Семь царей. Царский период (7 царей) в истории Рима

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Мы не станем рассматривать вопрос о том, когда на Апеннинский полуостров ступила нога первого человека. Это случилось за несколько веков до нашей эры, и до сих пор никто в точности не может сказать, когда именно это произошло. Следует отметить, что история Древнего Рима продолжительное время считалась вымыслом, а знали о ней лишь по свидетельствам античных писателей, которые довольно-таки много фантазировали.

Но проводимые археологические раскопки, анализ и сопоставление событий говорят о том, что на самом деле из глубин веков кое-какие достоверные факты, все же, до нас дошли. Стоит учесть, что произошедшее в древности не документировалось, а приукрашать или нагнетать страсти везде и всегда любили. И хотя историческая подоплека под многими событиями имеется, годы правления древнеримских царей, а также их имена являются условными, а первые правители – и вовсе легендарными.

Федерико Бароччи. Бегство Энея из Трои

Начнем свой рассказ о царском периоде Древнего Рима с мифа о том, как после падения Трои Эней, сын Анхиса (потомка легендарного Троя) и Афродиты, считавшейся греческой богиней плодородия, любви и красоты, оказался у западных берегов нынешней Италии с горсткой своих соратников. Мнения историков разделились. Многие из них считают, что это не миф, а реальность, так как при раскопках были найдены фактические свидетельства культа Энея. Но не нам судить о том, насколько правдивыми являются события, тем более что скитания Энея в древнеримских и древнегреческих источниках описываются по-разному. Мы отдадим предпочтение латино-римским представлениям о происхождении первого древнеримского царя.

Клод Лоррен. Прибытие Энея в Италию

Поначалу, уставшие и оголодавшие путники, бежавшие из Трои после ее падения, принялись за разграбление италийских племен, в число которых входили латины. Их царь вышел навстречу врагам с оружием. Что произошло во время предварительных переговоров и устрашения друг друга – неизвестно, но результатом стал брачный союз царской дочери Лавинии и Энея. Возможно, что Латин, узнав о знатности происхождения пришельцев и их предводителя, а также о том, что им пришлось пережить, решил протянуть троянцам руку дружбы и даже одарил их землей для строительства города. После гибели латинского царя, Эней стал правителем переселенцев и коренных жителей. Он дал им единые права и стал называть всех латинами, что польстило аборигенам. Впоследствии его сын Асканий основал новый город – Альбу Лонгу, ставшую родиной первого древнеримского царя.

Возможные руины легендарной Альба-Лонги расположены в Альбано-Лациале

Эней и Лавиния, по преданию, считаются предками Ромула, подарившего нам вечный и неповторимый Рим. , ставших вместе с волчицей символом города, описана в одной из наших предыдущих статей.

Рубенс. Марс и Рея Сильвия

Стоит лишь отметить, что Рим был основан в соответствии с этрусскими обрядами. Остатки хижин начального поселения, а также части древнейшей стены, относящейся к 8 веку до н.э., и даже следы окружавшего ее рва, археологи смогли обнаружить в районе сравнительно недавно.

Итак, кто же эти семь царей и когда они правили Римом? Приведем их имена и принятую хронологию.

Глава II. Рим в эпоху царей

Несколько десятков укрепленных центров латинян были объединены в союз, во главе которого стоял город Альба Лонга. Ежегодно представители латинских общин сходились на вершине Альбанской горы, чтобы справить общие так называемые Латинские празднества. Общим для всех латинян был также культ богини Дианы, святилище которой находилось на озере Неми. В Х в. до н. э, как показывают археологические раскопки, небольшая группа латинян поселилась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближавшегося неприятеля. Так возникло прямоугольное селение, обнесенное валом и палисадником, - упоминаемый римскими историками «квадратный Рим». Это было за два столетия до того, как, согласно Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.), в 753 г. до н. э. был основан город Рим.

Люди, жившие на Палатине, сжигали своих мертвых; их погребальный обряд во многом сходен с тем, который был распространен в Альбе Лонге, что говорит в пользу гипотезы об альбанском происхождении первых обитателей Рима. Несколько десятков лет спустя они заселили частично также соседние холмы Целий и Эсквилин. На рубеже VII–VI. вв. до н. э. сложился «город четырех кварталов», занимавший уже 285 гектаров и охвативший помимо уже названных холмов Квиринал и Виминал. Пространство между этими холмами и Палатином стало центром города: здесь возник Форум Романум, ставший на долгие столетия средоточием государственной жизни Рима. Кроме латинян, сжигавших тела умерших, в нарождавшемся городе жили сабиняне, хоронившие покойников в земле. В возникновении из слабо связанных между собой поселков «города четырех кварталов» велика была роль этрусков, которые, возможно, и дали ему название «Рома», Рим. Этруском считали позднейшие римские историки и одного из первых правителей Рима, царя Сервия Туллия - при нем город еще расширился, включив в себя также холмы Капитолий и Авентин, и был обнесен крепкими стенами. Отныне Рим был не только самым крупным, но и могущественнейшим из латинских городов. Не удивительно, что уже вскоре он отобрал у Альбы Лонги главенство над всей областью Латий.

Основой раннеримского общества был род, члены которого имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Следы - этого давнего родового устройства видны в римских именах, состоявших, как известно, из трех частей: собственно имени, имени родового и прозвища, позднее также переходившего по наследству. Со временем родовые связи ослабли, зато усилились связи семейные, охватывавшие не только членов семьи в привычном для нас смысле слова, но и домашних рабов, которых в Риме эпохи царей было еще мало. Во главе такой патриархальной семьи стоял «патер фамилиас» с неограниченной властью над жизныо и смертью всех членов семьи. Лишь впоследствии римские женщины добились для себя значительно более независимого положения, чем женщины в Греции.

Полноправные граждане Рима, «популюс романус», подразделялись тогда на три трибы, представлявшие три этнических элемента в городе: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала в себя 10 курий, а курия - 10 родов. Таким образом, согласно сообщениям римских историков, свободное население Вечного города насчитывало первоначально 300 родов, и только члены этих родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись на куриальные собрания - комиции, дабы путем голосования по куриям принимать решения, касавшиеся судеб всей общины, войны, мира, религиозного культа.

Во главе общины в Риме, как и в других латинских городах, стоял царь, избиравшийся на собрании; 12 ликторов носили впереди него символы его власти - пучки розог с воткнутыми в них топориками. Наряду с царем правил совет старейшин - сенат, состоявший, по-видимому, первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. В случае смерти царя, до избрания нового, сенат на каждые пять дней назначал из своей среды временного правителя, называемого «интеррекс»; обычай этот сохранился ив более позднее время - к нему прибегали, когда умирал консул, высшее должностное лицо в Римской республике. Царь был верховным военачальником, жрецом и судьей, опиравшимся при необходимости на нескольких помощников - квесторов, осуществлявших суд по делам об убийствах. Хотя царь не был неограниченным правителем, власть его в период этрусского господства была очень сильна и напоминала власть «патер фамилиас» в римской семье. Римские историки называют, по традиции, семерых царей в истории города: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Безусловно, историческими фигурами можно считать по крайней мере трех последних, которые были этрусского происхождения.

Полноправных граждан, членов родов, принимавших участие в куриальных собраниях, именовали патрициями, ибо их отцы, «патрес», заседали в сенате. Кроме них, в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и еще более многочисленные плебеи. Происхождение обеих этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями патрицианских родов. Занятиями их были сельское хозяйство, ремесло и торговля. Некоторые из плебеев отдавали себя под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель, «патронус», защищал клиента в суде и вообще опекал его, клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные услуги. Следует добавить, что отдельные влиятельные роды из покоренных Римом соседних латинских общин допускались даже в состав патрициата, а их главы - в сенат. Так, например, вошел в число римских старинных родов род Юлиев из Альбы Лонга.

Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их призвана была политическая реформа, которую римские историки приписывают царю Сервию Туллию. Подобно реформе Солона в Афинах, реформа Сервия Туллия подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав «римского народа», «популюс романус», были включены и плебеи, и вся эта совокупность граждан, наделенных политическими правами, была на основании переписи поделена на шесть имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находившейся в собственности того или иного человека. С появлением в Риме в IV в. до н. э. монеты размеры землевладения получили денежное выражение, и теперь к I разряду относили тех граждан, чье имущество оценивалось дороже 100 тыс. ассов. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и 18 центурий конницы;

остальные классы все вместе обязаны были выставить 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов. Всего возникло, следовательно, 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции, к которым перешли такие важнейшие полномочия комиций куриальных, как принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны и заключение мира. Итак, если первоначально реформа Сервия Туллия имела целью упорядочить военную организацию общины, привлечь к воинской службе все свободное население города, то осуществление реформы привело к серьезным изменениям во всем общественно-политическом строе раннего Рима. При этом реальная власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях (98 против 95).

Древнейшее римское общество было, несомненно, обществом земледельцев и пастухов. Очевидно, благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Этрускам они были обязаны и постройкой огромного подземного канала - Большой клоаки вокруг Форума, и распространением особого типа жилища с центральным залом, имеющим отверстие в кровле, - атрия. Ко времени правления в Риме этрусских царей относятся также появление там местных ремесел и оживление торговых связей. Археологические раскопки свидетельствуют о возникновении в VI в. до н. э, собственной римской керамики, образцом для которой служили изделия греческих и этрусских гончаров, и о наличии мастерских по изготовлению предметов из бронзы. Для развития торговли удачным оказалось географическое положение нового города: на перекрестке важных дорог, на крупной судоходной реке. Несколько столетий римляне в торговых сношениях обходились без денег, средством обмена был скот, «пекус» (отсюда латинское слово «пекуниа» - деньги). Поначалу Рим обменивался товарами главным образом с греческими городами Южной Италии, а с конца эпохи царей - также с Аттикой, о чем говорят многочисленные находки аттических ваз на территории Вечного города, и с Карфагеном, с которым был тогда заключен первый торговый договор. Ремеслом и торговлей занимались в первую очередь плебеи. Очень велика была здесь роль этрусков, населявших «викус Тускус» - этрусский квартал в Риме, между Капитолием и Палатином.

Первоначальная римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись в немалой мере пережитки тотемизма. На это указывает хотя бы легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев - основателей города. Для римлянина эпохи царей мир был полон добрых и злых духов, которых следовало задобрить путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Занимаясь главным образом сельским хозяйством, римляне населили в своем воображении мир многочисленными божествами, опекавшими все без малейшего исключения явления природы и все виды работ земледельца и пастуха. Целых три божества - Вервактор, Редаратор и Обаратор - оказывали людям помощь при вспашке целины. При унавоживании поля молились и приносили жертвы Стеркулинию, при севе - Сатурну и Семене; когда покажутся из земли первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, а когда хлеба взойдут - к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор, от хлебной ржавчины - Робиг. Созревание колосьев считалось-делом бога Лактурна, а цветение - богини Флоры, жатвой ведал бог Мессис.

Столь же многочисленным божествам вверял римлянин безопасность и благополучие своего дома и семьи. Лары и Пенаты опекали жилище, двери охранял Янус, домашний очаг - богиня Веста. Наконец, каждый человек имел собственного духа-покровителя - гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Различались «гениус фамилиэ» - покровитель семьи, и «гениус лоци» - покровитель места. Духами, манами, становились и души умерших; маны считались добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали совершением положенных обрядов для успокоения их душ, они являлись смертным как грозные и мстительные лемуры. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Однако они выделяли среди них главных богов: Юпитера - общеиталийское божество неба; Марса - первоначально духа - покровителя растений, позднее бога войны; Квирина - близкое к Марсу божество сабинского происхождения.

Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике, как и у греков. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трех высших этрусских божеств: Тина, Уни и Мнервы, которых латиняне отождествили со своими богами Юпитером, Юноной и Минервой. При царе Тарквинии Древнем Рим вступил в тесные связи с городом Кумы в Кампании, откуда, вероятно, и попали в Рим так называемые «сивиллины книги», принадлежавшие, по преданию, знаменитой прорицательнице - Кумской сивилле. В критические для Вечного города моменты особая коллегия римских жрецов обращалась к этим книгам, как к оракулу, ища там совета. Обычно они находили совет сивиллы ввести в городе культ еще какого-либо греческого божества, поэтому наряду со старыми местными божествами в Риме появились новые боги, заимствованные у других народов и весьма популярные, особенно у плебеев. Греческая Деметра была отождествлена с безликим италийским божеством Церерой, под защитой которой, как считали римляне, произрастали хлебные злаки. Афродиту римляне отождествляли с италийской покровительницей овощей Венерой, Посейдона с италийским Нептуном, который поначалу не имел никакого отношения к морю. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели в Риме антропоморфические черты и их стали изображать, как в Элладе, в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.

Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» - официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с молитвами, совершать жертвоприношения и т. д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров и совершения иных официальных действий, а также дни «несчастливые», когда нельзя было ничего предпринимать. Существовала и специальная коллегия жрецов-гадателей - авгуров, умевших увидеть знамение в том, как летят птицы. Были и гаруспики, занимавшиеся «этрусской наукой», т. е. гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культ какого-либо определенного божества - Юпитера, Марса или Квирина, а жрецы-фециалы ведали обрядами, связанными с внешними сношениями государства. О формализме, ритуализме римской религиозности говорят хотя бы запреты, которым обязан был следовать, например, жрец-фламин Юпитера: ему не разрешалось смотреть на вооруженное войско, он не мог носить ни перстня, ни пояса. Не удивительно, что на закате республиканского строя в Риме, когда традиционная религиозность уже ослабла, становилось все труднее отыскать кандидата на эту высокую должность, несмотря на то что фламину Юпитера полагались курульное кресло и ликтор. Огромное множество запретов и предписаний регулировали и жизнь весталок - жриц, присматривавших за очагом в храмах богини Весты.

Как в Греции, жрецы в Риме не образовывали особой касты, но были выборными должностными лицами. Помимо жреческих коллегий существовали также религиозные братства, такие, как братство салиев, «плясунов», которые в сверкающем вооружении, со священными щитами в руке, исполняли два раза в год ритуальные пляски в честь бога Марса. Пережитком древней традиции тотемизма было, очевидно, братство луперков, служителей италийского бога Луперка (ср. «лупус» - волк). Упомянем еще «арвальских братьев»: в праздник сельской богини Деа Диа они обходили с песнями город, взывая к помощи Ларов, чтобы обеспечить обильные урожаи.

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Глава 1 СЕМЬ ЦАРЕЙ На юге Европы, глубоко вдаваясь в Средиземное море, протянулся полуостров длиной около пятисот миль, формой своей очень похожий на сапог. Он имеет хорошо выраженный носок и высокий каблук, над которым заметна даже маленькая шпора. Обитатели этого

Из книги Лестница в небо [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей Ускоренному развитию Римской государственности способствовали высококультурные этруски. Они создали 3 союза из 12 городов-государств, имевших полную автономию во внутренних делах и объединявшихся в

Из книги Правда о допетровской Руси. «Золотой век» Русского государства автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 8. Личная жизнь царей Алексей Михайлович, царь по заслугам знаменитый, родился в 1629 году, когда Михаилу Федоровичу было уже 33 года и он царствовал уже 1 б лет. По тем временам 33-летний отец - это пожилой отец. Дело в том, что Михаил Федорович долгонько не мог

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

5.18. Гороскопы в эпоху Антония и в эпоху Андроника В книге «Царь Славян» при анализе соответствия между Христом и императором Андроником мы обнаружили, что в эпоху Андроника-Христа достаточно широкое распространение имели астрономические гороскопы. В ту эпоху астрономия

Из книги Лестница в небо. В поисках бессмертия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.18. Гороскопы в эпоху Антония и в эпоху Андроника В книге «Царь Славян» мы обнаружили, что в эпоху Андроника-Христа достаточно широкое распространение имели астрономические гороскопы. В ту эпоху астрономия бурно развивалась. Люди научились записывать даты с помощью

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Глава четвертая. ЦАРЬ ЦАРЕЙ Я - почитающий Мазду божественный Шапур, царь царей ариан [т.е. персов] и не персов… Когда я первым установил власть над народами, цезарь Гордиан со всей Римской империи и наций готов и германцев собрал войско и выступил против Ассирии, против

Из книги Клеопатра. Последняя Из Птолемеев автора Грант Майкл

Глава 10. КЛЕОПАТРА – ЦАРИЦА ЦАРЕЙ Сразу же по возвращении в Александрию осенью 34 года до н.э. Антоний торжественно отпраздновал победу. Его царственные армянские пленники были проведены по улицам впереди его колесницы до центра города, где у храма Сераписа восседала на

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

5. Неспокойная обстановка «в Сибири» в эпоху Ермака и смута «в Германии» в эпоху Германика Романовская версия сообщает, что некоторые татарско-сибирские ханы старались наладить хорошие отношения с Иваном Грозным. Дело в том, что в Сибири в то время шла борьба за власть

Из книги Они писали на глине автора Кьера Эдвард

Глава восьмая СКАЗАНИЯ ЦАРЕЙ До сравнительно недавнего времени нам казалось, что мы знаем всю древнюю историю. Главным источником сведений о древности являлась Библия, а ее главными действующими лицами были евреи. Народы Палестины и Сирии, такие, как филистимляне,

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги Египет. Возвращение утерянной цивилизации автора Тилдесли Джойс

Глава 9 Долина Царей С 1894 по 1895 г Жак де Морган периодически работал в пирамиде Дахшура. На кладбище периода Среднего царства он очистил несколько гробниц, в которых были захоронены представители элиты, обнаружил драгоценности – «Сокровище Дахшура» – принадлежащие

Из книги Россия белая, Россия красная. 1903-1927 автора Мишагин-Скрыдлов Алексей Николаевич

Глава 10 СУМЕРКИ ЦАРЕЙ Так обстояли дела. Высшее общество, раздраженное против конокрада, но не против государя и государыни лично, приписывало ему все беды России. Что же касается народа, он попросту видел в Распутине антихриста.Члены же императорской фамилии были

Из книги Великий Ганнибал. «Враг у ворот!» автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 2. Ганнибал при дворе «царя царей» Самому злостному врагу Рима – Одноглазому Пунийцу – действительно оставалось искать защиты лишь у «царя царей» – именно так высокопарно называли услужливые царедворцы селевкидского царя Антиоха III. Именно к нему в Сирию – в Эфес

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Глава VIII ДОЛИНА ЦАРЕЙ Долина царских гробниц… «В одном ее названии, - пишет Говард Картер, - столько романтики! Ибо среди всех чудес Египта ни одно, по-моему, не заставляет так усиленно работать воображение. Здесь, в верхней части уединенной долины, вдали от всех звуков

II. РИМ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ. (По обыкновенной хронологии 753 – 509 годы до Р. X.)

(если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главу "Рим эпохи царей " из Учебной книги Древней истории Н. И. Кареева)

1. Сказание о первых четырех царях.

Ромул (753-716 до Р. Х.) и основание Рима

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о происхождении Рима так: царь Альбалонги Нумитор, потомок Энея и его сына Юла (II, 97), был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Илия или Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Близнецы росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их. По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, они возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Их прежние товарищи, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Они пошли каждый на свой холм и,совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие (стр. 19). По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал; провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник Консуалий (стр. 30) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми; но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало помалу смягчили их гнев. Оскорбленные племена решили отмстить римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Рим сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке»; она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла; так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне долго сражались с переменным счастием на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев; жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья; Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды об основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил се через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Историческое значение легенды об основании Рима

В легендарных сказаниях об основании Рима, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково; по мнению одних, это были этруски , имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ; таким образом Рим произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность; вероятно брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что первоначально были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Смерть Ромула

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Междуцарствие и Нума Помпилий (714-672 до Р. Х.)

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества. Мы уже говорили и о жреческих коллегиях, совершавших богослужение и наблюдавших за исполнением обрядов подчиненными им священнослужителями (стр. 34 след.).

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Нимфа Эгерия

Руководительницею Нумы в этой благотворной законодательной деятельности была нимфа Эгерия, которая беседовала с ним по ночам в своей священной роще, открывала ему волю богов, и научила его смягчать громовержца Юпитера бескровными жертвами. Прежде Юпитеру приносили в жертву людей; теперь он стал довольствоваться жертвами, который были символами человеческих жертвоприношений: вместо людей стали приносить ему луковицы, волоса и сарделей. Простота богослужения, установленного Нумою, видна особенно из того, что почти все жертвы были бескровные.

Значение легенды о Ромуле и Нуме

Правление миролюбивого царя Нумы продолжалось сорок три года; народное сказание прославляет это время ненарушимого спокойствия, благоустройства, тихого счастия, как второй золотой век; справедливость, богобоязненность и радость владычествовали тогда в государстве. Когда скончался тихою смертью благочестивый царь, бывший примером всех добродетелей, народ печалился, как будто каждый лишился отца. В таком сиянии передала легенда черты второго царя Рима потомству. Нума и Ромул – олицетворения тех деятельностей, которыми положено было прочное основание будущему Риму: в Ромуле олицетворено мужество, в Нуме – уважение к богам; эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его; она говорит, что Нума был учеником Пифагора; она не обращает внимания на хронологическую невозможность этого и тем сама показывает, что Нуму следует считать не действительным лицом, а только олицетворением религиозных и нравственных учреждений.

Тулл Гостилий (671-640 до Р. Х.)

После междуцарствия третьим царем Рима стал храбрый латинский воин Тулл Гостилий , пошедший путем Ромула и потому называемый в легенде родственником его. Латинские поселяне делали набеги на римскую землю, римляне на латинскую; из этого возникли неудовольствия, потом началась и война между Римом и Альбалонгою. Войска встретились в пяти милях от Рима и готовились вступить в битву, но вместо того согласились, чтобы спор был решен поединком трех братьев Горациев с тремя братьями Куриациями. Храбростью и военной хитростью одного из Горациев победа была доставлена Риму, и Альбалонга покорилась римлянам.

Легенда о бое Горациев с Куриациями

Войска стояли в боевом порядке, готовые к сражению, говорит легенда, но, желая избежать излишнего кровопролития, согласились, чтобы спор был решен поединком: которая сторона победит на поединке, та будет господствовать над другой. И в том и в другом войске находилось по три брата, которые были все три близнецы; она были родственниками между собою, были равны летами и силой Они были избраны решить поединком судьбу Альбалонги и Рима. Войска стояли зрителями поединка. Когда избранные воины сошлись, говорит Ливий, и заблистали мечи, все вздрогнули; а пока не видно было, на какую сторону склонится победа, все стояла молча, затаив дыхание. Начался рукопашный бой, показалась кровь; двое из римлян, один после другого, упали мертвые, а все три альбанца были ранены. Римлянин, который оставался жив один, не был ранен и употребил хитрость. Чтобы разделить своих противников, он обратился в бегство, рассчитывая, что они будут бежать за ним не с равной быстротой, потому что раны их были неодинаково тяжелы. Так это и вышло. Оглянувшись через несколько времени, он увидал, что они бегут за ним на больших расстояниях друг от друга, и что один уж недалеко от него. Он бросился на этого переднего очень быстро и убил его, прежде чем другие подоспели; убив первого, он бросился на второго, победил и его; тогда уже почти не осталось сомнения в том, чем кончится бой. Третий, который от слабости едва мог держать щит, не устоял против ободренного победой римлянина, был убит, и смерть его решила, что Альбалонга должна покориться Риму. Радостно пошло домой римское войско. Впереди шел Гораций, неся оружие побежденных противников. Когда он подходил к Риму, встретила его у Капенских ворот сестра, девушка, бывшая невестой одного из Куриациев. Увидев на плече брата пеструю военную одежду жениха, которую ткала для него сама, она стала рвать на себе волосы, произнося с воплями имя своего жениха. Брат вспыхнул досадой на то, что сестра плачет о его победе, печалится при великой всеобщей радости; он выхватил меч и пронзил сестру со словами: «иди к твоему жениху, забывшая отечество! так да погибнет каждая римлянка, которая будет печалиться о смерти врага!» Сенаторов и граждан привело в ужас это дело, но убивший сестру оказал великую услугу родине. Впрочем все‑таки его предали суду. Но закону следовало его наказать смертью. Но старик отец со слезами просил не сделать совершении бездетным его, который еще так недавно был богат прекрасными детьми; сжалившись над отцом, народ, к которому Гораций обратился с просьбой о пощаде, избавил его от смерти, но в наказание за убийство осудил его пройти с закрытой головой под ярмо, – так называлось положенное на два стоячие копья третье копье.

Клятва Горациев. Картина Ж.-Л. Давида, 1784

Поединок Горациев с Куриациями был одним из любимых преданий римлян. Старинные памятники в самом городе и за городом служили подтверждением этому сказанию. В Риме было ярмо сестры (Sororium tigillum), памятник древнейшего случая наказания за убийство по суду народа; был столб Горация (pila Horatia), на котором победитель повесил оружие побежденных; у Капенских ворот был надгробный памятник убитой сестры, – груда камней; на поле, где происходил поединок, были гробницы трех Куриациев и двух убитых Горациев: был ров, называвшийся Клуилиевым и считавшийся рвом, который был проведен кругом альбанского стана.

Разрушение Альбалонги

По договору, заключенному перед поединком, Альбалонга должна была теперь повиноваться Риму, и граждане её должны были ходить на войну вместе с римлянами под начальством римского царя. Но им, гражданам старейшего знаменитого города, тяжело было находиться в подчинении Риму, городу новому; их царь Меттий Фуфеций хотел коварством избавить Альбалонгу от обидного подчинения Риму. Он внушил гражданам Фиден и Вей идти войной на Рим. Тулл Гостилий пошел против них; вместе с римлянами шли и альбанцы под начальством своего царя. Когда началось сражение, Меттий Фуфеций отошел с своим войском на холм и смотрел, на чью сторону будет склоняться победа. Тулл Гостилий не смутился и закричал римлянам, что Меттий пошел в сторону по его приказанию, чтобы напасть сбоку на неприятеля. Благодаря этой находчивости царя, римляне не оробели и одержали победу. Неприятель обратился в бегство и потерпел большой урон. Тулл Гостилий совершил строгий суд над неверными союзниками. Он велел привязать Меттия Фуфеция к лошадям и разорвать по полам, погнав их в разные стороны, за то, что сердце его было предательски разделено между союзниками и врагами. Альбанцам он велел покинуть родной город и переселиться в Рим. При звуке труб, римляне разрушили Альбалонгу, оставив только храмы. На том месте, где стоял древний знаменитый город, остались теперь только храмы и груды развалин.

Легенда говорит, что альбанцы были поселены на Целийском холме, и что от переселения их число граждан Рима удвоилось, что поэтому Тулл Гостилий увеличил вдвое число всадников: прежде было три центурии, т. е. 300 человек всадников, теперь стало 600 человек. Многие знатные альбанские фамилии были приняты в число римских патрициев, как например: Юлии, Эмилии, Квинкции, Цецилии, Клелии; число сенаторов увеличилось и, сообразно тому, Тулл Гостилий построил для сената новое здание, Гостилиеву Курию.

Рим становится главой Латинского союза

Тулл потребовал, чтобы латины, признававшие Альбалонгу главою своего союза, признали теперь Рим получившим её права. Латины не согласились признать Рим главою своего союза, и Тулл начал войну с ними; она длилась много лет и кончилась тем, что был заключен договор, по которому Рим и латинские города вступили между собою в союз; обе стороны должны были иметь равные права; римляне могли свободно селиться в латинских городах, латины в Риме, браки между ними признавались полноправными. В пользу Рима кончилась и война с сабинянами, возникшая из-за того, что на празднике и ярмарке в роще сабинской богини Феронии были ограблены римские купцы. Но от продолжительных войн нравы римлян огрубели, религиозные постановления Нумы пришли в упадок; боги прогневались, царь для смягчения их стал совершать обряд, но не по должному порядку, и вместе с своим домом был сожжен молниею. Царствование его длилось 32 года.


До того как в Древнем Риме установилась республика, им правили цари. Последний из них, Тарквиний Гордый, был изгнан с позором в 509 году до н. э., а его имя навеки стало синонимом бесчестного и несправедливого тирана. Произошло это благодаря женщине по имени Лукреция, судьба которой оказалась ключевой для ранней истории Вечного города.

Первым царем Древнего Рима был его основатель - Ромул. Династии он не создал, и после его смерти царская власть передавалась тому, кого признавал достойнейшим римский сенат, в который входили почтеннейшие граждане. Пятым из этих выборных царей стал Луций Тарквиний Приск по прозвищу Древний, этруск по происхождению. Некоторые историки считают, что Тарквиния не выбирали, а власть он захватил силой. Но достоверных подтверждений этому нет.

У Тарквиния Приска был сын, которого звали так же - Луций Тарквиний. В конце VI века до н. э. он 25 лет правил Римом. И вошел в историю под именем Тарквиния Гордого. На нем закончился царский период, после чего наступила эпоха Республики, длившаяся практически пять веков. О том, как именно это случилось, существует немало легенд. Но все они сводятся к тому, что последний царь на римском троне потерял корону по собственной вине.

Убийца тестя.

Тарквиний Гордый стал царем не сразу. Ведь по наследству власть не передавалась. Согласно сложившейся традиции, после смерти его отца сенат выбрал в правители опытного царедворца Сервия Туллия, который был близким другом скончавшегося царя. Тот опасался, что сыновья Тарквиния Древнего рано или поздно попытаются отобрать у него трон. А потому женил их на своих дочерях. Так у Луция Тарквиния и его брата Аруна появились жены с одинаковыми именами - Туллия. Старшая из них была кроткой и ласковой - она вышла замуж за Аруна. А вот младшая Туллия отличалась своенравностью и неуемной тягой к власти. И став женой Луция, тут же завела разговор о государственном перевороте. Долго уговаривать Тарквиния не пришлось - положение вечного принца его совершенно не устраивало.


Для начала преступная парочка решила избавиться от конкурентов. Они составили заговор и убили Аруна со старшей Туллией. Теперь между ними и троном стоял только Сервий Туллий. Он, кстати, оказался неплохим царем и вел достаточно мудрую политику. Видимо, поэтому его не очень любил сенат, зато обожал простой народ. Этого как раз не учел Луций Тарквиний, когда первый раз попытался свергнуть тестя. Патриции готовы были поддержать переворот. Но простые вступились за любимого царя, причем так активно, что Тарквинию пришлось спасаться бегством.

Спустя некоторое время он вернулся в Рим, выбрав момент, когда большинство народа было занято работой на полях. Тогда Луций Тарквиний объявил, что созывает срочное заседание сената. Вообще-то такой привилегией обладал только царь. Но патриции пришли на зов смутьяна. Тарквиний произнес перед ними пламенную речь, доказывая, что он как сын своего отца должен занять царский престол. Сенат, недовольный реформами правителя, был готов согласиться с этим, но тут на форум явился сам Сервий Туллий. Несмотря на то, что он к тому времени был уже глубоким стариком, царь не собирался уступать трон самозванцу, да еще и отплатившему за добро черной неблагодарностью. Сервий Туллий не подозревал, насколько далеко может завести Тарквиния жажда власти. А потому без всякого страха обратился к нему с гневной речью, требуя покинуть Рим навсегда. Тарквиний в ответ не стал разводить дискуссию, а молча толкнул старика, сбросив его со ступенек на каменный помост. Там его добили сторонники новоявленного узурпатора. А в довершение всего тело Сервия переехала колесницей младшая Туллия, которая с этого дня стала именоваться царицей Рима.

Яблоко от яблони.

Очень скоро сенаторы горько пожалели о том, что позволили Тарквинию свергнуть законного правителя. Первым делом новый царь окружил себя вооруженной стражей - ликторами - и начал чистку в рядах патрициев. Суровая кара настигала каждого, кто мог быть заподозрен в симпатиях к свергнутому Сервию Туллию. Состав сената вскоре сократился почти вдвое. Теперь сенаторы большую часть времени проводили не на заседаниях, а по домам, трясясь от страха. Все государственные вопросы стал решать тесный круг приближенных царя.

Вскоре выяснилось, что одного Рима Тарквинию Гордому мало. Он начал вести активные завоевательные войны. При этом не щадил никого - римские войска огнем и мечом прошлись по землям его предков этрусков.

Показательна история покорения города под названием Габии, не желавшего подчиняться тирании Тарквиния. Убедившись, что стены города слишком высоки, длинны и прочны, так что взять его приступом не получится, царь Рима прибегнул к хитрости. В город был отправлен его младший сын, который заявил жителям, что просит у них укрытия от ярости своего отца. Это не вызвало у тех никакого удивления - о жестокости Тарквиния уже ходили легенды по всему Апеннинскому полуострову. То, что убийца брата и тестя может поднять руку на собственного ребенка, казалось всем совершенно естественным. Поэтому сын тирана был с почетом принят в Габиях. Он прожил там довольно долгое время, активно принимая участие в городских делах. Даже командовал отрядами воинов во время вылазок против войск своего отца. А потом, добившись высокого положения, убил нескольких знатных граждан и открыл ворота перед римлянами. Так что дети Тарквиния стоили своего отца.

Добродетельная Лукреция.

Сына, проявившего подобную «доблесть» на войне, звали Секст Тарквиний. Он был третьим, младшим отпрыском царя и при этом обладал самым неуемным нравом. Когда он вместе с друзьями предавался кутежам, добропорядочные римляне предпочитали запираться в своих домах, чтобы ни в коем случае не столкнуться с развеселой компанией. Ну а тем, кто спрятаться не успел, оставалось только молиться.


Однажды внимание Секста Тарквиния привлекла женщина по имени Лукреция. Она славилась на весь Рим своей добропорядочностью и хорошим воспитанием. Чаще всего ее так и звали - «добродетельная Лукреция». И все завидовали ее мужу - патрицию Луцию Тарквинию Кол-латину. Он был родственником Тарквиния Гордого, но это не уберегло его от беды. Секст Тарквиний, увлекшийся красотой и кротким нравом Лукреции, напал на нее в отсутствие мужа и изнасиловал. Этого женщина пережить не смогла. Рыдая, она рассказала обо всем мужу, а потом на его глазах пронзила себя мечом.

Это переполнило чашу терпения римлян. Тело обесчещенной Лукреции пронесли по улицам города на руках. А Тарквиний Гордый с сыновьями едва успел скрыться из Рима. Царская власть была объявлена низложенной, а городом отныне стали править два консула, избираемые на год. Первыми римскими консулами стали Тарквиний Коллатин и Луций Юний Брут. Наступило время Республики.

Тем временем изгнанный Тарквиний Гордый внезапно вспомнил о своих корнях и обратился за помощью к этрускам. Этрусский царь Ларе Порсенна сначала не хотел воевать с могущественным городом. Но Тарквиний обманул его, сказав, что консулы хотят свергнуть всех царей в Италии и распространить республиканскую форму правления повсеместно. Этого Порсенна стерпеть не мог и двинул войска к Риму.


Он выиграл несколько , но в конце концов отступил. Говорят, что это решение Порсенна принял после того, как был пойман римский лазутчик, посланный убить его. Этого лазутчика звали Гай Муций.
Ему угрожали пытками. В ответ, демонстрируя силу духа и стойкость римлян, Гай Муций сунул правую руку в огонь и держал там до тех пор, пока она не обуглилась. Это настолько поразило этрусского царя, что он отпустил юношу на свободу, а затем заключил с Римом мир. Этот юноша позже стал известен как Муций Сцевола («левша»).

Что же до Тарквиния Гордого, то, разочаровавшись в этрусках, он обратился за помощью к латинам. В 496 году до н. э. состоялась битва возле озера Регил. Плохо организованные латины во главе с жестоким, но не наделенным полководческим талантом Тарквинием были наголову разбиты римлянами. Бывший царь был вынужден снова бежать - на этот раз в одну из греческих колоний. Там он и умер спустя год.

А все его сыновья пали в битве при Региле. Все, кроме Секста Тарквиния. Он не пошел на войну вместе с отцом, а попытался скрыться в том самом городе Габии, который когда-то захватил столь бесчестным образом. Там-то его и убили восставшие горожане, не забывшие и не простившие его коварства.


Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII-VI вв. до н. э.).

Рим возник в области Лациум, в IX в. до н. э. возникли первые поселения, состоявшие из пастухов и землевладельцев. Появлялись укрепленные поселки-города, которые постепенно слились друг с другом, были обнесены стеной и впоследствии стали городом Римом.

Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э. о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Однако основание Рима чаще всего связывают с легендой о близнецах Ромуле и Реме, вскормленными волчицей.

Кое-что из этой легенды подтверждается историками: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были поселения.

Римляне верили этой легенде и по этой причине вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города, а называть его стали Римом, или Roma, в честь имени Romulus.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.

В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго.

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции.

Первоначально только они и считались римским народом, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он стал убежищем для беглецов.

Они становились другой большой прослойкой общества - плебеями. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства.

Плебеи- в переводе с латыни «простой народ».

Патриции- в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов»

Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

Римская традиция сохранила имена семи царей:

Ромул и Рем

Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)

Тулл Гостилий

Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)

Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)

Люций Тарквиний Гордый (сын Люция Тарквиния Приска)

Сервий Тулий

Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.

Ромул

Поскольку ворота города были открыты всем, Рим быстро наполнялся жителями, в основном неженатыми мужчинами. Чтобы они могли обзавестись женами, Ромул организовал похищение девушек из соседнего племени сабинян. Сабиняне решили отомстить римлянам за этот дерзкий поступок и спустя некоторое время приступили с оружием в руках к стенам Рима. Но едва два войска сошлись в битве, как из города выбежали похищенные девушки, ставшие уже женами своих похитителей и родившие им детей. Поднимая на руках младенцев, сабинянки с плачем обратились к обеим сторонам, умоляя прекратить кровопролитие. Ведь на одной стороне находились их отцы и братья, а на другой - мужья. Воюющие вняли голосу сабинянок и заключили мир. С этой поры сабинский царь стал соправителем Ромула. Много сабинян переселилось в Рим, а знатнейшие из них вошли в сенат.

Легенда гласит, что Ромул царствовал около сорока лет и скончался при загадочных обстоятельствах. В народе говорили, что он живым вознесся на небо. Возможно именно из-за подобного мифического отношения к Ромулу, преемника ему выбирали долго.

Нума Помпилий

При преемнике Ромула Нуме Помпилии, который стал царем в 715 г. до н. э. римляне в течение сорока с лишним лет вообще не воевали. Интересно, что Нума Помпилии не был римлянином, а жил в сабинском городе Куры и славился своим умом и справедливостью, за что и был приглашен править в Рим.

Нума воздвиг храм Януса, своеобразный показатель войны и мира: открытые ворота означали, что государство воюет, закрытые - означали мир. После царствования Нумы ворота храма Януса закрывали лишь дважды.

Он учредил должности верховных жрецов, а также культ неугасимого огня. Для сохранения огня Нума возвел храм Весты.

При нём были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами, ввёл новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней.

Учредил ремесленные цехи, установив для каждого из них отдельные празднества. Вот что рассказывает об этом Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Народ был разделен, по роду занятий, на флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, кожевенников, медников и гончаров. Другие ремесла царь соединил вместе и образовал из них один цех. Каждый цех имел свои собрания, сходки и религиозные обряды. Таким образом, царь в первый раз изгнал ту рознь, которая заставляла одних считать и называть себя сабинянами, других - римлянами, одних гражданами Тация, других - Ромула, вследствие чего деление на цехи внесло всюду и во всем гармонию и единодушие».

Тулл Гостилий

После смерти Нумы новый царь Тулл Гостилий сразу же затеял войну с соседним городом Альба-Лонга. По преданию, чтобы предотвратить кровопролитную битву, было решено выставить по три бойца с каждой стороны, чтобы определить победу. Против братьев Горациев из Рима вышли братья Куриации из Альбы-Лонги. В схватке погибли все Куриации и двое Горациев - победа, таким образом, досталась Риму. Однако мир с альбанцами продолжался недолго. Зная о недовольстве таким положением дел среди альбанцев, Тулл Гостилий с помощью хитрости представил их вождя предателем, после чего послал войска на павший духом город, чтобы разрушить его и переселить всех жителей в Рим.

Анк Марций

За гибелью Тулла Гостилия, побывшего царем совсем недолго, в Риме начался период царствования внука Нумы Помпилия Анк Марций, который сразу же выступил войной против латинов, разорявших римские поля и угонявших скот. После многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить укрепленный Яникульскии холм на правом берегу Тибра с городом. С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря, и Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - первый морской порт Рима.

Тарквиний Древний

После Анка Марция римским царем стал Тарквиний Древний. Бывший его советником Анка Марция и искусным интриганом, он охотно принимал поручения, искусно их выполнял и скоро достиг того, что стал бывать на советах и общественных и частных, и в военное и в мирное время. Наконец, войдя во все дела, он был назначен по завещанию опекуном царских детей. Когда Анк Марций умер, сыновья его были почти что взрослые. Тем сильнее настаивал Тарквиний, чтобы как можно скорей состоялось собрание, которое избрало бы царя, а к тому времени, на которое оно было назначено, отправил царских детей на охоту. Он, как передают, был первым, кто искательством домогался царства и выступил с речью, составленной для привлечения сердец простого народа. Народ с великим единодушием избрал его на царство. Чтобы еще более укрепить свою власть, Тарквиний увеличил количество сенаторов до 300, записав в сенаторы 100 новых человек, которые с тех пор держали во всех делах сторону царя.

Войну он вел сначала с латинами и взял приступом город Апиолы. Затем внезапно началась война с сабинским городом Коллацией. Ее итог: город и все земли вокруг него были присоединены к римским владениям. Завершив сабинскую войну, Тарквиний пошел войной на латинов. Здесь ни разу дело не доходило до битвы, от которой бы зависел исход всей войны - захватывая города по одному, Тарквиний покорил весь народ латинов. Были взяты Корникул, Старая Фикулея, Камерия, Крустумерия, Америола, Медуллия и Номент. Затем был заключен мир.

С этого времени Тарквиний обратился к мирной деятельности. По его повелению город стали обносить каменной стеной. Были осушены низкие и топкие места вокруг форума и другие низины между холмами. Был заложен храм Юпитера на Капитолии и большой цирк. Все эти деяния принесли Тарквинию величайшую славу, а его царствованию сообщили невиданный прежде блеск. Тарквиний был также первым из царей, кто еще загодя стал готовить себе приемника, своего воспитанника Сервия Туллия. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда стало ясно, что Сервий Туллий пользуется великой честью у народа и сената, то это вызвало сильное негодование у двух сыновей покойного царя Анка Марция. Они и прежде считали себя глубоко оскорбленными, что происками опекуна отстранены от отцовского царства, но надеялись получить его хотя бы после смерти Тарквиния. Теперь же приходилось расстаться и с этой мечтой. Не в силах сдерживать далее свою ненависть, Марции решились на убийство Тарквиния.

Сервий Туллий

Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них - центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи - введены в состав римской общины. По реформе все население Рима (и патриции, и плебеи) было разделено на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу, каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего было 193 центурии, из них 1-й класс (имущественный ценз не менее 100 тыс ассов) выставлял 98 центурий, 2-й (ценз 75 тыс ассов) - 22 центурии, 3-й (ценз 50 тыс ассов) - 20 центурий, 4-й (ценз 25 тыс ассов) - 22 центурии, 5-й класс (ценз 11 тыс ассов) - 30 центурий, пролетарии выставляли 1 центурию и соответственно имели 1 голос в народном собрании. Таким образом, распределение политических прав и военных обязанностей происходило независимо от сословной принадлежности, в соответствии с имущественным цензом.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах.

Ему же приписывается денежная реформа: он первый в Риме начал чеканить серебряную монету. Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества. Так же царь вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами.

Был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым, который и стал царем после Сервия Туллия.

Тарквиний Гордый

Луций Тарквиний, получив царскую власть ценой преступления, окружил себя целым отрядом телохранителей, понимая, что сам подал пример тому, каким путем можно занять царский трон. Кроме того, он истребил тех сенаторов, которых считал сторонниками убитого им Сервия Туллия, поскольку захватил царскую власть, не будучи избран ни сенаторами, ни народным собранием. Понимая, что после всего происшедшего, усугубленного тем, что он запретил с почетом похоронить старого царя, Луций вряд ли мог рассчитывать на уважение своих сограждан, он решил держать подданных в повиновении страхом.

Независимо от совета сенаторов он объявлял и заканчивал военные действия, произвольно заключал договоры и нарушал их. Ко всем без исключения Тарквиний относился высокомерно, не считаясь ни с заслугами, ни с достоинством своих сограждан. Волю сената и народа он не принимал во внимание. Функции сената фактически заменил совет приближённых царя.

Луций Тарквиний Гордый проводил активную завоевательную внешнюю политику. Он упрочил союз Рима и латинских городов путём физического устранения тех, кто считал Рим поработителем Лация и созданием родственных союзов. При Тарквинии Гордом в армию перестали брать представителей низших классов - их использовали в строительстве. Армию же комплектовали, в основном, из наёмников.

Благодаря большой военной добыче, Луций Тарквиний занялся активным строительством в Риме. При нём была достроен храм Юпитера на Капитолийском холме, закончено строительство канализации (Cloaca Maxima). Тарквиний Гордый уничтожил сабинянские святилища и уровнял Тарпейскую скалу, возвышавшуюся над форумом, откуда сбрасывали осуждённых в Тибр.

Поводом для этого послужила распущенность его старшего сына Секста Тарквиния, который обесчестил Лукрецию, жену Луция Тарквиния Коллатина, дальнего родственника царя из сабинского города Коллаций. Лукреция рассказала мужу и отцу о случившемся и, выхватив нож, спрятанный под одеждой, покончила с собой. Родственники и друзья во главе с другом Коллатина Луцием Юнием Брутом (приходился племянником царю) вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и призвали граждан к восстанию против Тарквиниев. Толпы народа под руководством Коллатина и Брута двинулись в Рим. Возмущенные римляне сбежались на форум и постановили лишить царя власти и изгнать его вместе с женой и детьми. Тарквинию не удалось подавить движения, и он должен был с семьей уйти в изгнание на свою историческую родину Этрурию.

Так была уничтожена в Риме царская власть.