Увлекательные грамматика для детей 6 7 лет. Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Частый вопрос, возникающий у родителей будущего первоклассника: готов ли их 6-7 летний ребенок к школе? А если не готов, то, как скорректировать необходимые знания, умения, навыки, какие развивающие задания проработать с сыном или дочкой дома? Некоторые родители доверят решение этой проблемы детскому саду или подготовительной группе при школе, а кто-то самостоятельно возьмется за этот нелегкий труд. И, конечно, последние останутся в выигрыше. Ни школа, ни детский сад не смогут учесть индивидуальных особенностей каждого ребенка. И нигде, кроме как дома, не будет создана наиболее комфортная, непринужденная обстановка, так необходимая для развития малыша.

Как распечатать карточки с заданиями

На любом понравившемся изображении, кликните правой кнопкой мышки и в открывшемся окне выберите пункт «сохранить картинку как», затем выберите куда нужно сохранить карточку, например рабочий стол своего компьютера. Карточка сохранена, можете открывать ее как обычное изображение на своем ПК и распечатывать, чтобы было удобнее заниматься с ребенком.

В продолжении темы о развитии детей 6-7 лет. Специалисты выделили три составляющих готовности ребенка 6-7 лет к школе: физиологическая, психологическая и познавательная.

  1. Физиологический аспект. Особенности развития и готовности ребенка к посещению школы определяет врач. Конечно, в случае тяжелые отклонения здоровья, ничего не поделаешь, обучаться придется в коррекционных классах или школах. Если ребенок склонен к частым простудным заболеванием, то родители смогут попытаться исправить это с помощью закаливания.
  2. Психологический аспект. Соответствие возрасту памяти, речи, мышления. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, спокойно реагировать на замечания, уважать взрослых, знать, что плохо и что хорошо, стремиться к получению новых знаний.
  3. Познавательный аспект. Можно выделить несколько групп знаний и умений, которыми должен обладать будущий первоклассник.
  • Внимание. Ребенок должен уметь работать по образцу, выполнять задания на внимательность, а также на поиск сходств и различий.

Внимание — один из самых значимых способов познания мира. К 7 годам формируется произвольное внимание. Если этого не происходит, то ребенку нужно помочь, иначе могут возникнуть проблемы с концентрацией на уроках.

Задания на развитие внимания у детей 6-7 лет

Задание 1. «Части тела» . Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель показывает на свою часть тела и проговаривает ее название, ребенок повторяет. Далее взрослый делает хитрость: показывает, например, глаз, а говорит, что это локоть. Ребенок должен заметить подвох и правильно указать часть тела.

Задание 2. «Найди отличия». Одна из самых популярных игр. Следует заранее обговорить, сколько отличий на выбранной картинке. Удобно пользоваться карандашом, для обозначения найденных элементов. Если ребенок не может найти все отличия, нужно ему подсказать, на что следует обратить внимание.

Например, на следующей картинке нужно найти не менее 10 отличий.

Задание 3. «Найди путь» . Ребенку предлагают ответить на вопрос, например: «По какой дорожке должен следовать автобус, чтобы дети доехали до школы?»

  • Математика и логическое мышление. Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, знать арифметические знаки « + », « – », « = ». Также находить закономерности, группировать предметы по одному признаку, продолжать логические ряды, составлять рассказ с логическим завершением, находить лишний предмет, то есть анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать и доказывать.

Задание ребенку : посчитай десятки

Задание ребенку : сравни числа, поставь знак «больше», «меньше», «равно»

Математика – основополагающий фактор интеллектуального развития. В ее корне заложено логическое мышление. Оно в свою очередь формирует умение пользоваться логическими приемами, а также выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать умозаключения. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте начать развивать логику.

Задания для умников

Задания и игры на развитие логики для детей 6-7 лет

Развивающее задание №1. Нарисуйте на чистом листе бумаги цифры до 10, три раза нарисуйте цифру «7» и три раза цифру «2». Предложить малышу раскрасить все цифры 7 в синий цвет, а цифры 2 – в зеленый. После выполнения задать вопрос: «Каких цифр больше? На сколько?». Подобные задания развивают умение анализировать, обобщать и сравнивать. Аналогично можно попросить ребенка сосчитать теннисные, гандбольные, баскетбольные и футбольные мячи, назвать каких больше — меньше.

Развивающее логическое мышление задание № 2 . Найти лишнее транспортное средство. Ребенок классифицирует предметы по одному признаку: автобус, скутер и автомобиль ездят на топливе. Но, конечно, предварительно нужно ребенка 6-7 лет познакомить с темой «транспорт», рассказать и показать какие виды транспорта бывают и кто ими управляет.

Развивающее задание № 3 . Детям предлагают задачу: «На полке лежит столько же красных тетрадей, сколько синих. Число зеленых и красных тетрадей одинаково. Сколько всего тетрадей на полке, если зеленых 3?» Такая задача развивает умение анализировать, синтезировать, сравнивать и упорядочивать свои действия.

Развивающее задание № 4 . Можно предложить ребенку ответить на вопросы с подвохом. Такие задачки очень нравятся детям. Они помогают развить воображение.

На 1 ноге Маша весит 20 кг, сколько она будет весить на 2 ногах?

Что легче: килограмм пуха или камней?

Сколько конфет в пустом пакете?

Из какой посуды ничего не съешь?

На березе росло 5 яблок и 3 банана, Сколько осталось яблок, если все бананы упали?

В этом возрасте дети легко решают задачи со скрытым смыслом, например: «Волк пригласил к себе на день рождения поросят, козлят и красную шапочку, посчитай, сколько всего аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения? (вы удивитесь, как ребенок 6-7 лет быстро ответит «11 гостей» на эту задачу).

  • Память. Нужно уметь рассказывать наизусть стихотворение, пересказывать небольшой текст, запоминать 10 картинок.

В 6-7 лет формируется произвольная память, что необходимо для получения большого объема новых знаний в школе. Совместно с образной памятью развивается словесно-логическая, то есть хорошо запоминается то, что было понято. Помочь в развитии памяти и подготовиться к школе могут помочь родители с помощью правильно подобранных заданий.

Задания на развитие памяти детей 6-7 лет

Задание 1 . «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.

Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»

Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?». В этой игре задействована не только память, но и внимание.

  • Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.

«Встретились два друга у старого колодца» — большие пальцы «обнимают» друг друга по очереди.

«Вдруг где-то грохот раздается» — пальцы стучат по столу.

«Разбежались друзья по своим домам» — пальцы спрятались в кулак.

«Не станут гулять больше по горам» — большим пальцем одной руки нужно нажать на суставы другой руки.

Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .

Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е . Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте , где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.

Тема : "Путешествие в страну Грамматику "

Цель : закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.

Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.

Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.

Развивающие :

Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание;

Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать культуру речи.

Воспитывать интерес и любовь к родной речи.

Воспитывать взаимопомощь.

Материал :

Раздаточный материал на каждого ребёнка : снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.

Демонстрационный : елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?

Педагог : Кто правильно сидит, кто красиво говорит?

Дети : Мы правильно сидим, мы красиво говорим.

Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.

Педагог : Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим , как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос : Из чего состоит наша речь?

Дети : Из предложений.

Педагог : Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать ? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок : Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей )

Педагог : Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.

Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.

Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?

Дети : Нет.

Педагог : Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?

(Ответы детей- .) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.

Педагог : Ребята. Сколько слов в этом предложении.

Дети : Пять слов.

Педагог : Какое это предложение-длинное или короткое?

Дети : Длинное.

Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.

Педагог : Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.

Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.

Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.

Педагог отрывает второй лепесток.

Педагог : Мы побываем на улице «Предложения» . Какие бывают предложения?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима» , просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.

Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает третий лепесток :

Из чего состоят предложения?

Дети : Из слов.

Педагог : Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.

Какие бывают слова?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)

Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.

Педагог отрывает четвёртый лепесток : Теперь отправим на улицу «Звукоградик» :

Из чего состоит слово?

Дети :- Из слогов и звуков.

Педагог : Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?

Дети : Гласные и согласные.

Педагог : Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей )

Дети : Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.

Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.

(Ответы детей )

Дети : В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.

Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е) .

А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?

(Ответы детей )

Дети : Твёрдые согласные.

Педагог : В домике с зелёной крышей кто живёт?

Дети : Мягкие согласные.

Педагог : Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня (Луна)

Педагог : Давайте выполним анализ этого слова.

Педагог : Сколько слогов в этом слове?

Дети : Два.

Педагог : Сколько букв в этом слове?

Дети : Четыре.

Педагог : Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.

Педагог : Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.) . У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.

Дети выполняют задание.

Педагог : Первый квадрат каким цветом выделили?

Дети : Синим, потому что звук Л твёрдый.

Педагог : Второй квадрат какого цвета?

Дети : Красного. Звук У-гласный.

Педагог : Третий квадрат какого цвета?

Дети : Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.

Педагог : Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?

Дети : Красным, так как звук А - гласный.

Педагог : Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает пятый лепесток цветка : Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру

«Твёрдый-мягкий» .

Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.

Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий) .

Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.

Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру : «Скажи наоборот» . Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например : день-ночь и т. д.

Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)

Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.

Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.

Дети выполняют задание.

Педагог : Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика , то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.

Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.

Педагог : Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д) .После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.

Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.

Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей .)

Дети : Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.

Педагог : Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!

А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог : Мне понравилось путешествовать . А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики ? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей ) .

Педагог : Наше путешествие в страну Грамматику закончилось , до новых встреч, дорогие друзья!