Что можно узнать голосу человека. Быстрая речь - насыщенная жизнь

"В одной из радиопередач услышала, что появились специалисты, которые по голосу могут не только определить характер человека по голосу, интеллект, диагностировать различные болезни, но даже предсказать судьбу человека. Если это правда, подскажите, как попасть к ним на прием?"

К. Лямина, Смоленск

Насчет судьбы, конечно, преувеличение, художественный вымысел, - улыбается профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, - а что касается всего остального - чистая правда. Сам голос независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, можно определить характер человека по голосу и многое многое.

Согласитесь, ни для кого не составит труда угадать, кто говорит по телефону: мужчина, женщина или ребенок, но далеко не каждый сумеет определить физические данные говорящего: высокий человек или низкий, худой или толстый, молодой или не очень... Эксперты нашей лаборатории практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст. Причем обмануть их трудно даже тогда, когда кто-то достаточно искусно имитирует детский голосок (помните, как великолепно это делала Рина Зеленая?) или мужчина начинает говорить тонким женским голосом.

- Интересно, как им это удается? Ну мужчина или женщина - это понятно, но где в звуке "спрятаны" рост и вес?

Дело в том, что голос напрямую связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела в общем и органов голосообразования в частности. Напомню, что звуки рождаются при колебаниях голосовых складок, которые подобно струнам натянуты в гортани. Они могут совершать от 80 до 10 000 и более колебаний в секунду, причем колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, голосовые складки изменяют свою длину, толщину, степень напряжения. Сокращение их различных участков и обусловливает всю богатейшую гамму звуков, подобно тому как нажатие пальцами на гитарные струны в разных местах дает различное звучание.

Высота голоса зависит от длины складок, а сама длина их и толщина - от строения гортани: чем она больше, тем длиннее и толще складки, тем ниже голос, и обладатель этого голоса, следовательно, выше, потому что большая гортань - преимущество высоких людей.

Бывают, правда, исключения из правил: природа награждает низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами. Ведь тембр голоса, его сила, окраска зависят не только от длины и толщины складок, но и от строения резонаторов. Знаете, почему великий Карузо пел тенором, хотя имел басовые голосовые складки? Резонаторы "размером не вышли".

Глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточных пазух - это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие - нижние. У каждого человека эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. Голос приобретает индивидуальную окраску в момент, когда младенец первым криком заявляет о своем явлении в мир. Родился обладатель уникального голоса! Не важно, что он никогда не будет певцом, голос его неповторим, он единственный.

- А как же искусные имитаторы? Скажем, всеми любимый Винокур или те же "Куклы". Для нас, телезрителей, голоса звучат "один к одному".

Для вас - может быть, но не для эксперта, который, применяя современные методы и аппаратуру, любой голос способен разложить, что называется, по полочкам, то есть по тембровым, ритмическим, частотно-амплитудным, интонационным параметрам. Подобно тому, как графологическая экспертиза выявляет искуснейшую подделку почерка, так и наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса. Можно скопировать интонации, некоторые особенности произношения, но стопроцентно подделать голос практически невозможно. Не случайно на этой основе развивается целое научное направление в криминалистике. Это свойство голоса нашло применение и в... бизнесе. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на голос владельца. Стоит, скажем, какому-то обертону отклониться в сторону - и сейф не отзовется, сколько бы к нему ни взывали " Сезам, откройся!".

- Итак, вы меня убедили, что с помощью голоса можно идентифицировать личность и даже нарисовать ее, этой личности, портрет: высокий-низкий, худой-толстый, молодой-старый...

Добрый-злой, открытый-замкнутый, скромный-заносчивый, - продолжает Владимир Петрович. - Не только физиологический, но и более важный для нас психологический портрет. Если человек говорит быстро, четко, напористо, завершая мысль, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает.

А вот если говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, - нетороплив, обстоятелен, анализирует ситуацию, любит семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Человек, произносящий слова скороговоркой, глотающий окончания, не связывающий фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни такой, как его речь. Если только это не речевая "маска", специально выработанная манера, как у Талейрана, например. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, что-то бормотал себе под нос, зато потом всегда мог отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Уже говорилось, что голос связан с анатомией и физиологией, поэтому практически любое заболевание так или иначе влияет на звучание голоса. В первую очередь, естественно, на нем отражается состояние голосового и артикуляционного аппаратов и резонаторов. Мы знаем, как неузнаваемо он меняется при различных ОРВИ, бронхитах, тонзиллитах, синуситах... Но вот, казалось бы, с голосовым аппаратом все в порядке: нет воспаления, каких-либо анатомических изменений, а голос все слабеет и слабеет - развивается фоностения. Причина этого недомогания кроется в глубоких отделах центральной нервной системы, там, где расположены центры, ответственные за деятельность голосового аппарата, воспроизведение и восприятие речи.

Сложная электроакустическая обработка голоса, произносящего фразы, выражающие разные эмоции - радость, горе, гнев, страх, показала, что каждое состояние имеет свой набор отличительных акустических признаков. Например, для горя - это наибольшая длительность слога, характерные "подъемы" и "съезды" в высоте звуков, для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз...

- Мне кажется, что и без электроакустической обработки каждый из нас способен определить эмоциональное состояние собеседника и его отношение. Бывает, тебе любезно говорят: "Как я рад вас видеть!", а слышится: "Ну какого... тебя принесло!" Фальшивая интонация, как и улыбка, читается без труда.

Вы правы. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, звуков, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя слова, их значение он начнет понимать гораздо позже, когда в левом логическом полушарии "дозреют" речевые центры.

Но знаете, что показали недавно проведенные нами исследования? Наблюдается тотальное "притупление" эмоционального слуха, причем уже на уровне дошкольного, школьного возраста.

- Владимир Петрович, нельзя ли поучаствовать в вашем эксперименте и проверить эмоциональный слух?

Конечно, можно. Я дам вам прослушать одну и ту же фразу, произнесенную с разной интонацией замечательным актером Олегом Валериановичем Басилашвили, а вы будете ставить галочки в графах "гнев", "страх", "удивление", "радость", "норма". Слушайте внимательно...

А теперь подсчитаем галочки. По результатам тестирования вы набрали 75%. Совсем неплохо. Этот и другие тесты предлагаются абитуриентам, поступающим в театральные вузы, консерваторию, будущим дикторам радио и телевидения. Мы же предлагали их не только "лирикам", но и "физикам". Результаты не были неожиданными: у людей художественных и гуманитарных профессий эмоциональный слух оказался лучше, чем, скажем, у программистов ЭВМ и математиков, инженеров. У большинства женщин с эмоциональным слухом все в порядке, в среднем он на 10-15% лучше, чем у мужчин. Огорчили дети - подрастающее, так сказать, поколение. Более чем у половины участвовавших в эксперименте (а это были ученики обычных средних московских школ) эмоциональный слух понижен, искажен. Представьте, более 60% оценили гневные и угрожающие интонации как нейтральные, записали их в графу "норма". Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих вытолкнула норму и заняла ее место. Повсюду начинает доминировать агрессивно-оборонительный стиль отношений. С малых лет дети привыкают либо нападать, либо обороняться. Это становится нормой.

- А не проводились ли подобные исследования среди политиков, чиновников, наделенных властью? Интересно, как у них с эмоциональным слухом.

Политиков пока не удалось охватить, а вот психологические портреты "новых русских" мы попытались нарисовать. Только у небольшого числа обследуемых такие необходимые качества, как высокий интеллект, компетентность, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к партнерам и сослуживцам, проявились в достаточной мере. Психологические же портреты подавляющего большинства оставляют желать лучшего. Работать над ними и работать!

- Скажите, у вас есть рецепт, как это сделать?

При Институте психологии РАН открывается центр, где каждый желающий может узнать, как его воспринимают, как он выглядит в чужих глазах, и получить ряд практических советов, как улучшить свой психологический портрет и, следовательно, увеличить свое влияние на окружающих. Ведь имидж - это не только модный макияж и костюм от престижного портного, но и ваш голос, манера говорить, общаться. Помните, с чего начал профессор Хиггинс, когда задумал из грязной уличной цветочницы сделать даму высшего света? Не потребовалось ни пластических операций, ни прочих, сложных ухищрений - девушку просто научили ГОВОРИТЬ.

Беседовала О. ЗЕДАЙН

Голос - ваша визитная карточка. Сейчас для многих - политиков, бизнесменов, банкиров, менеджеров и прочих - он становится важнейшим инструментом работы. Так постарайтесь, чтобы никто не мог сказать: "Лучше бы он рта не открывал".

Для тех, кто приехать в институт не может, даем несколько практических советов. Звонкость, полетность голос приобретает за счет верхних резонаторов. Максимально использовать их возможности и исправить глухое звучание голоса помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом без напряжения произносите с вопросительной интонацией "м" или "н". Старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: "бимм", "бонн", "донн". Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь ощущения вибрации в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите слоги "мимм", "момм", "мамм", "нинн", "нанн", "нунн" и т. д.

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе сначала произнесите коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, ни-нии, но-ноо и т. д.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, старайтесь произносить гласные "о" и "у" как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и зафиксируйте гортань в нижнем положении. на выдохе произнесите звук "о" или "у", стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если этого не получается, искусственно вызовите вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положите руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произнесите гласные "о", "у" длительно и протяжно.

Выполняя то же движение, на выдохе произносите слова: "око", "окно", "олово", "молоко", "мука". В голосообразовании принимает участие и артикуляционный аппарат - губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть. От того, насколько четко, быстро и согласованно он работает, зависят хорошая дикция и звучность голоса.

Занимаясь перед зеркалом, следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляции, а нос, лоб и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно.

1. На счет "раз" опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счет "два-шесть" удерживайте это положение. Медленно закройте рот.

2. Опустите нижнюю челюсть и медленно двигайте ею вправо и влево.

3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигайте ее вперед и возвращайте в исходное положение.

4. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет "раз" растяните губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук "иии". На счет "два-три" удерживайте губы в этом положении. На счет "четыре-пять" вытяните губы трубочкой вперед. На счет "шесть-семь" растяните губы в стороны.

Николай Тимченко, психолог
Источник: Elitarium.ru

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая

Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов и стиле построения фраз.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами.

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми - остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Известный отечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации: «...выражение эмоциональной стороны речи - основная и, надо думать, исконная функция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речи эмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на 0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний в нашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр, конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембр составляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении. И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь, триумф - сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседника распознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Как часто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимых персонажами высказываний: сказал он - мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Говоря о личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех - одна из выразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к нему выразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех - есть самое здоровое». Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный, звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый, ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый, деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантов смеха:

  • на «а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует о неомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
  • на «э» (хе-хе): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
  • на «и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности, хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
  • на «о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением, протестом, в своей основе - издевательский и протестующий;
  • на «у» (ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.

В исследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха, хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания. Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другие оттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов, но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразно различать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в) непроизвольный, но контролируемый.

Таким образом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистические особенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить о партнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.

Нежный женственный голос - (нежный, красивый, приятный, безвредный, миролюбивый, интересный, расслабленный, мягкий, нехриплый, легкий, яркий, многозвучный, женственный). Это люди, быстро обучаемые, интеллектуально легко адаптируемые. Они либеральны, отличаются склонностью к экспериментированию, анализу. В какой-то мере они также подозрительны, требуют от окружающих их людей принимать на себя ответственность за ошибки, они высокоморальны, дисциплинированны и ответственны.

Толстый голос - теплый, басовитый, сильный, хороший, густой. Характеристики таких людей: эмоциональная неустойчивость, переменчивость, неустойчивость в интересах, невыдержанность, недоверчивость, ревнивость, склонность к соперничеству, повышенная самооценка, напряженность, возбуждение.

Гладкий голос - (гладкий сочный хороший, тональный, спокойный, высокий негнусавый, звучный). Обладатели такого голоса доверчивы, неревнивы, бескорыстны, легко забывают трудности, покладисты, терпимы и уступчивы. У них также есть такие качества, как веселость, жизнерадостность, спокойствие, самонадеянность и безмятежность.

Голос лидера - (активный, самоуверенный, экспрессивный). Эти люди настойчивы, напористы, независимы, самоуверенны, смелы и своенравны. Могут быть бесцеремонными и конфликтными. Они отзывчивы, общительны, дружелюбны, импульсивны и любят быть на виду. Они также прямолинейны, эмоционально недисциплинированны, естественны и непосредственны, отличаются энергичностью, живостью, проворностью, разговорчивостью и гибкостью.

Голос умудренного опытом человека - (поверхностный, старый, естественный, внушительный). Качества таких людей: печальность, избегание общества, молчаливость, осторожность, подозрительность, эмоциональная зрелость, независимость. Это реалисты, рационалисты и логики. Они заняты решением практических вопросов, устройством личных дел, спокойны, тверды и избегают всего необычного.

Молодой голос - (детский, громкий, быстрый, веселый, бодрый, острый, звонкий, легкомысленный, высокий). Это нетерпеливые, зависимые, сентиментальные, эмоциональные, чувствительные люди. Они наслаждаются фантазиями, действуют по интуиции, мягки к себе и окружающим.

Невнятный голос - (невнятный, расплывчатый, жидкий, гнусавый, сиплый). Невнятность голоса - практически недопустимое для психолога качество. Эти люди самодостаточны и самостоятельны, независимы, нетерпеливы, сентиментальны, эмоциональны, чувствительны, мягки к себе и окружающим, а также импульсивны. Низкий контроль поведения. Деятельность таких людей неупорядочена, хаотична, неорганизованна.

Те, кто не является певцом , актером, диктором или преподавателем, зачастую не задумываются о том, какое колоссальное значение имеет для человека его голос. Более того услышав запись собственного голоса, многие люди восклицают: " До чего же неприятный оказывается мой голос!". На самом деле это только так кажется, о собственном голосе необходимо судить по восприятию вас окружающими людьми. Например, когда вы говорите по телефону с человеком, которого ни разу не видели, но который уже узнает вас по голосу.

Если во время разговора с вами он относится к вам доброжелательно и с большим уважением, то это свидетельствует о том, что звучание вашего приятное. Но есть люди, про которых говорят: "Лучше бы он рта не открывал!". Это обладатели монотонного и скучного голоса. Им очень трудно налаживать с людьми контакты, окружающие не желают с ними общаться и дружить. Как правило, такой голос принадлежит неуверенным людям, имеющим различные психологические проблемы.

Голос - наша визитная карточка. Сегодня для представителей многих профессий - бизнесменов, банкиров, политиков, актеров, шоуменов и менеджеров - он является важнейшим инструментом для успешного продвижения по карьерной лестнице. Голос каждого человека уникальный, как отпечатки его пальцев. По голосу мы узнаем родных, близких, друзей и знакомых. По звучанию голоса мы оцениваем человека и можем составить первое представление о его характере.

Звонкий и высокий голос ассоциируется с энергичностью и молодостью, он обычно характерен человеку в юности. Если же у человека в почетном возрасте голос как у молодого человека, то он воспринимается окружающими как признак незрелости и фальши. Людей с таким голосом редко назначают на руководящие посты. Более того, по утверждению специалистов Института психологии, чем выше голос у человека, тем меньше у него шансов на успех. Громкий длительно звучащий голос вызывает у окружающих раздражение и чувство дискомфорта, уменьшает степень доверия и уважения к его обладателю.

Резкий, громкий и кричащий голос характерен нервным и раздражительным людям, которые часто бывают подверженными вспышкам гнева и агрессии. Глубочайшее чувство любви может вызвать у нас низкий бархатный голос, независимо от того, знаем мы этого человека в лицо или же ни разу не видели. Такой голос ассоциируется с успешностью, интеллектом и самодостаточностью. Но есть и физиологические причины, из-за которых мы любим людей с низким грудным голосом богатым интонациями, а обладатели монотонно звучащего тонкого голоса нас просто раздражают.

Дело в том, что голос мужчин формируется и изменяется под воздействием гормонов - андрогенов, а у женщин - гормонов эстрогенов. От количества этих гормонов в организме и зависит то, каким будет тембр голоса - низким или высоким. Низкий голос - признак повышенного содержания мужских гормонов в крови, что характерно людям с высоким темпераментом. Поэтому услышав низкий голос, мы подсознательно считываем генокод собеседника и нами он воспринимается как человек темпераментный и авторитетный.


Если на генетическом уровне вам достался не очень приятный голос, то не стоит расстраиваться. Надо только научиться умело использовать свой и правильно выстраивать свою речь, чтобы звуковой аппарат стал мощным психологическим оружием, действующим на подсознание окружающих. О необходимости профессионально управлять своим голосом хорошо знали древние ораторы. Так, один из знаменитейших древнегреческих ораторов

Демосфен после первого своего выступления сильно разочаровал своих слушателей своей невнятной речью. Однако, несмотря на это он не побоялся трудностей, и долгие месяцы тренировал свой голос. Последующие выступления Демосфена перед публикой были просто блестящими, он очаровал толпу уверенно звучащим голосом, грамотно составленной речью и убедительной интонацией. Но изменить голос, это не значит - начать говорить излишне сладким тонким голосом с придыханием, изображая из себя "пушистую кошечку". Женщины, у которых писклявый детский голос, производят впечатление лживой и изменчивой натуры, что сильно отталкивает мужчин.

Кроме содержания гормонов в крови , на звучание голоса влияет строение голосовых связок, особенности дыхания и психологический настрой. Зачастую тихий голос свидетельствует о низкой самооценке человека, о его неуверенности в себе. Люди с тихим и грустным голосом думают, что их мысли никому неинтересны. Но в глубине души они агрессивны и мстительны. Ведь тихий голос - это только средство, который они используют, чтобы люди к ним прислушивались.

Информация, переданная уверенным и громким голосом, усваивается нами лучше. Именно поэтому, во время телерекламы звук на наших телевизорах становится на полдецибела громче. Тренируйте свой голосовой аппарат, установите оптимальный "уровень громкости" своего голоса, научитесь четко формировать свою мысль и отчетливо ее преподносить. А лучше всего научиться управлять своим голосом и речью, читая труды непревзойденного гения ораторского искусства Цицерона.

Некоторые психологи только по голосу могут определить характер человека. Узнать что важнее для Вас семья или карьера, склонны ли Вы к алкоголизму и многое другое. Специально разработанный тест включает пение, словесное описание услышанных звуков и слов и т. д. Исследования показали, что на голос взрослого человека оказывают влияние даже страхи, пережитые в детстве.

Мужественно переносят все невзгоды люди с глубоким и звонким голосом. Уверенные в себе они доверяют людям и, обычно, добры к окружающим.

Тяжелые испытания были в жизни человека с резким голосом. Теперь он ищет утешения в солидной должности на серьезной работе.

Подвержен вспышкам гнева, грубый и черствый человек - обладатель резкого, громкого и кричащего голоса.

Взрывной тон у людей, желающих выделяться среди других, отличиться в чем-нибудь. Он же может указывать на сердечные недуги.

У высокомерных, ироничных и холодных субъектов голос неприятно-резкий.

Свистящий «с» показывает страх.

От рождения обладают талантами и чувством прекрасного люди с мелодичным голосом.

Обладателей резкого и протяжного голоса трудно сдвинуть с места. Их мысли текут медленно, а еще они постоянно чем-то недовольны.

Вспомните своих сюсюкающих знакомых - хитрые, фальшивые и высокомерные. Могут быть неплохими работниками, но никогда не занимают руководящие должности.

Мало энергии и воли к жизни у мужчин с тихим и хриплым голосом.

Нечеткая, заикающаяся речь обычно бывает следствием детских неврозов. Повторяющему или проглатывающему слоги или слова человеку недостает концентрации ума, зато идеи его разнообразны и он умеет приспосабливаться.

Душевный дисбаланс может стать причиной слабости голосовых связок и «отсутствия голоса».

Люблю я посмеяться, особенно поржать.

А Вы обращали внимание на свой смех? Вы хихикаете, визжите, рычите или Ваш смех сопровождается глупейшим выражением лица?

Ха-ха. Открытый смех. Может быть высоким, как звон колокольчика или низким, глубоким басом. Так смеются искренние, дружелюбные люди.

Хе-хе. Будьте осторожны. Такой нарочитый или ироничный смех у тех, кто чувствует в чем-то свою неполноценность.

Хи-хи. Лицемерный смех. Так смеются молодые, еще не уверенные в себе люди. Или молодящиеся, те, кто пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Хо-хо. Так смеется тот, кто сильно напуган или хорошо притворяется, что испугался. Несколько жеманный смех.