Что такое языковой анализ слова. Речевая готовность детей к школе

Одним из наиболее распространенных видов анализа на уроках русского языка является лингвистический анализ текста. Его цель - выявить основные стилистические особенности текста, их функции в произведении, а также определить стиль автора.

Как и любой другой анализ, он имеет свой алгоритм, который стоит соблюдать. Итак, как же правильно сделать лингвистический анализ художественного текста?

Конечно, перед тем как рассматривать текст, его следует прочитать. Причем не просмотреть наскоро, а прочесть внимательно, вдумчиво и с выражением. Это поможет понять произведение, окунуться в него с головой.

Теперь можно приступать непосредственно к анализу. Давайте рассмотрим основную, наиболее распространенную схему.

  • В первую очередь стоит определить, к какому именно функциональному относится анализируемый текст. Научный ли он, художественный либо же официально-деловой, эпистолярный.
  • Определить основную коммуникативную цель анализируемого текста. Это может быть обмен информацией, выражение своих мыслей, попытка воздействия на эмоциональную сферу чувств.

Стилистические средства фонетики: звукоподражание;

Лексика: антонимы, паронимы, синонимы, омонимы, а также метафора и сравнения, диалектная лексика, архаизмы и историзмы, ономастическая лексика;

Стилистические средства фразеологии: пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые выражения, а также всевозможные цитаты;

Стилистические средства словообразования: суффиксы и приставки;

Морфологические средства языка: нужно найти в тексте полисиндетон и асиндетон, указать, какие функции в тексте выполняют те или иные части речи;

Стилистические ресурсы синтаксиса: наличие риторических вопросов, диалогов, монологов и полилогов, найти

Лингвистический анализ стихотворения, а также баллад и поэм следует выполнять по этой же схеме. При анализе стихотворного произведения следует уделить должное внимание ритмике текста, его звучанию.

Иногда в схему анализа могут включать и некоторые другие пункты:


Лингвистический анализ текста предполагает глубокое знание основных языковых средств, понимание того, какие именно функции в тексте они выполняют. Кроме того, он позволяет лучше понять автора, его замыслы и погрузиться в придуманный писателем мир.

Языковой анализ и языковой синтез.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

Обратимся к наиболее употребимым приемам, которые соответствуют указанным методам обучения.

Виды и приемы языкового анализа:

а) звуко – буквенный (фонетико – графический) анализ слов, словосочетаний (ведущий в 1-м классе);

б) слоговой и акцентологический (выделение ударных и безударных слогов, при переносе слов);

в) семантический анализ (прямое и переносное значение, многозначность, выяснение коннотаций);

г) словообразовательный, морфемный и этимологический анализ (корень слов);

д) морфологический анализ – определение части речи, их форм, типов склонения и т.д. (падежные окончания, приставки и предложения и пр.);

е) синтаксический анализ – выделение предложения из текста, связь слов и предложений (правописание окончаний, личных и падежных и пр.).

1 Орфографический и пунктуационный разбор.

Приемы:

а) синтез на уровне звуков и букв (составление слогов и слов из фонематических и графических единиц, звукослияние в слоге и слове);

б) словообразование (синтез слов по образцу: приставка, корень, окончание);

в) синтез на уровне формообразование – склоняемые и спрягаемые, запись полученных форм;

г) синтез синтаксических конструкций (передача мысли говорящего, пишущего, составление словосочетаний и предложений);

д) построение компонентов текста (образец, ССЦ…)

Синтез в области орфографии – проверка текста.

Анализ и синтез переплетаются, сливаются (Например, при написании сочинения, сначала – синтез мысли, языковой синтез на уровне внутренней речи, затем мысленный анализ – выделение орфограмм, затем основа синтеза – в уме и графический, т.е. запись).

Самоконтроль, самопроверка – смысловой синтез (мысленный) и одновременный анализ с установкой на орфографию.

Запоминание – это психологическая основа имитационного метода.

Произвольное непроизвольное

(осознанное)

В начальных классах ориентируются на осознанное.

Приемы:

а) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя;

б) установка на правильное безошибочное письмо, на создание в памяти остаются два образа слова, поэтому имитационный метод отвергает какографию);

в) использование словарей, плакатов с перечнем «трудовых» слов;

г) зрительные диктанты, письмо по памяти и самодиктовка, списывание;

д) использование наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей;

е) запоминание морфемного состава слов, словообразовательных гнезд, пословиц, поговорок и т.д.

Решение грамматико – орфографических задач

Значение этого метода вырастает от 1 к 4 классу. Он больше других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения – алгоритм, выполнить все шаги решения, сделать выводы, произвести самопроверку.



Решение Грамматико – орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории (грамматики, словообразования и т.д.).

Учебная задача – это цель познавательной деятельности. содержит вопрос (задание), данные, на которые можно опираться в ее решении, условия выполнения, предполагает порядок выполнения (алгоритм) и ответ. !!! Способ проверки – новая учебная задача.

Итак: вопрос – данные условия – порядок решения – ответ – проверка.

Например, текст дан, ребенку следует найти и объект задачи (орфограмму, пунтограмму), определить ее тип, поставить цель, и выделить данные для решения, далее разобраться в условии, составить план решения, выполнить действие, получить ответ, проверить его.

На уроке русского языка ученик должен решить 20 – 30 задач.

Рассмотрим составные элементы и «шаги» ее решения.

Ситуация – диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал внимание на слове «часы». Вот ступени ее решения:

1. Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено (какую букву следует писать после буквы Ч? То есть, определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах.

2. Условия: отсутствие ударения, то есть слабая позиция для гласного. Важно определить место безударной гласной: в корне слова.

3. Порядок выполнения: выделение безударных гласных, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня.

4. Вывод или ответ: проверочное слово «час», ЧА – пишем А, значит в слове «часы» пиши А.

Решая грамматико – орфографическую задачу, школьник должен:

а) увидеть орфограмму и осознать ее как задачу;

б) определить ее тип;

в) определить способ проверки;

г) определить шаги решения и их последовательность;

д) решить задачу;

е) сделать выводы о правильном написании (проверка);

ж) написать без ошибки и не потерять содержание текста, который он записывает.

Следовательно, все эти действия очень сложны для 7-9 летнего ребенка. Поэтому в помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плакатов, таблиц, схем.

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто -льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания :

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное
логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лксь поч-ки.

3. Фонематический анализ:

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

Выделение звука из слова.

Задания :

Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание:

Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание :

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

Теперь перейдём к самому трудному моменту изложения - к умению находить слова для формулировки собственной мысли. Это непросто, потому что вы ещё не умв-ете достаточно хорошо оформлять свои мысли словами. Трудность обусловлена ещё и тем, что в своём изложении нужно воспроизвести языковые средства автора. Воспроизведению авторской речи помогает языковой (стилистический) анализ.

Стилей в русском языке несколько: разговорный, художественный, научный, официально-деловой и публицистический.

Тексты изложений, которые предлагаются на уроках младшим школьникам, чаще всего принадлежат к художественному или к научному стилю. Их основные признаки мы сейчас и рвссмотрим.

Художественный стиль

  1. Используется в художественных произведениях: рассказах, романах, стихах.
  2. Задачи речи: изобразить живую картину, создать отношение к изображаемому.
  3. Высказывание обычно бывает:
    • конкретным (описывается определённый котёнок, а не котята вообще);
    • образным, живым, выразительным;
    • эмоциональным.

Перед вами текст художественного стиля, в котором подчёркнуты все использованные в нём средства выразительности. Золотой дождь.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам... (По Н. Сладкову)

Научный стиль

  1. Используется для точной передачи научных знаний в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных трудах.
  2. Задача речи - сообщение.
  3. Особенности стиля: точность, ясность, однозначность (слова употребляются только в прямом значении).
  4. Характерные языковые средства:
    • специальные слова - термины.

Перед вами текст научного стиля, в котором употребляются термины.

Под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофил. Хлорофил - зелёный пигмент растений, содержащийся в хлоропластах. В процессе фотосинтеза поглощает световую энергию и превращает её в энергию химических связей органических соединений.

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетных и журнальных статьях; его можно определить по характерным языковым средствам. В таких текстах используются:

  • общественно-политическая лексика;
  • афоризмы, поговорки, пословицы;
  • торжественная лексика;
  • обращения;
  • риторические вопросы;
  • побудительные и восклицательные предложения.

Примером данного стиля является следующий текст.

Дадим мир планете Земля! Мир - это твёрдая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир - это смех детей и мопчание пушек. Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля! (А. Миханов)

Языковой анализ нужен не только для того, чтобы безошибочно определить стиль речи текста изложения, он нужен также, чтобы поучиться отбирать точные слова и выражения для составления своего текста. Языковой анализ всегда полезен: он обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.

Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о ее внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике.

Язык – это уровневая система:

п р о и з н о с и т е л ь н ы й уровень: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные

и слабые позиции, интонации и пр.;

м о р ф е м н ы й уровень – основа слова, корень, суффикс, префикс; л е к с и ч е с к и й уровень – слова, их значения (семантика), оттенки значения, груп-

пы слов по значению, по стилевой принадлежности и пр.; м о р ф о л о г и ч е с ки й уровень (грамматика) – классификация слов по функцио-

нальному признаку, по формально-грамматическим признакам, изменения форм слов для выражения смысла речи и пр.;

с и н т а к с и ч е с к ий уровень (грамматика) – сочетания слов, средства их связей, предложения, их типы, осложняющие конструкции и пр.;

уровень т е к с т а или с в я з н о й р е ч и – построение компонентов речи, по объему превышающих предложение.

Таков уровневый, структурный подход к языку. Изучаться язык должен во взаимодействии всех этих уровней. Но, как известно, язык «оживает», начинает работать только в речевой деятельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, закономерности языка, механизмы его действия не могут быть усвоены без понимания функций его единиц и конструкций, каждой грамматической категории и формы. Иными словами, нужен функциональный подход к языку. Он помогает школьникам понять целесообразность каждого из уровней языка и необходимость графики, орфографии для письменного варианта речи, а также развитого голоса, хорошей дикции для устного общения и мн. др.

Системно-структурный и функционально-семантический подходы необходимы для того, чтобы выбрать целесообразный порядок, нужную последовательность. Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики (и основ фонологии) невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию, без морфемики – словообразование и ту же орфографию. Выбор слова зависит от содержания речи, пунктуация – от структуры предложения, от интонации...

Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через ее функцию. Так, знакомство с местоимением дается через замену повторяющегося слова, через устранение повтора в тексте: Мальчики пошли в лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и бе-

лочку. Дети сами исправляют:Грибов они не нашли. Так школьники осознают простейшую функцию личных местоимений.

Подобным же образом дети усваивают функцию категории числа у разных частей речи, творительного падежа имен существительных, функцию приставки и суффикса в образовании новых слов, личной формы глагола для передачи ситуации, в которой действуют люди, и мн. др.

И системный, и функциональный подходы в изучении форм и закономерностей языка

обеспечивают развитие мышления школьников через природу и свойства самого языка. Язык сам воспитывает школьника умственно, развивает его мышление, на что указывали Л. В. Щерба, В. А. Добромыслов.

Близок к функциональному и коммуникативный подход к изучаемому языку. Согласно этому подходу любое языковое явление следует рассматривать сквозь призму коммуникативной целесообразности. В сущности, этот подход не так уж нов: еще Ф. И. Буслаев предложил методику изучения языка на основе изучения литературных текстов. Сегодня коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление не само по себе, не только внутри языковой структуры, но в ситуациях коммуникации, в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую языковую форму в собственной речи, изучить ее употребление и другими авторами – мастерами слова. Современный подход требует также изучения ре зу л ь тата применения этой формы, чтобы оценить ее информационную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении.

Углубленное изучение русского языка

Современное разноуровневое образование выдвинуло задачу усиленного, дополненного языкового образования; эта идея не исключает и начальных классов в гимназиях, школах гуманитарного направления, а иногда – и в обычных школах. Создаются специальные программы и учебники, пособия. Цели углубленного изучения языка:

а) подготовить учащихся начальных классов к обучению в старших классах, где гуманитарное направление получит полное развитие;

б) заронитьинтерес кфилологии, кискусствуслова, привить любовькязыку, кязыкам; в) заронить первые зерна будущей профессиональной информации – о работе журна-

листа, редактора, переводчика, актера, дипломата, учителя-словесника, юриста.

К сожалению, имеющиеся программы углубленного изучения русского языка в начальных классах нацелены в основном на первую задачу. Углубленное изучение языка понимается как усложнение программы, введение новых тем по грамматике, которых нет в обычных программах. Так, вводятся темы «Имя числительное», «Наречие», «Причастия» и т. п., изучение глагола дополняется понятиями «залог», «наклонение»; расширяется тема «Склонение имен существительных»; вводятся основы словообразования, лексикологические понятия, знакомство с фразеологией... Нельзя отрицать, такие дополнения полезны, но носят как бы количественный характер. Хотя цель углубленного изучения языка может быть не только количественная, но и качественная: углубленное проникновение в семантику, многозначность лексики, в смысл текста; исследование словообразования, обращение к доступным средствам этимологии; обращение к истории языка, к межъязыковым сопоставлениям; обращение к школьной (учебной) и «взрослой» лексикографии, работа со словарями; совершенствование культуры речи учащихся, их мастерства в передаче мысли в тексте. Новое качество изучения русского языка внесет и исследовательская деятельность: изучение говоров, топонимики. В этом углубленное изучение языка смыкается с внеклассной работой: с кружками языковыми, литературными, театральными, с клубами путешественников, с организацией конкурсов, с изданием журналов и т. п.

Углубленное изучение языка опирается на интересы и способности учащихся, их общую культуру. Здесь начинает работать особая область педагогики – «проблемы одаренных

детей», причем одаренность рассматривается не как некое постоянное, природой данное качество, а как общее развитие, устойчивые интересы, нестандартное мышление, высокая обучаемость, стремление к лидерству, активность, умение преодолевать трудности, высокая мотивация учения.

Развивающая роль теории языка

Изучение языковой теории выполняет три функции: во-первых, это ее информационная роль, т. е. посредством ее изучения школьники приобретают систему знаний о языке людей; во-вторых, учащиеся развивают свои мыслительные, интеллектуальные возможности, формируют абстрактное мышление, овладевают мыслительными операциями, моделированием, рассуждением и доказательством; в-третьих, формируется правильное соотношение теоретического и практического в языке, в речевой деятельности. И несмотря на то что в языковом развитии ребенка практика во многом опережает теорию, последняя упорядочивает практику, поднимает ее на новую, более высокую ступень.

В практическом отношении языковая теория служит основой всех разделов курса русского языка.

На произносительном уровне она обеспечивает норму литературного произношения, дает опору в усвоении графики, орфографии, дикции, орфоэпии, механизмов письма и чтения, методики звукобуквенного анализа и пр. Морфемика и теория словообразования обеспечивают решение самых трудных грамматико-орфографических задач. Даже небольшой объем знаний учащихся из области лексикологии и фразеологии помогает в семантике, в механизмах выбора слова, в толковании слов и фразеологических единиц, способствует анализу. На морфологическом уровне обеспечивается проверка орфограмм: большинство алгоритмов в орфографии строится на морфологической основе. Теория речи и лингвистика текста обеспечивают правильность построения речи, выработку механизмов говорения, аудирования, письма и чтения, внутренней подготовки предстоящего высказывания. Весь комплекс теоретических знаний по языку подготавливает школьника к редактированию собственного текста, его анализу и оценке.

Огромное значение теория языка имеет в развитии методики его преподавания: от решения вопроса о правильном соотношении теории и практики в школьном курсе – до составления упражнений для школьников.

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Метод предполагает:

а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;

б) определение способа преподнесения материала учащимся;

в) характер взаимодействия учителя и учащихся; г) определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке. Во «Введении» автор уже обращался к методам – к одной из их классификаций, построенной на постепенном возрастании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Но могут быть выбраны и другие основания для типологии методов, например по этапам учебного процесса. Тогда будут выделены такие группы методов: методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования; методы, применяемые на этапе усвоения нового материала; методы закрепления; методы контроля и оценки и др. Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Языковой анализ как метод

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место; его сущность – дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное, – это обобщение, вершина познавательного процесса.

Языковойанализимеетследующиевиды(начинаемоткрупнейшихединиц– оттекста):

языковой анализ текста;

синтаксический анализ (в пределах предложения);

морфологический анализ (части речи, их формы);

морфемный анализ (состав слова);

словообразовательный анализ;

анализ или характеристика лексики;

фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);

элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требованийриторики. Дляустнойречи– характеристикадикции, артикуляции, интонацийипр.

С точки зрения методической, огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их. В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и

к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом. Анализ используется и в других сопоставимых методах, например в эвристическом.

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок – род алгоритма. Например, последовательность м о р ф о л о ги ч е с к о го разбора такова: определить, к какой части речи относится разбираемое слово; назвать его в его исходной форме; назвать постоянные признаки слова как части речи; определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т. п.; указать окончание и основу; определить морфемный состав основы; указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую