Цитирование способы оформления цитат в письменной речи. Виды цитирования в научном тексте

Важной характеристикой научных текстов является четкое разграничение «своего» и «чужого» . Поскольку наука ориентирована на получение нового знания, автору научной работы необходимо ознакомиться с публикациями других ученых и выделить результаты своего исследования из массива уже известной информации.

Для этого исследователи ссылаются на используемые публикации других ученых и цитируют некоторые фрагменты.

Формы цитирования:

1) Точное (прямое, дословное) цитирование. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

При прямом цитировании (воспроизведении слов) цитата оформляется кавычками и сопровождается ссылкой на источник с номером страницы (например, , где 1 – это номер статьи, книги и т.п. в списке литературы).

Например:

Н. Хомский полагает: «Я зык…» .

Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти» .

«Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь .

Правила оформления дословных цитат :

Короткие (до трех строк) цитаты следует выделять кавычками («….»);

Отрывки длиной более трех строк показывают в виде отдельного абзаца, выделяемого шрифтом меньшего размера или курсивом;

Если дословная цитата внутри себя содержит еще одну цитату, то эта следующая цитата выделяется простыми кавычками (‘…’);

Сокращения непосредственно в цитате возможны только тогда, когда не нарушается смысл высказывания. Взамен удаленных слов ставят многоточие в квадратных скобках: […].

Опечатки в дословных цитатах исправлять не разрешается, их отмечают так: или просто [!];

Собственные подчеркивания в цитате разрешены, после них должно стоять указание в квадратных скобках: [выделено автором];

2) Косвенное (непрямое) цитирование . При косвенном цитировании наблюдается передача содержания источника словами автора. Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При косвенном цитировании (воспроизведении идей) нужна только ссылка на источник (номера страниц указываются, если идея локализована на одной или нескольких страницах).



Л.В. Щерба показал, что «г рамматика…» .

Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать» .

Предложения с вводными конструкциями . Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

По мнению Дж. Лакоффа, «м етафоры…» .

Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие » .

Слова, взятые из повседневного словаря, в языке науки приобретают особый смысл; они, по определению О. Д. Митрофановой, отстраняются, обособляются, что обусловлено назначением языка науки, целью общения в данной сфере деятельности [Митрофанова, 1990, с.127].

Правила оформления непрямых цитат:

Непрямые цитаты никогда не заключаются в выделительные знаки препинания;

Начало и конец непрямой цитаты должен быть ясным для читателя. Это достигается вводными словами и предложениями, комментариями автора.

В непрямую цитату разрешается включать (в кавычках) слова из оригинала, изменяя их в соответствии с правилами склонения или спряжения и не оговаривая этих изменений.

В работе [Либин, 2000, с.154] приводятся данные опроса 600 зарубежных экспертов, который показал, что 99,3% из них убеждены в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением и логикой.

Воспроизведение как чужих слов, так и чужих мыслей без соответствующих ссылок называется плагиатом . Плагиат в научных работах недопустим (в т.ч. и в учебно-научных работах, к которым относятся рефераты, курсовые, дипломные и т.д.) и является преступлением (разновидностью воровства).

Общие требования к цитированию:

1.Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить подтверждением выдвинутых автором положений.



2.Цитируемый текст должен приводиться в кавычках точно по цитируемому тексту.

3.Пропуск слов (предложений) при цитировании обозначается многоточием.

4.при цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка)

Оформление библиографического списка

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Умберто Эко писал: "Нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд… "

1.Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, включенных в него.

2.Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами и печатаются с абзацного отступа.

3.Наиболее распространенным способом группировки источников является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей.

4.В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии.

5.В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.

8.Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования.

9.Если Вы использовали в своей работе электронный документ из Интернета, в источнике опубликования укажите адрес сервера или базы данных.

10.При оформлении списка к дипломной работе необходимо соблюдать основные правила библиографического описания документов, закрепленные ГОСТами. В данный момент времени (с 1 января 2009 г.) в большинстве журналов РФ, входящих в перечень ВАК, список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, разработанном ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки.

Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)».

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

  1. Упражнение 259.

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

  1. Словарный диктант:

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
  1. Повторение. (Слайд № 4)

Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

  1. Чтение параграфа 220.
  1. Закрепление.
  1. Упражнение. (Слайд № 10)

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

  1. Подведение итогов.
  1. Беседа. (Слайд № 13)

Дайте определение цитаты.

(Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.
  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

  1. Выставление оценок.

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что» . Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова : как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки , которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку . При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста . Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

ТЕМА КОНКУРСНОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ДЛЯ 8 КЛАССА: «Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации».

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

форма УРОКА : комбинированный.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ : модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, интерактивная доска, учебник русского языка для 8 класса под редакцией Л. А. Тростенцовой.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Цифровой диктант. Если утверждение верно, то ставится цифра 1, если нет, то ставится цифра 0.

1. Верно ли, что синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и текста? - 1

2. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется прямой речью? - 0

3. Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию - 1

4. Способ присоединения косвенной речи зависит от цели высказывания - 1

5. Диалог - это речь одного лица - 0

Проверка цифрового диктанта.

3. Блиц-опрос класса (фронтальная работа). Целеполагание.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

4) Для чего нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

4. Слово учителя.

Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году .

5. Орфографическая работа со словом «цитата», подготовка к ГИА (Буквы ы-и в слове после ц).

Вспомним ее написание при выполнении словарного диктанта по принципу «Третье лишнее»

жильцы, цикорий, циркуляр

очевидцы, нарцисс, круглолицый

дикция, сигнализация, тигрицын

цыгане, цилиндр, циркуль

ровесницы, иллюстрация, перцы

Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.

6. Работа с учебником.

§ 72, стр. 109

. Чтение теоретического материала, обсуждение.

7. Физкульминутка

8. Слово учителя.

Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.

Цитата - это чужие слова, дословно вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.

Напоминаю вам. Для того чтобы выдержка из текста считалась цитатой, она должна быть специально оформлена, выделена.

Цитирование - это точное копирование чьих-то слов. Это ценность любой работы.

Вид цитаты и знаки препинания.

Вид цитаты

Правила оформления

Схема

Пример

Как прямая речь

Полная цитата

А: «Ц».

«Ц», - а.

В.И. Даль писал: « Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка ».

« Онегин, добрый мой приятель », - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.

Как косвенная речь

Частичное цитирование

Что («ц»).

Гоголь писал, что « при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте ».

Частичное цитирование

Цитата - несколько слов - включается в предложение , пишется со строчной буквы в кавычках.

[..«ц».. ].

В.Г. Белинского поражало « разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри ».

Стихотворная цитата

Стихотворная цитата

Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

Ц,

Ц.

Ф. И. Тютчев писал:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

9. Закрепление темы урока

Обратите внимание на цитаты, изображенные на слайдах. Ваша задача: объединиться в группы, выбрать способ цитирования и изобразить цитату на ватмане, затем будет обсуждение иллюстраций.

«Сноровка и умение - в беде спасение». (Пословица )

«Сказка- воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Паустовский )

«Охранять природу - значит охранять родину». (М. Пришвин )

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский )

(проверка)

10. Подведение итогов урока . Рефлексия.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечислите основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация.

Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату?

Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату?

11. Сообщение домашнего задания

Параграф 72, упр. 423, 430 (устно)

Список литературы

1. Ларионова Л.Г. Дидактический материал по русскому языку. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - с. 178

2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.А. Тростенцовой. - М.: Просвещение, 2009. - 221 с.

Правильно оформленная чужая фраза - цитата, неправильно - уже фактически плагиат. Дело, как водится, наказуемое. И поставленный после точки знак копирайта © как нельзя яснее свидетельствует: автор не знает, как правильно оформлять цитаты. Иной раз «… от частого употребления некоторые цитаты блестят, как перила» (В. Пелевин), так что умение их приводить не только к месту, но и грамотно - весьма и весьма полезно.

Единственный безоговорочно верный вариант оформления чужого изречения на письме в дословной передаче - заключение фразы в кавычки. Если цитата употребляется как автономная, самостоятельная лексическая конструкция, то авторство или источник обязательно указываются после закрывающих кавычек в скобках. Если цитата оформляется в виде прямой речи, то указывать авторство дополнительно не надо.

«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!» (Фаина Раневская)

Фаина Раневская о работе: «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».

Цитата не терпит искажений, переложений и допущений, иначе она перестает быть цитатой. Если за точность вы не ручаетесь, то можно построить сложноподчиненное предложение.

Фаина Раневская говорила, что ненавидит людей, обращающихся к ней: «Муля, не нервируй меня!»

Если текст требует дополнительного выделения цитаты, то допустимо применять курсив или шрифт с кеглем на 1-2 шага меньше основного. Одновременно два этих способа не используются, если речь не идет об авторском выделении курсивом внутри цитаты.

Еще один способ графического выделения - отступы по отношению к основному тексту с обеих сторон, когда цитата размещается в первой трети страницы. Кавычки в этом случае не требуются. Такой вариант допустим в полиграфии, периодической печати, веб-верстке, однако в научных и деловых авторских работах не приветствуется (за исключением стихотворных цитат).

Талант - это неуверенность в себе

и мучительное недовольство собой,

своими недостатками, чего я, кстати,

никогда не замечала в посредственности.

Ф. Раневская

Выделение цитат цветом, крупным шрифтом, болдом и иного рода форматированием текста не допускается. Исключение делается для авторского выделения: изречение должно приводиться в том виде, в котором представлено в первоисточнике. Если требуется оттенить или подчеркнуть что-то особенно, допустимо применить свой курсив или подчеркивание, но в скобках обязательно указывается, что эти изменения внесены цитирующим, а не цитируемым.

«Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что все пустое. Нужна только доброта, сострадание » (Фаина Раневская).

Часто пишущий не знает, как правильно оформить цитату в тексте, если она состоит из стихотворных строк. Обычно одним катреном дело не ограничивается, особенно если речь идет о текстах литературоведческой направленности. Здесь действует правило: если сохранена графика строки («столбиком» или «лесенкой», к примеру), то кавычки не требуются, используются отступы от основного текста, располагается цитата в первой трети страницы. Если чужие слова ограничиваются парой строк либо тема подразумевает размещение «в строчку», то их закрывают в кавычки.

Когда в тексте речь идет о творчестве одного человека, авторство цитат, принадлежащих ему, не указывается. В скобках после цитаты отмечаются год создания и название произведения, если таковых приводится несколько.

Еще один вопрос, мучающий цитирующих письменно: где поставить точку? Или любой другой знак препинания, если цитата - в конце фразы. Здесь все практически однозначно: точка всегда будет после закрывающих кавычек. Другие знаки - перед ними, если:

  1. Цитата - самостоятельная конструкция, заканчивающаяся многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, которые ставятся внутри кавычек;

    Фаина Раневская: «Почему все дуры такие женщины?»

  2. Цитата - не самостоятельная конструкция, и после всей фразы должно стоять многоточие, восклицательный или вопросительный знак, как и в самой цитате.

    Фаина Раневская с иронией восклицала, что «…к старости надо добреть с утра до вечера!»

    Точка в этих случаях не ставится.

Как видим, цитировать оказалось не так и сложно. Но стоит помнить: правильно оформлять цитаты невозможно без знания правил пунктуации при прямой речи. Конструкция внутри кавычек подчиняется именно им.