Обучение математике дошколят. Консультация на тему: Математическая подготовка ребенка к школе

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Математическая подготовка ребенка к школе

Уважаемые родители! Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале

На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:

  • считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  • уменьшать и увеличивать число на 1;
  • сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
  • сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;
  • размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
  • различать цвет и форму предметов;
  • различать геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги.

С целью развития мышления детей можно использовать приведенные ниже задания: задачи на нахождение одинаковых свойств предмета, задачи на нахождение различных свойств предмета, игра "Что лишнее?", задачи на поиск недостающих фигур, задачи на количественные и качественные соотношения предметов, счет в пределах 10.

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета

Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.

Задачи на нахождение различных свойств предмета

Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.

Игра "Что лишнее?"

Задание 1.

Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?

Задание 2.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
- Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?

Задачи на поиск недостающих фигур

Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задачи на количественные и качественные соотношения предметов

1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10

Задание 1.

Задание 3.

а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.

Задание 4.

а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математическая подготовка детей к школе»

Подготовила: Петрова Людмила Геннадиевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Цель программы: развитие математических представлений и логики у детей подготовительной группы к обучению в школе.

Задачи:

Развитие математических представлений о числах и цифрах;

Знакомство с математическими знаками;

Развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

Развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Актуальность разработки и реализации данной рабочей программы по математике в нашем образовательном учреждении была обусловлена наличием двух подготовительных к школе групп воспитанников, которые в будущем учебном году должны начать обучение в школе. Современная школа предъявляет некоторые требования к уровню математических знаний и умений воспитанников, что необходимо учитывать, переводя ребенка из детского сада на следующую ступень образования. Кроме того, родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. А если ребенок, имеющий недостаточный математический уровень готовности к школе, станет первоклассником, велика вероятность сложной адаптации к условиям школьного обучения. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы - восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

    Учет индивидуальных возможностей и способностей ребят.

    Уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

    Комплексный подход при разработке занятий.

    Систематичность и последовательность занятий.

    Вариативность содержания и форм проведения занятий.

    Наглядность.

Форма занятий - совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Средства, необходимые для реализации программы:

    учебно-тематическое планирование;

    рабочие тетради;

    прописи « Изучаем математику» Бурдиной С.В.;

    наглядные пособия;

    счетный материал;

Тематическое планирование.п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТБ на занятиях и во время перемены. Счёт предметов. Числа от 0 до3. Цифра 0.

Число и цифра 1. Логические задачи (на пространственную ориентацию, определение геометрических фигур в рисунках).

Число и цифра 2. Состав числа 2. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 3. Состав числа 3. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 4. Состав числа 4. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение чисел. Логические задачи (нахождение в группе предметов «лишнего» предмета).

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Число и цифра 7. Состав числа 7. Логические задачи (задание на развитие внимания).

Число и цифра 8. Состав числа 8. Сравнение чисел. Логические задачи (продолжение логического ряда).

Число и цифра 9. Состав числа 9. Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Число и цифра 10. Состав числа 10. Сравнение чисел.

Счёт через один в пределах первого десятка. Прямой и обратный счёт до 10.

Логические задачи (продолжение логического ряда, заполнение девятого квадрата, рисование фигур по клеточкам). Сравнение чисел.

Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. Сравнение чисел. Повторение.

Смысл арифметического действия «сложение».

Смысл арифметического действия «вычитание».

Прибавление и вычитание числа 1.

Прибавление и вычитание числа 2. Состав чисел.

Прибавление и вычитание числа 3. Логические задачи (нахождение лишнего).

Прибавление и вычитание числа 4.

Знакомство с задачей.

Прибавление и вычитание числа 5. Решение задач. Повторение состава числа 5.

Прибавление и вычитание числа 6. Повторение состава числа 6.

Прибавление и вычитание числа 7. Придумывание задач по рисунку и выражению.

Прибавление и вычитание числа 8. Счёт через один. Логические задачи (

Состав числа 10.

Повторение состава чисел 8 и 9. Логические задачи (определение геометрических фигур в рисунке).

Образование чисел второго десятка. Счёт в пределах 20.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения у дошкольников формируются следующие предпосылки универсальных учебных действий:

Предметные:

    называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    соотносить цифру с числом предметов;

    пользоваться знаками арифметических действий;

    составлять и решать задачи в одно действие сложение или вычитание;

    порядковый счет в пределах 20;

    состав числа первого десятка;

    предшествующее число, последующее, числа - соседи;

    понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;

    знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;

    направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;

    ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Формы и способы подведения итогов реализации программы.

Способы и методики определения результативности образовательной программы разнообразны. Степень помощи, которую оказывает учитель обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий. Наглядное представление о результатах работы дают рабочие тетради и прописи детей. Положительные результаты поощряются печатью с рисунком. Это помогает обучающимся внимательнее и серьёзнее подходить к собственным работам и стимулирует их активность. По окончанию обучения проводится последнее открытое занятие для родителей.

По итогам учебного полугодия и года курса обучения проводятся диагностические занятия, на которых знания и умения обучающихся оцениваются словесно.

Литература:

    Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Бурдина С. В. Изучаем математику. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1, 2. - Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2014.

    Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.

    Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения математике. - М., 1994.

    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] - М. : Просвещение, 2012.

    Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

    Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

ова НА., Герасимова Л.П.

Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов : развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников - мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.

Термин «готовность к школе » традиционно воспринимается педагогами дошкольного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).

Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков . Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п.

При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школ е: мотивационный, содержательный и процессуальный.

Мотивационный компонент готовности включает:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;



Интерес к математической стороне действительности;

Желание изучать математику.

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);

Особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

Уровень познавательной активности в целом.

Процессуальный компонент - это:

Умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более степень сформированности познавательной активности.

В связи с этим для выявления общеучебных умений надо подбирать задания попарно : например, первое задание - угадай, расскажи, посчитай, покажи и т. п., второе - сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для детей сложнее, но именно выполнение таких заданий свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к обучению в школе.

Важные показатели готовности к школе – продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), особенности умственного развития и учебной деятельности .

В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание . В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания. Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности.

В связи с этим уровень развития умственных способностей – один из важных показателей готовности ребенка к школе . Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.

Исследования показывают, что высокий уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие изменения условий, правил, требования режима обучения, жизни и деятельности в целом.

Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительное отношение дошкольников к обучению , которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, - т.е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и его труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относится к ней.

Изучать уровень готовности детей шести-, семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.

Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях мышления, речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке .

В качестве диагностических (тестовых) упражнений можно использовать задания такого типа.

1. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Когда ты пойдешь в школу? Что ты знаешь о школе? Хочется ли тебе учиться в школе?»

2. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Любишь ты занятия по математике? А как ты думаешь, что делают ученики на уроках математики?»

3. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными в случайной последовательности, и просят назвать и показать их.

4. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными, - игра «Найди соседей».

5. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд - восемь больших кружочков, нижний - девять маленьких, которые размещаются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

6. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

7. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, какие геометрические фигуры он узнает на картинке. (Окна квадратной формы, двери - прямоугольные и т. д.)

8. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов

9.Перед ребенком лежит картинка, на которой изображено десять разных предметов, размещенных в ряд. Ребенка просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На котором по счету месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т. д.

10. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок (узор), затем нарисовать в тетради в клеточку. После этого дети сравнивают собственные результаты с образцом, т. е. демонстрируют навыки самоконтроля и самооценки.

Дети рисуют внизу в уголке страницы флажок: если выполнено правильно, красный, если неправильно - синий.

11.Ребенку предлагают выложить из цветных палочек: квадрат, треугольник, пятиугольник, лодочку, елочку и т. д.

По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению . Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми.

Условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

К первому уровню следует отнести готовность детей, которые хорошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют хорошие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т. п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

Ко второму уровню можно отнести готовность детей, которые овладели программой данной группы ; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

К третьему уровню относится готовность детей, которые слабо усвоили программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети, которые принадлежат к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к учебной деятельности, неправильно используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.

Педагогическую работу по подготовке детей к школе следует направитьна полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков и на достижение у них достаточно качественной математической готовности к школе .

Усилия педагогического коллектива должны обеспечить формирование у детей прочных знаний и умений в объеме Программы воспитания в детском саду, развитие у них речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок был самый умный, самый образованный, самый успешный и, конечно, счастливый. Ради него мы готовы пожертвовать всем, подарить ему целый мир, всему научить, и обучение счету – не последнее в этом ряду. Но, к сожалению, мы не всегда знаем, с чего начинать обучение математике, что от него требовать, и вообще, как подготовить его к школе.

ЗАЧЕМ МАЛыШУ МАТЕМАТИКА?

Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек способен к счету. К тому же без счета мы не можем обойтись и дня. Считают все: и школьники, и домохозяйки, и бизнесмены, и ученые.
Вторая причина – счет способствует физическому развитию мозга, а значит, и интеллекта ребенка. Главное же для дошкольника – научиться мыслительным логическим процессам.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Что же должен знать будущий школьник?

Чтобы подготовить малыша к школе, главное – научите ребенка считать до десяти (туда и обратно), складывать и вычитать в пределах десятка. Потом ему будет намного легче освоить счет до 20, 30 или до 100. Сейчас много книг и тетрадей-раскрасок для малышей "Учись считать", "Учись думать". На обратной стороне книг авторы объясняют свои задачи. Выбирая литературу, исходите из этого.


К школе ребенок должен знать прямой и обратный счет до 10 (минимум) или до 30 (это зависит от ребенка), уметь складывать и вычитать в этих пределах. 6-летний дошкольник должен уметь решать разные арифметические задачи, когда можно наглядно сосчитать предметы.
Например, показывают 2 вазы с яблоками. В одной 2 яблока, в другой 3. Сколько нужно яблок добавить в первую вазу, чтобы их получилось столько, сколько в первой вазе?"
Ребенок должен уметь решать задачи, решающиеся в уме. Например, "Представь, что в коробке для карандашей 4 карандаша, а я добавляю туда еще 2. Сколько стало карандашей в коробке?"


К школе у ребенка формируются зачатки абстрактных представлений. В подготовительной группе ребенок должен знать геометрические фигуры, направления движения, ориентироваться по часам. У него должны быть сформированы измерительные навыки, он должен уметь сравнивать множества (больше - меньше). Например, в одной коробке 5 карандашей, в другой – 6, значит, в первой коробке карандашей на один меньше, чем во второй.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ?
НАШИ ПАЛЬЧИКИ СЧИТАЛИ

Обучение счету нужно начинать с 3 лет.
Первый этап – освоение количества. Начинаем с количественных представлений, таких понятий как "много – мало", "один - много", "ничего - много". Потом, когда малыш осознает число "один", постепенно добавляем следующие числа.
Ребенок знакомится с математикой, начиная с себя, со своего тела. Он узнает, что у него один нос и два глаза, две руки, две ноги и один рот, а пальцев на одной руке пять. Считайте с ним его уши, глаза ("сколько у тебя ручек, глазок?"), считайте пальчики на одной руке, на другой, на ногах. Периодически задавайте ему вопросы: сколько ног (глаз, ушей) у мамы, у папы, у бабушки, у куклы, у мишки (сколько верхних лапок, сколько нижних).

Обучать математике ребенка можно между делом. Например, играя, гуляя, моя посуду (сколько чашек, тарелок я помыла, сколько осталось). Во время прогулки считайте листочки, цветочки и лепесточки, птичек и камешки.
Когда малыш играет с игрушками, спрашивайте, сколько у него машинок, кукол, кубиков, мячиков, сколько машинок на полу, а сколько в ящике. Обучение счету девочек и мальчиков совершенно одинаково. Просто оперируйте игрушками в зависимости от пола ребенка: с мальчиком разговаривайте об его машинках (сколько колес, рулей у машины), с девочкой – о куклах.
Так, возьмите куклу и ее вещи (например, 2 трусиков, 5 платьев, носочки). Предложите девочке поиграть: "Давай оденем куклу. Сколько тебе нужно платьев, носочков, чтобы одеть куклу? Сколько всего ты взяла трусиков? носочков?"
Когда ребенок научится легко считать предметы, задачу усложняем: рассматриваем картинки с предметами и считаем их на картинке.
Учите с малышом скороговорки, песенки, стишки, включающие в себя счет. Они помогают ребенку запомнить последовательность чисел.

ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ: ДВА ПЛЮС ДВА – ЧЕТЫРЕ.

Второй этап обучения счету - складывание.
Возьмите один мяч (стакан, кубик) и одновременно медленно скажите "один плюс". Затем возьмите второй предмет и одновременно скажите "один равняется" и, пододвигая к малышу оба предмета, произносите "двум". Повторите снова эти действия со словами "один плюс один равняется двум" или "один плюс один – два". Пусть ребенок говорит с вами.
Потом можете положить перед ним один мяч, затем другой и спросить, сколько всего мячей перед ним. Помогайте, подсказывайте малышу, не раздражаясь. Он не обязан быть вундеркиндом. Объясните, почему мячика стало два, снова пересчитав оба мяча.
Когда ребенок освоит, что один плюс один будет два, усложните задачу: прибавьте к двум мячам еще один. После решения ребенком одной задачи (но не раньше), ставьте перед ним другую. Каждое занятие должно состоять не более, чем из трех уравнений.

Не бойтесь слов "плюс" и "равняется". Не надо объяснять их значения, ребенок поймет это из контекста.
Всегда придерживайтесь одной манеры изложения, употребляя одни и те же термины. Если вы сказали один раз фразу: "один плюс два равняется трем", не стоит потом ее менять на другие, например: "к одному прибавить два будет три".
Дети видят не символы, а факты. Когда вы их учите фактам, они сами делают выводы и постигают правила. Если мы меняем термины, то ребенок имеет основания считать, что с терминами изменились и правила.
Дети – это маленькие ученые. Они обладают удивительной способностью открывать законы, если мы им сообщим факты. За первые три года ребенок усваивает больше фактов, чем за всю последующую жизнь. Затем он систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.

СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - ВЫЧИТАНИЕ.

Принципы обучения математике на этом этапе – те же.
Вы показываете 2 кубика, затем убираете один, одновременно говоря: "два минус один равняется одному".
В начале учите малыша складывать и вычитать на предметах, потом на картинках, на которых изображены эти предметы. И только потом используйте сюжетные картинки. Например, на картинке нарисована поляна, на ней 4 гриба. Белка забирает 1 гриб. Вы внимательно рассматриваете картинку: поляну, грибы (пересчитываете их), белку с грибом, потом спрашиваете: "сколько осталось грибов на поляне?"

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТь, УЧИМСЯ СЧИТАТЬ…

В 4 года начинаем малыша знакомить с цифрами. Цифра – это символ, обозначающий количество, а когда мы используем слово "число", мы имеем в виду реальное количество (не символ, а факт) самих объектов.
Сделайте карточки из белого картона, цифры напишите красным фломастером (внимание детей лучше всего привлекает этот цвет, тем более он создает хороший контраст на белом фоне). При написании пользуйтесь одним и тем же шрифтом.
В начале выберите набор цифр от 1 до 3. Показывайте по порядку, потом – в разбивку. Затем составляйте легкие уравнения. Воспользуйтесь знаками плюса, минуса, равенства.
Кстати, в дошкольную математику входят и представления о форме, величине, длительности, протяженности, пространстве, расположению между предметами и расположению по отношению к ребенку (впереди-сзади, слева-справа).

В 4 года ребенок должен не только уметь считать до 5, но и познакомиться с понятиями равенства – неравенства. Например, если в одной руке 2 камешка и в другой - два камешка, то количество камешков в обеих руках равное, и "два равно двум". Если в правой руке один камешек, а в левой – два, то количество камешков неравное, и "два не равно одному".
В 5 лет ребенок должен уметь считать до 6-8, в 6 лет – до 10, складывать и вычитать в этих пределах.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: БЫСТРЫЙ СЧЕТ. НУЖЕН ЛИ ОН?

Я хотела научить своего ребенка быстрому счету, - делится со мной мама 9-летнего Игоря. - Делала специальные карточки (до 100), наклеивала на них точки (на последних карточках было по 99, по 100 точек). Показывала быстро их малышу, он определял количество точек на карточке. Потом составляла с карточками уравнения, и достаточно, сложные (например, двадцать точек плюс пятнадцать). Мой сын уже в три года мог решать математические задачи. Но оказалось, все было напрасно. Когда я отдала его в детский сад, воспитатели не слишком обрадовались успехам моего сына. А в школе у него вообще начались проблемы с математикой. Выяснилось, что, увлекшись техникой счета и доведя ее до автоматизма, мы упустили другую, не менее важную вещь - логическое мышление. Теперь догоняем остальных".


Это - главная ошибка родителей. Решив воспитать маленького гения, они стремятся к высотам математики и информатики, и забывают (конечно, по не знанию) привить детям элементарные навыки. Например, есть дети, великолепно считающие и решающие задачи, но не знающие состава числа в пределах десятка. Они умеют считать автоматически, но как это делать, логически не понимают. Неосмысленный счет в последствии выльется в проблемы с математикой, ребенок будет путаться. А переучиваться всегда сложнее.
А какие ошибки еще делают родители?

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Часто родители стараются ускорить обучение ребенка математике, перешагивая через важные этапы его развития и необходимые для ребенка в его возрасте знания. Этого ни в коем случае нельзя делать. Есть дети, которые умеют играть в компьютерные игры, но не умеют играть с игрушками и не знают стишки Чуковского. А игрушки (обучение счету на игрушках) и детские стишки, считалки для него в этом возрасте ВАЖНЕЕ. И это упущение обязательно скажется в дальнейшем на развитии ребенка.


2. Некоторые родители, гоняясь за высокими результатами в обучении счету, забывают дать малышу представления о величине, форме, пространстве, времени, протяженности и длительности. Некоторые дети считают до 100, но не умеют сравнивать величины: высокий дом или низкий, длинная или короткая дорога, узкий или широкий шарф, не знают геометрические фигуры. Кстати, задачи на сравнение предметов по признакам и свойствам развивают логику. И ими пренебрегать нельзя. Разобраться в этом малыш должен в дошкольном возрасте, потом ему будет сложнее, и впоследствии это приведет ребенка к проблемам с геометрией в школе.


3. Еще одна ошибка родителей: часто они завышают требования к ребенку, не учитывая его возраста. Например, в 2 года требуют от малыша, чтобы он знал цифры, а у него в этом возрасте еще нет абстрактного мышления.


4. Часто родители ругают детей, раздражаются, если они считают медленно или неправильно, что-то не понимают. Далеко не все рождаются математиками и логиками. Может быть, ваш малыш – гуманитарий и ему близко искусство и творчество. Тогда не стоит насильно "лепить" из него гения математики. Порадуйтесь тому, что он такой эмоциональный, ласковый, чувствующий, понимающий.


5. У родителей, к сожалению, нет системы обучения счету. Им свойственно в обучении математике перепрыгивать с одного уровня сложности на другой. В результате, ребенок еще не освоил само понятие числа, а у него уже спрашивают, сколько будет 2 плюс 3. Особенно сложно приходится детям, воспитывающимся дома.


6. Еще хуже, когда родители ставят сразу перед ребенком несколько задач. Решить их в раз малышу не под силу. Пусть cначала он справится с одной задачей, поймет суть ее решения, и только тогда давайте ему другую задачу.


7. Чаще всего математика дома детям объясняется на пальцах. Ребенку сложно понять то, о чем идет речь из-за отсутствия наглядного материала. Чтобы понять, ему нужно все увидеть и потрогать. Поэтому дома (даже если ребенок ходит в детский сад) обязательно должен быть счетный материал, чтобы ребенок мог закрепить пройденный в детском саду материал.
Счетный материал можно купить, а можно изготовить самим вместе с ребенком из нетолстого картона, желательно цветного (или наклеить на белый картон цветную бумагу), а потом вырезать фигурки в виде домиков, грибков, елочек, корабликов, птичек, мышек.


8. Многие родители не терпеливы и торопят ребенка во время обучения счету("ну, ну, сколько?"). Главное – не скорость, а понимание сути.


9. Готовя ребенка к школе, многие родители превращают обучение счету в скучные, нудные занятия, напоминающие школьные уроки.
Математика – абстрактная наука, поэтому при обучении счету малыша нужно заинтересовать. Помните, что занятия должны приносить удовольствие как вам, так и ребенку, и проходить в виде игры.
Игра – основная деятельность дошколят. Занимайтесь только в хорошем, приподнятом настроении (чтобы не отбить у ребенка желание заниматься, обучаться, что-то познавать). Как это не покажется вам парадоксальным, чтобы привлечь интерес ребенка к этой абстрактной науке, нужно быть с ним очень эмоциональным, даже подчеркнуто эмоциональным. А значит, будьте радостны и доброжелательны.


Кудрявцева Оксана Игоревна,студентИнститута Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Особенности математической готовности детей к школе

Аннотация.Статья посвящена вопросу математической готовности детей к школе. Определены и проанализированы компоненты как общей, так и специальной (математической) готовности детей к школе. На основе эмпирического исследованияпо выявлению особенностей математической готовности детей к школесоставлены рекомендации родителям и педагогам поповышениюуровня знаний, умений и навыков в области математики.Ключевые слова:математическая готовность, общая готовностьдетей к школе.

Общая готовностьдетей к школе предусматриваетспецифическуюорганизацию педагогической работы. Такая организация создает условия,способствующие повышениюуровняобщего развития детей старшего дошкольного возраста. Кроме общего развития, работа детского дошкольного общеобразовательного учреждениятакжепредполагаетспециальную подготовку детей к изучениюучебных предметов в начальной школе.

В данной статье обратим внимание на математическую готовность, так как в XXIвекепроблема обучения математике приобретает все большую значимость. Математика является сложной наукой, которая вызывает у детей затруднения в освоении школьной программы по математике. Не исключено, что некоторая часть детей, пришедших в школу,не владеет элементарными математическими представлениями и не имеет склонности к изучению данной науки.Следовательно, от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе.Подытожив вышесказанное,следует сделать вывод о том, чтоодним из главных критериевготовности детей к обучению в школе является математическая готовность.

Прежде чем раскрытьвопрос, касающийся математической готовности, следует принять во внимание краткую характеристику общейготовности детей к школе.Вопросы, связанные с общейготовностьюдетей к школьному обучению,в своих трудахзатронулитакие отечественные и зарубежные авторы, как А. Л. Сюротюк и М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А.В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Анастази, И. Шванцар, Ш. А. Амонашвили, Р.С.Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукермани др.Проанализировав трактовки понятия «готовность к школьному обучению» вышеуказанных авторов, следуетрассматривать еёкак общую развитость личности, котораяблагоприятно осваиваетшкольную программу, систематически включается в процессобучения и обладатьопределенными свойствами и качествами, которыми необходимо овладеть в дошкольном возрасте посредством умственного, психического, эстетического и физического развития.Таким образом, понятие «готовность к школьному обучению»‬целостное образование, которое требует комплексных психологическихи педагогическихисследований.Для того чтобы проводить исследование по выявлению уровня общей готовности к школьному обучению необходимо знать, что в структуреобщей готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Мотивационная готовность.2.Волевая готовность.3.Интеллектуальная готовность.4.Социальнопсихологическая готовность.5.Личностная готовность.

Изучиви проанализировавкомпоненты готовности детей к школе, выдвинутые в работах следующих авторовО. О. Гониной, Н. И. Гуткиной, Г. В. Фадинойидр., можно представить их в таблице 1. Таблица 1Компоненты готовности к обучению в школе

№ Компонент готовностиСущность компонентаОсобенности компонента1МотивационныйМотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию.Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний). Если учебная мотивация ребенкане сформирована, то возникают трудности в адаптации его к новым условиям, например, к классному коллективу и учителю. Могут быть следующие проявляющиеся признаки: ребенок недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,недостаточная эмоциональнаяустойчивость, апатияи др., что приводит к дезадаптации в классном коллективе. 2ВолевойСпособность ребенка усердно трудиться, выполняя требования учителя, приспособленность к школьному режиму, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью.Завершение основных элементов волевого действияпроисходитк концу дошкольного периода: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 3ИнтеллектуальныйСпособность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация; способность устанавливать в процессе учебной деятельности причинноРазвитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:1.Элементы показатели представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений.2.Уровень познавательной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Предпосылки следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает также определенные знания по окружающему миру и некоторые учебные навыки.для формирования учебной деятельности:умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила.3.Элементарные учебные навыки: осуществление звукового анализа слова, чтения, счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

4СоциальнопсихологическийПодразумевает формирование у детей коммуникативных качеств,необходимых для общенияс другими детьми, учителями.Включает в себя наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь налаживать контактсо старшими по возрасту людьми сверстниками, выполнятьпросьбы итребования учителя, производить контрольсвоего поведения.5ЛичностныйФормирование у ребенка личностных качеств необходимых для принятия новой социальной позиции.Параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью ребенком:1.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.2.Умение детей сознательно подвергатьсвои действия правилу, определяющему способ действия.3.Умение ориентироваться на заданную систему требований.4.Самостоятельно выполнять требуемоезадания по визуально воспринимаемому образцу.

Следовательно, понятие «готовность кшкольному обучению» носит комплексный характер. Если рассматривать каждый компонент в отдельности, то он дает представление только об определенной стороне готовности ребенка к школе.Комплексное использование в исследовании пяти компонентов готовности позволитвоспитателюили психологу вовремя произвести корректирующую работу с будущим первоклассником для успешного перехода его к планомерно организованному обучению.Определив сущность и содержание общей готовности детей к школе, следует перейти к характеристике математической готовности детей к школьному обучению.Вопросами, связанными с математической готовностью детей к школе занималось большое количество ученых, но наиболее важными, на мой взгляд, являются доктор педагогических наук, российский педагогметодист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина.Проанализировав трактовки понятия «математическаяготовность к обучению в школе», можно представить его, как степеньосвоения математического содержания, направленного на развитие творческихи познавательных способностей детейкак умение выявлять,сравнивать, обобщать, устанавливать закономерностии т.п.В структуруматематической готовности детей в школе, предложенной

Е.И. Щербакова ,входятследующие компоненты, характеристика которых представлена в таблице 2.Таблица 2Характеристика компонентов математической готовности

КомпонентыСущностьОсобенности компонента1

Мотивационный

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целомПозитивная мотивация ‬этостимул, которыйобуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.интерес к математической стороне действительностиМатематика для детей дошкольного возраста сложная наука,которая зачастую вызываеттрудности во время обучения в школе, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.желание изучать математику

В процессе изучения математики у ребенка формируется познавательный интерес, желаниепознать новое, формирование первичных математических представлений,мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.). Интерес к математике ведет к более глубокому и прочному изучению материала.2

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, гибкость.Осознанность математических знаний выражается в понимании связей между ними, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.Такое качество как гибкость математических знаний характеризуется возможностью усвоения их в самостоятельной деятельности.особенности развития речи (усвоение математической терминологии)Примерное знание слов препятствует полноценному усвоению понятий, кроме того, это затрудняет их употребление в момент продуцирование связных высказываний.уровень познавательной активности в целомУспешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. 3

Процессуальный

1.Знание цифр до десяти2.Счет и отсчет предметов заданного количества.3.Название чисел в пределах десяти.4.Знание знаков «плюс», «минус», «равно», умения пользоваться арифметическими знаками действий.5.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.6.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.7.Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.8.Умение соотносить цифру и число предметов.9.Способность составлять и решать простые задачина сложение и вычитание.10.Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.11.Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.умения и навыки учебной деятельностиНа момент поступления в школуребенокдолжен уметь планировать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять её, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Мотивационный компонент обеспечивает ориентациюна усвоение знаний и развитиеумений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Действие содержательного компонента нацеленона обогащение дошкольников знаниями,развитие речи и повышениеуровня познавательной активности. Процессуальный компонент направлен на освоение на практике дошкольниками умений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Осветив теоретическую сущность вопроса общей и математической готовности детей к школе, необходимо провести экспериментальную работу сцелью выявления особенностей математической готовности детей к школе.С целью выявления особенностей математической готовности детей к школе была проведена экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент. Процедура диагностики математической готовности к школе осуществлялась с помощью экспериментальной беседы, наблюдения и комплексной методики, состоящей из семи заданий.Результат экспериментальной беседы показал, что у 67% испытуемых мотивация изучения математики в школе сформирована, у 25% частично сформирована и у 8% не сформирована.Результат наблюдения таков, что у 4 испытуемых из 12 (33%) наблюдаются некоторые отклонения в развитии речи, у 8 из 12 испытуемых развитие речи соответствует норме. У 3 испытуемых из 12 (25%) наблюдается низкий уровень познавательной активности, в то время как у 9 испытуемых уровень познавательной активности выше среднего.Результат комплексной методики показал, что 68% испытуемых имеют высокий уровень сформированныхматематических знаний, умений и навыков,16% средний и 16% низкий.Обобщив результаты экспериментальной беседы, комплексной методики и наблюдения, направленные на выявление сформированности математической готовности, можно представитьв виде диаграммы (См. Рис.).

Рис. 1.Общий результат констатирующего эксперимента по выявлению уровня математической готовности детей к школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 67%детей обладают высоким уровнем математической готовности, что свидетельствует о том, что они обладают высокой мотивацией и достаточным уровнем математических знаний, 8% имеет средний уровень мотивации и подготовленности, а 25% обладают низким уровнем мотивации и подготовленностью к освоению математики в школе. Для того чтобы повысить уровень общей и математической готовности детей с низким показателем необходимо составить следующие методические рекомендации педагогам для формирования у детей мотивациик обучению в школе, знаний, умений и навыковпо математикедля успешного освоения ими школьной программы по математике и формированию общей готовности к обучению в целом:

1.Вызывайте у ребенка интерес к математике, мотивируйте его к изучениюданного предмета. Для этого необходимо связать выполнение математических заданий с интересной историей какогонибудь персонажа, которому нужно дойти до намеченной цели.2.Развивайте у ребенка пространственное мышление, т.е. учите его определять, где право и лево, где верх и низ.Для этого предлагайте задания вида: «Сосчитай бабочек летящих влево, запиши…».3.Учите ребенка называть предыдущее и последующее число от заданного.4.Развивайте у ребенка логическое мышление. Для этого следует решать с ребенком логические задачи.Например, «…закрась синим цветом числа, которые больше 7, но меньше 9, а красным числа, которые ты получишь в ответе, решив примеры...».5.Развивайте и формируйте у ребенка способность составлять и решать примеры, задачи на сложение и вычитание.Для этого можно использовать сюжетные картинки, а также условные рисунки.6.Развивайте у ребенка умение определять базовые геометрические фигуры и выполнять с помощью их различного рода задания.Например, «Посмотри на картинку и скажи, сколько всего фигур потребовалось для составления жирафа?».7.Учите пользоваться знаками «плюс», «минус» «больше» «меньше», «равно».8.Формируйте у ребенка грамотную речь, в частности математическую (усвоение математической терминологии). В процессе выполнения заданий, требуйте от ребенка, чтобы он размышлял вслух.9.Развивайте у ребенка способность усердно трудиться, выполнять требования, управлять своим поведением, т.е. развивайтеволевой компонент готовности. Этому развитию способствуют задания, направленные на оказание помощи главному герою(или своему товарищу)и стремление достигнуть конкретного результата.10.

Формируйте у ребенка положительную мотивацию к школе.Можно проводитьзанятия в игровой форме с детьми в домашних условиях. 11.

Повышайте общий интеллектуальный уровень будущего школьника для успешного овладения им школьной программой, в частности, по математике.Предлагайте задания на классификацию, сравнение, обобщение, запоминание и т.п.12.

Повышайте уровень познавательной деятельности.

Формируйте у детей качества, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Каждый ребенок должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими.14.

Способствуйте формированию у ребенка личностных качеств, необходимых для принятия новой социальной позиции (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, внимательность и др.).15.

Создавайте для ребенка ситуацию успеха.

Таким образом,следует сделать вывод о том, что одной из важных задач родителей и педагогов является развитие у ребенка имеющихся знаний, умений и навыков по математикеи развитие мотивациидетей к изучению математики в школе. Использование разработанных методических рекомендацийпри работе с детьмибудет способствовать развитию и формированию у нихэлементарных математических представленийи мотивации к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Антонюк,В.З.Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе [Текст] / В.З. Антонюк // Балтийский гуманитарный журнал. ‬Калининград. 2013. № 3 (4) С. 57.2.Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. ‬2014. № 3. ‬С. 8184.3.Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблеме социальнопсихологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе [Текст] / Н.Н. Корюкова, В.Н. Поникарова // Вестник магистратуры. ‬2012. №910. ‬С. 3538.4.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] /: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.