Ловушки огэ и егэ по русскому. Сравнительная степень прилагательных и наречий


1. С чего начать сочинение на экзамене.

1) Лист не подписывать никак. Писать строго по предложенному тексту, а для этого следует читать с ручкой, вникая в содержание текста, отмечая проблемы, поднятые автором, обратить внимание на Ф.И.О. автора, крат. статью о нём.

2) Писать строго по плану, каждый пункт с абзаца, отступ 2 см.)

2. Вступление (2-4 предложения) - это тема текста. Образцы вступлений, например, об одинокой старости

а) вопросительное предложение: Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Кто в этом виноват? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

б) приём умолчания. Одинокая старость... Как больно смотреть...

в) приём градации: Детство. Юность. Старость.

г) цитата из текста, д) назывное предложение; е) ряды однородных членов; ж) пословицы и поговорки. Как известно... Как сказал кто-то из великих...

з) риторический вопрос

3. Формулировка проблем, поднятых в тексте автором.

В тексте... ф.и.о. поднимаются важные... (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему?.. Чем объяснить?.. Может ли?.. Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ .Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: Что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

4. Комментарий к проблеме. Прокомментировать - это значит пропустить текст через себя. (Что заставило автора задуматься над этим?)

Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о... (что заставило автора задуматься над...)

Благодаря этому, мы видим (понимаем), как важно автору было донести до нас свои размышления.

5. Позиция автора - отношение автора к проблеме, ответ на вопрос темы, желательно повторить ф.и.о. автора, можно использовать цитирование (Рассказывая о..., автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...)

6. Собственная позиция о проблеме - нужно согласиться или не согласиться с атором (Текст (ф.и.о. автора) не может никого оставить равнодушным, и я полностью разделяю позицию автора. Автор, безусловно, прав, считая, что..., так как..., во-первых,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«СЕКРЕТНАЯ ПАПКА ФИПИ» ЕГЭ без «ловушек» и проблем ПОЛЯКОВА Н.П. учитель русского языка и литературы МБОУ Комсомольская СОШ Тисульского района Кемеровской области

2 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правило ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: ель - щавель; берёза - берёста; видно - завидно; диалог - каталог; корты - торты; маляр - столяр и т. п.

4 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Орфоэпические нормы. Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого «phainОmenon» -«являющееся». Поэтому английское «мен» («человек») здесь лишь кажущееся. Прилагательное мизерный происходит от французского «miser» - «бедный». А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить надо мизЕр, мизЕрный. Пуловер в речи многих людей превращается в пуловер и даже в полувёр. А ведь это слово английское (pullover -«надевать через голову»), и произносят его «по-английски», с ударением на второй слог: пулОвер.

5 слайд

Описание слайда:

Задание 6. Морфологические нормы. Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов. Например, правильно - положите, а не положьте. Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи - положите, напиши - напишите, но отрежь - отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь - неправильно; надо - поезжай). Напомним, что глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол несовершенного вида имеет другой корень - класть.

6 слайд

Описание слайда:

Задание 7. Грамматические ошибки. А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Конструкции типа Все, кто… Тот, кто… Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Предложение с кавычками в названии. В) ошибка в построении предложения с однородными членами. Предложение с союзами не только, но и; как, так и и др. Первое сказуемое не согласуется с дополнением (Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы). Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Ошибка связана с несовпадением производителя действия, обозначенного глаголом-сказуемым и производителем действия, обозначенным деепричастием: Возвращаясь домой, уже совсем стемнело. Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор требуют дательного падежа. Предлоги по окончании, по заключении, по истечении требуют родительного падежа. Е) неправильное построение предложения с косвенной речью. СПП с глаголами речи в главном предложении.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 8. Правописание корней. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник хОРОнить – охРАна зОЛОто – зЛАто хОЛОдный – прохЛАда Ловушка №3! Если слово имеет иностранное происхождение, это не значит, что оно не проверяется ударением. Например: интелл…ктуальный - интеллект.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 9. Правописание приставок. С приставками по- и про- не надо путать редкие приставки па- и пра-. Приставка па- находится обычно под ударением: пасынок, падчерица (ко­рень –дчерь – дочь), патрубок; Приставка пра- – безударная: праматерь, прабабушка, праотцы (= изначальный, древний; родственник).

9 слайд

Описание слайда:

Задание 10. Правописание суффиксов. Суффикс -ЕВ- всегда безударный, суффикс -ИВ- ударный! СитцЕвый, каракулЕвый, фасолЕвый, слезоточИвый. НО: милостИвый Запомни суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ-!

10 слайд

Описание слайда:

Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Ловушка! Верно определяй начальную форму глагола: занавешивать - I спр., несов. вид (занавешивает) занавесить- II спр., совер. вид (занавесит) Запомни: вид не менять, -ся не терять. ! Удобнее «примерять» глагол сначала ко II-му спряжению: выбор вариантов меньше.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 15. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. Ловушка №2! Фразеологические обороты: Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Запятая внутри них не ставится!

12 слайд

Описание слайда:

Задание 17. Знаки препинания при вводных словах. Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, вначале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже. Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется. Ловушка №3! Однако обычно является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Хочу, однако, заметить, что вы не правы. Мне стоило при­слушаться к вашему мнению, однако. Однако может быть синонимом союза но: Был уже конец сентября, однако (= но) деревья еще не пожелтели. Еще одна роль однако - междометие: Однако, какой мороз! Как и все междометия, в этом случае однако выделяется запятой.

13 слайд

Описание слайда:

Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно . «Автоматизм» здесь не поможет, и «натаскивание» бесполезно.

Остановимся на самых распространённых «ловушках» и постараемся в них не попадаться. В конце концов, предупреждён — значит вооружён.

Проверяемые безударные гласные в корне.

Чтобы не ошибиться в их написании, необходимо подобрать проверочное слово (однокоренное слово и форму слова) так, чтобы на стало падать ударение: тр…ва – трАвы – тра ва . Это правило знакомо даже первоклассникам. И всё же…

***

«Ловушка» 1.

Глаголы с суффиксами -ЫВА-, -ИВА- не могут быть проверочными словами!

Попробуйте-ка подобрать проверочное слово к слову оп…здать . Увы, некоторым из нас коварная интуиция подскажет формы глагола опА здывать, опА здывает и т.п. Однако проверочными будут родственные слова пО здний , пО здно – а значит, в корне слова опо здать пишется о .

Почему же слово опоздать не может быть проверочным, в то время как другие подобные глаголы для этих целей успешно используются? Вспомним: прив…дить – привО дит, п…сать – пИ шет.

Внимание, правильный ответ: слову опаздывать быть проверочным мешает суффикс -ЫВА-. Дело в том, что при образовании форм глаголов с суффиксами -ЫВА- И -ИВА- происходит чередование О и А в корне. Поэтому проверять гласные в корнях такими глаголами не стоит.

Итак, запоминаем: глагол с суффиксом -ЫВА- или -ИВА- не может быть проверочным словом!

Опо здать: проверочное слово — по здний (а НЕ опа здыва ть ),

раскро ить: проверочное слово кро й (а НЕ раскраива ть ),

насто ять : проверочное слово насто й (а НЕ настаива ть ).

***

«Ловушка» 2.

Подбирая проверочное слово, учитывайте значение!

Слова могут звучать абсолютно одинаково, но при этом писаться по-разному. Всё зависит от значения.

Сравните: сп…шите (текст с доски) и сп…шите (на урок) . В обоих словах на месте пропуска слышится один и тот же гласный звук – средний между [и] и [э]. Однако мы подбираем разные проверочные слова и вставляем на месте пропусков разные буквы: спи шите в первом случае и спе шите – во втором.

В тестах ЕГЭ подобные слова пишутся с пометкой в скобках. Например, разв…вается (на ветру) или разв…вается (ребёнок) . Не пренебрегайте такими пометками. Они означают, что слово можно писать по-разному в зависимости от значения. Разумеется, вы уже подобрали проверочные слова и знаете, что в первом случае нужно вставить букву е (проверочное слово – ве ять ), а во втором – и (проверочное слово – разви тие ).

***

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Казалось бы, какие могут быть «ловушки» в словах с непроверяемыми гласными? Учи их, старайся запомнить как можно больше и как можно лучше – и будет тебе счастье. Но не тут-то было! «Капканов» и здесь предостаточно.

***

«Ловушка» 3.

Не проверяйте написание гласных словами, которых нет!

Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.

Нельзя проверить ударением выделенные гласные в словах: игно рировать, экстре мальный, утра мбовать, нава ждение. Это слова с непроверяемыми гласными!

Гласную о в слове игно рировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине, что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.

Букву е в слове экстре мальный нельзя проверять словом экстри м . Слова эти пришли в наш язык разными путями. Так уж получилось, что существительное экстрим заимствовано из английского языка совсем недавно, гораздо позже, чем слово экстре мальный (от французского extreme ).

Слово утра мбовать не имеет ничего общего с тро мбом . А значит, и проверять его этим словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского, где tra mbować значит «топтать ногами» , и в русском языке является непроверяемым.

Слово нава ждение не имеет ничего общего с во ждением , потому и гласные в корнях этих слов пишутся разные – а и о соответственно. Более того, гласная в корне слова нава ждение непроверяемая, а в слове во ждение – проверяемая (проверочное слово — водит ). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от нава дити, то есть «обмануть» .

***

Чередующиеся безударные гласные в корне.

У каждого корня с чередованием есть строго закреплённое за ним значение – старайтесь не забывать об этом, повторяя правила.

«Ловушка» 4.

Корни бывают омонимичными!

Что значит омонимичные корни ? Так же, как и слова-омонимы, эти корни звучат и даже пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

Корень гар//гор связан с горением, сгоранием, загоранием : го реть, сго рать, приго реть, зага р и т.п. Корень гор есть и в словах с другим смыслом, однако чередующимся в них уже не является. В слове го ристый безударная о в корне проверяемая (проверочное слово – го ры ); в слове го ревать – о в корне также проверяется – словом го ре .

Значение чередующегося корня раст//ращ//рос «то, что связано с ростом, растительностью» : ра стение, взра щённый, водоро сли . В слове ро са гласная в корне проверяемая (ро сы ).

Чередующийся корень тер//тир связан с трением, стиранием : выте р, зати рать. Гласная е в корне слова поте рять проверяемая (поте ря) .

Чередующийся корень кас//кос имеет значение «касание, прикосновение»: касаться, коснуться. Гласная о в слове ко са (в любом значении) проверяемая о сы) . Проверяется ударением и о в корне слова ко сой (ко со) .

Очень часто школьники путают с омонимичными корнями чередующийся корень мир//мер , который имеет значение «умирание, замирание» . Не забываем, что являются проверяемыми, а не чередующимися гласные в корнях слов:

прими рять (врагов) – проверяем словом мир ,

приме рять (костюм) – проверяем словом примерка ,

сми риться – проверяем словом сми рный .

Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле», — признался один из выпускников… Возможно, он прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к экзамену.

Проверьте, насколько хорошо вы готовы к выполнению задания 8 на ЕГЭ по русскому языку:

В этой статье мы поговорим о коварных нюансах экзаменов ЕГЭ, о которых большое число школьников либо не знает, либо забывает, а потому, попавшись в эти экзаменационные капканы, сдающие неизбежно теряют драгоценные баллы. В первую очередь, мы коснемся обязательных экзаменов – русского языка и математики.


Не попади в капкан

ЕГЭ по математике, как известно, двулико и представлено на выбор школьника в двух вариантах – в виде базового уровня и профильного, но главные массовые ошибки идентичны и в том, и в другом варианте.

А. В. Семенов, заместитель руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, говорит, что распространенным заблуждением среди школьников является страх нехватки времени и потому они с самого начала экзамена ускоряются.

От этой боязни «не успеть» на базовом уровне бесконечно допускаются ошибки в порядке действий в заданиях на уравнения с неизвестным. Ускориться – значит повысить риск наделать ошибок по невнимательности. Так, например, в базовой задаче «В городе 130 000 жителей, причем 40% — это пенсионеры. Сколько пенсионеров в этом городе?» частым ответом у школьников выступает вычисление количества НЕ пенсионеров, то есть оставшихся 60% жителей. Разумеется, такая ошибка говорит не о незнании, а о невнимательности. Кстати, на наших курсах обязательно проводятся семинары борьбы с невнимательностью.

Те же проблемы встречаются в профильной математике. Например, взглянем на геометрическую задачу:

Существует правило, которое говорит, что средняя линия треугольника отсекает площадь, равную четвертой исходного треугольника. Однако при быстром прочтении может показаться, что средняя линия отсекает половину общей площади или треть – дзинь! – и балла за задание как не бывало.

Во избежание этих досадных ошибок мы обращаем ваше внимание на следующие «математические» советы:

Распределите время грамотно и не торопитесь! (не экономьте время на прочтение формулировок и ПОДРОБНУЮ запись в черновик);

Проверяйте, дали ли вы ответ на поставленный вопрос;

Из любого перечня задач найдется та, которая для решающего будет самой простой – беритесь за нее! Далее снова просканируйте все задачки и отыщите из оставшихся наиболее простую – и снова пуститесь по тому же алгоритму.

Плавно перейдем к русскому языку. Самые уязвимые места экзамена так или иначе тоже завязаны на внимательности.

Предполагается, что выпускник школы должен уметь внимательно читать текст и находить в нем речевые и грамматические ошибки – и это главная боль всех школьников. За 7-е задание на поиск и атрибуцию грамматической ошибки щедро дается целых 5 первичных баллов, за 20-е задание на выемку из текста и попутное исправление лексической ошибки – 1 балл. А в сочинении есть целых два критерия, связанных с речевыми и грамматическими нормами, которые в сумме дают 4 балла. Итого: 10 первичных баллов! Это почти одна пятая всего результата. Поэтому для успешной сдачи экзамена по русскому языку необходимо твердо знать разновидности грамматических ошибок (а их больше 30!) и уметь отличать лексические ошибки (грамматически не мотивированные отклонения (пример: главная суть – лексическая избыточность)) от средств выразительности (грамматически мотивированные отклонения (пример: плачут тучи – олицетворение)).

Также возьмем, к примеру, 26-е задание, то есть сочинение. Здесь важно быть очень внимательным, чтобы распознать проблему, скрытую автором в тексте. Если проблема будет сформулирована неверно, то придется распрощаться с 4 первичными баллами: одним за первый критерий и тремя за критерий о комментарии проблемы. С комментарием тоже все не просто: одной внимательностью здесь не обойдешься. Для получения за него трех баллов нужно иметь крайне ясное представление, как он должен выглядеть. Необходимо помнить, что это не пересказ текста, а ответ, почему проблема выглядит такой важной для автора. И, конечно, две иллюстрации из текста! Если их нет, можно рассчитывать лишь на один первичный балл, что от незнания со стороны школьников происходит плачевно часто. Именно поэтому крайне важно знать все особенности и критерии оценивания экзамена.

Можно сделать вывод, что главные ловушки на экзамене создают себе сами сдающие: это невнимательность и незнание формата экзамена. Рецепт борьбы с этими ловушками один: необходимо изучить все кодификаторы и критерии оценивания экзаменов и отточить решение всех типов задач. На наших курсах программы выстроены таким образом, чтобы на каждый вид задач был выделен хотя бы один полноценный урок, что существенно уменьшает риск потерять балл из-за невнимательности или отсутствия опыта решения.

Желаем удачи на экзаменах и поступить в лучшие вузы!


    "союз", "союзное слово" и "местоимение".
  • Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический.

Например:

Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят .

  • В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Союзное слово КОТОРЫЙ может быть и подлежащим, и дополнением в придаточной части сложного предложения. Подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

  • Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча.

(Что немилосердно жгло голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее ).

  • Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода.

(Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в д.п. ) . Следовательно, это дополнение ).


Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ.

  • ЖЕ , союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром.
  • ЖЕ , усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность.

Когда ЖЕ ты позвонишь?

  • Усиливает значение перво го или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ).

Ну и силён ЖЕ ты, парень.

  • Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи.

Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.


При двойных (сопоставительных союзах) запятая ставится ТОЛЬКО перед второй частью союза!

как... , так и не только... , но и не столько... , сколько не так... , как хотя и... , но не то что(бы)... , но (а) если не... , то


Лететь, греметь, свистеть, гореть, звенеть глаголы 2-го спряжения.

  • Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на - ить , кроме брить , зиждиться, зыбиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
  • Если же личные окончания глагола ударные , то спряжение определяется по окончаниям ; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь) , а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь) .
  • Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят , а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

  • блеять
  • лелеять
  • веять
  • маяться
  • выменять
  • надеяться
  • выровнять
  • реять
  • затеять ЯТЬ!!! (1 спр)
  • кашлять Но КЛЕ ИТЬ !
  • таять
  • каяться
  • хаять
  • кланяться
  • чаять
  • лаять
  • сеять

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

В номере душно (сказ.).

Соловей пел звонко (обст.).

  • Слова категории состояния -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам.

Мне грустно (СКС). – Девушка грустн а (прил.). – Повествование грустн о (прил.).


Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.


Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом:

по прибыти и ,

по завершени и ,

по приезд е ,

по прилёт е.


Обратите внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы НЕ !

Частица не пишется раздельно:

  • а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: ни кому не нужная вещь , ни когда не встречающаяся ошибка ;
  • б) если НЕ входит в состав усилительных отрицаний далеко не , отнюдь не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , предшествующих существительному, прилагательному или наречию: он вовсе не друг, далеко не лучший выход , отнюдь не справедливое решение и т.д.
  • При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я , не этот , не иной , не такой , не иначе , не так .
  • При усилительных наречиях: не очень , не вполне , не совсем .
  • Раздельно пишется выражение не раз .
  • При неизменяемых словах, выступающих в предложении в качестве сказуемого: не надо , не прочь , не жаль .
  • При всех словах, пишущихся через дефис: сказано не по-русски ; поют не по-старому .

Скучаю по вам или скучаю по вас ?

С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему.

Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например:

скучали по нас, скучаем по вас .


Собирательные числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек ): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они : их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими ) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах ), а числительное обе ( обеих, обеим, обеими ) - только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям ).

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:

ехать - поезжай (- те ); лечь - ляг (- те );

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- - только с приставкой (положить , выложить и т.п.);

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др.

В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.


Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом возможна, если слово который, являющееся второстепенным членом предложения, стоит в В.п. без предлога :

Подруга привезла мне альбом, который купила в Париже.

(Подруга привезла мне альбом, купленный в Париже ).


Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия

По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени.

  • Если от существительного - это прилагательное: Ночь ( какова ) темнее прежней.
  • Если от глагола - это наречие : Он пошёл ( как ) быстрее.

Союз и и частица и

  • Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы.
  • Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным - в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым:

А отец - то что ж ? Так и не простил ! (Дост.); Он понял , что ... пришел конец , совсем конец , а сомнение так и не разрешено , так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но:

Так (наречие) и вчера шёл дождь.


  • наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно .
  • К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

Прилагательное, СКС и частица

  • Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто .
  • К частице вопрос задать невозможно.

Он просто перестал писать домой.


Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!

Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные !

В предложениях они являются частью сказуемого. Например:

Готов ждать , но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.


ЭТО – местоимение или частица?

МЕСТОИМЕНИЕ, если указывает на

  • что-н. близкое в пространстве или времени, находящееся в непосредственной близости, прямо перед глазами: Покажи мне ЭТО озеро.
  • что-н., предварительно, недавно, только что упомянутое в речи:

В ЭТО время и произошло событие, о котором мы расскажем.

  • явление, предмет, о к-ром идет речь, к-рый находится перед глазами, о к-ром говорят. ЭТО был мой давний друг. Свидетель, поясните суду, как всё ЭТО случилось. ЭТО просто чудо!

ЧАСТИЦА, если

  • подчеркивает, усиливает предшествующее вопросительное местоимение или наречие, образуя с ним как бы сложное вопросительное местоимение или наречие:

Как ЭТО так? Кто ЭТО пришел? Что ЭТО ты так весел? Куда ЭТО он поехал?

  • указывает на связь подлежащего со сказуемым:

Сахалин – ЭТО уникальный остров.

  • Можно заменить синонимом только :

ЭТО родители могут позволить себе быть по-настоящему строгими с детьми.


Способ разграничения союзов и союзных слов

 Союзное слово можно заменить существительным, другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец. (Ср.: Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец. )

 Союзное слово можно заменить другим союзным словом: Это был дом, что построил мой отец.

 Союзные слова имеют лексическое значение. (См. предыдущие примеры).

 Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах - это дополнение).

 На союзное слово падает логическое ударение: Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

 Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь.

Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно опустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришёл. - Мы видели: ты пришёл.


Всегда раздельно пишутся следующие предлоги:

в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.


ВНИМАНИЕ!

Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени , так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу ( Ч.) - лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу.

Такие предложения относятся к двусоставным неполным!


Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него?

Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить – дополнение (приказал – командир , разгружать будет кто-то). Это словосочетание.

В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я, летать буду – я).


Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который , то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который - нет.

Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _ была обречена в этом поле. (В. Быков )

Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.


Если однородные члены предложения, однородные причастные и деепричастные обороты, однородные придаточные соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится!

Например:

Чистота и уют царили в доме.

Сверкая на солнце и весело переливаясь, ручьи неслись к реке.

Река, вышедшая из берегов и затопившая село, успокоилась.

Теплота , с которой дочь говорила о своей матери и которая освещала её лицо , невольно привлекала внимание.


Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий второстепенный член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится:

В гостиной горели свечи и слышались весёлые детские голоса.

Здесь льют колючие дожди и бушуют злые ветры.


Запятая на стыке союзов!

И когда… , то

И если… , так

Что если… , то

Что когда… , то

Что хотя… , но

Но если… , то

Но так как… , то

Стык союзов → то/ но / так → запятой нет!

Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.

Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.


Придаточные изъяснительные

прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

  • с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.;

2) с помощью любых союзных слов;

3) с помощью союза-частицы ли.

Обратите внимание на

3-ий способ!

Туристы не знали (о чём?), смогут ли они засветло добраться до базы.


Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда .

  • Я знала, когда он приедет (когда - союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие - когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет . )

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Из разговора Андрей понял, где произойдёт встреча.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: (где?) – союзное слово где (наречие) . Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос: произойдёт. Таким образом, выписываем словосочетание

где произойдёт.


  • В сочетаниях слов с неодушевлённым существительным типа два дома числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
  • В сочетаниях слов с одушевлённым существительным (два друга) во всех падежах, кроме именительного, вид связи – согласование; в именительном – управление.

Компоненты словосочетания могут быть расположены дистантно, т.е. отдалённо друг от друга!

Найдите с/с со связью управление.

Антон позвонил своему давнему доброму другу.

В данном случае объединить слова в с/с поможет вопрос: позвонил (кому?) другу.


НЕ являются словосоче-таниями!

(см. следующий слайд)


Грамматическая основа предложения

Дождь идет.

Однородные члены предложения

Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д.

Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным

Возле сада ( возле - предлог); также смеялся ( также - союз); будто в сказке ( будто - частица);

Фразеологизмы

Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки

Составные глагольные сказуемые

Начал петь, хочу верить, продолжал говорить

Составные именные сказуемые

Считался погибшим, является больным

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Менее красивый, самый добрый, всех лучше

Вводные словосочетания

Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.