Направление химия кем работать. Специальность неорганическая химия

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Подготовка специалистов ведется на кафедре теоретической и прикладной химии . Заведующий кафедрой - доктор химических наук, профессор, академик МАНЭБ и РАИН, заслуженный деятель науки РФ Боголицын К.Г.

Важным фактором экономического развития Архангельской области являются ее природные ресурсы. Традиционно основу экономики региона составляют предприятия химико-лесного комплекса. Кроме того, по перспективам развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса область занимает одно из лидирующих мест на Европейском Севере. Наиболее предпоч¬тительна не только добыча, но и глубокая переработка сырья. Необходимое условие успешной работы таких предприятий – химико-аналитический контроль производственного процесса. Поэтому потребность региона в специалистах в области химии природных соединений постоянно возрастает.
Решение многих экономически и общественно значимых вопросов возможно только с учетом результатов химического анализа. Неотъемлемая часть системы государственного управления природопользованием – организации, контролирующие состояние окружающей среды. Возросшие требования к вопросам охраны окружающей среды на предприятиях привели к необходимости соз¬дания производственного экологического контроля. Поэтому многочисленные лаборатории предприятий, аналитические центры и целый ряд организаций, осуществляющих мониторинг окружающей среды, остро нуждаются в квалифицированных химиках-аналитиках.
Для удовлетворения потребности региона в специалистах с фундаментальным высшим профессиональным образованием в области химии в АГТУ с 2007 года был начат прием на специальность «» со специализациями «Аналитическая химия » и «Химия природных соединений ». Срок обучения – 5 лет, квалификация – специалист (химик).
Опыт подготовки в АГТУ специалистов-химиков берет отсчет с 1990 года, когда на кафедре физической и коллоидной химии стала проводиться целевая интенсивная под¬готовка (ЦИПС) инженеров-исследователей в области физической химии процессов хими¬ческой переработки древесины и промышленной экологии. С 1993 по 2007 г. по специализации «Физико-химия растительных полимеров» специальности «Технология химической переработки древесины» выпущено 96 специалистов. Из них к настоящему времени 20 % защитили диссертации или обучаются в аспирантуре.
Выпускники по специальности «Химия» могут работать :
- в научно-исследовательских институтах и организациях (в Архангельской области 23 организации занимаются научными исследованиями и разработками);
- в организациях, занимающихся вопросами экологии и контролем состояния окружающей среды;
- на крупных промышленных предприятиях, в том числе в целлюлозно-бумажной и нефтегазовой отрасли;
- в аналитических центрах и лабораториях;
- в правоохранительных органах (криминалистические лаборатории).
Важное преимущество наших студентов-химиков – возможность практически познакомиться с целым рядом современных методов химического анализа, так как приборное оснащение лабораторий кафедры – одно из лучших на Северо-западе России. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В 2001 году заключен договор о сотрудничестве с кафедрой аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова и образована Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ. В рамках деятельности межуниверситетской кафедры в АГТУ читаются лекции профессорами МГУ, проводится совместная научно-исследовательская работа, научные стажировки преподавателей, аспирантов и студентов.
Для студентов старших курсов возможны стажировки и прохождение практики в университетах и институтах Европы, таких как Ягеллонский университет (г. Краков, Польша), Университет прикладных исследований (г. Эмден, Германия), Университет г.Оулу, (Финляндия), Политехнический институт (г. Нарвик, Норвегия). Начиная с 2001 г. ежегодно направляются студенты IV–V курсов на годичное обучение в Технический университет г. Лулео (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Слово «Химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.

Доминирующие виды деятельности:

Химический анализ и исследование состава вещества, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
- изучение свойств различных веществ;
- исследование закономерностей протекания химических процессов,
- создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий
- прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
- химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
- получение, производство различных веществ в промышленных масштабах;
- разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
- химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
- создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способом их хранения и утилизации);
- наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопроводность, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.);
- решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Технические способности;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
- способность воспринимать большое количество информации;
- умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой;
- высокая помехоустойчивость;
- умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- хорошая память на символы и знаки;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- тонкая ручная моторика;
- хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

Организованность
- четкость, собранность;
- аккуратность;
- упорство;
- самоконтроль;
- терпеливость;
- любознательность;
- усидчивость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие аналитических способностей;
- отсутствие технических способностей;
- неаккуратность;
- неряшливость;
- рассеянность, невнимательность;
- неорганизованность;
- безынициативность;
- безответственность;
- отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
- низкое развитие моторных навыков;
- дальтонизм.

Области применения профессиональных знаний:

Отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
- химические предприятия и комбинаты;
- образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
- горно-обогатительные комбинаты;
- медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
- центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
- предприятия пищевой промышленности.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-химик
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область -
Межличностное взаимодействие - частое по типу «рядом» : Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес исследовательский (интеллектуальный) тип : сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
Дополнительный интерес реалистический (практический) тип : любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Хорошо развито практическое мышление.
Условия работы - в помещении, мобильный

В школе многие думали, что химия - бесполезный предмет, и в будущем от нее не будет никакого прока. Ну вот, на дворе XXI век - время технического прогресса. И сейчас профессии, связанные с химией, возглавляют список наиболее востребованных на рынке труда. И хорошие ученые-химики могут без доли сомнения рассчитывать на перспективную и

Но все ли отрасли химии сейчас в почете? И где получить образование химика? Каковы требования к подобным специалистам? Все эти вопросы вполне логичны и требуют внятного ответа.

Роль химии в современном мире

Для начала разберемся в том, что представляет собой химия. Если не вдаваться в подробности, то это область естественных наук, изучающая строение различных веществ, а также их реакцию с окружающей средой. То есть профессии, связанные с химией, нужны для того, чтобы исследовать эти реакции и использовать их на благо предприятия, страны или всего человечества.

Сейчас практически все товары на рынке тем или иным образом связаны с технологиями, в которых применяют химические реакции. Например, очистка топлива, использование пищевых красителей, моющие средства, пестициды для удобрения и так далее. Даже в производстве деревянной мебели, славящейся своей природной чистотой, нынче используют химические концентраты, лаки и полироли.

Поэтому для специалистов этой области всегда найдется работа. Химик, а уж тем более инженер-технолог, всегда сможет найти себе подходящее место на производстве города, главное - изначально выбрать правильное направление.

Требования к специалистам

Прежде всего, люди этой профессии должны иметь хорошую память и аналитический Ведь химик - это ученый, который должен уметь предсказывать последствия химической реакции, а для этого нужно запомнить тонны теоретического и практического материала.

Также профессии, связанные с химией, требуют много времени на освоение. Поэтому будущий специалист должен быть готов к тому, что придется всего себя посвятить этой науке. Более правильно будет сказать, что химик - это скорее призвание, чем профессия.

Ну и последнее - это креативность. Новаторские идеи, творческий подход и нестандартный взгляд на привычные вещи позволяют химику делать новые открытия. А именно они сейчас так нужны компаниям и корпорациям, дабы обойти конкурентов.

Где получить образование?

Тот материал, что преподают в школе - лишь вершина айсберга. Дабы углубить свои знания в этой области, будущим специалистам необходимо выбрать подходящее учебное заведение.

Базовые понятия можно получить в колледже или техникуме. Но нужно понимать, что от выбора учебного заведения напрямую зависит то, какой впоследствии будет работа. Химик - это довольно обширное понятие, ведь одни занимаются производством краски, а вторые повышают качество пищевых добавок. И выбирая место для учебы, прежде всего нужно думать о собственном будущем и перспективности факультета.

Что касается высшего образования, то оно дает возможность получить доступ к самым в области реакций. Сюда входит биотехнолог, нанохимик, эксперт по альтернативным видам энергии и так далее.

От теории к практике

Если сильно не придираться к разделению химиков на классы и группы, то можно выделить два основных вида: химик-теоретик и химик-практик.

Первый - это исследователь. Он ученый от головы до пяток, дни и ночи проводящий в исследовательской лаборатории в поиске новых элементов, соединений и формул. Он передовик, жаждущий открытий. Для этой категории людей химия должна быть смыслом жизни, иначе успешных открытий им не ведать.

Что касается химиков-практиков, то они в своей работе пользуются знаниями, открытыми своими коллегами. Их главная задача - воплотить все идеи в жизнь, да еще и так, чтобы они служили на благо их организации или предприятия. Ярким примером может стать и так далее.

Но, как говорилось раннее, это всего лишь общее деление. В реальности все обстоит намного сложнее и запутанней.

Профессии, связанные с химией: список наиболее востребованных специальностей

Не будем говорить о специалистах, работающих в нефтеперерабатывающих и газодобывающих отраслях, ведь они всегда считались элитой и, естественно, имеют большие оклады. Более разумно будет описать те профессии, связанные с химией, что могут гарантировать работу практически в любом регионе.

Итак, наиболее востребованные категории химиков:

  1. Химик-технолог. В зависимости от профиля обучения, может работать на пищевых или на промышленных предприятиях. Главной задачей этого специалиста является а также внедрение инноваций в производство.
  2. Химик-косметолог. Весьма популярное направление, особенно в тех регионах, где есть большие косметические предприятия.
  3. Фармацевт. Высшее образование дает возможность работать в крупных компаниях, производящих лекарства. Заурядный специалист всегда сможет найти себе место в городской аптеке.
  4. Химик-эколог. Практически в каждом городе есть отдел, следящий за экологической ситуацией в округе. В такой организации всегда есть должность штатного химика.
  5. Криминалистика и судмедэкспертиза. В МВД также нужны химики, ведь, как показывает практика, их знания могут помочь в поимке преступников.

Взгляд в будущее

Если говорить о том, какие существуют связанные с химией, то нельзя не упомянуть и ту область, которая исследует альтернативные источники энергии. Ведь вскоре запас нефти иссякнет, то же случиться и с газом, поэтому с каждым годом спрос на подобных специалистов стремительно растет. И кто знает, может, через 10-20 лет химики этого направления возглавят список самых востребованных специалистов.

О специальности:

Описание специальности химия, в каких ВУЗах преподают химию, поступление, экзамены, какие предметы изучают на специальности.

Химия одна из тяжелейших классических дисциплин. Химик должен иметь познания в физике, информатике. Химия очень тесно связана с физикой, поэтому в учебном плане очень много физических дисциплин: физическая химия, коллоидная, молекулярная и атомная физика, термодинамика и многие другие. Будущему Химику предстоит изучить общую, органическую, физическую и аналитическую химию. Химик должен иметь познания в основах биологических процессах. Практику предстоит проходить либо на предприятиях, либо в лабораториях.

Трудоустройство по специальности химия

Химик, как сотрудник учёной группы, занимается изучением химических процессов и синтезом новых соединений. Химик может заниматься и практической работой на производстве. Перед специалистом-химику раскрыты двери медицинского, полимерного, косметического, нефтегазового и оборонного производства. Кроме разработки новых веществ и их синтезом, химик является так же технологом и обязан следить за качеством производства.

Карьера по специальности химия

Химик может заниматься исследованиями в научных центрах или частных лабораториях, проектных организациях или работать на промышленном предприятии. Сейчас бурно развивается нанохимия, но для работы в данной сфере необходим большой опыт. Также престижной отраслью является фармацевтика и нефтегазовое дело. По начало химику придется довольствоваться небольшой зарплатой, но получив достаточный опыт или совершив какой либо промышленно важное открытие, химик может получать очень большую зарплату или открыть собственное производство.

Химик — это любой специалист по химическим веществам. Работа учёного химика, лаборанта, технолога. Вузы, техникумы, колледжи для будущих химиков. Профессия подходит тем, кого интересует химия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.

Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.

  1. Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
  2. Математическая - занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
  3. Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
  4. Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
  5. Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.

Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.

Теория и практика

Однако химия — это не только чистая наука. Её ценность для человечества состоит в том, что без неё невозможно представить ни одной современной технологии. Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций. Исключение составляют лишь деревянные предметы, но и то если они не покрыты какой-нибудь краской.

Скажем, изготовлением лекарств занимается фармация, а также фармацевтика, которая разрабатывает не только лекарства, но и промышленные технологии их выпуска, способы дозировки, упаковки и распространения. Вся лекарственная отрасль построена на химических исследованиях и технологиях.

То же можно сказать о пищевом производстве, нефтепереработке, производстве чугуна и стали, бумаги, текстиля, лаков и красок, пластиков, цемента… Список может оказаться бесконечным.

Таким образом, специалистов по химии можно разделить на теоретиков и практиков. Теоретики развивают науку химию, изобретают новые материалы, а практики внедряют новые производственные технологии, следят за их соблюдением.

На производстве химик может выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик). Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии. Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр.). Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.

Рабочее место

Химики работают в отраслевых научно-исследовательских институтах (нефтяных, пищевых, медицинских и пр.).

А также в химико-технологических отделах заводов и фабрик: на химических предприятиях (выпускают удобрения, пластмассы, синтетические волокна и пр.), на предприятиях пищевой, парфюмерной, целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительных, металлургических комбинатах и пр.

Кроме того, химик может заниматься преподаванием в школе, вузе, или колледже.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 15000—65000 ₽

Москва 30000—75000 ₽

Важные качества

Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии - технологию получения металла из руды.

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

Специальности:
«химическая технология органических веществ»,
«химическая технология неорганических веществ»,
«переработка нефти и газа»,
«коксохимическое производство»,
«электрохимическое производство»,
«биохимическое производство»,
«технология разделения изотопов»,
«производство изделий и покрытий из полимерных материалов»,
«технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»,
«аналитический контроль качества химических соединений»
и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль) .
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково).
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева.

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

Рабочие профессии:
«лаборант-аналитик»,
«лаборант-эколог»,
«лаборант по физико-механическим испытаниям»,
«аппаратчик-оператор в биотехнологии»,
«аппаратчик-оператор экологических установок»,
«машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс»
и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.