Иркутский военный авиационный инженерный институт. Иркутские училища

Иркутский военный авиационный инженерный институт. (Факультеты. Условия приема)

Иркутский военный авиационный инженерный ордена Красной Звезды институт как военно-учебное заведение был основан 1 мая 1931 года приказом N 55 по ВВС РККА.

За годы своего существования он стал подлинной кузницей авиационных инженерно-технических кадров для Вооруженных Сил страны. В стенах института подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов.

Среди выпускников 14 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. В период с 1975 года по настоящее время 55 выпускников закончили обучение с золотой медалью, 200 человек получили дипломы с отличием. За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года институт награжден орденом Красной Звезды.

1931 г. - 1938 г.

4-ая Иркутская военная школа авиационных техников (4 ВШАТ)

1938 г. - 1941 г.

1941 г. - 1949 г.

Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ)

1949 г. - 1975 г.

Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ)

1975 г. - 1998 г.

Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)

с 1998 г.

Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ)

Приказом N 161 по военному ведомству в 1872 году было учреждено и 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище, которое готовило офицерские кадры из сибиряков. В 1910 году юнкерское училище было преобразовано в Иркутское военное училище. Приказом N452 от 23 августа 1915 года был введен нагрудный знак Иркутского военного училища.

В 1914 году было начато строительство комплекса новых зданий для военного училища и кадетского корпуса, которое прекратилось в 1917 году. Строительство возобновлялось в 1918 - 1920 годах, снова прекратилось и здания стали постепенно разрушаться. Во время инспекторской поездки в район боев на КВЖД в 1929 году нарком по военным и морским делам К.Е. Ворошилов посетил город Иркутск. Было принято решение о продолжении строительства корпусов и размещении здесь военной авиационной технической школы, первой на территории Сибири и Дальнего Востока.

В первое предвоенное десятилетие личный состав нашего учебного заведения заложил хорошие традиции, создал тот фундамент, который позволил с честью выполнить возложенные на него задачи. В тяжелейших условиях создается учебно-материальная база: восстанавливаются здания, оборудуются учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории, казармы и т.п. В боях за Родину и в мирные будни воспитанники училища вписали немало ярких страниц в летопись Военно-воздушных сил. Отличились они в боях на реке Халхин-Гол и на озере Хасан, внесли достойный вклад в обеспечение боевых действий нашей авиации на фронтах Великой Отечественной войны. Курсантские батальоны участвовали в Сталинградской битве и в разгроме армии Японии на территории Китая.

13 выпускников училища в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза: А.П. Рубцов, Н.Д. Миоков, К.В. Новоселов, В.Ф. Дураков, С.Х. Марковцев, М.И. Рыбак, В.А. Земских, А.И. Белоус, И.Е. Середа, И.К. Сачко, М.П. Цисельский. Подполковнику в отставке В.П. Зубову в год пятидесятилетия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы была проведена большая работа по созданию современной учебной материальной базы, которая позволила успешно перейти на изучение реактивной авиационной техники.

С 1975 года наше военное учебное заведение готовит специалистов для ВВС с высшим инженерным образованием. В 1998 году ИВВАИУ преобразовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), в котором готовят как инженеров, так и техников для ВВС.

Сегодня ИВАИИ - единственный в России полнопрофильный военный авиационный инженерный институт.

ФАКУЛЬТЕТЫ

1. ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (основан в 1975 году).

Готовит военных авиационных инженеров и техников по специальности: эксплуатация и ремонт самолетов, вертолетов и авиационных двигателей.

Соответствующая ей гражданская специальность: техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.

2. АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ (основан в 1992 году).

Военная специальность - эксплуатация и ремонт авиационного вооружения, гражданская - робототехнические системы авиационного вооружения.

3. АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (основан в 1976 году).

Военная специальность - эксплуатация и ремонт авиационного оборудования самолетов и вертолетов, гражданская - техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов.

4. АВИАЦИОННОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (основан в 1987 году).

Военная специальность - эксплуатация и ремонт авиационного радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов, гражданская - техническая эксплуатация транспортного радиооборудования.

Система подготовки кадров

Она включает несколько ступеней образования (уровней обучения):

1. Начальная подготовка в авиационном лицее при институте кандидатов, профессионально-ориентированных для поступления в военное авиационное учебное заведение (прежде всего, для ИВАИИ).

2. Подготовка в институте по программе среднего профессионального военного образования авиационных техников.

3. Подготовка по программе высшего профессионального военного образования военных авиационных инженеров.

4. Подготовка в адъюнктуре при институте военных авиационных научно-педагогических кадров.

Условия обучения

Институт готовит авиационных техников в течение трех лет и авиационных инженеров - в течение пяти лет. Форма обучения бесплатная, очная, контрактная. Контракт на оставшееся время обучения и пять лет службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на офицерских должностях подписывается после окончания первого курса по достижении восемнадцати лет. Время обучения в военном институте засчитывается в общий срок службы в Вооруженных Силах. Курсанты первых и вторых курсов размещаются в казармах, а старших курсов - в общежитии, в комнатах по 2-3 человека. Курсантам, окончившим военный институт с золотой медалью или с дипломом с отличием, выплачивается денежное вознаграждение. Они пользуются правом выбора места дальнейшей службы в Вооруженных Силах РФ. Выпускникам присваивается офицерское воинское звание и выдается диплом государственного образца инженера или техника, аналогичный диплому выпускника учреждения высшего или среднего профессионального образования. Вместе с присвоением воинского звания "лейтенант" вручается нагрудный знак об окончании военного учебного заведения.

Учебно-материальная база

Она включает:

· комплекс учебных корпусов,

· казармы и общежития,

· учебный аэродром с комплексом средств обслуживания авиатехники,

· станцию испытания авиационных двигателей (СИАД),

· учебно-производственные мастерские (УПМ),

· учебно-полевой центр "Добролет",

· библиотеки (техническая и художественная),

· лабораторию вычислительной техники (ЛВТ),

· лабораторию технических средств обучения и телестудию,

· комплексные пилотажные тренажеры самолетов,

· аэродинамический корпус,

· ЭВМ и персональные компьютеры,

· полигон,

· автопарк,

· столовые,

· стадион, легкоатлетический манеж, спортивные залы,

· гимнастический городок, полосу препятствий и т.д.

Учебно-материальная база оснащена современной авиационной и вычислительной техникой, проверочной и регистрирующей аппаратурой. Идет постоянный процесс совершенствования, переоснащения и оборудования лабораторий и аудиторий. За годы работы в институте сформировался коллектив преподавателей и командиров, способный решать на уровне современных требований поставленные перед институтом задачи по качественной подготовке высококвалифицированных кадров для ВВС.

Научная работа

В институте имеется солидный научный потенциал: 11 докторов и 87 кандидатов наук. Из них 16 профессоров, 67 доцентов и 5 старших научных сотрудников. Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется через очную адъюнктуру в четырех научно-исследовательских лабораториях и путем соискательства. Идет постоянный процесс повышения квалификации и переподготовки преподавательского, инженерно-технического и командного состава. Через академические курсы и факультеты повышения квалификации вузов страны, обучение на авиастроительных заводах и личные стажировки в войсках проходит весь педагогический и инженерно-технический состав. Только за год в институте выполняется более 50 заказных и инициативных научно-исследовательских работ, оформляется более 250 изобретений и рационализаторских предложений. Неоднократно институт был признан лучшим среди вузов МО по изобретательской и рационализаторской работе. Курсанты института занимают призовые места в конкурсах на лучшую работу среди студентов вузов города, региона, ВВС. Ежегодно работы наших ученых и инженеров на выставках Иркутского международного выставочного комплекса "СИБЭКСПОЦЕНТР" занимают призовые места.

В ИНСТИТУТ ПРИНИМАЮТСЯ ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не могут рассматриваться в качестве кандидатов для зачисления на учебу в вузы граждане, указанные в четвертом и пятом абзацах пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Инженеры обучаются 5 лет, техники - 3 года.

В военный институт имеют право поступать:

· граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет (возраст определяется на момент поступления в военно-учебное заведение);

· граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву,- до достижения ими возраста 24 лет;

· военнослужащие, проходящие военную службу по контракту,- по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

В военный институт принимаются лица мужского пола, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании [если в нем есть запись о получении среднего (полного) общего образования], годные по состоянию здоровья (с учетом психологических данных и физической подготовленности) к обучению в военном институте и успешно сдавшие вступительные экзамены.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, изъявившие желание поступить в военный институт, подают заявления в военный комиссариат района по месту жительства до 20 апреля года поступления.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, - члены семей военнослужащих или лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу (работающих) в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, могут подавать заявления с приложением документов, перечисленных выше, на имя начальника института до 20 мая года поступления.

Лица, обучающиеся в суворовских военных училищах (кадетских корпусах), до 15 мая года, предшествующего году поступления на учебу в вузы, подают начальнику суворовского училища (кадетского корпуса) заявление о желании учиться в вузе.

Военнослужащие, желающие поступить на учебу в военно-учебное заведение, до 1 апреля года поступления подают по команде на имя командира воинской части рапорт о желании поступить в военное учебное заведение.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и отобранные кандидатами для поступления в вуз, откомандировываются командирами частей в военный институт к 3 июня на подготовительные учебные сборы и прохождение профессионального отбора, при этом вызова начальника института не требуется. Учебные сборы проводятся непосредственно в военном институте с 5 по 30 июня года поступления.

Профессиональный отбор кандидатов, [куда входят оценка уровня общеобразовательной подготовленности в объеме программы образовательного учреждения среднего (полного) общего образования, прохождение медкомиссии, тестирование с целью определения профессиональной пригодности, оценка уровня физической подготовленности], проводится в институте с 1 по 20 июля.

Для поступающих на пятилетний срок обучения проверка знаний проводится по следующим предметам: математика (письменно), физика (устно), русский язык (письменно).

Для поступающих на трехлетний срок обучения проверка знаний проводится по математике (письменно) и русскому языку (письменно).

Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:

· детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида 1-ой группы;

· граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вуз по ре­комендациям командиров войсковых частей;

· участников боевых действий;

· граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергнувшихся, воз­действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставлено право внеконкурсного поступления в вуз;

· других граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право внеконкурсного поступления в вуз.

Преимущественным правом при зачислении в военный институт пользуются кандидаты, показавшие в ходе профессионального отбора равные результаты, из числа:

· граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с За­коном РСФСР от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите гра­ждан, подвергнувшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

· граждан, уволенных с военной службы;

· детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

· детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоро­вья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

· детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанно­стей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязан­ностей военной службы;

· выпускников спецшкол-интернатов с первоначальной летной подготовкой;

· других граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

От проверки знаний по общеобразовательным предметам осво­бождаются кандидаты из числа:

· военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеж­дународного характера в Чеченской республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;

· выпускников суворовских училищ (кадетских корпусов), направленных в институт в соответствии с планом распределения;

· лиц, окончивших с медалями имеющие государственную аккреди­тацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или на­чального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, при положительных результатах собеседования по общеобразовательным предметам, выносимым на экзамены. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать эти экзамены на общих основаниях;

· других граждан, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.

· Все лица, имеющие льготы, должны представить документы, под­тверждающие эти льготы.

Лица, не принятые в военный институт, направляются в военкоматы по месту жительства. При этом личные документы выдаются на руки под расписку.

Военнослужащие, не принятые в институт, откомандировываются по прежнему месту службы.

Курсанты военного института находятся на военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия. Время обучения в военном институте засчитывается курсантам в общий срок их службы в Воору­женных силах. Курсантам второго и последующих курсов, отлично и хорошо успевающим в учебе, может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов, в том числе и защита дипломного проекта через четыре года обучения. Высвободившееся время используется для уг­лубленного изучения учебного материала, научных исследований, общественной и спортивной работы и т.п., а в отдельных случаях и для увеличения продолжительности отпусков. Курсантам, успешно усваивающим программу обучения, ежегодно предоставляется двухнедельный зимний каникулярный отпуск, а также отпуск с бесплатным проездом в обе стороны продолжительностью один месяц по окончании учебного года.

Курсанты первых и вторых курсов размещаются в казармах, а кур­санты старших курсов - в общежитии, в комнатах на два - три челове­ка. Семейные курсанты старших курсов могут проживать вне располо­жения института и находиться в гражданской одежде до начала заня­тий следующего учебного дня. Курсанты, проживающие в общежитиях, могут находиться вне расположения института в свободное от службы время до 24 часов ночи, при этом им разрешается ношение гражданской одежды. Курсантам первых и вторых курсов ношение гражданской одежды разрешается только при нахождении в отпуске.

Курсанты из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц, отслуживших военную службу по призыву до по­ступления в институт, освобождаются от размещения в казармах с первого года обучения. Они могут находиться вне расположения воен­ного института до 24 часов ночи, при этом им разрешается ношение гражданской одежды.

В Иркутском ВАИИ действует контрактная система воинской службы. Контракт заключается в возрасте 18 лет после окончания пер­вого курса на оставшееся время обучения и далее на 5 лет службы офи­цером после окончания института. После истечения этого срока кон­тракт может быть продлен. В конце года курсанты, успешно обучающиеся по контракту, полу­чают единовременное денежное вознаграждение размером до трех окла­дов денежного содержания в зависимости от результатов обучения и сдачи экзаменов.

Курсантам, окончившим военный институт с золотой медалью или с дипломом с отличием, выплачивается денежное вознаграждение. Эти выпускники пользуются правом выбора места службы. Выпускни­кам присваивается воинское звание "лейтенант", выдаются диплом государственного образца с присвоением соответствующей квалифика­ции и нагрудный знак (в зависимости от срока обучения).

Курсанты, отчисленные из военного института и не достигшие 18 лет, увольняются с военной службы, направляются в военкомат для по­становки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях.

Курсантам, достигшим 18 лет и отчисленным из института, продолжительность военной службы во время обучения в военном институте засчитывается из расчета два месяца обучения за один месяц воен­ной службы по призыву. Курсанты, не отслужившие положенный срок, направляются в воинские части для продолжения военной службы по призыву.

В настоящее время среднее профессиональное образование в Иркутске можно получить в колледжах и техникумах. Однако остались еще и училища Иркутска. К ним относятся средние профессиональные образовательные учреждения, которые на самом деле имеют статус колледжа или техникума, но исторически оставили в своем названии слово училище. В настоящее время в городе работает 2 подобных учебных заведения. Список училищ в Иркутске представлен ниже.

Поскольку в городе Иркутск училища в основном ориентированы на подготовку деятелей культуры и искусства, то поступление в них возможно после прохождения специальных испытаний. Подробнее про поступление написано в отдельной статье в этом разделе.

Список училищ Иркутска с учетом закрытых

Действующие училища города Иркутска

  • Государственное образовательное учреждение "Иркутское театральное училище "
  • Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Иркутское художественное училище им. И.Л. Копылова" (колледж)

Закрытые и переформированные училища Иркутска

  • Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище

Новые статьи про иркутские училища:

Популярные публикации про училища Иркутска:

Сведения про военное училище

Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище (военный институт) как военно-учебное заведение было основано 1 мая 1931 года приказом № 55 по ВВС РККА. За годы своего существования училище стало подлинной кузницей авиационных инженерно-технических кадров для Вооруженных сил страны. В стенах училища подготовлено свыше...

Военное училище ИркутскВоенное училище в Иркутске

Театральное училище в городе Иркутск

Иркутское театральное училище в Иркутске начало работать в 1962 году. В настоящее время оно относится к числу средних профессиональных учебных заведений. Училище принимают выпускников средних школ со средним образованием. В училище можно поступить на одну из трех актерских специализаций:

Театральное училище в Иркутске официальный сайт

Официальный сайт иркутского театрального училища выполнен в бежево-коричневой приятной для глаза гамме. Первое, что видит посетитель - пышно оформленное главное меню в верхней части страницы. Оно выполнено в виде крупного панно, на котором изображен силуэт здания учебного заведения и занавес зелёного цвета.

О суворовском училище в городе Иркутск

Разговоры о создании Суворовского училища в Иркутске ведутся уже не первый год. В 2013 году этот вопрос был детально изучен. В результате проделанной работы были приняты решения о том, что Иркутское суворовское училище может быть создано на базе Иркутского высшего военного авиационно-инженерного училища. Это решение было поддержано на уровне главы региона.

Художественное училище Иркутска принимает на учебу выпускников средних общеобразовательных школ. Поступить в иркутское художественное училище можно после 9 и после 11 класса. Обучение ведется по специальностям среднего профессиоанльного образования. В училище доступны как программы с базовой подготовкой, так и с углубленной. В настоящее время в училище открыты для поступления 4 специальности:

  • Живопись
  • Дизайн
  • Декоративно прикладное искусство и народные промыслы
  • Реставрация

Срок обучения по специальностям 3 года 10 месяцев.


Организация . Основано в 1874 г. для вольноопределяющихся из казаков (пр. по в.в. № 161 от 1872 г.). В соответствии с приложением к приказу № 161 от 1872 г. был определен штат постоянного состава училища, насчитывавший 56 чел. и включавший 8 офицеров (начальник училища, сотенный командир, делопроизводитель по учебной части и 5 младших офицеров), одного классного чиновника (ветеринарный врач), 20 нижних чинов (вахмистр, трубач, горнисты, барабанщики, писари, медицинский и ветеринарный фельдшеры, казаки для присмотра за лошадьми) и 27 вольнонаемных (портные, сапожники, кузнецы, конюхи, служители, седельник). К 1.03.1885 г. добавилась одна штатная офицерская должность (младший офицер), а также кузнец и два оружейных подмастерья, без изменения осталось количество вольнонаемных (добавился оружейный мастер, но один кузнец переведен в разряд нижних чинов). Таким образом, общее количество единиц постоянного состава насчитывало 60 чел. Прежнее количество штатных единиц имело место на 1.03.1892 г. Штатная и фактическая списочная численность постоянного состава не всегда совпадала. Приказом по военному ведомству № 161 от 1872 г. количество обучавшихся было определено в 90 чел., из которых 30 мест приходилось на юнкеров регулярных войск, 30 - на урядников пешего войска и 30 - на урядников конного войска. При учреждении Иркутскому юнкерскому училищу отводилась роль источника пополнения офицерскими кадрами не только регулярных, но и казачьих войск Сибири и Дальнего Востока. В училище могли учиться казаки Забайкальского, Амурского, Уссурийского войск, Иркутской и Красноярской сотен. В 1882-1883 и в 1883-1884 учебных годах в училище обучалось 77 юнкеров и урядников и 79 соответственно, что составляло 85,6% и 87,8% от полагавшегося штата. По национальному составу основное количество обучившихся было русским, небольшой процент приходился на поляков. В 1882-1883 учебном году русских в училище было 73 человека (94,8%), поляков - 3 (3,9%) и 1 человек (1,3%) "других национальностей", в 1883-1884 учебном году было 75 русских (94,9%) и 4 поляка (5,1%). По социальному происхождению в списках числилось 49 человек из дворян (62%), 3 - духовного звания (3,8%), 6 - купцов и мещан (7,6%), 1 - из крестьян (1,3%), 19 - казаков (24,1%) и 1 человек других сословий (1,3%).

Приказом по военному ведомству № 197 от 1.09.1901 г. училище было преобразовано в пехотное трехклассное на 100 юнкеров, а юнкера-казаки были переведены в Оренбургское казачье училище. Военным училище стало называться с 1909 г.

В 1906 г. согласно приказу по военному ведомству № 588 училищу был разрешен сверхкомплект переменного состава в количестве 10 чел.

Как и в предшествующие годы наблюдается несовпадение штатной и списочной численности учащихся. Так при штате 100 юнкеров на 3 июля 1907 г. в училище числилось 9747. Обращает на себя и то обстоятельство, что количество обучавшихся по классам было неодинаковым, убывая по мере приближения к выпуску. В телеграмме от 3 июля 1907 г. штаба округа, адресованной в Главный штаб приведены следующие сведения: "Иркутском юнкерском училище числится штатных юнкеров... общем классе 37 первом специальном 34 и втором специальном 26".
Следующее значительное увеличение штатной численности переменного состава произошло в 1910 г. Рост по окончании русско-японской войны количества войск в Сибири и на Дальнем Востоке, образование значительного некомплекта офицеров поставили на очередь вопрос об удвоении числа юнкеров в Иркутском училище. Разрешение проблемы сдерживалось отсутствием необходимого количества помещений. После проведения надстройки имевшихся зданий и возведения новых появилась реальная возможность увеличить штат переменного состава. Приказом по военному ведомству № 341 от 1910 г. штат училища был доведен до 200 юнкеров. Согласно высочайшему повелению рост числа обучавшихся должен был произойти постепенно: "Увеличить штат Иркутского пехотного юнкерского училища с 1-го сентября 1910 года на 65 юнкеров, а с 1-го сентября 1911 года еще на 35 юнкеров".

Было принято решение содержать с 1 сентября 1913 г. в военных пехотных училищах сверхштатных юнкеров, число которых для Иркутского училища составило 50 чел. Таким образом, общий штат переменного состава насчитывал 250 чел.

Численность юнкеров Иркутского военного училища в 1914-1915 гг.

По сведениям за 1918-1919 учебный год выпускной класс насчитывал 217 юнкеров, а при решении педагогическим комитетом вопроса о переводе в старший класс успевающих юнкеров были проанализированы сведения о 216 обучавшихся. Следовательно, списочный состав юнкеров составлял не менее 433 человек.

В целом штат постоянного состава включал по отдельным категориям следующее количество людей: офицеров - 13, классных чиновников - 1, нижних чинов - 30 и вольнонаемных - 27. По сравнению с прежним составом произошло увеличение: офицеров - на 4 чел., нижних чинов - на 7 чел.
Дальнейший рост переменного состава повлек за собой увеличение списочной численности постоянного состава. Так, на 1 февраля 1914 г. количество офицеров в училище составило 16 чел. 61, а к 1 ноября рост штатной численности служащих достиг по отдельным категориям следующих цифр: офицеров - 21 чел., нижних чинов - 70.

Поступление . По результатам вступительных экзаменов в 1874 г. в училище было принято 39 вольноопределяющихся и 9 казаков, в последующие три года принималось всего по 5 казаков, что объясняется низким уровнем образования казачьего населения Сибири. Это обстоятельство привело к тому, что согласно приказу по военному ведомству № 19 от 1878 г. при училище было открыто приготовительное отделение с целью направления туда молодых людей казачьего сословия, которые окажутся недостаточно подготовленными следовать за обычным курсом училища; зачисленные на приготовительное отделение состояли в общем штате обучавшихся. Училище пополнялось не только сибиряками. Почти половина юнкеров была выходцами из Прибалтики (латыши, литовцы, эстонцы, немцы), часть - из Западного края: белорусы и поляки, часть - с Кавказа (армяне, грузины) и много молодежи из северной России.

Приемные экзамены проводились во второй половине августа особыми комиссиями, назначавшимися начальником училища. В августе 1907 г. желающим поступить предстояли следующие испытания: медицинский осмотр, письменная работа по русскому языку, письменная работа по математике, физика, арифметика, алгебра, геометрия, история, закон божий, русский язык, география.

К 15.08.1913 г. для сдачи вступительных экзаменов прибыло 450 чел. при количестве вакансий на 100 чел.

Обучение . Учебный год продолжался с сентября до мая, по окончании назначались переводные и выпускные экзамены. Существовало правило: экзамен у обучавшегося принимал тот преподаватель, который должен был вести предмет в старшем классе, а преподаватель младшего класса выступал в роли ассистента. После экзаменов юнкера направлялись для полевых учений в лагерь. В лагере юнкера конного взвода жили по общему с пехотными юнкерами распорядку дня.

Лагерь училища располагался в 5 км от юрода, на р. Ушаковка. После первого курса юнкера проводили летние маневры в 60 км от Иркутска, в районе Усолья, после второго - в районе Байкала.

Выпуск . В 1888 г. по 1-му разряду училище закончили 4 человека, по 2-му - 32. Выпускники училища распределялись не только в воинские части Иркутского округа, но и в войска других военных округов. Выпуск училища в 1905 г. целиком влился в ряды 4-ю Сибирского армейского корпуса, действовавшего в Маньчжурии. В феврале 1906 г. выпускным юнкерам была предоставлена возможность разобрать имевшиеся в армии вакансии. Из 35 чел. 25 выбрали места службы вне частей Сибирского военного округа. 22 юнкерам из этих 25 было предложено по две вакансии, три юнкера взяли по одной - всего 47 вакансий. 10 вакансий пришлось на Тифлис и Тифлисскую губернию, по четыре - на Владивосток, Москву, Смоленск и Смоленскую губернию, по три - на Ревель и Харьков, по две - на Владикавказ, Вятку, Киев, Либаву, Пермь, Феодосию, по одной - на Митаву, Николаев, Петербург, Псков, Севастополь, Сухуми, Юрьев. Из 25 юнкеров, пожелавших служить вне войск Сибирского округа, 20 получили назначения в другие военные округа, а 5 - в части Сибирского округа. Следует отметить, что 10 выпускников пожелали и получили назначения в части Сибирского округа: три - в 5-й Иркутский Сибирский пехотный полк, по два - в 1-й Западно-Сибирский стрелковый батальон и в 10-й Омский Сибирский пехотный полк, по одному - в 8-й Томский, 9-й Тобольский и 12-й Барнаульский Сибирские пехотные полки.
Таким образом, в 1906 г. из 35 выпускников получили назначения в формирования Сибирского военного округа 15 человек, что составило 42,9%; в войска других военных округов было распределно 20 человек, или 57,1%. Такое неблагоприятное на первый взгляд распределение для частей Сибирского округа объясняется тем, что процесс вывода войск из Маньчжурии не был завершен и размещавшиеся на территории будущего Иркутского округа подразделения еще не испытывали острого некомплекта офицеров, который образовался к концу 1906 г. - началу 1907 г.

Прочее . Присягу юнкера училища принимали, в отличие от большинства российских военных училищ, не в октябре, а 6 декабря в день Св. Николая Чудотворца, а после вступления на престол Николая II - в день его тезоименитства. В период войны 1904-1905 гг. с Японией юнкера обучали ратников государственного ополчения в различных гарнизонах Сибири.
***

Социальный состав юнкеров Иркутского военного училища

Цифры свидетельствуют о том, что офицерский корпус потерял свой преимущественно дворянский характер. Составляя на 1 января 1915 г. 9,8% всех юнкеров училища, доля дворян на 1 января 1916 г. сократилась до 6,1%. В то же время возросла доля самой крупной социальной группы - крестьян: с 26,6% (1915 г.) до 40% (1916 г.).Значительную долю в общей массе юнкеров составляли дети мещан (23,7% в 1915 г. и 17,2% в 1916 г.), офицеров и чиновников (18,7% и 11,1%), духовенства (15,2% и 14%) однако, как и в случае с дворянами, их величина уменьшалась.

Подготовка, получаемая юнкерами в училище, позволяла им выходить не только в пехоту, но и в такие рода войск, которые требовали специальной подготовки - артиллерию, инженерные войска. 6 августа 1911 г. из 40 воспитанников, выпустившихся из училища, 35 были направлены в пехоту, 2 - в артиллерию и 3 - в инженерные части.
18 июня 1913 г. юнкерами были разобраны следующие вакансии: лейб-гвардии Преображенский полк в Петербурге, 16-й Туркестанский стрелковый полк в Кушке, 108-й пехотный Саратовский полк в Вильно, 82-й пехотный Дагестанский полк в Грозном, 9-й Сибирский стрелковый полк во Владивостоке.
Происходившее после окончания русско-японской войны усиление войск, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, сказалось на количестве офицеров, вышедших в западные округа, а также в Кавказский и Туркестанский. По сравнению с выпуском 1906 г. оно уменьшилось и составило 17 человек (18,1%) из 94 выпустившихся в 1913 г.
Вместе с тем произошло увеличение числа выпускников, назначенных в восточные военные округа - Омский, Иркутский и Приамурский - составившее 77 чел. 90, или 81,9%. Из этого числа больше всего офицеров было направлено в Иркутский округ - 67 (71,3%), 7 чел. (7,5%) - в Приамурский, 2 человека (2,1%) - в Омский округа и 1 чел. (1%) - в Заамурский округ пограничной стражи.
Как и ранее молодые офицеры шли не только в пехоту, но и в другие рода войск. Подавляющая часть выпускников выходила в пехоту - 85 чел. (90,4%), затем в казачьи войска - 3 чел. (3,2%), артиллерию - 2 чел. (2,1%), инженерные войска - 2 чел. (2,1%), пограничную стражу - 1 чел. (1,1%) и гвардию - 1 чел. 92 (1,1%).
Выпуск офицеров в другие рода войск (артиллерию, инженерные войска, пограничную стражу, казачьи войска) был связан с нехваткой специалистов соответствующих отраслей военного дела в азиатских военных округах. Из трех офицеров, назначенных в казачьи войска, один был направлен в 1-й Семиреченский казачий полк Туркестанского округа, один - в 1-й Аргунский казачий полк Иркутского округа и еще один - в Амурский казачий полк Приамурского округа. Оба распределенных в артиллерию выпускника были направлены в крепостную артиллерию Владивостока. По одному офицеру затребовали инженерные подразделения Иркутского и Приамурского округов.
Юнкера училища в годы Первой мировой войны выпускались в Сибирские стрелковые полки, которые за эти годы потеряли до 85% своего состава.
В декабре 1917 г. училище приняло активное участие в боевых действиях против большевиков в Сибири и прекратило свое существование в начале 1918 г. Восстановлено осенью 1918 г. Курс училища был рассчитан на 6 месяцев. Прекратило свое существование в январе 1920 г.
Юнкера училища имели белые погоны без выпушки и без шифровки.

Материальное состояние училища в силу недостаточного выделения средств, рассчитанного по нормам европейской России, долгое время оставляло желать лучшего. Достаточно заметить, что до девяностых годов XIX в. помещения освещались сальными свечами местного производства и ночниками с конопляным маслом.

Первоначально юнкерское училище размещалось в группе деревянных зданий, располагавшихся по улице Медведниковской (ныне улица Халтурина). Постигшая город 22 и 24 июня 1879 г. трагедия не обошла стороной и училище - 22 июня оно полностью сгорело. "Никакие усилия самих юнкеров, воинских частей и пожарных команд не могли спасти громадные деревянные здания юнкерского училища; все начальствующие лица обращали к нему все сподручные пожарные силы, но адский огонь в улицах положительно не позволял никакого подвоза воды к машинам". В результате пожара сгорели все шесть зданий учебного заведения, огонь уничтожил имущества на 15 тыс. 777 руб. После пожара училище разместилось в здании военной прогимназии. Через три года после описываемых событий оно переводится в каменное здание бывшего военного госпиталя, находившегося на пересечении улиц Троицкой и Госпитальной (ныне улиц 5-й армии и Ярослава Гашека). Двухэтажное здание было построено в 1801 г. по проекту известного иркутского архитектора А.И.Лосева как дом казенного назначения. Помещения оказались тесными и в некоторых взводах кровати приходилось ставить по две вплотную.

В 1907-1908 гг. силами окружного инженерного управления была осуществлена надстройка имевшихся зданий и возведение некоторых новых, однако последовавшее в 1910 г. увеличение количества обучавшихся до 200 чел., а также перспективы развития учебного заведения требовали кардинального решения вопроса о совершенствовании учебно-материальной базы. Руководство училища приступило к поиску места, где можно было бы построить новые корпуса. 26 января 1912 г. военное ведомство выбрало земельный участок, расположенный рядом с территорией будущего кадетского корпуса: между Загоскинской улицей (ныне улица Ядринцева) на западе и Вагинской улицей на востоке, первой Иерусалимской (ныне первая Советская) на севере и третьей Иерусалимской (ныне Трилиссера) на юге. Предполагалось, что участок будет по внешней форме и размерам одинаков с отошедшим кадетскому корпусу, разделен дорогою на две части, причем часть участка за дорогой должна была предназначаться для офицерских квартир.
6 июня 1912 г. иркутский вице-губернатор А.Римский-Корсаков сообщил штабу округа, "что вопрос об уступке военному училищу избранного участка Иркутской городской управой рассмотрен 29 минувшего мая в порядке 89 статьи городского положения и разрешен ею в положительном смысле". В этот же день комиссия, в состав которой кроме представителей города входили начальник Иркутской приготовительной школы Омского кадетского корпуса полковник А.А.Агте и инспектор классов военного училища полковник Л.Н.Пархомов, осмотрела земельный участок, предлагаемый к отводу под постройку зданий военного училища, исследовала характер местности и нашла пригодными к застройке пять кварталов. Спустя два месяца комиссия в составе начальника училища генерал-майора С.К. Станковского, военного инженера генерал-майора Н.Н. Афанасьева, инспектора классов полковника Л.Н.Пархомова и членов городской управы произвела работы по отмежеванию земельной площади, согласно генеральному плану расположения зданий военного училища. Обосновывая решения о выборе участка, начальник училища писал, что близость к будущему кадетскому корпусу, казармам 28-го Сибирского стрелкового полка и 7-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады позволит в будущем обеспечить два военно-учебных заведения общим водопроводом и электростанцией и, кроме того, даст возможность юнкерам ближе ознакомиться с внутренней жизнью двух родов оружия".
Летом 1914 г. ГУВУЗ открыл кредит на покупку земли. 26 августа 1914 г. городская управа представила этот вопрос на заседании Иркутской городской думы, которая постановила 35-ю голосами против 5-и продать военному ведомству кварталы № 167, 168, 186 и 187 за 46097 руб. 80 коп.; 37-ю голосами против 3-х изменить план города с закрытием для общего пользования находящихся между ними улиц. Строительные работы начались в сезон 1915 г. (с 15 апреля до 1 октября) с продолжительностью рабочего дня 12 час. Шла первая мировая война, значительная часть мужчин была мобилизована и направлена на фронт, а вместо убывших подрядчики завезли свыше 200 китайских рабочих и около 100 австро-германских военнопленных. Прекращение строительства связано с революционными событиями 1917 г. Всего планировалось построить 23 здания и сооружения, но к моменту свертывания строительных работ возвели 13 зданий, что составило 56,5 % от запланированного числа. Было сооружено главное здание, канцелярия, служба при квартире начальника училища, баня и прачечная, лазарет, пеший манеж, флигель для семейных служащих, шесть офицерских флигелей.

Следует отметить, что кроме учебных корпусов училище имело за городом военный лагерь, находившийся на левом берегу реки Ушаковки возле Пивоварской деревни, в котором в летнее время проводилась боевая учеба. Там по просьбе военного ведомства 26 марта 1881 г. Иркутская городская дума отвела 29 десятин земли, а через три года эта площадь была увеличена до 49 десятин.

Семь питомцев училища удостоены высшей воинской награды - ордена Святого Георгия четвертой степени, из которых трое награждены за мужество, проявленное во время войны с Китаем (Я.П. Горский, Р.А. Вертопрахов, П.Н. Туров), а четверо - за подвиги, совершенные в ходе русско-японской войны (И.М. Сычев, А.А. Белозеров, В.И. Казачихин, П.И. Качин).

31 декабря 1905 г. командующий войсками Сибирского военного округа генерал - лейтенант Н.Н.Сухотин телеграммой на имя главного начальника военно - учебных заведений сообщал: "Всепреданнейшее счастлив засвидетельствовать, что юнкера Иркутского училища, беззаветно верные долгу присяги и вновь пожалованному знамени, в течение двукратных беспорядков в Иркутске, проявили себя непоколебимыми доблестными слугами царя и Родины. В октябрьские дни, в течение трех дней, они бессменно охраняли генерал - губернатора в его дворце, а три юнкера восстановили телеграфное, прерванное врагами, действие. В конце ноября училище служило грозным оплотом против врагов порядка и надежным убежищем для всех не изменивших долгу и присяге, о чем прошу доложить царю". Телеграмма была доложена Николаю II, который написал на ней следующие слова: "Прочел с истинной отрадой. Благодарю юнкеров Иркутского училища за верную преданную службу в трудные дни". Эта резолюция не прошла бесследно. 17 марта 1906 г. юнкерам, произведенным к тому времени в офицеры и юнкерам, продолжавшим обучение в Иркутском пехотном юнкерском училище, всемилостивейше были пожалованы 77 медалей. Три выпускника - подпоручики К.Александров, Б.Морозов, В.Песоцкий - были награждены серебряной медалью "За храбрость" 4-й степени на Георгиевской ленте, 32 подпоручика и 42 юнкера награждались серебряной медалью "За усердие" на Станиславской ленте. Участие юнкеров Иркутского училища в обеспечении общественного правопорядка было отмечено на самом высоком уровне. Указанный выше факт участия юнкеров в охране общественного порядка в городе являлся не исключением, а скорее правилом. Войска гарнизона г. Иркутска рассматривались властями как эффективное средство для предотвращения беспорядков. На праздничные дни разрабатывался план мероприятий, охватывавший различные действия войск во время несения службы по охране общественного порядка. В случае недостатка войск для выполнения специальных задач могли привлекаться юнкера. Об этом, в частности, свидетельствует отношение начальнику училища под грифом "Весьма секретно", в котором оговаривался характер задействования юнкеров на праздничные дни лета 1881 г.: "В том случае, если за недостатком войск Иркутского гарнизона потребуется прибегнуть к содействию вверенного Вам юнкерского училища, то исполнять требования Иркутского полицмейстера о высылке в его распоряжение наличных юнкеров в виде строевой команды, при чем юнкера должны иметь по пачке боевых патронов на ружье, на праздниках 28 и 29 сего июня должен быть наряжен дежурный взвод".
Приведенная цитата показательна. Она свидетельствует, во-первых, о доверии юнкерам, а во-вторых, о решимости властей обеспечить законность и правопорядок.
Юнкера задействовались в различных общественных мероприятиях, проходивших в городе, а также в ликвидации последствий катастроф. Известный пожар 1879 г. нанес Иркутску громадный ущерб. Возникла необходимость выяснить точную численность населения с тем, чтобы определить потребное для жителей города количество продовольствия и жилья. С этой целью 22 октября 1879 г. была проведена перепись населения, в осуществлении которой принимали участие юнкера Иркутского училища.
27.01. 1903 г . - пожаловано п ростое знамя обр.1900 г. Кайма белая, шитье золотое. Навершие обр.1857 г. (гвардейское ). Древко белое. Изображен Спас Нерукотворный. Судьба знамени неизвестна. Юнкер Николай Ипатов, кадет Сибирского кадетского корпуса, в 1918 г. участвовал в спасении корпусного знамени.

4. Выпускники

    Попов Андрей Иннокентьевич

    Кушелевский Роман-Антоний Людвигович (в Сретенский резервный батальон)

    Волков Л.

Утвержден - 6.06.1915 г.
Белый эмалевый крест с двойным золотым кантом по краям. Между концами креста золотое сияние, а на поперечных концах надпись золотом: «1872-1910» . В центре синий щит с надписью золотом: «Иркутское военное училище» и накладные соединенные вензеля Императоров Александра II и Николая II. На нижний конец креста наложен оксидированный двуглавый орел, на груди которого щит с гербом Иркутска

6. Храм
Иллюстрации

Источники


if (!defined("_SAPE_USER")){ define("_SAPE_USER", "d0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2"); } require_once($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/"._SAPE_USER."/sape.php"); $o["host"] = "regiment.ru"; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?>