Базовые методы сбора информации в психологии. Методы сбора первичной информации

Таблица 1.1

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Техническое

Логическое

Кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут инспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от происходящего в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общий, возрастной, педагогической, социальной психологиях) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми, не прекращая в тоже время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Ее недостатком является, тот факт что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции респондента на содержание ее вопросов и, в случае необходимости, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос , при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставляемые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, специалисты-психологи судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Третий тип тестов - проективный . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, которые человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и структурировано создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, психологического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности разнообразные методы математической статистики , без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа .

Общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее столетие, заключается в их математизации и технизации . Эта тенденция проявилась и в психологии, придав ей статус достаточно точной экспериментальной науки. Сейчас в психологии используется радио и видеотехника, электронная техника.

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор принимаются общие, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и опрос (см. табл. 1).

Причин их сохранения много: явления, изучаемые в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Несмотря на то, что современная математики и техника сами по себе чрезвычайно сложны, они по сравнению с явлениями, которые изучает психология, остаются достаточно простыми. Для исследования тонких явлений и психологических категорий, которыми занимается психология, во многих случаях они попросту не подходят.

Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов:

а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом
человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со
стороны;

б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение - применяется
тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том виде, в котором оно
непосредственно представлено его сознанию. Переживая
соответствующее явление, он как бы наблюдает за собой, за своими
ощущениями, пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему
другими людьми, которые ведут самонаблюдение по его заданию;

Таблица 1

Основные методы психологических исследований, применяемые для сбора первичной информации

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим грамотно сделанные могут сделать тебя архи денежным.

в) свободное наблюдение не имеет заранее определенной
программы и может менять свой объект;

г) стандартизованное наблюдение , напротив, ведется по
определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей;

д) при включенном наблюдении исследователь сам выступает в
качестве непосредственного участника того процесса, за которым
ведется наблюдение. Так, исследуя взаимоотношения людей,
экспериментатор может включиться сам в эти отношения, одновременно
не прекращая за ними наблюдать;

е) стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где может дать наиболее полезные результаты.

Опрос. Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, позволяет глубже проникнуть в психологию человека.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенный его инструмент - анкета.

Тесты - это специализированные методы психологического диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

От других методов отличаются тем, что предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

Разновидность тестов: тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности 1 и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, "проецировать" их на других. При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разных наук. Это - методы математики, общей психологии, ряда других наук.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос.

В моем реферате на тему “” рассмотрен и раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации - наблюдение.

Если данные об обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены” от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации - это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще на этапе становления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяца непосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английский пролетариат, его стремления, страдания, радости.

Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа его результатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальной беллетристике этого периода тесно сплетены гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художественного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, так и специфику становления отечественной социологии.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование -- наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Квалификация событий: единицы и категории наблюдения.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого. В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются определенные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а) ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становится только после описания его наблюдателем. Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый -- описание объекта в словаре "естественного" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные ("житейские") понятия. Так, мы говорим: "человек улыбнулся", а не "человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза". И научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления.

Второй подход к описанию -- это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделение единиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории -- такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об одном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: "человек бежит" или "человек убегает". В последнем случае в описание внешней двигательной активности включена интерпретация, но она связана только с включением контекста ситуации (убегать можно от кого-то и т.п.). Другой пример: "ребенок замер на месте с испуганным лицом" или "ребенок демонстрирует оборонительную реакцию в виде замирания". Во втором выражении включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), которые уже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии его реакций. Если в первом случае результат наблюдения описан в единицах, то во втором случае -- в системе категорий.

Условные обозначения, например графические, могут относиться и к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать единицы и категории.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

Количественные оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок; 2) измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительными -- репрезентативными -- для более длительного периода наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях.

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}. В них разным формам событий в системе межличностных отношений -- отношений со студентами -- приписывается определенный балл, например:

"этот профессор никогда не бывает на своем рабочем месте" -- 2, "профессор останется и будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция или семинар" -- 6 и т.д.

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида.

Методики психологического шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко.

Пример использования методики временных промежутков дают исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой цели наблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

  • а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
  • б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  • в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  • д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные - это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.

на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение - древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недотатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Письменный

Свободный

Стандартизированн ый

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Ки бер нетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда.

когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное

наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристи-

ку изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение 1 . Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспри-

  • Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

нимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению инди-

вида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные

операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галан-тер, К. Прибрам 1 . Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

  • 1. Психологические проблемы обучения и воспитания.
  • 2. Значение различных психологических знаний для педагогической практики.

Т е ма 2. Определение психологии как науки.

  • 1. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками.
  • 2. Историческое преобразование определений предмета психологии.
  • 3. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.
  • 4. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии, знание которых необходимо для обучения и воспитания детей.

Шиллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30-60-е годыXXвека. Тексты. - М., 1986.

Тема 3. Основные отрасли психологии.

  • 1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки.
  • 2. Общие и специальные отрасли психологии.
  • 3. Состав и основные проблемы общей психологии.
  • 4. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.

Т е м а4. Методы исследования в психологии.

  • 1. Проблема метода исследования в психологии.
  • 2. Наблюдение и его разновидности.
  • 3. Типы и виды опроса.
  • 4. Экспериментальный метод в психологии.
  • 5. Психологические тесты.
  • 6. Моделирование в психологии.

Темы для рефератов

  • 1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
  • 2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
  • 3. Методы психологических исследований.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  • 1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
  • 2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
  • 3. Моделирование как метод психологического исследования.

Анализ документов

Эксперимент

Тестирование

Наблюдение

Вопрос 2. Методы социологии и психологии управления.

Используемые в социологии и психологии управленияметоды можно подразделить по цели применения на:

1. диагностические методы;

2. регулирующие методы.

Диагностические методы. Цель – изучение объекта управления (работника, группы, коллектива, организации) путем сбора информации о его состоянии и происходящих изменениях.

2. Опрос (устный : беседа, интервью; письменный : анкетирование)

Метод Содержание информации
Повседневное наблюдение работника в различных производственных ситуациях Проявления темперамента, характера, взаимоотношения с другими людьми, совместимость, конфликтность, другие свойства личности
Беседа Интересы, потребности, жизненные планы, жизненные проблемы
Анкетирование, интервью Мнение работника по отдельным вопросам жизни коллектива, отношение к труду, коллегам, администрации
Тестирование Профессионально-важные качества, пригодность к выполнению определенных обязанностей, способность к руководящей деятельности
Эксперимент, анализ результатов деятельности Инициативность, работоспособность, способность к сотрудничеству, профессиональная компетентность, творческие способности
Анализ документов Основные этапы жизненного пути, свойственные работнику способы решения жизненных проблем, направленность личности

Регулирующие методы. Цель – изменение состояния объекта управления в нужную сторону путем воздействия на сам объект или его окружение, условия его деятельности.

По способу воздействия По цели воздействия
1. Непосредственные методы (предполагают прямое воздействие на объект управления, что достигается прямым требованием, просьбой или предложением): а)убеждение; б)внушение; в)психическое заражение; г)принуждение. 2. Опосредованные (групповые) методы (предполагают косвенное воздействие на объект управления (либо через работника, коллектив, либо изменяя условия, которые меняют поведение объекта в нужную сторону), что достигается созданием условий, делающих необходимым нужное поведение и способствующих нужным действиям): а)социально-психологический тренинг; б)групповая дискуссия; в)деловая игра. 1. Стимулирующие методы имеют целью воздействие на мотивацию личности, они могут носить либо побудительный, либо заразительный характер. 2. Тонизирующие методы направлены на эмоциональную сферу личности, предполагают ее изменение, действуя либо возбуждая, либо успокаивающе. 3. Когнитивные методы имеют целью формирование определенного представления, понятия или, напротив разрушение какого-либо представления, стереотипа мышления или поведения. 4. Коммуникативные методы обеспечивают воздействие на отношения людей, способствуя либо их формированию, упрощению, стабилизации, либо, напротив, распадению, обострению, дестабилизации.

Наблюдение – представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Организация наблюдения включает определение характеристик объекта, целей и задач наблюдения; выбор вида наблюдения; разработку программы и процедуры наблюдения; установление параметров наблюдения и разработку техники регистрации результатов; анализ результатов и выводы.



По отношению наблюдателя к объекту наблюдения различают два вида наблюдения – внешнее и включенное .

При внешнем наблюдении – взаимодействие между наблюдателем и объектом сведено к минимуму: наблюдатель старается исключить влияние своего присутствия на поведение объекта, чтобы добиться максимальной объективности результатов.

При включенном наблюдении наблюдатель входит в наблюдаемый процесс как его участник, т. е. добивается максимального взаимодействия с объектом наблюдения, не обнаруживая, как правило, своих исследовательских намерений.

На практике наблюдение чаще всего используется в сочетании с другими методами иди тогда, когда применение других методов оказывается невозможным.

Опрос основан на способности исследуемого непосредственно отвечать на вопросы исследователя .

Вместо того чтобы наблюдать за человеком, пытаясь выяснить его намерения или его отношение к происходящему, можно просто спросить его об этом. Однако эта про­стота кажущаяся – на многие вопросы человек либо не может ответить, либо не хочет. Дело часто осложняется тем, что он может скрывать свое незнание или свое нежелание. Различные виды опроса по-разному стремятся преодолеть эти трудности.

Основные виды опроса беседа , интервью , анкетирование .

Беседа –речевое общение с изучаемым человеком. Беседу можно назвать наблюдением, дополненным общением, но и ограниченным этим общением, т.е. это наблюдение в процессе общения.

В процессе беседы исследователь (руководитель, работник кадровой службы) анализирует не только речевые ответы, но самые различные проявления чувств и мыслей человека – мимику, пантомимику (движения тела, позы), интонацию речи, наблюдает за поведением собеседника, стремясь определить степень его искренности и понимания предмета беседы, его отношение к собеседнику и обсуждаемым вопросам, его желание участвовать в беседе.

Интервью , в отличие от беседы, предполагает предъявление исследуемому перечня заранее сформулированных вопросов.

Как и в беседе, ответы регистрируются самим исследователем. Формализация вопросов, которые в одном и том же продуманном виде могут задаваться самым разным людям, делает возможным значительное расширение круга опрашиваемых. Опрос-интервью может проводиться исполнителями, а не самим исследователем – разработчиком интервью, что невозможно в методе беседы, требующим непосредственного участия компетентного исследователя.

Т.е. в интервью возможно разделение труда между разработчиком – исследователем и исполнителем, собирающим информацию. Интервью представляет собой вид формализованной беседы.

Анкетирование –письменный вид опроса. Подобно интервью, анкетирование предполагает набор четко сформулированных вопросов, которые предлагаются респонденту в письменном виде и на которые он должен ответить письменно, заполнив анкету.

Вопросы могут предполагать ответы в свободной форме («открытая анкета» ) или в заданной форме («закрытая анкета» ), когда респондент выбирает один из предложенных ему вариантов ответа.

Преимущества метода анкетирования перед другими методами опроса:

o сократилось время на регистрацию ответов респондентов за счет «самообслуживания»;

o стало возможным охватить исследованием любое число респондентов, отпечатав нужное количество анкет;

o формализация ответов создает возможность использовать автоматизированную обработку анкет и тем самым решает проблему обработки огромного массива информации.

o благодаря анонимности анкеты решается важнейшая проблема достижения искренности в ответах .

Недостатки метода:

Чем формализованнее ответы , тем меньше в них собственно социально-психологического содержания, тем меньше в них отражается личность конкретного человека.

Чем более общим является вопрос , тем меньше социально-психологической информации несет ответ на него.

Тестирование . Тест представляет собой определенное испытание, включающее задание, единое для всех исследуемых, предполагающее использование строго определенной техники оценки выполнения и получение числового значения результата.

Любой тест должен отвечать как минимум двум основным требованиям – быть надежным и валидным.

Надежность теста определяется повторяемостью его результатов при повторных испытаниях и степенью их разброса. Валидность , или пригодность теста , определяется степенью соответствия теста как мо­дельного испытания той реальной деятельности, моделью которой он является (валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает).

Тесты интеллекта, личностных свойств, общих, специальных (музыкальных) и профессиональных (офисных) способностей – все они представляют собой некие задания, по результатам выполнения которых судят о степени развития того или иного свойства личности.

Анализ документов –данный методпредставляет собой установление правильности свидетельства, доказательства, каким является документ, иначе говоря, предполагает критическое отношение к информации, носителем которой он является.

Различают внутреннюю и внешнююкритикудокумента . Внутренняя критика озна­чает установление осмысленности информации, непротиворечиво­сти сведений, сообщаемых в документе, их полноты, направлен­ности, характера изложения и т. п. Внешняя критика означает уста­новление подлинности документа, его автора, времени, места иобстоятельности написания.

Примером таких документов, с которыми приходится иметь дело руководителю и которые необходимо уметь анализировать, являются личные документы работников – листок по учету кадров, автобиография, характеристики и т.п. По этим документам руководитель должен установить, на­сколько пригоден данный работник, сумеет ли он вписаться в коллектив, насколько он конфликтогенен или, напротив, покладист. Однако, можно лишь косвенно судить об этих качествах работника, анализируя документы. Данный метод, как и предыдущие, наиболее продуктивен не сам по себе, а в сочетании с другими методами изучения работников.


Социально-психологический тренинг – обобщенное название группы методов, имеющих целью развитие навыков общения, обострения чувствительности в восприятии людей (интонации, выражения лица, позы), умения понимать других людей и самого себя, т. е. развитие личности, которое достигается в условиях свободного общения и посредством специально организованного общения .

Одна из основных особенностей социально-психологического тренинга – темы общения в группе заранее не планируются, предметом обсуждения являются события, возникающие непосредственно в процессе общения. Содержание общения составляют взаимные выражения отношений и чувств участников тренинга. Группы могут состоять из участников, знакомых или незнакомых друг с другом. Оптимальный размер группы – 7-15 человек.

Успешная работа группы, главное условие которой – достижение атмосферы доверия, в значительной степени определяется действиями тренера – руководителя группы, выступающего носителем модели поведения в группе, задающего форму общения, способ выражения чувств и восприятия других людей.

Деловые игры являются составными частями соци­ально-психологического тренинга. Деловая играпредставляет собой имитацию реальной ситуации, задачи или деятельности, предполагающей разделение функ­ций и взаимодействие участников. При этом каждый из участников играет определенную роль и в соответствии с этой ролью строит свои взаимоотношения с другими участниками игры.

Цель метода состоит в том, чтобы сформировать в ходе обучения навыки опе­ративного сотрудничества и взаимодействия в условиях имитируемой деятельности. Эти навыки определяются ролью, которая предписывает поведение каждого из участников. Участники долж­ны освоить роль, понять ее содержание и целесообразность, осмыслить ее место в системе отношений других участников.

Существенным приемом данного метода, способствующим осмысле­нию роли и взаимопониманию участников, является смена ролей , когда каждый из участников игры последовательно становится каждым персонажем игры. Это позволяет всякий раз с новой позиции рассмотреть и проиграть взаимоотношения, возникающие в процессе игры.