Открытый урок по баяну в музыкальной школе. Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности

Цель урока: формирование понятий об основных штрихах.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, получение новых знаний, закрепление новых ЗУН).

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

  • Обучающие : формирование слуховых представлений о штрихах (легато, нон легато, стаккато); формирование и закрепление игровых навыков для исполнения основных штрихов.
  • Воспитательные : воспитание вдумчивого отношения к занятиям, культуры исполнения, эстетического вкуса.
  • Развивающие : развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.

Наглядный материал к уроку.

1. Изображения сплошной линии, пунктирной, графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга), графическое стаккато (точки).

2. Репродукции картин Ж. Сёра, П. Синьяка, И. Шишкина.

3. Ассоциативный ряд в виде презентации.

4. Музыкальные примеры: Хор охотников из оперы К.М. Вебера “Волшебный стрелок”, бразильский народный танец “Самбалеле”, М. Качурбина “Мишка с куклой”, Л. Бекман “Ёлочка”.

План урока

1. Приветствие.- 30 с.

2. Настройка.- 30 с.

3. Разминка. (Гамма до мажор правой, левой рукой – нон легато; правой рукой “Я сижу, учу”- легато; правой рукой терции до мажор- нон легато).- 2 м.

4. Понятие штриха.- 2 м.

5. Игра в ансамбле. (Марш; творческое задание; показ преподавателя).- 5-7 м.

6. Закрепление штриха легато. (Пение; “Ходит кот по горе”- работа над качеством исполнения). 5-7 м.

7. Ассоциативный ряд.- 3 м.

8. Физ.минутка. (“Здрасте, здрасте”; “Мишка с куклой” - движение под музыку).-2 м.

9. Штрих стаккато – формирование игровых навыков. (Дождик; Лошадка).-10 м.

10. Закрепление навыка. (Ансамбль “Шесть утят”).-3 м.

11. Подведение итогов. (Штрихи, как средство художественной выразительности).- 3 м.

12. Домашнее задание -1 м

Ход урока

Здравствуй, Таня и уважаемые преподаватели! Таня, это наш первый открытый урок, желаю тебе быть активной и внимательной, чтобы работа стала интересной и плодотворной.

Тема урока - освоение основных штрихов на начальном этапе обучения. Начинаем мы традиционно с разминки, сыграем гамму ДО мажор в характере марша. (Правой и левой рукой отдельно); терции (правой рукой). Следующее упражнение - “Я сижу, учу” (правой рукой).

Ты играла двумя способами, ноты звучали то раздельно, то связно, напевно. Тебе уже знакомо понятие связной игры, это - (ответ ученицы), а играть раздельно, не связно называется - (ответ). Должна тебе сообщить, что легато и нон легато-это штрихи. Штрихи – это характер извлекаемого звука. Можно сказать, что штрих это и результат действия исполнителя. Таня, как ты думаешь, почему какую-то музыку мы играем напевно, на легато, а для другой лучше подходит штрих нон легато? Может всё играть одинаково? (ответ). Да, ты права. Музыка очень разнообразна, у каждой есть свой характер, как у каждого человека. А штрихи тесно связаны с этим характером, помогают его раскрыть, передают настроение музыки. Слово “штрих” в переводе с немецкого – черта. Какая черта (линия) на твой взгляд соответствует легато, какая нон легато? (наглядный материал). (Ответ). Верно, легато можно изобразить длинной линией, а пунктирной - нон легато. Для нас правильнее изобразить звуки вот так (наглядный материал): кружочки - графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Чем отличаются эти изображения? (Ответ). Так же происходит в музыке, звучание нон легато-это небольшие расстояния, цезуры между нотами. Знаешь, многие марши исполняются штрихом нон легато, под него удобно шагать. Предлагаю тебе сочинить небольшой марш на эти слова. (Подбор мелодии на заданный текст: “Раз, два, стройся в ряд. Раз, два, на парад!”). Пальчики активно берут ноты, как бы шагают по клавиатуре, мы передаём бодрый характер, солдаты поднимают ноги. Ещё нон легато может звучать так: (преподаватель исполняет отрывок хора Охотников из оперы “Волшебный стрелок” К.М. Вебера; эпизод бразильского танца “Самбалеле”). Подобная танцевальная музыка звучит на бразильских карнавалах, ты когда-нибудь видела карнавал? Это очень яркое шествие с весёлыми песнями и танцами. В Бразилии этот праздник длится несколько дней. А у тебя есть любимый праздник? (Ответ). Давай мы с тобой споём самую популярную новогоднюю песню, ты её узнаешь по звукам вступления. (Поём “В лесу родилась ёлочка”, аккомпанирует преподаватель).

Скажи, пожалуйста, что ты делала со звуками при пении? (Ответ), то есть ты исполняла на легато. В песенной (вокальной) музыке в основном применяется этот штрих. У нас с тобой есть песня, “Ходит кот по горе”, мы её сыграем, но сначала прочти к ней слова. (Ученица читает, выясняем, что это колыбельная). Таня, какое состояние, настроение ты должна передать? (Ответ). Играть нужно напевно, значит штрихом? (Ответ).

(Работаем над пьесой: штрих легато, смена меха, оттенки).

Как ты думаешь, что-то изменится, если ты сыграешь нон легато? Послушай что получится. (Играет нон легато; рассуждение). Да, исчезла напевность, плавность, кот из ласкового превратился в задиристого, он скорее разбудит, чем укачает. Изменился характер песни. Давай мы вернём её назначение колыбельной и сыграем выразительно. (Даём оценку исполнению).

Хочу показать тебе несколько иллюстраций, твоя задача определить какие образы, линии связаны со штрихом легато, раскрывают его смысл, по твоим ощущениям. (Ассоциативный ряд-просмотр, рассуждения, краткие выводы).

А сейчас предлагаю физ. минутку. Проведём ритмическую разминку “Здрасте, здрасте”. (Выполнятся в форме диалога, с движениями, иллюстрирующими текст по смыслу, каждому слогу соответствует своя длительность, интонационно окрашиваем):

Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Где ж ваш зонтик?

Потеряли...

Где галоши?

Кот унёс...

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заходите в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на праздничный пирог!

Разминка продолжается. Предлагаю тебе выполнить движения под самую известную польку “Мишка с куклой”, можно использовать бубен. (Движения под музыку, аккомпанирует преподаватель).

Спасибо, молодец! Скажи, какой характер прозвучавшей музыки? (Ответ). А ты обратила внимание, как звучали ноты, связно или раздельно? (Показать на инструменте). (Ответ). Да, звуки исполнялись коротко, чётко, передавая лёгкие подскоки, полька так и танцуется на небольших подскоках. Твои удары по бубну тоже были чёткие и лёгкие. Таня, а как бы ты изобразила капли дождя? Садись за инструмент, будешь фантазировать. (Ученица выполняет, преподаватель гармонизует). Капельки падают легко, между каждой капелькой есть момент паузы, слушай. Такое чёткое, лёгкое звучание называется – стаккато, этот штрих, в переводе с итальянского означает остро, отрывисто. Стаккато, как и другие штрихи, служит для передачи характера музыки. Давай мы поучимся извлекать ноты на стаккато. (Работа над детской песней “Лошадка” - правой рукой; левой рукой на аккордах; правой рукой в терцию - кистевое стаккато). Можешь отличить на слух, чем отличается стаккато от нон легато? (показ; ответ ученицы). Звуки короче, расстояние между ними больше, графически можно изобразить стаккато точками.

Сегодня ты познакомилась с новым штрихом, мы закрепим его, исполнив знакомую тебе песенку “Шесть утят”, посмотри, какие ноты ты будешь играть стаккато, приготовились (игра в ансамбле). Таня, назови известные тебе штрихи (ответ). Штрихи - это средство художественной выразительности, они используются не только в музыке, но и других видах искусства. Например, балерина исполняет плавные движения руками, это будет - (ответ), а прыжки на пуантах - (ответ). Ты помнишь, как переводится слово штрих? (Ответ), правильно, поэтому без штрихов точно не обойтись в изобразительном искусстве, там различных линий великое множество. В конце 19 века, во Франции жили художники, которые создавали свои картины одними точками, этих художников назвали пуантилистами. Предлагаю тебе познакомиться с таким образцом. (Просмотр иллюстраций, картины Сёра, Синьяка). Для передачи общего настроения картины, художник использует и густой мазок, и лёгкие штрихи. (Пейзажи Шишкина). Как ты думаешь, зачем мы знакомимся со штрихами и осваиваем их исполнение? (Ответ). Чтобы ты, как художник, могла звуками написать музыкальный образ, выразить настроение музыки.

Спасибо за работу на уроке; домашнее задание будет таким: при помощи известных тебе штрихов нарисовать цветок, бабочку, или дерево, а может тебе захочется изобразить целый пейзаж. Желаю успеха! Наш урок подошёл к концу, за хорошую работу тебе можно поставить отметку пять. До свидания!

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Большецарынская детская школа искусств»

План - конспект урока по специальности «Баян»

Тема: «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности».

Преподаватель: Малыхина О.В.

п.Большой-Царын 2014г

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических

навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна

Учащаяся: Гуськова Настя возраст 9 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающие: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.
Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.

Гуцул Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Начальный этап обучения в классе баяна"
Дата публикации: 13.10.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок преподавателя по классу баяна Гуцул Е.А.

(предмет: специальность)
Учащийся: Кирпиченко Кирилл, возраст 7 лет, класс 1 (7л.о.)
Тема урока:
Постановка и развитие исполнительского аппарата, формирование посадки, освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить теоретические знания учащегося, сформировать навык свободного перемещения правой руки по правой клавиатуре. 2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей. 3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству. 4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока:
индивидуальная.
Технические средства:
Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.
Репертуарный план урока:
1. Пальчиковые упражнения: развитие независимости пальцев «Теремки», «Братцы»; развитие эластичности мышц «Тяни-толкай», «Заводные машинки» и т.д. 2. Гамма до мажор разными длительностями. 3. Д.п. «Василёк», Шплатова «Бобик», Д.п. «Барабанщик», Д.п. «Дождик» 4. Упражнения для игры двумя руками (аккомпанемент с мажорными аккордами) 5. Р.н.п. «Как под горкой, под горой», Р.н.п. «Барашечки» (отдельно каждой рукой)
Структура урока:
Формирование исполнительского игрового аппарата: преподаватель совместно с учащимся делает пальчиковые упражнения на развитие независимости пальцев, на развитие эластичности мышц, на развитие гибкости пальцев и кисти. Закрепление постановочных навыков. С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Для облегчения ориентации на правой клавиатуре делаются насечки на клавишах «До» (1ряд), «Фа» (3ряд), «Соль» (2ряд). Перед началом исполнения песенки учащемуся необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа
– четвертый. Используемая 4-х пальцевая аппликатура предполагает традиционную постановку, закрепляющую за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». Благодаря тому, что первый палец правой руки находится за грифом, постановка правой руки фиксированная и способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Но при этом необходимо помнить, что нужно держать открытым отверстие между внутренней частью кисти и грифом, так называемое «окошко». Для закрепления этого навыка проделываем упражнения без звука: вертикальное свободное скольжение всех пальцев по каждому ряду. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Освоение основ меховедения на примере гаммы до мажор. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха на сжим. Выработка чувства осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением правой руки. Ознакомление с новым произведением, используя определённый алгоритм разучивания: 1. Педагог проигрывает новую мелодию. 2. Ученик называет размер новой песни, длительности и прочитывает ноты. 3. Ученик поет (в случае, если песенка со словами) и одновременно прохлопывает ритмический рисунок. 4. Ученик проигрывает песенку со счётом вслух отдельно каждой рукой.
Ход урока:
(подготовительный этап) 1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока
.
2. Игра пальчиковых упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Учащийся совместно с преподавателем проделывает упражнения на развитие независимости пальцев:
«Теремки»
Ладони сомкнуты перед грудью. Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча! Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – сгибаются прижатые друг к другу кончиками вредние пальцы.
Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики.
«Братцы»
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.(Засиделись в избушке братцы) Отводим вбок мизинец и задерживаем его в этой позиции 2-3 секунды. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходную позицию. (Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовёт он братца вдвоём прогуляться) Вбок отвести два, прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. (Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроём прогуляться) Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний, задержать на 2-3 секунды. (Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе.) Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. Затем работает другая рука. Упражнения на развитие эластичности мышц
«Тяни-толкай»
Руки опущены вниз, тыльные стороны ладоней соединены. Указательные пальцы и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперёд-назад. При повторении игры сцепляются средние и безымянные пальцы. (Бежит Тяни-Толкай, торопится, а с места не сдвинется.)
«Заводные машинки»


Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машинки. Ключ - в руках ведущего. Ведущий «заводит» машинки тремя поворотами ключ. Вдох-и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее. Пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Такая гимнастика для рук является дополнительным средством для облегчения первичных постановочных навыков, а также помогает заинтересовать ребёнка, развить его творческое мышление, внимание, умение управлять своим телом.

3.Игра на инструменте. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и
рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
(контроль в течение урока)
(основной этап) 1. Игра гаммы до мажор. Учащийся проигрывает гамму целыми, половинными и четвертными длительностями со счетом вслух. При игре целыми длительностями смена меха осуществляется через ноту, половинными – через две ноты, четвертями – через четыре ноты. Преподаватель осуществляет контроль за плавным и ровным меховедением, а также обращает внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. 2. Проигрывание выученных ранее пьес, делая совместный анализ с учащимся недостатков и достоинств: Д.п. «Василёк» (проигрывание с пением, характер спокойный, мягкий) О.Шплатова «Бобик» (проигрывание с пением, характер весёлый, радостный) Д.п. «Барабанщик» (проигрывание с пением, характер бодрый, маршеобразный) Д.п. «Дождик» (проигрывание с пением, характер весёлый, лёгкий) Обсуждение после проигрывания каждой песенки: удалось ли передать характер, соблюдена ли смена меха, аппликатура, пальцевой замах, соблюдена ли правильная посадка. 3. Освоение аккомпанемента с мажорными аккордами. Игра упражнений двумя руками с мажорными аккордами в аккомпанементе. 4. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. 5. Разучивание новых песенок: Р.н.п. «Как под горкой, под горой» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно); Р.н.п. «Барашечки» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно). (заключительный этап) 1.Отметка 2.Запись домашнего задания.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне
раскрыты: - четкость и ясность поставленных задач. - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка. - создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). - активизация слухового контроля. - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. - самоанализ учащимся исполняемых произведений.  
Используемая литература:
1. О.Шплатова «Первая ступенька» 2. Д.Угринович «Баян, подготовительная группа» 3. В. Стативкин «Школа игры навыборно-готовом баяне». 4. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне». 5.Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»

Конспект открытого урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.

Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»

Описание работы: Развитие у ученика художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. Предлагаю вашему вниманию конспект урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения». В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.


Назначение: Данный конспект урока может быть полезен преподавателям специальности (баян, аккордеон) музыкальных школ и школ искусств. Данный материал рассчитан на учащихся 1-2 классов ДМШ.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока
– Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.


2.знаешь ли ты слова песни?


3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?


6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»



3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.