Уверенный голос тренировка. Как развить голос без посещения уроков по вокалу

Мудрейшие люди всех времен придавали огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать .

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности - значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется - неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца - раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос - это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".

Нужно ли именно вам работать над голосом

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

  • К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные : иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи , выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки : сначала - медленно, затем - быстро, четко и ритмично:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят.

Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат.

А мне не до недомогания.

Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат - бородат.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Нес не нес, а до нас донес.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Везет цапля чушку с щучкой на санках.

Велика куча не надокучит.

Рододендроны из дендрария.

То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

  • Бабушкин метод : берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное - нужно слоги проговаривать четко.

Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза - неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.

Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.

Тренировка губ

  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними - нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.

Тренировка мышц глотки

  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте - во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

Тот, кто владеет собой - свободен.

Выбор свободного человека - безграничен.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос. 1. Дыхание Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.Взяв во внимание несколько комплексов упражнений, вы научитесь контролировать при пении правильное дыхание:

    1. Важно научиться контролировать силу своего выдоха. Возьмите для этого упражнения перо любого размера, и подуйте на него. Ваша задача добиться того, чтобы все пушинки затрепетали. Теперь дело усложняется: подуйте так, чтобы зашевелились лишь кончики пушинок.2. Теперь возьмите легкий одноразовый полиэтиленовый пакетик. Ваша задача в том, чтобы с помощью вашего дыхания пакет держался в воздухе, не падая на пол.3. Сделайте глубокий вдох ртом, протянув на выдохе «з-з-з». Пусть звук идет изнутри, будто заполнив собою легкие. Когда у вас получится нужное звучание, экспериментируйте с другими согласными буквами, впоследствии добавив к ним гласную «а».
Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.2. Резонаторы Для начала определимся, что такое «резонаторы». Как известно, они являются частью голосового аппарата, и помогают усиливать звук. Попросту говоря, без резонаторов у нас бы не получилось общаться друг с другом, ведь мы бы не слышали своих собеседников.Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.Отметьте, что бывает грудное и головное резонирование. В первом случае вы обеспечиваете своему голосу мощь и силу, а во втором – появляется «полет звука», выносливость.3. Тембр голоса Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.Самостоятельно вы вряд ли сумеете определить, какой у вас тембр – с этой задачей справиться спектрометр или преподаватель по вокалу. 4. Вокальная опора - что это такое Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.Как петь на опоре?Чтобы уметь петь на опоре потренируйтесь развить брюшное дыхание. Обычно люди дышат грудью, но если вы желаете петь на опоре, то этого можно достичь, лишь дыша «через живот». Для начала положите на живот левую руку, а правую – на грудь. Теперь учитесь вдыхать так, дабы правая рука оставалась неподвижной, а под левой – надувался и сдувался живот.

С чего стоит начать обучение

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Специальные упражнения голосовых связок для пения

Регулярное повторение этих упражнений положительным образом сказывается на тренировке связок:
    представьте, будто полощете горло, при этом, не запрокидывая вверх голову – вместо этого медленно повертите ею из стороны в сторону. Издавайте эти звуки, пока у вас будет хватать на это дыхания.сделайте глубокий вдох ртом, а при выдохе «мычите», в то же время подушечками указательных пальцев постукивая по ноздрям.постучите подушечками пальцев по верхней губе, при этом издавая звуки: «бы-бы-бы» (насколько хватит дыхания).теперь постучите подушечкой пальца по нижней губе, аналогичным образом говоря «зэ-зэ-зэ» или «вы-вы-вы».обычный зевок тоже можно отнести к категории упражнений. С помощью зевоты исполнителю проще всего расслабить шею и диафрагму. Для того, чтобы вызвать зевок, просто активно представляйте его, а также широко раскройте рот и сделайте вдох. также будет не лишним легкое покашливание. Вам следует представить, как вы понемногу выдавливаете из горла воздух, тем самым вы приведете в действие мышцы живота, а также нижней части грудной клетки – именно те, которые рекомендуется использовать при пении.совершите легкую вибрацию губ. Слегка сжав рот, выдувайте воздух, при этом напевая какую-либо песню (губы при этом остаются сомкнутыми). Важно, чтобы горло при этом оставалось расслабленным. Переходите от низких нот к высоким, и обратно.если хотите «разогреть» голос, то пение при закрытом рте будет весьма полезным. Это упражнения можно проделывать в любое время – принимая душ, готовя обед и так далее.

Уроки вокала для начинающих

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

Песни для развития голоса

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Встав перед зеркалом, вдохните и при выдохе произносите звуки «и, э, а, о, у». Повторяйте звуки именно в такой последовательности, пока будет хватать дыхания. Отметим, что последовательность написанных букв имеет значение. «И» является наиболее высокой частотой, и именно с нее следует приступить к упражнению по развитию голоса. В свою очередь, с помощью «Э» вы активизируете область горла. «А» задействует грудную клетку, а «О» окажет воздействие на сердечное кровоснабжение. Ну и напоследок отметим, что «У» задействует нижнюю часть живота. К слову, именно последний звук стоит произносить как можно чаще, если вы желаете сделать свой голос более низким.После этого требуется активизировать область груди и живота – для этого, закрыв рот, пытайтесь произнести звук «М». Начните тихо, постепенно усиливая напор. В завершении произнесите этот звук так, чтобы ощущалось напряжение в голосовых связках.Впоследствии перейдите к «Р». Именно этот звук делает голос энергичнее, и положительно влияет на произношение. Сначала необходимо немного подготовиться, дабы ваш язык немного расслабился: поднимите к небу его кончик, выступая за верхние передние зубы, попытайтесь «порычать». Выдох, вдох, рычание. После этого с выразительностью говорите: рис, рост, ранг, сыр, пир, забор и т.д.

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.Определим основные причины такого явления:
    Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.Инфекционные заболевания гортани.Воздействие холодных напитков, дыма.Ожог (термический либо химический).Парезы связок.Опухоль гортани.
При потере голоса человек первым делом начинает «хрипеть», впоследствии переходя на шепот. Дело может привести к полному отсутствию голоса.В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.Это сделать непросто, однако все же, при должном усердии, все получится:
    Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

В первую очередь важно отслеживать собственные недочеты и пытаться их исправить. В этом вам могут помочь аудио-записи собственного голоса. Не думайте, что вы на слух сможете определить свое мастерство – лучше воспользоваться диктофоном, а если его пока нет, попробуйте при пении закрыть одно ухо, чтобы лучше себя слышать. Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным - дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом - уроки правильного вокала

Если вы планируете посетить уроки вокала, то важно знать, что вас на них ждет, и на что обычно обращают внимание педагоги:
    комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;теория и практика пения;певческое дыхание;улучшение дикции и артикуляции;изучение особенностей голосового аппарата.
Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

Многие люди любят петь и хотели бы разработать свой голос. Существует бесконечное количество разнообразных методов тренировки вокала, здесь представлены самые эффективные и безопасные из них. Учтите, что это займет какое-то время, и при этом вы столкнетесь с трудностями. Будьте настроены с энтузиазмом. Вы можете практиковаться в свое свободное время для творческого саморазвития или в качестве подготовки к будущим профессиональным занятиям. Используйте данные методики как инструмент для нахождения своего индивидуального подхода. Все наши голоса уникальны и прекрасны по-своему, поэтому цените этот дар. Получайте удовольствие, тренируя свой голос!

Шаги

    Ознакомьтесь с «Советами», представленными ниже, прежде чем приступать к следующим шагам. «Советы» содержат определенные указания к правильному пению, затрагивая такие аспекты, как поднятие мягкого неба, правильное дыхание и осанка, положение челюсти и др. «Шаги» содержат распевки, которыми можно дополнить вокальные занятия.

    Начните с основной распевки "до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до", одновременно проигрывая и повторяя голосом соответствующие ноты на клавиатуре пианино. Вернитесь к исходной ноте «до», пропев все в обратном порядке: "до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до."

    Распевка нот "до ре ми фа соль фа ми ре до". Начните со звука «а» на ноты "до ре ми фа". Продолжите звуком "я" на ноты "соль фа ми ре до". Нота "соль" выше "фа" на одну ступень. Следовательно, нужно пропеть "я" на ступень выше, прежде чем спуститься обратно по гамме. Старайтесь применять плавный переход между нотами. Это называется легато.

    Пропойте гласную «а» нотами "до ми соль ми до". Разделите их на два слога: «до ми соль» и «ми до». Попробуйте выполнить эту распевку в стаккато, то есть отрывисто, отделяя каждую ноту. Желательно положить руку на живот, чтобы убедиться в правильности выполнения упражнения. Каждый слог должен вызывать слабую вибрацию в животе, так как воздух отталкивается от диафрагмы.

    Распевка "и-я" на ноты "до ре ми фа соль ми до". "И" вы должны пропевать нотами "до ре ми фа" в легато, то есть плавно соединяя ноты. "Я" нужно петь в стаккато нотами "соль ми до". Для выполнения этого упражнения требуется практика, так как при этом происходит переключение между двумя манерами исполнения. Пропевая «и», старайтесь сохранять челюсть расслабленной и не открывайте рот слишком широко, оставив небольшое округлое отверстие. Так вы добьетесь теплого, объемного звука. Пропевая «я», также не расширяйте ротовую полость. Чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, лучше держать руку на животе в районе диафрагмы.

    Если вы замечали, нота «до» встречается несколько раз на клавиатуре пианино. Весь интервал от одной «до» до следующей называется октавой. Когда диапазон вашего голоса расширится, вы сможете петь несколько октав. Пианино будет очень полезно для практики. Нажмите клавишу «до». В зависимости от типа вашего голоса, она может находиться в любой части клавиатуры. При выборе исходной точки учитывайте, что в этом упражнении ваш голос будет подниматься вверх. Начните с октавы, которую вам удобно петь. Если вы не знаете свой тип вокала, испробуйте различные варианты и определите, что вам подходит больше. Нажмите клавишу «до» и повторите звучащую ноту своим голосом. Протяните ее подольше. Потом нажмите клавишу «до» на октаву выше и также постарайтесь попасть в нее и протянуть. Если она окажется слишком высокой для вас, попробуйте начать с более низкой октавы или вместо этого поднимайтесь на пол-октавы: от «до» до «соль». После верхней «до» вернитесь к нижней и протяните ее как можно дольше. Для начинающих этого может быть достаточно для первого дня упражнений с октавами. Если вы захотите продолжить, попробуйте то же самое с нотой «ре» и с другими нотами в зависимости от диапазона. Это упражнение поможет развить ваши вокальные возможности. Старайтесь не перенапрягать свой голос.

    В сольфеджио используются ручные знаки для каждой ноты. Они легко запоминаются, помогая соединить зрительный образ с мышечно-моторным чувством. Нота "до" обозначается кулаком, нота "ре" - ладонью, смотрящей немного налево и вниз, при этом большой палец указывает в вашу сторону. Обозначение ноты "ми" – ладонь внутренней стороной вниз, кончики пальцев указывают налево, а большой палец в вашу сторону. Нота "фа" – наполовину сжатая ладонь, кончики пальцев указывают вниз. Нота "соль" – прямая раскрытая ладонь внутренней стороной, направленная к вам, кончики пальцев устремлены налево. Обозначение ноты "ля" – ладонь в форме чашки, смотрящей вниз. Нота "си" – кулак с указательным пальцем, направленным вверх и немного влево. После прохождения всех ступеней звукоряда сожмите кулак снова, обозначив этим возврат к исходной ноте "до". Вы освоите систему ручных знаков, повторяя эти обозначения снова и снова. Это может оказаться очень интересным и полезным занятием, и вы сможете обозначать ноты во время их исполнения.

    Начните с ноты "до", используя при ее исполнении ручное обозначение. Протяните ее подольше, потом спойте ноту "ре", также обозначив ее при этом рукой. Затем вернитесь к ноте "до". Ваша задача – продвигаться с каждым разом все дальше и петь сначала "до" и "ми", потом "до" и "фа", "до" и "соль", "до" и "ля", "до" и "си", "до" и "до" октавой выше и так далее, насколько пожелаете.

  1. Если ничего из этого не сработало, попробуйте походить на занятия. Вы можете найти преподавателя по вокалу в интернете или в газете. (Скорее всего, это будет не бесплатно!)

    • Во время громкого или тихого пения должно использоваться одинаковое количество воздуха, и в обоих случаях голос не должен напрягаться. Использование диафрагмы во время дыхания помогает контролировать этот процесс. Также можно попробовать вытягивать вперед поочередно правую и левую руки. Эта техника помогает научиться добавлять громкость голосу во время пения форте или фортиссимо.
    • Мягкое нёбо должно быть всегда приподнято. В ротовой полости должно образоваться достаточно пространства, чтобы голос звучал объемно. Опускайте язык как можно ниже, губы должны принять округлую форму, создавая маленькое отверстие. Не раскрывайте челюсть слишком сильно, чтобы не нарушать оптимальной формы ротовой полости.
    • Выбирайте подходящие вам по диапазону песни (которые вам комфортно исполнять).
    • Пейте больше воды.
    • Вкладывайте эмоции в пение и выражайте их на лице.
    • Вдохните воздух, потом зажмите нос рукой. Такое же ощущение должно быть у вас во время пения. Учитесь не выдыхать воздух через нос, когда поете.
    • Начинайте с предполагаемой высоты ноты, чтобы подстроиться под нужный тон. Увеличивайте или уменьшайте высоту ноты голосом наподобие сирены, пока не попадете в искомую ноту. Вы услышите и почувствуете, когда это произойдет.
    • Расставьте ноги по ширине плеч. Не блокируйте колени, так как длительное пребывание в таком положении может привести к потере сознания. Выпрямите спину, шея должна быть её продолжением. Не наклоняйте голову в сторону. Повернитесь вперёд и сохраняйте расслабленное положение.
    • При пении грудным вокалом в нижнем отрезке диапазона голос обычно имеет глубокий оттенок. При пении в головном регистре голос звучит мягче и нежнее. Пение микстом является смешением обеих техник, и при этом вы чувствуете вибрацию в скуловых костях. Регистры определяют, какие части вашего тела резонируют во время пения. Вы поймете, в каком регистре поете, определив границу между двумя регистрами. Спойте ноту из нижнего отрезка вашего диапазона. Постепенно увеличивайте высоту ноты, двигаясь вверх на одном дыхании. На определенной высоте ваш голос оборвется, это и является естественной границей. Ноты в отрезке до границы вы поёте в грудном регистре. Все, что выше границы, вы поете более мягким голосом (фальцетом) в головном регистре. Микст, находящийся где-то между этих двух различных принципов пения, используется при исполнении пограничных нот, то есть в пределах вашего грудного диапазона ближе к границе между регистрами.
    • Положите на живот обе руки одна на другую. Дышите через нос глубоко и размеренно, при этом живот должен расширяться. При выдохе мышцы живота должны слегка сокращаться. Вдыхать нужно как можно глубже, чтобы воздуха хватило на пропевание длинных нот и фраз, а также для возможности исполнения легато. Выдох должен быть медленным и постепенным, чтобы сохранить как можно больше оставшегося воздуха до следующего вдоха.
    • Четко произносите согласные звуки в песне. Также можно акцентировать определенные слова.
    • Настройка голоса предполагает исполнение точной ноты, не перетягивая или не недотягивая ее. Вы должны петь в тон аккомпанирующему инструменту, к примеру, пианино, и воспроизводить соответствующие ноты, не допуская отклонений от камертона ниже или выше. Спойте определенную ноту, при этом мягко надавливая указательным пальцем в центр лба. Это производит психологический эффект, помогающий многим певцам в дальнейшем попадать в ноты.

    Предупреждения

    • Давайте отдохнуть своим голосовым связкам, пейте больше жидкости.
    • Старайтесь не перенапрячь голос.
    • Если вы испытываете физическое напряжение или даже боль во время пения, прекратите занятия. Это может быть вызвано использованием неправильной техники. Проконсультируйтесь с репетитором по вокалу, руководителем хора или со специалистом по голосовым связкам. Вам покажут, что вы делаете неправильно, и как исправить свою технику.
    • Стоит избегать совершения следующих распространенных ошибок: пение на улыбке, пение с сипотцой, зажатое солнечное сплетение, нагнетание слишком большого количества воздуха, форсирование голоса в попытках превысить границы своего естественного диапазона. Это основные причины поражения голосовых связок.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Закройте глаза и ясно представьте себе 21 век во всех красках и подробностях. Что вы видите? Может, тихую гавань, или поселок с мирными старушками на лавочках? Нет. Перед глазами встает огромный мегаполис с мириадами огней, с людьми, которые вечно куда-то спешат, с клубам и ресторанами, офисами и торговыми центрами. Куда ни глянь – везде люди. Что же они делают? Общаются.

Общение – вот чем вы занимаетесь целыми днями. Используя свой голос, создаете тысячи интонаций, меняете высоту, хвалите и порицаете при помощи слов. Но недостаточно говорить правильные слова. Необходимо произносить их правильным голосом. Уверенным голосом.

Как сделать голос уверенным

Оценить красоту своей речи вы можете с помощью диктофона. Произнесите небольшую речь и послушайте сами себя. Нестройная речь, неприятный акцент, отсутствие четкости и ясности произношения дает повод задуматься о том, как сделать голос уверенным.

Процесс состоит из двух этапов:

  • Постановка дыхания.
  • Упражнения для улучшения силы голоса.

Упражнение «лодочка» - простое в исполнении и помогает при постановке дыхания. Ложитесь на пол, вытяните руки вдоль тела. Поднимите туловище и прямые ноги как можно выше, образуя прямой угол, и коснитесь прямыми руками коленных чашечек. Застыньте в этой позе, пока не почувствуете усталость.

Улучшение силы голоса происходит при активном заучивании и постоянном повторении скороговорок, декламации стихов, чтении вслух. При этом вы задействуете слуховую и зрительную виды памяти. Если в процессе разговора возникнет необходимость произнести сложную фразу или четко выговорить свое мнение – ваш мозг мигом вспомнит все уроки, и вы уверенно и четко выскажете свою мысль.

Как говорить уверенным голосом

Уверенная интонация зависит от вашего психологического состояния. Не зря психологи утверждают, что человек, выступающий перед публикой (и не важно, состоит эта публика из трех человек или сотен слушателей), передает ей свое эмоциональное состояние. Чтобы внушить доверие и создать комфортную атмосферу, убедите в первую очередь себя.

Вы скажете, я и так себе верю. Отлично, теперь встаньте перед зеркалом и попытайтесь поговорить сами с собой, глядя в глаза. Убедительно? Очень хорошо. Нет? Продолжайте, пока не поверите каждому своему слову. Улыбайтесь себе, язвите, пробуйте разные интонации, разговаривайте громко.

Если вы будете уверены в своих словах, вам поверят и другие. Если вы будете ясно и интересно излагать мысли – вас будут слушать.

Как выработать уверенный голос

Нельзя достичь желаемого за один день, но и нескольких лет для этого вам не потребуется.

Через некоторое время вы заметите, что жонглируете словами, а уверенность в голосе вошла в неискоренимую привычку. Вы будете произносить речи, убеждать и высказывать свое мнение легко и свободно. Уверенность – чувство прекрасное. И от его массовой доли его в вашем голосе зависит известная степень вашей обаятельности.


Автор статьи: Мадина Бекова