Хованщина мариинский театр краткое содержание. Культурная революция

М.П.Мусоргский «Хованщина» (первая постановка – 1886)

Жанр – народная музыкальная драма. Так же как «Борис Годунов» опера имеет несколько редакций, принадлежащих Римскому-Корсакову, Стравинскому, Ламму, Шебалину, Шостаковичу.

В этой опере наиболее отчётливо проявились общественно-политические взгляды композитора.

I. Историческая основа и либретто «Хованщины». Мусоргский сам написал либретто оперы. В ней он обращается к одной из наиболее сложных эпох в истории России – периоду борьбы Петра I за престол. В опере «сжаты» временные рамки: события трёх стрелецких бунтов показаны на примере одного. В опере действуют исторические персонажи – Стрешнев, Голицын, Хованские, Софья. Есть и вымышленные герои – Досифей, Марфа, Эмма.

II. Драматургия. В опере действуют три силы – стрельцы, раскольники (они принадлежат «старой» Руси) и петровцы (новая государственность). Акцент сделан на развитии негативных сил, а именно, стрельцов и раскольников. Эти группы имеют своих вождей: стрельцами управляет Хованский, раскольниками – Досифей. Мусоргский показывает их различие. Хованский является символом губительной власти, поскольку несёт в себе отрицательные человеческие качества. Досифей – это духовный властитель, идеальный человек, но его судьба также оказывается трагичной. Народ, втянутый в политические игры, выступает страдающей стороной.

Петровцы, выступающие третьей силой символизируют новую Россию, и одновременно являются причиной гибели стрельцов и раскольников.

II. Музыкальный язык оперы. Композитор развивает принципы «Бориса Годунова»: песенный стиль сочетается с речитативно-ариозным. Структура музыкального языка оперы достаточно сложна. Его компоненты:

1. Речитативно-ариозный стиль, связанный с сольными фрагментами и характеризующий определённых героев.

2. Песенный стиль, опирающийся на различные жанры музыкального фольклора.

3. Традиции русской духовной музыки (стилизация распева раскольников, цитата раскольничьего гимна).

4. В характеристике петровцев Мусоргский стилизует музыку III века.

IV. Музыкальное воплощение драматургических сфер.

Образ стрельцов развивается «по нисходящей»: действие оперы охватывает один стрелецкий бунт, от победы до трагической развязки (стрелецкая казнь).

Стрельцы представляют собой стихийную бездуховную силу. Они ощущают свою мощь, но лишены движущей идеи, это и определяет их поражение. Музыкальная характеристика стрельцов опирается на лейттему и большие хоровые фрагменты.

Экспозиция образа – I действие, хор «Гой вы, люди ратные» в духе солдатской походной песни. Этот хор основан на лейттеме, схожие интонации будут использоваться в теме Ивана Хованского.

Переломный момент в развитии образа стрельцов – весть о приходе петровских войск. Протяжный хор «Ах, не было печали», открывающий эту сцену, звучит величественно и уверенно. Хор стрелецких жён – реакция на хор стрельцов, он основан на интонациях причета. Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам» раскрывает тревогу и неуверенность. Сцена завершается печальной молитвой «Господи, не дай врагам в обиду». Развязка образа – сцена стрелецкой казни, поражающая трагизмом. Звучит двойной хор – стрельцов (молитва) и стрелецких жён (интонации причета). В оркестровой партии появляются интонации темы стрельцов, а затем – петровцев.

Иван Хованский , вождь стрельцов, раскрывается лейтмотивом (интонационно близок лейттеме стрельцов) и через монологи. Первый монолог звучит величаво и напыщенно. Второй показывает внутреннюю неуверенность, неспособность принять решение. Своей бездеятельностью он фактически предаёт стрельцов. Развязка развития образа – 1-я картина IV действия. Хованский показан в своей вотчине как жестокий хозяин-самодур. Мусоргский воссоздаёт обстановку крепостного быта через крестьянские песни и обряды. Используются подлинные народные темы «Возле речки на лужочке» и величальная «Плывёт, плывет лебёдушка». Реплики Хованского показывают, что он не способен понять ситуацию.

Андрей Хованский – лирический образ, развивающийся в сторону трагедии. Он экспонируется как человек, далёкий от политики, живущий в своё удовольствие (I действие). Этот образ трагически осмысливается во 2-й картине IV действия, когда Андрей узнаёт о смерти отца и о казни стрельцов. Развязка наступает в V действии (песня Андрея).

Образ раскольников. Раскольники как действующая сила впервые появляются в русской музыке именно в «Хованщине». В процессе развёртывания драмы раскольники остаются верны себе, этот образ остаётся почти неизменным.

Экспозиция – хор «Посрамихом, посрамихом». Наиболее яркая характеристика – V действие, сцена подготовки к смерти и самосожжению, где используется подлинная раскольничья тема «Враг человеков».

Досифей – предводитель раскольников – собирательный образ, воплощающий лучшие духовные качества пастыря и наставника. Он болеет за Россию, стремится примирить все враждующие силы (сцена заговора, II действие). Экспозиция образа – ария I действия. Развёрнутая характеристика героя дана в V действии.

Марфа воплощает лучшие качества раскольников – сильный характер, твёрдую волю. В героине борются два одинаково сильных чувства – любовь к Андрею и любовь к Богу. Для неё это взаимоисключающие чувства, которые можно примирить только в одном костре с Андреем. Двойственность героини отражается в характеристике. Как женщина из народа, обуреваемая человеческими чувствами, она наделяется мелодикой в народном духе. Однако в её партии присутствуют и интонации раскольничьих гимнов. Наиболее развёрнутые характеристики: сцена гадания из II действия; песня «Исходила младёшенька» из III действия; сцена с Досифеем, где впервые появляется идея костра («Словно свечи божии»); жестокий рассказ о гибели стрельцов в 1-й картине IV действия; заключительная сцена Марфы и Андрея из V действия.

Петровцы показаны несколько схематично. Их тема близка военной духовой музыке 18 века.

Темы:

I действие:

Оркестровое вступление – с.5, Ц.1

Хор стрельцов «Гой, вы люди ратные» - с.34, Ц.41

Хор «Слава лебедю» (величание Хованского) – с.87, Ц.98

Ария Досифея «Приспело время мрака» - с.118, Ц.129

II действие

Сцена гадания Марфы «Силы потайные» - с.148, Ц.183

«Тебе угрожает опала» - с.152, Ц.190

III действие

Хор раскольников «Посрамихом, посрамихом» - с.201, Ц.259

Песня Марфы «Исходила младёшенька» - с.205, Ц.265

Сцена Марфы и Досифея «Словно свечи божие» - с.227, Ц.301

«Страшная пытка любовь моя» - с.229, Ц.303

Хор стрельцов «Ах, не было печали» - с.241-242, Ц.320

Хор стрелецких жён «Ах, окаянные пропойцы» - с.250, Ц.331

Хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам!» - с.280, Ц.370

Ариозо Хованского «Помните, детки» - с.285, Ц.376

IV действие

1-я картина

Хор крестьянок «Возле речки на лужочке» - с.287, Ц.381

Хор крестьянок «Плявёт, плывёт лебёдушка» - с.315. Ц.443

2-я картина

Монолог Досифея «Свершилося решение судьбы неумолимой» - с.321, Ц.445

Стрелецкие жены «Не дай пощады» - с.336, Ц.480

Молитва стрельцов «Господи, боже наш» - с.337

V действие

Хор «Враг человеков» - с.357, Ц.514

Песня Андрея Хованского «Где ты, моя волюшка?» - с.362, Ц.524

I действие Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи - диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя – Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

II действие Кабинет князя Василия Голицына – канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

III действие Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

IV действие Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом - кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.

V действие Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского . При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей (дирижер Э. Ю. Гольдштейн). Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито)

История создания

Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию "Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной " растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников...

На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. В это время возникнут картины Сурикова "Утро стрелецкой казни " и "Боярыня Морозова ", "Никита Пустосвят " Перова, роман "Великий раскол " Д. Мордовцева. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов - 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто (зафиксированного лишь в 1879 году) и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла. Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским "Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , - градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский - прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа.

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину " с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы (Пришлые и раскольник, например, всегда только хор), однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики (Дон-Жуан - Лепорелло, Кармен - Микаэла и т. д.), заметна и в "Хованщине" (Марфа - Сусанна, Досифей - Хованский).

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам " - одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду ", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ - Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами "Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом. Такой героини не знавала оперная классика XIX столетия, не знает, пожалуй, и опера XX века.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те - иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего - хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской (1911) и московской (1912) постановках Ф. Шаляпина , прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.

Интересные факты

  • Ряд текстов "Хованщины " документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
  • В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, - но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и - любовница Голицына? ». Отвечая Стасову, 15 июня 1876 года Мусоргский сообщает, что приостановил и вновь обдумывает работу. Какой урон мог быть нанесен опере, насколько еще затормозилось ее завершение, если автор постарался бы выполнить полученные указания!
  • В 1959 году появилась новая оркестровая редакция "Хованщины", выполненная Д. Шостаковичем для экранизации оперы. Дмитрий Дмитриевич, который, как известно, боготворил гений Мусоргского, раскрыл купюры оркестровки Римского-Корсакова. Корсаковскую концовку II акта он заменил одиннадцатитактными фанфарами преображенцев, от себя же ввел монументальный Эпилог к опере, где звучат и хор Пришлых "Ох ты, родная матушка Русь ", и развернутое проведение "Рассвета на Москве-реке "
  • Ариозо "Видно, ты не чуял княже " и вкрапленное в окончание "Слышал ли ты, вдали за этим бором трубы вещали близость войск петровских? " отсутствовали в оригинальном авторском клавире; но вся заключительная сцена Марфы неоднократно исполнялась Д. Леоновой при жизни композитора и Римский-Корсаков, возможно, располагал манускриптом или воспро извел его по памяти.

Опера «Хованщина» (краткое содержание которой изложено в данной статье) - это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Она состоит из пяти действий и шести картин. Из оперы очень известны такие музыкальные номера: «Рассвет на Москве-реке» (вступление); «Силы потайные, силы великие (II действие, сцена гадания Марфы); «Исходила младешенька» (III д., песня Марфы); «Спит стрелецкое гнездо» (III д., ария Шакловитого); «Поезд Голицына» (антракт к IV д.); «Пляски персидок» (IV д.).

Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание

Нечто роковое тяготело над Модестом Петровичем Мусоргским.

Ни одна из его опер не была завершена самим композитором. «Женитьбу», «Бориса Годунова», «Сорочинскую ярмарку» досочинили и оркестровали М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, Д. Д. Шостакович и другие композиторы. Опера «Хованщина» не является исключением. Ее завершил и оркестровал Н. А. Римский-Корсаков.

Либретто написал сам композитор. За основу сюжета он взял исторические события 1682 года. Это было кратковременное правление князя Ивана Хованского в Москве, который был назначен Софьей после стрелецкого бунта. На тот период Петру было десять лет. Композитор, желая показать переход власти от царевны к новому правителю, добавляет и умело вплетает события 1689 года. В музыке он старается передать враждебные Петру силы. Это:

  • Стрельцы, во главе которых стоит князь Иван Хованский.
  • Фаворит Софьи - князь Голицын.
  • Старообрядцы, возглавляемые Досифеем.

Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению.

Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы:

  • Голицын - самовлюбленный и лукавый.
  • Иван Хованский - властный и надменный.
  • Досифей - величественный.
  • Марфа - страстная, сильная, готовая на подвиг.
  • Андрей Хованский - слабый и мятущийся.
  • Федор Шакловитый - настроенный патриотически.
  • Кузька - бесшабашный и веселый молодой стрелец.
  • Подьячий - корыстный и трусливый.

Характеристика первого действия

Опера «Хованщина». Краткое содержание I д.

В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается.

Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время».

Действие второе

Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.

В своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения.

Кратко третье действие

Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.

Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.

Характеристика четвертого действия

Краткое содержание оперы «Хованщина». 1 картина IV д.

Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками.

Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать.Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом.

Краткое содержание оперы «Хованщина». 2 картина IV д.

Место действия - площадь перед Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Петра направляется к Кремлю.

Действие пятое

Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д.

Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи.

Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.

Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской. Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев. Ни один из них не показывается долгое время. Здесь важна целостность, общая идея.

М.П. Мусоргский опера «Хованщина»

«Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей. К сожалению, произведение не было исполнено при жизни автора, так что он так и не узнал, какое влияние оно оказало на современников, и как запало в душу поклонникам его таланта, являясь отражением мятежного внутреннего мира Модеста Петровича…

В письме, датированным 1872 годом и адресованном В.В. Стасову, Мусоргский написал: «Прошу считать сию эпистолу по порядку нумерации № 1-м, ибо произойдут последовательно и другие эпистолы, вкусов и заквасок разных, но по предмету стрелецкому. Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда». С этого момента началась кропотливая, полная тяжелых творческих мук и метаний работа над оперой.

Действующие лица:

Описание

Князь Хованский бас властный и жестокий стрелецкий начальник
Князь Голицын тенор непоследовательный и многоликий соперник Хованского
Андрей тенор сын Хованского, князь
Шакловитый баритон ближайший помощник царевны Софьи
Досифей бас философствующий мудрец-раскольник
Марфа меццо-сопрано верная и отважная соратница Досифея
Подъячий тенор приказчик, отвечающий за связь власти с народом

Краткое содержание


«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV - V Акт
50 мин. 40 мин. 50 мин. 50 мин.

Фото :

Интересные факты

  • Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н.А. Римским-Корсаковым , И.Ф. Стравинским в содружестве с М. Равелем , Б.В. Асафьевым, Д.Д. Шостаковичем .
  • Мусоргский очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением.
  • Бытовало мнение, что опера является совместным плодом двух композиторов: Н.А Римского-Корсакова и М.П. Мусоргского. Якобы Модест Петрович сделал лишь сырую, незаконченную вещь, а оформил и придал ей законченный вид Римский-Корсаков. Об этом упоминает сын Римского-Корсакова в своих воспоминаниях.
  • Интересно, что в 20-х годах прошлого века произведение считалось религиозным, этакой своеобразной «пафосной трагедией веры». Естественно, такие кощунственные взгляды впоследствии были отвергнуты.
  • Ф. Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея. Впервые ария Досифея в его исполнении прозвучала в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Затем в 1911 году в г. Санкт-Петербурге, на Мариинской сцене, а в Париже он спел на первой заграничной постановке у С. Дягилева .
  • Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». Известно, что идея оперы принадлежала Стасову, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.
  • У П. Ламма опера делилась на 5 актов, где 4-й делился на 2 картины. Мусоргский же хотел сделать 6 картин, которые по значению равнялись бы актам.
  • Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. При этом он крайне взыскательно подходил к качеству текста, многократно исправляя и переделывая уже готовый материал.

Известные арии и номера:

Вступление «Рассвет на Москва-реке» (слушать)

Хор «Плывет лебедушка» (слушать)

Ария Марфы «Исходила младёшенька» (слушать)

Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» (слушать)

Заключительный хор (слушать)

Историческая точность в образах персонажей «Хованщины»

«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так – будто случайно это делается».

«М.П. Мусоргский. Литературное наследие»

В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была – на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.

Образы


  • князь Хованский – по воспоминаниям людей, знавших его – человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением;
  • князь Голицын – непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом – поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный;
  • Подъячий – выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования;
  • князь Андрей, сын Хованского – персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере;
  • Шакловитый – композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы;
  • Досифей – подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен;
  • Марфа – светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Помогает Досифею в его политической борьбе/

Вспомогательные персонажи оперы

  • Эмма – наложница Хованского, является, по сути, его рабыней;
  • Варсонофьев – приверженец Голицына, не имеет своего мнения ни по какому вопросу;
  • Сусанна, Пастор, стрелец Кузька, клеврет Голицына;
  • три безымянных стрельца;
  • московский разнообразный пришлый люд, стрельцы, раскольники-старообрядцы, рабыни Хованского, народ.

Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.

Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку.

Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы. Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно.

Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы.

Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.

Также Петр убивает и князя Голицына. В живых остается лишь Андрей Хованский, Сжалившись над ним, Петр приказал помиловать молодого человека.

В следующей сцене изображена поляна в бору. Досифей просит сжечь его на костре за его деяния, он винит себя в смертях своих товарищей, также он понимает неизбежность и крах всех планов. Помимо этого, он призывает и всех последовать его примеру. На поляну проникают солдаты Петра и видят, как все объято пламенем.

Данная опера весьма реалистично показала неизбежность изменить уклад царя. Всех выступающих против реформ Петра постигла смерть. Изначально было понятно, что петровские реформы не принесут плодов, но не стоило подвергать за свои идеи человеческую жизнь.

Картинка или рисунок Мусоргский - Хованщина

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Обещание на рассвете Гари
  • Краткое содержание Вересаев Состязание

    В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание

  • Краткое содержание Кот в сапогах Шарль Перро

    Действие происходит во Франции, в 17 веке. После смерти мельника его трое сыновей получили небольшое наследство, которое же сами и поделили:

  • Краткое содержание Гольдони Слуга двух господ

    Труфальдино, бесшабашный пройдоха и плут, находящийся в услужении у жителя Турина Федериго Распони, появляется в венецианском доме, где празднуют помолвку красавицы Клариче и Сильвио Ломбарди

  • Краткое содержание Человек с рассечённой губой Дойла

    У молодой женщины, живущей недалеко от столичного города, при странных обстоятельствах исчезает муж. Обеспокоенная женщина просит помощи у знаменитого детектива, Шерлока Холмса.