования. В разработанном “Проекте общего нор­маль­ного плана промышленного образования в России” отражена та ситуация, которая связана с засилием иностранных специалистов: “Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне технические руководители в больших промышленных заведениях и мастера, заведующие отдельными частями производств, большею частию суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключительных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским, желающим приобрести в мастерской практические познания, могущие сделать их способными заменить иностранцев”.

Промышленность России делилась в это время на два сектора: отечественный и концессионный. Предприниматели-иностранцы не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их квалификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.

Положение русских инженеров, которые не пользовались ни правительственной поддержкой, ни монополией профессии (т.е. на долж­ности, которые по своему характеру требовали научно-технической подготовки), ни особым сочувствием общества, оставалось в конце XIX - начале XX вв. сложным. Многие промышленники не осознавали необ­ходимости широкого применения квалифицированного труда, не видели его преимуществ перед практическим опытом. Поэтому на производстве часто преобладали практики, особенно из числа иностранцев. Они были основными конкурентами русских инженеров. Свое мнение откровенно высказал инженер И.П. Бардин: “Обычный мастер старого времени был самым противным существом. Это был человек, который знал дело детально, но не был способен к глубокому анализу. В лучшем случае он сообщал кое-кому секреты своего умения, обычно же он никому ничего не говорил, считая их своим капиталом. Такими мастерами был забит весь Дон и Урал”. Инженер же, при всей слабости практического умения, обычно за два месяца осваивал производство, а затем начинал двигать его вперед, активно используя свои научные знания. Не случайно столь успешно развивалась конкуренция отечественных инженеров с практиками и иностранцами в сахарной промышленности, в ситцевом производстве, паровозостроении, мостостроении и других отраслях. Примером этому может служить хотя бы такой факт. Когда граф А. Бобринский устраивал образцовые свеклосахарные заводы в Киевской губернии, для управления пригласил истинно русских инженеров, поскольку они прошли испытания успешнее иностранных специалистов. И через несколько лет русская свеклосахарная промышленность вышла на второе место в Европе, после Австрии. А по уровню использования квалифицированного труда она заняла первое место: инженеры и техники составляли 15% от числа служащих, в то время как в других отраслях их число не превышало 2-3%.

Добросовестные иностранцы высоко ценили высокую подготовку русских технических специалистов. Инженер М.А. Павлов писал, к примеру, в своих воспоминаниях, что немецкий техник Зиммерсбах, с которым они вместе работали на одном из отечественных заводов, вернувшись в Германию, стал активно пропагандировать технические нововведения Павлова, но с их помощью сам вскоре получил ученую сте­пень. Подготовкой инженерных кадров в конце XIX в. в России занимались шесть вузов: Николаевское главное инженерное училище, Михайловское артиллерийское училище, Морской кадетский корпус, Институт корпуса инженеров путей сообщений, Институт корпуса горных инженеров, Строительное училище главного управления путей сообщений и публич­ных зданий.

К концу XIX века в России сформировалась система подготовки инженерных кадров, которую условно можно разделить:

- традиционные технические вузы;

- политехнические институты;

- техникумы (средние-технические учебные заведения);

- союзы, общества и сообщества инженеров.

Одним из старейших и наиболее престижных технических учебных заведений России был Горный институт, основанный еще в 1773 г. Екатериной II и преобразованный в 1804 г. в Горный кадетский корпус. Туда принимались дети горных офицеров и чиновников, знавшие ариф­метику, чтение и письмо по русскому, французскому и немецкому языкам. Кроме того, за собственный счет принимались дети дворян и фабрикантов. Выпускники института отрабатывали по специальности 10 лет и лишь тогда получали аттестат.

Использование горных инженеров дозволялось только на тех должностях, которые относились к распорядительной части. Они могли назначаться и на должности начальников горных заводов. Положение горных инженеров в обществе было оговорено и в табеле о рангах: “...гражданские чины вообще уступают место военным,” исключение сос­тав­ляют горные инженеры, “которые по праву чинов военных имеют старшинство над чиновниками гражданскими или классными одинакового с ними чина... Горные чиновники... уравниваются с чинами военными и пользуются всеми их преимуществами” (Свод законов Российской империи, 1857., т.3, с. 201).

Дисциплина и суд здесь исполнялись тоже по военным законам. Имея право на военный чин, однако не производились в следующий чин без предоставления описания выполненных ими работ в течение двух лет. Законодательство определяло и строгий порядок, касавшийся получения жалования, столовых и квартирных денег, пенсий, пособий, наград, увольнения в отпуск и в отставку, вступления в брак, ношения формы и т.д. Законом 1833 г. регламентировалась и служебная карьера: предписывалось при освобождении вакансий замещать их служащими этого же пред­приятия, что препятствовало текучести кадров и стимулировало хорошую работу инженера.

Кроме Горного института, превилегированное положение также имел Институт инженеров путей сообщения, открытый с Санкт-Петербурге в 1810 г. и преобразованный в 1823 г. в военизированное закрытое учебное заведение, 1847 г. - в кадетский корпус, куда доступ имели лишь дети по­том­ственных дворян. Только в 1856 г., на специальные классы, впервые был открыт доступ детям недворянского происхождения. Выпускники инсти­тута также были обязаны отработать по специальности 10 лет.

Гражданских инженеров для управления фабриками готовил Петербургский практический технологический институт. Отбор кандидатов для учебы осуществляли на местах городские думы из числа купцов третьей гильдии, мещан, цеховых, разночинцев. Устав говорил, что это обра­зование прилично людям среднего состояния. Институт имел два отделе­ния: механическое и химическое. Окончившие полный курс с удов­летворительными оценками выпускники получали звание технологов второго разряда и выходили из податного состояния; окончившие с “ успехом” - технолога первого разряда и звание почетного личного гражданина. Выпускники института не имели права поступать на граж­данскую службу и получать чины. Только к концу XIX в. выпускники Технологического института добились права поступать на гражданскую службу, т.е. получать чины не более 10-го класса в зависимости от успеваемости.

Звание “инженер-технолог” могло быть присвоено заведующему фабрикой, если он этого просил, но не ранее 6 лет по выпуску из института, в случае представления аттестата о работе, засвидетельствованного Уезд­ным Предводителем дворянства.

Промышленный устав не предусматривал образовательного ценза для владельцев фабрик и заводов, хотя предоставлял право фабрикантам, в случае процветания предприятия, получить звание инженера. Устав не устанавливал правовых норм, регулирующих отношения между техни­ческими специалистами и владельцами предприятий, и ставил инженеров в полную зависимость от хозяев.

В конце XIX - начале XX вв. промышленность России предъявила спрос на новую технику, нарождающиеся отрасли требовали иного технического оснащения. В практическую жизнь входили новые крупные научные идеи. Для подготовки технических специалистов наряду с традиционными институтами стали создаваться политехнические институты, специально предназначенные готовить инженеров для различных промышленных предприятий. Развитие науки и техники, дифференциация инженерной деятельности со всей серьезностью поставили вопрос о необходимости разделения сфер деятельности инженера. Выпускник традиционного вуза был уже не в состоянии освоить массу информации по созданию технических структур и разработке новых технологий. Назрел вопрос реорганизации технического образования. Появляется новый тип заведения – политехнических институт. Старейшим политехническим институтом России был Львовский, основанный в 1844 г. как техническая академия. Затем были открыты политехнические институты в Киеве - 1898 г., Петербурге - 1899 г., Донской в Новочеркасске - 1909 г.

Важную роль в политехническом образовании России сыграли выдающиеся инженеры И.А. Вышеградский, Н.П. Петров, Д.И. Менделеев, В.Л. Кирпичев и др. Крупнейшие в стране технические школы - Харьковский технологический институт, Киевский политехнический институт и механическое отделение Петербургского политехнического института обязаны своим возникновением Кирпичеву Виктору Львовичу. Уже в то время он доказывал, что подготовка настоящих инженерных кадров идет не “от книги к человеку”, а от “человека к человеку”. Языком инженера он называл черчение.

Дипломированный инженер в России - звание высокое и обязываю­щее. Так, выдающийся русский инженер, “отец русской авиации” Н.Е. Жу­ковский только на 65 году жизни был удостоен звания инженер. “... принимая во внимание выдающиеся научные труды в области частной и прикладной механики заслуженного профессора, действительного статс­кого советника Н.Е. Жуковского, на заседании своем 1 ноября 1910 г. постановил удостоить его, Жуковского, почетного звания инженера-механика”, - записано в протоколе Ученого совета Императорского московского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана).

Важное место в развитии инженерной профессии занимает открытие в 1906 г. в Петербурге Женских политехнических курсов. Это была реакция на растущую нехватку специалистов, с одной стороны, и на всплеск движения за эмансипацию женщин - с другой. Под натиском женщин от­кры­вались возможности их участия во все новых сферах деятельности. Техника была одним из последних бастионов, куда путь женщине оставался закрытым.

Дальнейшее развитие инженерного дела вскрывает очередную проблему. Учитывая характер инженерной деятельности – постоянный поиск решения технических и технологических задач с учетом новых достижений науки и техники, а также контроль за соблюдением требований производства, вызвали необходимость иметь в звене – изобретательство – проектирование – создание технической структуры – эксплуатация – управление производством новой фигуры – помощник инженера (младший технический специалист). Основной функцией этих специалистов было – осуществление надежной квалифицированной связи между инженером (занимающимся инновационной деятельностью) и рабочим, реализующим его идеи. Для подготовки специалистов такого ранга был создан новый тип технических учебных заведений – техникум.

Высшее техническое образование в России заложило хорошие тра­диции. Ее ведущие вузы давали широкую и глубокую теоретическую подготовку, тесно увязанную с задачами практики. Однако подготовке кадров в государственном масштабе уделялось недостаточно внимания. Даже для отсталой промышленности царской России инженерных кадров не хватало и широко использовались иностранные специалисты.

Вследствие относительной малочисленности и разброса по периферийным предприятиям русские инженеры долгое время страдали от разобщенности. Только в начале XX в., с промышленным развитием страны, их общественное положение меняется. Созданная система высшего образования, а к 1914 г. в России насчитывалось 10 университетов, около 100 высших учебных заведений, в которых обучались около 127 тысяч человек, позволила быстро формироваться отечественным школам и осо­бенно школам технического знания. На весь мир заявила о себе школа ме­ха­ники (Чебышев П.Л., Петров Н.П., Вышеградский И.А., Жуковский Н.Е.), математики и физики, химии и металлургии, мостостроения и транспорта. Особенно сильное воздействие на процесс единения инженер­ного корпуса оказала революция 1905-1907 гг. и первая мировая война. Ощущая потребность в профессиональном и духовном определении среди инженерного корпуса, в социальном плане, возникают профессиональные группы.

В это время в России были созданы:

Политехническое общество при МВТУ;

Общество горных инженеров;

Общество гражданских инженеров;

Русское металлургическое общество;

Общество электротехников;

Технологическое общество;

Русское техническое общество и др.

Основной целью этих обществ было:

Создание сильной независимой русской промышленности, не усту­паю­щей иностранной.

Так, русское техническое общество, возникшее еще в 1866 г., зани­малось технической пропагандой, распространением технических знаний и практических сведений, развитием технического образования, осуществ­ляло помощь научным изысканиям, премировало лучшие научные и технические разработки, устраивало технические выставки, исследовало заводские материалы, изделия и способы. Оно учредило техническую библиотеку, химическую лабораторию, технический музей, помогало изоб­рета­телям, содействовало сбыту малоизвестных изделий. Русское техни­ческое общество стремилось связать науку с производством, а рабочих вооружить технической грамотой.

С помощью русского технического общества Д.И. Менделеев провел исследования упругости газов, Н.Е. Жуковский - опыты по сопротивлению жидкой среды, Н.П. Петров - изучение смазочных масел. Общество поощ­ряло предпринимателей за полезное для России расширение производства, улучшение качества изделий, механизацию работ, освоение нового производства.

В лице русского технического общества русское инженерство увидело тот орган, который мог защитить их профессиональный интерес не только в обыденной жизни, но и на государственном уровне. А объединительные тенденции способствовали формированию определенных стереотипов поведения, выработке норм и этики профессиональной деятельности, повышению общей культуры.

Задачи, которые приходилось решать российским инженерам в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только технического знания и мышления, но и экономического, социологического, юриди­ческого, политического, этического, а стало быть и философского мышле­ния. Его отсутствие вело к тому, что инженеры не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире функции инженера необходимо рас­сматривать гораздо шире, чем это было раньше, что с развитием машин­ного производства функции инженера лежат в самом центре государст­венного механизма.

Сформированная в России система подготовки инженерных кадров, начало которой было положено Петром I , позволила России занять достойное место в мировой инженерной школе. Всему миру стали известны выдающихся русских инженеров: В. Г. Шухова и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова и многих других.

Характеризуя положение инженеров в обществе России накануне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности постоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их положении.

Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инженеры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог составляла 2.4 - 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем и получали про­цен­ты с прибыли. На частных дорогах, как правило, оплата была еще выше.

Высоко оплачивался и труд горных инженеров. Если начальс­т­вующий состав получал 4 - 8 тыс. рублей в год, то средние чины - 1.4 - 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслугу лет.

Значительно более низкой была заработная плата инженеров, занятых в промышленности. Положение работавших там специалистов зависело от степени конкуренции с практиками и иностранными специалис­тами. Средний заработок инженера в 1915 г. составлял 1.5 - 2 тыс. рублей в год. Несколько выше была заработная плата в Юго-Западном крае.

Если сравнивать материальное положение инженера и рабочего средней квалификации, то можно отметить, что инженер зарабатывал примерно в 5-6 раз больше рабочего. Подтверждением этого может служить герой романа Н.Г. Гарина-Михайловского “Инженеры”, который в первый же год своей работы после окончания института зарабатывает 200-300 рублей в месяц, т.е. примерно в 10 раз больше рабочего. Нижние инженерные должности (например, мастер) оплачивались в 2-2.5 раза больше рабочего.

Таким образом, мы видим, что материальное положение инженеров дореволюционной России было таково, что приближало их по уровню доходов к наиболее обеспеченным слоям общества.

Конец XIX - начало XX вв. в России ознаменовались бурным ростом промышленного производства, внедрением в производство новых техноло­гий, машин и механизмов, а также созданием системы высших учебных заведений, породившей отечественные школы русской инженерной мысли. На арену общественной деятельности выходят профессиональные группы инженеров, объединенные общей идеей дальнейшего технического развития промышленного производства, культурного развития отечества, освобож­дения России от полуграмотных и не всегда заинтересованных в техни­чес­ком прогрессе иностранных специалистов.

К 1917 г. профессиональные организации инженеров становятся особенно сплоченными и приобретают значительный вес в социальной структуре.

Инженеры все в большей мере проникались осознанием своей мораль­ной миссии - технического и социального развития страны, у них появилось чувство самоуважения - “профессиональная честь”. Инженеры готовы были возглавить производство, управление экономическими процессами. В 1915-1916 гг. авторитет инженеров возрастал в глазах правительства, предста­вителей промышленности, в народе.

Престиж инженеров в обществе постоянно рос. Это было вызвано целым рядом причин:

Профессия заводского инженера была новой и достаточно редкой.

Д. Гра­нин в романе “Зубр” приводит воспоминания старого инженера-путейца о том, что его профессия воспринималась как диковинка, что-то вроде теперешнего космонавта;

Капиталистическое развитие экономики властно требовало постоян­ного притока технических специалистов. А система технического образо­вания отличалась консервативностью и не обеспечивала нужного стране количества инженеров. Таким образом, профессия “инженер” была не толь­ко уникальной, но и дефицитной;

В многомиллионной массе безграмотного населения инженеры явля­ли собой группу, по своему общему культурному уровню намного превос­ходившую тех, с кем ей приходилось интенсивно общаться, т.е. круг своего ближайшего общения. Дипломированные инженеры относились к интел­лектуальной элите общества. Это были “сливки” интеллигенции. Такому положению способствовал характер технического образования тех лет, которое отличалось универсализмом и отличной общеобразовательной подготовкой;

В то же время постоянно нарастающий дефицит инженеров демок­ра­тизировал состав студенчества и делал профессию не просто блестящей, но и доступной перспективой практически для всех слоев городского населения;

Доходы инженеров, ставившие их подчас в один уровень со власть имущими, также привлекали взоры простых людей, рабочих, повышая престиж инженера в массовом сознании.

Были и другие факторы высокого авторитета инженеров, связанные с развитием профессиональных союзов, клубов, сообществ, атрибутики и символики. Все это породило образ инженера “золотого века” как бога­того, много знающего человека, от которого зависит будут или не будут работать машина, завод, вся индустрия.

Выстраданный инженерами процесс консолидации, к сожалению, был надолго прерван после октября 1917 года.

Не раз в нашей печати описывался военный бюджет США с раскрытием по статьям. Наши приходили в ужас от того, как пилят бюджет, какие откаты там существуют. В прямом смысле слова чуть ли не золотые унитазы. Все организационные решения там технически избыточны и потому слишком затратны. Поэтому вложенный в оборону США доллар вовсе не сопоставим с вложенным в оборону России рублём.

Все уже не раз читали легенду или правду - уже не понять - о том, как мы и они решали проблемы записей в космосе в условиях невесомости: американцы изобретали дорогой прибор за астрономическую сумму, а наши применили химический карандаш. Не важно, правда это или шутка - суть отражена стопроцентно. Но наши скафандр и катапультное кресло пилота они до сих пор никак догнать не могут.

В Отечественную войну все страны протектировали бензобаки своих штурмовых самолётов. Везде использовался каучук, дорогой и среднеэффективный. Только русские на штурмовике Ил-2 протектировали бензобаки фиброй - дешёвой бумагой, которая набухая, запечатывала дыры лучше каучука. Протектированные фиброй бензобаки штурмовиков выдерживали более 70-ти попаданий, дыры от которых затягивала набухающая фибра и не было утечки топлива и пожара. Причём, фибра так набухала, что затягивала дыры через заусенцы металла бензобака, чего не могла резина.

Про танк Т-34, который практически полностью ремонтировался в поле силами передвижных ремонтных мастерских с простыми инструментами, включая возможность сборки из деталей трёх уничтоженных танков одного боеспособного, даже говорить не стоит, потому что все это и так знают.

А вот примеры оригинальнее. На современных авианосцах уборка мусора на палубе и посадочной полосе - очень важное дело, так как даже пуговица, способная попасть в авиадвигатель, может вызвать аварию. Если вы посмотрите на видео, как убирают палубный мусор на американских авианосцах, то вы увидите огромную колёсную машину, стоящую кучу денег, где масса всякой техники, настроенной на подметание и уборку.

Как решили вопрос русские. К старенькому маленькому трактору или грузовику приделали старый списанный авиамотор от вертолёта Ми-15. Когда его включают, он как ветродуй сдувает с палубы всё, что там плохо лежит. Эффект лучше, чем от уборочной машины, денег вообще не потратили - вся техника из списанных единиц. Вот и сравнивай после этого бюджеты.

Под Одессой в начале войны наши столкнулись с румынами. Танков не было. Наши от отчаянья взяли 20 колхозных тракторов, обшили их железом типа как броня, воткнули трубы вместо пушек и погнали это на румын вместе с пехотой. Румыны, приняв эти макеты за новые неизвестные тяжёлые танки русских, бежали с поля боя.

Целые полки резиновых танков, самолётов и ракет вводят в заблуждение космические спутники США, обесценивая развединформацию о положении наших ударных сил. А история о том, как наша микроволновка в Югославии закрыла целый проект самолётов-невидимок Стелс, давно стала легендой.

В истории противостояния России и Запада мы применяем два вида оружия: русскую инженерную школу и стратегию гонки за лидером. Лидер - это тот, кто идёт первым. Он имеет много ресурсов и вкладывается в экспериментальное производство. Но из экспериментов жизнь отсеивает от половины до двух третей инноваций. Тут работает закон Парето: 20% инноваций покрывают убытки на 80% неудачных исследований и приносят прибыль на этапе лидерства. Стратегия снятия пенок.

Гонка за лидером позволяет экономить ресурсы. Когда жизнь покажет, что работает, а что нет, догоняющие делают свою разработку, или копируя лидера, или делая аналоги и вводя туда свои усовершенствования. В результате положение быстро выравнивается, а догоняющий сэкономил кучу денег. Ведь он учитывает чужие ошибки, не платя за опыт свои средства. В итоге лидерство лидера всегда очень кратковременное и в узкой сфере. Цена стратегии очень велика и нецелесообразна для стран, где деньги не печатают, а зарабатывают.

Русская инженерная школа всегда отличалась тем, что на науку вечно не был денег и приходилось применять находчивость и смекалку - свойства, начисто отсутствующие в Западной инженерной школе, которая не знает проблемы финансирования. Но русские считают, что с деньгами и дурак сможет, а вот ты попробуй без денег!

В последнее время было много сказано о том, что русская инженерная школа, созданная прит царе и продолженная при Советской власти, умерла в период реформ с разгромом промышленности и экспериментального производства. Да, это так, многое умерло. Но считать это фатальным нет причины. Технический прогресс закрывает старые технологии и делает ненужными прежние навыки, а новые условия требуют наработки новых приёмов и техник. Так что наша инженерная школа возникает на ровном месте тогда, когда ставится задача решить какую-то проблему. Наши танки, самолёты и Крымский мост наглядное тому подтверждение. Нашлись и инженеры, и школа, и оборудование, и технологии.

Да, проблема в том, что всё это пока на импортном оборудовании. Но санкции животворящие так или иначе своё дело делают. Появляются не только свои помидоры, но и свои станки, хотя времени для этого нужно больше. А грустить по утраченной школе не надо - она ушла со старыми технологиями. Будут новые технологии - будет и новая школа. Когда делали самолеты перед войной, их делали из дерева и требовались квалифицированные лекальщики-краснодеревщики. Это была элита рабочего класса, люди, с которыми даже доктора наук советовались.

Но элиты не бывает много, и потому качественных самолётов из дерева не хватало, а попытка расширить производство привела к падению качества. Когда заменили трудоемкие детали из дерева штамповкой из алюминия, квалифицированные рабочие стали просто не нужны. Их закрыли новые технологии.

Сейчас многие функции квалифицированных инженеров и рабочих автоматизируются. Инженерная школа меняется на глазах. Нас сдерживает не отсутствие денег, а отсутствие заказчиков на наукоёмкую продукцию. Слишком разбита промышленность, чтобы мелкосерийным производством суметь поднять инженерную школу. Школа растёт только при массовом производстве. Очень важна преемственность поколений, так как мастерство передаётся из рук в руки. Для инженерной школы нужно не Сколково, а опытно-конструкторское производство.

Инженеры ОКР (опытно-конструкторские разработки) - это особая каста, как лётчики-испытатели. Если инженер ОКР не работал три месяца, он отстал и ему нужно месяц на врабатывание. Если он не работал полгода, нагонять ему придётся год-полтора. Если он не работал два-три года, он отстал навсегда и ему нужно почти учиться заново. ОКР - это как хирурги или лётчики. Им нужен каждодневный навык, иначе это теряется. То, что делают в сфере НИОКР, потом передаётся в массовое производство и там оно подстраивается под крупную серию.

Пока в России во власти мало тех, кто понимает, что это такое и что победу приносят не нефтяники и не банкиры, не предприниматели и коммерсанты, и даже не рабочие. Победу приносят инженеры. Именно они побеждают в конкурентной войне корпораций и стран. Они делают себестоимость и определяют работу продажников. И пока власть не озаботиться проблемами не предпринимателей, а инженеров, будущее страны останется проблемным. А что нужно инженеру? Ему нужно три вещи: система образования, система финансирования и система заказа. Ведь заказ заставляет быть смекалистым и делать невозможное (изобретательны все, а русские смекалисты , это особый тип мышления). Вот стратегия на уровне национальной идеи. Это тот рычаг Архимеда, которым можно перевернуть нашу экономику. Тот политик, кто поставит это во главу угла, превратит Россию в мирового лидера.

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"