Автоматизация др тр речевой материал. Речевой материал на автоматизацию звука "Р

Цель: формирование навыка правильного произношения в звукосочетаниях - тр, - др.

Дидактические:

  • Отрабатывать умение правильно выполнять упражнения по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад для звука "р".
  • Вырабатывать навык правильного произношения звукосочетаний - тр, - др в слогах, словах, удерживая кончик языка вверху.

Коррекционные:

  • Коррекция мелкой моторики, фонематического слуха.
  • Развитие мимической моторики, нормализация мышечного тонуса лица путем самомассажа.

Воспитательные:

  • Воспитание мотивации путем игровых моментов.

Оборудование: собака, язычок - логовичок, возд. шарик, су - джок, картинки - эмоции, солнышко, туча, дождь, молния, д. игры: ромашка, "поднимись по лесенке", " найди ключ", " подбери ключик к замочку", сундучок с угощеньем, дерево с дроздом.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел пес. А вы попробуйте угадать, как его зовут? В его имени есть звук Р. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: Полкан, Жучка, Пальма, Дружок.(Дружок)

Сегодня на занятии мы отправимся в гости к дрозду, который живет на дереве в лесу. А кто будет хорошо заниматься, тот получит сладкий приз от дрозда.

Кто издает звук над которым мы сегодня будем работать. (собака, тигр)

Правильно вы догадались мы будем учиться произносит звук Р в сочетаниях -тр, - др.

2. Гимнастика для язычка. А как мы найдем дорогу к дрозду? Нам поможет язычок - логовичок. Чтобы он указал нам путь, мы должны выполнить гимнастику для язычка.

1. Блинчик.

2.Чашечка.

3. Лошадка.

4. Грибок.

5. Гармошка.

6. Вкусное варенье.

3. Дыхательная гимнастика.

Полетим на воздушном шаре. Подуем, чтобы он полетел.

Сделаем вдох и плавный медленный выдох.

Упр. Для щек:

Надуем щечки, как шарик.

Шарик сдулся (втянули щечки)

4. Мимические упр.

Посмотрите на улицу, выглянуло солнышко.

Какое настроение у нашего Дружка. (выберите из картинок)

Изобразим радость.

Откуда не возьмись, набежали тучки (удивление )

Пошел дождь (Грусть) .

Гроза (испугались) .

5. Мы попали под дождь. Чтобы нам согреть лицо и руки сделаем самомассаж.

Ручки растираем: и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом от носа, мы к губам стекаем.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

6. Согрелись, а теперь мы поедем на машине. Заведем моторчик. (др.)

Нашей собачке было весело и она запела песенку, давайте повторим:

тра, тра, тра,
тро, тро, тро,
тру, тру, тру,
Мотор гудит сильно, споем громко. дра, дро, дры, дру.
А теперь споем тихо. тра, тро, тры, тру.

7. Машина заглохла, помогите ее починить. Выберите те ключи, где есть звук "Р". (на ключах картинки с сочетаниями -др,-тр.)

8. Дорожка.

Поедем по дорожке. Надо выбрать ту дорожку, где есть картинки со звуком "Р".

Вот мы добрались до цветочка. Давайте немного отдохнем.

9. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся. (туловище влево - вправо) Больше спать не захотел. (туловище вперед - назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется. (покружиться).

10. Собрать ромашку, назвав картинки.(картинки: стручок, трон, трава, дрова, драка, дракон). Дети собирают ромашку, нанизывая лепестки на шнурок.

11. Массаж ладошек .

Увидели ежика.
Гладь мои ладони еж,
Ты колючий, ну и чтож.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

12. Массаж пальцев рук.

13. Собрать пирамидку.

Тра, тра, тра - в детский сад идем с утра.
Тро, тро, тро - в садик ехали в метро.
Тры, тры, тры - в сказках гномики хитры.
Дро, дро, дро - у нас новое ведро.
Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Вот мы и добрались до дерева. Кто здесь живет? (дрозд).

Но чтобы к нему попасть, надо собрать пирамидку из квадратов и назвать цвет. (синий квадрат:)

14. Найти ключ от ларца.

Дрозд нам приготовил угощенье, но вот беда, перепутал ключи от ларца.

Помогите найти нужный ключ. Дети подбирают ключ к ларцу, в ларце-конфеты.

Поблагодарим за угощенье, наше путешествие подошло к концу.

Понравилось вам занятие? Что понравилось в путешествии? Как вы думаете, за что угостил вас дрозд? Вы хорошо занимались на занятии. Правильно проговаривали звук Р.

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.



Ра - ударный слог, начало слова
Раб, рак, радио, радость, радуга, рама, ралли, рана, рамка, раковина, ранец.

Ра
Работа, равнина, ракета, район, рабочий, ракушка, ракетка, расческа, растение, разведчик, радист, разбойник, растяпа, расставание, родник, родители, рожок, рождение.

Ра
Гора, дыра, кора, жара, нора, вчера, мошкара, детвора, баран, гараж, парад, жираф, карась, пират, мираж, куранты, баранка, операция, царапина, собирать.

Ра
Фара, мера, сера, вера, ссора, штора, сфера, шпора, опера, пантера, шушера, пещера, гагара, кикимора, сатира, фанера, гитара, холера, камера, химера, амфора, контора, сигара, микстура, каратэ, барабан, муравей, карамель, караул, пирамида, ураган, караван, таракан, сарафан, карапуз, парашют, карандаш, карантин, карабас-барабас.

Ро - ударный слог, начало слова
Рот, рой, ров, роль, рожь, рост, ромб, робость, роза, робот, рокот, рота, рожки, роща, розыск, розга, ролик, роскошь, родинка, родина, ровный, розовый.

Ро -ударный слог, середина слова
Перо, бюро, сорока, ворона, корова, дорога, корона, ворота, папироса, смородина, мороженое, зародыш, урок, пирог, герой, сурок, мороз, барон, сироп, народ, огород, паром, носорог, оборот, наоборот, поворот, воронка, коробка, коронка, пирожное, кувырок, воровка, сноровка, шнуровка, лакировка, дозировка, газировка, стажировка, командировка, маскировка, планировка, татуировка, инсценировка.

Ры - ударный слог, начало слова
Рысь, рыба, рынок, рыжик, рыцарь, рыльце, рытвина, рыть, рыться.

Ры - безударный слог, начало слова.
Рыбак, рысак, рывок, рыдание, рыхление, рычание.

Ры - ударный слог, середина слова
Нарыв, порыв, корыто, кочерыжка, комары.

Ры - безударный слог, середина слова
Пары, горы, норы, чары, узоры, сборы, шпоры, выборы, манеры, мемуары, перышко.

Ру - ударный слог, начало слова
Руль, рубль, руки, ручка, румба, русло, рукопись.

Ру - безударный слог, начало слова
Руно, руда, рубеж, рубин, рукав, ружье, русак, рулон, ручей, рулет, руины, рутина, рудник, рубашка, рубанок, румянец, русалка, рукоятка, рукавица, рукомойник, рукоделие, руководитель, рубить, руководить.

Ру - ударный слог, середина слова
Кенгуру, старуха, оружие, зарубка, кукуруза, наружность.

Ру - безударный слог, середина слова
Папирус, карусель, поручение, выручать.

Ар-яр - ударный слог
Пар, шар, вар, жар, дар, кар-кар, удар, омар, базар, загар, товар, комар, пожар, ягуар, кошмар, бульвар, кальмар, гончар, самовар, комиссар, антиквар, скипидар, кочегар, семинар, парта, нарды, казарма, партия, бармен, бархат, спаржа, марганец, старший, петарда, мансарда.
Яр, яркий.
Маляр, школяр, столяр, гусляр, футляр, окуляр, юбиляр, капилляр, экземпляр.
Арка, марка, заварка, хибарка, дикарка, кухарка, байдарка, кофеварка, свинарка, санитарка, овчарка, сварка.

Ар-яр - безударный слог
Повар, сахар, автор, доллар, авиатор, экскаватор, комментатор.
Арба, арбуз, армяк, орда, армия, арбалет, арфист, организм, орнамент, аргумент, археология.
Барсук, барбос, борзая, карман, картон, картуз, карниз, корсаж, коржи, картина, корзина, картошка, карбонад, гармонь, горностай, георгин, горбинка, партизан, портфель, портной, морской, моргать, морфема, нарзан, спартанец, фортуна, форпост, наркоз, чехарда.

Ор-ер - ударный слог
Сор, мор, бор, хор, вор, хлор, вздор, двор, сбор, узор, забор, собор, бугор, мотор, набор, топор, бугор, упор, засор, задор, мажор, дозор, позор, мажор, минор, юниор, майор, танцор, затвор, косогор, мухомор, помидор, командор, светофор, семафор, мельхиор, матадор.
Орден, орган, корпус, коршун, поршень, морфий.
Норка, порка, горка, корка, оборка, уборка, сборка, поговорка, оговорка, отговорка, подкорка, конторка, касторка, махорка.
Ерш.
Бобер, позер, ликер, ковер, шофер, шатер, сапер, билетер, полотер, монтер, вахтер, костер, боксер, дублер, суфлер, жонглер, лифтер, волонтер, мушкетер, каскадер, фантазер, паникер, дергать, твердый.
Терка, пятерка, четверка, семерка, шестерка, восьмерка, галерка, гимнастерка.

Ур-юр - ударный слог
Бур, тур, шнур, ажур, лемур, абажур, сумбур, каламбур, помпадур, бедокур, шампур, штукатур.
Мазурка, тужурка, шкурка, мензурка, штукатурка.
Юрта, юркий.
Велюр, аллюр, гипюр, маникюр, педикюр.

Ур-юр - безударный слог
Тамбур, контур, турне, пурга, дурман, турбина.

Ир- ыр - ударный слог
Жир, пир, мир, эфир, инжир, зефир, кефир, кумир, кассир, факир, пассажир, ювелир, сувенир, конвоир, дебошир, сапфир, банкир, мундир, эликсир, буксир.
Копирка, стирка.
Сыр.
Дырка, бескозырка.

Ер-эр - ударный слог
Сквер, фужер, офицер, пионер, кавалер, землемер, лицемер, полимер, секундомер, глазомер, костюмер, инженер, миллионер, милиционер, акционер, пенсионер, вольер.
Верба, вершина, вершок, нерпа, беркут, консервы, стержень, первый.
Мерка, дверка, этажерка, табакерка, пенсионерка.
Мэр, сэр, пэр.

Ер-эр - безударный слог
Ветер, катер, кучер, лидер, номер, хакер, шулер, буфер, вечер, номер, покер, свитер, спикер, джокер, маузер, бампер, бойлер, таймер, миксер, пейджер, эклер, мастер, гейзер, танкер, бункер, юнкер, центнер, канцлер, веер, конвейер, голкипер, фломастер, компьютер.
Чердак, держава, пергамент, вердикт, сержант, дерзость, держать, сердитый, кочерга, аллергия, сумерки.

Тра-тро-тру-тры - ударный слог
Трап, тракт, трата, трагик, трапеза, травля, трасса, трамвай, контракт, контраст, антракт, витраж.
Трое, трон, тромб, трость, тролль, тропка, тройка, троица, трогать, метро, матрос, патрон.
Трус, труд, трудно, трутень, труппа, трубы, трубка, трусики, трусость, труженик, ватрушка.
Отрыв.

Тра
Трава, трагедия, транжира, трапация, трамплин, траншея, тромбон, отражение, утро, контрабас, завтрак, канистра, хитрость.

Дра-дро-дру-дры - ударный слог, начало и середина слова
Драка, дратва, драный, драить, драма, чадра, хандра, удрать, подранок.
Дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дрогнуть, бедро, ведро, синдром, эскадрон, ипподром, космодром.
Друг, дружба, подруга.
Дрыгать, дрыхнуть, надрыв.

Дра-дру-дры - безударный слог, начало и середина слова
Дракон, драже, драчун, драгун, драндулет, дробинка, дрова, дрофа, дровосек, дрожание, драгоценность, драматизация, дрожать, дразнить, гидра, выдра, пудра, недра, цедра, недра, ведра, кафедра, эскадра, тундра, саламандра, сколопендра, Андромеда, гидромассаж, подражать, выдрать, бодрость, мудрость, щедрость.
Друзья, дружина, другой.
Кедры, кадры.

Тр-др - в конце слова
Метр, литр, центр, фетр, фильтр, монстр, спектр, театр, осетр, осмотр, педиатр, алебастр, амфитеатр, министр, магистр, пюпитр, субтитр, семестр, диаметр, сантиметр, спидометр, скипетр.
Кадр, скафандр, сидр, цилиндр, кедр, бодр.

Кра-кро-кру-кры - ударный слог
Краб, кран, крах, край, кража, краска, краденый.
Кровь, крот, кросс, крона, кроха, крошка, крокус, кройка, кролик, кровля, кромка.
Круг, кружка, кружево, крупный.
Крыса, крыша, крынка, крышка.

Кра-кру-кры - безударный слог
Крапива, крапинка, краснота, крахмал, краевед, краболов, красавица, кровать, крокодил, кроссовки, округ, окружность, окружение, окрошка, сокровище, икра, мокрый.
Крупа, круиз, кружок, крупье, кручина, крушение, крутой, кружить, кругом. Крыльцо, крыжовник, укрытие.

Гра-гро-гру-гры - ударный слог
Град, грач, грань, граф, грамм, гранд, гравий, градус, градусник, грамота, график, грация, гранки, игра, награда.
Гром, грот, грог, грош, гроздь, грохот, громкий, угроза, погром, сугроб.
Груз, грусть, грудь, груздь, грунт, груша, группа, груда
Грымза, огрызок.

Гра-гру-гры - безударный слог
Графин, грабеж, граната, гранит, графит, грабитель, гражданин, граммофон, граница, гроза, грохотать, громада. Грубиян, грузовик.
Грызун, негры, бугры.

Хра-хро-хру-хры - ударный и безударный слоги
Храп, храм, хранение, хранитель, хромата.
Хром, махровый.
Хруст, хрупкий, хрусталь, хрусталик.
Вихры.

Пра-про-пру-пры - ударный слог
Прах, право, прачка, прадед, практика, праздник, праведник.
Прок, прочь, проза, просо, проба, провод, против, пробка, просто, пройма, пропись, просьба, происки, проповедь, проводы, проблеск, простынь, прочный, пробный, пробовать, прожито, напротив.
Прут, пруд, упругий, запруда.
Прыг, прыть, прыщ, прыгать, прыткий.

Пра-пру-пры - безударный слог
Пробег, простак, прокат, правота, простуда, продукты, проблема, пробоина, провиант, провинция, продавец, проводник, прогульщик, правитель, практикант, продукт, прогалина, правление, пробуждение, правосудие, провожать, противный, компромат.
Пружина, прусак.
Прыгун, прыжок.

Бра-бро-бру-бры - ударный слог
Брат, брак, брасс, браво, бравый, собрание.
Бровь, брошь, брод, бронь, бронхи, броколли, броский, бродит, сброд, сумасброд.
Брус, сбруя.
Брысь, брызги, брынза, брызгать.

Бра-бру-бры - безударный слог
Браслет, бравада, бразды, бразилец, бракосочетание, бранить, бросать, образ, зебра, кобра, доброта, швабра, алгебра, воображение.

Брусок, брусника, обруч, обручиться.
Брыкаться.

Фра-фро-фру
Фрак, франк, франт, фраза, фрахт.
Фрамуга, фрагмент, француз.
Фронт.
Фрукт, фруктоза.

Вра-вро-вру-вры
Врач, враг, враль, овраг.
Вражда, вращение, враждебность.
Врозь, вроссыпь, вроде, вросший, в роще, в роли, в розницу.
Врун, вручать, врубать, в руке, в ручье, в рукаве, в рубашке.
Лавры, мавры.

Сра-сро-сру-сры Зра-зры
Сразу, с радостью.
Сражение, с работы, с размахом.
Срок, срочно, с ромом, с рокотом, с розой.
Сруб, срубить, с ружьем, с рукавами.
Срыв.
Зрачки, возраст.
Взрыв, навзрыд.

Стра-стро-стру-стры
Страх, страус, стража, стражник, страны, страшно, сестра, магистраль, иностранец.
Страницы, строка, строитель, строение, строгать, сострадание, остров, быстро.
Строй, стройка, строчка, строгий, гастроль, настрой, острог, катастрофа.
Стружка, струсить, струна, струя, с трудом, с трусом, инструмент.
Костры, сестры, семестры, канистры, пестрый, острый, быстрый.

Здра
Здравствуй, здравый, здравница, здравица, да здравствует, поздравление.

Мра-нра
Мрак, мрачный, мракобес, сумрак, домра, мымра.
Нрав, нравоучение, своенравный, нравиться.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически , не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р — уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье и

Ну что же, начинаем играть!

Автоматизация звука Р в играх для детей.

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)

1.Игра в «повторюшки».

Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.

В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары)

Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра)

Ру-ру-ру.Бью рукою по — ? (шару)

Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору)

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору)

Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)

Ра-ра-ра. Были мы в гостях вче- … ра!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра!

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.

Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:

Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.

В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру

3. Игра в эхо.

Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р:

  • Ра-ла-ра-ла-ла
  • Ра-ра-ла-ла
  • Ла-ра-ра-ла
  • Ор-ар-ур
  • Юр-ир-ыр и т.д.

Автоматизация звука р в более сложных слогах.

Используются уже описанные игры, но с другими слогами.

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т.д.

4.Дополнительная игра – «Четвертый лишний».

Вы говорите 4 слога, а ребенок определяет из них лишний. Например, ру-ро-ру-ру или ла-ра-ра-ра. Другие примеры заданий: дру-дру-тру-дру, атр-утр- атр-атр.

После упражнений со слогами, вспомните слова, начинающиеся с тру, дру, тра, дра. В этом видео Вы встретите картинки слов, начинающиеся с сочетания буква тр или с др: трап, трава, трапеза, тройка, тропка, труд, трутень, труба, трубка, драп, драка, дракон, дрожь, дрозд, дрожжи, друг. Не забывайте, что всегда можно выключить звук при просмотре видео и дать задание ребенку отгадать, какое слово, начинающееся с тр или с др на слайде было спрятано? А потом дать возможность прослушать запись со звуком и услышать отгадки.

Автоматизация звука Р в словах и фразах.

Дошкольнику не интересно просто так повторять слова со звуком Р и предложения из текста. Поэтому он учится произносить звук р в увлекательных для него играх и заданиях.

Для разных игр с детьми Вы можете использовать видео со словами со звуком Р и РЬ. Попросите малыша запомнить слова из видео, составить с ними предложения или диалоги.


Слова со звуком РЬ

Также можно дать задание хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук Р. Или повторять за Вами только те слова, в которых есть Р. При этом Вы вперемешку произносите слова, в которых есть звук р и в которых нет звука Р. Звук Р в разных словах должен находиться в разных частях слова: в начале, в середине, в конце. Например, предложите малышу найти цветы, в названиях которых есть звук Р.

Игра 1. Что добавилось?

Материлы для игры: Для игры используют игрушки или предметы, в которых есть звук Р. Например, кефиР (упаковка из-под кефира), сахаР, игрушечный тигР, Ручка, кРаски, каРандаш, гРузовик, ПетРушка, пиРамидка, кРужка, таРелка, игрушечная Ракета, тетРадь, каРтошка, моРковка, Радио, кРот, Рукавички, Ромашка, баРабан, шаРф и т.д. Можно заменить их картинками.

Ход игры: Выложите 5 картинок. И предложите ребенку их назвать. Если он неправильно произнесет звук р, попросите его вспомнить, как говорится звук р и назвать правильно. В любой игре очень важно следить за правильным произношением ребенка, т.е. все игры имеют главную цель – закрепить и автоматизировать правильное произношение звука р. Затем закройте непрозрачным платком или пледом все предметы или картинки. Поменяйте их местами и добавьте еще одну. Сделайте это под платком так, чтобы ребенок не видел. Затем снимите платок. Малышу надо угадать, что добавилось. Если он угадает, то уже он Вам загадывает Вам загадку и выкладывает свои предметы и картинки.

Если малыш легко запоминает 5 предметов или картинок, увеличивайте постепенно их количество. Максимум обычно достигает 7-8 картинок.

Игра 2. Что изчезло?

Играем по аналогии, но малышу надо догадаться не что добавилось к игрушкам, а что исчезло.

Игра 3. Что изменилось?

Играем по аналогии, но изменяем расположение предметов. Например, грузовик был справа самый последний, а стал стоять слева. Или карандаш лежал в грузовике, а теперь лежит под грузовиком. Или кружка стояла около тетради, а теперь стоит около красок.

Игра 4. Запомни порядок.

Положите в ряд предметы и игрушки, в названии которых есть звук р. Начните с 4-5 предметов. Пусть малыш посмотрит на них, а затем отвернется и назовет их по порядку слева направо по памяти. Если он ошибся, то разрешается еще раз посмотреть и попробовать назвать. Если назвал правильно и во всех словах произнес звук р – то он становится ведущим и выкладывает предметы для следующего игрока, т.е. для Вас. В игре нужно менять состав предметов и их расположение.

Игра 5. Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?

Рассмотрите с малышом эту картинку и найдите как можно больше слов с р и с рь. Слова можно зарисовывать, чтобы потом подсчитать их количество и удивиться, как много мы слов нашли! Каждое слово – это палочка или кружочек. Сколько кружочков – столько и слов найдено! Условие игры – сначала искать слова с р, а потом уже с рь.

Игра 6. Подбери по форме.

Материал: вырезанные из картона или цветной бумаги круг, прямоугольник и квадрат.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок называет форму: кРуг, квадРат, пРямоугольник, Ромб. После этого выбирает себе одну из них. Вы выбираете другую форму. Задача – придумать как можно больше предметов этой формы. Говорим так, чтобы в речи часто встречался звук р: «На кРуг похожи часы. На кРуг похоже солнышко. Тарелка тоже кРуглая. Еще на кРуг похоже мячик» и т.д. Предложение принимается только тогда, когда р произносится правильно. Кто последний сказал предложение – тот и выиграл.

Вариант 2. Вы выбираете слова, в которых есть звук р и просите малыша сказать, какой формы эти предметы. Например, тетрадь, альбом, рама окна, ковер – прямоугольник. Барабан, сковорода, тарелка, баранка – круг. За ошибку – фант со смешным заданием.

Игра 7. Кто больше слов назовет?

В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое! Очень важно называеть слова именно с заданным звуком Р, а не со звуком Рь. Дело в том, что умение отличать Р и Рь, т.е. твердый и мягкий звук, в речи – это тоже очень важное речевое умение. На его развитие направлена следующая игра.

Игра 8. Ушки на макушке. Р или Л? Рь или Ль? Р или Рь?

Слова для игр:

Слова с Л – стол, лампа, ландыш, стул, плыл, косил, вокзал, ласточка, луна, лук, лужок, лыжи, угол, мел, орел, футбол, пол, холодильник, тулуп, голубь, слон, плот, плошка, плов, игла, флаг, плач, лавка, алый, галка, соловей, клубника, лошадка, голубика, белка, лук, баклажан.

Слова с Р – радуга, сахар, шары, комары, ракета, раки, вечер, кефир, ручка, прорубь, трон, крошка, крот, игра, бурый, сорока, ворона, брусника, пирамидка, бобр, крыло, ромашка, рысь, морковка, картофель, астра, номер, мир, тигр, ружье, рыбак, ранец, рога, рукавицы, робот, трамвай, распашонка, рукав, рот, рубашка, пирог, гитара, баран, барабан, конура, кукуруза, корона, розетка, ракетка, парашют, макароны, пароход, парус, фары, гора, Буратино, коробка, ведро, марка, горка, дрова, пробка, тропинка, урна, картина, арбуз, фартук, забор, катер, помидор, мухомор, зефир, пар, сыр, светофор, трактор.

Слова с Рь – Боря, рейка, море, трюк, брюква, пузырек, ларек, Сережа, береза, речка, букварь, скворец, черепаха, редис, рябина, ремень, пряжка, пряник, три, корень, матрешка, табурет, погремушка, прищепка, орех, море, аквариум, берет, сирень, стрекоза, гребешок, мандарин, крючок, якорь, пузырь, сухарь, дверь, букварь.

Слова с Ль – Валя, лейка, поле, люк, клюв, колючий, самолет, колечко, линейка, альбом, лилия, павлин, лев, лютик.

Это игра с парой звуков. Вы говорите слова, выделяя – акцентируя в них звук. Например: «Ллллампа, Чебурррррашка, кррррокодил, столлллл и т.д.». Ребенок в игре определяет на слух, какой звук звучит в слове. Важно поиграть в три варианта этой игры:

  • Р или Рь? Твердый серьезный звук р или мягкий ласковый звук рь? Договоритесь с малышом до игры: если услышишь твердый звук Р, то поднимись высоко на носочки. А если услышишь мягкий звук рь – то присядь на корточки. Начинайте говорить слова с этими звуками, перемешивая их друг с другом (Вам в помощь дан список слов). А малыш слушает и показывает действием, какой звук он услышал в слове. Игра доступна детям даже в возрасте до 5 лет – они показывают «большой твердый звук» и «маленький мягкий звук».
  • Р или Л? Дети очень часто путают эти звуки. А в дальнейшем в школе это неумение различать на слух звуки р и л отражается на ошибках ребенка при обучении письму. Поэтому очень важно, чтобы малыш научился на слух различать, какой звук звучит в слове. Если ребенок услышал звук р – он «заводит мотор – ррррр». Если услышал звук л – он вытягивает руки в стороны и «летит на самолете – лллл».
  • Рь или Ль? Эта игра также развивает фонематический слух малыша. Покажите малышу картинку. Это подружки Лена и Римма. С какого звука начинается имя Лллена? С Ль. Поэтому Лена любит слова, в которых есть звук ль. А имя Римма с какого звука начинается? С Р? Тогда была бы Рымма. А она Римма. Значит, со звука рь. Поэтому она любит слова, начинающиеся со звука рь. Я буду говорить слова, а ты будешь их «дарить подружкам». Только не перепутай, кому какое слово надо подарить!» После этого Вы вразброс произносите слова со звуком ль или рь. Можно слова «подбрасывать» вверх и при этом говорить: « Я тебе бросаю слово лимон. Лови. (ребенок «ловит» слово в ладошки). Кому ты его подаришь?» Если малыш путается, то можно голосом подружки сказать: «Это мое слово, я такие слова люблю. РРРРРечка – как красиво звучит рь!»

Игра 9 . Какой звук заблудился?

Интересная развивающая речевая игра, любимая многими детьми за ее юмор.

1. Я очень люблю это смешное стихотворение. Но оно замечательно не только своим юмором, но и возможностью решить важную речевую задачу – развить фонематический слух ребенка (умение определить на слух, какие звуки есть в данном слове, и не путать близкие по звучанию звуки)

Будьте добры, позовите врача!

Куда Вы звоните, какого грача?

Врача позовите, будьте добры!

Чего Вы хотите, какие бобры?

Будьте бобры, позовите грача!

Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

Сначала прочитайте стихотворение полностью. А потом прочитайте первые две строчки и попросите малыша определить, какой звук заменили в слове – врача/грача. Так же найдите, какие звуки заблудились во втором двустишии (добры/бобры) и в третьем двустишии (бобры/бодры).

2. Стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась». Очень любимое детьми стихотворение. Попросите ребенка, отгадать, какой звук перепутался, и какое слово должно было получиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Пусть он произнесет правильный вариант двустишия.

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда зашла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Посмотрите–ка, ребятки,

Р аки выросли на грядке.

(не Раки, а Маки)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(не Врачей, а Грачей)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(не крыСу, а крыШу)

Игра 9. Придумай предложение.

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором. Самые интересные предложения получаются от сотворчества взрослого и ребенка, когда каждый из них вносит свой вклад и свои идеи.

В аналогичную игру можно поиграть со звуком рь. Или сразу с обоими звуками – и р, и рь. Например: На берегу реки растет кудрявая рябина.

10. Запрещенное слово.

Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы говорите слова с р (обязательно должны быть три группы слов

  • Слова, в которых звук р стоит в начале слова
  • Слова, в которых звук р стоит в середине слова
  • Слова, в которых звук р стоит в конце слова.

Список таких слов дан в начале статьи. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Малыш повторяет за Вами: «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Решала сорочьи дела.

И спрыгнула раз – и обратно взлетела,

И спрыгнула два – и обратно взлетела,

И спрыгнула три – и обратно взлетела,

Но всё же решить не смогла

Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

На день рождения кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный… … … Бах!

(И. Шевчук)

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано

Умывался (умывалась) из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецов)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)

Веселые, проворные

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели

(Т. Золотухина)

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Автоматизация звука Р в скороговорках.

Скороговорки со звуком Р для игр.

Ворона проворонила воронят (Проворонила ворона вороненка)

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

Бобр добр до бобрят.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

На дворе трава, на траве дрова.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

На травке тропка, травка на тропке.

Заяц Егорка свалился в озёрко. Бегите под горку! Спасайте Егорку!

Взал Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.

Расскажите про покупки. – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Как играть со скороговорками?

Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.

Игра 1. Кто так говорит?

Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р. А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.

По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!

Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.

Игра 2. Радио.

Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.

А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.

Из моего опыта.

  • Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.
  • Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче. Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!

Игра 3. Отгадай интонацию.

Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.

Автоматизация звука р — творческий процесс, в котором можно и нужно придумывать свои игры, прислушиваясь к интересам ребенка. Желаю Вам успешного сотворчества с Вашим малышом! И дружбы со звуком Р!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дру-дры»

Цели:

  • учить детей правильно произносить звук [Р] в стечениях с согласными [Д][Т];
  • развивать навык дифференциации слов по родам;
  • вспомнить падежные окончания имен существительных;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык составления предложения;
  • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит детей выделить второй звук в словах: трактор, врач, крот. (звук [Р])
Логопед знакомит детей с темой занятия.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика. Логопед проводит с детьми «зарядку для язычка». У каждого ребенка индивидуальное зеркало. Упражнения уже знакомы детям, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие. В качестве подсказки логопед демонстрирует детям схему выполнениях артикуляционной гимнастики.

Перечень упражнений: иголочка, маляр, лошадка, грибочек, гармошка, пулеметик, завести моторчик.

Уточнение артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Логопедвместе с детьми вспоминает положение органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед акцентирует внимание детей, что «рычать» должен кончика язычка, а не горло.

Автоматизация звука [Р] в слогах. Логопед просит детей повторить за ним слоговые ряды. Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить.

Слоговые ряды:

тра-тра-тра
дра-дра-дра
тры-дры-тры
дру-дру-тру
тро-тро-дро
дол-тро-дро-тро
дру-дру-тру-тру

Если ребёнок искажает отрабатываемый звук, логопед просит его произнести слог еще раз. Стоит отметить, что на этапе автоматизации звук [Р] тянется утрированно долго.

Логопед выставляет на доску предметные картинки и просит детей назвать изображенные на них предметы.



(Подруги, тетрадь, страус, стразы, трубка, кедры, метро, друзья, квадрат, струны, стройка, строители, стружка.)

Игра «Кто? Что?»

Логопед просит детей назвать только те предметы, про которые можно спросить: «Что это?» (Тетрадь, стразы, трубка, кедры, метро, квадрат, струны, стройка, стружка.)

После того, как все предметы названы, логопед предлагает найти изображения, к которым можно поставить вопрос: «Кто это?». (Подруги, страус, друзья, квадрат, струны, строители.)

Игра «Что пропало?»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. При этом логопед просит детей формулировать ответы по образцу: «Нет стружки, нет друзей». Таким образом, помимо коррекции звукопроизношения, отрабатывается форма родительного падежа единственного числа имен существительных.

Сначала логопед прячет по одной картинке. Когда дети безошибочно называют недостающее изображение, логопед увеличивает число «спрятанных» предметов. В конце игры логопед прячет все картинки и просит детей назвать все 12 карточек.

Игра «Найди картинку».

Логопед дает детям инструкцию: «Кто изображен между метро и квадратом?» И просит детей найти необходимую картинку. Для более успешной автоматизации детям предлагается отвечать полным ответом (Между метро и квадратом изображены друзья).
Варианты инструкций:
- Что изображено справа от стройки? (Стружка)
- Что изображено над стружкой? (Квадрат)
- Что изображено между кедрами и стразами? (Трубка)
- Что изображено под страусом? (Кедры)

После выполнения задания логопед предлагает детям самим сформулировать инструкцию и спросить об интересующей картинке у других учащихся.

Игра «Считалочка».

Логопед предлагает детям посчитать каждое изображение от одного до пяти. При этом картинки раздаются учащимся, и каждый ребенок считает свои предметы.
Пример: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата, четыре квадрата, пять квадратов.»

Автоматизация [Р] в предложениях.

Логопед просит детей придумать предложение с каждой из картинок. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

Про кого будет твое предложение? (Про друзей)
- Что делают друзья? (Гуляют)
- Где гуляют друзья? (В парке)
- Скажи полным ответом. (Друзьягуляютв парке.)

Аналогичным образом логопед помогает детям придумать предложения с каждой из картинок.

III. Итог занятия

Логопед просит вспомнить детей, с какими картинками они сегодня играли на занятии.