Человек снимает маску с лица. Сейчас древние знания возвращаются к нам в новом качестве

снимаем маски!

Так примерно и есть, потому что этот образ, свою маску человек приобрел очень давно, защищаясь от того, что с ним пытались делать.

Взять и снять маску — страшно .

Человек до сих пор помнит тот ужас, что заставил его маску надеть.

Ужас от того, что настоящим он просто никому не нужен и опасен.

Что за это его ругают, бьют и наказывают.

И человек помнит этот ужас.

Что такое лицо человека?

Это — основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении друг с другом. Это наша визитная карточка.

Общаясь с человеком, мы не только слушаем то, что он нам говорит, но и автоматически отслеживаем его жесты, а главное — мимику.

Причем, не всегда отдавая себе отчет в самом процессе, четко фиксируемся на результате нашего целостного восприятия этой конкретной личности.

Каждую минуту мы играем роль, скрывая истинные чувства и эмоции за масками.

Но иногда мы снимаем маски. Тогда наступает время выбирать лица .

И лица становятся масками.

Настоящие проблемы — это то, что тревожит по-настоящему, то, что нас гложет изнутри.

И со временем мы уже никому не можем показать то, что происходит у нас в душе. Почему?


Почему так страшно показать свое нутро?

Почему так трудно признать, что ты неправ?

Так почему мы скрываем неправоту?

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

Потому что это рушит «образ себя», который человек создал, и по-казывает другим по своим чувствам и эмоциям.

Не настоящий человек общается с людьми, а его образы. И не разрушить этот образ.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмо-циональное напряжение.

Затравленность – состояние современного человека.

Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент – держат людей в постоянном напряжении.

Отсюда мышечные зажимы, спазм кровеносных сосудов, гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д.

Лицемерие, состояние жертвы, «корона на голове», манипулирование и тому подобное — все это проявление Гордыни.


Гордыня — это естественная защита Человека. И не стоит этого стеснятся или считать себя ущербным. Да, да, именно так отвечают мне клиенты, когда приходят на сеансы. Факт состоит лишь в том, что возможно подобная защита и была актуальна раньше, но наступает момент в жизни Человека, что эти эмоции вжились в него и превратились в маску, которая начинает диктовать свои условия и управлять Человеком. И клиент иногда даже не понимает, что с ним происходит: «Откуда эти внезапные вспышки агрессии? Или чуть-чуть чего слезы на глазах, плаксивость?» Об этом сообщают мне клиенты. Это и послужило объединением нескольких техник, для того чтобы максимально помочь людям в решении многих вопросов их физического и психического состояния.

Устранение мышечных зажимов, блоков и страхов при применении совокупности нескольких техник достигается через:

  • полное расслабление;
  • накопление в теле энергии;
  • прямое воздействие на хронические мышечные блоки — кисточковый массаж;
  • выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
  • спонтанное освобождение от страхов из прошлого.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.

В результате массажа улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, обменные процессы в тканях, разглаживаются мелкие морщинки, мышцы лица подтягиваются и становятся более упругими, улучшается цвет кожи. Массаж дает оздоравливающий, омолаживающий и расслабляющий эффект.

Именно расслабляющий эффект чрезвычайно важен, поскольку любой стресс, болезненное переживание, напряжение «впечатываются» в наше тело и остаются на нашем лице. Благодаря этому массажу высвобождается физическое и эмоциональное напряжение, тело становится расслабленным и естественным, жизненная энергия свободно протекает по лицу и всему телу, появляется ощущение физического и душевного комфорта. Также массаж положительно влияет на мужскую потенцию и восстанавливает гормональный баланс у женщин.

Массаж кисточками и нефритовыми (или оникс) валиками в сочетании нескольких энергетических и метафизических техник — это приятная и интересная процедура, которая позволит вам получить замечательный оздоровительный эффект и расслабиться, забыв о будничных заботах и проблемах. Но лучше один раз почувствовать, чем много раз услышать…

Сейчас древние знания возвращаются к нам в новом качестве.

Кисточковый массаж лица - красивый, мягкий, но при этом очень мощный способ работы. В массаже учитываются индивидуальные особенности каждого клиента, индивидуальность его лица и тела, и результат виден уже после первого сеанса.

Мягкая и глубокая по воздействию, дающая длительный эффект, она названа массажем потому, что мастер держит в руках разные кисточки и совершает ими медленные мягкие движения по лицу клиента. Интересно, что именно эта скорость дает хороший эффект и самые приятные ощущения. Кроме того, с такой скоростью движется лимфа, жидкость, которая выводит токсины из тканей и органов (простыми словами — канализационная система нашего организма).

Целительное действие кисточкового массажа сказывается не только на лице, которое становится моложе и красивее, но на всем организме: он глубоко расслабляется вместе с лицом, в нем восстанавливается естественный энергетический баланс, начинаются и поддерживаются внутренние целительные процессы.

Кисточковый массаж лица - уникальный метод расслабления, снятия «масок» напряжения с лица, коррекции внешности.

Процедура, естественно, начинается с очищения кожи и тонизации. После этого, до применения кистей, минут 8-10 занимает подготовительный массаж лица и тела валиками с кристаллами. Затем начинается волшебный танец кистей: по основным массажным линиям в определенном темпе мастер прикасается кисточками к коже, достигая эффектов лимфодренаж-релакс-покой. В течение сеанса используется 6 пар кистей из натурального ворса разного размера и разной жесткости, каждая из которых дарит непредсказуемые, но очень комфортные ощущения, очищая энергетические каналы, восстанавливая психо-эмоциональный баланс, налаживая работу органов и систем (так как прикосновение кисточками благотворно воздействует на лицевые проекции всех органов).

Массаж лица кисточками длится около 35 минут.

Кисточковый массаж лица — это быстрое восстановление после стресса и физических, психологических нагрузок на организм. Восстанавливает силы и энергию.

И так — приходите, пробуйте и наслаждайтесь результатом!

С Т О И М О С Т Ь

одной сессии «Снимаем маски» в разных странах по-разному,

на данный момент предусмотрены три вида ценовых диапозонов:

150€ 200$ 7000 рублей

ПОЛУЧИТЕ БОНУСЫ для проведения нескольких сеансов, сообщив об этом при заполнении заявки в графе комментариев

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

Люди пугливы.

В смысле?

В прямом. Не то чтобы мы прям друг друга боимся, но побаиваемся. Любой человек, у которого вы хотите взять интервью, испытывает дискомфорт.

Я могу написать целый философский трактат по этому поводу, что сильно, конечно, увеличит объем книги и сделает ее более солидной. Но по-моему, это не надо.

Правильно: не надо.

Удовлетворимся фактом. Даже когда вы подходите на улице к человеку, чтобы узнать, как попасть на нужную улицу, человек этот никогда не встречает вас с улыбкой. Он всегда напряжен.

Этот вывод имеет отношение только к нашей стране?

Этот вывод имеет отношение только к нашей стране. Но предполагаю, что читатели книги будут брать свои интервью именно в России.

Ну и чего делать в такой тяжелой ситуации?

Иметь сей факт в виду. У любого человека – будь то министр, даже премьер-министр, или прохожий на улице – всегда есть в запасе миллион причин с нами не разговаривать. Никто не обязан предоставлять нам информацию.

Ну и какой из всего этого можно сделать вывод, кроме того, что жизнь чертовски сложна?

Если человек – это такое существо, которое вовсе не расположено предоставлять вам информацию, значит, первыми на контакт должны идти вы.

И если, например, вы подходите к прохожему на улице, то вправе ждать лишь ответной улыбки. Улыбнетесь вы – возможно, улыбнуться и вам в ответ.

То же самое, понятно, относится к продавцу, кассиру и так далее.

Но если вас ждет серьезная, продолжительная беседа, то тут задача нахождения контакта осложняется обстоятельством, о котором еще аж в XVII веке...

До нашей эры?

К счастью, нашей. Не отвлекайтесь. Так вот, еще аж в XVII веке нашей эры писал великий Ларошфуко: «Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин» .

Вот ужас-то какой, а? «Общество состоит из одних только личин». Кошмар! Значит, когда мы приходим к человеку, наша задача эту маску снять?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задам свой: всегда ли во время интервью необходим контакт?

Мычание за ответ не засчитывается. Давайте представим реальную ситуацию, при которой контакт не нужен.

Мы хотим задать вопрос прохожему на улице? Нужен.

А начальнику ДЭЗа, гаишнику? Нужен непременно.

Иногда журналистов (особенно молодых) посылают... как говорили в «Комсомолке» во времена моей юности, «сделать формальную беседу с большим начальником», когда нужно прийти, задать обязательные вопросы и получить обязательные ответы. В таком, с позволения сказать, разговоре – контакт не нужен. Но в таком «интервью» и информацию вы не получите, вот в чем дело. Это, по сути, и не интервью, а заполнение анкеты.

Без контакта получить информацию невозможно.

И не случайно в этой книге я то и дело писал: вот это вот надо делать для установления контакта, а вот этого делать не надо, потому что тогда контакта не получится.

Потому что: нет контакта – нет и интервью.

Иногда – о счастье! – контакт получается сразу. Мгновенно. Есть такие люди, которые идут на контакт сами. О, если бы все люди были такими! Тогда рассуждать-то особо было бы не о чем. Как я: пришел – увидел – побеседовал.

Но увы... Чаще всего установление контакта – это задача, которую надо решать.

И вот теперь отвечаю на вопрос, возникшей после цитаты из Ларошфуко.

Наконец-то!

Для того чтобы контакт получился, нужно сделать так, чтобы человек снял маску.

А вот Ларошфуко ваш вовсе даже и не объяснил, а почему человек надевает маску? Повыпендриваться хочет?

Не без этого. Но тогда возникает вопрос: а выпендриваться-то ему зачем?

Все из-за того же страха, о котором мы говорили вначале.

В жизни вообще у масок две функции: либо развлечь окружающих, как на карнавале (то есть, используя вашу терминологию, повыпендриваться). Либо защитить лицо, как хоккейный вратарь, то есть помочь борьбе со страхом.

А если человек надевает маску, чтобы быть неузнанным?

Значит, он чего-то боится. Вратарь – шайб, а он – чужих взглядов. Или выпендривается.

Понятно, что в бытовой жизни люди надевают маски, или личины, не для того чтобы нас развеселить. Они делают это с одной целью – защититься от других.

Поэтому, когда мы хотим наладить с ними контакт, задача наша какова? Стрела летит куда?

Наша задача показать ему, что нас бояться не надо.

Пять баллов!

Значит, если вы хотите достичь контакта и ваша задача – сделать так, чтобы собеседник остался без маски, вы должны растопить ее собственным теплом.

Улыбка, протянутая рука и, главное, полная, абсолютная сосредоточенность на человеке помогают растопить маску.

Казалось бы, нетрудно, войдя в кабинет, не просто сказать «здравствуйте!», а назвать человека по имени? Имя – ведь это то, что выделяет человека из толпы. Назвав человека по имени, вы тем самым его выделяете.

Но это же элементарная вежливость!

Конечно. Именно отсутствие элементарной вежливости часто мешает нахождению контакта.

Как вы думаете, что главное в первом рукопожатии?

Пожатие рук. Ха-ха.

Ошибка. Главное в рукопожатии – взгляд.

Ваш. При встрече собеседник оценивает вас по взгляду. Причем, не по собственному, а именно – по вашему. И если вы отводите взгляд, если собеседник не читает в ваших глазах доброе к себе отношение, а вычитывает суетливый испуг, это породит конфликт, а не контакт.

Если вы пришли беседовать в кабинет или в дом, то стоит помнить, что обстановка говорит охозяине не то, каков он есть на самом деле, а то, каким он хочет выглядеть.

Скажем, если на видном месте в кабинете висит икона, это вовсе не значит, что хозяин истово верующий. Но это, безусловно, означает, что разговор о вере будет ему приятен. Такой пролог вашей беседы поможет человеку стать более естественным и снять маску.

Чтобы человек пошел с вами на контакт, он должен понять, что вы выделили его из общего ряда, что он вам интересен, и вы готовы разделить его интересы.

Американские психологи считают, что 80% своего восприятия человека мы получаем за первые 5 минут общения. Восемьдесят – не восемьдесят, как говорится, кто считает? Но то, что первое впечатление огромно, – это факт.

Поэтому надо иметь в виду, что серьезное, обстоятельное интервью начинается не тогда, когда вы говорите «здравствуйте/», а когда вы, используя правило «одной минуты» сосредотачиваетесь на будущей беседе. Именно с этого момента вы не принадлежите себе, а принадлежите интервью.

Не слишком ли серьезно?

Возможно. Однако огромное количество ошибок, которые делают люди, предпринимая попытки получить информацию, происходят именно из-за того, что они недооценивают важность и серьезность этого дела.

Вошел в кабинет; протянул руку; слабо пожал, глядя в сторону; не осмотревшись, бухнулся в кресло; с ходу начал вопросы задавать... А потом удивился, что разговор не склеился.

Напомним, что мы выяснили: хорошее интервью – это диалог, переходящий в монолог. Вот этот «диалог в прологе» как раз и нужен для того, чтобы снять с человека маску заинтересованностью, вежливостью, добрым к нему отношением.

Когда мы говорим о каком-нибудь человеке: «Я сумел его к себе расположить» – это и означает, по сути, что я сумел снять с него маску. Ведь расположить – значит вызвать доверие, уничтожить страх.

Метафорически говоря...

Метафорически. Хотя в чем-то и буквально. Так вот, образно говоря, маска, которую человек надевает на лицо, сделана из материала мягкого: он растапливается теплом. Теплом вашего отношения к этому человеку.

Если вы испугали собеседника – скажем, излишней иронией, грубым вопросом, глупой шуткой или просто собственным равнодушием, – он наденет маску-броню.

Метафорически говоря?

Метафорически-то метафорически, но потом ее не снять. И не пробить.

Если человек встретил вас в маске – ее можно растопить.

Но, если он надел ее в вашем присутствии, то есть испугался конкретно вас, – снять ее будет почти невозможно.

Скажем, в эфире «Ночного полета» однажды был знаменитый актер, у которого две семьи, и в обеих есть дети... У нас шел замечательный, весьма откровенный разговор. И вдруг – звонок телезрителя.

Я тут ж сказал:

– Не надо распространять сплетни в эфире!

Но было уже поздно. Актер, что называется, выпал до конца передачи, и на все мои вопросы я получал один из трех вариантов ответа: «да», «нет», «я об этом не думал».

Можно тоже вопрос задать?

Понятно, что когда ты хочешь спросить у прохожего «как пройти?» – ты можешь быть самим собой. Нет такой задачи: понравиться прохожему. Но так получается, что когда ты берешь серьезное интервью – скажем, у начальника или как журналист у политика, – нужно играть?

Не в кого, а кого.

Конечно, хорошо бы каждый раз, ведя важный разговор, оставаться самим собой. Но так не бывает. Ради получения нужной информации приходится подчас и прикидываться, и изображать излишнюю заинтересованность, и даже льстить.

Но тут важно вот о чем помнить.

Играть надо не как в комедии дель арте, а по Станиславскому.

Ни фига себе! Нет, конечно: «весь мир – театр, и люди в нем – актеры», но не до такой же степени!

Все не так сложно, как может показаться.

Комедия дель арте – это комедия масок, в которой действуют не живые люди, а образы, маски. Константин же наш родной Сергеевич ввел такое важное понятие «вера в предлагаемые обстоятельства». Вам эти обстоятельства предлагает жизнь, и вы должны в них поверить.

Грубо говоря, нельзя хвалить вашего собеседника, если вы категорически не верите в свои слова. Такая ложь заставит его надеть бронированную маску, и – прощай, беседа!

Как часто, идя, например, к начальству, мы думаем: «Начальник, конечно, редкий козел, но все равно я смогу убедить его в том, что надо мне повысить зарплату!»

Напрасное дело. Обмануть другого – даже редкого козла – это искусство, которым владеют немногие. Если вы думаете, что начальник – идиот, а наденете маску льстеца, – толку не будет.

Убедить себя в том, что перед вами – живой человек со своими проблемами, куда легче. Тем более что у нас есть помощники: Думающий и Доказывающий. Доказывающий, как известно, свое докажет. Вопрос в другом: о чем подумает Думающий?

Легче сыграть роль, поверив в предлагаемые обстоятельства, чем наврать.

Повторю еще раз: хорошо, когда так вести себя нет необходимости. Мне, как телеведущему, повезло: я всегда имел возможность приглашать на передачу людей, которых я искренне уважал и любил. Мне почти никогда не надо было ничего играть.

Но я ведь не только передачи веду. Я общаюсь с разными начальниками. Я и в ДЭЗ хожу, и нередко бываю у людей, от которых зависит моя дальнейшая судьба. И играю, веря в предлагаемые обстоятельства. Более того, думаю, что без такой игры прожить нельзя.

В целом все понятно. Но можно еще раз повторить, что все-таки необходимо сделать, самое главное, чтобы собеседник снял маску.

Самое главное: выделить того, с кем вы беседуете, показать свою заинтересованность. Продемонстрировать, что в момент вашей встречи именно он является самым интересным и нужным для вас человеком на земле.

Для этого даже комплимент годится, если только сказан, а точнее, сыгран искренне, а не механически.

В доброе к себе отношение человек должен поверить. Если есть необходимость, то для этого можно и сыграть. Но только по Станиславскому! В обыденной жизни это сделать не так трудно, как на сцене. Например, когда мы воспитывали своих детей, каждый из нас нет-нет да и играл, со всей силой искренности утверждая, например, что если ребенок будет есть кашу, он вырастет сильным. Или, например, истово ругая его за двойки или плохое поведение.

Что-то в этом все-таки есть циничное?

Не нахожу. В обыденной жизни любой из нас играет. Любой. Поэтому лучше это делать осознанно – понимая как и для чего.

А что делать, если контакта не получилось?

Такое, увы, бывает.

А как варить суп, если нет картошки? Как писать книжку, если нет вдохновения? Как расставаться с человеком, если желания нет, но обстоятельства вынуждают? Как ехать на машине по непролазной грязи?

Вот ровно так и говорить с человеком, если нет контакта.

Если можно не говорить, – лучше не говорить. И суп лучше без картошки не варить; и книжку без вдохновения не сочинять; и с человеком не расставаться; и машину повернуть назад.

А если невозможно?

Тогда вытягивать максимум из создавшейся ситуации. Пусть суп будет не очень вкусным, книжка не очень интересной, отношения с человеком не очень хорошие, а машину, может, вообще придется вытаскивать трактором... Но когда выхода нет, выход остается один – работать. Если вы не нашли с человеком контакта, то всю информацию, которая вам нужна, вы из него не вытянете.

Мы сказали в начале этой главы: нет контакта – нет интервью.

То есть, контакт в интервью – главное.

Да. Но не единственное главное. Есть еще одно.

Я знаю! Это умение вопросы задавать.

Ответ неверный.

Как это неверный? Кто хорошо вопросы задает, тот хорошо и интервью берет. Пословица, ха-ха. И к журналистскому интервью отношение имеет, и просто к беседе. Разве нет?

Нет. Кто умеет слушать – тот умеет брать интервью. Не в рифму. И не пословица. Зато правда. Или, как говорил один из героев моего любимого Григория Горина: это не правда, это хуже, чем правда: так оно и есть на самом деле.

Вот про умение слушать и про то, как трудно его обрести, дальше и поговорим.

Сначала про то, что услышать другого и понять – не просто трудно, а вроде бы, и вовсе невозможно.

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Мы привыкли скрывать свои проблемы от других. Настоящие проблемы - то, что тревожит по-настоящему, то, что нас гложет ИЗНУТРИ. И со временем мы уже никому не можем показать то, что происходит у нас в душе. Почему? Почему так страшно показать свое нутро? Почему так трудно признать, что ты неправ?

Проблемы появляются, когда мы в чем-то заблуждаемся, когда мы в чем-то не правы. Признание этой неправоты решает проблему. Но мы упорно стремимся скрыть неправоту, хотя и ОЩУЩАЕМ ее. Нельзя быть неправым и не чувствовать этого. Так почему мы скрываем неправоту?

Потому что это рушит "образ себя", который мы создали, и который мы показываем другим. Не мы настоящие общаемся с людьми, а наши образы. И разрушить этот образ - а все, что происходит вопреки этому образу - рушит его - разрушить его кажется равносильным физической смерти. Так примерно и есть, потому что этот образ, нашу маску мы приобрели очень давно, защищаясь от того, что с нами пытались делать.

Маска была нам очень нужна. Она появилась в детстве, когда нам не давали быть собой, упорно и методично давили все проявления настоящего себя. Нам запрещали быть собой, делать то, что мы хотим, выражать себя так, как хочется. За это нас наказывали и угнетали, делали нам плохо и больно, и мы, чтобы уцелеть, стали прятаться за маской - делать вид, что мы такие, какими нас хотят видеть.

За это мы получали всякие бонусы, а главное - нам не делали больно. И мы начали маскироваться, мы научились не показывать то, что у нас на душе, что мы чувствуем, что мы испытываем внутри. Маска нам помогала, она была ОЧЕНЬ нужна - мы прятались за нее, чтобы выжить. Это был вопрос жизни и смерти, и мы его решили - мы выжили.

Но со временем, уже став взрослыми и способными себя защитить, мы продолжаем считать маску крайней необходимостью. Теперь мы сильны и можем постоять за себя, но до сих пор носим маску, которая уже - целое произведение искусства, потому что мы год от года делали ее все совершеннее, все более похожей на свое лицо.

Эта маска нам уже не нужна, теперь она вредит нам. Она не дает нам делать то, что мы хотим, потому что главная в нашей жизни - она, маска, а не мы и наши желания. Понятно почему - если бы Штирлиц в рейхсканцелярии сбросил маску и сказал бы, что он русский коммунист - его бы убили, причем долго и мучительно. Так и с маской.

Но мы уже вернулись из логова врага. Мы дома и можем себе позволить сбросить маску. Тем же примером можно показать ее вред. Что было бы с Исаевым, если он и в Москве продолжал бы носить немецкую форму и здороваться "Хайль Гитлер"? Вот примерно то же происходит и с нами - очень нужная когда-то маска теперь заставляет нас страдать.

Действуя по велению маски, мы не можем делать то, что хотим. Маска не дает нам жить в полную мощь, не дает нам быть собой, ограничивает нас, и мы слабнем, теряем свою силу. Маска продолжает нас защищать - от того, что нам больше не угрожает. Но из защиты она превратилась в оковы.

Все это я понял, когда в очередной раз обнаружил маску у себя - образ, который я боюсь нарушить, предстать НЕ ТАКИМ, каким я должен быть. Мне, правда, легче, чем многим - я уже сбрасывал маску и рушил свой образ. Тут, как и везде, главное практика - с каждым разом это все легче.

Что позволяет сбросить маску? Ощущение собственной ценности - ценности таким, какой ты есть. Можно долго перечислять свои "недостатки" и то, что мы делаем не так - всегда есть, за что себя ругать. Но когда появляется ощущение своей ценности - да, я ТАКОЙ, но именно ТАКИМ я ценен - маска становится не нужна.

Как достичь такого состояния? У меня оно появилось впервые после долгого периода самобичевания, когда я начал совершать попытки жить так, как хочу. В какой-то момент я столкнулся с определенным отношением к себе тех, кто знал меня раньше - это были мои товарищи по одному клубу. На одном из закрытых заседаний мне прямо сказали - ты не такой, ты не делаешь того, что делаем мы. Мы себя заставляем ради общего дела, а ты делаешь только то, что хочешь.

На том заседании я почувствовал свою вину, и как говорим мы с Таней, "обговнялся" - то есть повелся на их оценки и стал чувствовать себя говном. А потом, когда я смог прочувствовать ситуацию, я написал им всем примерно следующее: да, я такой, как вы говорите, и именно такой я - ценность, и другим становиться не собираюсь.

Такой, какой я есть, я вам не нужен - ну и идите на фиг, точнее, это я ухожу из клуба. Да, я делаю то, что я хочу, и это вас бесит, потому что вы не можете себе это позволить, и живете по правилам, грузите на себя обязанности - а я так не хочу. Потому что это заставляет страдать, это лишает чего-то очень важного, и больше делать это с собой я не хочу. Пусть я, по-вашему, моральный урод, написал я им, - но я хочу им оставаться, и буду им. После этого письма их как ветром сдуло - большинство из них. И теперь то, что я делаю, они называют "вредным учением".

В общем, это ощущение собственной ценности появляется тогда, когда ты начинаешь делать то, что хочешь и ни на что другое не соглашаешься. При этом ты осознаешь, что делаешь именно то, что хочешь, и будешь так жить, чем бы это ни грозило .

Взять и снять маску - страшно. Мы до сих пор помним тот ужас, что заставил нас ее надеть. Ужас от того, что ты настоящий не просто никому не нужен, а ОПАСЕН. Что за это тебя ругают, бьют и наказывают.

Мы помним этот ужас. Раньше нас ограничивали извне, а теперь мы САМИ себя ограничили своей маской, сами себе не даем быть собой. То есть делать то, что мы хотим, дышать полной грудью, разогнуться и развернуть плечи.

Мы помним этот ужас, но его БОЛЬШЕ НЕТ! И в наших силах снять маску - на самом деле нам ничего больше не угрожает. А сняв маску, мы получаем весь мир, и исполнение наших желаний. В этом мире нам не мешает никто - никто, кроме нас самих. Мы - владельцы маски, которая нас мучает, и мы вольны и в силах ее снять.

Снять маску не означает стать открытым и беззащитным. Это не значит, что теперь надо открываться первому встречному и всегда говорить, что думаешь. Нет. Снять маску - это значит делать то, что хочешь ТЫ, а не то, что велит маска.

Маска диктует, как нам себя вести. Не мои желания выполняются, а веления маски. А у маски одна цель - сохранить себя, продолжать поддерживать тот образ вас, который она формирует. Отсюда и все, абсолютно все наши проблемы, когда мы действуем не по нашему желанию, а для сохранения маски, сохранения годами выработанного образа.

Виталий Мануковский

8 выбрали

Мы часто носим маски: на работе, на улице, общаясь с друзьями и знакомыми, порой не снимаем их даже дома. Какие-то из них похожи на нас как две капли воды, другие разительно отличаются от нас настоящих. Давайте разберемся, зачем нам нужны эти психологические надстройки и какие у них могут быть недостатки.

Итак, зачем в принципе нужны маски? В разных жизненных ситуациях мы играем разные роли, и это нужно учитывать. Если на работе вы строгий начальник, приходя домой, приходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. И наоборот, если общаться с подчиненными как с собственными детьми, пользы от этого не будет.

На мой взгляд, носить маски совсем неплохо, в определенные моменты жизни они очень даже нужны. Ну разве плохо улыбаться ребенку, даже если у самой кошки на душе скребутся? Или подбадривать любимого человека, когда и самой страшно?

С помощью масок можно решить некоторые психологические проблемы. Существует даже такая практика – ролевая терапия, во время которой людям предлагается вживаться в различные роли, чтобы преодолевать свои страхи.

Маски сами по себе – это лишь инструмент, использовать их можно и для хороших, и для плохих целей. А если мы используем маски только во имя добра, то в чем же проблема? Оказывается, и здесь есть некоторые сложности, которых хорошо бы избежать.

Навязанные маски

Бывает так, что какие-то маски или модели поведения мы используем не потому, что они нам нравятся, а потому что они навязаны: коллегами, окружением, близкими людьми. Например, родители с детства воспитывали в ребенке лидерские качества, и он привык надевать маску лидера. При этом, вполне возможно, человеку совершенно не хочется изображать из себя лидера, но он использует такую модель поведения по привычке. А когда наше поведение идет вразрез с нашими истинными желаниями, это неизбежно негативно сказывается на психологическом состоянии. Покопайтесь в своей "домашней гримерке" , посмотрите, какие маски вам совершенно не нужны – может, стоит без зазрения совести отнести их на помойку?

Надо ли всем нравиться?

Часто мы надеваем маски, чтобы нравиться другим людям, особенно часто так происходит с новыми знакомыми. Я не раз замечала, как люди, кажущиеся практически идеальными в начале общения, при долгом знакомстве теряют добрую половину своего обаяния. Естественное желание понравиться заставляет нас скрывать недостатки характера и подчеркивать достоинства.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но, с другой, получается, что окружающим нравимся не мы, а наши маски, и при более близком общении это становится очевидным – не можем же мы носить маску постоянно. Так стоит ли тратить столько сил и времени на людей, которым настоящие мы не нравимся? Ведь наши друзья и близкие люди любят нас такими, как мы есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Хотим быть лучше или казаться?

Еще одна причина, по которой люди надевают маски, заключается в том, что они чаще всего стремятся быть лучше, чем есть на самом деле . Мы все воспитаны на похожих принципах, мы хотим поступать хорошо, а не как проще, быть добрыми, а не злыми, отзывчивыми, а не бесчувственными. У одних это получается лучше, у других хуже, но казаться хорошими хотят практически все. Так, может быть, стоит постараться изменить то, что нам в себе не нравится, а не просто привычно надевать "хорошую" маску?

Ну и немного об искренности

А что же с искренностью? Часто открытое, искреннее поведение выглядит гораздо привлекательней, чем все наши самые симпатичные маски. Так что если можете себе позволить быть искренними – будьте.

Ну и напоследок забавный подход к маскам, который сформулировал знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали: "Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!" И ведь у него получилось!

Действительно, когда мы привыкаем изображать какие-то качества, они часто становятся частью нашего характера. Так что нам есть чему поучиться у собственных масок.

А какие маски носите вы? Как вам кажется, маски – это хорошо или плохо?