Психологическое моделирование. Метод моделирования и специфика его применения в психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра Психологии личности и специальная педагогика

На тему Моделирование как метод психологического исследования

Выполнил: ст.гр. эк-113 Потапов. А.В.

Приняла: КПН, доцент Великова Светлана Анатольевна.

Владимир, 2014.

Введение

1. Методы психологии

2. Метод моделирования: виды и суть

3. Этапы моделирования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

психология детерминизм моделирование эксперимент

1. Методы психологии

Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

Общенаучные методы психологии

Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя психология использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:

*Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);

*Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;

*Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;

*Метод фальсифицируемости, предложенный английским философом Карлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.

Специфические методы психологии

Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

Метод рассмотрения психологических явлений как единства психического и физиологического. Однако современная психология исходит из того, что, хотя нервная система и обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, они тем не менее не могут быть сведены к физиологическим явлениям;

Метод постоянного учета единства психики, сознания и деятельности. Психологическое исследование исходит из того, что сознание деятельно, деятельность сознательна. Психолог изучает поведение, которое формируется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

v для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

v для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким способом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы работника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

Метод опроса - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

Строиться по заранее продуманному плану;

Проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

Свободного диалога, а не допроса;

Исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфиденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование -- наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами - экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент -- это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности -- например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.

Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

Еще одним методом психологической диагностики является тестирование, которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест -- это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

При планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

Исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

Исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

Исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

Информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

Следует также учитывать, что психологическое исследование -- это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так, как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

2. Метод моделировани я: виды и суть

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

Системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;

Требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;

Изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;

Требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

Описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;

Прогнозирование развития психических явлений;

Идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

Оптимизация условий протекания психических процессов.

Коротко о классификации моделей в психологии. Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные модели имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые. Вспомним верного друга человека -собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н. Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это:

Буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н. Обозова);

Модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В. Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей);

Графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые - возможные переходы из одного состояния в другое);

Математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;

Кибернетические модели построены на основе теории систем автоматического управления и имитации, теории информации и т. д.

3. Этапы моделирования

1 Этап. Формулирование проблемы исследования, определение целей, постановка задач моделирования.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу и важно не допустить абсолютизации ни одной из них.

2 Этап. Обоснование необходимости обращения к методу моделирования.

Например:

Особенности объекта исследования.

Необходим прогноз поведения.

Наличие детализированных моделей и т.п.

3 Этап. Теоретическая подготовка процесса моделирования. Построение неформализованной модели (метафоры, когнитивные карты, системный анализ объекта). Отбираются инструменты, которые способны объяснить отобранные наблюдения, но при этом определены недостаточно строго. Необходимо определить, какой из наборов теоретических допущений (потенциальных моделей) принять.

4 Этап. Построение концептуальной модели.

Представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих единиц модели, формирование показателей. Переменных не должно быть много.

5 Этап. Конструирование формализованной модели.

Формирование пространства переменных и описание в их терминах единиц модели, сбор данных и идентификация модельных параметров и отношений, верификация модели.

Формализация не обязательно достигает уровня, на котором обнаруженные отношения описываются математически. Формальным в широком смысле слова можно считать любое исследование концепции однозначным языком. Таким образом, нужно, как минимум, превратить неупорядоченную совокупность категорий в дедуктивную систему. Но поскольку множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций, концепция психолога следует за уже готовой математической формой. Эмпирическая проверка нужна не всегда, поскольку процесс описывается иногда исчерпывающим образом. Проверка модели включает в себя и этап операционализации, измерения и статистического анализа.

6 Этап. Исследование моделей и получение новой информации.

7 Этап. Переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования.

Деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение.

8 Этап. Включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.

Заключение

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, запоминание, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются первые попытки построить вещественные -- гипотетические и бионические -- модели психической деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата и др.).

Список использов анных источников

1. Р.С. Немов. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.2003 г., с. 16-24. ISBN 5-691-0055

2.http://www.grandars.ru/

3.http://psyera.ru/

4.4. Рамедник, Д.М. Общая психология и психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамедник. - М.: ФОРУМ, 2009. - 303 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Эмпирические методы в психологии. О методологии. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение. Беседа. Целенаправленный опрос–интервью. "Архивный метод": биографический, континент-анализ.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Общая характеристика эмпирических методов. Понятия "модель" и "моделирование" в психологии, их классификация и разновидности. Разработка эффективных методологических рекомендаций по применению метода моделирования в психолого-педагогическом исследовании.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Изучение стратегий в возрастной психологии: наблюдение, естественно-научный констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. Основные методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование. Тестирование как метод психологической диагностики.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Наблюдение и эксперимент как главные методы в педагогической психологии. Содержание психологического наблюдения и его зависимость от понимания предмета психологии. Метод интроспекции ("смотрение внутрь себя"). Выделение объективного состава деятельности.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику.

Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

14.1. Определение

В контексте нашего изложения под моделированием будем по- Г нимать исследование объектов на их моделях. Моделями (лат. modulus – "мера", "образец") будем считать специальные искусст- венно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.).

Однако надо заметить, что понятие «моделирование» имеет как минимум три значения: 1) метод познания объектов через их модели; 2) процесс построения этих моделей; 3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение). Нас, естественно, главным образом интересует первый вариант. Тем не менее раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию.

Поэтому совершенно справедливо утверждение, что «моделирование в определенной степени является разновидностью абстрактно-логического познания» .

Учитывая сказанное, можно понять, что однозначное определение моделированию дать непросто. Недаром сам термин «моделирование» в науку вводился весьма осторожно. Даже во времена ажиотажного интереса к моделированию в 60-е годы XX века «многие всемирно известные справочные издания уклонялись от его приведения или давали как производное слово без всяких пояснений» . Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа . Однако, как справедливо замечают другие исследователи , воспроизведение сохраняет качественную специфику исходного объекта, а моделирование – не обязательно, воспроизведение – это тождество по всем параметрам, а моделирование – лишь по некоторым. Основоположники кибернетии Н. Винер и А. Розенблютт определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете» .

Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование– это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» .

Еще по теме Глава 14. Моделирование в психологии:

  1. Глава IIIТрансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной психологии
  2. Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
  3. Глава 2 Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии
  4. Глава 25 МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ
  5. Раздел III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ДО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Моделирование само по себе является методом научного познания мира и определяется как представление объекта моделью для получения информации о нем путем проведения экспериментов с его моделью . Модель есть

«образец чего-либо» или «подобие какого-либо предмета». Она (но Г. Клаусу (G. Klaus) ) есть отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в более простой, более наглядной материальной структуре данной или иной области.

Моделирование биологических систем имеет свою историю. В V-I вв. до н.э. моделирование представляло собой воспроизведение внешнего сходства объекта. До XVI в. господствовало воспроизведение простейших избирательных реакций живых систем. На этапе с XVI до середины XX в. воспроизводился принцип саморегуляции и простейших функций мозговой деятельности. Со второй половины XX в. был осуществлен переход к моделированию всевозможных (в том числе сложных) процессов живой природы. При этом, с одной стороны, модель биологической системы должна быть достаточно упрощенной, чтобы допускать физическую или математическую трактовку, с другой - она должна отражать наиболее важные и существенные черты явления, т.е. быть достаточно сложной, чтобы не потерять адекватность прототипу.

В литературе определяются по крайней мере два основных типа моделей : физический и математический. К физическому типу относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, сохраняющие подобие оригиналу и отличающиеся от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений и материалом. Математический тип представляет модели, имеющие отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие с оригиналом математическое, программное или логическое описание процесса. Для построения математической модели какого-либо объекта необходимо прежде всего выявить факторы, имеющие к нему отношение, и описать его характеристики, выделить при этом переменные величины, оказывающие основное влияние на результат.

Отмечаются три ступени создания математических моделей:

  • 1) создание логико-математической схемы;
  • 2) сопоставление теоретических и экспериментальных понятий (схема- опыт);
  • 3) конкретное применение логико-математической схемы.

Эффективность математического моделирования зависит от характера

задач исследования, мастерства исследователя, избранной модели, регламента времени и средств. Математическое моделирование в психологии сталкивается с рядом трудностей, связанных с некоторой «сдержанностью» исследователей. Это обусловливается тем, что математическое моделирование - это метод, связанный со сложными математическими расчетами, определенным редукционизмом и особым статусом компьютера в эксперименте.

Классификация моделей. В рамках экспериментальной психологии классификация моделей может быть представлена в виде классов знаковых, программных и физических (вещественных) моделей.

Класс знаковых моделей представляется образными, концептуальными и математическими моделями объекта исследования. Образные модели -

это образы, содержащиеся в индивидуальном сознании человека, исчезающие вместе со смертью носителя. Концептуальные модели представляют собой вербальное описание психической деятельности на определенном языке (например, характеристика объекта исследования), который должен отличаться точностью и одинаковой значимостью для всех пользователей. Максимальное развитие концептуальной модели приводит к математической (формальной) модели. Математическая модель предполагает анализ психологической системы точными средствами. Ее основными недостатками являются: искажение естественных условий с целью использования уже готовых (стандартных) моделей и стремление к линейности. Применение линейных функций в психологии обусловлено адекватным восприятием такого рода зависимостей людьми с точки зрения здравого смысла. Более того, сравнение линейных и нелинейных зависимостей, полученных посредством аппроксимации, показывает, что они различаются статистически незначимо.

Класс программных моделей представляется жестко алгоритмическими, эвристическими и блок-схемными моделями. Алгоритмические модели основываются на использовании предписаний содержания и последовательности операций, переводящих исходные данные в искомый результат. Эвристические модели - это наиболее разработанные программные модели. Блок-схемные модели являются отражением в модели взаимосвязи информационного процесса решения задач и проблемных ситуаций с эмоциональными и мнемическими процессами психической деятельности. Основной недостаток их заключается в недостаточной глубине аналогии модели и прототипа.

Класс физических (вещественных ) моделей представляется гипотетическими, бионическими и биологическими моделями. Гипотетическая модель - это система анализа данных психологических исследований, создание конструктивной гипотезы о материальных, структурных механизмах протекания процессов психической деятельности, построение в соответствии с гипотезой технологической модели, по функционированию которой проверяется адекватность гипотезы. В основу бионической модели положена гипотеза о структуре субстрата, способного порождать субъективные явления. В бионических моделях все субъективные переживания (ощущения, образы, память) образуются из материальных элементов - нервных импульсов, вызванных внешними (физическими) воздействиями, а в искусственно созданных машинах взаимодействующие импульсы, так же как и в живом организме, образуют искусственные субъективные явления. Биологические модели представляют собой подопытных животных, насекомых и т.д., используемых в психологических экспериментах в качестве естественной модели протекания исследуемой психической функции.

Таким образом, в ходе психологического моделирования, как отмечает А. А. Братко , следует учитывать по крайней мере три аспекта: 1) в модели должна воспроизводиться структура исследуемого психического процесса,

2) модель должна учитывать данные нейрофизиологии и логическую структуру психики, 3) при переносе данных необходимо учитывать специфику системы, используемой в качестве модели.

Моделирование предмета психологического исследования. В психологическом исследовании так же, как и в большинстве других видов экспериментирования, производится манипулирование моделью изучаемого объекта. Поэтому в ходе психологического исследования вначале осуществляется концептуально-теоретическое (построение гипотезы), затем содержательно-логическое, а уже на стадии реализации - формальноматематическое, инструментально-методическое и интерпретационное моделирование.

Для иллюстрации психологического моделирования рассмотрим измерение познавательной активности школьников.

1. Теоретической моделью познавательных особенностей испытуемых, находящихся в системе обучения, могут быть любые концепции интеллекта 1 . Интеллект иногда определяется как обобщенная способность к обучению. Эта позиция имеет своих противников . Однако многие исследователи сходятся во мнении о том, что именно интеллектуальные тесты сильно коррелируют со школьной успеваемостью .

В результате исследований выявлено наличие в структуре познавательной активности человека общей и специфической обучаемости. Общая обучаемость определяется способностью индивида усваивать знания (или информацию) независимо от содержания и формы представления. Она абстрагируется от мотивационного компонента интеллектуальной деятельности и зависит в большей мере от мыслительных процессов индивида. Специфическая обучаемость характеризуется направленностью и избирательностью усваиваемых знаний, умений и навыков. Как общей, так и специфической обучаемости присущ темп усвоения информации.

Таким образом, специфическая обучаемость состоит из двух динамических компонентов: усвоения учебной информации и направленности этого усвоения, которая диктуется личностными особенностями субъекта и спецификой содержания этой информации. Статическим компонентом обучаемости является «опыт», который посредством направленного присвоения индивидом внешней информации стал его внутренним компонентом. «Опыт» играет активную роль в познавательном процессе. Л. С. Выготский называл «опыт» «уровнем актуального развития» (УАР) личности. Составной частью обучаемости наряду с «опытом» является ее динамическая часть: «зона ближайшего развития» (ЗБР), которая определяет потенциальные познавательные возможности человека в виде способности усваивать учебную информацию под руководством или в сотрудничестве с наставником, учителем, т.е. прогнозирование потенциальных познавательных особенностей субъекта. Психологическим основанием ЗБР является сознательное и внутренне контролируемое «подражание» обучаемого действиям обучающего. Ю. 3. Гильбух предложил структуру ЗБР в виде зон «актуального обучения» 1 (ЗАО) и «творческой самостоятельности» (ЗТС). Обе «зоны» диалектически взаимосвязаны и структурно сочленены. «Зона ближайшего развития» существует потенциально. Она реализуется в процессе чередования ЗАО и ЗТС и закрепляется в способах интеллектуальной деятельности в актуальном опыте субъекта.

Таким образом, обучаемость как психологическая категория структурирована по крайней мере в трех плоскостях. Первая плоскость определяется как общая и специфическая обучаемость; вторая - как темп, избирательность и направленность усвоения учебной информации и, наконец, третья плоскость - это динамический и статический аспекты: процесс «усвоения» и «опыт» как активное хранение и употребление усвоенной информации. Процесс «усвоения» характерен внутренней динамической структуре, представляющей собой диалектическое единство двух процессов - ЗАО и ЗТС.

  • 2. Содержательно-логическая (качественная ) модель , основанная на положениях теоретической модели (гипотезы), отражает редуцированное совокупное представление экспериментатора о содержании предмета исследования. В рассматриваемом случае обучаемость (ОБЧ) как характеристика познавательной активности субъекта представляет собой некую функцию единства статической и динамической составляющих процесса обучения - «уровня актуального развития» в форме «опыта» (Он), «зоны актуального обучения» в форме «подражания» (По) и «зоны творческой самостоятельности» (ТС): ОБЧ = / (Он, По, ТС).
  • 3. Инструментально-методическая модель включает методические средства психологического измерения элементов концептуально-теоретической и содержательно-логической моделей.

В нашем случае были выбраны методики, прошедшие проверку достоверности в ряде образовательных организаций Москвы. Выборка составила более 1200 учеников старших классов. В целях измерения переменной «опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенных в процессе изучения школьной программы (ШТУР). «Подражание» было измерено при помощи ориентировочных тестов (ТПА-САД). «Творческая самостоятельность» определяется при помощи методики оценки креативности (модификация теста С. Медника) .

  • 4. Формально-количественная (.математическая) модель обучаемости представляет собой математическую функцию «опыта», «подражания» и «творческой самостоятельности». Эмпирически было определено, что каждый элемент входит в ОБЧ со своим весовым коэффициентом: Оп -
  • 0,333; По - 0,343; ТС - 0,324. В качестве абстрактной модели путем аппроксимации методом наименьших квадратов была выбрана линейная регрессия {у = b + ах г). «Опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенные в процессе изучения школьной программы, и моделируется в виде уравнения линейной регрессии: У 0п = 2,52 + 0,44х 1? где У 0п - оценка «опыта»; х { - показатель теста. Коэффициент корреляции R xy = 0,54 х 2 - показатель ориентировочного теста. Коэффициент корреляции R vy = 0,67 R 4/ = 0,42 (р 0,05)1.

Таким образом, ОБЧ рассчитывалась по формуле ОБЧ = 2,53 + 0,15^! + + 0,09х 2 + 0,01лг 3 , которая представляет собой математическую модель оценки обучаемости, т.е. мы имеем дело с моделью прогноза обучаемости, которую можно вполне использовать в учебно-воспитательном процессе в школе.

5. Интерпретационная модель представляет собой совокупный вывод об уровне развития и проявления переменных «опыта», «подражания» и «креатипости» испытуемых, основанный на параметрах нормального распределения данных (Закон Гаусса - Лапласа). Интерпретационная модель может быть описана в виде диапазонов показателей в «сырых» значениях тестов или в стандартных баллах. Расчет границ диапазонов производится по формуле М х + 8 Г Число интерпретационных диапазонов определяется исходя из необходимой размерности поля решений об уровне развития исследуемого качества.

Например, если поле решений в рамках обучения в образовательной организации предполагает четырехбалльную оценку исследуемого качества, то интерпретационная модель будет состоять из четырех интерпретационных диапазонов (рис. 6.2). 1

Рис. 6.2.

Таким образом, в широком смысле основной целью моделирования является формирование экспериментальной гипотезы и выполнение мероприятий по ее экспериментальному подтверждению.

Организационно-процессуальная модель психологического эксперимента. Моделирование процесса психологического исследования представляет следующий общий алгоритм: возникшая социальная или научная потребность приводит к гипотетическим представлениям, требующим экспериментальной апробации, в результате которой гипотеза принимается или отвергается (рис. 6.3).


Рис. 6.3.

В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся на теоретических изысканиях, небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Проверка выдвигаемых гипотез осуществляется в ходе специально поставленного эксперимента. В этом случае теоретическая гипотеза преобразуется в экспериментальную, т.е. в некую конструкцию измеряемых переменных.

Моделирование эксперимента возможно на основе понимания сущности самой экспериментальной процедуры. Представление экспериментальной процедуры с момента вхождения эксперимента в психологическую науку основывалось на традиции бихевиоризма. Именно в этом ключе начальное теоретическое обоснование психологического эксперимента дал В. Вундт. Исследователи Вюрцбургской школы, в частности И. Ах (N. Ach), ставили под сомнение адекватность модели «S-R» («стимул - реакция») для целей психологического исследования, указывая, что в экспериментальную ситуацию вмешивается сам исследователь (инструкция, общение с испытуемым и т.д.), а стимул необходимо рассматривать и как экспериментальное воздействие, и как межличностное взаимодействие. Л. С. Выготский также отмечал непригодность бихевиористской модели эксперимента, так как схема «S-R», рассматривая психику испытуемого как реактивную, применима лишь для исследования низших психических функций. По его мнению, активность испытуемого должна быть основанием для изучения высших психических функций человека. Инструментальный метод, предусматривающий зту активность, должен быть господствующим в психологическом эксперименте. Л. С. Выготский представил соответствующую модель эксперимента (рис. 6.4).


Рис. 6.4.

по Л. С. Выготскому

Поскольку в естественнонаучном психологическом исследовании материалом является поведение человека, то так называемая модель эксперимента описывается особым логическим языком, который разрабатывали К. Левин (К. Lewin), Ч. Филмор (С. Fillmore), Г. X. фон Врихт (G. Н. von Wright), Г. А. Балл, Ж. Нюттен (J. Nuttin), Т. Парсонс (Т. Parsons) и др. При этом А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пона- марев, А. В. Брушлинский и другие исследователи в качестве глобальных понятийных конструктов использовали среду (мир, окружение, множество объектов), систему (агент, субъект), действие (операция, поведение, акт), взаимодействие среды и системы.

В современных разработках моделей психологического эксперимента доминирует принцип действительности , т.е. различаются явные и скрытые переменные, их отношения, связи, а также строится логика интерпретации. Также учитывается изменение состояний среды, системы и состояний субъекта. Рассматриваются две формы взаимодействия среды и системы, где поведение направлено на среду (исполнительское действие, преобразование) и характеристику смены пространственно-временных состояний системы. Предусматривается также возможность двух вариантов описания поведения и действия - активного целесообразного и реактивного поведения. В соответствии с этим определяются два типа его объяснения - телеологическое 1 и каузальное 1 . Их взаимодополняемость подчеркивал Н. А. Бернштейн.

Экспериментирование в психологии отличается обилием неопределенностей, которые являются источником ошибок. Зачастую чем полновеснее психологические данные, тем больше вероятность неясностей и ошибок. Проблема модели психологического эксперимента состоит не столько в адекватном применении статистических процедур (разработано множество совершенных математических методов анализа и интерпретации данных), сколько в применении статистики в отношении адекватно выбранных переменных. Имеют место проблемы валидности динамики переменных, умения найти факты их изменения вследствие экспериментального воздействия. Проблемы объяснения динамики переменных в психологическом эксперименте сродни «искусству понимания» сущности личности испытуемого.

Существенной проблемой интерпретации экспериментальных результатов является выбор стратегии интерпретации психологических данных. К первой стратегии можно отнести представления о детерминации взаимодействия в структуре личности различных черт. В этом ракурсе человек представляется как соотнесение бинарных личностных свойств. Вторая стратегия отличается выраженной профильностью или радикализмом. Бинарные системы противоположных черт в структуре личности могут иметь определенный акцент - радикал, который складывается из частей (черт, качеств) и представляет собой целое, структуру личности. Задача эксперимента - выявить эту структуру, определить ее динамические составляющие и жесткий, относительно неизменный «каркас».

Таким образом, модель экспериментального исследования представляет собой систему не только взаимодействия переменных, но и взаимоотношений исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации.

Основными элементами ситуации эксперимента могут являться: 1) объект воздействия (агент, субъект, человек, группа) с его контролируемыми и неконтролируемыми параметрами (возраст, пол, уровень знаний, умений, навыков, определенные психические переменные, мотивация) - ОВ; ; 2) формальное взаимодействие испытуемого и исследователя (экспериментальная задача (цель), экспериментальное воздействие, инструментальная задача, инструкция, прибор) - ФВ ИИ; 3) эмоциональное взаимодействие испытуемого и исследователя (неформальные отношения, симпатия/анти - патия) - ЭВ ИИ; 4) взаимодействие в обследуемой группе (формальные и неформальные отношения, «эффект группы») - ВОГ; 5) взаимодействие со средой (фон, множество объектов, информационные факторы, факторы обитаемости) - ВС; 6) действие (понимание инструкции, принятие решений, исполнение решений, удовлетворенность, усталость) - Д.

Временные, процессуальные и пространственные факторы относительно упорядочивают элементы системы таким образом, как показано на схеме (рис. 6.5).


Рис. 6.5.

Следует подчеркнуть, что задачей моделирования экспериментальных воздействий является максимальное приближение эксперимента, с одной стороны, к реальности, с другой - к гипотезе. В. Н. Дружинин предложил гипотетическую схему отношений между основными характеристиками экспериментального исследования в виде некой системы координат 1 (рис. 6.6).


Рис. 6.6.

Наибольшее приближение к теории или гипотезе является основной задачей проектирования эксперимента. Этому стремлению соответствует так называемый «идеальный эксперимент » - так его впервые назвал Г. Кэппел (G. Керре]) . Провести «идеальный эксперимент» практически невозможно, так как предполагается, что исследователь, манипулируя независимой переменной, осуществляет полный контроль зависимой переменной. Также предполагается, что экспериментатор обеспечивает постоянство условий, эквивалентность и неизменность выборок, «отсутствие» временных характеристик, возможность одновременного проведения экспериментальных воздействий, а также повторения эксперимента в различных ситуациях и с любыми испытуемыми. Мерой приближения «идеального эксперимента» к гипотезе является операционная валидность. Координата «реальность» предполагает соотношение гипотезы и внешних условий проведения эксперимента. В экспериментальной

психологии существует такое понятие, как «эксперимент полного соответствия », где осуществляется экспериментальное воспроизведение практики. Мерой соответствия такого исследования реальной ситуации является внешняя валидность, т.е. возможность переноса экспериментальных результатов в реальную жизнь и их обобщение для других объектов.

Д. Кэмпбелл «реальный эксперимент» связывает с внутренней валидностью, т.е. мерой влияния на зависимую переменную тех условий (независимой и внешних переменных), которыми варьирует исследователь. «Реальный эксперимент» осуществляется в условиях, при которых переменные контролируются не полностью. Поэтому планирование эксперимента преследует главную цель - повышение валидности. И чем она выше, тем выше вероятность того, что эффект вызван именно изменением независимой переменной.

Братко А. А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. Причинно-следственная характеристика поведения человека.

  • Об этом написаны труды В. Дильтея, Ф. Шлейермахера.
  • См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 87.
  • КерреIG. Design and Analysis. A Researcher’s Handbook. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-
  • Моделирование психологических механизмов

    Руководствуясь приведенным выше определением психологических механизмов, отнесем к данному направлению все работы, дающие в том или ином виде описание любых психических явлений и любых форм и уровней психологической организации животных, человека и социальных групп. И тогда любые умозрительные построения и любые теоретические обобщения эмпирического материала, известные психологической науке, выступают психологическими моделями психики или ее проявлений. Эмпирический материал поставляет психологическое моделирование и естественное наблюдение.

    Указанные модели презентируются через описания в знаковой форме. По характеру воспроизводимых сторон психики это преимущественно структурные и смешанные модели, реже – функциональные. Соответствующие примеры уже приводились выше.

    Благодаря научной деятельности именно в этом направлении, современная психология подразделила все психические явления натри разряда: процессы, состояния и свойства. Правда, известны предложения ввести четвертый разряд – психические конструкты, куда должны быть включены такие психические явления, как образы, понятия, мотивы и другие образования, являющиеся как бы итогом протекания психических процессов или состояний . Именно этот вид моделирования позволил выделить три функциональных сферы психики со своими специфическими процессами, состояниями, свойствами и конструктами: познавательную (когнитивную), регуляционную и интеграционную . В рамках именно этого вида исследовательской деятельности и формулируются определения всех психических явлений от сенсорного порога до сознания, личности и деятельности. В конечном итоге именно этот вид научных изысканий формализует представления ученых о психической организации человека в виде разнообразных теорий личности и социально-психологического устройства общества.

    Психологическое моделирование заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

    Сопоставляя исходные условия психогенной ситуации с параметрами поведения объекта, можно, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования, во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей, и, в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.



    Основные особенности психологического моделирования

    1. Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика.

    2. Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет).

    3. Применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимулького материала), технических устройств (например, экспонирующегооборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторыхвидах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии).

    4. Целенаправленность воздействий на объект.

    5. Гуманизация воздействий.

    6. Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7. Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.

    Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии вплоть до спровоцированного наблюдения и интроспекции. Наиболее характерны в этом отношении, безусловно, лабораторный эксперимент, тестирование, психофизиологические и психотерапевтические методы.

    Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. В психотерапевтической практике именно сами психогенные ситуации зачастую выступают инструментом оказания психологической помощи. Классический пример тому – психодрама, где, собственно, сценическое действо должно приводить к терапевтическому эффекту (катарсису). Специфическим видом психологического моделирования являются психотренинги. В них особенно ярко представлены все перечисленные выше признаки этого направления.


    Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения

    Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов.

    Указанные категории и обозначаемые ими психические явления являются предметом исследования бурно развивающейся в последние десятилетия отрасли психологической науки, именуемой психосемантикой. С основными достижениями в этой области можно ознакомиться в работах В. Ф. Петренко .

    Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

    Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

    Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

    Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:
    - системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
    - требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
    - изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
    - требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

    Задачи моделирования:

    - описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
    - прогнозирование развития психических явлений;
    - идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
    - оптимизация условий протекания психических процессов.

    Коротко о классификации моделей в психологии. Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые. Вспомним верного друга человека -собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н. Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

    Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это:
    - буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н. Обозова);
    - модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В. Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей);
    - графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые - возможные переходы из одного состояния в другое);
    - математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;
    - кибернетические модели построены на основе теории систем автоматического управления и имитации, теории информации и т. д.