«Тема творчества и судьбы поэта в лирике Цветаевой. Отличие двух поколений творцов

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ Кафедра русской и зарубежной литературы РЕФЕРАТ Тема женской судьбы в лирике М.И. Цветаевой Выполнил cтудент II курса 21- группы Петрова Елена Викторовна Научный руководитель кандидат филологических наук, старший преподаватель Гарипова Гульчира Талгатовна ТАШКЕНТ 2004 План I. Введение. II. Основная часть. Глава I. Ранняя лирика М.И. Цветаевой 1910-1922. Судьба как любовь. Глава II. Лирика М. И. Цветаевой в годы эмиграции 1922-1939. Судьба Родины. Глава III. Лирика последних лет жизни М.И. Цветаевой 1939-1941. Судьба как рок. III. Заключение. IV. Список использованной литературы. Введение Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление всей русской литературы.

Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма.

Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных ею книг, в жизни же юная Цветаева была диковата и дерзка, заносчива и конфликтна. Для нее характерно ощущение единства жизни и творчества. Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как поэтесса изначально принципиально поставила знак равенства между собой и своей лирической героиней.

Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от пространства. Темой данной научной работы является отражение судьбы поэта на его творчестве. Актуальность определяется попыткой современной трактовки темы судьбы в поэзии Марины Цветаевой в аспекте е эволюционного развития.

Новизна исходит из актуальности в работе прослеживаются концепты судьбы как этапы в динамике развития Образа-Судьбы. Данная тема достаточно широко разработана современным литературоведением. Огромный вклад ввели Саакянц А Кудрова И Орлов В Эренбург И Гуль Р. и др. Основная цель научной работы рассмотреть жизнь и творчество Цветаевой и проследить их взаимосвязь в аспекте судьбы. Осуществление данной цели исследования предполагает ряд научных задач сопоставить биографические факты и творческий путь поэта в ранний период 1910-1922 определить влияние биографических фактов в годы эмиграции на творчество поэта 1922-1939 определить влияние биографических фактов поэта в последние годы жизни на его творчество 1939-1941 выявить концепты судьбы поэта как этапы в динамике развития Образа-Судьбы дать психологический анализ образа Судьба-Муза. Рабочей гипотезой научной работы является то, что в поэзии Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Глава I.

Ранняя лирика М

поэтесса приносит в жертву своему высшему возлюбленному Гению в образе... Мы смежены блаженно и тепло,Как правое и левое крыло. Но вихрь встает и бездна пролеглаОт правого до левого крыла Как правая... То же и в отношении формы. С.

Лирика последних лет жизни М

Белкина в интереснейшей книге Скрещение судеб замечает Гнала стихи. 196 У Цветаевой почти не остается времени на создание оригинальных лир... Оттолкнувшись от задевшей ее строки Тарковского Я стол накрыл на шесте... Записные книжки и дневниковая проза. В провинциальном, отрезанном от культурного мира городке завершился жи...

Заключение

Заключение. Итак, в творчестве Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины ХХ века. Все в ее личности и в ее поэзии для нее это нерасторжимое единство резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов.

В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. В нашей работе была предпринята попытка рассмотреть отражение судьбы поэта на творчество, проследить их взаимосвязь, показать, как лирика поэта рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления познать самого себя и мир в целом.

Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли Цветаевой на протяжении всей жизни, а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вдоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, чистым лириком.

Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокойной Это сплошные взлеты и падения, выливающиеся в стихи прекрасные философские размышления о смысле жизни, неприятии лжи, о вечной тайне любви и смерти.

Порывистость и стремительность были чертами характера Марины Ивановны, они же присущи и ее поэзии. Здесь все стихия, божественное наваждение и в то же время земные страсти и страдания, без которых немыслима жизнь любого человека. Вот это соединение высокого и обыденного характернейшая черта творчества Цветаевой. Биография и творчество сложно взаимодействуют друг с другом. Жизнь Марины Цветаевой, отчасти бессознательно - как судьба, данная свыше, отчасти осознанно - как судьба творящего себя Поэта, развивалась как бы по законам литературного произведения, где причудливое переплетение мотивов опровергает плоский сюжет были. В своих стихотворениях она словно проигрывает сценарий собственной судьбы в не пристанной полемике с веком мы отчетливо ощущаем исключительную личность, не приставшую ни к одному из берегов разорванной в пространстве культуры и, в конце концов, уничтоженную жестоким временем. Хронологическая канва ее жизни тесно сплетается со значимыми вехами в судьбе России.

Список использованной литературы

Список использованной литературы. 1. Белкина М. Скрещение судеб.

М. А и Б, 1999. 634 с. 2. Брюсов В. Далкие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней М. Скорпион, 1912. 256 с. 3. Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. 126 с. 4. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость. М. Аграф, 2003. 656 с. 5. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. II. 1942-1987 годы. Обречнность на время. М. Аграф, 2003. 640 с. 6. Цветаева М. Записные книжки и дневниковая проза.

М. Захаров, 2002. 400 с. 7. Цветаева М. Пленнный дух. М. АСТ, 2003. 476 с. 8. Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. 118 с.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема Родины в лирике М. Цветаевой
Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать все ее многообразие лирику философскую, гражданскую, пейзажную и.. Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим.. Д.И. Писарев утверждал Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность..


Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой
САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет.. Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая.. Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый..

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
По словам Белинского, впроизведениях Лермонтова нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Новезде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце.. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер.Стихи.. Лермонтов также понимал, что литература являетсямогучим средством воздействия на читателей, и в литературной..

Основные темы лирики Н.А.Некрасова
И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности.. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики.. Что ж нам делать Не хочется спать начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, кто все..

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского
Читатьэти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации,уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и.. О нелегкойсудьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие жесемьи.. Поворотными для поэта А.Твардовского стали годыВеликой Отечественнойвойны, которую он прошел фронтовым..

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Пушкинговорит об этом в стихотворении Поэту. Автор на себе испытал суд глупцов исмех толпы голодной, но не утратил веры в себя и свое призвание.. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он свое утратил назначенье.. Во дни торжеств и беднародных. В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются Проснешься ль ты опять..

Тема Родины в лирике Есенина
В его душе нет ещепредставления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде.Чувство родины находит у него выражение пока еще только.. В его стихах мы находим такие выразительные детали,говорящие о тяжелой.. Радуюсь песней я смерти твоей бросает он старомумиру. Однако новый мир поэт понял не сразу.Есенин ждал от революции..

Тема любви в лирике Фета
В случае сФетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фетаявлялась любовь его молодости дочь сербского поме щика Мария.. Сознание косвенной вины и тя жести утраты тяготило Фета напротяжении всей его.. Фет также погружен в свойсобственный мир, ведь только в нем возможно единение с лю бимой. Фет ощущаетсебя и любимую..

От женской литературы - к "женскому роману"
А у нас и разубеждать никого не пришлось. Слишком привыкли, что общей бани не бывает. Не Финляндия же, не Швеция Таблички на общественных туалетах М.. И, честно говоря, сняли проблему. Действительно, так даже спокойнее.Значит.. И особенно читательниц. Феминизм стал реальностью и робко пустил корни в России в совершенно особый исторический..

0.139

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом». Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.

1. Роман «Герой нашего времени».
2. Судьба как движущая сила сюжета в «Песне про купца Калашникова».
3. Судьба поэта в обществе.

Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. Однако нередко в литературе встречается и несколько иное понимание судьбы, рока, предначертания, за пределы которого человек едва ли способен вырваться. Именно так понимали судьбу древние. Несмотря на это, их верования и представления занимали и занимают умы мастеров и мыслителей позднейших эпох. Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова.

В главе «Фаталист» знаменитого романа «Герой нашего времени» с темой судьбы сплетается характерный для творчества писателя мотив сомнения. Это сомнение становится завязкой, отправной точкой сюжета, драматизм которого постепенно нарастает. Размышляя о предопределении, герой Лермонтова сопоставляет отношение к нему людей прежних эпох и своих современников, ни во что не верящих твердо: «Какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!» Вспомним: в древнегреческих мифах, например, у каждого героя были боги-покровители, которые принимали участие в судьбе своих подопечных. Однако даже боги не в силах были отменить то, что назначено судьбой.

Впрочем, герои Лермонтова спорят лишь о том, предопределено ли время смерти человека. Уже древние допускали возможность того, что человек способен сам распорядиться своей жизнью: в «Энеиде» Вергилия Дидона, покинутая Энеем, кончает жизнь самоубийством, однако согласно предначертанию судьбы, царице Карфагена полагалось прожить дольше.

В «Фаталисте» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует — пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака.

Само название этой главы романа связано с идеей судьбы, рока: фаталист — это человек, верящий, что события жизни предначертаны заранее. Но, помимо проблемы существования рока, Лермонтов затрагивает тему противостояния человека и судьбы. Размышляя о предопределении, Печорин полагает, что «истинное наслаждение» «встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...». Конечно, именно желание испытать такое наслаждение толкнуло его «подобно Вуличу», «испытать судьбу». Судьбе противостояли и герои мифов: но разница между ними и героями Лермонтова заключается в том, что мифические герои нередко знали, что их ждет, но тем не менее шли навстречу судьбе. Что же касается Вулича и Печорина, то им неизвестно, что их ждет. «Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «...Видно, уж так у него на роду было написано!»

Мотив судьбы незримо присутствует и в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Сердца жаркого — не залить вином,

Думу черную — не запотчевать! —

фаталистически вздыхает опричник Кирибеевич, полюбивший чужую жену.

А ведь он вполне мог бы подыскать себе богатую и знатную невесту — вряд ли нашлись бы родители, которые отказались бы выдать дочь за царского любимца. Жил бы в свое удовольствие с молодой женой, пользовался царскими милостями и горя не знал! И Степан Парамонович со своей Аленой Дмитревной мог бы жить «долго и счастливо» — да, знать, судьба...

И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Явный намек на судьбу, которую в народной поэзии нередко назвали «талан». «Бесталанная головушка» — словно Степану Парамоновичу, как мифическому герою, заранее был предрешен печальный конец. Впрочем, и у его противника участь тоже оказалась незавидной. И прекрасная Алена Дмитревна, верная жена, на которую засматриваются мужчины — ей судьба тоже выпала печальная:

На белом свете я сиротинушка:
Родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит моя матушка,
А мой старший брат, сам ты ведаешь,
На чужой сторонушке пропал без вести,
А меньшой мой брат — дитя малое,
Дитя малое, неразумное...

Злая судьба отнимает у нее и мужа, единственно-, го заступника.

Однако нужно отметить, что в поэме звучит не только мотив судьбы, но и тема свободного выбора человека. Пусть Кирибеевич против воли полюбил Алену Дмитревну, но он по своей воле пытается добиться ее взаимности, что противоречит законам Бога и людей. И Алена Дмитревна по своей воле выбирает верность мужу. Решение Степана Парамоновича встретиться с Кирибеевичем в кулачном бою — тоже его собственное решение.

Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово лучшего слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича? —

грозно вопрошает разгневанный царь, и Калашников честно отвечает: «Я убил его вольной волею». И расправа над своим противником, и искренность купца перед царем, в руках которого находится его жизнь, — это свободный выбор Калашникова. Но, с другой стороны, так ли свободен выбор лермонтовских героев? В древнегреческих мифах у героев всегда существует выбор, но они неизбежно следует по предначертанному пути. Каждый выбирает в соответствии со своими убеждениями, характером, системой ценностей. Высокие нравственные идеалы Калашникова торжествуют над его «бесталанностью»: окончив земной путь, он живет в памяти народа. Калашников смело встретил взгляд судьбы, свято веря в то, что он поступает, как должно:

«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнего!»
Погиб поэт! — невольник чести —
Судьбы свершился приговор! —

разве не угадывается определенное сходство мотивов? И снова судьба... Автор наглядно показывает, что судьба эта является делом рук людей, окружающих личность, исключительную по своим дарованиям. Но откуда берется столь несправедливое отношение к таланту? Зависть заурядных людей, их злорадство при виде несчастий гения, желание унизить его, прервать его полет, втоптать в грязь — что лежит в основе этого? И сам этот дар, таинственный и роковой — откуда он?

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка...

Лермонтов не дает однозначных трактовок, что такое судьба. Да и кто вправе их давать? Ее вечный мотив проходит сквозь творчество великого русского писателя, как горестная и величественная мелодия, и каждый улавливает в ней то, что созвучно его душе.

Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]

  • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
  • «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
  • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • «Слово о полку Игореве» - одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
  • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
  • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
  • Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины... Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе […]
  • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
  • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
  • Я очень много наблюдаю за людьми. За школьными друзьями, одноклассниками, учителями, да и за родителями тоже. Очень сильно меня волнует тема взаимоотношения между поколениями, беспокоит то недопонимание что образовалось между мной и родителями, они не могут понять меня, а я - их. Современную молодежь (а я себя отношу именно к ней) очень часто критикуют, при чем за очень многое, заслуженно и не заслуженно. За легкомыслие, за какую-либо грубость, рассеянность, внутреннюю черствость. Да можно еще долго […]
  • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
  • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Самой большой неожиданностью является первый снег. Накануне хмурое небо предвещает непогоду, поэтому ребят так не тянет на улицу. Тяжелые тучи носятся по небу, надежно пряча солнце. Это очень печально наблюдать. Но как все меняется, когда первые несмелые снежинки начинают кружиться. Кажется, все вокруг замирает, утопает в тишине, и только танец белых пушинок говорит о начале чего-то необычного. Еще вчера весь мир казался серым. А сегодня все покрыто пушистым белым одеялом. Первый и самый главный признак зимы, […]
  • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
  • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
  • Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
  • Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
  • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
  • Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика — это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость.

    Сборник «Вечерний альбом» вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.

    Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Творчество, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи «пишутся сами», «они растут, как звезды и как розы».

    Лирическая героиня Цветаевой — личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх — к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта:

    По нагориям, По всхолмиям, Вместе с зорями, С колокольнями…

    Поэтесса была убеждена, что поэт — творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них:

    Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они!

    В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»:

    Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, — Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни растрачено даром… Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой…

    Поэт живет с обнаженным сердцем и нервами, поэтический дар, по мнению поэтессы, — это и неземное счастье, и проклятие. Обыкновенных людей она называет «счастливцами и счастливицами». Поэту нужно отказаться от обычной жизни, он живет в другом мире, а в этом он нелеп, беспомощен и смешон. Поэт уникален, а его смерть — большая, невосполнимая утрата для людей.

    Цветаева верила, что способность к всепоглощающей любви также является частью Божьего дара поэту, его отличительной чертой. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для его любви не существует никаких ограничений.

    У поэта — особое зрение, он может видеть тайное, скрытое, как ясновидец. Поэт живет в своем времени и пространстве, в «княжестве снов и слов», сны для него являются реальностью. У Цветаевой много «сновидческих» стихов, где она — островитянка или живет на «седьмом небе», во сне у нее есть «корабль мечты». Интуиция, пророчество, предвидение — все это в распоряжении поэтессы, как инструменты для создания стихов:

    Око зрит — невидимийшую даль, Сердце зрит — невидимийшую связь, Эхо пьет — неслыханную молвь.

    Как правило, отношения со временем у поэта трагические, так как, по ее выражению, «поэт — очевидец всех времен истории», но он пленник времени, в котором ему приходится жить. Об этом поэтесса говорит в стихотворении «Прокрасться…»: Материал с сайта

    А может, лучшая победа Над временем и тяготеньем — Пройти, чтоб не оставить тени На стенах… Может быть — отказом Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

    Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет:

    Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами — то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

    Марина Цветаева очень любила творчество Пушкина, восхищалась его смелостью, способностью отстаивать свое мнение. Ею написан цикл «Стихи к Пушкину». Поэтесса верила в то, что

    Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • реферат платонов в прекрасном и яростном мире