Космонавт леонов алексей архипович биография. Космонавт Алексей Леонов

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

На протяжении многих веков человечеством владела, казалось бы, несбыточная мечта - летать по небу, подобно птице, и попасть в неизведанное космическое пространство. Это желание нашло отражение во многих сказках, где герои перемещались на коврах-самолетах, метлах, печах, пушечных ядрах и т. д.

Родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский верил в возможность межпланетных путешествий. Он предсказывал выход человека в неизведанное безвоздушное пространство, который и был осуществлен русским офицером, советским летчиком Алексеем Архиповичем Леоновым.

Начало жизненного пути

Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.

Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.

Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.

Школьные годы

Будущий космонавт Леонов пошел получать начальное образование в 1943 г. Родители отправили его в кемеровскую школу № 35. В эти годы основным увлечением мальчика была роспись русских печей. Этому искусству будущий космонавт научился у переселенцев с Украины, которые жили по соседству с его семьей. Однажды у своего одноклассника Алексей увидел книгу. В ней его привлекли черно-белые иллюстрации картин художника Айвазовского. У мальчика появилось сильное желание приобрести эту книгу, что он и сделал, расплачиваясь в течение целого месяца своей школьной пайкой, состоящей из кусочка сахара и пятидесяти грамм хлеба. С тех пор Айвазовский стал самым любимым художником Алексея.

Доучиться в кемеровской школе мальчику не пришлось. Уже через пять лет (в 1948 г.) отца отправили на работу в Калининград. Туда же переехала и вся семья. Здесь, в бывшем Кенигсберге, Алексей получил аттестат зрелости, закончив среднюю общеобразовательную школу № 21.

Будущий космонавт Леонов обладал незаурядными для своего возраста знаниями. Он великолепно рисовал и увлекался авиацией. По конспектам старшего брата Алексей самостоятельно изучил конструктивные особенности самолетов и устройство двигателей, а также освоил теоретические основы полета. Все эти знания параллельно с достижениями в спорте были той основной предпосылкой, которая впоследствии стала решающей на пути становления юноши.

Поступление в академию художеств

Жизнь и биография космонавта Леонова могла сложиться совершенно иначе, если бы не некоторые обстоятельства. С детства Алексей имел большие способности к рисованию. После окончания школы, в 1953 г., он подал документы в академию художеств, находящуюся в Риге. Юноша был зачислен на первый курс. Однако несколько позже выяснилось, что общежитие студентам может быть предоставлено лишь после трех лет учебы. Алексея такой вариант не устроил, и он стал выбирать для себя другие учебные заведения.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Новый поворот судьбы

До осени 1959 г. прослужил в кременчугской дивизии будущий космонавт Леонов. Биография его претерпела существенные изменения после встречи с полковником Карповым, который являлся руководителем Центра по подготовке космонавтов. Леонову было предложено поступить в школу, осуществляющую подготовку летчиков- испытателей. Алексей Архипович согласился и в октябре 1959 г. прибыл для прохождения медкомиссии в Авиационный госпиталь, располагавшийся в Сокольниках. Там произошла его первая встреча с Юрием Гагариным. Вскоре знакомство летчиков переросло в крепкую дружбу.

Врачи госпиталя проводили многочисленные исследования, целью которых был отбор в отряд космонавтов. А. А. Леонов оказался достойным кандидатом. В 1960 г. его зачислили в отряд, и в течение года молодой летчик являлся слушателем специальных курсов, проводимых в Центре по подготовке космонавтов.

В преддверии полетов

Несмотря на то что будущий космонавт Леонов прошел жесткий отбор, ему предстояли упорные тренировки. Только хорошая подготовка открывала возможность предстоящих полетов.

В 1964 году конструкторское бюро, которым в то время руководил Королев, начало проектировать новый космический корабль. Он был рассчитан на два места, и его конструкция позволяла осуществить выход в безвоздушное пространство.

Одновременно с подготовкой корабля предполетные тренировки проходили два экипажа. Это космонавты Беляев и Леонов, а также их дублеры - Хрунов и Горбатко. Подбирая экипаж для космического корабля «Восход-2», медики учитывали сложность и продолжительность полета, его основные задачи и цели, а также психологические особенности людей. Космонавты должны были работать максимально слаженно, полностью доверяя друг другу. Леонов и Беляев обладали разными характерами. Но при этом они прекрасно дополняли друг друга и были способны выполнить сложнейшую задачу, поставленную перед ними.

Исторический полет

Через три года упорной подготовки, 18 марта 1965 г., корабль «Восход-2», на борту которого находились два космонавта - Леонов и Беляев, взял успешный старт с Байконура. Ракета сделала свой первый виток вокруг нашей планеты. На втором, как и было запланировано, осуществил Леонов (космонавт) выход в космос. Легко оттолкнувшись, он буквально выплыл из шлюзовой камеры.

Мгновения, когда первый космонавт (Леонов) оказался в безвоздушном пространстве, хотели бы наблюдать, наверное, все граждане СССР. С борта корабля все его движения отслеживали две камеры. Параллельно с этим Алексей Архипович вел свою киносъемку. Пять раз отлетал от корабля на расстояние 5 м, а затем возвращался назад Леонов (космонавт). Выход в космос был сопряжен с опасностью для жизни, но мужественный человек выполнил поставленную задачу. После удачного завершения полета космический корабль приземлился в двухстах километрах от Перми.

Экипаж полностью справился со своей задачей, доказав, что люди способны выходить в безвоздушное пространство и даже работать там. Слаженная работа Леонова и Беляева, без сомнения, предопределила будущее всей космонавтики.

Подготовка к новым полетам

Чем в дальнейшем занимался космонавт Леонов? Биография этого удивительного человека надолго связала Алексея Архиповича с отрядом космонавтов. В период с 1965 по 1967 гг. он был заместителем командира. После, в течение трех последующих лет, Алексей Архипович находился в группе, которую готовили для облета Луны и посадки на ее поверхности. Однако из-за неисправности корабля проект своего развития не получил.

С 1971 по 1973 гг. летчик-космонавт Леонов еще пять раз принимал участие в различных программах. В них для него была отведена роль командира экипажа корабля. Однако все полеты по тем или иным причинам не состоялись.

Свидетель покушения

22 января 1969 г. в Москве встречали космонавтов, совершивших полет на кораблях «Союз 4», а также «Союз 5». В одной из машин, следующих из аэропорта, сидели Терешкова, Береговой, Николаев и Леонов. Ее и обстрелял младший лейтенант В. Ильин. Он решил, что в машине сидит Леонид Ильич Брежнев. К счастью для Леонова, оказавшегося в самом центре событий, он совсем не пострадал. Не повезло Береговому и Николаеву. Первому осколками изрезало лицо. Николаев получил ранение в спину.

Новые свершения

В 1972 г. США и СССР решили осуществить совместный выход в космос, во время которого планировалось выполнить стыковку кораблей, принадлежащих двум сверхдержавам. Существовали условия для отбора членов экипажей. В их перечень входили:

  • глубокие знания в области техники;
  • высочайшая квалификация;
  • способность работать с оборудованием обоих кораблей;
  • готовность к проведению внушительной программы научных опытов и наблюдений;
  • отличное знание того языка, на котором будут разговаривать партнеры.

В состав экипажа советского корабля входили Кубасов и Леонов, а от американской стороны на борту работали Слейтон, Бранд и Стаффорд. Совместный полет был осуществлен в 1975 г. Так была открыта новая эра в освоении космического пространства.

Дальнейшая судьба Леонова

В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.

О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович - автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ - космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.

У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й - по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.


Биография

Алексей Архипович Леонов. Дважды Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР, лауреат Государственной премии, генерал-майор авиации.

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. Отец - Леонов Архип Алексеевич (1892 г. рожд.), был крестьянином, в прошлом - шахтером. Мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна (1895 г. рожд.), - учительница. Супруга - Леонова Светлана Павловна (1940 г. рожд.). Дочери: Леонова Виктория Алексеевна (1962 г. рожд.), Леонова Оксана Алексеевна (1967 г. рожд.).

Алексей Леонов родился в небольшом селе в 600 километрах к северу от города Кемерово. Сюда к деду, сосланному царским правительством за участие в революции 1905 года, в разное время приехали с Донбасса родители Алексея - вначале мать, а после окончания Гражданской войны и отец. Донецкий шахтер Архип Леонов стал в сибирском селе председателем сельсовета. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.

Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг). В 1953 году Алексей окончил среднюю школу, получил хороший аттестат зрелости, хотя главным богатством считал не отметки в аттестате, а те незаурядные для выпускника средней школы знания, которые имел в своем заветном деле - авиации и искусстве. По конспектам брата - бывшего авиационного техника он с завидным упорством изучил не только авиационные двигатели и конструкции самолетов, но и основы теории полета. В сочетании со спортивными достижениями это был тот ключ, который открыл перед юношей двери летной школы.

В том же году А. Леонов поступил в школу летчиков в городе Кременчуге, с 1955 по 1957 год учился в высшем училище летчиков-истребителей в городе Чугуеве на Украине. После училища с 1957 по 1959 год летал в боевых полках. В 1960 году А.А. Леонов выдержал конкурс и был зачислен в отряд космонавтов. В 1960-1961 годах был слушателем курсов в Центре подготовки космонавтов.

После трехгодичной подготовки 18-19 марта 1965 года совместно с П.И. Беляевым совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Во время полета, длившегося одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мире вышел в открытое космическое пространство, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. На государственной комиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно ". Так началось новое направление деятельности человека в космосе.

В 1965-1967 годах А.А. Леонов - старший инструктор, космонавт, заместитель командира отряда космонавтов - летчик-космонавт СССР. С 1967 по 1970 год командовал лунной группой космонавтов. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского .

С 1970 по 1972 год Алексей Леонов - начальник 1-го управления НИИ ЦПК, с 1972 по 1991 год - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина , командир отряда космонавтов.

В начале 1973 года Академия наук СССР и НАСА (США) объявили состав основных и дублирующих экипажей кораблей "Союз" и "Аполлон", назвали космонавтов, которым предстояло пройти долгий и сложный путь к совместному старту. Критерии отбора каждая сторона определяла сама. Необходимым условием итоговой подготовки должны были стать глубокие знания техники, умение работать с системами и оборудованием обоих кораблей, знание языка страны - партнера, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений. СССР представляли летчики-космонавты А.А. Леонов и В.Н. Кубасов . Со стороны США - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон . В июле 1975 года совместный полет был осуществлен. Командиром корабля "Союз" был А.А. Леонов.

Все человечество с восхищением следило за выдающимся экспериментом в космосе - совместным полетом советского корабля "Союз-19" и американского "Аполлона". Впервые в истории была осуществлена стыковка этих космических кораблей, опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Полет продолжался более пяти суток, им открыта новая эра в освоении космоса.

С 1977 по 1979 год Алексей Леонов - адъюнкт Академии имени Жуковского.

За годы научно-практической работы и во время космических полетов А.А.Леоновым выполнен целый ряд исследований и экспериментов. Среди них: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.

Наиболее важными публикациями А.А. Леонова являются: "Пешеход космоса" (1967), "Солнечный ветер" (1969), "Выхожу в открытый космос" (1970), "Восприятие пространства и времени в космосе" (Леонов, Лебедев; 1966), "Особенности психологической подготовки космонавтов" (Леонов, Лебедев; 1967).

Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола.

А.А. Леонов награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награжден также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", медалью имени З. Неедлы (Чехословакия), двумя большими золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю.А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К.Хармона. Он является почетным гражданином 30 городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг, Белгород, Череповец, Нальчик, Караганда, Аркалык, Джезказган, Калуга, Гагарин, Киржач, Ленинск, Друскининкай (Литва), Альтенбург (бывшая ГДР), Устье-на-Лабе (Чехословакия); София, Плевна, Пловдив, Варна, Видин, Русе, Свищев, Коларов град, Силистрия (Болгария); Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Атланта, Нашвиль, Хаитсвиль, Оклахома, Сан-Антонио, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Солт-Лейк Сити (США). Именем А.А. Леонова назван один из кратеров на Луне.

Алексей Архипович Леонов избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.

В отставку вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 год был президентом специализированного инвестиционного фонда "Альфа-капитал". С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.

В школьные годы Алексей Архипович начал увлекаться живописью. Его пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих. От этого удивления - желание зарисовать и арку шлюза на канале, и старую бригантину... А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). Даже в скупом для увлечений бюджете времени он находит часы для внимательного изучения творчества великих художников прошлого и больших мастеров современности. В короткие месяцы военной службы в ГДР, например, он несколько раз побывал в Дрезденской картинной галерее, посетил картинную галерею в Альтенбурге и другие музеи. С 1965 года является членом Союза художников СССР. Его любимый художник - Айвазовский. Николая Ромадина считает одним из лучших отечественных пейзажистов, из советских художников высоко ценит Юрия Кугача, Скитальцева. Есть и любимые скульпторы. Лучше всего он знает творчество Григория Постникова. Этот скульптор раньше других посвятил себя отображению дерзаний человека в завоевании космического пространства.

Помимо увлечения живописью Алексей Архипович Леонов любит читать книги из серии "Жизнь замечательных людей ". Среди других его пристрастий велоспорт, большой теннис, волейбол, баскетбол, охота, фото- и киносъемка (им снята и озвучена серия из 17 фильмов "Космонавты без масок ").

Живет и работает в Москве.

В марте 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен на должность слушателя-космонавта в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС (первый набор).

С апреля 1961 года — космонавт отдела космонавтов ЦПК.

Летчик-космонавт — соавтор книг "Восприятие пространства и времени в космосе" (1968) "Психологические особенности межпланетного полета" (1975), "Солнечный ветер" (1977), "Жизнь среди звезд" (1981), "Выхожу в космос" (1984).

Алексей Леонов имеет четыре изобретения и написал более десяти научных трудов.

Является членом партии "Единая Россия".

Алексей Леонов — дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), премия Ленинского комсомола (1980). Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденом Красной Звезды (1961), орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени (1975), российским орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000), орденом Дружбы (2011), медалями.

Алексей Леонов был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Среди наград иностранных государств — медаль "Золотая Звезда" Героя Болгарии, медаль "Золотая Звезда" Героя Труда Вьетнама, немецкий орден Карла Маркса, венгерский орден Государственного Знамени, сирийский орден "За отличие" I степени.

Он также удостоен золотой медали им. К.Э. Циолковского АН СССР, золотой медали имени Ю.А. Гагарина, медали имени С.П. Королева и др.

Почетный гражданин около 40 городов в России и других странах мира.

Его именем назван один из кратеров на Луне.

Международному аэропорту Кемерово было присвоено имя Алексея Леонова. здесь был открыт Музей космонавтики имени Алексея Леонова.

Алексей Леонов женат. Его супруга Светлана работала редактором редакционно-издательского отдела ЦПК. В семье родились две дочери — Виктория (1962-1996) и Оксана (1967).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Краткая биография Алексея Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации запаса, летчика-космонавта изложена в этой статье.

Алексей Леонов биография кратко

Леонов Алексей Архипович появился на свет в деревне Листвянка 30 мая 1934 года в многодетной семье. Его отца в 1936 году репрессировали, а через 3 года реабилитировали. Семья вынуждена была сначала переехать в Кемерово, потом в Калининград.

Юноша в 1955 году оканчивает Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Дальнейшее обучение также с авиацией: Леонов обучался в Чугуевском военном авиационном училище летчиков и Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Получил квалификацию летчик-космонавт-инженер. В 1978 году окончил обучение в школе летчиков-испытателей.

В октябре 1957 года служит летчиком 113 авиационного полка 10 истребительной авиационной дивизии в Киевском военном округе. Через 2 года стал старшим летчиком, а в 1960 году, согласно приказу Главкома ВВС, Леонова зачислили в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов на должность слушателя-космонавта. В апреле 1961 года он стал космонавтом отдела Центра подготовки.

Вместе в П. Беляевым Алексей Архипович 18-19 марта 1965 года совершил космический полет. Их корабль «Восход-2» был первой машиной в мире, которая осуществила полет в открытом космосе продолжительностью в 12 минут. Кроме того Леонов проходил тщательную подготовку в полетам на спутник Земли – Луну.

В 1974 году получил должность заместителя начальника в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и был командиром в отряде космонавтов.

Алексей Архипович 15-21 июля 1975 года совершил еще один полет на космическом корабле «Союз-19» в космос. Полет длился 5 суток 22 часа 30 минут. В период 1982-1991 годов он занимает пост первого заместителя начальника Центра подготовки им. Гагарина по космической и летной подготовке.

В отставку Леонов вышел в 1992 году, имея звание генерал-майора авиации. По 1993 год занимал пост директора в фирме «Четек» по космическим программам. С 1999 по 2000 год был президентом инвестиционного фонда «Альфа-капитал». Сегодня Леонов Алексей Архипович занимает должность советника первого заместителя «Альфа-банка».

Кроме научной деятельности Леонов был почетным членом Российской академии художеств. Его кисти принадлежит создание 200 графических и живописных полотен. Он написал несколько книг – «Психологические особенности межпланетного полета», «Восприятие пространства и времени в космосе», «Жизнь среди звезд», «Солнечный ветер», «Выхожу в космос».

Леонов является обладателям многих наград и медалей. Последнюю награду получил в мае 2014 году. Это был орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Герой Советского Союза имеет почетное гражданство в 40 городах России и других странах.

Что касается личной жизни, то Леонов женат на Светлане Леоновой, редакторе редакционно-издательского отдела ЦПК. В браке родилось 2 дочери — Виктория и Оксана.