Дифференциация и интеграция наук. Интеграция современной науки: определение, особенности и интересные факты. Интеграция и дифференциация наук, их связь с образованием

С течением времени наука, безусловно, претерпевает качественные изменения. Она увеличивает объем, разветвляется и усложняется. Фактическая ее история представлена достаточно хаотично и дробно. Однако во множестве открытий, гипотез, концепций присутствует определенная упорядоченность, закономерность становления и смены теорий, - логика развития познания.

Актуальность вопроса

Выявление логики в развитии науки выражается в уяснении закономерности прогресса познания, сил, движущих им, их исторической обусловленности. В настоящее время эта проблема рассматривается под иным углом, нежели это было в прошлом столетии. Ранее считалось, что в науке имеет место постоянное приращение знания, накопление новых открытий, выдвижение более точных теорий. Все это в итоге создавало кумулятивный эффект на различных направлениях изучения явлений. Сегодня логика становления науки представлена в ином свете. В настоящее время господствует идея, что она развивается не только посредством непрерывного накопления идей и фактов, но и с помощью фундаментальных теоретических сдвигов. Благодаря им в определенный момент ученые начинают перекраивать привычную картину мира и перестраивают свою деятельность на основании принципиально других мировоззренческих установок. На смену логике неспешной эволюции пришла тенденция катастрофы и научных революций.

Дифференциация науки

Это явление предполагает разделение единой системы на отдельные ее части. В научной сфере в качестве нее выступает познание. При делении его на элементы происходит возникновение новых сфер, областей, объектов исследования и отрасли. Дифференциация способствовала превращению науки в сложную, разветвленную систему, включающую множество дисциплин.

Предпосылки

Сегодня в науке насчитывается не меньше 15 тысяч разных дисциплин. Усложнение структуры знания обуславливается несколькими причинами. В первую очередь в основу современной науки положен аналитический подход к реальным явлениям. Другими словами, в качестве базового приема выступает расчленение события на простейшие элементы. Этот методологический подход направлял исследователей на детализацию действительности. Во-вторых, в течение последних трех веков резко увеличилось количество объектов, ставших доступными для изучения. Существование гениев, способных охватить многообразие познания, в настоящее время стало физически невозможным - человек может изучить только небольшую долю того, что в целом известно людям. Формирование отдельных дисциплин происходило путем отграничения предмета исследования каждой из них от прочих элементов остальных направлений. В качестве стержня при этом выступают объективные закономерности действительности.

Эффективность

Специализация отраслей неизбежна и полезна. Дифференциация позволяет более глубоко исследовать отдельные стороны реальности. Она существенно облегчает работу ученых, влияет непосредственно на структуру всего научного сообщества. Специализация идет и сегодня. К примеру, генетика считается относительно молодой дисциплиной. Между тем, уже сегодня существует множество ее ответвлений - эволюционная, молекулярная, популяционная. Отмечается и "дробление" более старых наук. Так, в химии возникло квантовое направление, радиационное и так далее.

Негативные стороны

Несмотря на явные преимущества, дифференциация несет в себе опасность разложения общей картины мира. Дробление единой системы на отдельные элементы - закономерное следствие интенсивного увеличения и усложнения знания. Этот процесс неизбежно приводит к специализации, разделению научной деятельности. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Изучая этот аспект проблемы, Эйнштейн указывал на то, что работа отдельных ученых неизбежно приходит к более ограниченному участку общего знания. Специализация может привести к тому, что единое понимание познания не сможет успевать за развитием системы. В результате существует угроза сужения перспективы ученого, принижения его до уровня ремесленника.

Кризис

Взаимное разделение научных дисциплин, изоляционистская дифференциация считалась основной тенденцией до 19 столетия. Результатом этого явления стало то, что несмотря на внушительные успехи, достигнутые в ходе прогрессирующей специализации, имело место усиление рассогласованности направлений. Это привело к кризису единства науки. Однако уже классическое естествознание постепенно выдвигает на первый план идею принципиального единства явлений природы и, следовательно, дисциплин, отражающих их. В связи с этим стали появляться смежные направления (биохимия, физическая химия и так далее). Границы, которые существовали между оформившимися направлениями, стали все более условными. При этом фундаментальные дисциплины настолько проникли друг в друга, что возникла проблема формирования общей системы знаний о природе.

Процесс интеграции науки

Он протекает одновременно с разделением единой системы на элементы. Интеграция наук - это явление, обратное дроблению. Термин произошел от латинского слова, в переводе означающего "восполнение", "восстановление". Понятие применяется, как правило, для обозначения объединения элементов в одно целое. При этом предполагается преодоление дезинтегрирующих обстоятельств, приводящих к разобщенности системы, чрезмерному росту самостоятельности ее компонентов. Это должно способствовать повышению степени упорядоченности и организованности структуры. Интеграция наук - это взаимное проникновение, синтез, объединение дисциплин, их методов в одно целое, устранение границ между ними. Особенно активно это проявляется в настоящее время. Интеграция современной науки выражается в возникновении таких областей, как синергетика, кибернетика и так далее. Вместе с этим идет формирование различных картин мира.

Ключевые принципы

Интеграция наук базируется на философской модели единства мира. Действительность является общей для всех. Соответственно, ее отражение должно выражать единство. Системно-целостный характер окружающей среды обуславливает общность естественнонаучного познания. В природе отсутствуют абсолютные разграничительные линии. В ней существуют только формы перемещения материй относительно самостоятельного характера. Они переходят друг в друга, составляют звенья общей цепи развития и движения. Соответственно, дисциплины, в рамках которых они изучаются, могут иметь относительную, а не абсолютную самостоятельность в различных сферах.

Основные направления

Самостоятельность дисциплин, возникновение которых обуславливает , проявляется:



Взаимосвязь явлений

Как выше было сказано, протекают в одно время. Однако на том или ином этапе прослеживается преобладание одного явления над другим. Сегодня обуславливается различными факторами. При преобладании объединяющих условий отрасль выходит из кризиса специализации. Во многом этому способствует . Между тем, в настоящее время стоит проблема достижения большей упорядоченности и организованности. Раздробление дисциплин сегодня приводит не к разобщенности, а, наоборот, к взаимопроникновению направлений. Таким образом, можно сказать, что в качестве результата разделения выступает интеграция науки. Производство сегодня во многом зависит от достижений и открытий ученых, их исследований и получаемых показателей. По этой причине немаловажно установить связь между практической и теоретической деятельностью.

Заключение

Интеграция наук - механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от "множества" к "единству". Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности. Необходимо отметить, что не любое междисциплинарное изучение комплексных проблем можно считать интегративным взаимодействием направлений. Суть явления заключается в уплотнении информации, усилении системности, емкости и комплексности знаний. Проблема научной интеграции имеет множество граней. Ее сложность обуславливает необходимость использования передовых средств методологического анализа.

1 Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора). В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании). Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного пространства.

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П., Венглинская Е.А. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИХ СВЯЗЬ С ОБРАЗОВАНИЕМ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 86-87;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12835 (дата обращения: 06.11.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дифференциация и интеграция наук

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их "стыке"). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных "зачатков" научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное "разветвление" последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, "стыковых" наук.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. "Область ведения" биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника".

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию "смыкания наук", ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется". Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребовала объединения усилий ученых самых различных специальностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Взаимодействие наук и их методов

В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, усиливающееся "онаучивание" практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочение аксиологической (ценностной) суверенности науки.

Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. "Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных. В этом процессе первоначальные понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть понимание как явлений, из которых они произошли, так и тех, к которым они вновь применены".

Уже на "заре" науки механика была тесно связана с математикой, которая впоследствии стала активно вторгаться и в другие - в том числе и гуманитарные - науки. Успешное развитие геологии и биологии невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики И. Пригожий: "Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному "перемешиванию" научной культуры".

Один из важных путей взаимодействия наук - взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была "уловлена". Для этого нужны были свои собственные - биологические методы и приемы их исследования.

Следует иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм - характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности.

В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Взаимодействие наук имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.

Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках "стыка", взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования "единой науки будущего".

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их стыке). Различные науки и научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них - использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применен к описанию явлений, с виду совершенно отличных.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путём возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трёх наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский считал её сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определённой земной оболочкой - биосферой и с её биологическими процессами в их химическом выявлении. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведёт к специализации и разделению научного труда. Это имеет как позитивные стороны (возможность углублённого изучения явлений, повышение производительности труда учёных), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора). В ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается к всё более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что ещё хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, всё с большим трудом поспевает за научным развитием; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, научных и учебных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет эту функцию в научном и учебном познании). Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, чётко уловил В. И. Вернадский. Он считал большим новым явлением научной мысли XX века то, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется. Интеграция наук и учебных дисциплин убедительно и всё с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки и образования представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В современной науке получает всё большее распространение объединение наук и учебных дисциплин для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках стыка, взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приёмами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач и обучения специалистов получает всё большее развитие. Это магистральный путь формирования единой науки будущего и современного образовательного пространства.