Егэ по русскому языку знаки препинания. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о плен

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира

Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)

УМК любой

Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

ОТВЕТ:

2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

ОТВЕТ:

3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

ОТВЕТ:

4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

ОТВЕТ:

5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

ОТВЕТ:

6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

ОТВЕТ:

7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

ОТВЕТ:

8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

ОТВЕТ:

9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

ОТВЕТ:

10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

ОТВЕТ:

11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

ОТВЕТ:

12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

ОТВЕТ:

13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

ОТВЕТ:

14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

ОТВЕТ:

15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

ОТВЕТ:

16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

ОТВЕТ:

17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

ОТВЕТ:

18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

ОТВЕТ:

19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

ОТВЕТ:

20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

ОТВЕТ:

21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.

ОТВЕТ:

22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

ОТВЕТ:

23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

ОТВЕТ:

24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

ОТВЕТ:

25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

ОТВЕТ:

26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

ОТВЕТ:

27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

ОТВЕТ:

28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

ОТВЕТ:

29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.

ОТВЕТ:

30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

ОТВЕТ:

31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

ОТВЕТ:

32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».

ОТВЕТ:

33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

ОТВЕТ:

34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

ОТВЕТ:

35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

ОТВЕТ:

36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

ОТВЕТ:

37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

ОТВЕТ:

38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

ОТВЕТ:

39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

ОТВЕТ:

40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

ОТВЕТ:

41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.

ОТВЕТ:

42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг

ОТВЕТ:

43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Ответы:

1) 1,3,4

3 ) 3,4

4) 3,4

5) 2,3,4

6) 2.3,4

8) 1,2,3,4

9) 1,2,4

11) 1,3,4

12) 1,2,3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4,5

15) 3,4

17) 1,2,4

18) 1,2,3,4

19) 1,3,4

20) 1,2,3,4

21) 1,2,5

22) 1,3

23) 1,3,4

24) 1,3,4

25) 1,2,4

26) 1,2,4

27) 1,3,4

28) 1,3.4

29) 2,3,4

31) 1,3,4

32 ) 1,4

33) 1,2

34) 1,2,3,4

37) 1

38 ) 2,4

39) 1,2,3,4

Урок разработан с применением активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в деятельность и сформировать коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия. Учащиеся учатся применять знания на практике, что способствует подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов.

Урок предполагает обобщение материала по теме “Синтаксис и пунктуация, анализ текста”. Проверяются навыки учащихся, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова, с определением средств выразительности, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении. Подготовиться к написанию сочинения публицистического стиля, типа речи – рассуждение, выразив свое отношение к проблеме, затронутой автором: “Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?”, что способствует воспитанию нравственных качеств. Воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

  • Закрепить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов.
  • Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением стиля и типа текста, с определением лексического значения слова А 30, с определением средств выразительности В 8, с закреплением постановки знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
  • Способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с интерактивной доской.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения и анализа языковых средств.

Ход урока

Урок русского языка сегодня мы проведем в компьютерном классе. Тема занятия: Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в компьютере).

Записали в тетради число, классная работа, тема.

“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”.

“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Милосердие

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Как-то в одной книге мне встретились эти слова, и они запомнились. Это был совет, который дала гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее, девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк, взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои мечты прекрасны, - сказала девочке ее гувернантка, - но когда ты будешь идти на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни – великих побед, успехов, славы – главным все таки остается твое отношение к людям, и, прежде всего, к слабым, незащищенным.

Не обидь того, кто и так обижен. Став победителем, прояви милосердие к побежденным. А если ты поступаешь по-иному, то грош цена и смелости твоей, и уму, и таланту.

Милосердие во все времена считалось одним из главных человеческих достоинств. В этом слове соединились такие качества, как доброта, участливость, умение сострадать горю другого человека. И еще есть старинное русское слово – сердоболие.

Где научиться милосердию? У кого? У людей, у жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит пример других людей. Милосердию учит музыка, живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг друга”.

Словарная работа: Вначале урока прозвучало слово милосердие.

Подберите к нему исконно русские слова – синонимы.

Терпимость, сочувствие, сострадание, сопереживание, доброта, отзывчивость, благость, сердобольность, мягкость, снисходительность, жалость, совестливость, участливость, честность, душевность, чуткость. Все эти качества можно назвать одним словом – толерантность (лат.), книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.

А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Выражение сочувствия, сожаления.
  2. Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.
  3. Жалость к пострадавшему.
  4. Готовность помочь или простить из сострадания.

Чтение текста. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”, “брат милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”, то есть устаревшие понятия.

(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9). Что оно – не модно? (10) Не нужно?

(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самое добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…

(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

(23) уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

А 28 Какое утверждение не соответствует позиции автора?

  1. Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.
  2. Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.
  3. Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.
  4. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.

Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, описание.
  2. Публицистический стиль, рассуждение-размышление.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, рассуждение-размышление.

Ответ 2. Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

В 8 Какие средства выразительности используются в предложениях 20 – 22?

  1. Эпитеты, гипербола.
  2. Противопоставление, синонимы, однородные члены.
  3. Метафоры, эпитеты.
  4. Лексический параллелизм, синонимы.

А 24 Какую функцию выполняет тире в предложении 18?

  1. Является интонационным.
  2. Заменяет глагол-связку между главными членами предложения.
  3. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
  4. Выделяет уточняющую (пояснительную) конструкцию.

Практическая работа

При отсутствии глагола-связки, если сказуемое выражено именем прилагательным, то тире между подлежащим и сказуемым…

  1. ставится
  2. не ставится
  3. может ставится, а может не ставится

Приведите свой пример.

Тест 2.

При отсутствии глагола-связки, если один из главных членов предложения выражен просительным местоимением, а другой - существительным в именительном падеже или личным местоимением, тире между ними не ставится.

  1. Небо чистое.
  2. Эта книга чья?
  3. Жить - Родине служить.
  4. Не выехать немедленно – это значит опоздать на поезд.

Тест 3.

Найдите правило, которое наиболее точно объясняет постановку или отсутствие тире в предложении.

Каждый человек - кузнец своего счастья.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным словом, а другой- существительным в именительном падеже или личным местоимением.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.
  4. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены количественными числительными.

Рассказ об основных особенностях публицистического стиля

Набоковская характеристика пошляка напоминает описание некоего биологического вида: как выглядит (“взрослый, солидный человек с практичным умом…”); в какой среде обитает (“явление всемирное”, “встречается во всех классах и нациях”); чем питается (“с жадностью поглощает всяческую информацию”, “питается запасом банальных идей”); как себя ведет (“не увлекается, не интересуется искусством”; “потребность приспособиться, приобщиться”; “обман – верный союзник”). В связи с этим в тексте неоднократно встречаются синтаксические конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.

Позиция автора – взгляд ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный и вместе с тем проницательный, оценивающий. Описать пошляка, составить его точный портрет, чтобы читатель имел полное представление об этом социальном и литературном типе – задача автора. Но этим она не исчерпывается. В заключение В. Набоков абстрагирует понятие, выводит на более высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о негативном явлении общественной духовной жизни, требующем эстетического и нравственного суда. Пошлость там, где неискренность, фальшь, трафаретность, самодовольство, духовное убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым”.

Пошлость опасна, “заразна” - эта мысль прямо не высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность…”). В этом отношении показательно употребление в тексте эпитетов “откровенной”, “настоящей”, “истинной”. Они в сочетании со словами “обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как антонимы определениям “неискренний”, “фальшивый”, “поддельный”.

Зачастую трудно бывает определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть нравственное и эстетическое чутье, сформировать которое может только искусство, в частности литература. А по метафорическому определению автора, “вся природа обывателя искусству враждебно”.Тема обывательства, пошлости была заявлена немецкой литературой противоставлением филистера и романтика В русской классике она прозвучала наиболее сильно. Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность”. Достаточно вспомнить “величественного пошляка” Чичикова, размышления Толстого об истинном и ложном в жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы понять всю важность темы.

В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет обличительного пафоса, но проскальзывает легкая ирония. Автор как бы предлагает читателю внимательнее приглядеться к изображаемому герою: а вдруг он узнает себя.

Данный текст публицистического стиля, автор воздействует на читателя, выражая свои чувства, используя вопросительные предложения, употребляя однородные члены, сложные предложения. Тема – общественная, актуальная на сегодняшний день. Тип речи – рассуждение: сначала тезис, затем аргументы и вывод.

Вспомним основные особенности публистического стиля:

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:
    1. общественно-политическая лексика;
    2. эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
    3. побудительные и вопросительные предложения;
    4. риторические вопросы;
    5. распространенные обращения;
    6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Пунктуация.

Рассказ о знаках препинания (о тире).

В XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.

Тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым.
  2. В неполном предложении.
  3. Интонационное тире.
  4. Соединительное тире.
  5. После однородных членов предложения перед обобщающим словом.
  6. При обособленных предложениях.
  7. При вводных и вставных предложениях.
  8. В бессоюзных сложных предложениях.
  9. При прямой речи.
  10. При диалоге.

Итог урока.

Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость, гуманность, милосердие, подменяем одно другим. Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть милосердным не одно и то же. И хотя автор использует в качестве синонимов слова “милость к поверженным”, “трогательная отзывчивость”, “соболезнование”, тем не менее милосердие – это активное сострадание, готовность помочь нуждающемуся из человеколюбия.

Автора как раз тревожит отсутствие деятельной помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на зов СМИ и помогаем потерпевшим во время катастроф, потому что это достоверно, потому что на это нам указали, но боимся подойти к лежащему на земле человеку, думая, что он просто пьян. По мнению автора, в нас все меньше того здорового любопытства, которое делает человека более внимательным к жизни другого. Если бы не эта “ложная скромность”, не сообщали бы, например, о стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 – 2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на улице, пусть даже и пьяных.

“Всенародное милосердие” - это замечательно, но автора куда больше тревожит отсутствие “постоянной готовности помочь” другу, соседу, просто незнакомому человеку. Наверное, мы утратили чувство доверия.

Читаешь этот текст, и память воскрешает собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, “грустный клоун” Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что никто не помог.

С утверждением автора “человек рождается со способностью откликаться на чужую боль” можно и не согласиться, но то, что чувство милосердия необходимо “упражнять”, “развивать”, “воспитывать” - несомненно. И, конечно же, именно художественная классическая литература как нельзя лучше может справиться с этой ролью. Вспомним “Станционного смотрителя”, “капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и наказание” Достоевского, “Воскресение” Толстого. Особенно сильно тема гуманности и милосердия прозвучала в военной литературе. Но в том то и беда, что наше поколение предпочитает всему этому телевизионную и газетно-журнальную информацию, в которой с избытком хватает насилия и жестокости.

Размышления автора тревожны. Волнение за судьбу “одного из важнейших проявлений нравственности” человека чувствуется в авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не нужно?”), в использовании таких слов, как “отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”, “заглохло”, “оказалось запущенным”, “не употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”, “атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Что нужно сделать для того, чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а люди – более чуткими?

Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.

А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

  2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Правильные ответы:

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Вспомни:

Где и почему

Запятая перед и ставится

Запятая перед и
не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

О, О и О.

и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно , и мы затопили печь.

, и .

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель)

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)
зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.

А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    • 1, 2, 3
    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .

А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.

А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

    • 1, 2, 3, 4
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.

А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
    • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
    • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    • Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
    • В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
    • Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
  2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)

    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
    • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

Правильные ответы:

  1. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
  2. Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
  3. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :

Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :

Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены , но и обрадованы .

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :

Погода мягкая , но сырая .

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :

Оркестры играли и на площади , и в парке .

А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.

А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
    В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

Правильные ответы:

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть поясняет содержание первой*:

    Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

    * Легко вставить: а именно, то есть.

    Если второе предложение дополняет содержание первого*:

    Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

    * Легко вставить: и вижу (увидел).

    Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:

    Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

    * Легко вставить: потому что.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Правильные ответы:

Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.

Запятые ставятся в следующих случаях:

    Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

    Когда она вошла в комнату, я встал.

    (Когда…), .

    Я встал, когда она вошла в комнату.

    , (когда…).

    Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

    Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

    [ , (когда…), ].

    Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

    Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

    , (что …), (), ().

    Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

    Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

    , (что…), и (что…), и (что …).

    Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

    По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

    (По мере того как…),.

    Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

    , (по мере того как…).

    Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

    [ (по мере того как…) ].

    Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

    1) перед ними есть отрицательная частица не :

    Она не ответила потому, что испугалась.

    2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

    Она ответила только потому, что испугалась.

    Внимание:

    Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

    Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

    Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
    Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

    Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

    Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

    Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

    (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.

А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

    • 1, 3, 4
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но )

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но )

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

После союзного слова который

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который )

  • А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

    Вконтакте

    Правописание суффиксов - это не столько сложная тема, сколько очень объёмная. Суффиксы есть у всех самостоятельных частей речи. Каждая из них имеет свои правила их написания.

    В задании 10 проверяются знания правописания всех суффиксов, кроме Н-НН и суффиксов причастий. По данным темам есть отдельные задания.

    Задание 10 звучит следующим образом: выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква (далее даётся какая-то буква: Е, И, О и другие). Предложены пять слов. Ответ нужно записывать словом, верно вставив в него пропущенную орфограмму.

    Внимательно вдумайтесь в каждое слово, определите, какой частью речи оно является, и вставьте орфограмму.

    В данной теме есть несколько трудных случаев правильного определения правописания суффиксов. На нашем сайте вы можете прочитать о них в разделе ТЕОРИЯ. Трудные случаи правописания суффиксов.

    Выполнение любого вида задания начинается со знания теории. Предлагаю вам таблицу по данной теме.

    Задание 11. Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов

    Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов - одна из трудных для учащихся тем. Думаю, это связано с незнанием правил. Если хорошо выучить правила, запомнить все исключения, то особых сложностей с написанием не будет.

    Задание 1 на ЕГЭ по русскому языку звучит так: выпишите слово, на месте пропуска в котором пишется та или иная буква, например, Е.

    В данном задании необходимо знать два правила.

    Первое правило: правописание личных окончаний глаголов.

    Задание №12. Слитное и раздельное написание НЕ, разграничение на письме НЕ и НИ


    Задание 12 формулируется следующим образом: определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Алгоритм выполнения задания:

      Внимательно прочитайте все предложения, возможно, по мере прочтения вы уже поймёте, какой ответ будет верным.

      Определите, какой частью речи являются слова с НЕ.

    Задание 13 Слитное, раздельное, дефисное написание слов


    Задание 13 –одно из трудных, потому что оно предполагает знание большого количества теоретического материала.

    Звучит задание 13 так: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Будет дано 5 предложений. И только в одном из них оба слова пишутся слитно. Значит, что в других предложениях они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Поэтому необходимо знать все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов.

    Алгоритм ответа:

    Задание №14. -Н- и –НН- в частях речи

    Задание 14 на ЕГЭ по русскому языку предполагает знание правил написания –Н- и –НН – в частях речи. Будет дано предложение, в котором на месте пропусков нужно вставить одну или две Н, в ответе необходимо записать цифры, на месте которых пишется – Н- или –НН-.

    Может быть предложен и другой тип задания: даны слова, необходимо определить ряд, в котором все слова пишутся с Н одинаково, записать эти слова в ответе.

    Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 14, необходимо хорошо знать правила по данной теме и исключения, которых в данном правиле очень много.

    Русский язык Задание №15

    Алгоритм выполнения задания № 15

    Алгоритм выполнения задания № 15.

      Прочитайте предложение, найдите в нём грамматические основы.

      Если основа одна, то это простое предложение. Посмотрите, сколько союзов И в данном предложении. Если всего один, то нет запятой.

      Если в предложении несколько союзов И, тогда посмотрите, ЧТО именно они соединяют: одинаковые члены предложения или разные. Если одинаковые(например, определения),то перед союзом ставите запятую, если разные(например, один союз соединяет два определения, а другой- два дополнения), то это разные ряды однородных членов, запятая не ставится.

      Помните, что однородные члены могут соединяться двойными союзами, то есть такими, первая часть которых находится перед первым однородным членом, а вторая - перед вторым). В таких предложениях всегда есть запятая.

      Двойные союзы: как, так и; не только, но и; не столько, сколько.

      Если в предложении две основы, то оно сложное. Запятая перед союзом И в основном ставится.

      Исключением, при котором даже в сложном предложении перед союзом И нет запятой, является наличие общего второстепенного члена ПЕРЕД началом предложения.

    Таков алгоритм ответа. Помните, что в ответе должно быть два номера предложений, за каждый вы получаете балл. Таким образом, за данное задание можно получить два балла.

    Задание 16 формулируется следующим образом:

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Запятые в данном задании пропущены

    1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

    2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

    3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

    4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

    5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

    2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

    3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

    4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

    5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

    6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта

    и запечатлевается в его лирических строках.

    2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

    3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

    4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

    5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

    7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

    8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

    9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

    10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

    в предложении должны стоять запятые.

    Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.