Классификация наук по предмету исследования. Какие есть точные науки

К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что , физике и т.д. Уже сейчас есть точный раздел, относящийся к точным наукам, - генетика.

Математика - фундаментальная наука, на которую опирается множество других наук. Она считается точной, хотя иногда в доказательствах теорем используются допущения, которые доказательству не подлежат.

Информатика - о способах получения, накопления, хранения, передачи, преобразования, защиты и использования информации. Поскольку это все позволяют осуществлять компьютеры, информатика связана с вычислительной техникой. Она включает различные относящиеся к обработке информации дисциплины, такие как разработка языков программирования, анализ алгоритмов и т.д.

Что отличает точные науки

Точные науки изучают точные закономерности, явления и объекты природы, которые можно измерять с помощью установленных методов, приборов и описывать с помощью четко определенных понятий. Гипотезы основываются на экспериментах и логических рассуждениях и строго проверяются.

Точные науки обычно имеют дело с численными значениями, формулами, однозначными выводами. Если взять, например, физику, законы природы действуют в равных условиях одинаково. В гуманитарных же науках, таких как философия, социология, каждый человек может иметь свое мнение по большинству вопросов и обосновывать его, но доказать, что это мнение единственно правильное, он вряд ли сможет. В гуманитарных дисциплинах сильно выражен фактор субъективности. Результаты измерений точных наук можно проверить, т.е. они объективны.

Суть точных наук можно хорошо понять на примере информатики и программирования, где применяется алгоритм «если - то - иначе». Алгоритм подразумевает четкую последовательность действий для достижения конкретного результата.

Ученые и исследователи продолжают делать все новые открытия в различных областях, многие явления и процессы на планете Земля и во вселенной остаются неизученными. Ввиду этого можно предположить, что даже любая гуманитарная наука могла бы стать точной, если бы существовали методы, позволяющие раскрыть и доказать все пока необъяснимые закономерности. А пока люди просто не владеют такими методами, поэтому им приходится довольствоваться рассуждениями и делать выводы на основе полученного опыта и наблюдений.

Изучением человеческого языка в целом занимается языкознание (син. языковедение и лингвистика). Внутри этой научной дисциплины выделяются: частное языкознание, занимающееся отдельным языком или группой родственных, например, славянских; общее языкознание, изучающее природу языка, и прикладное языкознание, которое решает практические задачи носителей языка, к примеру, автоматизированный перевод.

Инструкция

В настоящее время языкознание включает в себя множество разделов и подразделов, которые исследуют языковую систему с различных точек зрения, изучая лексику, грамматику, фонетику, морфологию и т.д. Язык исследуется в аспектах антропологии (человеческого фактора – история, быт, традиции, культура), когнитивизма (соотношение языка и сознания), прагматизма и т.д.

Лексикология проводит исследование в области различных языковых пластов внутри отдельно взятого языка, к примеру, фразеологический состав языка – пословицы, поговорки, устойчивые выражения и т.д. Отдельно рассматриваются профессиональный сленг – термины и жаргон отдельных субкультур и слоев населения – тюремный, молодежный и т.д. Лексикология занимается языковыми явлениями, такими как , и прочими. Все это объединяется общим термином – словарный состав языка.

Лексикология очень тесно связана со , которая изучает в основном не отдельно взятые слова и выражения, а функциональное применение языка, выделяя особенности языковых высказываний. Стилистика исследует язык политиков, журналистов, писателей, медиков и представителей других . Ученые ищут на вопрос, чем язык отличается от устной и письменной речи, в аспекте стиля. Стилистика косвенно служит образовательным целям, демонстрируя выразительные языковые средства и разъясняя способы их применения. Таким образом, стилистика соприкасается с прикладной дисциплиной – культура речи.

В отдельный раздел языкознания выделяется грамматика. Целью раздела является изучение строя языка. В задачи грамматики входит описание способов образования слов, склонения, глаголов, образование времен и т.д. Эти задачи обуславливают появление двух подразделов грамматики: синтаксиса и морфологии. Синтаксис исследует законы построения предложения, сочетание слов в словосочетании. Морфология изучает абстрактные единицы языка под названием «морфема», которые не являются самостоятельными, а входят в

Еще будучи школьницей я думала: зачем мне это естествознание? Разве я не отличаю дубовый лист от кленового, березу от калины? Но изучать науки о природе важно! Хотя бы для того, чтобы знать, из какой травки заварить чай, когда на отдыхе вдруг заболел живот.

Науки о природе объединены в три группы

Наук о природе сегодня очень много. Они пытаются изучить и понять мир вокруг нас. По-моему, их можно объединить в три группы:

  • физические науки;
  • геологические науки;
  • биологические науки.

Все это естественные науки. Первая группа изучает неживые природные объекты, а также законы, которые ими управляют. Сюда относятся физика, химия, астрономия.

В физике ученые пытаются изучать Вселенную, набор основных законов, которые объясняют маленькие и самые большие вещи.

В химии изучают состав, строение, изменения и свойства веществ, руководствуясь химическими связями и реакциями. Очень мне нравились эксперименты на уроках химии. Когда в пробирках что-то булькало, меняло цвет и даже взрывалось. Главное, не переусердствовать. Потому что можно и школу подорвать.

В астрономии изучают небесные тела. Происхождение планеты, на которой мы живем. Другие планеты, звезды, кометы и целые галактики. А вы знаете, что, когда мы смотрим на звезды, видим далекое-далекое прошлое?


Углубление в недра

Геологические науки заставляют нас углубляться в недра. Изучают происхождение и строение Земли, геосфер, которые ее составляют. Я убеждена, если хорошо изучить геологические науки, то можно и золото нарыть.

Эта группа включает в себя геологию, океанографию, минералогию, геодинамику, палеонтологию. Самая интересная из них, по-моему, палеонтология. Она изучает жизнь, которая была на нашей планете в доисторические периоды. Все эти скелеты динозавров, кости мамонтов меня всегда восхищают.


Кто живет на нашей планете

Биологические науки исследуют живые существа. Их строение, происхождение, эволюцию, функции. Только во время школьного обучения учащиеся знакомятся почти с двадцатью биологическими науками. Не уверена, что надо аж столько много, но с радостью посидела бы снова на уроках, чтобы узнать что-то интересное. Послушайте только сами названия: лихенология, микология, цитология, гистология. Учиться и учиться!

Многие науки между собой объединяются, чтобы лучше исследовать то или иное явление. Так возникают астрофизика, биофизика, геохимия, биохимия, астрохимия и другие.

Концепции Аюрведы, основные элементы мироздания - эфир, воздух, огонь, вода и земля выражены в человеческом теле как три функциональных принципа, носящих название тридоша. Из эфира и воздуха получается телесный воздух (вата доша). Огонь в сочетании с водой реализует телесный огонь (питта доша). Земля... одноразовом медикаментозном лечении, а на необходимости соблюдения определенного образа жизни до появления первых симптомов болезни, Аюрведа действительно заслуживает свое название - "наука жизни".

https://www.сайт/journal/11382

Некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях , которыми они определяли эту силу, также как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем... тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопления праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя её, как жизненную силу и воздействовать ею на...

https://www..html

Раствору добавить налоксон, блокирующий действие морфия, как анестизирующее действие исчезнет. Почему так происходит, наука не знает. Есть много других примеров изменения в физиологическом и психологическом состоянии человека после приема... до сегодняшних размеров за 10-33 секунд! Но могло ли такое быть? Равномерный "нагрев" остается для науки аномалией. 3. Ультрасильное космическое излучение Космическими лучами называют перемещающиеся почти со скоростью света протоны (или тяжелые атомные...

https://www.сайт/journal/18659

Возьмите список публикаций вашего героя и зайдите в Российский индекс научного цитирования. Попробуйте ввести в поисковый запрос названия нескольких его или ее текстов, а заодно фамилию в авторском поиске. Ожидаемое число публикаций и цитирований... же опыт с Google Scholar, перебрав названия англоязычных публикаций и разные написания фамилии автора. Важность английского также варьируется от дисциплины к дисциплине – социальные или гуманитарные науки , производящие локально потребляемое знание, тут...

https://www.сайт/journal/146374

Объединенного института ядерных исследований Андрей Попеко. "Премьер-министр земли Гессен, министр науки земли Гессен, заместитель министра науки ФРГ, председатель Общества Гельмгольца торжественно дернули за рычажки, и открылось наименование "copernicium" ... , сосиски и так далее", - добавил Попеко. Название "коперникий" было официально присвоено 112-му элементу в феврале 2010 года: о том, что 112-й элемент назван в честь польского астронома Николая Коперника, Международный союз чистой...

https://www.сайт/journal/127884

Предыдущие исследования, направленные на изучение строения и работы головного мозга, продемонстрировали, что в процесс определения названия устройства вовлечен отдел мозга, отвечающий за пуск в действие самого прибора. После того как профессор... видом деятельности, то это замедляет способность испытуемых думать о демонстрируемом приборе и извлекать из памяти его название . "Большинство людей полагают, что мыслительные процессы являются независимыми и самостоятельными ", - добавляет профессор...

https://www.сайт/journal/131160

Открыватели - физики из немецкого Института тяжелых ионов (Gesellschaft fur Schwerionenforschung, GSI) в Дармштадте, - элемент получил название коперникий. Об этом сообщил руководитель центра физики тяжелых ионов GSI Хорст Штокер. "Я только что... . Имя для нового элемента было предложено еще в июле 2009 года. До признания новый элемент носил название унунбий. Коперникий является самым тяжелым из официально признанных Международным химическим союзом элементов (признание произошло в июне...

Наука - это сфера профессиональной деятельности человека, как и любая другая - индустриальная, педагогическая и т. п. Единственное ее отличие заключается в том, что главная цель, которую она преследует, - получение научного знания. В этом и состоит ее специфика.

История развития науки

Древняя Греция считается европейской родиной науки. Жители именно этой страны первыми осознали, что мир, окружающий человека, совсем не таков, каким считают люди, изучающие его лишь посредством чувственного познания. В Греции был впервые совершен переход чувственного к абстрактному, от познания фактов окружающего нас мира к изучению его законов.

Наука в эпоху средневековья оказалась в зависимости от теологии, поэтому существенно замедлилось ее развитие. Однако со временем в результате полученных Галилеем, Коперником и Бруно открытий она стала оказывать все большее влияние на жизнь общества. В Европе в 17-м веке проходил процесс ее формирования как общественного института: учреждаются академии и научные общества, издаются научные журналы.

Новые формы ее организации возникли на рубеже 19-20-го вв.: научные институты и лаборатории, исследовательские центры. Наука стала оказывать примерно в это же время большое влияние на развитие производства. Она стала особым его видом - духовным производством.

Сегодня в области науки можно выделить следующие 3 аспекта:

  • наука как результат (получение научных знаний);
  • как процесс (сама ;
  • как социальный институт (совокупность учреждений науки, сообщество ученых).

Наука как институт общества

Проектные и технологические институты (а также сотни различных научно-исследовательских), библиотеки, заповедники и музеи входят в систему учреждений науки. В вузах сосредоточена значительная часть ее потенциала. Кроме того, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях сегодня все больше работает докторов и кандидатов наук, а значит, и эти учебные заведения будут все активнее вовлекаться в научную работу.

Кадры

Любая человеческая деятельность подразумевает, что ее кто-то осуществляет. Наука - это социальный институт, функционирование которого возможно только при наличии квалифицированных кадров. Их подготовка осуществляется через аспирантуру, а также соискательство степени кандидата наук, присуждающейся людям с высшим образованием, которые сдали специальные экзамены, а также опубликовали результаты своего исследования и защитили публично кандидатскую диссертацию. Доктора наук - это кадры высшей квалификации, которые готовятся через соискательство или же через докторантуру выдвигаются из числа

Наука как результат

Перейдем к расссмотрению следующего аспекта. Как результат наука - это система достоверных знаний о человеке, природе и обществе. Следует подчеркнуть в данном определении два существенных признака. Во-первых, наука - это взаимосвязанная совокупность знаний, приобретенных человечеством на сегодняшний день по всем известным вопросам. Она отвечает требованиям непротиворечивости и полноты. Во-вторых, суть науки заключается в приобретении достоверных знаний, которые следует отличать от житейских, бытовых, присущих каждому человеку.

Свойства науки как результата

  1. Кумулятивный характер научного знания. Объем его за каждые 10 лет удваивается.
  2. К дроблению и дифференциации неизбежно приводит накопление научных знаний. Возникают новые ее отрасли, например: гендерная психология, социальная психология и др.
  3. Наука по отношению к практике имеет следующие функции как системы знаний:
  • описательная (накопление и сбор фактов, данных);
  • объяснительная - объяснение процессов и явлений, их внутренних механизмов;
  • нормативная, или предписывающая - ее достижения становятся, например, обязательными стандартами для выполнения в школе, на производстве и проч.;
  • обобщающая - формулирование закономерностей и законов, которые вбирают в себя и систематизируют множество разрозненных фактов и явлений;
  • предсказательная - знания эти позволяют предвидеть заблаговременно некоторые явления и процессы, неизвестные ранее.

Научная деятельность (наука как процесс)

Если практический работник в своей деятельности преследует достижение высоких результатов, то задачи науки подразумевают, что исследователь должен стремиться получить новое научное знание. Сюда входит и объяснение того, почему результат в том или ином случае получается плохим или хорошим, а также предсказание, в каких случаях он будет тем или иным. Кроме того, если практический работник учитывает комплексно и одновременно все стороны деятельности, то исследователь, как правило, интересуется глубокой проработкой лишь одной стороны. Например, с точки зрения механики человек - это тело, которое имеет определенную массу, обладает некоторым моментом инерции и т. д. Для химиков он представляет собой сложнейший реактор, где протекают одновременно миллионы разных химических реакций. Психологов интересуют процессы памяти, восприятия и т. д. То есть каждая наука исследует различные процессы и явления относительно определенной точки зрения. Поэтому, кстати, полученные результаты можно интерпретировать только как относительные в науке недостижима, это цель метафизики.

Роль науки в современном обществе

В наше время научно-технического прогресса жители планеты особенно ясно осознают значимость и место науки в своей жизни. Сегодня все большее внимание в обществе уделяется осуществлению научных исследований в различных областях. Люди стремятся получить новые данные о мире, создать новые технологии, улучшающие процесс производства материальных благ.

Метод Декарта

Наука сегодня выступает главной мира человеком. В основе - сложный творческий процесс предметно-практической и мыслительной деятельности ученого. Декарт сформулировал общие правила этого процесса следующим образом:

  • нельзя принимать ничего за истинное до тех пор, пока оно не представится отчетливым и ясным;
  • нужно делить трудные вопросы на количество частей, необходимых для их разрешения;
  • требуется начинать исследование с самых удобных для познания и простых вещей и переходить постепенно к более сложным;
  • обязанность ученого - обращать на все внимание, останавливаться на подробностях: он должен быть полностью уверен в том, что ничего не упустил.

Этическая сторона науки

Особую остроту в современной науке приобретают вопросы, которые касаются взаимоотношения ученого с обществом, а также социальной ответственности исследователя. Речь идет о том, как в будущем будут применяться достижения, сделанные учеными, не обернутся ли полученные знания против человека.

Открытия в генной инженерии, медицине, биологии обеспечили возможность воздействовать целенаправленно на наследственность организмов вплоть до того, что сегодня можно создавать обладающие некоторыми заранее заданными свойствами организмы. Настало время отказаться от принципа свободы научного поиска, ничем не ограниченного ранее. Нельзя допустить создания средств массового уничтожения. Определение науки сегодня, таким образом, должно включать и этическую сторону, поскольку она не может оставаться в этом отношении нейтральной.

Использование названия «аналитическая химия» имеет огромную историю; термин принятый, давно укоренившийся, привычный, для многих любимый. И в то же время многие считают, что этот термин приносит сейчас значительный ущерб аналитикам и всей области знания. Дело в том, что ключевым в данном названии является слово «химия». Это обстоятельство вкупе с историей нашей науки, которая была в основном химической, стимулирует узкое, смещенное, не отвечающее современному положению вещей понимание науки о химическом анализе, отвращает от этой науки многих специалистов и целые их сообщества, занимающиеся анализом. Неистребимо желание, да и традиция связывать с аналитической химией только сугубо химическое, классическое - бюретки и пипетки, в лучшем случае фотометрию и электрохимические методы. Слов «химия» и «аналитическая химия» нередко боятся аналитики-ядерщики, лазерщики, специалисты по ЭПР, иногда обычные спектроскописты или специалисты по анализу поверхности. Слов «аналитическая химия» подчас чураются масс-спектрометристы и даже хроматографисты, которые нередко причисляют себя то к физикохи-микам, то к органикам. А это не только препятствует внутринаучным контактам, но и ведет к пренебрежительному отношению к нашей науке как к изучающей лишь классические методы, устаревшей, постепенно теряющей практическое применение. Ведь контрольно-аналитические лаборатории мало-помалу отказываются от классических методов! Конечно, многое проистекает от незнания, неосведомленности о современном содержании аналитической химии. Незнание преодолевается знанием, однако малозаметно, чтобы в этом деле мы сильно продвигались вперед. Доказательства того, что термин «аналитическая химия» сейчас является тормозом, можно легко продолжить. Это понято многими и давно. Более того, в течение многих лет делаются попытки выйти из положения.

Наметились два пути. Первый, принятый в США, заключается в том, чтобы добиться повсеместного нового понимания термина «аналитическая химия» и сохранить его. Термин старый, наполнение новое. Частично это удалось, если не в обществе в целом, то во всяком случае среди всех тех, кто занимается химическим анализом. Этому способствуют, в частности, ежегодные крупные конференции по аналитической химии типа Питсбургской, на которые собираются специалисты всех мастей, связанные с анализом. С обществом в целом дело хуже, коллеги-американцы, как и мы, Часто жалуются, что их не понимают, а значит, и не всегда принимают даже химики других направлений. Второй путь - изменение названия, но не сразу, а постепенно, методом вытеснения. Кстати, и в США иногда встают на этот путь. Получило хождение -Название «аналитические науки», особенно в Японии: «аnа1уticа1 sciences по аналогии с « live sciences» или «еаrth sciences». В 1991 г состоялся крупный конгресс по «аналитическим наукам», с 1985 г выходит журнал «Аnа1уticа1 Sciences». В Германии давно и широкоиспользуется термин «Апа1уtik», что можно перевести как «аналитика». Нашло применение также латинское слово «аnа1уtiса», оно присутствует в названиях нескольких американских фирм и мюнхенских выставок аналитического оборудования. В нашей стране вносились предложения о терминах «химическая метрология» и «аналитика», причем последний получил очень широкое хождение и не только в качестве элемента студенческого сленга. Предлагалось также вьщелять внутри единой науки «аналитики» две ее основные составные части - химическую аналитику и физическую аналитику (либо аналитическую химию и аналитическую физику). Однако эти предложения встречают гораздо больше возражений, чем термин «аналитика». Поскольку договориться о повсеместном введении какого-то нового термина, по-видимому, не удастся, а использование только привычного термина «аналитическая химия» будет, похоже, и дальше ухудшать положение этой науки, лучшим способом действий является свобода в использовании терминов «аналитическая химия» и «аналитика», трактовка их как синонимов. Большинство российских аналитиков теперь так и поступает.