Шедевры музеев мира в Эрмитаже: Ян Вермеер "Любовное письмо".

В России начались гастроли шедевров Лейденской коллекции

ГМИИ им. Пушкина наполнился духом Рембрандта и Лейденской коллекции, которую специалисты характеризуют не иначе как чудо. Выдающееся по качеству, количеству и строгости отбора шедевров голландской живописи XVII века собрание, гастролирующее по России (на очереди Эрмитаж), - дело рук американцев Томаса и Дафны Каплан. О них - разговор особый, поскольку это тот редкий случай, когда роль коллекционеров основополагающая.

"Портрет Рембрандта в восточном одеянии" Изака де Яудервиля. Фото: АГН "Москва"

Лейденская коллекция за каких-то 15 лет существования, а мы знаем, что для серьезных собраний - это миг, вобрала в себя около 250 первоклассных живописных и графических вещей Рембрандта и художников его круга (Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс, Геррит Дау, Ян Ливенс...). Охват собрания впечатляющий - пять поколений голландских живописцев XVII столетия. И это только лейденских fijnschilders (мастеров тонкой живописи) и их современников, в объективе которых - удивительные по изящности портреты, жанровые сцены, произведения на исторические и мифологические сюжеты. Название коллекции - дань уважения родному городу Рембрандта.

Не нужно быть гением, чтобы собирать Рембрандта; нужно быть гением, чтобы творить так, как он, - произнес на пресс-показе Томас Каплан, американский предприниматель и международный инвестор, выделяющий свои еврейские корни. - Я полюбил его в шесть лет, когда родители привели меня в музей Метрополитен (Нью-Йорк). А в восемь попросился поехать с семьей в Амстердам, потому что мастер жил там. Мы с женой начали собирать коллекцию, покупая по работе в неделю. Дилеры сказали, что мы коллекционируем как русские, даже сравнили нас с Екатериной Великой, отметив, что она собрала бы такую коллекцию за день. Мы гордимся этим сравнением и гостеприимством России-матушки, принявшей эти произведения в столь уважаемых музеях.

Чету Каплан отличает не только осмысленный, целенаправленный подход в формировании коллекции, но и страстность, и великодушие. Их собрание - одно из немногих частных, специализирующееся на голландском золотом веке, - не заперто в особняках, а путешествует по миру. За последние годы их работы дополнили 172 временные выставки, постоянные экспозиции, неоднократно были предоставлены экспертам для научной работы, а Лейденская коллекция в наиболее полном составе объехала Францию, в частности Лувр, Китай; в следующем году - Эмираты.


Вадим Садков рассказывает о "Минерве" Рембрандта. Фото: АГН "Москва"

У каждой выставки - свой символ. Куратор нынешней экспозиции Вадим Садков (заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ, блестящий знаток голландской школы) выбрал «Минерву» Рембрандта. Именно так называли Екатерину Великую, которая сочетала в себе качества богини мудрости и войны. Это одно из самых утонченных и показательных изображений художника, где он воплотил все то, к чему он стремился (темная манера, динамичная работа с живописной фактурой, открытый мазок...). Зрителям оно может быть знакомо по стилистически перекликающимся работам из Эрмитажа, музеев Прадо и Метрополитен.

В экспозиции Пушкинского - 82 работы (80 картин, 2 рисунка). Материал позволяет рассмотреть формирование искусства молодого Рембрандта и источники его творческого вдохновения. С одной стороны, это его учителя: Якоб ван Сваненбюрг в Лейдене и Питер Ластман в Амстердаме. С другой - признанный вундеркинд Ян Ливенс (в 12 лет был уже готовым профессиональным художником). По его примеру Рембрандт направился для продолжения образования именно в Амстердам, а позже несколько лет держал с ним совместную мастерскую в Лейдене. Интригующая, чем-то напоминающая сюжет детектива история открытия учеными XX века ранней светлой манеры Рембрандта связана с непростым вопросом его творческих контактов с Ливенсом. В начале их совместной деятельности в условиях общей мастерской Ливенс занимал лидирующую позицию, а масштаб индивидуального дарования Рембрандта (1606–1669) в полной мере проявился только в произведениях конца 1620 х годов. Каким в те годы был художник, можно узнать по самому раннему портрету Рембрандта кисти Изака де Яудервиля.

Изюминка выставки - три самые ранние работы Рембрандта из серии «Пять чувств». Одна из них - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)» - недавно сенсационным образом выявлена искусствоведами. В 2015 году она появилась на второстепенном аукционе в штате Нью-Джерси с эстимейтом всего в 800 долларов и приписывалась неизвестному художнику континентальной школы. Но понимающие люди, знающие о существовании остальных работ из этого цикла, быстро сориентировались и начали торговаться за нее по телефону. За скромные деньги картину купил дилер, который позже отреставрировал ее и продал Каплану. Это то, с чего начинал Рембрандт. Некоторые эксперты предполагают, что она написана даже до его отъезда в Амстердам к Ластману, поскольку влияния Ластмана здесь еще не чувствуется, а Ливенса - есть. Его работы представлены рядом, причем это те вещи, которые еще до начала ХХ века приписывались Рембрандту: настолько их манера похожа.


Леонардо да Винчи. Голова медведя. Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина.

Не менее любопытны два представленные рисунка. С «Отдыха молодого льва» Рембрандта началась коллекция Каплана. Он просто не мог его не приобрести, будучи основателем фонда поддержки диких больших кошек. Второй рисунок - «Голова медведя» Леонардо да Винчи - не входит тематически и хронологически в круг интересов коллекционера, но обладать рисунком гения - мечта всякого собирателя. И пусть даже работа маленькая, хотя и весьма выразительная. Но главное, что благодаря ей появилась на свет «Дама с горностаем». Этюдом для изображения горностая послужил этот медведь, поскольку у Леонардо не было под рукой горностая. Он взял штудию медведя и вытянул ему морду настолько правдоподобно, что никто не сомневался в написании работы с натуры.

Особая удача Каплана - «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера. В мире известно всего 36 произведений художника. В ГМИИ выставлена единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частном собрании. В российских музеях нет ни одной картины Вермеера. Предполагают, что «Девушка за вёрджинелом» написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера - знаменитая «Кружевница», выставленная в Лувре. Чтобы зритель ощутил атмосферу музицирования на старинном инструменте, рядом с картиной соседствует и звучит оригинальный вёрджинел из Российского национального музея музыки, бывшего Глинки. Инструмент XVI века родом из Фландрии, а не Голландии, которую часто ошибочно называют центром изготовления вёрджинелов.

Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина.

Прекрасный Вермеер лишний раз напоминает, что в эпоху массового собирательства для Эрмитажа этот мастер еще не был таким идолом публики, как сейчас, - объясняет директор Эрмитажа Борис Пиотровский. - Комплекс неполноценности, кстати говоря, привел к тому, что по одной картине в разное время у нас побывала целая выставка Вермеера Делфтского. Лейденская картина в нее хорошо встраивается. Надо понимать, что вся эта коллекция - чудо. Подобные вещи - в музеях. Но и собрана она еще недавно, на сегодняшнем рынке старых мастеров, который многими считается опустошенным. Остается только восхищаться талантом, настойчивостью и величием четы Каплан...

И надеяться, что современные коллекционеры возьмут их за ориентир. Ведь подобный избирательный подход сегодня в мире практически не встречается. Взять, к примеру, того же господина Бернара Арно, на которого ориентируются многие российские собиратели. Он гонится исключительно за шедеврами и покупает все подряд: от Брейгеля и Рембрандта до Кандинского и Хёрста. Каплан же, как разумный человек и историк (окончил Оксфорд), просто не может себе позволить подобного. Он выработал правильный алгоритм, поручив поиск произведений трем проверенным арт-дилерам с безукоризненной репутацией. Они в курсе всех достижений науки и находят предполагаемые к продаже шедевры до их попадания на аукцион. Как результат - коллекция высочайшего уровня, которая рано или поздно превратится в музей.

It has been organized by the State Hermitage and the Städelsches Kunstinstitut (Frankfurt am Main).

Two works by the same artist have already featured in the series: in 2001 Lady in Blue Reading a Letter (1662–64) and in 2011 The Love Letter (1669–70), both from the collection of the Rijksmuseum (Amsterdam, Netherlands).

Johannes Vermeer (1632–1675) is one of the best known artists of Holland’s Golden Age. His refined painting technique, experiments with optics and perspective, unique way of conveying light and the poetic character of his images remain unsurpassed in their originality and the power of their impact on the viewer.

Vermeer’s life and work are connected with the city of Delft. To this day many mysteries remain in the artist’s biography. For example, it has still not been established from whom Vermeer learnt to paint. Scholars suggest that his teacher may have been the brilliant Delft-based painter Carel Fabritius (1622–1654), who died young.

Vermeer painted The Geographer in 1669. It is a fairly small “cabinet picture” that the artist signed twice. Compared to the two works previously exhibited in the Hermitage, it reflects a different aspect of Vermeer’s repertoire of subject matter.

In the interior of a study illuminated by daylight entering through a window he presents us with a young man dressed in a homely manner. With one hand resting on the desk and a pair of dividers in the other, he has lifted his gaze for a moment from the books and papers lying before him to ponder some kind of decision. The character of the objects surrounding the personage and the nature of the setting testify to his intellectual pursuits. The woven cover with a plant pattern casually pushed to the edge of the table, leaves room for the rolled-up leaves and a large white sheet of paper. Some more sheets, perhaps bearing calculations, lie unheeded on the floor. The notched rod that can just about be made out in the upper part of the window is, in the opinion of some scholars, part of an astronomical instrument known as a “Jacob’s staff”.

The young man’s relaxed pose, full of a sense of immediacy, and his elusive gaze that is not fixed on a specific object convey the fleeting nature of the situation. The fine play of light reflexes on the textured surface of the cloth, the glowing white expanse of paper on the desk, the soft shadow on the wall and the accents on the personage’s clothing have been painted with exceptional delicacy and come together to create a whole of rare harmony. There is something metaphysical about this scene devoid of overt action, a glimpse seems to have been snatched from the flow of life in a way reminiscent of a still from a movie.

The geographical map and globe that feature in the composition provided grounds for identifying the personage in the painting as a geographer.

From 1713 right up to the end of the 18th century, in every collection The Geographer went together with another closely related work by Vermeer, which may have been a companion piece: The Astronomer (1668), now in the Louvre, Paris.

In creating The Geographer and The Astronomer, the artist intended more than simply the image of a scholar engaged in science, envisaging a broader philosophical aspect. The globe as a symbol of the universe and of the associated idea of the finite nature of earthly existence was a favourite motif in 17th-century paintings. A terrestrial or celestial globe features in many commissioned portraits, in genre scenes and in Dutch still lifes. It plays an important role in the works of Rembrandt and his school. One of the unsolved questions about The Geographer is whom Vermeer actually depicted in this painting. According to some hypotheses, the man who commissioned and served as the model for The Geographer and The Astronomer may have been a celebrated contemporary of Vermeer, the naturalist who later became famous for the invention of the microscope – Anton van Leeuwenhoek (1632–1723), who in 1676 was appointed guardian of the artist’s heirs.

When speaking of the history of this remarkable picture, which over the course of the centuries changed hands on multiple occasions and spent time in several European countries, mention must be made of one intriguing, albeit brief “Russian” episode. The memory of it is preserved by an oval stamp inscribed GALERIE DE SAN DONATO on the back of the canvas, and a half-erased mark made with sealing-wax on the stretcher. Also attached to the back of the painting is a sheet of paper carrying a detailed list of the collections through which it passed between 1713 and 1872. Around 1877, The Geographer was bought in Paris by the Russian businessman and art patron Pavel Pavlovich Demidov (1839–1885). After inheriting the famous Villa San Donato outside Florence from his uncle, he settled in Italy. There the connoisseur enlarged through his own purchases the art collections assembled by several generations of Demidovs. Soon, though, as early as 1880, Pavel Pavlovich decided to sell the villa and its treasures and to move to a new estate, Pratolino. On 15 March 1880, a tremendous auction began at San Donato that went on for several days. The Vermeer was Lot 1124 in the auction catalogue.

The present exhibition has been prepared by the Department of Western European Art. The curator and author of the exhibition concept is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Painting and Chief Researcher in the Department of Western European Art.

A scholarly publication in Russian, Johannes Vermeer: The Geographer (State Hermitage Publishing House, 2016) has been produced for the exhibition. The text is by Irina Sokolova.

"Каждый почитатель Вермеера открывает его тем ключом, которым владеет.
Единой точки зрения на сокровенную суть его творчества нет, да и быть не может."

Юрий Нагибин

В Эрмитаже завершилась выставка одной картины - показывали "Географа" Вермеера. И я успела ее увидеть в последний день перед закрытием.
Этот художник, больше известный у нас в стране как Ян Вермеер или Вермеер Делфтский, представлен на афише как Йоханнес. Пусть вас это не смущает, это один и тот же Вермеер. Тот самый, что написал «Девушку с жемчужной сережкой», «Девушку с письмом у окна», «Вышивальщицу» и другие признанные шедевры мирового искусства.

В Эрмитаже прекрасная коллекция голландской живописи, есть в ней и картины мирового уровня, а вот работ Вермеера - нет ни одной. И не только в Эрмитаже, а вообще в музейных собраниях России - нет, поэтому каждая возможность увидеть картины голландского художника, не выезжая за пределы родины - уникальна и надо было успеть этим воспользоваться.

Эта выставка в Эрмитаже была третьей в серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", на которой показывали работы знаменитого голландского живописца. На этот раз сотрудничество состоялось с музеем Штеделя во Франкфурте-на-Майне.

Фотографировать на выставке нельзя, я послушно ограничилась только афишей и видом на вводные тексты в зале.

Саму работу можно в деталях рассмотреть на сайте Государственного Эрмитажа, откуда и взята ссылка на изображение.

«Географ» - это одно из названий картины, принятое сегодня исследователями из-за изображенных на ней карт и глобуса. Есть и другие названия: «Математик», «Философ», «Архитектор», «Геометр», - так картину называли в разных аукционных каталогах. Художник создал это произведение в 1669 году.

Существует еще одна картина, сюжет и композиция которой заставляют предположить, что она была парной к «Географу»: это полотно «Астроном», написанная годом ранее, находится в Лувре. С 1713 года до конца XVIII века обе картины находились вместе.

Для полного понимания живописного полотна того времени необходимо знание символики изображенных на ней предметов, ни одна вещь не появлялась в картинах малых голландцев случайно, каждая имела скрытое содержание. Художник зашифровывал подлинное содержание картины с помощью изображенных на ней предметов, животных, людей, а зритель должен был расшифровать и догадаться, о чем на самом деле хотел сказать живописец.

Возможно в картинах «Географ» и «Астроном», Вермеер создавал не просто образ ученого, исследователя, но говорил зрителю о глубоких философских темах. Глобус часто встречается на «научных» натюрмортах голландских живописцев XVII века как символ универсума и связанной с ним идеи конечности земной жизни.

Точно не установлено, кто именно был изображен на парных картинах Вермеера, и был ли это именно портрет или собирательный образ. Существует гипотеза, что и заказчиком и моделью для этих полотен был Антони ван Левенгук - известный естествоиспытатель и изобретатель микроскопа, который также жил в Делфте и после смерти художника был назначен опекуном его наследства.

Кроме историко-культурной, художественной ценности, картина Вермеера «Географ» имеет интереснейшую судьбу, в которой есть и «русский след».
В 1877 году картину купил князь П. П. Демидов, получивший в наследство от своего дяди знаменитую виллу Сан-Донато под Флоренцией, но уже через три года решил продать имение со всей коллекцией произведений искусства, и картина «Географ» вместе с другими была продана на грандиозном аукционе в 1880 году.

Этот сюжет не является плодом моей собственной исследовательской работы. Я узнала историю шедевра во вводном тексте к выставке и изложила здесь, добавив несколько слов, чтобы еще раз привлечь внимание к художнику, картине и музею. Автор концепции выставки и сопроводительных материалов к ней - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Добавлю от себя и свою гипотезу о содержании этой картины, которую, чтобы признать достойной внимания, необходимо проверить. Вряд ли я когда-либо этим займусь, но как предположение она ни на что не претендует и имеет право на существование. Воспринимайте ее как игру ума.

Какое послание зашифровал Вермеер в двух своих картинах? Кто-то увидит лишь бытовой сюжет: кабинет ученого мужа и его самого за своими интеллектуальными занятиями. Кто-то - намек на бренность бытия. А я вижу идею превосходства Божественной власти над тщетой человеческих помыслов и познания безграничной вселенной. Если совсем кратко: превосходство духа над материей.

Я исхожу из двух данных, которые не могу проверить: первое, что картины парные и написаны по единому замыслу последовательно друг за другом, второе - что они не претерпели существенных изменений (изменения в колорите в расчет не берем) и дошли до нас в своем первозданном виде.

Если разместить изображения этих двух картин рядом, мы увидим в ней некоторую последовательность, своего рода эволюцию душевного состояния героя, которое я бы назвала «от знания - к откровению».

На первой картине (известной сегодня как «Астроном») мы видим человека, сидящего лицом к окну. Вся его поза говорит об уверенности и превосходстве. Он сверху вниз смотрит на глобус - модель мира - и касается его рукой благословляющим жестом. Он обращен лицом к свету, льющемуся из окна, который можно истолковать как свет научного знания. Небольшое одностворчатое окно перед ним полностью открыто, как открыт и доступен мир за окном для человеческого ума. Вторая часть окна, наглухо закрытая, практически не видна зрителю, она растворяется в сумрачном углу комнаты.Торжество интеллекта, так можно было бы назвать эту картину, если бы она была единственной и самодостаточной.

На второй картине, написанной вслед за первой (известной как «Географ») мы видим того же человека и тот же интерьер с очень похожим набором предметов. Однако существенная перемена произошла с хозяином этой комнаты. Это уже не уверенный в себе ученый, гордый своими открытиями в постижении тайн мироздания, а растерянный, даже испуганный человек. Разбросанные вокруг него свитки говорят о душевной сумятице, неопределенный, не сфокусированный взор увидел вдруг что-то такое, что поразило ученого и сковало его страхом. Фигура его выглядит незначительной, маленькой, как будто на плечи ему навалился тяжкий груз, а сам человек предстает как слуга в покорной согбенной позе.

Ключом к пониманию содержания этих картин является, несомненно, глобус. И не случайно художник изобразил не модель земного шара, а астрономический глобус звездного неба. Проникая при помощи своего интеллекта в устройство мира человек возгордился, и возомнил себя хозяином Вселенной - это смысл первой картины. Во второй - человеку было явлено откровение, и он испугался явленного ему. Он как будто ведет диалог, и слышит голос, но голос этот не вне, а внутри его существа. Вот от этого и происходит трансцендентное впечатление от картины. Глаза ученого страшны, и, кажется, незрячи, лицо превратилось в маску. Обратите внимание, человек стоит уже не лицом к окну, а вполоборота к нему, и окно во второй картине полностью открыто и выглядит в два раза больше по площади, чем на первой картине. Занавесь на переднем плане, слегка прикрывающая окно является в этом случае эмблемой той завесы, которая скрывает от человека тайны мироздания. То, что изучал и человек, оказалось ничтожной частью огромного мира. И в эту концепцию отлично "укладывается" гипотеза о том, что на картине изображен изобретатель микроскопа Левенгук. Люди увидели целый непознанный мир под микроскопом и оказались подавлены мощью и величием той силы, что создала не только наш видимый мир, но и многие другие неизвестные нам миры.
Глобус во второй картине уже не стоит на столе, он возвышается в верхней части картины, прямо над ученым, человек сник, гордыня его наказана откровением: только Бог является хозяином и владыкой мира и в его власти человеческое знание о вселенной, а крест на глобусе, отчетливо видимый на второй картине, совершенно определенно об этом говорит.