Знаменитые невозвращенцы. Советские спортсмены,предатели-невозвращенцы

Советские и белорусские "невозвращенцы" второй мировой. July 10th, 2011

Вторая мировая война вызвала большие перемещения людей на территории Европы. Никогда еще такое число советских граждан не оказывалось одновременно за границей.

В результате добровольных и принудительных переселений на территории Германии, Австрии и Италии в 1945 году находилось около 6 миллионов неместных жителей. После окончания боевых действий подавляющее большинство из них (около 5 миллионов ) вернулось в свои родные страны. Но в результате передела сфер влияния между странами-победителями, а также в результате расширения территорий, попавших под влияние СССР определенное количество людей не захотело возвращаться на Родину.

По состоянию на декабрь 1946 года в DP-лагерях (displaced persons - политические беженцы) на территории Германии и Австрии официально проживало около 660 тысяч человек (подавляющее большинство из стран Восточной Европы). Но предполагается, что общее число не хотевших возвращаться на Родину беженцев на несколько сотен тысяч выше , потому что многие беженцы (по разным причинам) предпочитали не регистрироваться в DP-лагерях.

На тот факт, что беженцев-«невозвращенцев» было гораздо больше, указывают также и следующие данные международной организации по делам беженцев UNRRA : в период времени 1946-1951 с помощью UNRRA на новое место жительства было переселено около 1,05 миллионов людей.

По данным официальной советской стороны (ссылки ниже) количество оставшихся в живых «невозвращенцев» из числа советских граждан разных республик СССР оценивается в примерно 700 тысяч человек.

Сколько из них являлись этническими белорусами и украинцами, остается загадкой. Потому что многие белорусы и украинцы выдавали себя и свои семьи за поляков, чтобы наверняка не быть принудительно репатриированными в СССР. По оценке Белорусского Национального Комитета, историков и свидетелей число покинувших во время второй мировой Родину белорусов насчитывает около 100 тысяч человек.

Кто же были эти люди?


  • Часть из них происходила из тех (выживших) 70 тысяч этнических белорусов, которые служили в польской армии, они были взяты в плен в 1939 году и были задействованы на принудительных работах в Третьем Рейхе. По статусу они были приравнены к французским и чешским военнопленным. Точное количество военнопленных белорусов из Красной армии неизвестно.

  • Значительную часть беженцев из БССР в 1944 году составляла интеллигенция, служащие, крестьяне и молодежь из Западной и Центральной Беларуси, которые, насмотревшись на «прелести» советской власти в 1939-1941 годах, решили от греха подальше покинуть Родину вместе с детьми...

  • Следующая категория (очень скользкая тема)...Члены военизированных подразделений: БКА (Беларуская краёвая абарона), БКС (Беларускі корпус самааховы) и других белорусских организаций, сотрудничавших с немецкими оккупантами. Точное число беларусов, активно сотрудничавших с немецкими оккупантами, подсчитать трудно. Но обращает на себя внимание тот факт, что даже весной 1944 года, когда возвращение "советов" выглядело уже неизбежным, на призывные пункты Беларуской краевой обороны явились свыше 40 тысяч жителей генерального округа "Белоруссия", площадь которого равнялась лишь одной трети от довоенной площади БССР. Учтем и тот факт, что за период с осени 1944 по лето 1945 года органы НКВД арестовали в БССР около 100 тысяч человек по обвинению в "пособничестве оккупантам"(правда, НКВД часто ошибалось насчет числа «врагов», ессно всегда в большую сторону). Историки предполагают, что общее чисто коллаборационистов в БССР составляло около 150 тысяч человек. Советскими историками много лет замалчивались мастштабы этого явления. Потому что если сложить численность членов БКА, БКС, СБМ, работников административных учреждений при немцах, плюс партизан Армии Краевой, которые воевали не только против немцев, но часто и против советских партизан, то получим цифры, сопоставимые с количеством «советских» партизан на территории БССР. А этот факт ну никак не вписывался в героическую картину «всеобщей борьбы советского/белорусского народа против немецких захватчиков ».Чтобы понять, почему такое количество белорусских граждан сотруднчиало с немцами, надо ознакомиться с историей Беларуси и ситуацией в этом регионе в 30-40-х годах. Почему-то редко упоминается, что многие жители Западной Беларуси вообще никогда не были и не служили на стороне Советов, чтобы потом их «предавать». В отличие, например, от палача Хатыни, Григория Васюры , который был не лишь бы кем, не «недобитый польский буржуй», а вскормленный советской властью бывший кадровый офицер Красной Армии !

  • Категория невозвращенцев-остарбайтеров из БССР, но она была не очень многочисленная.

Делами DPs (политических беженцев) занимались международные организации: UNRRA (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) и IRO (International Refugee Organization) , а также национальные комитеты - в случае белорусов это Белорусский Национальный Комитет.

Большинство беженцев попадали в лагеря UNRRA и IRO в Германии, Бельгии, Франции и др. Они всеми силами пытались попасть на территории, оккупированные союзниками, потому что с занятых советскими войсками территорий всех автоматически, не спрашивая их желания, принудительно репатриировали на родину в СССР. А в лагерях на территориях, занятыми союзниками, имелась единственная лазейка быть не выданным на Родину - сказать, что ты из Западной Беларуси, Украины, Прибалтики - жителей этих регионов союзники не считали советскими гражданами и не выдавали их советским властям. А вот граждан остальных советских регионов приходилось силой выдавать СССР - согласно Ялтинскому договору между союзниками.

В этих лагерях беженцы часто задерживались на несколько лет. Существовали «смешанные» DP-лагеря, где находились люди разных стран. Были также лагеря по национальнстям - украинские, белорусские, где в школах преподавание велось на родном языке, а также выходили газеты и организовывались любительские театральные труппы и кружки.

Белорусские DP-лагеря были расположены в немецких городах Регенсбург (Regensburg), Ватенстедт (Watenstedt), Остерхофен(Osterhofen), Розенхайм (Rosenheim), Михельсдорф (Michelsdorf) и др.

В гимназии имени Янки Купалы в немецком Михельсдорфе в 1948 году училось около 130 белорусских детей.

Доподлинно известно, что также белорусском DP-лагере в Ватенштедте имелся детский сад, школа, гимназия, любительский театр.

Постановка пьесы М.Крапивницкого «Па рэвізіі” (1946) в белорусском DP-лагере:

В белорусском DP-лагере в Остерхофене была издана первая в Германии газета на белорусском языке, газета белорусских скаутов:

Белорусские скауты Михельсдорфа (1949 год):

Страницы школьного учебника в гимназии:

У здания администрации лагеря:

Так как среди взрослых беженцев было немало образованных людей, то недостатка в преподавателях не было. Преподаватели школы в Регенсбурге:


Это фото взято из местной газеты Михельсдорфа за март 2011, где был размещен репортаж учеников местной гимназии под названием «Молодежь исследует историю» - о существовании после войны в их родном городке белорусского DP-лагеря...
Дети даже отыскали (в 2011 году!) в окрестностях Михельсдорфа одного пожилого белоруса, который ходил после войн в ту самую белорусскую гимназию, от него они получили много редкой и интересной информации. В местном культурном центре была организована фото-выставка о жизни и буднях белорусского DP-лагеря.

Выпускники гимназии получали «матуру»(аттестат зрелости) официального образца.

По линии UNRRA и IRO молодым DP-беженцам выделялись места и стипендии в Мюнхенском университете. Подобная программа стипендий существовала также и для университета бельгийского города Лювен (Leuven).

Белорусские студенты лювенского университета во время экскурсии в Париж (1952):

Скитания белоруссих беженцев, а также их жизнь и быт в DP-лагерях Германии и учеба в Бельгии подробно описаны в автобиографическом романе Янки Запрудника «Дванадцатка » (ссылка на PDF-книгу ниже).

Документ 1948 года - данные о сотрудниках белорусской гимназии в Михельсдорфе: карточки медицинской страховки (на самих и их детей), «налоговые» группы, должности и количество детей. В графе «гражданство» указана Польша или Латвия - потому что жители Западной Беларуси, Украины и Прибалтики по законам Германии и союзников не считались советскими гражданами.

Вторая колонка в таблице - DP-номер каждого беженца.

В начале 50-х годов американское правительство разрешило въезд в США около 200 тысяч DP-беженцев, и DP-лагеря постепенно были распущены. Большинство белорусов из этих лагерей уехало в США, Канаду или Австралию. Некоторые осели в Западной Европе - в Бельгии, Британии...

Центр белорусской эмиграции в США находился в городе Саут Ривер (South River), штат Нью-Джерси. На собранные среди членов белорусской общины деньги была построена церковь Святой Евфросиньи Полоцкой.


Термин «невозвращенец» появился в Советском Союзе с легкой руки одного из офицеров Госбезопасности и вошел в обиход, как саркастическое клеймо для людей, навсегда покинувших страну расцвета социализма ради жизни в загнивающем капитализме. В те времена это слово было сродни анафеме, причём гонениям подвергались и родственники «невозвращенцев», оставшиеся в счастливом социалистическом социуме. Причины, подтолкнувшие людей прорываться за «железный занавес» были разными, и судьбы у них тоже складывались по-разному.

ВИКТОР БЕЛЕНКО

Это имя вряд ли известно сегодня многим. Он был советским летчиком, офицером, добросовестно относившимся к своим воинским обязанностям. Сослуживцы вспоминают о нем добрым словом, как о человеке, не терпевшим несправедливости. Однажды, когда в своем полку он выступил на собрании с критикой условий, в которых проживали семьи офицеров, на него началось гонение начальства. Замполит пригрозил исключением из партии.



Бороться с системой - это биться головой о стену. И когда противостояние достигло точки кипения, нервы Виктора не выдержали. Во время очередных полетов его борт пропал с экранов слежения. Преодолев противовоздушную оборону двух стран, 6 сентября 1976 года Беленко приземлился в японском аэропорту, вышел из МИГ-25 с поднятыми руками и вскоре был переправлен в США, получив статус политического беженца.



Запад прославлял советского пилота - аса, который рискуя жизнью преодолел железный занавес. А для соотечественников он навсегда остался невозвращенцем и предателем.

ВИКТОР СУВОРОВ




Владимир Резун (литературный псевдоним - Виктор Суворов) в советские времена окончил военную дипломатическую Академию в Москве и служил офицером ГРУ. Летом 1978 года он вместе со своей семьей пропал из квартиры в Женеве. Нарушив присягу, он сдался британской разведке. Как позже читатель узнал из его книг, это случилось потому, что на него хотели списать провал швейцарской резидентуры. Бывший советский разведчик военным трибуналом был заочно приговорен к смертной казни.

В настоящее время Виктор Суворов является гражданином Великобритании, Почётным членом Международного Союза литераторов. Его книги «Аквариум», «Ледокол», «Выбор» и многие другие переведены на двадцать языков мира и пользуются огромной популярностью.

В наши дни Суворов преподает в британской военной академии.

БЕЛОУСОВА и ПРОТОПОПОВ



Эта легендарная пара фигуристов пришла в «высокий спорт» в довольно зрелом возрасте. Они сразу покорили зрителя своим артистизмом и синхронностью. Не только на льду, но и в жизни Людмила и Олег показали себя как единое целое, пройдя моменты славы и гонения.

К своей вершине они шли медленно, но уверенно. Хореографами и тренерами они были себе сами. Сначала выиграли чемпионат Союза, затем - Европы. А вскоре произвели настоящий фурор на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году, а затем, в 1968-ом на Чемпионате Мира, где, под ликующее одобрение зрителей, арбитры единогласно выставили им 6,0.

На смену звездной паре приходила молодежь, и Белоусову с Протопоповым начали откровенно вытеснять с ледовой арены, намеренно занижая баллы. Но пара была полна сил и творческих планов, которым на родине уже не суждено было свершиться.



Во время очередного европейского турне звезды приняли решение в Союз не возвращаться. Они остались в Швейцарии, где продолжали заниматься любимым делом, хотя гражданства не получали еще долгое время. Но говорят, что твое место там, где тебе свободно дышится, а не там, где указывает штамп в паспорте.

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ



Его называют одним из самых талантливых сценаристов и режиссеров всех времен и народов. Многие коллеги Тарковского откровенно преклоняются перед его талантом, считая его своим учителем. Даже великий Бергман сказал, что Андрей Тарковский создал особый киноязык, в котором жизнь - это зеркало. Так называется и одна из его самых популярных лент. «Зеркало», «Сталкер», «Солярис» и многие другие шедевры кино, созданные гениальным советским режиссером, до сих пор не сходят с экранов во всех уголках мира.

В 1980-ом Тарковский отправился в Италию, где начал работу над очередным фильмом. Оттуда он послал запрос в Союз, чтобы его семье разрешили выехать к нему на время съемок сроком на три года, после чего он обязуется вернуться на родину. ЦК КПСС отказал режиссеру в этой просьбе. А летом 1984-го Андрей заявил о своем невозвращении в СССР.

Советского гражданства Тарковского не лишили, но наложили запрет на показ его фильмов в стране и упоминании имени изгнанника в прессе.

Свой последний фильм мэтр кино снял в Швеции, а вскоре умер от рака легких. В это же время в Союзе сняли запрет на демонстрацию его фильмов. Ленинской премии Андрей Тарковский был удостоен уже посмертно.

РУДОЛЬФ НУРИЕВ



Один из самых известных солистов мирового балета, Нуриев в 1961 году, во время гастролей в Париже, попросил политического убежища, но французские власти ему в этом отказали. Рудольф отправился в Копенгаген, где успешно танцевал в Королевском театре. Кроме того, его гомосексуальные наклонности в этой стране не подвергались осуждению.

Затем артист переехал в Лондон и на пятнадцать долгих лет стал звездой английского балета и кумиром британских поклонников Терпсихоры. Вскоре он получил гражданство Австрии, и его популярность достигла пика: Нуриев давал ежегодно до трехсот выступлений.


В 80-е годы Рудольф возглавлял балетную труппу театра в Париже, где активно продвигал молодых и симпатичных артистов.

В СССР танцовщику разрешили въезд только на трое суток, чтобы присутствовать на похоронах матери, ограничив при этом круг общения и передвижения. Десять последних лет Нуриев прожил с вирусом ВИЧ-инфекции в крови, скончался от осложнений неизлечимого недуга, и был похоронен на русском кладбище во Франции.

АЛИСА РОЗЕНБАУМ



Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум, мало известна в России. Талантливая писательница большую часть своей жизни прожила в США, хотя годы детства и юности она провела в Санкт-Петербурге.

Революция 1917-го отняла у семьи Розенбаум практически все. А позже сама Алиса потеряла любимого человека в сталинских застенках и родителей во время блокады Ленинграда.

Еще в начале 1926-го Алиса отправилась учиться в Штаты, где и осталась жить постоянно. Сначала она работала статисткой на Фабрике Грез, а затем, выйдя замуж за актера, получила американское гражданство и серьезно занялась творчеством. Уже под псевдонимом Айн Рэнд она создавала сценарии, повести и романы.



Хотя ее творчество и пытались приписать к определенному политическому течению, Айн говорила, что политикой не интересуется, потому что это дешевый способ стать популярной. Может быть, поэтому объем продаж ее книг в десятки раз превзошел продажи работ известных творцов истории, таких, например, как Карл Маркс.

АЛЕКСАНДР АЛЕХИН



Известный шахматист, чемпион мира, Алехин уехал во Францию на постоянное место жительства еще 1921 году. Он был первым, кто отвоевал звание мирового чемпиона у непобедимого Капабланки в 1927-ом.

За всю свою карьеру шахматиста Алехин лишь однажды проиграл своему сопернику, но вскоре взял реванш над Максом Эйве, и до конца жизни оставался чемпионом мира.


В годы войны он принял участие в турнирах в нацистской Германии, чтобы хоть как-то прокормить семью. Позже шахматисты собирались объявить Александру бойкот, обвиняя его в публикации антисемитских статей. Когда-то «побитый» им Эйве даже предлагал лишить Алехина заслуженных званий. Но корыстным планам Макса было не суждено сбыться.

В марте 1946-го, накануне матча с Ботвинником, Алехин был обнаружен мертвым. Он сидел в кресле перед шахматной доской с расставленными фигурами. До сих пор не установлено, спецслужбы какой страны организовали его асфиксию.

Покинул Родину в своё время и Федор Шаляпин, о романе которого Иолой Торнаги говорили - любовь с итальянским акцентом .


МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

© AP Photo Наталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Михаил Барышников

© AP Photo / Marty Lederhandler Михаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"


© AP Photo / Marty Lederhandler

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").

© AP Photo / Randy Rasmussen


© AP Photo / Randy Rasmussen

Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.

Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.

В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.

30 июня 1974 года советский танцор Михаил Барышников принял предложение знаменитого балетного критика Клайва Барнса и решил не возвращаться с зарубежных гастролей в СССР. Сразу после последнего спектакля в Торонто он отпросился попрощаться с друзьями, которые ждали его на улице, и, сев в их машину, уехал.

Термин "невозвращенец", существовавший только в СССР, означает человека, который отказался возвращаться назад из заграничной поездки и остался жить в одной из стран Запада. С проблемой невозвращенцев советская власть столкнулась ещё в начале своего существования. Лайф вспомнил самых выдающихся людей, ставших невозвращенцами по тем или иным причинам.

Сразу после Октябрьской революции советская власть значительно усложнила выезд граждан за границу. Формально до середины 20-х годов он был открыт, однако для этого надо было получить загранпаспорт, а чтобы его выдали, надо было взять в ГПУ справку о том, что оно не возражает против выезда. Кроме того, требовалась причина - в большинстве случаев это было воссоединение с родственниками. Чаще всего этим могли воспользоваться представители нацменьшинств, в частности русские немцы, которым разрешалось практически беспрепятственно покидать страну.

Кроме того, некоторое время в Уголовном кодексе в качестве наказания существовала такая мера, как высылка за границу. Однако в условиях тотальной разрухи после военного коммунизма и гражданской войны это наказание скорее напоминало награду, поэтому практически никогда не применялось (можно вспомнить разве что "философский пароход", на котором выслали группу нелояльных к новой власти учёных).

В конце 20-х годов, со сворачиванием нэпа, выезд из страны фактически был закрыт. Разрешение на выезд за границу, не связанный с рабочей командировкой, выдавалось только в исключительных случаях. В 1935 году за побег за границу вводилась смертная казнь, поскольку попытка бегства из страны приравнивалась к измене Родине. Закон также предусматривал конфискацию всего имущества беглеца и ссылку в Сибирь на пять лет для всех его родственников. Этой мерой власти рассчитывали припугнуть советских служащих, которые зачастую отказывались возвращаться из-за границы, где находились по работе. Причём среди беглецов было и немало членов партии, в том числе и с дореволюционным стажем. Несмотря на принятые меры, поток невозвращенцев не иссякал.

Александр Алехин

Великий шахматист, ставший одним из первых советских невозвращенцев. Алехин происходил из дворянского рода, его отец был депутатом последней имперской Государственной думы. Алехин с детства увлекался шахматами. Когда ему было 10 лет, в Петербург приехал знаменитый американский шахматист Гарри Пильсбери, который дал сеанс одновременной игры на нескольких досках. Десятилетний Алехин тогда сыграл с ним вничью. К 18 годам Алехин уже занимал высокие места на крупных международных турнирах. На Санкт-Петербургском международном турнире мастеров 1914 года, собравшем всех лучших шахматистов мира, Алехин занял третье место, уступив только легендам шахмат - Ласкеру и Капабланке.

Алехин не был годен к строевой службе по состоянию здоровья, однако в 1916 году отправился на фронт в составе отряда Красного Креста, оказывавшего помощь раненым. Алехину доводилось выносить раненых с поля боя, он был дважды контужен и имел награды. После революции шахматист остался без денег и без возможности играть, а над его головой завис карающий меч пролетариата. Алехин чуть не погиб в Одессе после её захвата большевиками. Как буржуй и дворянин, он был арестован, сидел в подвале ЧК, и его уже собирались расстрелять, но о злоключениях шахматиста узнал один из высокопоставленных большевиков (в разных источниках упоминаются: Мануильский, Раковский или Троцкий), и шахматист был отпущен.

Алехин окончательно решил уехать. Сделать это удалось благодаря женитьбе на швейцарской гражданке. После этого Алехину дали разрешение на выезд. Однако в разрешении речь не шла об отъезде навсегда, Алехин просил разрешения выехать для визита к родственникам жены, а также для участия в шахматных турнирах в Европе. И поначалу Алехин считался в СССР советским шахматистом, о его победах сообщали советские газеты.

В 1927 году Алехин стал всемирной знаменитостью, победив в матче за звание чемпиона мира несокрушимого кубинца Капабланку. Причём последний сдался заранее, не явившись на последнюю партию. Русская эмиграция чествовала Алехина, в прессе появились материалы об идейной близости шахматного короля с антисоветски настроенной эмиграцией. После этого в СССР его начали рассматривать как убеждённого контрреволюционера. Руководитель шахматной организации СССР Николай Крыленко (по совместительству заместитель наркома юстиции РСФСР) выступил с заявлением, призвав рассматривать Алехина как врага государства рабочих и крестьян.

В середине 30-х Алехин проиграл чемпионский матч Эйве, но вскоре взял реванш и вновь стал чемпионом мира. Однако его дальнейшая карьера была прервана разразившейся войной. Можно только гадать, каких высот мог добиться шахматист, если бы на его лучшие годы не выпали две мировых войны и одна гражданская. Алехин до настоящего времени остаётся одним из двух непобеждённых чемпионов мира (второй - Фишер - был лишён звания из-за отказа от матча-реванша), поскольку умер в 1946 году, не успев сразиться с новым претендентом на шахматную корону. По подсчётам портала chessbase.com, Алехин является абсолютным лидером по проценту общих зарегистрированных побед среди всех чемпионов мира.

Алиса Розенбаум (Айн Рэнд)

Когда советские чиновники в 1926 году давали никому не известной 20-летней девушке разрешение на выезд, вряд ли они могли предполагать, что она станет одним из самых значимых авторов в американской литературе ХХ века и культовой фигурой в США и ряде других стран.

Отец Алисы Розенбаум незадолго до революции стал владельцем аптеки в Петрограде, но в 1918 году она была национализирована, что, безусловно, оказало большое влияние на будущие взгляды писательницы.

Она поступила в кинотехникум, рассчитывая позднее найти лазейку и перебраться в США, чтобы работать там в киноиндустрии. Вскоре лазейка нашлась - одним из немногих легальных способов выезда из страны была поездка на учёбу. Правда, отпускали студентов только в том случае, если они направлялись по высочайшему указу сверху либо если имели там родственников, способных их содержать. На счастье Алисы, в США у неё жила тётка, эмигрировавшая ещё до революции, и она согласилась приютить племянницу. Девушка обратилась за разрешением отправиться в Америку на учёбу на несколько месяцев, чтобы потом снимать в СССР фильмы, обличающие классового врага и способствующие новым завоеваниям пролетариата. Разрешение было получено, и девушка уехала, не планируя возвращаться обратно и оставив в СССР всех своих родственников. Родственники Алисы до последнего не верили, что её отпустят.

В США она сменила имя на Айн Рэнд, но в Голливуде большого успеха не добилась. Попытка написать роман об ужасах тоталитарного строя на примере СССР ("Мы живые") также не принесла успеха. И только последовавшие позже "Источник" и "Атлант расправил плечи" превратили её в одну из главных писательниц века. Эти книги - страстный гимн свободе, индивидуальности и разумному эгоизму - стали отражением созданной Рэнд философии, получившей название "объективизм". Эта философия оказала огромное влияние на либертарианское движение, хотя сама Рэнд всегда дистанцировалась от него. Книги Рэнд до сих пор издаются во всём мире миллионными тиражами; по результатам соцопросов, примерно каждый десятый взрослый американец читал её главный роман - "Атлант расправил плечи".

Почти все родственники Рэнд, оставшиеся в СССР, погибли: отец и мать умерли в блокадном Ленинграде, а возлюбленный был расстрелян в 1937 году. Выжила только одна из её сестер, которая позднее переехала к ней в Америку, но затем вернулась в СССР.

Фёдор Шаляпин

Сын вятского крестьянина прославился своим могучим голосом ещё в дореволюционные времена и стал звездой оперы не только российской, но и мировой величины, выступая на самых знаменитых площадках мира. После революции Шаляпина, ранее симпатизировавшего социалистам, назначили художественным руководителем Мариинского театра, а также одним из первых наградили званием народного артиста. Однако привыкший к роскоши и всеобщему уважению Шаляпин никак не мог смириться с полуголодным существованием и постоянными обысками, проводившимися революционными солдатами, матросами или чекистами.

В 1921 году при помощи Луначарского он выхлопотал себе разрешение на гастроли за границей - с тем условием, что половину своих валютных гонораров он будет отдавать государству.

После первых гастролей он вернулся, поэтому его никто не подозревал в намерении покинуть страну. Шаляпину даже удалось добиться разрешения выехать на гастроли с семьёй. В Россию он больше не вернулся. Впрочем, отчасти не по своей вине.

После одного из концертов он пожертвовал часть гонорара детям русских эмигрантов. Об этом стало известно в Кремле, и Шаляпина объявили контрреволюционером, финансирующим белогвардейские организации, и лишили звания народного артиста. После этого возвращаться было уже не только бессмысленно, но и опасно.

В эмиграции Шаляпин до самой смерти гастролировал по всему миру и снимался в кино. Однако расцветом его творчества считается дореволюционный период.

Александр Бармин (Графф)

Выходец из семьи русских немцев. Вскоре после революции примкнул к большевикам, служил в Красной армии. Благодаря полученному до революции образованию и знанию иностранных языков был переведён на дипломатическую работу. Служил консулом в Иране, Афганистане, Греции и Франции.

В 1937 году начались чистки в дипломатическом аппарате, которые напугали Бармина. Он принял решение бежать. Взяв отпуск, он сумел добраться до Франции, где обратился за получением политического убежища. Поначалу Бармин стоял на социалистических позициях, близких к троцкизму, и утверждал, что он остаётся преданным сторонником ленинской идеи, извращённой Сталиным. Однако по мере расширения репрессий в СССР его революционный энтузиазм угас, и в Америку он приехал уже убеждённым демократом.

После переезда в США он принимал участие во Второй мировой войне в качестве рядового американской армии. Написал несколько книг о сталинских репрессиях. После войны был шефом советского отделения "Голоса Америки".

Бармин женился на внучке американского президента Теодора Рузвельта. Их дочь - известная американская журналистка Марго Рузвельт.

Георгий Гамов

Родился в дворянской семье. По отцовской линии почти все предки были военными (отец - учитель), по материнской - священниками. Дед Гамова был полковником и занимал должность коменданта города Кишинёва. С детства интересовался точными науками и уже в 20-е годы получил образование в Петроградском университете. Талантливый студент был приглашён в аспирантуру, где достаточно быстро выделился и получил право на стажировку в Германии.

В конце 20-х годов неоднократно выезжал в Европу, где сотрудничал с лучшими физиками того времени. В 28 лет он уже был членом-корреспондентом Академии наук - самым молодым за всю её историю. Гамов всегда возвращался из заграничных поездок и не планировал покидать страну, однако в начале 30-х годов в СССР стали происходить значительные изменения: был свёрнут нэп, понизился уровень жизни, началась коллективизация, усилилась подозрительность, границы стали закрываться. В 1931 году Гамова, который уже был в статусе европейской звезды, не выпустили на Международный конгресс по ядерной физике, где он должен был выступить с докладом.

Гамову стоило огромных усилий добиться разрешения на поездку в Брюссель на Сольвеевский конгресс. Для этого ему пришлось обращаться сначала к Бухарину, а потом к Молотову, и только тогда ему разрешили выехать в командировку со своей женой.

Из этой командировки он отказался возвращаться назад, за что был лишён звания академика СССР. В эмиграции он работал преподавателем в Университете Вашингтона, занимался вопросами эволюции звёзд, уточнил теорию Большого взрыва, был первым, кто предложил гипотезу кодирования генетического кода, занимался популяризацией науки. В эмиграции Гамов стал одним из самых знаменитых физиков-теоретиков ХХ века.

Владимир Ипатьев

Выходец из дворянского рода и один из самых выдающихся химиков Российской империи. В годы Первой мировой войны практически с нуля создал в стране химическую промышленность в кратчайшие сроки. Генерал-лейтенант императорской армии. После революции большая часть родственников генерала эмигрировала из страны (в том числе и его брат Николай, в доме которого в Екатеринбурге был расстрелян последний русский император со своей семьёй), но Владимир по настоянию Ленина занимался развитием теперь уже советской химической промышленности.

Ипатьев принял решение бежать из страны после раскрытия заговора "вредителей" в химической промышленности, в результате которого были расстреляны несколько видных специалистов. Узнав об этом, Ипатьев, находившийся в заграничной командировке, отказался возвращаться в СССР.

Учёный перебрался в США, где стал преподавателем органической химии. Поначалу Ипатьев не хотел рвать связей со страной и даже исправно посылал в советские лаборатории результаты своих исследований. Однако от него настойчиво требовали как можно скорее вернуться. Когда стало понятно, что Ипатьев не хочет возвращаться, он был исключён из Академии наук и лишён советского гражданства. Его сын, оставшийся в СССР, был арестован.

В США Ипатьев внёс значительный вклад в разработку технологии каталитического крекинга, позволяющего получать из нефти значительно большее количество бензина при переработке. Также его работы поспособствовали появлению высокооктанового бензина, который применялся в авиации. В СССР производство высокооктанового бензина так и не удалось наладить в значительных масштабах и его получали из США в рамках поставок по ленд-лизу. До конца жизни Ипатьев остро переживал из-за того, что ему пришлось оставить свою страну.

Светлана Аллилуева

Дочь всесильного вождя народов товарища Сталина неожиданно предпочла враждебное капиталистическое окружение советскому трудовому коллективу. В 1966 году она поехала в Индию, чтобы проводить в последний путь своего гражданского мужа, после чего решила не возвращаться в СССР и попросила политического убежища в США, оставив в СССР сына и дочь.

Разумеется, американцы не могли не воспользоваться такой потрясающей возможностью подколоть соперника на поле пропаганды и предоставили ей убежище, а вскоре по горячим следам опубликовали её книгу "Двадцать писем к другу". За книгу она получила хорошие гонорары. В США она стала Ланой Петерс и вышла замуж, правда, вскоре развелась.

Несколько лет она путешествовала по всему миру, но потом деньги стали подходить к концу.

В 1984 году она внезапно вернулась в СССР вместе с дочерью, рождённой уже в США. Теперь уже советская сторона не могла не воспользоваться ситуацией и не обернуть её в свою пользу. Ей было сразу же восстановлено гражданство, предоставлена трёхкомнатная квартира, автомобиль с водителем и ежемесячное пособие.

Однако, прожив полтора года, она вновь потребовала отпустить её за границу, после чего отказалась от советского гражданства и уехала в США, чтобы уже никогда не вернуться.

Деятели искусства и спортсмены

В 60-е и особенно 70-е годы большинство невозвращенцев стали составлять спортсмены и деятели искусства. Если в 20-40-е годы перебежчиками в основном становились разведчики и дипломатические работники (на которых потом велась охота НКВД) либо учёные, опасавшиеся за свою жизнь, то после смерти Сталина оставаться на Западе стали в основном советские знаменитости. Они уже обладали не только всесоюзной, но зачастую и всемирной известностью, и на гастролях им регулярно предлагали остаться, что существенно повысило бы их материальный достаток, ведь они вынуждены были отдавать значительную часть своих валютных гонораров государству.

Первой ласточкой стал выдающийся танцовщик Рудольф Нуриев . В те времена на заграничных гастролях советских граждан всегда сопровождали агенты КГБ, следившие за их поведением. Нуриев, слишком часто и вольно общавшийся с иностранцами, вызвал их недовольство, и его решили снять с гастролей в Лондоне, но он отказался возвращаться. Он ещё был по старой памяти заочно осуждён за измену родине на семь лет, в дальнейшем невозвращенцев (если это были не высокопоставленные люди из системы КГБ) просто лишали гражданства.

Его примеру последовало немало выдающихся артистов балета и музыкантов. В 1974 году в Канаде остался Михаил Барышников , в 1979 году его примеру последовал его одноклассник по хореографическому училищу Александр Годунов , также не вернулись фигуристы Протопопов и Белоусова, хоккеисты Могильный и Фёдоров, режиссёр Тарковский .

Их судьбы сложились по-разному. Нуриев продолжил оставаться одним из лучших танцовщиков мира и возглавлял балетную труппу Парижской оперы. Барышников стал главной звездой Американского театра балета, снимался в кино (в том числе и в нашумевшем фильме "Секс в большом городе"), номинировался на "Оскар" за роль второго плана, занимался фотографированием. Он один из немногих невозвращенцев, так ни разу и не побывавших в России после распада СССР.

Годунов, считавшийся одной из главных звёзд советского балета, вынужден был покинуть американскую труппу из-за конфликта с Барышниковым. Он решил сосредоточиться на ролях в кино, самой известной из которых оказалась роль одного из террористов в "Крепком орешке". Также появился в небольшой роли в оскароносном "Свидетеле".

Хоккеисты Могильный и Фёдоров стали суперзвёздами НХЛ. Оба они входят в число трёх российских игроков, набравших за карьеру в НХЛ более тысячи очков. Оба смогли выиграть Кубок Стэнли и считаются одними из самых выдающихся хоккеистов своего времени. Фёдоров, кроме прочего, стал первым в истории европейцем, получившим индивидуальный приз "Харт трофи", которым награждается самый ценный игрок сезона.

Режиссёр Тарковский, находившийся в статусе главной советской кинозвезды, будучи в рабочей командировке в Италии, попросил её продлить ещё на три года, однако советские чиновники от кино отказали в его просьбе. Тогда режиссёр созвал пресс-конференцию и заявил об отказе возвращаться в СССР. Но в эмиграции он успел снять всего один фильм (получивший Гран-при Каннского фестиваля - вторую по значимости награду после "Пальмовой ветви") и очень скоро умер от рака.

С открытием советских границ причудливый феномен невозвращенцев сразу же сошёл на нет.

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

© AP Photo Наталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Михаил Барышников

© AP Photo / Marty Lederhandler Михаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"


© AP Photo / Marty Lederhandler

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").

© AP Photo / Randy Rasmussen


© AP Photo / Randy Rasmussen

Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.

Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.

В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.